Меню

Апостольские правила. Апостольские правила 15 апостольское правило

Виды крыш

Зонара . Шестое правило халкидонского собора предписывает не рукополагать никого без назначения, но в епископию, или в какую-нибудь церковь, или в монастырь. Следовательно рукоположенному таким образом, если оставит церковь, клириком которой наименован и уйдет в другую, это правило запрещает священнослужение и особенно если будучи призываем, не возвратится. Но приобщаться ему, как мирянину позволено. И 16-е правило первого собора и 5-е четвертого говорят тоже.

Аристен. Всякий клирик, ушедший из своей области, и живущий в чужой, если будет убеждаем от епископа но не возвратится, должен быть лишен общения.

Если кто бы то ни было из клира, оставив свою область, ушел в другую и не возвращается и притом даже призываемый своим епископом, таковой не должен служить. А если продолжает упорствовать в таком бесчинии, должен быть извержен. Впрочем он должен иметь там общение 

как мирянин. Ищи еще третье правило антиохийского собора.

Вальсамон . Шестое правило халкидонского собора предписывает рукополагать клириков не без назначения, но в епископию, или к церкви, или в монастырь. И без ведома начальствующего над ними не могут они уходить в другую епархию и исполнять там свои обязанности в качестве клириков. Того, кто делает что-нибудь такое, правило подвергает отлучению; а особенно если призывают, а он не хочет возвратиться в прежнюю его область. Впрочем жить таковому в другом городе, как мирянину, правило не запрещает. Ищи еще 16-е правило 1-го собора и 5-е правило 4-го. Итак заметь, что для клирика, желающего жить в другом пределе и действовать в качестве клирика необходимо не только представительное письмо, но и увольнительное письмо от епископа, которым он причтен к клиру. Если же он не представит такового письма, то ему должно быть запрещено служение. Ищи еще 17 правило трулльского собора.

Славянская кормчая . Причетником своему епископу повиноватися .

Всяк причетник оставль свою землю, и на чюжей живый, и от своего епископа молим, не возвратится, непричастен.

Толкование . Аще который пресвитер, или диакон, или ин кто священнического чина, оставль свою землю, и на иную страну отшед, и не восхощет возвратитися, и начнет звати его свой ему епископ, и той аще не послушает его, да не служите. Аще же не возвратится покаявся, но пребывает в таковом бесчинии, да извержется от сана, и тако пребывая яко простой человек да причащается. И о сем ищи правила 15 и 16, иже в Никеи первого собора, и пятого правила, иже в Халкидоне собора, и третьего правила, иже во Антиохии собора.


Страница сгенерирована за 0.26 секунд!

Что такое апостольские правила? Это основополагающий монумент законодательства всемирной Церкви. По мнению некоторых исследователей, «Правила святых апостолов» написаны неизвестным автором. Тем не менее римско-католическая, православная и многие протестантские церкви признают за данным документом апостольский авторитет.

Вообще апостольские правила, так же как и «Учения двенадцати апостолов», считаются одним из важнейших трудов ранних столетий Церкви. Они свидетельствуют о том, что принципы церковного бытия, которые мы используем сейчас, восходят неизменными к её первым столетиям (тогда молельни вели полукатакомбный образ жизни). Кстати, некоторые протестантские общества по безрассудству или гордыне считают нынешнюю систему организации бытия верующих навязанной властями либо устаревшей.

Дата создания

Когда же были созданы апостольские правила? Интересно что датировка их написания неизвестна, но учёные предполагают, что они появились в конце второго или начале третьего века: возможно, вскоре после трёхлетнего гонения Деция. В отличие от «Поучения», данный документ до сих пор применяется в православных церквях Востока.

Известно, что апостольские правила формально не относятся к корпусу «Священного предания», но владеют несомненно высоким авторитетом, следующим сразу за вердиктами Вселенских Соборов.

Появление и значение в Церкви

Итак, правила учеников Иисуса Христа относятся к наиболее ранним церковным мифам. Христианство только зародилось, а они уже имели колоссальный авторитет как начертанные апостольские легенды. Интересно, что I (Никейский) Всемирный собор ссылается на данный документ как на нечто общеизвестное, так как очевидно, что других правил до его появления не существовало.

Здесь первое правило ясно повторяет 21-е апостольское, а второе - 80-е правило. 341 года многие свои законы базирует на апостольских трудах. Второе правило Шестого Всемирного Собора подтверждает достоверность этих документов, провозглашая, что «85 правил апостольских отныне должны быть тверды и нерушимы».

Вообще христианство считало, что особая важность трудов христовых учеников заключена не только в их древности и высокоавторитетном происхождении, но и в том, что они содержат почти все наиважнейшие канонические нормы. Ценность их возросла в тот момент, когда они были дополнены и развиты Поместными и и церковными Отцами.

Сущность бумаг

О чём повествуют правила апостолов?

  • О хиротонии: епископа двумя епископами либо тремя (1), а священника либо диакона - одним епископом (2).
  • Об отторжении от сана: за чужие предметы на алтаре (3), за выдворение жены (5), мирские заботы (6), за безосновательный отказ от причастия (8), за свершение молитв с еретиками (11, 45), клятвопреступление, блудодеяние и воровство (25), рукоприкладство (27, 66), за приобретение власти с помощью мирских правителей (30), за свершение таинств без ведома епархии (35), азартные игры и алкоголизм (42), за отречение от Христа (62), за участие в праздниках с иудеями (70).
  • Об отлучении мирян: за преждевременный уход со службы (9), за свершение молитв с еретиками (10).
  • Служение запрещается: кастратам (21) и двоеженцам (17), слепым и глухим (78), военнослужащим (83), отлучённым от служения (32).
  • Характеристика списка библейских книг (85), в который включены 42 ветхозаветные книги и 28 (или 36, если учитывать те, которые запрещено публиковать) книг без Апокалипсиса.

