Меню

Растение индигофера. Индигофера красильная, ложнокрасильная, Жерара

Дополнительные элементы крыши

Пожалуй, самый известный в непрофессиональной среде краситель - индиго, когда-то действительно производился из растений. Поэтому и одежда насыщенного синего цвета была тогда далеко не самой доступной. Сегодня же практически весь объем производимого красителя - синтетический, а «синие джинсы» являются синонимом демократичного массового продукта. Однако нам интересней тот самый натуральный индиго, который получался из листьев растений индигоферы, а также его младший (по значимости, но никак не по возрасту) брат - краситель, получаемый из растений вайды. Мы расскажем вам о технологиях, истории и противостоянии этих двух древних натуральных красителей.


Индигофера красильная (Indigofera tinctoria) - травянистое растение из семейства бобовых. Кустарники индигоферы достигают двух метров в высоту. Индигофера растет в Индии, Египте, Японии, южных регионах Европы, России и США.

Если немного поразмыслить о названии, вы придете ко вполне правильной догадке - назван этот краситель в честь Индии, в которой произрастали наиболее обширные плантации индигоферы и которая была центром его распространения с незапамятных времен. Вообще, эксперты называют индиго одним из первых дошедших до нас красителей на Земле - его использовали еще в древних цивилизациях - Египте, Месопотамии, Античной Греции и Риме, не говоря уже собственно об Индии и странах Юго-Восточной Азии. Красили с помощью индиго преимущественно шелк, но не только. На клинописных глиняных таблицах, которые ученые относят предположительно к VII веку до нашей эры, описывается рецепт покраски с помощью индиго шерсти. Стоит ли говорить, что краситель этот являлся предметом роскоши, а одежда соответствующих цветов - маркером знатности и состоятельности ее владельцев, причем в совершенно разных обществах - от кочевников-туарегов Западной Африки до аристократов Восточной Азии.


Плитки высушенного натурального индиго
Моток льняной нити, покрашенной индиго

Собственно, переработка листьев в индиго стала настоящим ремеслом, зачастую единственной пожизненной профессией. Для вымачивания листьев использовались огромные глиняные чаны, в странах с теплым климатом для них попросту вырывалось отверстие в земле, а там, где похолодней, использовались угли для подогрева.

ПРОЦЕСС ПОЛУЧЕНИЯ КРАСИТЕЛЯ ИЗ ИНДИГО

Собственно, основным активным веществом при производстве индиго является индикан - бесцветное растворимое в воде вещество, содержание которого в листьях растений обычно колеблется от 0,2% до 0,8%. Листья вымачивались в воде и бродили, превращая прозрачный индикан в синий индиготин. Осадок этого раствора смешивался с сильным основанием, таким как щелок, затвердевшая масса спрессовывалась в плитки, а затем ее высушивали и превращали в порошок. И уже затем этот порошок добавляли в различные растворы, чтобы получать разные оттенки голубого и фиолетового.


Вайда красильная (Ísatis tinctória ) - растение семейства капустных. Произрастает в степных и пустынных зонах Кавказа, в Центральной Азии и Восточной Сибири, а также в Северной Африке. В общем, вайда значительно менее прихотлива, чем ее знаменитый конкурент, и поэтому до индиго именно она издревле использовалась в Европе.


От индиго вайда отличается более «пыльным» и «зеленоватым» оттенком

Найденные на территории современных Франции и Германии семена вайды археологи относят еще к неолиту, последнему периоду каменного века. Вайда была одним из первых красителей, которые открыли для себя древние египтяне, использовавшие ее для окраски одеяний, в которые обертывалась мумия. А воинственные племена пиктов, с которыми сражался Юлий Цезарь, наносили вайдой боевую окраску на лица и тела. В средневековье французский город Тулуза, в окрестностях которой произрастало огромное количество вайды, буквально расцвел благодаря этому растению – заправилы города экспортировали краситель в огромных количествах и строили величественные особняки, многие из которых сохранились и по сей день.

ПРОЦЕСС ПОЛУЧЕНИЯ СИНЕГО КРАСИТЕЛЯ ИЗ ВАЙДЫ

Листья измельчали с небольшим количеством воды в однообразную массу и оставляли бродить в высоких горшках в течение пятнадцати дней, после чего формовали из нее шары и высушивали. Эти шары темно-сине-зеленого или желто-зеленого цвета при растирании с водой давали раствор, окрашивающий ткани в синий цвет. Справедливости ради надо сказать, что вайда красильная по сути является технически дешевым заменителем индигоферы. В ее листьях содержится, как правило, меньше искомого индиготина, да и цвет зачастую получался не таким насыщенным, скорее «пыльным».

