Меню

Как поставить натюрморт. Практические советы

Виды крыш

Фотограф-натюрмортист рассказала “Морсу” о том, какие комнаты в квартире легко заменяют профессиональную студию

ОЛЬГА СИНЕГУБОВА
фотограф-натюрмортист

Говорят, натюрморт – это жанр, к которому фотографы приходят не сразу. Обычно начинают с природы, портретов, жанровой съемки. Когда вы поняли, что это ваше направление?

По образованию я эколог, но человек увлекающийся. Раньше серьезно занималась спортом, читаю, вяжу, пробую себя в разных видах творчества. Но фотография по-настоящему затянула. Началось это три года назад. Сначала я пробовала себя в самых разных жанрах, кроме, пожалуй, натюрморта. Я постоянно участвовала в интернет-конкурсах среди фотографов. Там я и узнала, что существует натюрморт в фотографии. С тех пор в основном снимаю только его.

Этот жанр не назовешь популярным и модным. В количественном плане он проигрывает всем остальным направлениям фотографии. «Продать» его труднее, чем портреты, предметную съемку, ню и love-story. Насколько он востребован?

Не могу согласиться с тем, что это не модно. Возможно, в Курске я одна снимаю в этом жанре, но на просторах интернета я вижу очень много отличных натюрмористов. Да и заработать на натюрмортах можно. Я, правда, не пробовала.

Помните свой первый натюрморт?

Конечно, помню, только это была скорее пародия на натюрморт. Тогда я не понимала, что это сложный жанр. Снимала его дома в спальне. Взяла предметы, абсолютно не сочетающиеся друг с другом. Что было дома, то и взяла: ваза с цветком, книги и зачем-то кепка. Сейчас даже смешно вспоминать.

Вы по-прежнему многие снимки делаете дома: не снимаете студию, не используете профессиональный свет. Это ваша принципиальная позиция или временное явление, пока не найдется достаточно средств для всего этого?

Да, я снимаю дома: на кухне, в спальне, на балконе. Отсутствие профессионального оборудования – это моя принципиальная позиция! Я считаю, что для эффектного натюрморта прежде всего важны чувство вкуса и такта.

Какие предметы чаще всего выбираете для композиций?

В основном я использую старинные предметы с историей (керосиновые лампы, глиняные кувшины). Всё это я нашла в деревне у бабушки. Я стараюсь не использовать современные вещи.

Ольга Синегубова проводит мастер-классы для тех, кто хочет работать в том же жанре, что и она. Занятия (опять же принципиально) проводит у себя дома. Редакция «Морса» посмотрела, в каких условиях создаются ее работы.

Backstage со съемки натюрморта с рябиной:

Результат:

Самое главное – это свет. Снимать нужно около окна, оно служит большим софтбоксом. Солнце не должно смотреть в окно, иначе будет слишком яркий, жёсткий свет. Не надо включать люстры и светильники. Можно подсвечивать отдельные предметы фонариком (если требуется).

2

Желательно использовать однородный фон (крашенный ватман, ткань).

3

Предметы в композиции должны не только сочетаться по цвету, но и быть правильно расставлены. Предметов не должно быть много. Правильное видение кадра – отсекать всё не нужное.

4

Использовать штатив.

5

Изучить элементарные настройки камеры. Выставлять индивидуальные значения для каждого натюрморта.

При съемке натюрморта вы создаете образ, а не фиксируете момент. Вы составляете фотографию: от фона до предмета и света. Работа с неодушевленными предметами позволяет уделить время усовершенствованию схемы освещения и экспериментам с композицией. Это очень приятный способ фотографировать, к тому же вам не понадобится какое-то сверхъестественное оснащение. Это также отличный способ изучить освещение и композицию, ключевые элементы любого стиля фотографии.

Предмет для съемки натюрморта

Предмет на самом деле не имеет значения. В целом слова «натюрмортная фотография» ассоциируются с традиционными картинами ваз с цветами и несколькими тщательно расположенными элементами. Но по существу, если предмет недвижим, то это натюрморт.

Если предмет недвижим, то технически это натюрморт. Это кусочек сушеных водорослей на ситце.

Вы можете собрать несколько вещиц просто потому, что они вам нравятся или выглядят приятно, или взять связанные по смыслу предметы и рассказать историю. Изображение в начале этой статьи рассказывает историю о моем завтраке.

