Меню

Система управления качеством - новый этап развития менеджмента. Современные тенденции управления качеством в зарубежной и отечественной практике

Дополнительные элементы крыши

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Развитие систем управления качеством продукции в СССР, США, Японии, Германии и Франции. Требования к системе менеджмента качества стандартов ISO серии 9000 и пути их соблюдения. Дополнения к рекомендациям ISO с учетом практики организаций стран СНГ.

    учебное пособие , добавлен 21.11.2013

    Термины, их определение и взаимосвязь согласно международным стандартам ИСО–9000. Характеристика требований к системе менеджмента качества, ее принципы в соответствии с международными и российскими стандартами, их значение в управлении качеством.

    реферат , добавлен 31.05.2010

    Управление качеством и суть стандартов семейства ИСО 9000. Ключевые преимущества внедрения принципов менеджмента качества. Назначение стандартов ИСО 9000, их рекомендательный характер. Терминология систем качества, требования к ним и указания по развитию.

    курсовая работа , добавлен 13.03.2011

    Анализ управления качеством в строительных организациях. Разработка стандарта предприятия: основные понятия и определения; назначение, область применения; общие положения и принципы. Политика в области качества, задачи руководства по ее реализации.

    контрольная работа , добавлен 18.09.2013

    Задачи, решаемые версией международных стандартов ИСО серии 9000:2000. Принципы управления качеством. Процессный и системный подходы. Система менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. Сертификация систем менеджмента качества.

    реферат , добавлен 04.12.2007

    Сущность и содержание менеджмента качества в общей системе менеджмента. Интеграция систем менеджмента и менеджмента качества на предприятии ОАО "Нефтекамскполимерхим". Совершенствование интегрированных систем менеджмента на основе управления качеством.

    дипломная работа , добавлен 12.10.2011

    Совершенствование деятельности современной организации в области качества, согласно стандартам ISO серии 9000:2000. Процесс работы поставщиков с потребителями и другими партнерами компании. Оформление поставок и услуг. Верификация закупленной продукции.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Основные тенденции развития менеджмен та

    1. Бизнес и менеджмент

    Бизнес и менеджмент являются тесно и крепко связанными между собой понятиями, ведь само предпринимательство просто невозможно без определенного должного администрирования и организации четкой структуры. По сути, менеджмент представляет собой умение управлять и руководить, то есть это определенная разработка и моделирование для более эффективного и максимального управления, а также для контроля над всей системой. Понятие самого менеджмента возникло в США в 1930 году, менеджмент ориентирован на процесс бизнеса, при учете государственной и коммерческой структуры организации. Менеджмент в бизнесе представляет собой сложную производственную науку, а сама теория управления основана на методах анализа, которые необходимы при использовании методов управления для достижения определенного результата. Такие рекомендации и методы не являются абсолютными правилами и рецептами, ведь проведение бизнеса зависит от очень многих условий и обстоятельств. Одним из таких условий является достижение цели при минимальной затрате, то есть адекватность используемых методов в среде функционирования предприятия. Методы маркетинга и менеджмента при рыночной экономике должны обеспечивать запланированные результаты при определенной затрате и при должной работе сотрудников. Система заключается в умении руководителя владеть искусством самого управления в конкретной данной ситуации.

    Функции управления и менеджмента:

    1. Управление любым бизнесом для увеличения его эффективности

    2. Управление составом менеджеров

    3. Управление всеми работниками и всеми аспектами проведения этой работы.

    В любом бизнесе важен системный подход, потому что каждая компания это сложная система, состоящая из многих разных частей, а каждая такая часть имеет свои цели, которые вместе составляют общую единую цель. Эффективность компании и устойчивость зависит не только от ее владельца, просто весь контроль над компанией не под силу одному человеку, а основа всей такой работы лежит на менеджерах помогающих работе руководителя. Основная работа лежит на менеджере среднего звена, то есть на мидл-менеджере (по-английски middle - это средний), это самое решающее звено, но и самое проблемное. Задача их состоит в передаче целей организации к самим продавцам и менеджерам общающимися непосредственно с покупателем, это звено еще иногда называют «сержантами» бизнеса. Они являются незаметной, но незаменимой деталью в общем процессе ведения бизнеса любого уровня. При передаче основного указания от руководителя к работнику просто необходимо промежуточное звено, а при отсутствии которого, перестали функционировать немало предприятий во всем мире. То есть связь бизнеса и менеджмента, то есть цепочка производство-реализация очень тесная, потому что оба такие понятия не могут существовать друг без друга. Просто над рядовыми менеджерами необходим постоянный контроль в виде менеджера среднего звена, который является «сержантом» необходимым для осуществления контроля. Лидер компании сможет решать такие вопросы и сам, но при крупной организации он просто не сможет охватить весь объем, поэтому в бизнесе современном важен и незаменим менеджмент. Менеджер среднего звена это можно сказать целое искусство, в принципе это и главный сотрудник и одновременно небольшой начальник, работа такая на самом деле очень сложна, поэтому текучесть кадров этого звена очень высокая.