Противостояние вайды и индиго

Как это частенько бывает со стратегически важными для национальной экономики продуктами, вайда оказалась в центре настоящих финансово-политических конфликтов, враждуя с завезенным из Индии индиго. День ото дня богатевшим за счет растения семейства капустных купцам - «отечественным производителям» совершенно не с руки было появление более сильного с технологической точки зрения конкурента, и тут перед нами предстает яркий пример средневекового лоббирования интересов.

В 1609-м уже французский монарх Генрих IV запрещает использование «индийского зелья» под страхом смертной казни. И вайда, и натуральный индиго умерли (во всяком случае, для широкой публики) на границе XIX и XX веков, когда был получен эффективный способ синтезировать синий краситель. Хотя стоит сказать, что в ряде немецких земель некоторые фабрики до сих пор окрашивают свою продукцию с помощью натуральной вайды.

ИНДИГО И ВАЙДА СЕГОДНЯ

Наиболее практичный способ синтезировать индиго был открыт в аккурат под занавес XIX столетия, а XX век окончательно потопил ярлык «синее золото», сделав индиго одним из классических цветов в широком спектре текстильных красителей. Кстати, сейчас синтетический индиго получают из, на первый взгляд, довольно неожиданных веществ - нефти или угольного дегтя. Ирония судьбы - некогда являвшийся неотъемлемым атрибутом аристократизма и состоятельности, в прошлом столетии индиго перешел на службу к рабочему классу. Джинсы, рубашки шамбре, даже сам термин «синие воротнички» (blue collars) дает нам понять, какой краситель чаще всего использовался в производстве рабочей одежды.


1. Производство вайды в Тюрингии, иллюстрация 1725 года. 2. Производство красителя из вайды, начало XX века. 3. Раскрашенные красителем из вайды древние бритты. 4. Получение индиго 5. Мэл Гибсон в роли Уильяма Уоллеса в фильме «Храброе сердце». Лицо раскрашено красителем, полученным из вайды. 6. Так выглядят шарики вайды. 7. Бокс-сет для покраски вайдой в домашних условиях.

Стоит сказать, что и в наши дни вайда не стала бесполезным сорняком, а активно используется в совершенно разных областях - ей в целях защиты от вредных химикатов красят стволы деревьях, используют для производства чернил, прежде всего принтерных, содержащийся в вайде глюкобрассицин является компонентом предотвращающих онкологические заболевания лекарств, а в Китае народная медицина и вовсе предлагает лечить с помощью листьев вайды целый спектр неприятных недугов от гриппа и скарлатины до сифилиса.

КАК КРАСЯТ ПРИ ПОМОЩИ ИНДИГО

На одну пару джинсов уходит от трех до двенадцати граммов этого красителя. Для того, чтобы окрасить шелк или шерсть, требуется еще меньше. Существует множество способов окраски, мы же рассмотрим наиболее качественный и часто используемый, пусть и не самый простой - канатный способ окрашивания.

Процесс окрашивания при помощи индиго:

5 БРЕНДОВ, КОТОРЫЕ ДО СИХ ПОР ИСПОЛЬЗУЮТ НАТУРАЛЬНЫЙ ИНДИГО

Небольшая кампания, базирующаяся в Нью-Йорке, очень трепетно относится к своей продукции. На сайте полно ценной информации об истории производства денима, о «правильном» хлопке, индиго, и т. д. Собственно джинсы отшивают, конечно же, в Японии.
Британская компания, интересная в первую очередь тем, что нити для своего денима делают из сахарного тростника. Сразу понятно, что мы имеем дело с фетишистами, так какой же еще индиго они могут использовать, кроме натурального.
Канадцы, которые стараются выглядеть как японцы и постоянно напоминают о том, что материалы у них-де японские. Несмотря на то, что используют они и синтетический краситель, регулярно присутствуют и вещи, окрашенные вручную натуральным, причем по куда более щадящим, чем японские, ценам.
Как и все шведы, Nudie изо всех сил стараются поддерживать имидж eco-friendly компании, использующей максимально натуральные материалы. Почти каждый год в линейке компании появляются несколько моделей, окрашенных натуральным индиго.
Мы старательно пытались обходить японские компании, про которых и так понятно - они используют только натуральные материалы и красители. Не получилось.