Или вы можете найти уже существующие натюрморты, их истории и настроение уже созданы для вас.

Семейные реликвии на прикроватной тумбочке друга - это уже готовый натюрморт.

Вы можете использовать вещи, которые просто приятны на вид, или являются чем-то личным. Если вы застряли в поисках предмета для натюрморта, то я предлагаю поискать вещи, которые являются важными и личными для вас, чтобы придать фотографии значение. К тому же, потом у вас будет фотография важных для вас вещей. Бонус!

Фоны для съемки натюрморта

Хороший фон в самом деле может сделать натюрморт. Ткань, картон или бумага, или существующая стена – все это легко доступные фоны. Для изображения моего завтрака я использовала старый мешок из-под картофеля. Только убедитесь, что ваш фон не отвлекает от главного предмета. Пусть он будет простым. Если вы используете ткань, то сначала обязательно прогладьте ее. Сложно найти что-то более отвлекающее, чем мятый фон.

Мне нравится называть это фото Натюрморт со слегка сморщенным фоном.

Яркий цвет или назойливость фона могут привлекать слишком много внимания в отличие от главного предмета. Простой фон нейтрального цвета будет хорошей отправной точкой для экспериментов. Вы можете быть удивлены, какой фон в конце концов сделает ваше изображение действительно крутым.

Попробовав разноцветные, простые фоны для этого изображения, я поэкспериментировала с отражающим картоном, что сработало гораздо лучше.

Вы также можете экспериментировать с фокусом и глубиной резкости, сделав все изображение резким или только определенные элементы, как, например, задний план в мягком фокусе. Размытый фон может выручить, если под рукой нет утюга, чтобы избавиться от складок на ткани.

Освещение

Ничего особого для освещения натюрморта вам не понадобится. Природное освещение из окна прекрасно справится. Лампа, рисование светом с помощью фонарика или импровизированный софтбокс будут отличной основой для экспериментов.

Натюрмортная фотография хорошо получается на длинных экспозициях, позволяя использовать действительно очень слабый источник света, как, например, одна свеча. Вам понадобится штатив или же просто установите камеру на твердую коробку или стопку книг. Вы буквально можете разрисовывать ваш натюрморт, используя технику рисования светом, и все что вам понадобится, это маленький фонарик.

Разные виды освещения. Слева на право: естественный свет из близлежащего окна, рисование светом с помощью фонарика, освещение одним софтбоксом.

Ваш предмет является натюрмортом и никуда от вас не убежит, поэтому не торопитесь и поиграйте со светом.

Попробуйте разную интенсивность света, используя штору для освещения из окна, или перемещая ваш источник света ближе и дальше. Вы также можете сочетать разные источники света, как например, подсветить темные участки фонариком при съемке в естественном освещении, или, возможно, используйте лампу и свечу. (Но помните, что производимый свет может быть разного цвета).

Угол наклона тоже важен. Поэкспериментируйте с различными позициями вашего источника света. Если вы используете естественный свет, то, очевидно, что вам придется перемещать свой предмет, чтобы изменить угол наклона; это гораздо проще, чем перестроить окно! Для переносного источника начните с бокового освещения, а затем пробуйте разные углы. Обратите внимание, куда падают тени, также, как и на то, что происходит с отражающими поверхностями. Вы же не хотите превратить ваш натюрморт в собственный портрет в отражении вас и камеры.

Композиция

Навыки хорошей композиции в натюрморте требуют пройти долгий путь и важны также, как и хорошее освещение. Знание таких понятий, как правило третей, может быть очень полезным, если даже в последствии вы не воспользуетесь ими.

В натюрмортной фотографии изменяя расположение элементов вашей композиции, вы обязательно найдете идеальную. Просто не зацикливайтесь на первом варианте. Следите, чтобы не было чрезмерно пустых участков или слишком загроможденных. Расположение предметов под углом будет работать, как направляющая линия, поэтому обратите внимание, куда она ведет – из кадра или незаметно подводит к другому элементу? Небольшая корректировка угла, под которым расположен ваш предмет, может сыграть важную роль.

Также пробуйте фотографировать под разными углами. Даже если вам нужно сфотографировать предмет непосредственно спереди, попробуйте приподнять или опустить камеру на нескольких снимках, затем приблизьтесь или отдалитесь, и посмотрите, что происходит. Возможно, это сработает, а возможно нет, вы не узнаете этого, пока не попробуете.

