Меню

Яблоня значение дерева. Что такое древо познания добра и зла? Яблоко – запретный плод

Виды крыш

Яблоки в нашей жизни, мифах и символах
Яблоня - одно из древнейших плодовых деревьев. Родина растения - Малая Азия, откуда тысячи лет назад его перевезли в Палестину, а затем в Египет, Грецию и Рим. Египетские фараоны из фруктовых садов ежедневно жертвовали храмам по корзине яблок, и в древнеримских садах тоже цвели яблони.
И сегодня мы поговорим о яблоках, о мифах и символах, свзанных с ними.

1.Яблоко - символ древа жизни.
Яблоня (как дерево) служит одним из символов оседлости, мира, достатка.
А в яблоке многие видели необыкновенный плод— плод древа жизни .
Древо жизни в мифах многих народов — это мировое древо, ось мира... Именно здесь, под мировым древом, боги решают судьбы человеческие.
Мадонна под яблоней

Каким бы ни было это дерево, его плодом у европейских на-родов чаще всего оказывалось яблоко , в переводе с романских языков «райский плод ».
В Средние века каждый кельтский клан в Ирландии имел свою священную яблоню, под которой устраивались языческие праздники.
Древние германцы верили, что яблони пользуются покровительством богов, - даже молнии их не трогают, - и окружали дома яблоневыми садами!

В Китае яблоня — символ мира, а яблоневый цвет — поэтическая эмблема красоты.
Евреи во время новогодней трапезы едят яблоко, обмакиваемое в мёд, для благополучия в новом году.
В мифологии балтов яблоко выступает символом солнца, одной из ипостасей богини Сауле.
Круглая форма связывалась с представлениями о Вселен-ной, космосе; «ру-мянец » яблочка — с красотой и здоровьем , сладость и аромат — с наслаждением.

2.Яблоко - супер-фрукт
Что за яблочко, оно

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто,

Будто медом налилось!

Видно семечки насквозь…


Яблочки из нашего сада

Яблоко не только любимый фрукт, он необыкновенно целебный. Еще Гиппократ прописывал яблоки против кишечных заболеваний, хворей сердца и почек.
Яблоки обладают: противоаллергическими, противовирусными, противовоспалительными, антиоксидантными, противоопухолевыми свойствами.
Не содержат жира, холестерина, натрия - отлично для фигуры и сосудов;
Витаминный состав: витамины а, в9, в2, в1, pp,с,
В 100г яблока 11,8г углеводов - дает энергию примерно 80 калорий;

Источник железа (отлично усваивается именно из яблок, благодаря содержанию витамина g - «витамина аппетита»).
Источник калия , марганца, цинка, меди и др. полезных веществ;
Насыщены пектином (снижает вероятность рака толстой кишки, образования камней в желчном пузыре).
Уменьшает потребность в инсулине при диабете; укрепляет сосуды.


Яблоки полезны при подагре: уменьшают образование мочевой кислоты;
Яблоки способствуют очищению крови, и очистке зубов;
Больше фитонцидов содержатся ближе к шкурке - значит, лучше яблоки от неё не очищать.
Из яблочного сока приготавляют яблочное вино, а путём сбраживания и шампанизации приготавливают сидр . Бренди, получаемое при перегонке сидра, называется кальвадосом .

3.Яблоко символ искушения, запретный плод
Европейская традиция (но не оригинальный текст Библии) считает яблоко плодом с древа познания Добра и Зла.
Яблоко было запретным плодом, но Ева дерзнула, попробовала сама, и передала "знание” Адаму. Следствием стало изгнание из рая и весь долгий путь человечества.
Адам и Ева Дюрера

Но в тексте Библии не упоминается конкретно, какой именно плод ввел в искушение Еву.
Слово «pоmum» (лат. «плод») перетерпело изменение, стало обозначать не любой плод, а именно яблоко. В искусстве изображались фига, гранат, персик и айва, помимо яблока, а вот наше яблоко на Древнем Востоке было неизвестно.
Традиция изображать яблоко в качестве символа грехопадения появилась в Эпоху Возрождения. Полагают, что в греческой мифологии, и в Песни песней речь идет не о яблоках, а о гранатах.

4.Яблоко - символ любви, красоты и совершенства
С античных времен яблоко у народов Европы, считалось символом совершенства (шар - самая совершенная геометрическая форма) и божественного дара - как плод, росший в раю, как пища богов.
Во время свадьбы Зевса с Герой Гея подарила ей яблоко - символ плодовитости. В Афинах молодожены делили и ели яблоко при вхождении в брачные покои; передача яблока считалось знаком любви.
В легендах, сказках подчеркивается не только польза плодов, но их внешнее очарование и таинственная суть, дарующая людям здоровье, красоту, вечную молодость.

5.Яблоко - символ вечной молодости и бессмертия
Яблоки во многих мифах связаны с раем или райским садом.
В кельтской мифологии остров блаженных Авалон получил свое название от уэльсского afal, яблоко . На Авалоне, затерянном среди далеких «западных островов», жили прекрасные женщины, угощавшие случайно попадавших к ним мореходов чудесными яблоками бессмертия.

По ирландскому поверью, яблоко- магический плод - обеспечивает бессмертие. Если его разрезать надвое, увидим пятиконечную звезду - пентаграмму , символизирующую пять состояний от рождения до смерти, а затем новое рождение.
Существовала легенда, что есть яблоня, на серебрянных ветках которой растут яблоки, обладащие свойством бесмертия, дающие молодость. И герои легенд и сказок пытаются добыть эти яблоки.
Яблоки Гесперид
На краю мира, у берегов реки Океан, разместили древние греки сад с золотыми яблоками , которые дают вечную молодость , Гера поручила их охранять дракону Ладону и сестрам Гесперидам .


Гераклу удалось похитить эти яблоки - это был его двенадцатый подвиг.

А Волшебную яблоню в скандинавском Асгарде охраняли три мудрые норны (божества, определяющие судьбу при рождении ).
Только богине весны Идунн позволяли они собирать чудесные яблоки.


Из своего неистощимого ларца (корзинки) прекрасная Идунн раздавала золотые яблоки - и боги Асгарда сохраняли вечную молодость (картина Пенроуза).