Вещи, окрашенные с помощью вайды

Nudie Jeans Woad/Guado

Не так давно шведская марка Nudie Jeans  выпустила лимитированную коллекцию джинсовых вещей, окрашенных красителем из вайды. Помогли им в этом итальянские ремесленники из провинции Марче. В связи с трудоемкостью процесса, который создатели марки тщательно задокументировали, коллекция вышла ограниченным тиражом - всего семьсот вещей.

Denham X Woad Inc.

В рамках своей коллекции S/S 2011 марка Denham of Amsterdam выпустила совместную линию c фабрикой Woad Inc., что в Норфолке. Ребята с фабрики, а точнее - с фермы, окрасили вручную 75 пар первосортных селвидж-джинсов, используя исключительно натуральную вайду. В комплекте с каждой парой счастливому обладателю полагался также шелковый шарф (угадайте, какого цвета) и DIY-набор: белая футболка и все ингредиенты для ее собственноручной покраски.

Глубокий каштановый, холодный шоколадный или яркий иссиня-черный? А может быть, Вам по душе оттенок «Черный тюльпан»?

Доброго дня, милые девушки!

Написать этот пост меня сподвигли Вы, а если точнее, огромное количество вопросов по технике окрашивания волос натуральными красителями. Самые частые вопросы, который задают читательницы, звучат так: «Как получить максимально темный, черный цвет волос, используя басму? Возможно ли удержать оттенок? Насколько он глубокий и как скоро закрепляется в волосах? Что, если применять басму после химических красителей или сочетать их в принципе?»
Давайте разбираться вместе!

Из многочисленных писем я поняла следующее: очень небольшой процент девушек желает стать рыжеволосой. Основу моих консультаций по достижению оттенка составляют рекомендации к получению каштанового (причем сложного холодного, шоколадного) и черного цвета.

От раза к разу я сталкивалась с подобными желаниями среди прекрасной половины человечества и вот, наконец, решила оформить отдельный пост-инструкцию.
Очень надеюсь, что он облегчит многим понимание вопроса «Что же такое - растительные красители и как ими пользоваться?» , а также поможет в достижении желанных результатов.

О хне и басме существует много мифов. Хотя детальной и правдоподобной информации, на самом деле, очень мало. И мне в своем время пришлось ее поискать. Так как в сети практически отсутствуют осмысленные статьи и исследовательские работы на эту тему. Зато субъективных слухов о вредном влиянии данных трав на волосы и негативном опыте окрашивания хоть отбавляй. Дыма без огня не бывает. Но, полагаю, прежде чем приступить к использованию хны и басмы, полезно и правильно хотя бы бегло ознакомиться с их природой и действием на волосы и кожу головы.

Немного полезной теории:

Хна - это природный краситель, изготавливаемый из высушенных листьев кустарника лавсонии неколючей (Lawsonia inermis) .
Используется для украшения тела в Индии, Пакистане, Северной Африке и многих арабских странах, а также для окрашивания тканей и в лечебно-укрепляющих целях на кожу головы и волосы в качестве масок.
Во время цветения кустарника, листья аккуратно собирают, высушивают и растирают в порошок. Для изготовления качественной хны уважающие себя поставщики оборудуют специальные помещения большой площади, защищенные от света и влаги, где листья постепенно перемешивают и бережно высушивают, а затем измельчают на специальных мельницах, удаляя ненужный мусор. Получаемая мелкая пудра обладает отменным качеством и помолом.
Листья с верхних ярусов растения тоньше, моложе и нежнее. Они содержат от 1 до 4% окрашивающих пигментов красно-оранжевого цвета. Такие листочки идут на изготовление самой дорогой и мягкой по своему действию хны - хны для мехенди. Она невероятно яркая и стойкая. Не сушит кожу и волосы, ухаживает и придает стойкий оттенок, не тускнеющий на солнце и не подверженный действию влаги.
Листья с нижних ярусов содержат меньше пигмента и используются в основном на изготовление краски для волос. Их измельчают не столь тщательно и сразу упаковывают в отсутствие кислорода воздуха, так как хна быстро окисляется и портится.

Отсюда правило: хну и травы для ухода за волосами следует хранить в закрытой таре, желательно темной, защищающей от прямых солнечных лучей, открытого воздуха и влаги.

Хна содержит: танины, полисахариды, жировые и смолистые вещества, органические кислоты, в том числе галловую кислоту, витамины С, К и эфирные масла.

Окрашивающее действие хны обусловлено влиянием хеннотаниновой кислоты. Именно она связывает молекулы хны с кератином волос, окрашивая их в красно-оранжевый цвет. При этом ее частицы проникают в структуру волоса и прочно связываются с кератином. По завершению процесса мы получаем цвет от смешивания натуральных пигментов волос (они не удаляются) и пигментов извне (пигментов хны). Поэтому конечный результат всегда индивидуален. Он напрямую зависит от вашего исходного оттенка, помимо прочих немаловажных факторов.

