Меню

Что такое альтруизм и кто такой альтурист? Альтруизм – антипод эгоизма.

Стропильная система

Доброго времени суток, дорогие читатели. В данной статье Вы узнаете про альтруизм, что это такое. Вам станет известно, как проявляется данное состояние. Вы узнаете, какие факторы влияют на его развитие. Сможете ознакомиться с примерами и теориями альтруизма.

Определение понятия и классификация

Термин «альтруизм» имеет много определений, однако, у их всех имеется общая черта — связь с заботой о других людях без какой-либо выгоды. Термин «самоотверженность» очень подходит в данном случае. Альтруист не ожидает награды за свои поступки, он так ведет себя, ничего не требуя взамен. Противоположность альтруизму — это эгоизм. Эгоистов не уважают, их презирают, тогда, как альтруистами восхищаются, они вызывают уважение, желание наследовать. С точки зрения психологии альтруизм — это особенность поведения индивида, связанная с совершением поступков и действий, направленных на благополучие других, порой незнакомых, людей. Первым употребившим понятие альтруизма был Конт, французский социолог. Данный специалист рассматривал подобное состояние, как бескорыстное побуждение личности, которая не ждет ничего взамен, приносит пользу другим, но не самому себе.

Существует три основных теории альтруизма.

  1. Эволюционная. Основывается на понятии возрастания нравственности у личности, которая происходит постепенно. Следуя данной теории, личность имеет возможность духовно вырасти в ситуациях, когда можно будет задействовать внутреннюю природа, раскрыться в бескорыстном служении окружающим. Считается, что более образованный человек сможет принести большую пользу обществу.
  2. Социального обмена. Суть в том, что каждая личность, которая хочет совершить какой-то поступок, сначала проводит анализ собственных преимуществ. Теория гласит, что должны приниматься комфортные условия для существования самого человека и того, кому он помогает. Когда индивид оказывает какую-либо помощь ближнему, он подсознательно надеется, что когда и сам окажется в беде, ему придут на помощь.
  3. Социальных норм. Суть ее в том, что индивид, который действует бескорыстно, не должен ожидать ответного поведения. Данная теория учит, что нужно поступать в сговоре со своей совестью, основываясь на моральных убеждениях.

Существуют такие виды альтруизма.

  1. Нравственный. Индивид ведет альтруистскую деятельность, участвует в благотворительности, может быть донором. Все это делает для того, чтобы получить внутреннее удовлетворение и моральный комфорт.
  2. Рациональный. Альтруист разделяет собственные интересы, при этом хочет помогать и другим. Перед совершением бескорыстного поступка все взвесит и обдумает.
  3. Родительский. Такой альтруизм наблюдается практически у всех мам с папами. Мало кто не захочет пожертвовать собой ради ребенка.
  4. Сочувственный. Индивид сильно ощущает боль и переживания, чувства других людей. Он пытается сделать все, чтоб улучшить сложившуюся ситуацию.
  5. Демонстративный. Человек поступает таким образом не по своему желанию, а потому, что так нужно, необходимо помогать другим.
  6. Социумный. Индивид бескорыстно помогает, но только своему близкому окружению, родственникам и друзьям.
  7. Эмпатийный. Такой вид базируется на внутренней потребности быть услышанным и понятым. Только тот, кто умеет поддержать и выслушать в тяжелую минуту должен претендовать на роль благородного товарища или лучшего друга. Такой тип альтруизма позволяет раскрыться душе, достичь полного взаимопонимания с дорогими и близкими людьми.

Стоит рассматривать положительные и отрицательные стороны альтруизма.

К плюсам относят:

  • моральное удовлетворение;
  • возможность искупить свою совесть за какие-то плохие поступки, избавиться от чувства вины;
  • приобретение хорошего статуса в обществе, уважения других людей.

К минусам относятся:

  • возможность нанести вред самому себе;
  • альтруиста могут использовать плохие люди в своих целях.

Причины

  1. Эмпатия. Способность человека сопереживать душевным страданием другого. Умение ставить себя на место страдающей личности.
  2. Совершенный плохой поступок. Когда индивид пытается загладить свою вину, получить искупление путем совершения хороших дел.
  3. Желание утвердиться в обществе. Человек специально занимается благотворительностью, чтобы привлечь внимание к своей особе. На самом деле, его поступки не основаны на добрых побуждениях. По сути, он притворяется, для того, чтобы извлечь выгоду.
  4. Занятия альтруизмом с целью получить уважение со стороны друзей и близких.
  5. Психическое расстройство. Иногда альтруизм является симптомом такого недуга. Тогда он проявляется повышенным риском для здоровья и жизни личности, занимающейся альтруизмом.

Характерные черты альтруистов

Давайте рассмотрим, какими основными чертами характера должен обладать человек, который может называться альтруистом. Предлагаю Вашему вниманию проявления альтруизма:

Чтоб стать альтруистом не нужно быть богатым или занимать определенное место в обществе. Иногда достаточно оказать поддержку, уделить внимание, обеспечить уход, чтобы помочь человеку.

