Меню

Богоматерь толгская. Большая икона толгской богоматери

Дополнительные элементы крыши

Икона Божией Матери Толгская

В окружении реликтовой кедровой рощи сияют над волжскими водами купола Толгской Свято-Введенской обители. Промыслом Божиим стала она первым женским монастырем, открытым на территории России после многих десятилетий гонений и разорений. С января 1988 года здесь, немного выше Ярославля и на противоположном этому городу северном берегу великой русской реки, поселились первые сестры-инокини, чьим нарочитым служением стал уход за престарелыми и одинокими служителями Церкви. Со временем на Толгу были перенесены и честные мощи святителя Игнатия (Брянчанинова), тонкого религиозного мыслителя и психолога, в своих писаниях приблизившего многовековой аскетический опыт православного подвижничества к разумению современного человека. В своей земной жизни святитель Игнатий не был как-либо особо связан с Толгой: он скончался и был погребен в другой верхневолжской обители, Николо-Бабаевском монастыре, стоявшем на полпути от Ярославля до Костромы.

Исконной же святыней Толги в течение почти семи веков была чудотворная мироточивая икона Толгской Богоматери, в середине 1920-х забранная в Ярославский художественный музей. Некогда же крестные ходы с Толгской иконой совершались отсюда и в Ярославль, и в Ростов Великий с соседним ему Борисоглебом, и в Рыбинск, и в северные, с Вологдой граничащие уезды.

В 1314 году, когда Ярославлем владел князь Давид Федорович, здешний епископ Прохор (в схиме Трифон) возвращался из обители святого Кирилла Белозерского в свой кафедральный город. Путь, пролегавший сперва по Шексне, затем по Волге, был долгим и трудным, и, не добравшись всего семи верст до Ярославля, владыка и его спутники вынуждены были пристать для ночевки к правому возвышенному берегу. Утомленные путники давно уже спали, когда в шатер епископа вдруг просочился яркий свет. Владыка вышел наружу и увидел дивный огненный столп, поднявшийся на противоположном берегу, у устья речки Толги, где в те времена стоял дремучий бор. Отражение столпа в волжской воде образовало световую дорожку наподобие лунной. Пав на колени перед сим таинственным знамением, архипастырь перекрестился и, опираясь на свой святительский жезл, ступил на неземным светом принизанную воду и пошел по ней яко посуху. Перейдя же на другой берег, владыка увидел, что на вершине огненного столпа парит образ Пречистой с Предвечным Младенцем.

Со слезами умиления епископ начал молиться: «Владычице, Ты призираешь на детей Твоих и не забываешь достояния Твоего! Что воздадим, какие дары принесем Тебе?» Изнемогши же, вернулся тем же дивным огненным мостом в свой шатер и до утра заснул. Когда же настало время трогаться в путь, владыка понял, что забыл свой святительский посох на противоположном берегу. И тогда, поведав своим ничего не подозревавшим спутникам о ночном бдении, переправился с ними в заречный лес и узрел стоящую уже на земле икону с лежащим перед нею посохом. Убедившись, что все случившееся в полночь не было сонным видением, архипастырь пал перед явленным образом, а затем взял в руки топор и принялся рубить лес. И пока владыка со своими служителями не выстроили на месте явления Пречистой деревянный храм, в город они не возвращались. Прослышавшие о чуде ярославцы толпами устремлялись на Толгу, чтобы присоединиться к строителям, так что к полудню церковь была готова, а к вечеру освящена во имя Введения.

Прошло более полувека. Вокруг церкви давно уже образовался мужской монастырь, куда стекались благочестивые иноки и прослышавшие о чудесах от иконы богомольцы. 16 сентября 1392 года игумен Герман возгласил за утреней обычные слова из богослужебного чина: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим», и вдруг в тот самый миг из десницы Пречистой начало истекать миро, чье благоухание распространилось по всему собору. Когда же пораженные иноки начали служить молебен по случаю нового чуда, то при пении слов «Владычице, прими молитвы раб Твоих» миро появилось и на левой ножке Младенца. Богомольцы собирали его и разносили по окрестным городам и весям, и всюду толгское миро приносило исцеление больным и скорбным.