Под действием хны кутикула волос сжимается и уплотняется. Окрашенные хной волосы становятся жестче и кажутся гуще натуральных. Тем же влиянием на кутикулу продиктован ярко выраженный блеск и эластичность волос. Однако, все это касается действиях хны исключительно на натуральные волосы. Ранее окрашенные, осветленные, природно сухие и ломкие волосы окрашивать хной не рекомендуется. Волосы с поврежденной структурой, ослабленные, тонкие, седые (полые), пористые окрашиваются хной интенсивно, но цвет быстро тускнеет.
Для окрашивания ранее поврежденных волос, дабы улучшить их внешний вид и придать визуального лоска, лучше всего подходят сорта хны высокого качества (для росписи по телу). Такая хна мелкая, удобная в нанесении, не травмирующая и не иссушающая волосы, содержит много дубильных веществ, эфирных масел, выравнивает кутикулу и оздоравливает кожу головы.

Еще одним приятным моментом в действии хны на волосы является защита от солнца и пагубного действия морской воды. Волосы находятся в цветной броне. Они не пересыхают и обладают здоровым блеском.

Басма - еще более древний природный краситель, изготавливаемый из листьев Индигоферы Красильной (лат. Indigofera tinctoria) - растения семейства Бобовые, происходящего из Индии и культивируемого во многих тропических странах ради получения синей краски.
Это невысокий кустарник (до 2 м высотой). Его листья лечебные и используются в медицине местных народов, а не только для получения краски.

Синее индиго - невероятно стойкая краска. Первоначально она добывалась для окрашивания тканей и ценилась очень высоко. Лишь знатные особы могли позволить себе носить одежду, окрашенную в темно-синий оттенок. Индиго расплачивались наравне с золотом и солью.

Сейчас позволить себе басму может каждый. Так же, как и хна, это разновидность растительной краски, содержащая биологически активные вещества и витамины. Ее особенность применительно к волосам в том, что без хны она не используется, ибо окрашивает в синий. Для лучшего понимания синергии этих красителей уместно взглянуть на цветовой круг Освальда. Красно-оранжевые пигменты, совмещенные с зелено-синими дадут в итоге оттенок натурального ряда - темно-коричневый, почти черный.

А вот для его получения и закрепления с помощью природных красителей нужно знать о некоторых нюансах:

1. Первоопределяющим во всем трудоемком, но интересном процессе окрашивания является качество трав, которые Вы намерены использовать .Они должны быть натуральными (без синтетических добавок, консервантов и красителей), свежими и иметь мелкий пудровый помол. Это определяет как результат, так и удобство использования (замес, нанесение на волосы, промывание).

2. Следует учитывать тип ваших волос, а именно: все травяные порошки преимущественно подходят волосам нормального и жирного типа (типа кожи головы). Потому что все травы оказывают подсушивающий эффект. И, если для жирных волос это несомненный плюс в регуляции выделения себума, то сухие по природе волосы и кожа головы получат дополнительное агрессивное воздействие (помимо систематического применения шампуня).

3. Толщина волоса, длина и густота также влияют на конечный результат окрашивающей процедуры. Волосы тонкие, мягкие, умеренно-густые окрашиваются быстрее, интенсивнее и лучше в сравнении с густыми и толстыми, жесткими волосами. Последние накапливают пигменты не так охотно и времени для достижения желанного оттенка понадобится, логично, больше.

4. Исходный оттенок - это половина успеха (смотрим выше информацию о хне, связь ее молекул с кератином и собственными пигментами). Чем темнее волосы, тем быстрее Вы достигнете с басмой положительных результатов. Чем светлее - тем тоже лучше, например, для более яркого и стойкого медного (в случае с хной). Все индивидуально.

5. Фактор довольно весомый - температура кожи головы. На различных участках поверхности она разная. И чем она выше, тем быстрее происходит реакция, тем лучше прокрашиваются волосы, тем глубже и интереснее оттенок.

6. Время воздействия смеси на волосы. Здесь Вы вольны полностью самостоятельно регулировать процесс окрашивания. Чем дольше - тем сильнее закрепление пигментов и тем темнее окончательный цвет волос.

7. Хна в окрашивающих смесях, как правило, доминирует, проявляет большую интенсивность цвета. Потому конечный оттенок, особенно если волосы по своей природе не слишком темные, получается довольно теплый и быстро линяет. Для качественного окрашивания в темные тона гораздо продуктивнее пользоваться техникой раздельного применения хны и басмы. О ней далее.