Примеры

Не всегда люди понимают, что именно делают альтруисты. Поэтому предлагаю Вашему вниманию примеры альтруизма.

  1. Солдат, который грудью лег на мину ради того, чтобы спасти других сослуживцев во времена военных действий.
  2. Уход за своим близким родственником, когда индивид тратит много своего времени, внимания и денег.
  3. Уход матери за больным ребенком, имеющим ограниченные возможности, которая совершенно не думает о себе. Она все средства направляет на лечение, вводит малыша к специалистам и педагогам. Забывает о своей личной жизни.
  4. Волонтеры, которые ухаживают за больными животными или людьми, оказавшимися в тяжелом положении

Также к примерам альтруизма относят:

  • донорство;
  • субботники;
  • благотворительная помощь больным детям или сиротам;
  • помощь опытного наставника новичку.

Теперь Вы знаете значение альтруизма. Как видите, в большинстве случаев данное состояние оказывает положительное влияние на альтруиста и на его окружение. Однако, стоит учитывать и возможные минусы, в частности, то, что ради другого человека индивид может забыть о себе, совершить такой поступок, который ему навредит. Нужно уметь сопереживать, помогать нуждающимся. Тогда наш мир станет лучше, а счастливых людей будет больше.

Альтруизм

Понятие альтруизма ввёл французский философ и основатель социологии Огюст Конт . Он характеризует им бескорыстные побуждения человека, влекущие за собой поступки на пользу других людей. Согласно Конту принцип альтруизма гласит: «Живи для других». Согласно О. Конту, альтруизм противоположен, антонимичен эгоизму, и подразумевает такое поведение и активность человека, которыми он приносит другим людям больше пользы, чем требует от них приложения каких либо затрат.

Оппозицией такому пониманию альтруизма выступают Чарли Л. Харди, Марк ван Вугт, Дэвид Миллер и Дэвид Келли , которые в своих исследованиях показали, что альтруизм и альтруистическое поведение не связаны с прямой выгодой, или с комбинациями различных выгод, но в конечном счёте, в долгосрочной перспективе создают больше преимуществ, чем было затрачено на совершение альтруистических действий.

Вера в то, что люди должны оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, безотносительно к возможной выгоде в будущем, является нормой социальной ответственности. Именно эта норма побуждает людей, например, поднять книгу, которую уронил человек на костылях. Эксперименты показывают, что даже тогда, когда оказывающие помощь остаются неизвестными и не ожидают никакой благодарности, они зачастую помогают нуждающимся лицам.

Те, кто любит, всегда стремятся прийти на помощь возлюбленному. Однако интуитивное, неосознанное желание помочь вовсе не обязательно должно относиться к тому человеческому существу, с кем вас связывают узы любви или дружбы. Совсем наоборот, альтруистическое стремление оказать помощь совершенно постороннему человеку издавна считается доказательством особенно изысканного благородства. Подобные бескорыстные порывы альтруизма котируются в нашем обществе чрезвычайно высоко и даже, как утверждают знатоки, как бы сами несут в себе моральное вознаграждение за причинённые нам хлопоты.

«Каким бы эгоистичным ни казался человек, в его природе явно заложены определённые законы, заставляющие его интересоваться судьбой других и считать их счастье необходимым для себя, хотя он сам от этого ничего не получает, за исключением удовольствия видеть это счастье.»

Основные виды, формы и практики альтруизма

Моральный и нормативный альтруизм

Моральная, нравственная сторона альтруизма может быть осмыслена через нравственный императив И. Канта . Интериоризованное человеком, то или иное понимание нравственности может стать таким внутриличностным образованием как совесть , исходя из которой, а не из стремлений к тем или иным выгодам, будет действовать человек. Таким образом, моральный/нравственный альтруизм заключается в действии в соответствии с собственной совестью.

Ещё одной формой, или одним пониманием морального альтруизма, является его осмысление в рамках представлений о правосудии или юстиции, социальные институты которых широко распространены в западных обществах. В рамках представлений о правосудии человек рассматривается как нередко готовый бескорыстно действовать за правду и её торжество в мире социальных взаимоотношений, а также против различного рода несправедливостей.

Действия в соблюдение обязательств (которые человек даёт самому себе или другому) и ожиданий (которые имеют в отношении человека другие люди) иногда рассматриваются как определённая степень альтруизма. Вместе с тем, нередко такого рода действия могут оказываться и действиями по расчёту.

Альтруизм из симпатии и сочувствия

Альтруизм может быть связан с различного рода социальными переживаниями, в частности с симпатией, сочувствием к другому, милосердием и доброжелательностью. Альтруисты, доброжелательность которых распространяется за пределы родственных, соседских, дружеских отношений, а также отношений со знакомыми, называются также филантропами, а их деятельность - филантропией .