    Основные методы и принципы менеджера это не делать все самим, а возлагать все задачи на подчиненных, при этом важно использование стимулирования и мотивации подчиненных, а также контроль над их психологией. Управление организацией на каждом уровне это сложнейшая система, при которой должен осуществляться контроль над долей рынка, за требованиями клиентов, качественности продукции и за ценовой политикой в соответствии с ценами конкурентов. Также в этом необходимо соблюдение репутации самой организации, и решение других многих проблем, естественно ни один руководитель и его прямые заместители с этим не справятся. Поэтому так сложилось, что необходимы как минимум три промежуточных звена, как при реализации, так и производстве, то есть, необходимы при этом сами менеджеры. Первое звено нужно для получения конкретной задачи, а второе звено необходимо для грамотного надзора над исполнением задачи выполняемой третьим звеном. Каждый уровень должен обладать соответствующими знаниями и иметь надлежащие способности, удовлетворяющими структурно-функциональному методу позволяющему достичь максимальных целей. То есть связь любого бизнес процесса и менеджмента является очень тесной, ни один производственный процесс просто не сможет существовать без определенной организации и использования менеджеров при достижении любой цели.

    2. Основные тенденции развития менеджмента

    Сегодня вряд ли кто скажет, как и когда зародилось искусство и наука управления. Менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества:

    · политической - необходимость установления и поддержания порядка в группах;

    · экономической - необходимость в изыскании, производстве и распределении ресурсов;

    · оборонительной - защита от врагов и диких зверей.

    Основные этапы развития менеджмента зарождались ещё с древних времён. Даже в самих древних обществах требовались личности, которые бы координировали и направляли деятельность групп (сбор пищи, строительство жилья и т.п.). Возьмем к примеру египетские пирамиды - это памятник управленческого искусства древнего мира, поскольку строительство таких уникальных сооружений требовало четкости в планировании, организации работы великого множества людей, контроля за их деятельностью.

    Практика управления так же стара, как организации, а это означает, что она действительно очень древняя. На глиняных табличках датированных третьим тысячелетием до нашей эры записаны сведения о коммерческих сделках и законах древней Шумерии, являя собой четкое доказательство существования там практики управления По археологическим раскопкам можно проследить и более древние доказательства существования организаций даже до исторические люди часто жили организованными группами. Однако, как управление, так и организации древности сильно отличались от тех, что описаны в нашей школе. Хотя само управление старо как мир, идея управления как научной дисциплины, профессии области исследований - относительно нова.

    Рассматривая основные этапы развития менеджмента как развитие теории и практики управления, выделяют несколько исторических периодов.

    Первый этап развития менеджмента:

    I период развития менеджмента - древний период. Наиболее длительным был первый период развития управления - начиная с 9-7 тыс. лет до н.э. примерно до XVIII в. Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления. менеджер управление профессионализм

    Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода.

    Примерно в 9-7 тысячелетии до н.э. в ряде мест Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства (охоты, сбора плодов и т.п.) к принципиально новой форме получения продуктов - их производству (производящая экономика). Переход к производящей экономике и стал точкой отсчета в зарождении менеджмента, вехой в накоплении людьми определенных знаний в области управления.

    В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством. В этот период (3000 - 2800 гг. до н.э.) сформировался достаточно развитый для того времени государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка (чиновники-писцы и пр.).

    Одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности, был Сократ (470-399 гг. до н.э.). Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления.

    Платон (428-348 гг. до н.э.) дал классификацию форм государственного управления, сделал попытки разграничить функции органов управления.

    Александр Македонский (356-323 гг. до н.э.) развил теорию и практику управления войсками.