Однако вскоре деревянные постройки обители погибли в пламени пожара, не устоял от огня и соборный храм. Икону тогда сочли погибшей, и каково же было удивление иноков, когда они узрели невредимую чудотворную, стоящую в ветвях одного из монастырских кедров.

Вскоре обитель восстановили. В 1553 году царь Иван Васильевич Грозный проездом посетил Толгу и получил неожиданное исцеление от мучивших его болей в ногах. В знак благодарности государь выстроил в обители каменный собор.

Многими чудесами прославилась Толгская икона и в последующие времена; многие государи жертвовали на обустройство монастыря вослед за Грозным: Михаил Федорович, Феодор Алексеевич, Иоанн Алексеевич, Петр I, Анна Иоанновна, Павел Петрович. Совершая свою поездку по Волге, Екатерина II, отстояв молебен у чудотворной, гуляла в кедровой роще.

Старые путеводители по Волге упоминают о благочестивом обычае: всякий проплывавший по главной дороге России пассажирский пароход непременно делал остановку у монастырской пристани, чтобы путешественники смогли присутствовать на молебне у чудотворной.

Мужская обитель просуществовала на Толге до 1926 года. Вскоре в ее стены вселилась колония для малолетних преступников (находилась тут вплоть до 1987 года), а в середине 1930‑х неподалеку, у села Норское, силами ГУЛАГа началось было сооружение плотины. Поднятое ею водохранилище затопило бы многие города и села вверх по Волге, включая древний Углич. Однако вскоре от этого проекта отказались и перенесли строительство под Рыбинск, к устьям Шексны и Мологи; только название соседнего с Толгой поселка - Волгострой - напоминает о первоначальном замысле.

Чудотворная же была отдана в музей. По своему иконографическому типу она является «Елеусой» или «Умилением». Изображение Пречистой поясное, соприкасающийся с Ней ланитами Спаситель припал к левому плечу Своей Пречистой Матери, шуйцею же обнимает Ее за шею. По композиции Толгская во всем подобна палладиуму соседней Костромы - Федоровской Богородице - но только в зеркальном отражении. С давних пор с Толгской делались списки, особо чтимыми среди них были иконы в девичьей обители в Нежине, в Воскресенской церкви вологодского села Подкубенское, в Петропавловском монастыре Мценска и в местечке Иллуксте Курляндской губернии.

Тропарь, глас 4

Днесь светло сияет на Толге образ Твой, Пречистая Дево Богородице, и, яко солнце незаходимое, всегда верным подадеся, егоже видев на воздусе, невидимо Ангелы, яко никим, держима, преосвященный епископ града Ростова Трифон тече ко явленному светящемуся столпу огненну, и по водам, яко по суху, прейде, и моляшеся Ти верно о пастве и о людех. И мы, к Тебе притекающее, зовем: Пресвятая Дево Богородице, верно Тя славящих спасай, страну нашу, архиереев и вся российския народы от всех бед избавлях по велицей Твоей милости.

Молитва

О Пресвятая Госпоже, Дево Богородице, Вышшая Херувим и Серафим и Святейшая всех святых! Ты, Всеблагая, на Толге икону Твою многоцелебную блаженному святителю Трифону огневидно явити благоволила еси, и ею многая и неизреченная чудеса соделала еси и ныне содеваеши, по Твоему неизреченному к нам милосердию. Тебе, пред пречистым образом Твоим, припадаем и молимся, Преблагословенная рода нашего Заступнице: в в странствии сем земном, многоскорбнем и многомятежнем, не лиши нас Твоего заступления и покрова державнаго. Спаси и защити нас, Владычице, от разжженных стрел лукаваго врага спасения нашего. Укрепи немощную волю нашу к деланию заповедей Христовых, умягчи окаменелая сердца наша любовию к Богу и ближним нашим, даруй нам сокрушение сердечное и покаяние истинное, да очистившеся от скверны греховныя, возможем принести Творцу благоугодныя Ему плоды добрых дел и сподобитися мирныя христианския кончины и ответа праваго на Страшнем и нелицеприятнем Суде Его. Ей, Госпоже Всемилостивая! В час грозный оный смертный наипаче яви нам Твое многомощное заступление, ускори тогда на помощь к нам безпомощным и державною рукою Твоею исхити нас из власти лютыго миродержца, ибо воистину много может молитва Твоя пред лицем Господа, и ничтоже невозможно ходатайству Твоему, аще токмо восхощеши. Темже на святый образ Твой умиленно взирающе и пред ним яко живей Ти сущей с нами покланяющеся, со упованием благим, сами себе и друг друга и всю жизнь нашу Тебе по Бозе молитвенно предаем и Тя величаем с рождшимся от Тебе Спасителем нашим, Господем Иисусом Христом, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.