Кроме доброй воли и сострадания альтруистические действия нередко делаются из привязанности (к чему-то/кому-то) или общей благодарности к жизни.

Рациональный альтруизм

Рациональный альтруизм - это балансирование (а также попытка его осмыслить) между своими интересами и интересами другого человека и других людей.

Выделяется несколько направлений рационализации альтруизма:

Социальная психология альтруизма и альтруистическое поведение

С развитием эмпирических психологических исследований такие нечёткие понятия как альтруизм, полезность, постепенно заменяются на более употребительный термин «просоциальное поведение».

Существуют половые различия в альтруистическом поведении: женщины, как правило, показывают более долгосрочное просоциальное поведение (например, забота о близких). Для мужчины, более вероятны, уникальные «подвиги» (например, при пожаре), в которых нередко нарушаются конкретные социальные нормы.

Есть также исследования из области эволюционной психологии, в которых показано, что люди выживают за счёт сотрудничества и нормальной взаимности. Как выразился Герберт Саймон, просоциальное поведение имеет преимущество в ситуации естественного отбора/эволюции, и в некотором смысле, альтруизм может рассматриваться как генетически заложенная в человеке программа.

Согласно социально-психологическим исследованиям альтруистического поведения, важную роль в нём играет личная ответственность человека. Принятие решений требует принятия на себя ответственности за эти решения. Если решение принимается группой людей, то ответственность за него распределяется по членам группы, снижая личную ответственность каждого из них. Как пишет Дмитрий Алексеевич Леонтьев , ссылаясь на исследования социальных психологов , описанные в книге Ли Росса (англ.) русск. и Ричарда Нисбетта (англ.) русск. : «если что-то произошло, если вам стало плохо, нужна помощь, а вокруг идут люди, не останавливаясь, нельзя звать на помощь просто, ни к кому не обращаясь. Выберите любого человека, смотрите на него и обращайтесь лично к нему и вероятность того, что к вам придут на помощь, возрастёт в несколько раз.»

Другие разновидности

В общем понятии альтруизма выделяют отдельные под-понятия, описывающие некоторые специфические виды альтруизма. Например:

Примечания

  1. Соловьев. В. С. Оправдание добра , 3,11,I
  2. Современный психологический словарь / Под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко . - Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, АСТ , . - 496 с. - (Психология - лучшее). - 3000 экз. - ISBN 978-5-17-046534-7 , ISBN 978-5-93878-524-3
  3. Manuela Lenzen. Evolutionstheorien in den Natur- und Sozialwissenschaften. Campus Verlag, 2003. ISBN 3-593-37206-1 (Google Books)
  4. Charlie L. Hardy, Mark van Vugt. Giving for Glory in Social Dilemmas: The Competitive Altruism Hypothesis . University of Kent, Canterbury 2006.
  5. David Miller. ’Are they my poor?’: The problem of Altruism in a World of Strangers. In: Jonathan Seglow (Hrsg.): The Ethics of Altruism.: Frank Cass Publishers, London 2004. - ISBN 978-0-7146-5594-9 , S. 106-127.
  6. David Kelley. Altruism and capitalism. In: IOS Journal. 1 Januar 1994.
  7. Jonathan Seglow (Ed.). The Ethics of Altruism. ROUTLEDGE CHAPMAN & HALL. London. - ISBN 978-0-7146-5594-9 .
  8. Соловьев В. С. Оправдание добра. Часть первая. Гл.3. Жалость и альтруизм
  9. Докинз, Клинтон Ричард . Возникла ли нравственность в процессе эволюции? // Бог как иллюзия = The God Delusion. - КоЛибри , . - 560 с. - 4000 экз. - ISBN 978-5-389-00334-7
  10. Christoph Lumer. Rationaler Altruismus. Eine prudentielle Theorie der Rationalität und des Altruismus. Universitätsverlag Rasch, Osnabrück 2000.
  11. Howard Margolis. Selfishness, Altruism, and Rationality. A Theory of Social Choice. Chicago and London, 1982.
  12. Eagly A.H. Sex differences in social behavior: A social-role interpretation. - Erlbaum, Hillsdale, NJ 1987.
  13. Hoffman M.L. Is altruism a part of human nature? In: Journal of Personality and Social Psychology. 40 (1981), S. 121-137.
  14. Росс, Ли Д. (англ.) русск. , Нисбетт, Ричард Э. (англ.) русск. Человек и ситуация: Уроки социальной психологии = The Person and the Situation: Perspectives of Social Psychology / Перевод с английского В. В. Румынского, под редакцией Е. Н. Емельянова, B. C. Магуна. - М .: Аспект-Пресс, 12 января 1999. - 429 с. - 5000 экз. - ISBN 5-7567-0234-2 , ISBN 5-7567-0233-4
  15. Леонтьев, Дмитрий Алексеевич . Лабиринт идентичностей: не человек для идентичности, а идентичность для человека (рус.) // Философские науки : журнал. - 2009. - № 10. - С. 6.