6.Яблоко в мифах и сказках
Сказки
Молодильные яблоки увидел во сне царь из русской сказки и послал за ними трёх сыновей. Удача улыбнулась младшему - Ивану- царевичу. Он оседлал сокола, прилетел «в некоторое царство, тридесятое государство» Елены Прекрасной, и сорвал в саду яблоки.

В другой сказке юношу подвели к яблоне, на которой висело три яблока: одно сморщенное - яблоко мудрости, другое, наливное - яблоко богатства, а третье, зелёное и неспелое - яблоко счастья. Юноша выбрал жёлтое и сморщенное, потому что догадался, что если быть мудрым человеком, то и богатство и счастье своё можно устроить.

В русских народных сказках яблоко предсказывает судьбу, показывает мир


«Катится яблочко по блюдечку, наливное по серебряному, а на блюдечке все города один за другим видны, корабли на морях и полки на полях…» («Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке»).


Во многих сказках яблоня спасает от беды.
В сказке «Гуси-лебеди », девочка, отведавшая плод дикой яблони, была спасена вместе с братом накрывшим их ветвями деревом.


В мифах
Жила в Греции молодая охотница - Аталанта .
Многие сватались к Аталанте, но гордая девушка не хотела выходить замуж. Женихам она ставила условие - обогнать ее в беге. Однако ей всегда удавалось перегнать претендента. Только хитрому Гиппомену удалось добиться руки Аталанты: начав бег, он кинул под ноги красавице друг за другом три золотых яблока, и, поднимая их, Аталанта отстала.

7. Яблоко - символ раздора
В основе выражения «яблоко раздора » лежит древнегреческий миф: богиня раздора Эрида, обидевшись, что ее не пригласили на свадьбу Пелея и Фетиды, похитила одно из яблок Гесперид. И с надписью «Прекраснейшей » подкинула на свадебный пир. Поднялся спор между тремя богинями: Герой, Афиной и Афродитой .
Зевс отдал яблоко Гермесу и велел ему вести богинь в окрестности Трои , на склон горы Иды. Там должен был решить спор Парис, сын царя Трои Приама.
Суд Париса
Каждая из богинь стала убеждать Париса отдать яблоко ей. Они обещали Парису великие награды.


Афродита обещала ему в жены прекраснейшую Елену, дочь Зевса и Леды, и Парис отдал яблоко Афродите.
Яблоко с тех пор является атрибутом Венеры(Афродиты) и трех Граций (её служанок).

Афродита заставила жену царя Менелая, прекрасную Елену, полюбить юношу… И началась Троянская война.
Эрида добилась своего. Яблоко раздора посеяло между обитателями Олимпа вражду. Оно привело к развязыванию кровопролитной Троянской войны, в которую оказались вовлечены и боги, и люди.

Небольшое отступление, не о яблоках.
Малина -красная ягода горы Иды. На этой горе, в зарослях малины и произошло присуждение Парисом яблока Афродите, которая здесь вместе с Афиной и Герой стояла обнаженной перед Парисом, чтобы он решил, кто из них прекраснее.
Вот почему малина стала символом одиозного, пикантного места или события. И сейчас “малинник ” и “малина ” сохраняют этот смысл.

8. «В яблочко» - еще одно крылатое выражение, означающее идеальную точность попадания.
В яблочко стрелял Вильгельм Телль — легендарный герой Швейцарии, живший на рубеже XIII —XIV в, искусный лучник.

Австрийский наместник Гесслер вел себя как тиран. Когда Вильгельм Телль не исполнил приказания, Гесслер, в наказание, заставил его стрелять в яблоко на голове сына Телля. Телль справился с задачей, но признался, что если бы попал в сына, то другой стрелой убил бы Геслера.
Есть драма Шиллера и опера Россини «Вильгельм Телль».

9.Яблоко - символ познания
Адам и Ева совершили грех, отведав запретный плод с древа познания, а плодом тем было яблоко. Люди были изгнаны из райских садов Эдема.

Но, утратив безмятежное существование, они приобрели знания и взглянули на необъятный мир широко раскрытыми глазами, с пониманием, ведь запретное яблоко росло на Древе Познания добра и зла.
С тех пор яблоко - символ познания .
Средневековые ученые - алхимики считали, что яблоко символизировало процесс познания и фантастический пятый элемент. Ведь в сердцевине разрезанного яблокасредневековые мудрецы видели пятиконечную звезду, выражавшую мистическую квинтэссенцию.


По известной легенде, Закон всемирного тяготения был открыт Ньютоном , наблюдавшим, как в саду падают яблоки .
В то время он пытался понять, какие силы удерживают Луну на ее орбите. Падение яблок в саду навело его на мысль, что на яблоко действует та же сила тяготения, только на малом расстоянии.

Apple
Apple Inc. (apple- англ. «яблоко») — известная американская корпорация, производитель компьютеров, телефонов, программного обеспечения.
Знак корпорации Apple - надкушенное с правой стороны яблоко - один из самых узнаваемых в современном мире.

А Макинтош - персональные компьютеры, производимые фирмой.
Почему же - яблоко?
Разные версии:
Такая байка: Стив Джобс любил яблоки сорта Макинтош (в России сорт известен как Осеннее краснобокое, Хорошевка осенняя). И когда сотрудники долго искали название фирмы, пригрозил, что если к концу рабочего дня никто не "накреативит" приличного названия фирме - назовёт фирму своим любимым яблоком. Похоже - не справились отрудники...
Или:
Кумиром Стива Джобса был британский математик Алан Тьюринг, ученого иногда именуют «отцом искусственного интеллекта и информатики». Тьюринг покончил с собой, надкусив яблоко, начиненное им же самим цианидом.

10.Яблоко - символ власти
Один из знаков власти монарха — держава , «державное яблоко»
Яблоко из-за своей круглой формы воспринимается как космический символ , поэтому короли и цари наряду со скипетром держат в руках представляющее весь мир "державное яблоко " (державу).


Раньше державное яблоко было увенчано фигурой богини победы Нике. В христианскую эпоху место Нике занял крест, даже астрономический символ Земли - это круг с крестом на нем.
……………….
Яблоко в искусстве
Многие художники превратили свои "райские" сады в яблоневые.
У знаменитого флорентинца Сандро Боттичелли на полотне «Весна » действие раз-ворачивается в небесном саду под кронами яблонь.


Немецкий живописец Лукас Кранах Старший , в картине «Золотой век » тоже изображает яблоневый сад.