Канонический статус

Апостольские правила с толкованиями доступны для изучения каждому человеку. Второе Правило Трулльского Собора определило труды апостолов на первое место среди канонических бумаг: оно признаёт документы учеников Христовых. Также их признаёт и Православная Церковь Востока. Но Церковь римлян соглашается с каноническим авторитетом лишь первых пятидесяти правил.

Это же правило № 2 корректирует 85-е апостольское правило, которое описывает каталог книг и трудов канонических. Оно изымает из них письма Климента, не привлекая на себя строгую критику, ради сбережения аутентичности апостольской легенды.

Правило 25

Итак, рассмотрим 25 апостольское правило. В нём говорится, что епископ, или диакон, или пресвитер в клятвопреступлении, или в разврате, или в воровстве обличённый, будет лишён священного чина. Но от общения церковного его нельзя отлучать. Ибо в писании сказано: за едино дважды не отмстиши (Наум 1:9). Это же относится и к пономарям.

Согласитесь, 25 апостольское правило весьма интересно по своему содержанию. Вообще, всё то, что препятствует вступлению известной особы в священный сан, конечно же, должно и лишать её этого сана. Какие особенности должно иметь духовное лицо, всем известно. Точно так же все осведомлены об изъянах, которых не могут иметь священники. Какие у духовных лиц существуют наиглавнейшие недостатки? На первом месте находятся такие, которые чернят доброе имя, столь важное для батюшек.

А какие недостатки порочат репутацию священнослужителей? Именно те, которые нетерпимы и у мирян: они подвергают их строгости карательного закона. Данный апостольский закон упоминает три преступления, в которые по несчастию может впасть духовный человек - кража, блудодеяние и клятвопреступление. Об этих и иных провинностях, которые может совершить священник, упоминается и во многих иных правилах, о чём рассказывается в соответствующих толкованиях их. Как говорилось ранее, если духовное лицо впадает в указанные грехи, оно не заслуживает священного сана.

Итак, данное правило гласит, что священнослужители и церковнослужители, уличённые в упомянутых беззакониях, должны лишаться того положения, которое они приобрели через хиротесию и хиротонию. Но одновременно это же положение говорит, что их отлучать от общения с церковью не нужно. Оно оправдывает своё предписание словами Святого Писания (Наум.1:9).

В толковании пятого апостольского правила говорится о различных наказаниях, установленных для батюшек за совершённые ими грехи. И там же трактуются извержение и отлучение - эти наказания считаются наиболее тяжкими. Для духовных лиц практикуется извержение из священного сана, а для простых людей - отлучение от церковного общения.

Кстати, апостольские правила для миряндолжны преподноситься так же, как и для духовных лиц: в поучениях, проповедях и с помощью книг.

Отлучение, о котором рассказывает пятое предписание, не нужно расценивать как кару для духовных лиц. Его нужно трактовать как наказание для мирян, в противном случае рекомендации этого правила не имели бы смысла. Необходимо сей закон понимать так, что священник за известные оплошности лишается духовного сана и превращается в мирянина, имеющего право участвовать в церковном общении. И лишь позднее, совершив подобный проступок как мирянин, он отлучается от церковных разговоров.

Кстати, извержение для священнослужителя является самой тяжёлой карой. Интересно, понятие о христианском милосердии предусматривает добавление к этому наказанию ещё одного? А именно: лишение виновного права участия в собраниях верующих? Впрочем, данный закон снисходителен лишь к тем провинностям, которые упомянуты только в этом документе. Ведь в 29 и 30 правиле упоминаются и иные грехи, за которые преступники несут двойное наказание - извержение и отлучение. Например, за симонию или за получение епископского сана с помощью мирских властей.

Вообще апостольские правила с толкованиями являются весьма интересным чтивом. Так, по определению Григория Нисского, о котором упоминается в четвёртом правиле, блудодеянием называется не оскорбляющее иных удовлетворение похотливого желания с какой-либо персоной. Отсюда следует, что разврат можно совершить с человеком, который не связан браком и никому не принадлежит по закону. Поэтому такая оплошность не наносит оскорбления третьему лицу, то есть мужу или жене. Данным нюансом блудодеяние и отличается от прелюбодеяния, которое другому человеку причиняет зло и оскорбляет его.

Фактически прелюбодеянием называют незаконную связь с чужой женой или с чужим мужем. Правила Василия Великого (38, 40, 42) блудодеяние представляют более широко: этим именем называют все браки, заключённые против воли старших.

Необходимо отметить, что апостольские правила о браке рассказывают много интересного. Конечно же, блудодеяние считается меньшим грехом, чем прелюбодеяние. Ведь, по словам того же Григория Нисского в упомянутом правиле, блуд является преступным удовлетворением похотливых желаний. Прелюбодеяние же, кроме всего прочего, содержит оскорбление другого, вследствие чего и наказывается строже. Осуждение блудодеяния у священников, выраженное в данном документе, основывается на Святом Писании (1 Тим. 3:2,3; Тит. 1:6).