Редактирование

На стадии редактирования есть множество прекрасных возможностей. Различные процессы могут полностью изменить ваш натюрморт. В этом жанре очень популярен процесс превращения в HDR, и это может быть весьма эффективно. Или вы можете поиграть с масками слоев с различной экспозицией, и рисовать на разных участках изображения. Мне нравится добавлять текстуру, чтобы придать изображению вид нарисованного полотна.

Добавление текстуры на этапе редактирования может создать эффект полотна.

Экспериментируйте и получайте удовольствие

В отличие от большинства форм фотографии, создавая натюрморт, вы действительно можете не спешить и наслаждаться процессом. Не ограничивайте себя традиционным натюрмортом, экспериментируйте с предметами, освещением и способом редактирования. Наслаждайтесь фотоигрой!

Композиция из статуэтки обезьян возле почтовой открытки была сделана для интересного натюрморта.

Натюрморты - прекрасное поле деятельности: обычные предметы можно превратить в потрясающую сцену в фотографии. Вот пять потрясающих изображений с натюрмортами для вашего вдохновения, и которые помогут вам создать собственный шедевр!

Зачем нужны натюрморты?

Художники предпочитали натюрморты с тех пор, как их популярность возросла на Западе, в картинах позднего 16 го века. Эти картины отражали группы неодушевленных объектов, расположенных в красивую конфигурацию, и обычно ими служили цветы или еда.

Фотография товаров должна считаться формой натюрморта, а также сцены без живых моделей, которые можно зачастую увидеть в журналах и газетах. Если вас не привлекает коммерческая фотография и фотография товаров, это не значит, что вам не понравится делать снимки натюрмортов. Они предоставляют больше свободы, чем любые другие виды фотографии. Вы управляете каждым аспектом: вы можете организовать сцену так, как вам надо, выбрать, что будет на снимке, как его осветить, и так далее.

Что вам понадобится

Натюрморты отличаются друг от друга, и поэтому, в зависимости от сюжета вашего снимка и общей идеи, вам не нужен специализированный набор, чтобы получать удовольствие от этого типа фотографии. Понятно, что понадобится камера, но вот еще несколько советов о том, что будет полезным:

Отражатели

Отражатели прекрасно отражают и смягчают свет. Стены и потолки прекрасно выступают в роли отражателей, но, если вы предпочитаете нечто более портативное, они недорого стоят, и, если у вас нет желания их покупать - их легко сделать самим. Быстрым решением станут картон и алюминиевая фольга!

Вспышки, спидлайт или студийный свет.

Будем надеяться, что у вас много естественного света, но если это не так, использование вспышек или небольших студийных ламп (для макро-съемки объектов) поможет вам осветить небольшую сцену без особых затрат. Объедините это с отражателями, и у вас есть все, что нужно.

Бутафория

Это самая интересная часть, потому что здесь подойдет, что угодно! Достаньте свою фруктовую корзину, сорвите цветы на даче, посмотрите, что есть на блошином рынке или в комиссионке поблизости. Там наверняка найдутся странные и удивительные вещи - фантазии нет границ. Постарайтесь подобрать предметы, которые хорошо подойдут друг другу по цвету и текстуре.

Хороший предмет съемки

В фотографии вам необходим хороший предмет съемки, который станет "главным героем" изображения. Не все будет шикарно выглядеть в монохроме, но потрясающий аспект цифровой съемки - возможность принять это решение позже. Однако все-таки важно заранее выбрать, что именно вы будете снимать.

Вдохновение

Кофе

Изображение: Photodune

Это звучит странно, но кофе бобы всегда приятно снимать, у них потрясающая текстура и они производят ощущение тепла. Здесь фотограф объединил бобы с белой чашкой, что создает хороший контраст, дополненный теплым деревом и холщовым мешком. Думаю, этот снимок стал бы еще более удачным без металлического совка и ложки, но все равно это выигрышная комбинация.

Карандаши

Изображение: Photodune

Обожаю простоту этого снимка. Это замечательный пример того, как обычные объекты могут стать по-настоящему интересным предметом для сюжета фотоснимка, не перегружая его. Композиция здесь идеально использует правило третей, и малая глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) акцентирует заостренный наконечник карандаша.