На картине английского живописца Берн-Джонса «Голова Медузы Горгоны» под яблоней стоят Персей и Андромеда , и рассматривают в колодце отражение Горгоны.

«Яблочный» образ отражается и в литературных сказках

У Пушкина в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» яблоко заставило надолго уснуть прекрасную царевну:

Что за яблочко, оно

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто…»


Пушкин знал, что яблоко - образ философский, символ соблазна, жизни и смерти.

Корзина, наполненная яблоками и розами — атрибут христианской мученицы Доротеи . Доротея в 303 году была осуждена на смерть римским наместником за отказ отречься от веры во Христа. Один из палачей Доротеи, Теофил, насмехаясь над верой, попросил святую прислать ему яблоки и розы из небесных садов Христа.
Доротея на картине Сурбарана

После казни Доротеи перед изумленным Теофилом предстал херувим с корзиной, наполненной яблоками и розами. Пораженный чудом, Теофил принял крещение.

Геральдика
Яблоко является частью многих гербов .

Россошь (Воронежская область)

Слияние рек Черной Калитвы и Сухой Россоши отражено голубым вилообразным крестом. Золотое яблоко показывает большое количество яблоневых садов вокруг города.
Зябликово (район Москвы)
В центре белой полосы - изображение зяблика на ветке. Ниже -изображение жёлтого яблока.

Зяблик символизирует название муниципального образования, от существовавшей в XVII веке деревеньки. Яблоко символизирует находившиеся здесь в XVII—XVIII веках яблоневые сады.

Яблоко в верованиях славян
Земли древних славян путешественники называли Яблоневым царством
У славян яблоко выступало как любовный знак: парень и девушка, обменявшись плодами, объявляли о своей любви. Яблоко, принятое девушкой во время сватовства, — знак согласия на брак.
Ветки яблони украшали венок невесты, использовались в убранстве праздничного стола. Так, белорусы , украинцы и поляки втыкали ветку яблони в каравай , а русские — в свадебную курицу.
Западные славяне верили, что для обеспечения здоровья необходимо на Рождество и Новый год умываться водой, в которой лежало яблоко.
Для будущего здоровья и красоты детей беременной нужно было подержаться за дерево яблони и смотреть на её ветки или плоды.
В болгарских поверьях Архангел Михаил принимал душу в рай только с яблоком.
Кустодиев Яблоневый сад. 1918



Яблочный Спас — народное название праздника Преображения Господня , 19 августа.
Яблочный Спас ещё называют «первыми осенинами », встречей осени. Считают, что ночи после 19 августа становятся холоднее.
До Спаса не позволяется есть яблоки, а вот в этот день, яблоки срывают и освящают.


В старину в Яблочный Спас, пекли пироги с яблоками, варили яблочное варенье и угощали им друг друга. А вечером все с песнями провожали закат солнца.
Когда ешь первое яблочко, загадываешь желание -«Что надумано — сбудется, что сбудется — не минуется». "Яблоко на обед — и всех болезней нет"

И опять - фото из нашего сада. Угощайтесь!!))

.


…………………………
Интересные факты про яблоки
Карл Вильгельм Шееле в 1785 году из незрелых яблок выделил новую органическую кислоту , которую назвал яблочной .
Выпуклость на передней поверхности шеи у мужчин называется Адамовым яблоком .
Большинство цветов яблони сначала розовые, а когда открываются, они постепенно становятся белыми.
Для выращивания 1 яблока необходима «энергия» 50 листьев.
Высота деревьев может достигать более 12 метров.
Некоторые яблони живут более 100 лет.


Лидером по выращиванию яблок является Китай.
Казахское название бывшей столицы Казахстана — Алматы — переводится как «Яблоневый ».
В России город называется Алма-Ата, что переводят «Отец яблок» (от «яблоко» -«алма» и «отец» -«ата»).
Первоначально слово «яблоко » означало «любой плод », что нашло отражение в ряде языков:
Апельсин — нем. Apfelsine, «китайское яблоко »,
Помидор - ит. pomo d’oro, «золотое яблоко »,
Картофель - фр. pommes de terre, земляное яблоко .
Как положить целое яблоко в бутылку

Как сделать надпись или рисунок

Наклеить на зреющее яблоко вырезанный рисунок

Яблоко в фен-шуй - символ здоровья и гармонии в доме. Это связано с одним из значений китайского иероглифа мир , который также можно перевести как Яблоко .


Яблоко - символ фен-шуй, связанный с продлением жизни - то есть, здоровьем. Поэтому яблоко из металла, хрусталя или камня, используют в качестве подарков.

Большое Яблоко
Известно, что "Большое яблоко" -прозвище Нью-Йорка .
Нью-Йоркские экскурсоводы говорят, что «яблоко » стало символом Нью-Йорка, оттого, что первое дерево, посаженное первыми переселенцами, было яблоней.
По другой версии, выражение возникло в среде джазовых музыкантов, у которых была поговорка: «На древе успеха много яблок, но если тебе удалось завоевать Нью-Йорк, тебе досталось большое яблоко ».

Еще версия:
Французская эмигрантка, Эвелин (Ева) де Сент-Овермонд, устроила салон - место званных вечеров, азартных игр и остроумных бесед. Но фактически это был изящно обставленный бордель.
Эвелин назвала соблазнительниц в заведении - "яблоки Евы, перед которыми невозможно устоять". Завсегдатаи стали говорить о любовных приключениях как о "вкусе к яблокам Евы".
А «Большим яблоком» стали называть Нью-Йорк, в котором было много домов терпимости.

День яблока
В США (20 февраля ) и Великобритании (21 октября или в ближайший выходной ) проходят неофициальные праздники, «дни яблока».
В Англии в этот день устраивают веселые соревнования по очищению самой длинной полоски кожуры с яблока.

Некоторые яблочные игры присутствуют и на хэллоуинских вечеринках. Одна из любимых английских игр, когда яблоко подвешивают на веревке в дверном проеме, и игроки должны съесть яблоко без помощи рук - задача не из легких!
В Корнуоле в хэллоуинскую ночь было принято класть яблоки под подушку, чтобы приснился будущий муж или жена.


Вот как много можно рассказать о яблоках.
И как хорошо, что яблоки присуствуют в нашей жизни! Яблоки - чудесные плоды, их очарование, вкус и аромат даруют нам здоровье, красоту, молодость, и просто хорошее настроение, вкус к жизни!