Вторым преступлением, которое осуждает данное правило, является нарушение клятвы. Так, если какой-либо священник нарушит некую клятву, произнесённую по какому-либо важному вопросу именем Бога, то далее должен подтвердить суд. И если судьи выяснят, что клятва действительно нарушена, то грех этот будет тем тяжелее и преступнее, чем торжественнее был провозглашён сей обет, и чем важнее был случай, при котором он был дан и наоборот (Вас. Вел. 82 пр.). Этот грех весьма сурово наказывается и среди мирян. Многим теперь понятна строгость данного закона по отношению к батюшкам за то же преступление. Ведь они, кроме всего прочего, послужили бы соблазном для верующих, оставаясь служить истине, в то же время утопая в неправде.

В этом правиле подразумевают под кражей тайный захват имущества другого человека. Если некто присвоил предмет, являющийся церковным достоянием, то такое воровство относится к иному типу преступлений и наказывается иначе (Ап. 72; Двукр. 10; Григория Нис. 6,8).

Правило 51

Апостольское правило 51-е говорит нам о следующем: если диакон или епископ, или пресвитер, или какой-либо священник отворачивается от вина, мяса либо брака не ради необходимого поста, но по причине глумления, то что с ним произойдёт? Ведь данное лицо забыло, что всё добро зело! Что Господь, создавая человека, сотворил мужа и жену неразлучными! Фактически оно клевещет на божье создание! Данный документ гласит, что такой священник должен либо исправиться, либо будет лишён священного чина и отлучён от Церкви. Такое же наказание предусмотрено и для мирянина.

И действительно, молельни всегда одобряли воздержание и даже рекомендовали его в дни поста. Но настоящий закон направлен против тех древних еретиков, которые гнушались некоторых видов пищи, вина либо мяса, видя в них нечто нечистое, и отвергали брак.

Правило 42

Апостольское правило 42-егласит, что если пресвитер, епископ или диакон предан игре либо пьянству, да будет он извержен и да престанет. Толкование данного документа идентично толкованию 43-го правила, которое гласит, что если чтец, певец или иподиакон будет вытворять подобное, он будет отлучён. Это же относится и к мирянам.

И в 42, и в 43 правиле говорится об одной и той же вещи, а именно: о воспрещении игр и пьянства. Закон утверждает, что если лица, предавшиеся сим грехам, проявят настойчивость и после получения советов со стороны старших, то следует их лишить священного сана, если то будут священники. Если же такую оплошность допустят миряне либо церковнослужители, их следует отлучить от святого причащения. Вообще, священников обычно предварительно лишали службы, занимаемой ими в храме. Отлучали их от святого причащения лишь после того, как они прекращали быть чтецами, иподиаконами либо певцами.

Под игрой, упомянутой в этом документе, следует понимать разного рода азартные игры (например, в карты), в процессе которых человек стремится отнять у партнёра как можно больше денег. Некоторые игроки по своей воле обрекают на гибель либо собственные сбережения, либо сбережения своей семьи. Это своего рода кража, за которую 25-е правило учеников Христовых рекомендует извержение духовного отца, уличённого в ней. 42-е правило точно так же предписывает извержение каждого склонного к азартным играм.

Правило 45

45 апостольское правилогласит, что если пресвитер, епископ или диакон молится лишь с еретиками, да будет отлучён. Если же разрешит им поступать как церковным служителям, то да будет извержен.

В первом правиле святой Василий Великий говорит, что в старину еретиками называли людей, совершенно отторгшихся от Православной Церкви. По его определению, ересь является явной разностью в самой божьей вере. Десятый апостольский закон запрещает молиться совместно с отлучённым от Церкви за какой-либо тяжёлый грех. От Церкви всегда отделяют людей, не принимающих её догматического учения и противящихся ему.

Поэтому клирик либо епископ, творящий совместно с еретиками молитву, подвергается отлучению: таким лицам запрещено священнодействовать. Однако наиболее тяжёлой карой - извержением, то есть лишением сана, может быть наказан клирик либо епископ, допустивший еретиков к таинствам Церкви как её служителей.

Современным примером такого нарушения правил служит допущение католическим или протестантским священником к совершению венчания своего прихожанина вместо себя. Некоторые батюшки разрешают прихожанам принимать причастие от инославного духовника: такие действия также наказываются. Данный нюанс 45 правила дополняется следующим за ним 46 предписанием.

Правило 64

О чём повествует 64 апостольское правило? Данный документ предупреждает, что если кого-либо из клира увидят постящимся в божий день либо в субботу (Великая Суббота не учитывается), да будет извержен. Если же мирянина застанут за таким делом, его отлучат.

Вообще степень разрешения поста в воскресные и субботние дни определена в церковном уставе. В этот период разрешается употреблять вино, елей и пищу после литургии, без продолжения поста до трёх четвертей дня.

Правило 69

А 69 апостольское правило говорит, что если пресвитер, или епископ, или чтец, или певец, или иподиакон, не соблюдает пост в святую четыредесятницу перед пасхою, или в среду, или в пяток: да будет извержен. Но если мирянин допускает такую оплошность: да будет отлучён. Отказаться от поста в данном случае может лишь человек, имеющий немощи телесные.