Ссылки

  • Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия - Альтруизм
  • PsyJournals - Альтруизм с удовольствием: психология добровольчества

См. также

  • Генеративность

Категории:

  • Этика
  • Черты личности
  • Мотивация
  • Действия и поведение
  • Социальная психология
  • Основные общественные ценности
  • Социальные обязательства

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "Альтруизм" в других словарях:

    - (фр. altruisme от лат. alter другой) нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо (удовлетворение интересов) др. людей. Термин «А.» был введен О. Контом для фиксации понятия, противоположного понятию «эгоизм»; … Философская энциклопедия

    Альтруизм - Альтруизм ♦ Altruisme Огюст Конт (***) называл альтруизм «жизнью ради других». Значит, быть альтруистом – это руководствоваться в жизни не своими интересами, а интересами другого человека (других людей). На самом деле такого почти не бывает … Философский словарь Спонвиля

    альтруизм - (от лат. alter другой) система ценностных ориентаций личности, при которой центральным мотивом и критерием нравственной оценки являются интересы другого человека или социальной общности. Термин «А.» введен французским философом О. Контом как… … Большая психологическая энциклопедия

    - (лат. alter другой). Чувство, противоположное эгоизму и возникающее под влиянием симпатии к другим людям. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АЛЬТРУИЗМ [фр. altruisme Словарь иностранных слов русского языка

    - (altruism) Забота о благе или интересах других людей. Бытовое противопоставление альтруизма эгоизму приводит к различным толкованиям смысла первого Так, под этим термином часто понимают определенные черты характера, намерения или поведение… … Политология. Словарь.

    Человеколюбие, самоотверженность, бескорыстие Словарь русских синонимов. альтруизм см. бескорыстие Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов

    Альтруизм - (фр. аltruisme, лат. alter – басқа) – басқаның мүдделері үшін өзімшілдікті тежеп, оған жанқиярлықпен қызмет етуге дайындықты білдіретін ізгілік принцип, басқаларға риясыз, пайда іздемей (тілемей) шын, таза көңілмен көмектесу, қол ұшын беру,… … Философиялық терминдердің сөздігі

    - (лат. alter – другой) – бескорыстная забота о благе других людей. Альтруизм противоположен эгоизму. нравственный принцип, заключающийся в бескорыстном служении другим людям, термин введен О. Контом как противоположный по смыслу эгоизму. Большой… … Энциклопедия культурологии

    - (франц. allruisme, от лат. alter другой), самопожертвование (у животных), генетически обусловленная поведенческая реакция (обычно у взрослых особей), состоящая в своеобразном жертвовании индивидуальным биологическим благополучием, даже жизнью,… … Экологический словарь

    альтруизм - а м. altruisme m. <лат. alter другой. 1830. Лексис. Бескорыстная забота о благе других людей; готовность жертвовать собственными интересами. БАС 2. Почему же ученые не изучают явлений общественности точно так же, как изучают они явления борьбы … Исторический словарь галлицизмов русского языка Подробнее

Альтруизм – это понятие, которое во многом схоже с самоотверженностью, когда человек проявляет бескорыстную заботу о благополучии других людей. По сути, альтруистическое поведение являет собой прямую противоположность эгоизму, а в психологии также рассматривается в качестве синонима просоциального поведения. Но понятия альтруизм и эгоизм не настолько неразделимы, ведь они оба являются сторонами одной медали.

В психологии альтруизм определяется как социальный феномен, а впервые этот термин был сформирован Франсуа Ксавье Контом – основоположником социологии. В его трактовке альтруизм подразумевал жизнь ради других, с течением времени понимание данного понятия не претерпело существенных изменений. Однако подобный принцип морального поведения не всегда становится выражением бескорыстной любви к ближнему. Психологи замечают, что часто альтруистические побуждения возникают из желания быть признанным в той или иной сфере. Отличие альтруизма от любви состоит в том, что объектом здесь становится не какой-то конкретный индивид.

В работах многих философов можно увидеть обоснование альтруизма жалостью как естественного проявления человеческой природы. В социуме альтруистическое поведение может принести и определенную выгоду, выражающуюся, например, в повышении репутации.

Основные теории

На сегодняшний день существует три основные теории альтруизма. Первая из них связана с эволюцией и базируется на мнении, что альтруистические побуждения изначально запрограммированы в живых существах и способствуют сохранению генотипа. Теория социального обмена рассматривает проявления альтруизма в качестве формы глубинного эгоизма, так как, по мнению сторонников этой теории, делая что-то для других, человек все же просчитывает и собственную выгоду. Теория социальных норм выстраивается на принципах взаимности и социальной ответственности.

Конечно, истинную природу альтруизма достоверно и развернуто не объясняет ни одна из выдвинутых теорий, возможно потому, что такое явление должно рассматриваться не в научной, а духовной плоскости.