Источники
http://simbol.ucoz.ru/publ/simvol_i_simvolika/15
Википедия
……………………………….

Кому сегодня неизвестен знаменитый библейский сюжет: Адам и Ева в раю съедают яблоко с дерева познания добра и зла, нарушая тем самым заключенный с Богом Завет - вкушать со всех деревьев в Эдемском саду, кроме этого? За подобный проступок прародители жестоко расплачиваются: Бог изгоняет их из Рая. И хотя в таком описании все кажется вполне соответствующим библейскому изложению, на самом деле оно довольно далеко от истины: нет там ни Евы, ни яблока. Но начнем по порядку.

Во-первых, не Адам и Ева, а Адам и жена. Имя Ева (Хавва - «жизнь» - древнеевр.) жена первого человека получает уже после изгнания из Эдема. «Буквоедство!» - может возмутиться современный образованный либеральный читатель. Но скорее всего будет неправ. Дело в том, что в традиционных культурах наречение имени предполагало, что дающий имя обладает соответствующей властью. Поэтому не исключено, что до грехопадения Адам такого права не имел, раз он не дает имя жене сразу после ее сотворения. И только тот факт, что Ева первой попалась на провокацию змея, нарушил определенное равенство мужчины и женщины: «И К мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою,» - говорится жене при изгнании, а не после творения.

Во-вторых, конечно, Библия ничего не говорит ни о райских яблоках, ни о райской яблоне. Книга Бытия вообще не уточняет, о каком дереве идет речь: сказано только, что это древо познания добра и зла, растущее посреди рая и сказано, что змей прельстил жену плодами древа. Библия - книга символическая. Символ указывает не на то, что давно прошло и стало «преданьем старины глубокой», а о том, что чрезвычайно актуально и сейчас и будет актуально всегда, так как соотносит нас с вечностью. Рассказ об Адаме и Еве в последнюю очередь следует воспринимать как «историю жизни одного семейства». Символизм данного рассказа призван показать, что человек потерял изначальное, естественное состояние отношений с Богом и с себе подобными.

Но вернемся к яблоку. Откуда же тогда оно появилось, откуда все эти многочисленные ассоциации, картины и проч.? Сейчас сложно, наверное, сказать, каким образом именно яблоко стало ассоциироваться с грехопадением человека. Вообще-то в христианстве символизм яблока двойственен: яблоко является символом грехопадения и изображается в качестве такого страшного символа в пасти змея, обезьяны или руках первых людей. Попытки объяснить выбор яблока тем, что латинское слово malum (яблоко) является однокоренным со словом malus (зло) несостоятельны - корни у этих слов разные.

Традиция же изображать яблоко в качестве символа грехопадения появилась скорее всего в Эпоху Возрождения, когда каждый уважающий себя художник писал библейские сюжеты, а эпизод с грехопадением был одним из самых распространенных. Не исключено, что данный символизм восходит к древнегреческим мифам, в которых именно яблоко часто играло весьма символическую роль: вспомним хотя бы знаменитое яблоко раздора, которое Парис вручил богине Афродите как победительнице первого в человеческой истории «конкурса красоты». Правда, закончился этот «конкурс» весьма печально: в благодарность Афродита наградила Париса любовью Елены Прекрасной, что в конечном итоге привело к Троянской войне. В самой же Библии яблоко встречается в книге Песнь песней. При этом многие специалисты полагают, что и в греческой мифологии, и в Песни песней речь идет не просто о яблоках, а о гранатовых яблоках, попросту - о гранатах, которые испокон веков считались символом любви.

Кроме того, в христианской символике яблоко также является и символом спасения, если оно изображается в руках Младенца Христа или Богородицы. Очевидно, это связано с тем, что Иисус Христос именуется в христианской традиции Новым Адамом, так как через одного человека (Адама) грех и смерть вошли в человеческую при роду, так через одного Богочеловека, Иисуса Христа, природа людская была освобождена от греха и смерти (см.: Рим. 5, 12-21).

Яблоко широко используется в качестве символа и в других культурах: в Китае, например, оно является символом мира, а его цветки - символом красоты.

Желающие более подробно познакомиться с данной темой могут обратиться к книгам:

1. Апостолос-Каппадона Д. Словарь христианского искусства. Челябинск, 2000.

2. Кураев Андрей, дьякон. Мужчина и женщина в книге Бытия / / Альфа и Омега. № 2 2/3 (9/10), 1996. С. 268 - 301.

3. Легойда В. Р. Женщина и мужчина: отношения сквозь века / /Фома. №21 (13) 2002. С. 32-42.

4. Похлебкин В. Словарь символов. М., 1999.

5. Тресиддер Д. Словарь символов. М., ФАИР-ПРЕСС. 1999.

В Раю было много различных деревьев, но посреди его росли два особенных: древо жизни и древо познания добра и зла. От одного из них, а именно от древа познания добра и зла, Господь запретил Адаму вкушать плодов. Относительно другого древа – древа жизни – запрета не было. О древе жизни святитель Филарет пишет: «Оное было между древами райскими то, что человек между животными, что солнце между планетами. Плоды райских древ служили для питания, плод древа жизни – для здравия. Те могли восполнять в теле недостаток, производимый движением, а сей, приводя его силы в одинаковое всегда равновесие, сохранял в нем способность жить во век».

Что же касается понимания того, чем являлось древо познания добра и зла, и отношения последнего к проблеме грехопадения, то здесь существует настоящая неразбериха даже в современном «школьном богословии». Некоторые полагают, что до грехопадения люди не различали понятий добра и зла, и в соответствии с этим утверждают, что была даже некая объективная необходимость грехопадения: якобы у людей должен был расшириться этический кругозор. Другие говорят, что суть греха в том, что Адам и Ева стали жить плотской (сексуальной) жизнью. Но мы читали в Библии, что Бог заповедал первому человеку плодиться, размножаться и населять землю.

Так что же представляет собою древо познания добра и зла? В чем суть той трагедии, которую мы называем грехопадением?

Древо познания добра и зла символизировало собою, а точнее – реально представляло – право и приоритет Бога решать вместо человека и за человека – что такое добро и зло.