И напоследок необходимо добавить, что, по мнению Златоуста и Василия Великого, бог сотворил пост ещё в раю. Именно тогда он запретил людям вкушать от запрещённых плодов.

15. Апостольские правила о браке

Поскольку брак вводился пришедшими к власти апостольскими христианами, то в качестве образца, ими, естественно, были взяты АПОСТОЛЬСКИЕ ПРАВИЛА о браке. Что привело к сильной ломке привычных понятий, господствовавших в тогдашнем обществе.

Надо сказать, что сами апостолы вводили правила брака ТОЛЬКО ДЛЯ ПРИЧТА – то есть, для церковнослужителей. О браке мирян в апостольских правилах почти ничего не говорится, см. ниже. И это понятно. Желания мужа и жены могут разойтись и тогда судьей должен выступать тот, кто способен ПРИНУДИТЬ обе стороны к выполнению тех или иных правил. Другими словами, установление брака подразумевает наличие ВЛАСТИ. На чисто добровольных началах, за редким исключением, нельзя установить брак. И апостолы это прекрасно понимали. Поэтому и установили правила брака, в первую очередь для церковнослужителей, то есть для людей, ЗАВИСИМЫХ от Церкви. Не выполняешь правила – тебя лишают священного сана, после чего прежние правила тебя уже больше не касаются. Все просто и понятно. А вот заставить следовать своим брачным установлениям мирян апостольская Церковь смогла лишь тогда, когда стала ГОСУДАРСТВЕННОЙ и государство передало ей часть своих властных полномочий. Это случилось после принятия апостольского христианства в Империи, в конце XIV века.

Приведем полный список всех апостольских правил, касающихся брака. Обратите внимание, что почти все они относятся к причту, то есть к церковнослужителям. Всего известно 85 апостольских правил, из которых касаются брака следующие:

«Правило 5. Презвитеръ или дiаконъ, аще помощницу свою изженетъ, да отлучитъся. Аще же не введетъ паки, да извержется» , лист 2.

К мирянам это правило не имеет отношения. Толкование к правилу поясняет, что под «помощницей» здесь подразумевается жена. В этой связи отметим, что жены апостолов в церковном предании именуются их «помощницами», «споспешницами», «подругами», но не женами. Например, на 17 мая ст. ст. в Святцах читаем: «Св. апостола Андроника, единаго от 70-ти и Июнии, ПОМОЩНИЦЫ его» ; см. также , л. 153. Вероятно, это связано с тем, что освященный брак и связанное с ним понятие законной жены были введены позже.

«Правило 17. Несвященъ всяк двоеженецъ, или наложницу питея» , лист 4.

Это апостольское правило запрещает священнодействовать, то есть служить в церкви, двоеженцу или содержащему наложницу. Мы не будем здесь заниматься разбором толкований, что такое «двоеженец». Отметим лишь, что это правило относится только к священникам. Оно не упоминает мирян.

«Правило 18. Пущеницу или рабу, или вдовицу, или плясицу поимъ, не священникъ есть» , лист 5.

Это апостольское правило тоже относится только к священникам и запрещает им жениться на разведенной женщине (пущенице), вдове или артистке («плясице», плясунье). Миряне в нем не упоминаются.

«Правило 19. Непрiидетъ в причетъ, иже две сестренице, или сестричну поимъ» , лист 5.

Это апостольское правило запрещает человеку, взявшему в жены сестер, или же женившемуся на своей сестре, быть членом причта. То есть – служить в церкви. Про мирян ничего не говорится.

«Правило 25. Въ блуде бывъ святитель, или въ клятве, или въ татьбе (воровстве – Авт.), да извержется, а не отлучится. Глаголет бо писание, не отмстиши дващи (дважды – Авт.) вкупе» , лист 6.

Это апостольское правило требует извергнуть из священного сана епископа или священника, уличенного в блуде, в клятве (то есть, если он поклялся в чем-то) или в воровстве. При этом, апостолы запрещают отлучать его от церкви. Таким образом за внебрачное сожительство (блуд) полагался просто перевод из разряда священнослужителей в разряд мирян. Как и за воровство или клятву, например, за принесение присяги. Опять-таки, это правило не касается мирян.

«Правило 26. Въ причетъ прежде брака пришедшимъ, велимъ четцемъ и певцемъ, аще хотятъ, да женятся» , лист 6–7.

Это апостольское правило разрешает церковным чтецам и певчим по их желанию жениться уже после их поставления, то есть после прихода в церковный причт. В этом отличие чтецов и певцов от священников и дьяконов. Последние должны были жениться ДО поставления, как гласит следующее правило:

«Правило 27. Несть достойно презвитеру или дiакону по поставленiи женитися, но прежде священiя к браку приходити, и потомъ прiяти таковый санъ. Токмо же единемъ чтецемъ и певцемъ, прежде освященнымъ бывшимъ, сиречь, поставленнымъ в той чинъ, и потомъ жениться подобаетъ» , лист 7.

Оба правила не касаются мирян.

«Правило 48. Мирскiй человекъ жену свою пустивъ, и другую поимъ, или пущеницею оженився, да отлученъ будетъ» , лист 13.