Формы

Если рассматривать труды философов и психологов, альтруизм может являться моральным, осмысленным, нормативным, но также и патологическим. В соответствии с вышеописанными теориями также можно выделить следующие виды альтруизма:


Проявления в жизни

Чтобы приблизиться к пониманию настоящего альтруизма, можно рассмотреть примеры из жизни. Солдат, закрывающий своим телом товарища во время боевых действий, жена запойного алкоголика, не просто терпящая мужа, но и стремящаяся помочь ему, многодетные матери, не находящие времени для себя – все это образцы альтруистического поведения.

В повседневной жизни каждого человека проявления альтруизма также имеют место быть, выражаясь, например, следующим образом:

  • семейные отношения. Даже в нормальной семье проявления альтруизма являются неотъемлемой частью крепких отношений между супругами и их детьми;
  • подарки. В какой-то степени это также можно назвать альтруизмом, хотя иногда подарки могут преподноситься и не совсем в бескорыстных целях;
  • участие в благотворительности. Яркий пример бескорыстной заботы о благополучии нуждающихся в помощи людей;
  • наставничество. Альтруизм нередко проявляется в том, что более опытные люди обучают других, например, своих менее опытных коллег по работе и т.д.

В литературе также можно найти несколько ярких примеров. Так, образцы альтруистического поведения описал Максим Горький в своем произведении «Старуха
Изергиль», в той части, где герой Данко сумел вывести племя из гиблого леса, вырвав из груди собственное сердце и осветив им дорогу страдающим людям, вынужденным пробираться через бесконечные дебри. Это и есть пример бескорыстия, настоящего альтруизма, когда герой отдает свою жизнь, не получая ничего взамен. Что интересно, Горький в своем произведении показал не только положительные стороны такого альтруистического поведения. Альтруизм всегда сопряжен с отказом от собственных интересов, но в повседневной жизни такие подвиги не всегда уместны.

Довольно часто люди неверно понимают определение альтруизма, путая это понятие с милосердием или филантропией. Альтруистическому поведению обычно присущи следующие особенности:

  • чувство ответственности. Альтруист всегда готов отвечать за последствия своих поступков;
  • бескорыстие. Альтруисты не ищут личной выгоды от своих действий;
  • жертвенность. Человек готов понести определенные материальные, временные, интеллектуальные и прочие затраты;
  • свобода выбора. Альтруистические действия всегда являются личным выбором человека;
  • приоритетность. Альтруист ставит интересы окружающих на первое место, нередко забывая о собственных;
  • чувство удовлетворения. Жертвуя собственными ресурсами, альтруисты не ощущают себя в чем-то обделенными или ущемленными.

Альтруизм во многом помогает раскрыть потенциал личности, ведь человек может сделать для других людей гораздо больше, чем для самого себя. В психологии даже распространено мнение, что альтруистическая натура чувствуют себя гораздо более счастливыми, нежели эгоисты. Однако в чистом виде такое явление практически не встречается, поэтому многие личности вполне гармонично сочетают в себе и альтруизм, и эгоизм.

Что интересно, существуют некоторые различия между проявлениями альтруизма у женщин и мужчин. Первые обычно склонны показывать долгосрочное поведение, к примеру, заботясь о близких. Мужчины чаще склонны совершать единичные поступки, нередко нарушая общепринятые социальные нормы.

Когда речь идет о патологии

К сожалению, альтруизм далеко не всегда является вариантом нормы. Если человек проявляет сострадание к другим в болезненной форме, страдает бредом самообвинения, старается оказать помощь, которая на деле приносит только вред, речь идет о так называемом патологическом альтруизме. Такое состояние требует наблюдения и лечения у психотерапевта, так как патология может иметь весьма серьезные проявления и последствия, в том числе, альтруистическое самоубийство.

Что такое альтруизм? Каждому человеку интуитивно понятно данное определение. Все мы слышали о людях, которые, сумев отказаться от обладания многими материальными благами, посвящали свою жизнь служению окружающим. Человек, избравший альтруизм в качестве основного стиля жизни, как правило, принимает на себя ответственность за происходящее и искренне хочет помочь тем, кто находится рядом с ним. Он уже перестает рассуждать, основываясь на личной выгоде, равно как и забывает об индивидуальных стремлениях. Истинное бескорыстие рождается только в открытом и неравнодушном сердце.

Альтруизм – это стремление человека жить ради благополучия других. Термин альтруизма был введен в 18 веке философом Франсуа Ксавье Контом. Он утверждал, что только альтруизм делает человека сильнее, возвышает его над обстоятельствами.

Теории альтруизма

Говоря о теориях альтруизма, следует принять во внимание тот факт, что каждая из них основывается на различном подходе к жизни. Все теории определенным образом обнаруживают неразрывную связь друг с другом.

Эволюционная теория

Базируется на понятии постепенного нравственного возрастания человека. Согласно данной теории личность получает возможность духовно расти и развиваться только в ситуации, когда ее внутренняя природа будет задействована, раскрыта в бескорыстном служении окружающим. Эволюционная теория гласит, что чем более образованными становятся люди, тем больше реальной пользы способны принести обществу. Культурный человек имеет все шансы достичь нравственного просветления, преображения души.