21 / 08 / 2005

Чудотворные иконы Богородицы сильно почитаются во всем православном мире. Рассказывают, что Толгская икона Божией Матери исцелила самого Иоанна Грозного, когда от не мог ходить от боли в ногах. Об этой иконе нам рассказала знакомая соседки по лестничной площадке.

Чудесным образом исцелился младенец, которому врачи не могли поставить правильный диагноз. Мать горячо молилась Богородице, исповедовалась и причащалась. Результатом стало полное выздоровление малыша. В статье я расскажу о явлении иконы епископу Ростовскому, чудесах исцеления и о молитве к ней.

История иконы

Святой образ был дарован небесами самым чудесным образом в 1314 году. Однажды епископ Прохор направился в Ярославль по церковным делам. Путь пролегал вдоль реки Волги, и для ночевки паломники выбрали местность, где речка Толга впадает в Волгу. Когда стемнело, епископ увидел исходящий с неба столб огня. Он пошел к тому месту и увидел, что яркий свет исходит из образа Богородицы с Богомладенцем на руках.

Епископ стал горячо молиться святому Лику и провел остаток ночи в молитвенном бдении. Вернувшись к месту стоянки, Прохор заметил, что его жезл остался на месте ночного молитвенного бдения. Когда слуги вернулись с места поиска, то принесли с собой нерукотворную икону Богородицы: она находилась рядом с жезлом. Прохор сразу же узнал на иконе образ Богоматери, который явился ему в видении. Паломники опустились на колени и вознесли хвалу Богородице.

В тот же день место, на котором была найдена икона, расчистили под строительство церкви. Во время строительства происходили божьи чудеса, так как храм был воздвигнут всего за один день. Вечером он был освящен, а все недужные люди исцелились. Позже рядом с церковью воздвигли мужской Толгский монастырь.

Около 600 лет простоял Толгский мужской монастырь, а после революции в нем открыли детскую колонию. Образ Богоматери переместили в Ярославский музей, и лишь в 2003 году святой Лик вернулся в свою обитель.

Святой лик Толгской Богоматери является защитным покровом города Ярославля.

Икона находится в Успенском соборе, ее отличительной особенностью является знак божественности над головой. Над образом Богоматери с Богомладенцем, который прильнул к ней щекой, находятся архангелы Гавриил и . Списки с иконы обладают такой же чудодейственной силой, как и первообраз.

В чем помогает

Чудеса иконы

В 1995 году в ярославской газете появилась статья, которую написала бабушка исцеленного 14-летнего внука. У мальчика был горб и вторичный перелом позвонка. Молитвы, помазание лампадным маслом перед иконой совершили чудо. Врачи не смогли объяснить, куда пропал горб и перелом. Это было настоящее чудо, явленное Богоматерью в наши дни.

В том же 1995 году с помощью молитвы к иконе исцелился мальчик, который мог ходить только с костылями. Мальчика привезли в Толгский монастырь родители из Волгограда. Обратно ребенок поехал уже без костылей.

В 2001 году по молитве матери перед иконой был исцелен сын. Он страдал болезнью сердца. Женщина приехала в монастырь из Москвы, чтобы поклониться святыне и попросить об исцелении сына. Позже она привезла медицинское свидетельство о полном выздоровлении своего ребенка.