Как я достигала черного оттенка на своих волосах.

Считаю нужным уточнить: черными мои волосы стали не моментально.
Хну и басму я использую уже 14 год. Но брюнетка я лишь последние 3 года. До этого я стабильно окрашивала волосы в огненно-рыжий, каштановый и красный. И басму наносила на волосы уже окрашенные хной.
Если этого не сделать, то никакого коричневого или черного Вы не получите, так как пигменты у басмы синие. И волосы, и кожу головы этот порошок окрасит, логично, в темно-синий или болотно-синий цвет (из личного опыта). Поэтому не пренебрегайте хной. В этом процессе ей отведено важное место. С басмой они довольно эффективно сотрудничают!

В сети можно найти много информации, касающейся пропорций смешивания хны, басмы, кофе и прочих составляющих на предмет получения нужного оттенка. Однако, на мой взгляд, все они довольно условны. Это лишь набросок, сумбурная схема, по которой Вы что-то намешаете и что-то приблизительное должны в итоге получить на своей голове. Причина, опять же, в индивидуальном действии растительных красителей на отдельно взятой голове/волосах. Это не готовая субстанция в тюбике с оксигентом, с точно выверенным количеством щелочи, кислоты, призванной ее нейтрализовать и пигментов. Тут придется работать творчески!

Для получения теплого каштанового оттенка и оттенка молочного шоколада можно использовать как готовые смеси хны, басмы и других полезных аюрведических трав, которыми располагает промышленность (Леди Хенна, Ааша Хербалс, Чанди, ИстНайтс), так и изготавливать их самостоятельно. Хна в их составе доминирует. Басма на первых порах частично вымывается из волос. Таким образом не получится затемниться слишком сильно и бесповоротно. Но явной, насыщенной и яркой рыжины Вы не получите.
Я смешивала басму с хной в различных пропорциях. Особой разницы не заметила. Хна всегда превалировала в оттенке. Я становилась каштановой, шоколадной, но никак не черной.

Для получения холодного темно-коричневого и черного, а также иссиня-черного оттенка на натуральных и волосах с проседью наиболее эффективной будет техника раздельного окрашивания волос сначала хной, а затем басмой в чистом виде.

Использовать басму на ранее окрашенных химическими красками волосах можно. Но учитывайте, пожалуйста, тот факт, что оттенки на границе будут отличаться. Такого черного, который приобретают волосы от химического красителя, басма сразу не даст. Пигменту нужно время! Да и оттенок с ней намного интереснее и более многогранен.

Причем, чем светлее ваши волосы и чем скорее и темнее Вы желаете стать, тем насыщеннее стоит брать базу. То есть, использовать не обычную рыжую хну, а ее коричневые вариации - либо готовые смеси «Коричневая хна», в которых уже составлена пропорция хны и басмы в готовом виде, либо готовить их собственноручно. Потому что красно-рыжая хна потребует больше усилий по перекрытию ее басмой, больше времени для наслаивания пигментов, больше времени выдержки на волосах.
Хну на волосах достаточно держать около 1 часа для полноценного закрепления. Басму - как можно дольше (3-5 часов). Впервые и несколько последующих процедур для закрепления оттенка хной окрашивается вся длина волос. Затем наносится чистая басма. Таким образом Вы даете пигментам закрепиться в волосах. А вот по мере отрастания, хной подкрашиваем уже только корни. Басму наносим на все волосы для обновления темного оттенка, его насыщения.

Хной и басмой окрашивают чистые, чуть влажные волосы, которые вымыты без применения бальзамов, кондиционеров, несмываемой уходовой косметики и стайлинговых средств. Промываются волосы от хны и басмы без шампуня! Это важно для проявления оттенка. Молекулы пигмента связываются с кератином, окисляются кислородом воздуха еще около 24-48 часов после окрашивания!

Для получения интересного оттенка «Черный тюльпан» (черный с фиолетовым и темно-розовым отблеском) на волосах поверх басмы следует нанести хну ярких красных сортов (лучше Йеменскую) пополам с порошком Марены Красильной и выдержать около 2 часов. Корни и кожа головы после марены вполне неплохо отмываются. Об этом переживать не следует.