Теория социального обмена

Данная теория говорит о том, что каждый человек, собираясь совершить то или иное действие, сначала мысленно анализирует собственные преимущества. Теория социального обмена состоит в принятии обоюдных комфортных условий существования: помогая своему ближнему, личность имеет основания надеяться на то, что и ее когда-нибудь не оставят без внимания и участия.

Теория социальных норм

Данная теория предполагает, что человек, действующий бескорыстно, не вправе ожидать ответной реакции на проявленную благость потому, как общество не одобрило бы такого поведения. Теория социальных норм учит поступать по совести, основываясь только на этических и моральных убеждениях.

Виды альтруизма

Исходя из определения альтруизма, можно обозначить его основные виды. Виды альтруизма направлены на выявление составляющих бескорыстного служения в разных жизненных обстоятельствах.

Он заключается в бессознательной потребности каждого родителя заботиться о своем ребенке . Отец и мать часто вынуждены жертвовать собой во имя будущего счастья и благополучия малыша. Если бы их любовь не была бескорыстной, речь не могла идти об альтруизме. Родительская любовь ничем не ограничена: она не судит, не ищет собственной выгоды, не заставляет становиться в позицию «должника». Такой вид альтруизма многие принимают за должное, и потому вовсе не считают чем-то необыкновенным или из ряда вон выходящим.

Нравственный альтруизм

Здесь речь идет о таких высокоморальных поступках, которые меняют сознание человека: пробуждают в нем благодарность, открытость, желание быть полезным, не зависеть от собственного настроения . Нравственные идеалы сильно связаны с общественными установками и служением людям. Данный вид бескорыстной помощи основывается на социальных убеждениях. Именно общественный институт подчас диктует личности, как ей следует жить, на что направлять свои индивидуальные усилия.

Эмпатийный альтруизм

Этот вид благородного проявления лучших качеств характера человека базируется на духовной потребности быть понятым и услышанным. Только тот, кто умеет выслушать и поддержать в трудную минуту , может претендовать на то, чтобы называться лучшим другом и благородным товарищем. Данный вид целостного посвящения себя другому человеку позволяет душе действительно раскрываться, достигать полного взаимопонимания с близкими и дорогими людьми.

Примеры альтруизма

Здесь будет разумно привести значимые характеристики альтруизма, примеры нравственных действий личности, которые позволяют определить истинность благих намерений человека, стремящегося делать добро.

Безвозмездность – основной пример альтруизма. Истинный альтруист, отдавая заботу и тепло окружающим, никогда не задумывается над тем, какой результат с этого действия будет иметь лично он. Такой человек готов бескорыстно делиться с теми, кто находится рядом, своими мыслями, стремлениями, настроением, возможностями. Материальные блага для него, как правило, имеют небольшое значение. Бескорыстная самоотдача делает его узнаваемым в глазах общества. Альтруист никогда не требует ничего взамен. Он готов бескорыстно помогать нуждающимся, внимать желаниям других людей. При этом о себе и собственных потребностях такой человек вспоминает, как правило, в последнюю очередь. Его часто обходят стороной, когда речь идет о повышении по службе, дело касается денег или благодарности.

Жертвенность

Другим примером является отказ от личных выгод . Альтруист привыкает жертвовать своими интересами, поступаться собственными желаниями ради счастья и благополучия близких людей. Иногда создается впечатление, что ему самому ничего не нужно. Жертвенность формируется в характере человека, который сделал альтруизм неотъемлемой составляющей своей жизни. Жертвенность проявляется во всем и особенно сильно в отношениях с окружающими. Альтруист вперед думает о других, а потом о своей личности. Впрочем «о себе» очередь может и вовсе не дойти: всегда можно найти нуждающегося в помощи и утешении. Жертвенность постепенно входит в привычку того, кто живет интересами своих детей, родителей, коллег по работе. Человек, имеющий свободу выбора, сознательно отказывается жить для себя и направляет свое внимание на потребности ближайшего окружения.

Ответственность

Альтруистическое настроение всегда предполагает принятие полной ответственности за свои поступки и действия . Невозможно себе представить альтруиста эгоистичным, не осознающим, зачем он совершает все благие намерения. Ответственность возникает тогда, когда личность осознает, что может реально кому-то помочь. Данный пример демонстрирует, как альтруизм меняет личность.

Душевное удовлетворение

Человек, воспитавший в себе альтруистическое начало, как правило, начинает испытывать значимый душевный подъем. Это пример того, насколько полезно развивать в себе склонность к служению другим людям. Достигая состояние душевного удовлетворения, он получает возможность оставаться довольным жизнью, совершать благочестивые поступки, полностью руководить своими действиями. Человек ощущает счастье, когда имеет возможность делиться радостью.

Таким образом, альтруизм – это естественное состояние человека, раскрывшего в себе природную щедрость и желание быть полезным другим.