    Приведенные материалы не охватывают всех событий и дат, которые так или иначе характеризуют процесс накопления знаний в области управления, однако данный обзор позволяет в какой-то мере составить представление о том, на что обращалось внимание на самых ранних стадиях развития древнего искусства и новейшей науки - менеджмента. Таким образом, проанализируя события развивающиеся в древнем периоде можно охарактеризовать как зарождение менеджмента как науки. Мы рассмотрели начальный этап развития менеджмента в период его зарождения.

    Второй этап развития менеджмента

    II период развития менеджмента - индустриальный период (1776-1890). Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежит А. Смиту. Он является не только представителем классической политической экономии, но и специалистом в области управления, так как сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.

    Большое влияние на формирование многих сформировавшихся к тому времени научных направлений и школ менеджмента оказало учение Р. Оуэна. Его идеи гуманизации управления производством, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.

    Первый переворот в теории и практике управления связан с созданием и использованием вычислительной техники. В 1833 г. английский математик Ч. Беббидж разработал проект "аналитической машины" - прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно. Это был второй этап развития менеджмента.

    Третий этап развития менеджмента

    III период развития менеджмента - период систематизации (1856-1960). Наука менеджмент, как наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, наконец, меняются сами исследователи и их взгляды. С течением времени менеджеры изменяли ориентиры от потребностей своей конкретной организации на изучение сил управления, действующих в их окружении. Некоторые из них решали свои управленческие проблемы теми способами, которые, казалось, срабатывали и в прошлые периоды. Другие исследователи искали более систематизированные подходы к управлению. Их индивидуальные успехи и провалы могут дать ценные уроки для сегодняшних менеджеров.

    В сущности, то, что мы сегодня называем менеджментом, зародилось во времена промышленной революции в XIX в. Возникновение фабрики как первичного типа производства и необходимость обеспечения работой больших групп людей означали, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью всех работников. Для этих целей обучали лучших работников - обучали для того, чтобы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах. Это и были первые менеджеры. Управление было признано самостоятельной областью деятельности только в двадцатом веке.

    Четвертый этап развития менеджмента

    IV период школы управления -- информационный период (1960 г. по настоящее время).

    Более поздние теории управления разработаны в основном представителями количественной школы, часто называемой управленческой школой. Появление управленческой школы управления - следствие применения математики и компьютеров в управлении. Ее представители рассматривают управление как логический процесс, который может быть выражен математически. В 60-е гг. начинается широкая разработка концепций управления, опирающихся на использование математического аппарата, с помощью которого достигается интеграция математического анализа и субъективных решений менеджеров.

    Формализация ряда управленческих функций, сочетание труда, человека и ЭВМ потребовали пересмотра структурных элементов организации (служб учета, маркетинга и т.п.). Появились такие новые элементы внутрифирменного планирования, как имитационное моделирование решений, методы анализа в условиях неопределенности, математическое обеспечение оценки многоцелевых управленческих решений.

    В современных условиях математические методы используются практически во всех направлениях управленческой науки.

    Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системных методов анализа. Так называемый системный подход в менеджменте был связан с применением общей теории систем для решения управленческих задач. Он предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи, технология, ресурсы.

    Главная идея системной теории управления состоит в том, что ни одно действие не предпринимается в изоляции от других. Каждое решение имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуаций, когда решение в одной области превращается в проблему для другой.

    На базе системного подхода разрабатывались задачи управления в нескольких направлениях. Так возникла теория непредвиденных ситуаций. Суть ее состоит в том, что каждая ситуация, в которой оказывается менеджер, может быть сходной с другими ситуациями. Однако ей будут присущи уникальные свойства. Задача менеджера в этой ситуации состоит в том, чтобы проанализировать все факторы в отдельности и выявить наиболее сильные зависимости (корреляции).

    В 70-е гг. появилась идея открытой системы управления. Организация как открытая система имеет тенденцию приспосабливаться к весьма многообразной внутренней среде. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Она имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде.

    Таким образом, следуя теории систем, можно предположить, что любая формальная организация должна иметь систему функционализации (т.е. различные формы структурного деления):

    · систему результативных и эффективных стимулов, побуждающих людей вносить вклад в групповые действия;

    · систему власти;

    · систему логического принятия решений.

    С точки зрения экономики организации наиболее существенные в научно-методическом плане результаты были получены в рамках ситуационного подхода. Суть ситуационного подхода состоит в том, что формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации, т.е. центральное место должна занимать ситуация. Это конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Другими словами, суть рекомендаций по теории системного подхода состоит в требовании решать текущую, конкретную организационно-управленческую проблему в зависимости от целей организации и сложившихся конкретных условий, в которых эта цель должна быть достигнута. Т.е. пригодность различных методов управления определяется ситуацией.