На этот раз апостольское правило относится к мирянам и запрещает им, под угрозой отлучения от церкви, менять одну жену на другую и жениться на разведенной. О церковном браке здесь ничего не говорится. При этом, из истории церкви хорошо известно, что данное правило в том безусловном виде, как оно здесь высказано, НЕ ВЫПОЛНЯЛОСЬ. Во-первых, существовал церковный развод (в Русской Православной Старообрядческой церкви он до сих пор существует). Во-вторых, приведенное в Кормчей толкование данного правила ограничивает его применение только теми случаями, когда при разводе нарушены светские законы: «Аще который мирскiй человекъ КРОМЕ ЗАКОНОМЪ ПОЛОЖЕНЫХЪ ВИНЪ свою жену пуститъ, и иную поиметъ, или пущеною от своего мужа оженится, да будетъ отлученъ» , лист 13.

«Правило 51. Всякъ причетникъ и мирскiй человекъ вина, или мясъ, или брака гнушаяся, аще токмо не воздержанiя ради, аще не исправится, отверженъ» , лист 13–14.

Это апостольское правило также касается мирян и воспрещает им гнушаться брака (наравне с вином и мясом). В толковании к правилу разъясняется, что под браком здесь имеется в виду сожительство супругов, а не церковное освящение этого сожительства: «Толкование. Епископъ или презвитеръ, или дiаконъ, или всякъ священническаго чина, вина, или мясъ, или брака гнушаяся, не воздержанiя ради, но ненавистiю мерзска творя я» (его – Авт.) и на вредъ души, забывъ писанiя глаголющаго, яко вся добра зело. ничто же бо от сотворенныхъ богомъ зло; и паки, яко мужа и жену сотворилъ есть богъ человека. Но аще хуля оклеветаетъ тварь божiю, да исправится, укоряя и похуляя себе. аще ли же ни, да изверженъ будетъ и до конца отриновенъ от церкве: такоже и мирскiй человекъ» , лист 14.

«Правило 61. Верный обличенъ бывъ в любодеянiи, или в блуде, или во иныхъ гресехъ, не будетъ причетникъ» , лист 17.

Это апостольское правило запрещает принимать в причт православных христиан («верных»), которые были замечены в прелюбодеянии, блуде или других грехах. К мирянам оно не относится.

«Правило 67. Нужду сотворивъ девице, да отлучится, и да имать ю» (ее – Авт.), аще и убога есть» , лист 19.

Это апостольское правило требует отлучить от церкви любого, кто совершил насилие над девушкой. Оно также требует от насильника, безусловно, взять в жены изнасилованную – даже в том случае, когда она «убога». Но если насильник уже женат? Этот случай не оговаривается. Что, при буквальном толковании данного правила, означает многоженство, по крайней мере, для тех, кто отлучен от церкви. Ведь, согласно правилу, насильник обязан взять в жены изнасилованную им женщину В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ. Даже, если он уже женат.

Это – все, без исключения, апостольские правила, имеющие хоть какое-то отношение к браку. В целом, они говорят сами за себя и достаточно ясно обрисовывают христианский брак времен апостолов. Обратите внимание на полное отсутствие упоминаний о каких-либо церковных обрядах, связанных с браком. Кроме того, количество браков (жен) апостолы ограничивают лишь для СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ. Которым предписано иметь только одну жену, см. правило 17 выше. Для мирян в этом смысле ограничений не вводится.

Конечно, нам могут сказать, что апостольские правила дошли до нас в искаженном виде. Возможно. Но, скорее всего, в основе этих правил все-таки лежат древние постановления XII века, исходящие от апостолов, учеников Христа.

Энциклопедический Словарь Брокгауза и Ефрона сообщает следующее. «Основа их (апостольских правил – Авт.) имеет очень древнее происхождение, но многие части добавлены были впоследствии… Греческая церковь к 50-ти правилам, принятым римскою церковью, присоединяет еще 36, так что число всех апостольских правил простирается до 85» , статья «Апостольские постановления».

Отметим, что с точки зрения Новой хронологии, последние 35 правил, отсутствующие в римской церкви, но присутсвующие в русской и греческой, скорее всего, появились после османского завоевания Константинополя в 1453 году. Напомним, что Ватикан и римская церковь были основаны беглецами из Константинополя около 1453 года, см. нашу книгу «Ватикан».

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Избранные произведения о духе законов автора Монтескье Шарль Луи

ГЛАВА II О браке Естественная обязанность отца кормить своих детей послужила поводом к установлению брака, указывающего на лицо, которое должно нести эту обязанность. Народы, о которых говорит Помпоний Мела, определяли отцовство лишь на основании сходства.У

Из книги История свадеб автора Ивик Олег

Дума о браке. Россия многонациональная Все, наверное, помнят знаменитую фразу из кинофильма «Кавказская пленница»: «Мне теперь из этого дома есть только два пути: или я ее веду в 3АГС, или она меня ведет к прокурору». Действительно, в советское время за похищение невесты

Из книги Запросы плоти. Еда и секс в жизни людей автора Резников Кирилл Юрьевич

Секс до брака и в браке Сексуальные отношения в современной Японии имеют мало общего с Японией прошлого. Исчезло деление на сословия: большая часть японцев принадлежит к «среднему классу» со сходной системой ценностей и образом жизни. Для японских школьников главной

Из книги Миф о Марии Магдалине автора Старберд Маргарет

7. Возлюбленная в браке И я увидел Святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. Откр. 24:2 В книге философа-психолога Карла Густава Юнга «Ответ Иову» утверждается: мы должны вернуть невесту Иисуса-человека в