Ученые давно заинтересовались тем, что толкает людей оказывать помощь незнакомым людям, рискуя собой, является ли героизм особенностью лишь некоторых или все мы, по природе своей, альтруисты? Несмотря на то, что примеры альтруизма можно найти у разных организмов, человеческие мотивы намного сложнее и базируются как на биологических, так и на психологических факторах.

27 января 2017 в Москве инспектор ДПС Алексей Коняев , патрулировавший территорию Савинской набережной, прыгнул в Москву-реку, чтобы спасти женщину, находившуюся в тонувшей машине. Понадобилось две попытки, но все же, с помощью очевидцев произошедшего, ему удалось спасти ее, вытащив через разбитое окно. За свои действия инспектор будет представлен к государственной награде. Мы часто слышим о подобных случаях героизма, когда люди в повседневной жизни проявляют быстроту реакции и самоотверженность ради спасения других, при этом рискуя собственной жизнью. Каждый раз аналогичные события активно освещаются СМИ и вызывают восхищение, усиливающееся тем фактом, что героические поступки совершают такие же «обычные» люди, как все мы.

Дэвид Рэнд (David Rand) из Йельского университета изучил много подобных случаев повседневного героизма, чтобы попытаться понять способ мышления людей во время совершения бескорыстных деяний.

Главным результатом его исследования стал вывод о том, что люди склонны действовать наиболее самоотверженно, когда вынуждены принимать быстрые, интуитивные решения.

В своем предыдущем исследование Рэнд пытался найти ответ на более фундаментальный вопрос: к каким поступкам мы предрасположены биологически - эгоистичным или бескорыстным? В результате своих экспериментов в лаборатории, Рэнд обнаружил, что чем меньше времени давалось испытуемым на размышления в тестах, тем более наиболее самоотверженно они действовали. Он попросил участников сыграть в простые игры на деньги, например, и обнаружил, что они более охотно делили свои деньги с другими игроками, когда были в спешке из-за временных ограничений. Таким образом, они должны были действовать интуитивно, а не аналитически, так как на это не было времени. По такому же принципу, когда участников просили запомнить определенное число в ходе игры, тем самым подавляя осознанное мышление, они становились более щедрыми к другим игрокам. Несмотря на некоторые различия между людьми, в среднем, казалось, что все они сотрудничают на интуитивном уровне, когда у них нет времени анализировать ситуацию. На основе этих данных, Рэнд заключил, что «по умолчанию» мы предрасположены к сотрудничеству друг с другом.

Однако он был заинтересован в большем, чем исследовании обмена денег.

«Мне было интересно, повторится ли такая тенденция, когда ставки намного выше», - говорил он и потому продолжал изучать потрясающие примеры «крайнего альтруизма», что простым языком называют героизмом.

Объектами изучения в его работе стали люди, которые были награждены медалью Фонда Карнеги за героизм - рядовые граждане, которые рисковали своей жизнью, чтобы спасти других. Используя публикации в СМИ времен их выдающихся поступков, Рэнд собрал заявления полусотни призеров об их добрых делах. Далее, независимая команда оценила эти описания посредством различных психологических факторов, чтобы понять, отражают ли они интуитивные решения, или храбрость этих героев была результатом осознанного решения, при принятии которого они должны были убедить себя, что это действительно правильный поступок.

В целом, подавляющее большинство - около 90% - проявлений «крайнего альтруизма», как представляется в ходе исследования, полностью базировалось на неосознанном инстинкте. Интересно также, что некоторые из них предприняли эти действия, даже хотя у них было достаточно времени на сомнения, анализ ситуации и даже на то, чтобы убедить себя, что безопаснее вовсе ничего не делать. Тем не менее, в большинстве случаев, эти сомнения не приходили им в голову: за считанные доли секунды они знали, что должны были действовать на благо другого человека, даже если ради этого они рисковали собственной жизнью.

Известным случаем такого риска является поступок советского спортсмена по плаванию Шаварша Карапетяна в 1976 году. Во время пробежки Карапетян оказался свидетелем падения троллейбуса в Ереванское озеро и моментально решил прийти на помощь пассажирам. При нулевой видимости он погружался на глубину 10 м, каждый раз спасая одного пассажира. Всего ему удалось вытащить 46 ил 92 пассажиров, однако лишь 20 из них выжили. Врачи, принимавшие пациентов, были уверены, что работает целая команда спасателей, никто не ожидал подобной выносливости от одного человека. Героизм действительно обернулся риском для жизни самого Карапетяна - он провел 45 дней в больнице с тяжелым случаем пневмонии. Однако быстрота его реакции в критической ситуации действительно заслуживает восхищения.