Цветы

Изображение: Photodune

Цветы особо популярны в натюрмортах, и не удивительно, что они украсят любую сцену. Если вы используете окно с цветами не в фокусе, это создаст эффект боке с мягким, прохладным и чистым настроением изображения. Теплые цвета при этом приятно контрастируют. Помещение предмета фотографии в чайную чашку вместо вазы или стакана - интересный нюанс, и хорошо подходит к атмосфере чистоты.

Еда

Изображение: Photodune

Еда - еще один популярный предмет фотографии, когда речь идет о натюрмортах. Вот прекрасный пример, когда предметы используются в рамках темы. Невозможно не разглядеть, что тема этого снимка - молочные продукты. Также здорово то, что все цвета здесь гармонируют, а простой фон помогает изображению не выглядеть слишком перегруженным, несмотря на большое количество предметов съемки.

Пиво

Изображение: Photodune

Натюрморты не обязательно должны быть композицией, созданной лично вами. Вы можете пойти куда-то и натолкнуться на хорошую сцену. Свет в этом снимке выделяет главный предмет фотографии, но также создает красивое янтарное свечение пива, что делает сцену более теплой.

Техника

Предметы

Иногда сложно решить, что сгруппировать вместе, но, если у вас есть тема, изображение будет выглядеть хорошо. Тема не обязательно должна объединять предметы из одной категории, она может основываться на цвете, текстуре или форме, например.

Если вы только начинаете работать с натюрмортами, или делаете первые шаги в фотографии, тогда лучше избегать объектов, которые бликуют или блестят, потому что их сложно правильно фотографировать.

Постарайтесь не использовать "ключевых" объектов в центре. Это может быть самый большой объект или самый светлый по цвету, например. Если вы намеренно не собираетесь построить композицию с основным объектом в центре (как цветы в чашке на изображении вверху), тогда вы должны избегать располагать объекты, привлекающие наибольшее внимание, в центре. Не бойтесь перемещать предметы в композиции до тех пор, пока она не будет выглядеть правильно.

Фон

Плохой фон может испортить хороший натюрморт. Подумайте, как объекты могут дополнить ваш предмет съемки. Если вы, например, фотографируете кофе бобы, теплые тона и более грубые текстуры (вроде мешковины) хорошо подойдут. Самое лучшее - в том, что вы можете попробовать разные комбинации, все зависит от вас.

Нет необходимости приобретать дорогое студийное оборудование для успешного снимка. Попытайтесь создать собственный фон с помощью бумаги для скрапбукинга, обоев, ткани или холста. В общем, вам стоит попробовать использовать темный фон для более светлых объектов, и наоборот.

Вы также можете воспользоваться техникой "кьяроскуро". Возьмите темные доски (например, школьную), чтобы отсечь все источники света, кроме одного, так, чтобы на все предметы съемки падал прямой свет. По существу, это создает очень сильный контраст, как это было популярно в стиле живописи эпохи ренессанса.

Используйте размытый фокус

Выбор меньшей линзы может создать красивые фоны с размытым фокусом и . Если вы пользуетесь более широкой диафрагмой, вам может быть понадобится большая выдержка, и потребуется трипод, чтобы снимки не были размытыми от движения камеры.

Придерживатесь простоты

Может стать большим соблазном пуститься во все тяжкие, когда дело доходит до креатива, и у вас есть полный контроль над сценой. Внезапно вы начинаете включать каждый предмет, купленный в магазине хобби, или найденный вами в подвале, и вы надеетесь, что создадите шедевр. Простота лучше подойдет и сэкономит вам массу времени и труда, а возможно, и нервов!

Избегайте деталей на фоне, чтобы они не перегружали сцену, и не отвлекали вас от ключевого объекта в сцене. Естественные фоны вроде стен и заборов идеально подойдут для фото с цветами и овощами.

Попробуйте рассказать историю с помощью своих изображений. Что вы хотите передать? Вы могли бы взять несколько похожих изображений и превратить их в визуальную историю, используя .

Композиция

Попробуйте новый ракурс при съемке. Вы будете стремиться заполнить рамку предметами съемки, но это не значит, что вы должны снимать с одного ракурса. Попробуйте добиться эффекта высоты, встав на табурет, или опуститесь ниже и направьте камеру снизу, чтобы исказить ощущение размера.

Также есть метод плоской композиции, когда вы размещаете свои объекты с намерением снимать их сверху вниз. Это поможет вам взглянуть на повседневные объекты свежим взглядом, например, чай в чашке, а не просто снимок чашки сбоку. Геометрические фигуры интересно снимать с этого ракурса.