    Ситуационный подход внес большой вклад в развитие теории управления. Он содержит конкретные рекомендации, касающиеся применения научных положений к практике управления в зависимости от сложившейся ситуации и условий внешней и внутренней среды организации. Используя ситуационный подход, менеджеры могут понять, какие методы и средства будут наилучшим образом способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.

    Таким образом мы охарактеризовали основные этапы развития менеджмента.

    3. Качества менеджера будущего

    Основа навыков современного менеджера - высокий профессионализм, знание рынка, владение информационными технологиями. Менеджер будущего должен обладать созидательным умом, свободно принимать решения, брать на себя ответственность, проявлять качества лидера

    Существуют определенные навыки, которые обязательны для сегодняшнего дня и будут необходимы в предстоящие десятилетия. Их основой являются прежде всего высокий профессионализм и знание рынка в сочетании с грамотностью в области информационных технологий . В последнем случае имеются в виду не детальные знания, а понимание, как использовать эти технологии - приспосабливать, структурировать и применять для упорядочения всевозрастающего информационного потока. Ввиду постоянных изменений при катастрофической нехватке времени сообразительность менеджера в отношении регулирования информации так же важна, как и его профессиональные навыки.

    На деле менеджеры будущего должны быть предпринимателями по своему образу жизни . Им следует исходить из того, что нет ни гарантии, ни перспективы занимать длительное время определенную должность на каком-либо конкретном предприятии. Корпорациям потребуются различные типы менеджеров на разных стадиях корпоративной жизни. Для некоторых менеджеров это не создаст проблем, так как они могут приспособиться к быстрой смене вверенных им дел и эффективно работать, но это редкий случай.

    Такой поворот событий не надо воспринимать драматически. Это, напротив, многообещающая перспектива. Готовность и подготовленность для работы в различных условиях должна сделать жизнь более яркой, чем, например, перспектива делать одно и то же в течение 30 лет.

    Для лиц, несущих ответственность за какую-либо деятельность, будь то работа корпорации или другой хозяйственной единицы, очень важно выбрать личность, которая найдет выход из любой ситуации, и вверить ей управление тем или иным подразделением компании. Такой личностью является тот, кто более приспособлен к сегодняшней действительности и обозреваемому будущему. Поэтому важны не только способности индивида , но и предвидение в отношении их со стороны ответственных лиц. Тем не менее существует определенное единодушие по поводу элемента называемого "умственная способность".

    Человеку, стремящемуся играть лидирующую роль в мире бизнеса, необходимо уметь адаптироваться к быстрым изменениям рынка и личностных ситуаций, воспринимать и применять новые формы работы, противостоять новым видам давления , что требует гибкого интеллекта. Менеджер следующего десятилетия должен обладать независимым, созидательным умом, быть готовым к риску с осознанием того, насколько далеко он может зайти в рамках корпорации, на которую работает.

    Менеджер будущего десятилетия должен осознавать, что если он стремится к успеху, то не может работать в изоляции, когда контактирует с третьей стороной в сфере бизнеса или сталкивается с обществом в целом. Понимание политического и культурного контекста становится чрезвычайно важным, особенно на международной арене. Менеджер завтрашнего дня должен сочетать в себе коммуникативные навыки и умение межличностного общения со знанием и восприятием культурного многообразия.

    В то время, когда многое из того, что окружает нас, становится скучным единообразием ("одинаковостью"), наблюдается сильное стремление к сохранению и проявлению культурного наследия во всех тех случаях, когда некий вид уникальности может быть предложен на рынке. И такая возможность имеется скорее у малых и средних компаний, чем у крупных межнациональных предприятий.

    Примером скучного униформизма служит компания Coca-Cola. Но возникает вопрос: "Этого ли хочет мир?" Хотя Coca-Cola - прекрасный образец "одинаковости", это чрезвычайно преуспевающая компания, которой восхищаются за ее умелый подход к своим рынкам. Вместе с тем ее менеджеры, несмотря на высокий профессионализм, управляют во многих случаях как роботы.