Иными словами, до грехопадения человек пребывал в свете Божественного видения этих разностей – добра и зла. Зло уже существовало в мире в лице падшего ангела, да и не одного только: диавол увлек за собою огромное количество некогда светлых духов. (Некоторые святые Отцы утверждали, что Господь для того и создал человека, чтобы восполнить число отпавших небожителей). Нет сомнения, что Адам, который давал имена первозданным животным, знал, что такое добро и зло. Святитель Иоанн Златоуст рассуждает по этому поводу так:

«Многие любители споров дерзают говорить, что Адам после вкушения от древа получил способность различать добро и зло. Думать так было бы крайне безумно. Чтобы никто не мог говорить так, для этого мы, предвидя это, недавно столько рассуждали о данной Богом человеку мудрости, доказывая ее наречением имен, какие он дал всем зверям, и птицам, и бессловесным животным, и тем, что сверх этой высокой мудрости он удостоился еще и пророческого дара. Как тот, кто дал имена и изрек такое чудное пророчество о жене, мог не знать, что хорошо, а что худо? Если мы допустим это (чего да не будет!), то произнесем хулу на Создателя. Как Он давал заповедь тому, кто не знал, что преступление есть зло? Это не так, напротив, он ясно знал это. Поэтому изначала Бог создал это животное (человека) самовластным, иначе не следовало бы его наказывать за преступление заповеди, награждать за ее соблюдение».

Так в чем же заключается грехопадение? Прежде всего, в том, что человек присваивает себе не принадлежащее ему право решать, что такое добро и зло, то есть узурпирует право Божественное, становится на путь диавола: пытается сделать себя равным Богу.

И современный мир, стремясь к полной секуляризации, на каждом диавольском витке отхода от Церкви снова и снова повторяет акт грехопадения.

Возможно, кто-то возразит: если древо познания добра и зла представляло собой опасность такого искушения для человека, то почему Господь Бог не убрал его за пределы Рая, не поместил вне досягаемости для людей?

Но Господь сотворил человека по образу Своему, наделив его особым даром – свободной волей. Человек с самого начала – свободное существо, он сам должен был сделать свой выбор.

«И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт.3:6). Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Жена по обольщении змием подумала сама про себя: если дерево и хорошо на вкус, и может так услаждать взор, и есть в нем некоторая невыразимая красота, да и вкушение от него доставит нам высочайшую честь, то почему же нам не вкусить от него?» Из этой мысли святителя мы видим, что Ева не отдает себе отчета в том, что, вкушая от этого дерева, она бросает вызов Творцу, отрекается от Господа. Она доверяет змею больше, чем Богу. Что же происходит с Евой?

Первая похоть – это похоть чрева: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи…» Человек страстно желает всем обладать, все иметь вокруг себя или в самом себе. Но раз и навсегда мы должны запомнить, что единственный собственник во Вселенной – это Господь Бог. Все, что мы имеем, мы имеем из Его рук. Нам на земле ничего не принадлежит, мы только пользуемся не принадлежащими нам благами.

Существуют три различных юридических понятия: собственник, владелец, распорядитель. Два последних – меньшие первого. Человек может обладать только этими правами: он может быть лишь владельцем и распорядителем имущества по милости или попущению Бога – Творца и Собственника всего тварного мира.

Человек даже по своему физическому устроению не может обладать всем. Некоторые люди собирают себе такие сокровища, такие богатства, что можно подумать, будто они собираются жить не одну, не две, а несколько десятков жизней. Где-то я прочитал, что жена Рокфеллера, когда умирала, попросила принести свое любимое платье и так вцепилась в него руками, что после ее смерти пришлось ножницами вырезать его по кускам. Женщина, имевшая огромное состояние, уносит с собой из этой жизни только маленький кусочек материи! Воистину, человек приходит в этот мир нагим, нагим и уходит. Вот фундаментальная истина – все принадлежит Богу!

Вторая похоть – это похоть очей. «Оно приятно для глаз…» – говорится далее о дереве. Это – очень опасная похоть! Взор человека постоянно блуждает то в одном, то в другом направлении. Диавол знает об этом.

Сейчас в Москве, да и в других российских городах, мы видим огромное количество рекламных объявлений, рассчитанных именно на эту особенность человека, на эту его похоть. Идя по улице, человек видит на рекламах обнаженные тела, читает разные призывы, например, такие: «Приходи вместе с нами на стадион. Там мы будем молиться, прославлять Бога, и ты уйдешь оттуда совершенно здоровым!» И рядом фотографии счастливых, здоровых молодых людей. Рядом – следующий призыв: «Сегодня ты можешь спастись только у нас!»…

Высшее предназначение человека – это его об́ожение. Сам Господь Иисус Христос в Нагорной проповеди сказал: «…будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48).

И человек действительно призван к тому, чтобы восходить к полноте подобия Божия: ведь и создан он по образу и подобию своего Творца. Но диавол всегда предлагает нам форсировать этот естественный процесс. Если хотите, диавол – это первый революционер-диссидент, который предлагает с помощью каких-то резких телодвижений, «решительного выбора», скачков добиться именно той цели, к которой человек стремится по своей природе. Человек всю жизнь стремится к тому, чтобы уподобиться Господу, а диавол предлагает ему немедленный результат. Вдумайтесь только, что говорят нам современные сектанты в своих еретических проповедях. (Хотя лучше, конечно, если это возможно, их совсем не слушать: мы не должны слушать ересь). Они, например, постоянно говорят так: если вы хотите спастись, то можете сделать это немедленно. Спасение даруется в их «церкви» прямо сейчас, сегодня! Если у вас есть какие-то духовные проблемы, то они тотчас берутся их разрешить. «Ноу проблем» – нет проблем – это девиз большинства сектантов, главный принцип протестантской религиозной жизни.

В действительности же, человек, общаясь с еретиками, теряет свое спасение. Он теряет и свое здоровье: и физическое, и духовное. Но самое страшное – он теряет благодать!

Сегодня лукавый всеми силами пытается завлечь нас в различные партии, ложи и секты. Еретики, язычники прямо говорят: если придешь в нашу секту – спасешь не только себя, но и свою семью, весь свой род. Так и в беседе с Евой лукавый предлагал «спасение» как бы всей семье первого человека, используя множественное число: «вы», «как боги» и т. д.