Рассеяный свет

Я упоминал ранее об использовании вспышки или дополнительных источников света в сцене. Рассеиватель поможет смягчить свет, и у вас не будет резких теней. Если у вас нет мыльницы или рассеивателя, используйте белую ткань, что-то вроде муслина, и задрапируйте ее поверх окон или светильников. Будьте особенно осторожны, когда используете ткань с горячими лампами: они не должны соприкасаться.

Тень так же важна, как и свет, и, очевидно, одно влияет на другое, поэтому подумайте о том, какими выраженными вы хотите, чтобы были ваши тени.

Используйте макро

Макро (или съемка вблизи) - прекрасный способ создать снимки натюрмортов, используя совершенно иную точку зрения. Для нее потребуется кое-что, но . Съемка вблизи означает, что в композиции будет меньше объектов, но зато будет легче заполнить объем. Используйте части объекта вне фокуса для заолнения фона. Например, макро съемка небольшого цветка в букете, где остальная часть букета находится позади него.

Потенциальные проблемы

Потребуется немного практики, чтобы научиться находить подходящие объекты для съемки, которые будут интересны. Если вам не хватает терпения, вы можете попробовать искать объекты для съемки на природе, а не создавать своих. В следующий раз, когда вы встретитесь с друзьями на кофе, попытайтесь расположить чашки, сахар и молоко на столе, так, чтобы создать привлекательный натюрморт.

Ищите вдохновения онлайн, смотрите, что создают другие, что хорошо получается, и попытайтесь воссоздать это сами. Настанет время, и вы интуитивно будете знать, что работает, а что - нет. До тех пор, терпеливо продолжайте экспериментировать. У вас могут даже получиться неожиданные и приятные результаты.

  1. Выбирайте предметы съемки, которые могут "рассказать историю".
  2. Используйте рассеиватели для смягчения света.
  3. Пусть фон будет простым.
  4. Пользуйтесь широкой диафрагмой, чтобы размыть фон.
  5. Выбирайте уникальную композицию, постарайтесь выбирать ракурс сверху вниз.

Дополнительные ресурсы

  • Работа с наборами предметов, которая поможет вам задуматься о свете и новых способах фотографии.
  • . В любой фотографии стильного товара контекст также важен, как и сам товар. Ваши снимки проиллюстрируют это важное обещание.
  • "10 Советов новичку в фотографии натюрмортов". Когда создается фото, важно, чтобы была длинная выдержка, тогда фотографии статичных объектов будут идеальным объектом. По мере развития технологий, увлечение натюрмортами растет, и по-прежнему является одной из самых популярных специальностей в фотографии сегодня.

Заключительные мысли

Натюрморты - потрясающая возможность быть по-настоящему креативным с изображениями. Если вы хотите попробовать нечто новое - это может хорошо отвлечь вас. Часто, когда мне не удается снять удачный пейзаж, я создаю сцену с натюрмортом, и делаю ее снимок. Есть нечто удовлетворяющее в переходе от того, над чем у вас мало контроля к тому, чем вы можете управлять от начала до конца. Также это станет хорошим вдохновением в дождливый день.

Поначалу может быть сложно решить, что станет предметом съемки: подойдут ли они друг другу? Что вы пытаетесь передать с помощью этой композиции? Придерживайтесь простоты и думайте тематически: не только, будут ли предметы хорошо смотреться вместе в жизни, но подумайте и о цветах и текстурах. Метод проб и ошибок - естественный процесс, и может привести к неожиданным результатам.

Может быть легче найти сначала композиции натюрмортов в окружающей жизни, прежде, чем создавать собственную. Места вроде кафе - хороший источник вдохновения, где можно попробовать использовать разные объекты.

Когда будете создавать собственные композиции, помните сохранять крупные и очевидные объекты вне центра рамки (только если это не является вашим намерением), и подумайте о том, как будет падать свет. Рассеиватели помогут смягчить и выровнять свет, но если вы хотите добиться контраста, попробуйте направленный свет и темный фон, чтобы добиться драматичного эффекта.

Снимайте сверху в плоской композиции - это будет непросто, но может произвести интересный снимок. Воспользуйтесь этой техникой в качестве изображения объектов в неожиданном свете.

Для интересных снимков крупного плана и небольшого ГРИП, попробуйте использовать , чтобы размыть фон и показать ваши объекты с новой стороны.