    Опять встает вопрос: "Какой тип менеджера лучше иметь и как выбрать его?" На примере Coca-Cola мы сталкиваемся с очень интересной дилеммой. Хотим ли мы иметь менеджера, приверженного к работе в определенных рамках, или менеджера, который импровизирует на "заданную тему"? Кто лучше приспособлен к работе с "командой" (а также на дистанции), кто более производителен, ориентирован на результат и приносит больше пользы организации?

    Я полагаю, что это менеджер, который свободно принимает решения и берет на себя ответственность, проявляет качества лидера, включая природный талант к мотивации и убеждению своего окружения, и обладает способностью справиться с нарастающим напряжением и конфликтами, когда это необходимо или неизбежно.

    Список использованной литературы

    1. Басовский Л.Е. Менеджмент. - М.:ИНФРА-М, 2004. - 216 с.

    2. Вершигора Е.Е. Менеджмент: учебное пособие, 2-е изд. перер. и доп. - М., ИНФРА-М, 2001. - 283 с.

    3. Виханский О.С. Менеджмент. 3-е изд. - М., Гардарики, 2006. - 528 с.

    4. Дафт Р. Менеджмент. 6-е изд. / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2005. - 864 с: ил. - (Се-рия «Классика МВА»).

    5. Корицкий Э.Б., Нинциева Г.В., Шетов В.Х. Научный менеджмент: российская история. - Изд. «Питер», 2002.

    6. Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие для студентов ВУЗов. - М.: Академический проект, 2000.

    7. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2006.

    8. Ньюстром Дж.В., Дэвис К. Организационное поведение / Перевод с англ. Под.ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб: Издательство «Питер», 2004. - 448 с.

    9. Семенова И.И. История менеджмента. - М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2004.

    10. Смолкин А.М. Менеджмент: основы организации. Учебник. - М., ИНФРА-М, 2004. - 248 с.

    11. Управление организацией: Учебник/ Под ред. Поршнева А.Г., Румянцевой З.П., Саломатина Н.А. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 716 с.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Специфика понятий управления и менеджмента; теоретический анализ системы функций менеджмента. Соотношение управления и менеджмента в организации. Аспекты функций менеджмента. Система функций менеджмента: планирование организации, мотивация, контроль.

      контрольная работа , добавлен 18.02.2008

      Основные подходы в истории менеджмента. Понятия менеджмента и менеджера. Суть и характерные черты современного национального менеджмента. Общее и различия между российским и западным управлением. Проблемы русской школы управления, перспективы развития.

      курс лекций , добавлен 15.01.2012

      Характеристика основных этапов развития менеджмента. Изучение формирования и развития школ менеджмента: школа научного менеджмента и спортивных аналогий, тейлоризм, административно-функциональная школа, школа человеческих отношений и поведенческих наук.

      курсовая работа , добавлен 15.06.2010

      Менеджмент и его методологические основы. Требования, предъявляемые к системе управления. Характерные черты и стадии управления. Профессиональная деятельность менеджера и виды моделей менеджмента. Природа управления и исторические тенденции его развития.

      реферат , добавлен 29.01.2010

      Сущность менеджмента. Область профессиональной деятельности менеджера и требования к нему. Основные модели управления в организации, их взаимосвязь. Основные этапы формирования и развития теории менеджмента. Школа научного управления.

      шпаргалка , добавлен 22.05.2007

      Характеристика основных этапов развития менеджмента. Анализ управленческих действий Петра I. Изучение особенностей возникновения, формирования и содержания отечественных школ управления. Исследование роли М.М. Сперанского в развитии менеджмента в России.

      курсовая работа , добавлен 17.05.2015

      Теоретические основы управления и становления менеджмента как наук. Понятие управления и механизма управления. Основные составляющие и функции менеджмента. Современные тенденции развития менеджмента. Сущность и роль организационной культуры фирмы.

      курсовая работа , добавлен 13.01.2018

      Теоретические основы исследования механизмов развития менеджмента и необходимости управления деятельностью организации. Анализ и оценка системы менеджмента предприятия и анализ его конкурентного окружения. Рекомендации по совершенствованию менеджмента.

      курсовая работа , добавлен 07.09.2012

      Исследование целей и предмета информационного менеджмента. Характеристика тенденций развития информационных технологий. Анализ структуры рынка информационных продуктов и услуг, его правового регулирования. Объекты профессиональной деятельности менеджера.

      реферат , добавлен 12.06.2013

      Рассмотрение концептуальных основ менеджмента как науки и практики экономического управления. Структура и функции современного менеджмента. Системная инженерия процессов управления. Практическая деятельность менеджера и ситуации управления фирмой.