Из книги История людей автора Антонов Антон

20a. О шведской семье и первобытном браке Классическая теория, идущая от Моргана и Энгельса, гласит, что из промискуитета выкристаллизовался групповой брак и лишь значительно позже он переродился в брак индивидуальный.С промискуитетом и матриархатом мы уже разобрались,

автора Поснов Михаил Эммануилович

Апостольские каноны. Так называемые «апостольские» каноны составляют конец 8-ой книги Апостольских Постановлений (глава 47) и приписывают себе, как и Апостольские Постановления, апостольское происхождение, при посредстве Климента Римского. Апостольское происхождение

Из книги История Христианской Церкви автора Поснов Михаил Эммануилович

Так называемые Апостольские Постановления. «Постановления святых апостолов» (???????? или?????????) - этим именем нвзывается церковно-юридический сборник, в котором различаются три части. Первая часть обнимает 6 первых книг и представляет расширенную обработку дидаскалии.

Из книги Социализм как явление мировой истории автора Шафаревич Игорь Ростиславович

1. Дольчино и «Апостольские братья» Основателем секты «Апостольских братьев» был молодой крестьянин из-под Пармы Герардинус Сегарелли. Рассказы современников рисуют его отчасти мужичком себе на уме, отчасти - придурковатым, но судя по его успеху, в нем были и какие-то

[Правила Святых Апостолов; греч. Κανόνες τῶν ἁγίων ̓Αποστόλων], древний сборник канонического содержания, значение к-рого в жизни Церкви исключительно велико: А. п. рассматриваются как часть апостольского Предания, ибо они точно выражают учение, переданное апостолами своим преемникам, находятся в полном согласии с учением, содержащимся в канонических книгах Свящ. Писания, и соответствуют церковной практике, представленной в сочинениях мужей апостольских и их ближайших преемников, наконец, церковными Всел. Соборами за ними признается апостольский авторитет (Трул. 2; VII Всел. 1). А. п. открывается канонический кодекс правосл. Церкви.

Еще ученые кон. XIX - нач. XX в. считали, что невозможно найти точные данные о времени появления А. п. (Никодим [Милаш], еп . Право. С. 89), как невозможно признать, что они получили начало непосредственно от апостолов (Суворов . Право. С. 145). Впрочем, непосредственное авторство апостолов отрицает и Трул. Собор. В Ап. 85 говорится об «Апостольских постановлениях» , причем «постановления, изреченные через Климента в восьми книгах» ставятся составителем в один ряд с книгами Свящ. Писания, «откуда видно, что автор правил заинтересован в том, чтобы обеспечить за постановлениями авторитет подлинно апостольского произведения, - этот интерес говорит за то, что и правила, и постановления принадлежат одному и тому же лицу» (Суворов . Право. С. 146). Ряд текстовых совпадений также дает основание полагать, что А. п. были составлены после Апостольских постановлений и что последние послужили для них источником (47-я гл. VIII кн. «Апостольских постановлений» содержит «Правила Святых Апостолов»; см. совр. исследование М. Месже об Апостольских постановлениях - Metzger . T. 3: Introd. § 500-505; см. также: Павлов . Право. С. 48-49). Кроме того, и др. главы «Апостольских постановлений» содержат тексты, точно соответствующие А. п., напр.: «А я, Симон Кананит, постановляю, сколькими должен рукополагаться епископ. Епископ да рукополагается тремя или двумя епископами. Если же кто рукоположится одним епископом, то да будет извержен и он и рукоположивший его» (Апост. постан. VIII 27) и «Епископа да поставляют два или три епископа» (Ап. 1). «Нет сомнений, что значительная часть Ап. правил содержит в себе нормы, сохранявшиеся в церковной практике от времен апостольских. Но нельзя отрицать и того, что некоторые из них принадлежат временам гораздо позднейшим. Таково, например, 30-е правило, запрещающее домогаться епископства при помощи светских властей, или 37-е правило, предписывающее, чтобы в каждой провинции дважды в году собирались церковные Соборы,- ясно, что то и другое правило могло произойти только в те времена, когда Церковь вступила уже в союз с римским государством, т. е. при первых христианских императорах, или, что то же, не раньше половины IV века» (Павлов . Право. С. 49).

Имея в виду рукописи «Апостольских постановлений», к-рые включают 85 правил (Vat. gr. 839, X в.; Vat. Barber. gr. 336, посл. четв. VIII в.; Vat. gr. 1506, 1024 г.; РНБ. Греч. 100, 1111 г.), проф. Месже считает, что правила обнаруживают соответствие, а иногда и букв. совпадение с правилами Всел. I (325), Антиох. (ок. 330; о датировке Собора, принявшего правила, см. в ст. «Антиохийские Соборы») Соборов , собранием правил, приписываемых Лаодик. Собору (между 343 и 381), правилами Анкир. (314) и Неокесар. (ок. 319) Соборов и были упорядочены только перед Всел. II Собором (381). Неизвестно, располагал ли составитель определенным собранием более ранних правил, или он знал их в отдельных сериях (Metzger . T. 1. P. 22-23). В церковно-исторической, канонической и патрологической лит-ре (Павлов . С. 49; Суворов . С. 146-147; Leclercq . Col. 1916-1917; Metzger . T. 1. P. 22-23) акцентируется внимание на близком сходстве нек-рых А. п. и правил Антиох. Собора (Ап. 32 и Антиох. 6, Ап. 33 и Антиох. 7, Ап. 34 и Антиох. 9, Ап. 36 и Антиох. 18, Ап. 37 и Антиох. 20, Ап. 38 и 40 и Антиох. 24, Ап. 41 и Антиох. 25). Большинство исследователей склоняется к тому, что составитель А. п. имел перед собой постановления Антиох. Собора, а не наоборот. Однако нужно отметить, что текст А. п., включающий ранние тексты, лаконичен, правила Антиох. Собора, напротив, подробнее, обстоятельнее, что обычно свидетельствует о более позднем происхождении. Кроме того, А. п. исходят из иного и более древнего церковного устройства, чем правила Антиох. Собора. Напр., при сходстве содержания Ап. 34 и Антиох. Ап. 9 говорит о разграничении церковных областей по этническому принципу, разумеется связанному с территориальным: «Епископам всякаго народа подобает знати первых в них»; 9-е прав. Антиох. Собора исходит из существования митрополичьих округов, соответствовавших адм. делению Римской империи на провинции, введенному в нач. IV в. при Диоклетиане . Поэтому первый епископ в Антиох. 9 именуется митрополитом.