Натюрморты по-настоящему позволяют вам натренироваться и научиться более умело управлять тем, что вы создаете. Если вам еще нужен повод для того, чтобы начать, почему бы не напечатать результат на холсте и не повесить на стену у себя дома? Таким образом вы сможете продумать цвета, текстуры и тему интерьера своей комнаты - это станет хорошей отправной точкой.

· 03.05.2013

Текст статьи обновлён: 6.12.2018

В своей предыдущей статье я рассказал о том, что решил попробовать сфотографировать натюрморт в деревенском стиле. Под этим понятием я имею ввиду фотографии, на которых в качестве фона используются деревянные доски, стены старых домов, заборы и тому подобное.

Я потратил целый день на то, чтобы сделать свою министудию для съемки натюрморта в квартире при освещении светом из окна. В качестве основы использовались два старых поддона.


День работы, куча мусора и студия готова! 🙂

Министудия для съемки натюрморта при естественном освещении из окна. При помощи картонной коробки и белого листа будем создавать «световой рисунок» на фотографии.На переднем плане — зеркалка Nikon D5100 KIT 18-55 VR.

О том, как ставить свет при съемке натюрморта в том случае, когда источник освещения – естественный свет из окна я прочитал на просторах интернета. Кстати, очень трудно найти фотографии с объяснениями, как это снято. Наиболее наглядно, как мне кажется, принципы фотографирования натюрмортов при естественном освещении описывает известный фотограф Владимир Дарницын.

Первый натюрморт при естественном освещении. Как это снято?

Итак, к вечеру субботы моя министудия была готова, но наступили сумерки, и пришлось с нетерпением ждать следующего утра. Новый день был солнечным, и яркий свет заливал всю мою деревянную студию, которую я установил на письменном столе. Я закрепил свой Nikon D5100 на штативе и приготовился снимать свой первый натюрморт.

Маленькое отступление

Изначально я хотел сфотографировать натюрморт вот с этой комнатной розочкой. По замыслу, на полу должны были лежать листики. Но не будешь же их срывать с живого растения – жена убьет! 🙂 Выход нашел в следующем: за неделю до съемок принес домой несколько веточек березы и поставил их в вазу с водой. Надеялся, что за неделю почки распустятся и у меня будут листочки… Но они распустились только через недели полторы и съемки моего натюрморта были под угрозой… Пришлось на стол бросать листочки шпината, купленного в ближайшем супермаркете. 🙂

Как оказалось, яркое солнце, даже светящее через окно – не лучший вариант освещения натюрморта. Свет очень контрастный. Многие фотографы-путешественники говорят, что если приезжают смотреть какую-то достопримечательность днем, то даже не фотографируют ее, т.к. при контрастном свете фото получается не интересным.

Да и с композицией тоже что-то не то. Вот повернул свою розу в другую сторону.

Попробовал немного обработать в Lightroom. Результат все равно не очень нравится. Как видим – слишком резкие тени.

Кстати, к вопросу о том, как ставить свет при съемке натюрморта у окна. Чтобы на фотографии появились затененные участки, я воспользовался картонной коробкой (см. первую фото с министудией) и листом пластмассы (см. белую пластину у окна на первом фото). Так на моем натюрморте получилась яркая полоса света, имитирующая свет, падающий из небольшого оконца.

Окно в моей студии выходит на южную сторону. Поэтому свет получился слишком яркий и контрастный. В тот день я еще не додумался, что свет из окна можно смягчить, например, натянув марлю или кальку. В одной из дальнейшей статей я покажу фотки, на которых яркий свет я смягчил полупрозрачной белой тканью, а тень создавал не сплошной картонкой, а различными вертикальными предметами. Выглядят такие натюрморты замечательно!

В этот же день солнце через часик зашло за соседний дом, и у меня получился яркий, но рассеянный свет из окна. Мне кажется, что это самые идеальные условия для съемок натюрморта. Позднее я попробовал снимать натюрморт у северного окна, но мне не понравилось, т.к. тени получаются слабо выраженными.

Итак, вот что у меня получилось после нескольких часов работы над моим деревенским натюрмортом.

Конечно, прошу учесть, что я только начинаю изучать основы фотокомпозиции и это мое слабое звено на сегодняшний день. Поэтому прошу: не судите строго. Наверное, данные фотографии и нельзя назвать натюрмортами. Может это больше предметка?
Как бы там ни было, для первого раза получились довольно не плохие натюрморты, снятые при освещении от окна.