Очень часто, когда люди впадают в те или иные заблуждения, им кажется, что это – путь «просветления», что та или иная религиозная практика приближает их к Богу, делает их богоподобными. Таким людям представляется, что какие-то упражнения, медитации, чтение различных книг могут обогатить их внутренний мир, спасти их семью. Они даже не подозревают, какая ужасающая бездна скрывается за словами: «религиозное возрождение», «пробуждение сознания», «открытие чакр», «пробуждение кундалини» и многими другими, которыми совращают нас современные язычники.

Третья похоть, - следующий соблазн, похоть, которой подчиняется Ева, – это вожделение: «И увидела жена, что дерево… вожделенно, потому что дает знание».

Лжеименное знание – это серьезная проблема, проблема многих так называемых интеллигентных людей. Интеллигентность – это какое-то скользкое, я бы даже сказал, гадкое, слово, смысл которого мало кому понятен. Однажды один «интеллигент» так объяснил мне его: быть интеллигентным – значит в чем-то быть профессионалом, а обо всем остальном знать понемногу. Современный человек хочет знать все! Ему хочется почитать и Библию, и Бхагавадгиту. И многое-многое другое… Мне часто приходится посещать наших прихожан, которые приглашают меня освятить их жилище или совершить какой-то молебен на дому, причастить болящего. И я невольно поражаюсь обилию и разнородности книг, которые находятся в православных домах: рядом с Библией стоят Коран, Бхагавадгита, Агни-Йога, иудейские книги… Наличие такого набора было бы объяснимо в квартире православного миссионера, который должен изучать все это, чтобы помочь людям отойти от тех или иных заблуждений. Но когда простой мирянин, не имеющий на то особого благословения, читает все подряд – это очень опасно. Работая с людьми, оказавшимися в различных сектах, я обнаружил определенную закономерность. Например, если человек зачитывался книгами Блаватской, Рерихов, то он оказывался потом втянутым в секту «Аум Синрикё» или «Харе Кришна». Если человек злоупотреблял трудами таких «богословов», как о. Павел Флоренский или о. Сергий Булгаков, то он попадал в «Богородичный центр». Если чрезмерно увлекался книгами философов Владимира Соловьева, Трубецкого, Волконского, то мог оказаться среди униатов или русских католиков. Перефразируя известную пословицу, можно сказать так: «Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, в какой секте ты можешь оказаться». В этом нет ничего удивительного! Лжеименные знания, вредные знания уводят человека из Церкви и наносят непоправимый вред его душе.

Как-то я спросил одного знакомого – зачем ему все эти книги? Он ответил, что, как человек интеллигентный, он должен знать всё. Когда мы затем стали с ним беседовать, то я вдруг почувствовал, что книги эти лежат в его доме вовсе не мертвым грузом: хотя он и считал себя православным, у него были серьезные заблуждения!

Действительно, человек не может знать всего, не может обладать всеми знаниями. Если ты исповедуешь, что Православная вера – единственная истинная вера, что Православная Церковь – та самая Церковь, о которой Господь сказал: «создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18), то это значит, что на первом месте в твоем доме должны быть книги православные. Вспомните, что сказано в Деяниях Апостолов о том, как поступили люди, занимавшиеся прежде магией, а потом обратившиеся в христианскую веру: они собрали все свои колдовские книги и сожгли их. Тогда нашлись даже такие, кто подсчитал, сколько можно было бы выручить денег за эти книги, если бы не сжечь, а продать их. Но они не могли ни продать их, ни передать другим. Они их сожгли: «Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои. А из занимавшихся чародейством довольно многие, собравши книги свои, сожгли пред всеми и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм. С такою силою возрастало и возмогало слово Господне» (Деян.19:18-20).

Так должны поступать с еретической литературой и мы: или передавать ее тем православным священнослужителям, которые изучают ереси, или сжигать, чтобы зараза эта не пристала к кому-нибудь из наших родных и близких, не смогла оказать своего разрушительного влияния на других людей и погубить человеческие души.

В Требнике мы находим вопросы, которые священник должен задавать на исповеди. Среди них есть один, очень важный, вопрос: «Рцы ми, чадо, не был ли еси еретик или отступник, не держался ли еси с ними их капища, посещая, поучения слушая или книги их прочитывая?» Если человек так или иначе виновен в этом, то это – грех, в котором ему надо исповедаться. Апостольские правила, правила Вселенских и Поместных Соборов запрещают православным христианам посещать синагоги, еретические собрания, слушать поучения еретиков, читать их книги… И если мы считаем себя православными, то мы должны твердо и решительно удаляться от лжеименных знаний: еретических и языческих.

Когда праматерь наша Ева прельстилась, она ела сама и «дала также мужу своему, и он ел». Мы уже говорили, что если ересь, грех или что иное, происходящее от диавола, касается нас, то через нас оно затрагивает и наших близких, и наши семьи. Ева согрешила сама, поверив змею больше, чем Богу, и ввергает в этот грех своего мужа.

Диавол никогда не довольствуется только твоей душой, но использует ее для воздействия и на окружающих тебя людей. Если ты грешишь, то не думай, что это – твое личное дело. Как спасение одного человека имеет значение для многих, так и грех одного человека – касается множества людей. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен и тысячи спасутся вокруг тебя». Доброе, благодатное духовное состояние одного христианина распространяется на многих людей. Так же и грех: появившись в сердце одного человека, он заражает все большее и большее число окружающих.

Иногда люди не могут понять: почему предприятие, на котором они работают, находится в таком бедственном положении, хотя бы и не было тому видимых причин; почему отношения в коллективе все время остаются натянутыми и «взрывоопасными»?.. Вероятнее всего, объяснение здесь одно: жизнь людей отравляют нераскаянные грехи – их грехи и грехи тех, кто их окружает. Так было и во дни Израиля, так происходит и сейчас. Когда сыны израильские стали блудодействовать с иноплеменницами, то бедствиям, наказанию Божию подвергался весь народ. Это происходило до тех пор, пока Финеес, благочестивый воин, не пронзил блудников копьем прямо во время их блудодеяния. И тогда прекратился гнев Господень (Чис.25:7-11). В Священном Писании сказано: «…Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода» (Исх.20:5). Вот как далеко распространяется тлетворное, зловонное действие греха даже одного человека! И когда люди недоумевают, почему их дети рождаются больными, калеками, полуживыми, – им следует напомнить об этом. Значит, был у них самих или в их роду нераскаянный, не исповеданный грех.