Исходя из собственного опыта отмечу: чем дольше пользуешься растительными красителями, тем темнее формируется оттенок и тем сильнее повышается качество полотна волос. Волосы не секутся, не ломаются, усиливается их рост, пропадает излишняя жирность и перхоть. Уход в плане промышленной косметики становится экономически выгодным и непринужденным. Большинство бальзамов и средненьких масок работают на уровне дорогой профессиональной просто на том основании, что басма и хна сами действуют как ламинирующие агенты, выравнивая кутикулу.
И все же, уход за волосами, окрашенными растительными порошками, нужен. И здесь на помощь мне всегда приходили природные масла. В качестве питательной маски 1-2 раза в неделю это превосходное средство для повышения эластичности, блеска и мягкости волос.

Что важно учитывать, принимая решение об использовании хны и басмы для собственных волос:

1. Травяные порошки подходят волосам и коже головы нормального и жирного типа. Поврежденные, сухие и ломкие волосы испытают с ними дополнительное агрессивное воздействие помимо мытья, расчесывания и других факторов влияния. Для сухих, осветленных, окрашенных и слабых волос хна и басма - не лучшее из возможного.
2. Несмотря на свою природу хна и басма очень стойкие красители. Используя их на постоянной основе, довольно сложно сменить оттенок волос, не столкнувшись с непредвиденными цветовыми вариациями. В большинстве случаев волосы приходится отращивать. Это наиболее оптимально, хотя не быстро.

Какая басма лучше? Какой пользовалась я?

Перепробовала много различных сортов: иранскую, индийскую, сирийскую, йеменскую, марокканскую.
После многочисленных неудач с иранской басмой из супермаркетов я пришла к поиску более качественной и в итоге стала активно заказывать басму из интернет-магазинов.

Мне понравилась марка EastNights. Басма не самая мелкая, но яркая, насыщенная. Самой же пигментированной и стойкой, а также удобной в использовании я считаю Indigo Aroma-zone. Но к ней обязательно нужны перчатки! Если потерпеть лишний пигмент на голове в течение пары дней до мытья еще возможно, то ходить с черно-голубыми руками мне кажется недопустимым.

Еще раз предостерегаю Вас от бездумного использования басмы и хны! Кислотные смывки работают с ними нерезультативно и с непредсказуемым результатом. Как бы ни была привлекательна мысль об шикарном цвете, густых и блестящих волосах, с растительными красителями нужны знания и осторожность. Выводить их сложно. Хотя и можно. Но об этом я расскажу уже в следующий раз!

Надеюсь, что представленная мной к ознакомлению информация была для Вас полезна и интересна! До новых встреч!

Индиго- растение семейства бобовых, происходящее из Индии и выращиваемое во многих тропических странах ради получения синей краски.

Биологическое описание индиго

Индиго представляет собой невысокий кустарник с 4-7 парами листочков овальной формы, снизу они волосистые, сверху голые. Цветы индиго красновато-желтоватого цвета, неправильной формы, собраны в пазушные кисти небольших размеров. Родина растения - Индия. Известно свыше 700 видов индиго, которые растут почти по всему миру. Некоторые виды индиго растут на территории бывшего СССР: в Крыму, Средней Азии и Закавказье. Индиго уже давно культивируется во многих странах с целью производства синей краски.

Химический состав индиго

Индиго содержит бесцветный гликозид индикан. Под воздействием ферментов или слабых кислот он расщепляется на вещества глюкоза и агликон индоксил, который под воздействием воздуха моментально окисляется и преобразуется в индиготин, который называется также синим индиго.

Использование индиго

Синий индиго является очень прочной краской для тканей, правда, в настоящее время ее уже научились искусственно синтезировать. Если красильный порошок листьев смешать с хной, то получится черная краска для волос, называемая басмой.

Приготовление синей краски

Получение синей краски из этого растения было известно ещё с древних времен. В настоящее время ткани, покрашенные с помощью натуральных материалов, представляют большую ценность, поскольку окраска является трудоемким процессом, требующим больших затрат времени и сил. Индиго замачивается в больших чанах, и в течении нескольких дней его тщательно месят, до тех пор, пока не образуется большое количество густой синей жидкости. Воду затем сливают, а собранную синь высушивают малыми порциями. Чтобы приготовить сам раствор для крашения, порошок индиго смешивают с лимоном и оставляют смесь для брожения на неделю. Когда краска созревает, ее уже можно нанести на ткань. Поначалу ткань приобретает зеленый цвет, но потом, под действием кислорода, она становится насыщенно синего оттенка. Окраска проходит в несколько приемов.Чтобы нанести на ткань рисунок, сначала наносят с помощью расплавленного воска узоры, и только затем ткань покрывается краской. Высушивают готовые ткани под солнцем, на открытом воздухе.