Текст сб. «Правил Святых Апостолов» сир. происхождения. Первая ясная ссылка на авторитет А. п. встречается в постановлении К-польского Собора 394 г., председателем к-рого был архиеп. Нектарий, родом из киликийского г. Тарс, входившего в состав Антиохийской (Сирийской) церковной обл.

Признание за «Правилами» апостольского авторитета не равносильно усвоению апостолам самого текста правил. В XVI в., после выхода «Магдебургских центурий» , в к-рых было высказано сомнение в апостольском происхождении «Правил», Ф. Турриан пытался доказать, что они были записаны апостолами на Иерусалимском Соборе апостолов . Внимательное изучение их содержания и текста, наконец, осознание того, что если бы древняя Церковь признавала эти «Правила» апостольским писанием, то они были бы включены в Новозаветный канон, привело ученых к общему мнению, что «Правила» не были написаны или продиктованы апостолами. Но об апостольском авторитете «Правил» говорит их полное согласие с учением НЗ. Нек-рые правила обнаруживают совпадение с текстом Писания (что, возможно, говорит в пользу их раннего происхождения). В Посланиях святых апостолов (1 Тим 3. 2-13; 2 Тим 1. 5-9; 1 Петр 5. 1-3; 3 Ин 1-10) названы качества, к-рыми должен обладать вступающий в клир, а также обязанности клириков; те же требования содержатся в Ап.17, 25, 42, 43, 44, 61, 80. Об апостольском авторитете «Правил» свидетельствует также их соответствие нормам церковной жизни первых веков. В I Всел. 15 содержится требование прекратить обычай «вопреки апостольскому правилу обретшийся... дабы из града во град не преходил ни епископ, ни пресвитер, ни диакон». А в Ап. 14 говорится: «Не позволительно епископу оставляти свою епархию и во иную преходити»; в Ап. 15: «Аще кто пресвитер, или диакон, или вообще находящийся в списке клира, оставив свой предел, во иный отыдет... таковому повелеваем не служити более».

Включение в канонический кодекс

Судьба «Правил Святых Апостолов» складывалась неодинаково на Востоке и Западе. Существовали разные списки греч. подлинника; в них находилось от 50 до 85 правил. Антиохийский пресв. Иоанн Схоластик, впосл. св. Патриарх К-польский (565-577), включил 85 А. п. в канонический сборник в 50 титулах. Затем А. п. входят в «Номоканон XIV титулов» с оговоркой «т. н.». В кон. VII в. Трул. Собор во 2-м прав., перечисляя каноны, на 1-е место поставил «Правила Святых Апостолов»: «Прекрасным и крайняго тщания достойным признал сей святый Собор и то, чтобы отныне, ко исцелению душ и ко уврачеванию страстей, тверды и ненарушимы пребывали приятыя и утвержденныя бывшими прежде нас святыми и блаженными отцами, а также и нам преданныя именем святых и славных апостолов, осмьдесят пять правил». Отцы Трул. Собора не приписывают, т. о., самим апостолам создание этих правил, но, ставя их на 1-е место в перечне канонов, усваивают им апостольский авторитет.

Ок. 500 г. рим. аббат Дионисий Малый перевел «Правила Святых Апостолов» на лат. язык, используя список, содержащий 50 правил. В предисловии к переводу Дионисий пишет, что в его время эти правила не пользовались общим признанием и не считались апостольскими, но были отнесены к разряду апокрифических. Впосл. Дионисий сделал новый перевод, к-рый был включен св. папой Гормиздом в «Сборник декреталов». Канонический сборник Дионисия, в к-ром был помещен перевод 50 А. п., вошел на Западе во всеобщее употребление, эти правила в конце концов получили там канонический авторитет. Рим. Церковь отвергла авторитет 35 последующих правил не только в силу традиции, но еще и потому, что в нек-рых из них содержатся нормы, не согласующиеся с обычаями Зап. Церкви. Первое из отвергнутых правил: «Аще кто, епископ или пресвитер, или диакон, или вообще из священнаго чина, удаляется от брака и мяс и вина не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что вся добра зело и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом хуля клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен из священнаго чина, и отвержен от Церкве. Такожде и мирянин» (51-е) - говорит не в пользу принятого ныне у католиков обязательного целибата духовенства. В 64-м апостольском прав. осуждается пост в субботу, впосл. вошедший в средневек. обычай католич. Церкви. 77-е прав.: «Аще кто лишен ока, или в ногах поврежден, но достоин быти епископ: да будет. Ибо телесный недостаток его не оскверняет, но душевная скверна» - также не согласуется с рим. практикой считать телесное уродство препятствием к священству. Оригинальный греч. текст в 687 г. в Эдессе был переведен на сир. язык (Leclercq . Col. 1938).