Следующую работу я назвал «Зима ушла… пора чехлить лыжи»…

Натюрморт, снятый при естественном освещении из окна. Я назвал его «Зима ушал…. пора чехлить лыжи». Камера Nikon D5100 с КИТовым объективом Nikon 18-55 VR. Настройки: выдержка В=1.3 сек, диафрагма f/9.0, ISO 100, фокусное расстояние 55 мм.

На улице – начало марта. Еще полно снега, но солнышко уже светит в окно совсем по-весеннему.

Все свои натюрморты, да и большинство других фотографий, я снимаю в формате RAW (у моего Nikon D5100 он называется NEF). После съемки натюрморта я обрабатываю его в программе Lightroom, «играюсь» тенями и контрастом, затемняю маской щели между досками, применяю пресет «LOMO» и … voila!.. Мой натюрморт в деревенском стиле готов!

Сейчас бы еще «отполировать» мой натюрморт в фотошопе… Но фотошоп для меня, пока что, высшая школа, а я хожу в… начальный класс… 🙂

Если посмотреть видео опытных фотографов, видно, что на выбор ракурса, правильной композиции они тратят времени гораздо больше, чем я. И результат, конечно, получается лучше.

Когда я показывал процесс изготовления моей министудии для съемки натюрмортов, то я показал оставшиеся деревянные кубики. Сегодня они мне пригодились. На моих «овощных» натюрмортах видно, как красиво прорисовывается деревянная фактура кубиков светом, падающим из окна.

На этом натюрморте вы видите огуречные цветочки. Знали бы вы, какими глазами на меня смотрел кассир в супермаркете, когда я положил в мешочек один огурец и пятнадцать вялых огуречных цветков! 🙂

А вот салатный натюрморт:

«Салатный натюрморт», снятый при естественном освещении на любительскую зеркалку Никон Д5100 КИТ 18-55. Параметры съемки: выдержка В=2.5 сек., f/9.0, светочувствительность 100, ФР=48.

Готов признать, что на моем натюрморте с кошкой слишком много фруктов и композиция не идеальна. Но мне свет здесь нравится. Здесь для света из окна я оставил только узенькую щелочку между коробкой и листом пластика.

А на вот этом натюрморте я положил свой дождевик из плащёвки. Мне кажется, что на данном фото естественный свет из окна красиво «нарисовал» складки ткани. Но поскольку ткань синтетическая, то она не очень красиво блестит на фотографии.

Лучше для съемки натюрморта использовать льняную рогожку или другие натуральные ткани.

Выводы

Вот такие фотографии получились у меня при попытке научиться снимать натюрморт при естественном свете из окна. Теперь вы знаете, как это снято. Буду рад получить комментарии и советы более опытных фотографов.

Для себя отмечу, что нужно долго и упорно работать над композиционными решениями своих фотографий. Не дается мне это искусство. Наверное, композиция – это грань, разделяющая простую механику и талант фотографа… Во как нафилософствовал! 🙂

В живописном натюрморте важен не только тон предметов, но и цвет. Существует натюрморт на контрасте, нюансе и с акцентом. Подробнее про это можно посмотреть в уроках по цветоведению .
Контраст:


П. Сезанн "Драпировка, кувшин и ваза с фруктами", 1893-1894 гг.
Контраст красного и зелёного, оранжевого и синего, светлого и тёмного.
В. Ван Гог "Чаша с маргаритками".
Нюанс в зелёной гамме.

Акцент:


П. Кончаловский "Красный поднос и рябина", 1947 г.
Нюанс в красной гамме с акцентом - ярким желтым пятном фруктов. Акцент служить для разнообразия картины, чтобы не было скучно

Важно учитывать такие качества цвета, как «тёплый» и «холодный». Я никогда не повешу фон за предметами теплее самих предметов, потому что тёплый цвет кажется ближе, чем холодный, и возникнет обратная перспектива по цвету. Такой натюрморт будет сложно грамотно решить.
На красном фоне читаются ТОЛЬКО очень светлые и очень тёмные предметы. Можно поставить что-то белое или черное. Также можно ставить на фоне красного предметы, которые краснее и активнее по цвету, чем фон. Но смотрите, чтобы натюрморт не был слишком агрессивен, в таких случаях всё равно хорошо присутствие белого, серого и чёрного (пример: П. Кончаловский «Красный поднос и рябина», см. выше).