Использование индиго в лекарственных целях

Индиго также считается лекарственным растением. Например, во Вьетнаме его используют для лечения фурункулов и некоторых кожных заболеваний. В Индии растение служит как лекарство при заболеваниях печени и принимается внутрь. Для приготовления лекарства берут 1 ч. л. листьев индиго на 400 мл кипятка и настаивают в течение часа, затем процеживают. Принимают 3-4 раза в день по 100 мл при воспалении десен, горла, гортани, тонзиллите, при незаживающих ссадинах и экземе, укусах собак и змей.

Выращивание и уход за индиго

Индиго предпочитает расти в районах с солнечным местоположением, допускается легкая тень от прямых солнечных лучей. Семена проращиваются после их предварительного замачивания в воде температурой около 45 градусов в термосе на ночь. Сеять их нужно в стандартный грунт, немного присыпая при этом землей. Расти индиго должен при температуре около 21 градуса, срок прорастания составляет от 7 до 30 дней.

природный источник для получения синего индиго - красителя для тканей, краски для волос басмы, кроме того - лечит кожные заболевания, заболевания печени, оздоравливает, смягчает и укрепляет волосы, придает им объем, устраняет перхоть.

Индигофера - невысокий кустарник до 2 м в высоту, принадлежащий к семейству бобовых, один из видов рода индигофера. Родина - Индия, где произрастает повсеместно. Культивируется также во многих тропических странах ради получения синей краски. В настоящее время в мире известно более 700 видов индигоферы.

Листья индигоферы эллиптические, цветки розовые или фиолетовые, собраны в небольшие кисти, плод - боб с 4-6 семенами.

В зависимости от климата той местности, где она произрастает, индигофера может быть однолетней, двухлетней и многолетней.

Индигоферу часто высаживают для укрепления почвы, а также для декоративных целей из-за красивых цветов. Предпочитает солнечные участки, с небольшим затенением от прямых лучей.

Индиго получают из листьев индигоферы. Листья индогоферы содержат бесцветный гликозид- индикан. Под действием ферментов гликозид расщепляется на глюкозу и агликон индоксил. Агликон, тоже бесцветный, сразу окисляется на воздухе и превращается в индиготин - синий индиго.

Осадок из ферментированных листьев смешивается с какой-либо сильной основой, например, щелочью, спрессовывается в лепешки, которые сушат, а затем превращают в порошок. Порошок смешивают с разными веществами и получают различные оттенки синего и фиолетового.
Индиго - средний цвет между темно-синим и фиолетовым.

Название цвета происходит от Индии, родины растения, а название растения- индигофера - образовано сочетанием латинского «indigo» и «ferre» (нести, приносить). В английском этот цвет так и называется - «Indian blue», т.е. «индийский синий». Традиционно индиго включают в классический семицветный оптический спектр, однако современные ученые не считают его отдельным цветом и классифицируют как фиолетовый.

Из порошка листьев индигоферы получают два красителя - индиго , очень прочную темно-синюю краску для ткани и басму , краску для волос.

Краской из листьев индигоферы были окрашены первые джинсы.

Процесс окрашивания тканей натуральным способом очень трудоемкий и требует больших физических и временных затрат. Листья индигоферы замачивают в больших чанах, несколько суток тщательно месят до получения максимального количества густой синей жидкости. Затем воду сливают, а образовавшийся краситель сушат небольшими порциями. Получаемый порошок индиго смешивают с измельченным лимоном и оставляют, как минимум, на неделю для брожения. Особо ценные, интенсивные краски - это краски, полученные только после многолетнего брожения. Для получения редчайших оттенков краску в чанах закапывают в землю. Это дает оптимальную температуру до «созревания» краски. Когда краску наносят на ткань, она вначале приобретает зеленый оттенок, но затем под воздействием кислорода приобретает насыщенный синий цвет. Окрашивание происходит в несколько приемов. Сушат готовые ткани на солнце.

Басма - это измельченные листья индигоферы, имеющие зеленовато-серый цвет. Басма представляет собой натуральную растительную краску - экологически чистый продукт, содержащий биологически активные вещества и витамины.

В древние времена басма считалась очень ценным товаром. Использование этой краски говорило о достатке семьи и главы дома. Басмой пользовались и мужчины, и женщины, ею красили даже домашних животных, чтобы подчеркнуть благосостояние семьи.

Изначально для получения басмы употребляли листья дикорастущей индигоферы, которые привозили из Индии. Затем растение активно стали культивировать и появились огромные плантации индигоферы. Этот краситель был чрезвычайно популярен у персов, египтян, ассирийцев, шумеров и абиссинцев и ценился на вес золота!