    На управления качеством. Принципы управления качеством, на формирование которых оказывает влияние протяжении более трех десятилетий задачи создания высококачественной продукции решаются путем системного история развития экономики, культуры, политической системы страны, на сегодняшний день довольно разнообразны. Что же касается методов обеспечения качества, то многолетняя мировая практика показывает, что во многом они сходны и можно проследить определенные тенденции в этом деле.

    Понятие «хорошее качество» сегодня складывается из выполнения изделием требуемых функций, поддержания экономически оправданной цены и целесообразного уровня эксплуатационных расходов, защиты окружающей среды, безопасности изделия, обеспечения качества на стадии сбыта и послепродажного сервиса.

    Международная организация по стандартизации (ИСО) трактует качество как совокупность свойств и характеристик продукции (или услуги), которая обеспечивает удовлетворение установленных или предполагаемых потребностей". Если учесть, что потребности могут быть общественными и индивидуальными (заказчика, потребителя), то и в управлении качеством должны осуществляться разные подходы к ним. В зарубежных странах обеспечение таких общественных потребностей как охрана окружающей среды, экономия энергии и материалов, безопасность практически всегда находится в руках правительства и проводится через технические регламенты и разного рода руководства и правила, обязательные к выполнению. Выявление конкретных потребностей покупателей--это задача фирм, и решение ее возложено главным образом на отделы маркетинга.

    При организации системного управления качеством фирма задается вопросом, что же она вкладывает в понятие «качество» и каковы его критерии. Обобщая накопленный опыт, профессор Гарвардской школы бизнеса Д. Гарвин определяет пять наиболее существенных критериев качества: соответствие стандарту; соответствие техническим показателям лучших товаров-аналогов; степень точности соблюдения всех производственных процессов; соответствие качества требованиям покупателей; соответствие качества платежеспособному спросу.

    Для поддержания уровня качества нельзя нарушать ни один из выбранных критериев. Несоблюдение этого правила приводит к коммерческому провалу. Так, закупка лицензии без «ноу-хау» равнозначна нарушению технологического критерия; новейшая продукция, отвечающая спросу, может быть не реализована из-за слишком высокой цены и т. д. Принято считать, что непроданный товар не может считаться товаром высокого качества независимо от его технического уровня и других положительных характеристик.

    Опираясь на принятую концепцию качества и его критерии, фирма разрабатывает стратегию качества. Работа начинается с комплексного исследования рынка, которое обычно фирма заказывает специализированным консультационным центрам. Стратегия строится в соответствии с выбранным сегментом рынка *или рыночной «нишей».

    Стратегическое планирование качества считается настолько важным, что оно стало частью общего стратегического планирования деятельности фирмы. При разработке стратегии качества устанавливаются конкретные цели и сроки их выполнения. Например: к концу определенного периода добиться, чтобы конкретные товары по уровню качества не уступали аналогам трех основных конкурирующих фирм, или: за пять лет сократить в два раза расходы, связанные с низким качеством продукции.

    Важное значение в стратегии качества придается четкому определению ответственных лиц, а также контролю реализации программы повышения качества. Но, пожалуй, наиболее важным моментом, считается отношение руководства фирмы к проблеме качества.

    Стратегия реализуется в программах повышения качества. Программа, как правило, рассчитана на различные сроки (2-- 18 месяцев и более).

    Некоторые фирмы используют готовые (как бы типовые) программы, разрабатываемые специализированными организациями, или заказывают их. Например, в США программы «Ноль дефектов» предлагает фирма Ф. Кросби. Одна из наиболее популярных программ, составленная Ф. Кросби для фирмы «Хью-летт-Паккард» (США), включала такие положения, как убеждение сотрудников в важности осуществления программы и личного участия в этом каждого; определение уровня дополнительных затрат на качество; разработку приемов мотивации качественного труда; конкретизация методов контроля; всеобщее обучение методам качественной работы и внедрения принципа «ноль дефектов»; установление единого «дня размышлений» (дня качества); разработка индивидуальных программ бездефектной работы; поощрение достигнутых результатов и т. д. Вся работа в рамках программы заканчивается обычно анализом проделанного, подведением итогов, внедрением программы на следующий срок.