Недавно мне довелось посетить интернат для слаборазвитых детей, детей с атрофированными конечностями, которые ползли нам навстречу за рождественскими подарками. И когда я спрашивал, чьи это дети, то мне отвечали: сын алкоголика, сын наркомана и так далее…

Грех – это не твое личное дело. И когда Церковь призывает: «Не греши, старайся исправиться», – то имеет в виду следующее: если изменишься ты сам, то и все вокруг тебя изменится. Если не можешь уладить какие-то семейные конфликты – иди в храм, иди на исповедь, расскажи священнику о своих проблемах! Это и будет самая лучшая помощь, которую ты можешь оказать своим близким, своей семье.

Ева сорвала запретный плод и ела, и зараза греха передалась и ее мужу. Она дала ему, и он тоже ел. «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Быт.3:7).

Святитель Иоанн Златоуст восклицает по этому поводу:

«Смотри, из какой славы и в какое унижение низверглись они! Те, которые доселе жили, как земные ангелы, изобретают себе одежду из листьев. Таково зло – грех. Он не только лишает нас вышнего благоволения, но и ввергает в великий стыд и унижение, похищает у нас те блага, которыми обладаем, отнимает всякое дерзновение».

Непередаваемый стыд и великий ужас овладели сердцами наших прародителей, Адама и Евы; они поняли, что произошло нечто непоправимое – то, чего своими силами они исправить уже не смогут. Так даже в самом падшем, в самом греховном состоянии, в котором только может оказаться человек, голос совести, голос Божий, который живет в каждом из нас, до конца не умолкает, но продолжает звучать.

В Бутырской тюрьме и в некоторых других местах заключения мне приходилось встречаться с людьми, совершившими особо тяжкие преступления. И когда я спрашивал, например, у вора: «Воровство – это грех?», – он отвечал: «Да». У убийцы я спрашивал: «Убийство – это грех?», у блудника: «Разврат – это грех?», – и все мне отвечали: «Да». Оказывается, каждому человеку известно, что такое грех, потому что Закон Божий написан в сердце каждого человека. В Послании апостола Павла к Римлянам сказано: «…Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим.2:14-15).

Немецкий философ Кант говорил: «Больше всего меня поражают и заставляют верить в Бога две вещи – звездное небо над головой и нравственный закон во мне».

…И вот, глаза прародителей открылись: они поняли, что наги. Что же они могут сделать теперь? Как им избавиться от этой ужаснувшей их наготы, от своей греховности?!

Однажды ученики, беседуя с Господом Иисусом, спросили Его: «кто же может спастись?» И услышали в ответ: «…человекам это невозможно, но не Богу: ибо все возможно Богу» (Мк.10:27).

То есть, тогда когда в своей жизни мы восстановим приоритеты и права Бога, решать вместо человека и за человека что такое добро и зло, то есть, подчинимся Воли создавшего нас, тогда Он и может начать дело нашего спасения.

Читаем: «Ныне не будьте жестоковыйны, как отцы ваши, покоритесь Господу и приходите во святилище Его, которое Он освятил навек; и служите Господу Богу вашему, и Он отвратит от вас пламень гнева Своего. Когда вы обратитесь к Господу, тогда братья ваши и дети ваши [будут] в милости у пленивших их и возвратятся в землю сию, ибо благ и милосерд Господь Бог ваш и не отвратит лица от вас, если вы обратитесь к Нему» (2Пар.30:8-9).

Яблоки, без сомнения, самые популярные фрукты у жителей умеренных широт. О полезных свойствах этих замечательных плодов знают все без исключения. Без яблок трудно представить себе кухню славянских и европейских народов. И не только гастрономия обязана этим фруктам разнообразием и полезностью. Яблочная тематика тесно вплетено в культурные традиции, фольклор и искусство многих народов мира.

Яблоко – символ универсальный

Такое простое и знакомое, на первый взгляд, яблоко представляет собой достаточно противоречивый символ в истории культуры.

С одной стороны, плод олицетворяет полноту жизни, радость любви и весеннего возрождения.

В то же время, именно яблоко называют запретным плодом и символом раздора.

Двойственность природы любви между мужчиной и женщиной также заключена в яблочном символизме. Нежная, романтичная «яблоня в цвету» противопоставляется яблоку , как символу богини Цереры, подвергающей людей безумству страсти. Плод в народном фольклоре является и символом надежды на успешное заключение брачного союза для будущих супругов, а также олицетворяет семейные узы.

Яблоко – плод утерянного рая, символ утраченного неземного блаженства. В то же время земные владыки опираются правой рукой на державу в форме яблока , поэтому плод – символ мирской власти.

Немало устойчивых «яблочных выражений», связанных с символическими значениями, вошли в фонд русского языка.

Яблоко – запретный плод

Запретный плод, как известно, всегда сладок, чего не скажешь обо всех сортах яблок. Тем не менее, первые переводчики Библии обвинили в грехопадении первого человека именно яблоко, хотя в самой Книге книг нет конкретного названия плода, которым Ева соблазнила Адама. Почему же яблоко стало символом первородного греха? Вероятно, причиной послужила невероятная популярность этого вкусного и полезного фрукта.

В то же время, яблоко олицетворяет райское блаженство до грехопадения. Неслучайно название мифического города Авалона происходит от уэльского названия плода.

Яблоко раздора

Если в Китае плод яблони – символ миролюбия, то в Древней Элладе фрукт стал атрибутом спора и состязания. На знаменитом суде смертного красавца Париса над тремя богинями – Герой, Афиной и Афродитой – призом служило золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей». Парис отверг власть и воинскую доблесть, отдав предпочтение любви, которую пообещала ему Афродита. Из-за похищения Прекрасной Елены разразилась Троянская война. Отсюда и еще одно крылатое выражение – «яблоко раздора».

Молодильное яблоко

Мифы и сказки народов мира содержат большое количество упоминаний силы плодов яблони дарить вечную молодость и продлевать жизнь.

Герой Геракл похитил золотые яблоки Геспериды , сулившие обладателю вечную юность.

Украл молодильные яблоки и скандинавский бог Локки.

О способности яблок возвращать и охранять молодость повествуют многочисленные русские сказки.