Также очень важно смотреть, на сколько гармонично по цвету вписывается предмет. Если предмет выглядит грязным, я либо ищу другой предмет, либо меняю фон.

Выбирайте равновесие.
Как уже говорилось выше в случае с красными натюрмортами, яркие «кричащие» по цвету предметы можно уравновесить монохромными вставками: спокойными серыми, чёрным или белым. Они разбавляют, сбивают яркость и делают цветовые сочетания не такими агрессивными.

Поддержка цвета.
Цвета должны перекликаться между собой. Например, зелёную бутылку поддерживает зелёный в листьях букета, красный в арбузе поддержан красным орнаментом на полотенце, желтые розы поддерживает золотая кайма на кувшине, и т. д. Также обращайте внимание на поддержку тона, если натюрморт сложный и контрастный по тону.

Освещение.
В постановке очень важно наличие света и красивых прозрачных теней. Они создают объём. Поскольку главной задачей реалистичного рисунка является создание иллюзии трёхмерного изображения на двухмерной плоскости бумаги/холста, то именно передачей теней и света Вы и создадите иллюзию объёма. Причём по светлой бумаге важно передать красивые тени, передать их правильно, достаточно тёмными, цельными и прозрачными, правильно передать полутона, и сразу появится объём в картине. Хорошо про это сказал Н. Ге: "Свет написать нельзя, а только отношениями можно его вызвать, подбирайтесь к вашему светлому пятну верными отношениями и вы увидите, что если гамма цветов будет взята верно — свет будет гореть»
На темном холсте для создания объёма, наоборот, важно красиво написать свет и полутона.

Для начинающих также важно учиться живописи при дневном освещении. Оно создаёт мягкие тени, и Вы чётко различаете цветовые оттенки. Рисунок нужно рисовать с дополнительным искусственным освещением, потому что тогда тени контрастнее и глубже, можно рисовать и вечером. Важна прозрачность теней, если тени получаются очень чёрными и тёмными, я обязательно вешаю отражатель с теневой стороны — лист белой бумаги.

Красивые места.
Итак, когда Вы ставите себе натюрморт, необходимо представлять, как Вы его будете решать, в какой технике и на какой бумаге. Также в натуре должны быть «красивые места», на которые Вы смотрите и знаете, как Вы их напишете/нарисуете. Чем больше таких «красивых мест» Вы для себя поставите или найдёте в уже поставленном кем-то другим натюрморте, тем приятнее Вам будет рисовать. Например, тёмное стекло я намеренно ставлю на светлый фон, чтоб было видно его цвет. С той же целью ставят разноцветное стекло на подоконник на фоне окна.

Или намеренно ставлю сухой букет на светлый фон, чтоб создать красивый ажурный силуэт.
Ищу яркие просветы в листве, и их пластичную форму. "Красивые места", или "вкусные места", делают творческий процесс интересным и облегчают его. Если Вы понимаете, как это написать, Вам это нравится.

Сложность постановки.
Давайте все натюрморты условно поделим на 3 категории: простые, средние и сложные.
Простой натюрморт - это:
- 1-3 предмета (до 3 простых по форме, или 1 сложный)
- однотонные драпировки
- минимум складок
- контраст по цвету и тону

В средний по сложности натюрморт могут входить:
- 3-5 предметов, или 1 сложный + пару простых поменьше
- драпировки с не чётким узором
- цветы
- нюансное решение

Сложным натюрморт можно назвать, если в него входит:
- много предметов, сложные по форме предметы
- несколько уровней (например, предметы на столе и полке чуть выше, или на стуле и столе, или просто создайте дополнительный уровень, подложив под драпировку на стол стопку книг или коробку)
- драпировки с чётким, большим по площади рисунком (например, горошек или восточный орнамент) и так далее.

Пример постепенного усложнения постановки:

Сложная учебная постановка и пример её решения (студенческая работа на стадии). Обратите внимание на сложные драпировки и поддержку цветов в натюрморте: желтого, красного, голубого и белого.

Сложная "восточная" постановка и её пастельное решение, рисунок на коричневой бумаге. Цвет условен, выбранная охристая цветовая гамма ограничена.

В любом случае, вкус и понимание пользы выбора предметов и окружения приходит не сразу. Поэтому не бойтесь экспериментировать, ставьте много, и так же много рисуйте


Желаю вдохновения!