В 2006 году у девушки исчезли с руки бородавки, которые планировали удалять лазером. Она пила монастырскую воду из источника и молилась святому Лику.

В 2008 году страдающая алкоголизмом женщина полностью избавилась от зависимости, приложившись к святому Лику в Толгском монастыре.

В 2011 году от ужасных отеков на ноге полностью исцелилась женщина. Она присутствовала на водосвятных молебных, три дня возносила молитвы к иконе и мазала больную ногу лампадным маслом.

Святой образ Богоматери знаменит своим загадочным появлением и чудотворным воздействием. Большинство православных христиан направляются к Толгской иконе за духовным и телесным исцелением.

Чудотворное влияние Толгской иконы Богородицы постоянно собирает подле себя огромное количество паломников, с разных уголков России. Народной памяти известны случая чудесного исцеления и явления благодатной помощи к страждущим и молящим. По преданию даже сам Иван Грозный, страдающий постоянными болями в ногах, уповал в молитвах к Толгской Божией Матери , прося об исцелении. Лишь горячие молитвенные просьбы поставили царя Руси на ноги, а образ Богоматери явил себя миру, как чудотворный.

История иконы

Икона Богоматери явила себя миру в 1314 году, попав в руки священнослужителя Прохора. В середине ночи, епископа разбудил яркий божественный свет, проникающий в его палатку с улицы. Отправившись утолить любопытство, Прохор узрел пылающие свечение, исходящее с неба. Чудо произошло на участке, где река Толга втекает в Волгу. Свет манил священнослужителя, приблизившись, увидел тот, как в воздухе витал образ Пречистой Девы с младенцем-спасителем на руках. Старец поспешил сообщить об увиденном своим попутчикам.

Спутники вместе с Прохором вернулись на чудесное место. Только вот огненного столба не было, на его месте мирно лежала икона. Епископ не мог поверить, утверждая, что именно такой лик, явивший себя на иконе, он и видел в воздухе несколько часов назад. Было принято решение о возведении храма в честь Богородицы. Церковь была построена ровно за один день, в строительстве помогали все местные жители. Вскоре на этом месте была выстроена монастырская лавра, а Толгская, или иначе называемая Толганская икона стала известна многочисленными исцелениями .

Где находится икона

Монастырь на реке Толга был подвергнут нападкам со стороны властей в 1926 году. Безверники осквернили храм Божий, разместив в священном месте колонию для малолетних преступников. Православные люди успели спасти божественный лик, спрятав его в Ярославском художественном музее.

Монастырство восстановили лишь в 2003 году, когда прошел период гонения вероисповедания. В этот же год чудотворный лик Божией Матери вернули обратно в обитель. Помимо основной иконы, которая на сегодняшний день хранится в Третьяковской галерее, существуют не менее известные списки в Высоко-Петровском Московском монастыре и Нежиинской Свято-Введенской женской обители города Нежин.

Описание Толганской иконы

Богородица изображена слегка наклонившей голову к младенцу Иисусу, который с выражением любви, почитания и незащищенности соприкасается с ликом Матери. Тип иконописи данного образа — «Умиление» , выражающий собой скорбь и некоторую схожесть с Владимирской иконой Богоматери .

На Толганской иконе чувствует сила духа, не сравнимая в эмоциональном плане ни с чем другим. Святость лика оказывает влияние даже на самого строгого и охладевшего к Богу человека. Живописный образ рук Богородицы и Богомладенца, выражен как лишенный слов диалог, таинство которого раскрывается лишь при долгом и глубокомысленном лицезрении. Правая кисть Девы Марии, обращена открытой ладонью к Сыну, который обнимает и охватывает шею Матери.

Икона отражает собой безграничную любовь Сына к Матери и ко всем людям, наполняющих Землю. Со времен чудесного появления лика Пречистой Девы, люди не перестают уповать в молитвах к Богородице , моля о мире, единстве и благословении Божьем.