Басма не используется отдельно для окрашивания волос, иначе может получиться сине-зеленый цвет. Использовать ее можно только в паре с хной. Поскольку басма содержит индиго, если к ней добавить хну, наличие красной составляющей предотвратит появление зеленого оттенка. В свою очередь синяя составляющая басмы нейтрализует насыщенный красный цвет хны, делая результат окрашивания более спокойным.

Басма смешивается с хной в различных пропорциях для получения различных оттенков - черного, шоколадного, бронзового, каштанового. Для достижения необходимых оттенков к басме и хне добавляются также и другие травы - кофе арабика, свекла, ревень и др.

Результат окраски волос басмой и хной зависит от таких факторов, как натуральный цвет волос, их структура (толщина, сухость), температуры краски и воды, продолжительности выдерживания краски на волосах, пропорций, в которых смешаны хна и басма.

Темные тона волос получаются путем смешивания с хной большого количества басмы (добавляется также черный чай и черный кофе). Чем темнее желаемый оттенок, тем больше басмы должно быть в смеси для окрашивания волос. Для получения определенных цветов берутся следующие пропорции. Русый тон - 1 часть хны и 1 часть басмы, светло-каштановый - 1 часть хны и 1 часть басмы, каштановый - 1 часть хны и 2 части басмы, бронзовый - 2 части хны и 1 часть басмы, черный - 1 часть хны и 3 части басмы, «черный тюльпан» - 1 часть хны и 2 части басмы, а также несколько ложек свежевыжатого свекольного сока. Время выдержки краски на волосах также разное: для русого тона -30 мин, для светло-каштанового - 1 час, для каштанового - 1,5 часа, для бронзового - 1,5 часа, для черного - 4 часа.

Окрашивать волосы хной и басмой можно последовательно одной краской за другой или предварительно перемешав обе краски. Хотя результаты получаются примерно одинаковые, рекомендуется сначала использовать хну, а затем басму.

Басма исправит нежелательный цвет волос, полученный после хны. Меняя соотношение хны и басмы, продолжительность воздействия красок, получают самые разные цвета волос, которые после окраски имеют естественный вид. Последовательный метод окраски волос используется для получения черного цвета. Такой метод также рекомендуется для окрашивания седых волос.

Способ приготовления басмы. Для приготовления басмы порошок заливается горячей водой и хорошо перемешивается. Затем растворбасмыпри непрерывном помешивании доводят на медленном огне до кипения. При закипании его снимают с огня. Правильно приготовленный раствор басмы имеет консистенцию жидкой сметаны. Кашица басмы быстро густеет, поэтому ее нужно сделать более жидкой, чем раствор хны. В процессе работы в кашицу басмы нужно подливать немного горячей воды. Чем гуще и длиннее волосы, тем больше требуется раствора. Раствор готовят непосредственно перед окрашиванием. Чем темнее желаемый цвет, тем дольше раствор держат на голове.

Если цвет волос получился недостаточно темным, то их второй раз прокрашивают басмой. Если же волосы после окраски басмой получились темнее, чем нужно, их промывают водой с уксусом или лимоном или же тут же моют мылом. Басма - очень стойкая краска, смыть ее сложно, поэтому лучше недодержать, чем передержать.

При одновременной окраске хну и басму смешивают, заливают горячей водой и размешивают до получения однородной массы, похожей на густую сметану по консистенции.

- смягчающим свойствам

Оказывает смягчающий эффект, делает волосы нежными, мягкими, послушными, объемными.

Хна и басма - единственные натуральные средства для окрашивания, которые, к тому же, ухаживают за волосами от корней до самых кончиков. Таким образом, краска для волос, содержащая порошок листьев индигоферы, является экологически чистой, и не только окрашивает волосы, но и способствует их оздоровлению. И такими красками можно пользоваться часто.

Басма может использоваться также исключительно для ухода за волосами, без их окрашивания. Для этого время нахождения красителя на волосах сокращают до нескольких минут.

Индигофера входит в состав многих средств по уходу за волосами, не дающих какого-либо окрашивающего действия. Это продукция для укрепления и очищения волос - шампуни, маски, масла, кремы для волос.

Индигофера укрепляет корни волос и их структуру по всей длине, питает волосы, стимулирует их рост и создает тончайшую защитную пленку. Делает волосы мягкими, нежными и послушными. Облегчает расчесывание, предотвращает их спутывание.Придает объем волосам, делает их более пышными.

Входит в состав : крем для волос Ведика, масло для волос Амла Ведика