Дисциплинарные правила, часть к-рых имеет предписывающий характер, часть - запретительный. В основном они адресованы клиру, но нек-рые - мирянам. Правила 1 и 2 говорят о поставлении священно- и церковнослужителей: право поставлять, согласно этим правилам, принадлежит исключительно епископу, епископ осуществляет духовное руководство причтом (прав. 58). О епископском праве правила: 31 (о пресвитере, отделившемся от епископа), 32 и 33 (запрещающие отлученных епископом пресвитера или диакона принимать др. епископу), 39 («пресвитеры и диаконы без воли епископа ничего да не совершают»); 35 (епископ может рукополагать только в своей области), 36 (о епископе, не принявшем служения,- см. Абсолютное рукоположение); 38 («попечение о всех церковных вещах»), 40, 41 (об имуществе епископа и о церковном имуществе) - епископу принадлежит власть распоряжаться всеми церковными доходами, на нем лежит забота о содержании служащих в церкви и бедных (прав. 59); Собор епископов, на к-ром они «рассуждают о догматах благочестия» и разрешают споры между собой и выносят наказание епископу за проступок (прав. 74) «дважды в году да бывает» (прав. 37). Особое значение имеет 34-е прав., в к-ром устанавливаются устройство власти в поместных Церквах, взаимоотношения епископов и их отношения к первому из них: «Епископам всякого народа подобает знати первого из них, и признавати его как главу, и ничего превышающего их власть не творити без его рассуждения: творити же каждому только то, что касается до его епархии... Но и первый ничего да не творит без рассуждения всех». Иерархическую подчиненность в Церкви подчеркивают правила 55, 56.

Правила 3 и 4 направлены против существовавшей в ранней Церкви практики приносить «к алтарю» (для освящения) различные продукты. Ограждению христиан от религ. общения с иудеями служат правила 7, 64, 70, 71, определяющие время празднования Пасхи для христиан, запрещающие пост в субботу и воскресенье (кроме Великой субботы). Прав. 5, запрещающее епископу изгонять «жены своея под видом благоговения», отражает практику первых веков христианства (также прав. 17), когда епископы могли вступать в брак, однако противоречие этому правилу Трул. 12, запрещающее епископу жить в браке, не кажется непреодолимым, если учесть, во-первых, что Церковь всегда одобряла воздержание у своих членов (Ап. 51: «удаляется от брака... не ради подвига воздержания»); во-вторых, 5-е прав., и это подчеркивает 51-е, направлено против тех, кто «гнушается» браком, «забыв, что вся добра зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом хуля клевещет на создание»; наконец, каноническая практика безбрачия епископов со временем развивалась. Церковь поддерживала в христианах воздержание ради Царства Небесного, к-рое достигалось вследствие сильного душевного стремления к Царству Небесному и свободного обуздания плоти, а не вследствие физического вреда (прав. 21-24). Священническое право определяет, что священническое служение может нести только тот, кто был женат 1 раз (1 Тим 3. 2, 12; Тит 1. 6, 8), был воздержан и не взял в жены ни вдовы, ни блудницы - правила 17-19. Священное лицо не может участвовать в мирских делах, не согласующихся с его предназначением, дабы «неупустительно быти при делах церковных» (прав. 6, 81); не может давать поручительство перед судом (прав. 20), заниматься военными делами в стремлении «удержати обое, то есть римское начальство и священническую должность» (прав. 83), в противном случае он извергается из сана.

Правила 47, 49, 50 посвящены таинству Крещения: предписаны условия истинного Крещения, важнейшие элементы чинопоследования Крещения. Как едино Крещение, так и едино рукоположение, «разве аще достоверно известно будет, что от еретиков имеет рукоположение. Ибо крещенным или рукоположенным от таковых ни верными, ни служителями церкви быти невозможно» (прав. 68). О покаянии правила 52, 62. О посте прав. 69.

Следующие правила определяют церковные наказания (епитимию , отлучение) за различные преступления: 45, 46, 65 (с еретиками моление, крещение или причащение у еретиков), 73 (использование освященных предметов, предназначенных для Евхаристии , в домашнем употреблении), 25, 61, 72 (блуд, клятвопреступление, воровство), 29, 30, 76 (получение сана неправедным путем), 27, 42-44, 54, 57 (безнравственное поведение), 66, 67 (убийство, насилование). Также должны подвергаться наказаниям и лица, имеющие общение с отлученным от Церкви,- правила 10, 11, 12, 16.

Лит.: Книга правил. СПб., 1893, 1993р; Остроумов М . А . Введение в православное церковное право. Х., 1893. Т. 1; Leclercq H . Canons Apostoliques // DACL. 1910. T. 2. Part. 2. Col. 1910-1950; Metzger M . Les Constitutions Apostoliques: In 3 t. P., 1985-1987. (SC; N 320, 329, 336).

Прот. Владислав Цыпин, Л. В. Литвинова