В чем помогает Толгский образ Богородицы

Икона повсеместно известна своими чудодейственными явлениями, которые избавляют людей от гнета страданий. Богородице молятся для помощи в избавлении от душевных и телесных болезней. Но это далеко не все. Толганская Икона Божией Матери поможет:

  • в любых делах, требующем божественной поддержки и покровительства;
  • в моменты послабления веры. Богородица укрепит дух, придав силы, чтобы справится с безверьем;
  • в борьбе с тяжелыми недугами ваших близких и родных;
  • в защите дома и семьи . Заступничество Божией Матери укроет ваше личное благополучие незримой пеленой любви и сострадания;
  • в учении и следовании слова Божьего.

Иконе известны многочисленные молитвы об исцелении. Любые недуги истребляет чудотворный образ, вплоть до пьянства , смертельных болезней или слабоумия. На лике Богородице можно встретить не одну сотню медальонов, цепочек и крестиков — все это благодарение от людей, чьи просьбы были услышаны.

Молитва пред иконой Божией Матери

Молитв к Богородице — бесчисленное множество. Вы можете просить как для себя, так и для близких людей. Своими словами или установленными молитвами. Но каждую исповедь, следует начинать с конкретной молитвы, обращенной к тому или иному образу Божией Матери. Священный текст для прочтения подле Толганской иконы Богоматери следующий:

«Прими, Благословенная Приснодева Владычица Царствия Небесного, молельни наши. В слезах и страдании на заступничество Твое уповаем. Всякий из нас скверный раб Божий, без исключения. К лику Твоему с умилением припадаю, услышь молитвы мои и подай каждому, с верой просящим, прощения и исполнения просьб заветных. Облегчи скорбь скорбящим, а страждущим даруй исцеление. Обиженным помоги простить обидчиков, а забвенным — избавление от влияния дьявольского. Грешников, кающихся, прости, и гибнувших верни к жизни светлой, младенцев освободи от темноты и всяких страстей гнусных. Ты, Великая Господа, если все это возможно, умоли Сына Своего молитвами своими о нашем прощении. Не перестань молиться за души наши, почитающие Тебя и поклоняющихся лику Твоему. Во веки веков. Аминь.»

День почитания иконы приходиться на 28 августа и отмечается единожды. Усердие и крепкая вера помогут вам встать на путь искупления . Пречистая Дева окажет поддержку по силе веры вашей и не оставит в минуты грести и страдания каждую молящуюся душу. Молитвы пред образом Богородицы помогут окрепнуть духом, исцелиться от любых недугов и обрести мощное заступничество от деяний злых. Мы желаем вам мира в душе. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

Изображение воспроизводится по изданию: Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М.: Искусство, 2000.


с. 202 ¦ 162. Богоматерь Толгская 1 .

1 Эта икона названа Толгской обнаружившими ее искусствоведами условно, по монастырю, где этот памятник был найден. В русской иконографии Толгской называется поясная Богоматерь из Введенского собора того же монастыря. Каноничность поясной композиции подтверждается копией Богоматери Толгской 1744 г., письма Ивана Андреева из Высокопетровского монастыря в Москве, теперь в ГИМ. В. Н. Лазарев (см. библ.) считает, что «Толгская I-я» - русская икона, исполненная в последней четверти XIII в.

Между тем сам В. Н. Лазарев (V. Lasareff , Studies in the iconography of the Virgin. - «The art Bulletin», vol. XX, № 1, 1938, march, стр. 54) отмечает распространение в Грузии редко встречающегося на Руси типа тронной Одигитрии, вариантом которого является Елеуса на престоле. Приводимая ниже историческая справка проливает свет на происхождение «Толгской I-й».

Симеоновская летопись сохранила известие о привозе из Грузии в 1278 г. «полона и корысти великой» ярославским князем Федором Ростиславичем Черным: «... князь Федор Ростиславичь... и инии князи мнози с бояры и слугами поехаша на войну с царем Менгутемером, и поможе Бог князем Русским взяша славный град Ясьскый Дедяков... и полон и корысть велику взяша... Царь же, почтив добре князей Русских и похвалив велми и одарив, отпусти всвояси с многою честью каждо в свою отчину» (цит. по кн.: А. Н. Насонов , Монголы и Русь, М.–Л., 1940, стр. 64).