«Яблоко от яблони….» в славянской культуре

Помимо положительного символа здоровья, плодородия, достатка, брачной любви и здорового потомства, весеннего возрождения, яблоки у древних славян были олицетворением загадки жизни и смерти. По русской традиции, яблоко было обязательным подношением на могилу предков. Считалось, что плод поможет сохранить в памяти живых образ уже ушедших. Он символизировал и бесконечность круговорота жизни. «Яблоко от яблони недалеко падает» , - гласит русская пословица о связи поколений.

Плоды яблони играли большую роль в свадебных обрядах и в ритуалах, связанных с рождением детей. Принять в подарок яблоко, значило для девушки согласие на брак. Ветками яблони украшали праздничный свадебный стол. Яблоко – символ целомудрия невесты. По одной его половинке съедали жених и невеста перед первой брачной ночью.

Во время венчания невеста должна была забросить яблоко за алтарь, чтобы иметь много детей. Беременная женщина должна была подержаться за ветку яблони, чтобы ребенок родился красивым и здоровым. По традиции, яблоками одаривали рожениц. С ними же приходили на крестины, с ними колядовали и приглашали на свадьбу.

С помощью яблок крестьяне призывали в хозяйство изобилие.

Один из самых любимых праздников на Руси – .

Яблоко – символ точности

«В яблочко» - еще одно крылатое выражение, означающее потрясающую точность попадания. Легендарный стрелок Вильгельм Телль, а также другие герои и разбойники, мишенью для состязаний в стрельбе из лука чаще всего выбирали яблоко.

Говорить о символизме яблока можно бесконечно. Мало какие плоды могут похвастаться таким количеством упоминаний в мировой литературе и мифотворчестве. Не будем забывать и о полезных свойствах этого настоящего подарка природы. Его целебная сила всегда попадает «в яблочко» , защищая нас от многих недугов, даря нам здоровье и активное долголетие.

Изабелла Лихарева

– Хорошо, попробую... Лис обрадовался, хотя внешне никак этого не проявил.

– А правду говорят, что какие-то бандиты убивают людей выстрелами в глаза?

– А что? – насторожился Лис. Он не любил разговоров о «живых» делах.

– А то, что в одной книжке это было. Чтобы портрет убийцы не отпечатывался в зрачке. А правда отпечатывается?

– Нет, ерунда... Что еще было в той книжке?

– Один хитрый преступник придумал банду, в которой его никто не знал.

– Что? – Лис даже сел на постели, но тут же сделал вид, что просто решил подняться. – Это как же?

– Очень просто. Он давал команды по телефону. А его подчиненные были разбиты на пятерки, и тот, кто стоял ниже, не знал своего командира...

– Что же это за книжка? – с искренним интересом спросил Лис.

– «Яблоки с дерева зла», у меня она с собой, могу оставить...

– Оставь, пожалуйста. Давно не читал хорошую занимательную книгу...

– Сколько время?

– Девять. Мне пора на службу.

– Сегодня же суббота!

– Я работаю и по субботам.

– За это тебе много платят и выдали крутую тачку?

– Ну... Не совсем.

Ребенок встала, босиком подошла к окну и выглянула на улицу. Лис внимательно рассматривал стройную фигурку, и в душе шевелилось какое-то новое, неизвестное ранее чувство.

– И что там видно?

– Будет хороший день.

Она повернулась и улыбнулась Лису. Без косметики, с распущенными волосами, она выглядела совсем ребенком.

– Ты всегда носи с собой паспорт.

– Чтобы меня не упекли. На вид тебе можно дать четырнадцать.

Внезапно Лису в голову пришла свежая мысль, и она ему понравилась.

– Оставайся у меня. А вечером я приду, и чтонибудь придумаем...

– А мама?

– Ты же на выездной демонстрации. А она может затянуться.

– Верно. Тогда я сготовлю тебе завтрак и еще поваляюсь...

На работу Лис пришел в прекрасном настроении. Бегло просмотрел сводку происшествий, наткнувшись на совершенно необычный факт: в Степнянской тюрьме при попытке к бегству убит приговоренный к смертной казни Киршев. Однако! Как можно пытаться бежать через десятки дверей и решеток особого блока?

Несмотря на субботний день, все, кроме Попова, были на местах. Разобравшись с бумагами и отдав необходимые распоряжения, Лис посидел, прикидывая, чем заняться в первую очередь. Надо заканчивать с Колдуном, но Мальвина вчера на связь не вышла. Кстати... Он открыл принесенную Ребенком книгу и погрузился в чтение. Последние годы он читал только оперативные донесения, рапорта, планы раскрытии. Но сейчас в художественном произведении отражались реалии розыскного дела «Колдун».

Показания Печенкова один к одному совпадали с содержанием романа. Глубоко законспирированная преступная организация, боевые пятерки, жесточайшая дисциплина, показательные убийства выстрелами в глаза... Демонический главарь, которого никто никогда не видел. Команды по телефону, система связи, пароли, отзывы, негласный контроль... В объяснении Печенкова вместо телефонов фигурируют пейджеры, это более современно и лучше позволяет сохранять анонимность. Даже когда сыщик арестовал главаря, никаких доказательств его вины обнаружить не удалось. Помог случай: неосторожный выстрел разбил зеркало в прихожей, а между стеклом и рамой оказалась схема организации с фамилиями участников и номерами телефонов... В это время раздался звонок.

– Это я, – тихо сказала Мальвина. – Надо встретиться. Срочно. На треугольнике через полчаса.

Треугольником они называли место в нижнем ярусе городского парка, между фонтаном, детской площадкой и обсерваторией. На ходу Лис почему-то вспомнил, как ему позвонил возбужденный Леший со своим неприятным сюрпризом. Почему ему это пришло в голову, он объяснить не мог.

Мальвина уже сидела на скамейке в узком коротком платье, высоко открывающем бедра. Эффектная девушка в таком наряде привлекает внимание, что совершенно излишне при встрече агента с курирующим офицером. Лис много раз говорил ей о правилах конспирации, но беседы не достигли цели. Что ж, делать нечего...

С безразличным видом он опустился на другой край скамейки, достал сигареты, закурил, не глотая дым.

– Пионерская четыре, новый дом в полтора этажа, – сказала Мальвина, глядя в другую сторону. – Я вчера была у него до вечера, а сегодня пришла – он лежит мертвый...

– Что?! – Лис в который раз подивился своей интуиции. Такое же сообщение сделал тогда и Леший. Только он не крутил, а выложил все, как есть.