Рэнд объясняет это следующим образом. Наш мозг имеет два режима работы, упрощенно их можно назвать быстрым и медленным мышлением. Замедленное мышление является осознанным, аналитическим и логическим, в то время как быстро мышление работает на автопилоте, выработанном нашими привычками, который может активироваться в любой момент. Несмотря на то, что геройство может показаться неожиданностью, вызванной экстремальными ситуациями, Рэнд считает, что крайние альтруисты хранят в себе тенденцию самоотверженности на протяжении всей своей повседневной жизни, так что помощь другим является для них частью этого автопилота.

«Если вы вырабатываете привычку сотрудничать с другими и помогать им, она будет использоваться уже «по умолчанию», а также это будет означать, что вы более склонны действовать так же и в других контекстах. Мы культивируем привычки добродетели», - говорит Рэнд.

Возникает вопрос, как же вырабатывалась подобные привычки у людей и необходим ли самоотверженный альтруизм с биологической точки зрения.

Эволюционные биологи определяют альтруизм как действия организма ради пользы другого организма во вред себе. Конечно, технически, такой акт уменьшает шансы организма на дальнейшее размножение. Тем не менее, мы можем наблюдать «альтруистическое» поведение в природе у различных видов организмов. Однако при более внимательном рассмотрении, ученые заключили, что мотивы самоотверженности можно объяснить генетически. В природе животные (даже бактерии), как правило, помогают лишь тем, с кем они генетически связаны, этот процесс называется родственным отбором. Такое действие гарантирует дальнейшее распространение их генов в будущем. Другим биологическим мотивом помощи у животных является расчет на ответную услугу в будущем, или взаимный альтруизм.

Как выяснилось, люди также часто руководствуются этими двумя мотивами при оказании помощи. Исследования показали, что мы гораздо более охотно помогаем «своим», а также вероятнее окажем какую-либо услугу, если рассчитываем получить что-то взамен. Изначально альтруизм людей распространялся только на членов своей группы одновременно с враждебностью другим. Это доказано и на нейрохимическом уровне - действие окситоцина, который, как известно, делает людей более добрыми и отзывчивыми, оказывается, распространяется только на тех, кого человек считает «своими».

Однако эти примеры не объясняют случаев человеческого альтруизма, которые не вписываются в эволюционную теорию - например, благотворительные пожертвования и донорство крови и органов незнакомцам.

«Существует культурный аспект, который прошел долгий путь, прежде чем смог преодолеть нашу генетическую установку к корысти», - говорит Киран Хили (Kieran Healy), доцент кафедры социологии в Университете штата Аризона, который написал книгу о том, почему люди становятся донорами органов. Человеческое поведение нельзя объяснить только биологически заложенными в нас особенностями - процесс работы нашего сознания намного сложнее, чем у животных. Мы создали целые системы и институты, основанные на идее взаимопомощи. Мы впитываем идеи альтруизма на протяжении всего процесса социализации друг от друга, от родителей, от своих ролевых моделей, из религии и светской этики. По словам Хили, с людьми стоит рассматривать «и психологию, и биологию альтруизма».

Влияние социокультурных норм так прочно укоренилось в нашем сознании, что задает правильные тенденции поведения с самого раннего возраста. Например, в Нижегородской области третьеклассник Дима Филюшин смог спасти трех соседских детей от пожара, за что был представлен к ордену Мужества. Увидев по пути домой пожар у соседей и осознав, что двум трехлетним близнецам и их пятилетней сестре не удастся спастись самостоятельно, он вытащил их из горящего помещения. Очевидный риск для своей жизни герой осознал, только когда увидел реакцию своей матери на рассказ о случившемся.

Одобряемое обществом поведение формирует у всех нормально социализирующихся людей определенные установки и нормы, которым мы неосознанно следуем, и помощь другим - одна их них. Чем сильнее мы подвержены влиянию общественных норм, тем больше это меняет нашу модель поведения. Так, например, случаи героизма военнослужащих, в том числе бывших, встречаются чаще, ведь спасение жизней является их прямой обязанностью - как во время подготовки, так и во время службы у них формируются привычки и чувство долга, направленные лишь на эту цель.

Сотрудник МЧС Евгений Воскресенский , пожарный, свои действия при спасении людей объясняет следующим образом: «Я просто понимаю что могу сам оказаться в такой же ситуации, и ко мне люди придут на помощь, поэтому, понимая этих людей и их ситуацию, я представляю себя на их месте».

Кристен Ренвик Монро (Kristen Renwick Monroe), автор книги «Сердце Альтруизма» (The Heart of Altruism), дает еще более глубокое определение альтруистов. В своей книге она рассмотрела людей, совершающих различные альтруистические поступки - от тех, кто жертвует деньги на благотворительность, до тех, кто спасал евреев от нацистов - и определила альтруизм как нечто, что имеет мало общего с завуалированной корыстью.

«Альтруисты, как правило, имеют другое видение мира, чем остальные из нас», - говорит она. - «Где мы видим незнакомца, они видят такого же человека, как они сами. Задумайтесь, если кто-то предложил бы вам миллион долларов, чтобы убить кого-то из родственников вы бы, конечно, отказались. Таким же образом альтруисты относятся ко всем людям».