Местоположение города Дедякова, под которым в 1318 г. был убит князь Михаил Ярославич Тверской, уточняется сведениями Великих Четий-Миней (ноябрь, тетрадь III, М., 1914, л. 1080б): «... за рекою Терком, на рецы на Севенцы, под городом Тетяковым, минувши все города высокие Ясьские и Черкасские, близ ворот железных...» Дедяков находился неподалеку от Дарьяльских железных ворот и реки Сунджи (иначе Севенца или Севенджа), находящихся в районе Дзауджикау (см. J. Роtосki , Voyage dans les steps d"Astrakhan et du Caucase, t. 1, Paris, 1829, стр. 339–340, а также Ф. Брун , О странствованиях царя - пресвитера Иоанна. - «Записки Новороссийского университета», Одесса, 1870, стр. 13).

Таким образом, из этого района Осетии, находящегося в XII–XIII вв. под сильным влиянием грузинской культуры (см. Ш. Я. Амиранашвили , История грузинского искусства, т. 1, М., 1950, стр. 139) могло быть вывезено произведение грузинской живописи, исполненное до 1278 г., превратившееся в наши дни в Толгскую I-ю.

Русские поясные иконы «Толгская II-я » (1314 г., Ярославский областной краеведческий музей) и «Толгская III-я » (первая половина XIV в., ГРМ) написаны в Ярославле под воздействием художественного образа этого произведения, определяемого мною как редчайший образец грузинской станковой живописи третьей четверти XIII в. В русских иконах XIV в. композиция «Толгской I-й» приближена к популярной в то время иконографии поясного Умиления. В дальнейшем эта композиция еще более видоизменяется, порождая далекие от оригинала варианты (см. напр., поясную «Толгскую Подкубенскую » XIV в. в Вологодском музее).

XIII век. Ростово-суздальская школа (?).

Богоматерь представлена на троне. Поддерживая обеими руками стоящего на ее коленах младенца, Мария склоняет к нему голову. Иисус обнимает ее, прижимаясь к щеке матери. В верхних углах - ангелы в рост, предстоящие Богоматери с покрытыми одеждой руками. В одеждах сочетаются кубово-синий и коричнево-красные цвета двух оттенков. Белые обильные пробела лучше сохранились на синих частях одежды. Подбитый красной тканью, изображенной у лба, красновато-коричневый мафорий Богоматери украшен серебряной каймой и запоной с жемчугом и цветными камнями. Охряной трон, расписанный желтым растительным орнаментом, изображен с аркатурой в три ряда (верхние два - сквозные); трон усажен жемчугом и цветными камнями по обрамляющей его черной полосе. На троне лежит ярко-зеленая подушка, внизу виднеется завеса этого же цвета. Под подушкой подостлан темно-коричневый ковер (?), шитый камнями и жемчугом, так же как и подножие, на которое опираются ноги Богоматери в красных туфлях. Вохрение плотное, глинисто-коричневое с подрумянкой, по желтому санкирю. Оливковые и темно-красные тени приплеснуты, так же как и белильные высветления у рта, на носу и под глазами. Глаза темно-коричневые, почти черные, с ярким белильным белком. Волосы Спаса исполнены исчерна-коричневой краской по зеленоватой подготовке; на крещатом нимбе - следы написанных красками драгоценных камней. Предстоящие ангелы представлены в розовых и синих одеждах. Слева вверху над ангелом следы киноварной надписи (грузинской (?)). Звезда на лбу Богоматери, орнамент трона и крылья ангелов прописаны в XVI веке. В немногих местах утрат древней живописи (на одежде Богоматери и подушках трона) оставлены позднейшие вставки. Фон и поля серебряные, исполненные, возможно, оловом. Верхнее и нижнее поле опилены; валикообразные утолщения на боковых полях стесаны.

Доска тонкая кипарисовая, шпонки набивные на кованых гвоздях, загнанных с оборотной и с лицевой стороны 2 . Паволока крупнозернистая, левкас, яичная темпера. 140 × 92.

2 Эти признаки - порода дерева доски и способ прикрепления шпонок - также говорят в пользу грузинского происхождения иконы.

Из Воздвиженской церкви Толгского монастыря близ Ярославля, затем Ярославский областной музей искусств.

Раскрыта в ЦГРМ в 1925 году Г. О. Чириковым, П. И. Юкиным и И. И. Сусловым.

Поступила из ЦГРМ в 1930 году. с. 202
¦


Лазарев 2000/1


с. 168 ¦ 25. Большая икона Толгской Богоматери (Толгская I)

Последняя четверть XIII века. 140×92. Третьяковская галерея, Москва .

Из Воздвиженской церкви Толгского монастыря близ Ярославля. Сохранность в целом хорошая. Наибольшие утраты на нимбе и фоне, серебро которого окислилось. Имеются вставки нового левкаса на одежде. Верхнее и особенно нижнее поля укорочены. Иконографический тип Богоматери Умиления со стоящим младенцем позаимствован из византийских источников. Он встречается на двух синайских иконах XII–XIII веков (Sotiriou G. et M. Icones du Mont Sinaï, vol. I, fig. 148, 201). Изображение сидящей на троне Богоматери также было хорошо известно византийцам (ibid., fig. 54, 157, 171, 191, 222, 232), хотя получило более широкое распространение в живописи дученто. Но отсюда было бы неверно делать вывод об итальянских влияниях на икону. Наиболее близкие для нее иконографические аналогии - воспроизводящая греческий оригинал миниатюра свитка Экзультет в парижской Национальной библиотеке (Nlles Acq. lat., no. 710, около 1115 года: Bertaux L. L"art dans l"Italie Méridionale. Paris, 1904, p. 228–229; ср. со свитками Экзультет pl. II, 11 s), византийский рельеф XIII века в Сан Марко (Demus О. The Church of San Marco in Venice, p. 121, fig. 35), золотая иконка XIII века в Эрмитаже (Банк А. В. Византийское искусство в собраниях Советского Союза. Л.-М., 1967, ил. 247, с. 374). Но на толгской иконе вся композиция оплощена. Попытка В. И. Антоновой приписать икону Толгской Богоматери грузинской школе носит фантастический характер. Икона написана не на кипарисовой доске, а на липовой, что говорит против ее южного происхождения. с. 168
¦

Жизнь людей полна бед и их проявлением не редко становятся недуги, перерастающие в болезнь. Разом с медициной человек искренне ищет исцеления и подле икон. Одним из таких чудотворных ликов является и Толгская икона Божией Матери.

Богоматерь знала, что такое земные нужды, знала, какова она, жизнь людская. Она не могла оставить без защиты нуждающихся, поэтому Ее образ всегда воплощался в виде спасительницы. В православной церкви также существует день, когда отмечается праздник иконы Толгской Богоматери – это 21 августа.

История иконы

Эта история началась с похода епископа Прохора к славному городу Ярославль. Народ отметил 1314 год, на дворе жаркое лето достигало своего финального конца – август, именно тогда, по преданию странцев, ростовский епископ обходил порученные ему края Белозерских пределов, приняв решение спуститься по рекам Шексне и Волга, дабы достичь обозначенного города.

Он шел на протяжении целого дня и лишь наступление сумерок заставило Прохора остановиться за 7 верст до желаемого места – Ярославля. Ночь не сулила ничего хорошего, поэтому безопасней всего было переждать темное время суток на правом берегу реки Волга, где в нее втекала Толга.

Не зря в сказках большинство чудес происходит в полночь. Именно с приходом двенадцати часов место, где ночевал епископ осветило сильнейшее свечение, которое исходило из огня. Свет, доносясь с другого берега, озарил огненный мост, коего ранее не было. Вскоре он стал путем, по которому Прохор прошел к Деве Марии с Младенцем. Путник пал на колени, молясь до восхода солнца, а после обнаружил свой жезл около столба, извергаемого ночью огнем. Утром слуги нашли возле зарослей не только жезл, но и икону Пресвятой Богородицы.

На месте, где был отыскан Божий подарок, вскоре вырос Толгский монастырь, а все работники после стройки были бодры, исцелены силой Пресвятой.

Значение Толгской иконы

Толгская икона является одной из древнейших икон Божьей Матери, а древнейшая икона Богородицы Толгская даже получила отдельной название – Большая или Тронная, исходя из того, что Дева Мария изображена сидящей на троне. Младенец обнимает Мать за шею, стоя на левом колене. Такая поза носит не малое значение. Материнская любовь, нежность, которая витает вокруг них – дает надежду каждому, кто опустил руки, поникший и нуждается в поддержке.

В чем помогает Толгская икона Божией Матери

Исцеляющими силами известная Толгская икона Божией Матери, которая помогает больным. Ее светлый лик помогает обездоленным, избавляет верующих от алкогольной зависимости, наркомании, курения, способствует исцелению. Уже на протяжении семи веков Святая Дева своим чистым сердцем и верой сохраняет человеческие души от безбожия и болезней. Икона Толгской Богоматери защищает во время голода, поддерживает пары, желающие завести ребенка, а также благоприятствует и способствует вступлению в брак.

В истории даже известны случаи, когда мертвый ребенок оживал, а люди спасались от голода в 18 веке, когда была сильнейшая засуха – эти чудеса приписывают Толгской иконе.

Акафист и молитва иконе

Акафистом называется специальная форма текста для богослужения, особенностью которого является относительно молодая история. Они сформировались уже после главных храмовых богослужений, а потому служат для христиан в роли части домашней молитвы. Дома рекомендуется читать акафисты без спешки и суеты, вникая в произносимое и концентрируясь. Акафист Толгской иконе Божией Матери читается стоя и требует внимательности, не только по тексту, но и в мыслях.

Как правило, чудеса случаются не только от созерцания на образ Богоматери. Молитва Толгской иконе Божией Матери немаловажна. Она то и несет в себе большую часть той силы, коей обладает икона, поэтому молиться Толгской Богоматери нужно проговаривая искренне:

О Пресвятая Госпоже, Дево Богородице, выше Херувимов и Серафимов и святейшая всех святых! Ты, Всеблагая, на Толге икону Твою многоцелебную блаженному святителю Трифону огневидно явити благоволила еси, и ею многая и неизреченная чудеса соделала еси, и ныне содеваеши, по Твоему неизреченному к нам милосердию. Тебе пред пречистым образом Твоим припадаем и молимся, Преблагословенная рода нашего Заступнице: в странствии сем земном многоскорбнем и многомятежнем, не лиши нас Твоего заступления и покрова Божьего.

Спаси и защити нас, Владычице, от огненных стрел лукавого врага спасения нашего. Укрепи немощную волю нашу к деланию заповедей Христовых, умягчи окаменелая сердца наша любовию к Богу и ближним нашим, даруй нам сокрушение сердечное и покаяние истинное, да, очистившись от скверны греховной, возможем принести Творцу благоугодные Ему плоды добрых дел и сподобимся мирной христианской кончины и ответа правого на страшном и нелицеприятном Суде Его. Ей, Госпожа Всемилостивая!

В час грозный смертный наипаче яви нам Твое многомощное заступничество, поспеши тогда на помощь к нам, беспомощным, и державною рукою Твоею освободи нас от власти лютого миродержавца, ибо воистину много может молитва Твоя пред лицем Господа, и ничто не остановит ходатайство Твое, только восхищение. Также, на святый образ Твой умиленно взирая и пред ним, яко живей Ты сущей с нами, покланяющимися, с упованием благим сами себе, и друг друга, и весь живот наш Тебе по Богу молитвенно предаем и Тебя величаем с родившмся от Тебя Спасителем нашим, Господом Иисусом Христом, Ему же, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.