    Отношение к таким программам в разных странах неоднозначно. В Германии, например, небольшие фирмы применяют такие программы, а ведущие компании принципиально против принципа «ноль дефектов». Отказ от подобных программ мотивируется тем, что «работник, не совершающий ошибок, вряд ли желателен на предприятии. Кто работает много, тот ошибается больше»". Отрицая, таким образом, реальное воплощение в жизнь принцип «ноль дефектов» и разрабатывая свои собственные программы, фирмы все же опираются на те принципы, которые можно считать общепринятыми в управлении качеством продукции. Основные из них -- это учет отраслевой структуры производства, общего уровня технологии, степени профессиональной подготовки кадров, четкого взаимодействия сотрудников (принцип «эстафетной палочки»), наличия специальной группы менеджеров по качеству, в которую включают представителей основных подразделений. Сюда же относят принцип предотвращения дефектов, обязательного стимулирования работников.

    Незаинтересованность работников в повышении качества выпускаемой продукции рассматривается как свидетельство низкого уровня руководства предприятием (фирмой).

    В ряде случаев программы носят целевой характер, как, например, на фирме «Фольксваген» (ФРГ), где группа менеджеров по качеству составила 28 целевых программ. В их число входили программы по внедрению статистических методов контроля, обучению персонала, разработке фирменных стандартов, созданию кружков качества, организации производства по принципу «just in time» и т. д. Выбор той или иной программы и включение ее в действующую систему управления качеством зависели от затрат па ее реализацию и эффективность внедрения. Приоритетность программ определялась на основе экспертных оценок. С этой целью каждая программа оценивалась в баллах (от 1 до 5) до пяти критериям: сильна ли фирма в этой области; насколько улучшения в этой области необходимы; какое воздействие окажет программа на последующие этапы; степень удовлетворения нужд потребителя; экономическая эффективность;

    Выявляются сильные и слабые стороны той или иной программы, проводится анализ ее совместимости с действующей системой управления качеством, а совместимость между собой нескольких программ служит основанием для их одновременного внедрения. Такую практику можно рассматривать как метод непрерывного улучшения качества и совершенствования действующей системы управления качеством продукции.

    Как уже отмечалось, программы повышения качества и системы управления качеством должны быть интегрированы в. производство; если система не является неотъемлемой частью производственного процесса н он может продолжаться при ее ликвидации, значит, такая система никому не нужна.

    Продолжая анализировать опыт западногерманских фирм, следует отметить, что работа по внедрению систем обеспечения качества ведется поэтапно, на каждом этапе реализуется определенная программа, подготовленная группой менеджеров по качеству. Каждый этап завершается внедрением конкретных мер, повышающих эффективность работы по качеству, что может быть выражено, например, через снижение расходов на качество.

    На первом этапе в задачу менеджеров входит детальное изучение всех случаев нарушения предусмотренных нормативов. На втором этапе уже возможно составить калькуляцию расходов на качество, причем задача должна решаться таким образом, чтобы снизить их на данный момент хотя бы на 2%, доказав тем самым действенность и эффективность начатой работы. На последующих этапах группа менеджеров решает проблему качества более углубленно н масштабно, добиваясь значительного снижения расходов на качество. Заключительным этапом следует считать внедрение комплексной системы управления качеством продукции как органической части производства.

    Качество оказывает влияние на главные показатели работы предприятий -их рентабельность, перспективы производства, долю на рынке и др. Но степень этого влияния заметно зависит от того, как определена очередность внедрения мероприятий по улучшению качества. Так, специалисты германии уделяют наибольшее внимание качеству сырья, конструкторской обработке, уровню технологии, отлаженной работе складов, материалопотоков, всех вспомогательных служб.

    Обеспечение качества складывается из проектирования качества, контроля качества, управления качеством и реализуется через систему обеспечения качества. В настоящее время отказались от идеи установления единой нормированной системы обеспечения качества: каждое предприятие должно найти свою форму организации работы по качеству, учитывающую его специфику. Эффективность этой работы в любом случае обеспечивается лишь тогда, когда за качество отвечает не только служба качества, но н вес другие подразделения предприятия, каждый отдельный сотрудник. Главную ответственность за качество продукции несет руководство предприятия, которое устанавливает систему обеспечения качества, формулирует принципиальные цели предприятия в области качества.

    Специалисты немецкого общества по качеству (DGQ) представляют общий цикл обеспечения качества состоящим из двух контуров. «Внешний» контур: качество изделия - качество проектирования - качество производственных заданий - качество заготовок - качество изготовления - качество испытания - качество храпения на складе и при отгрузке - качество монтажа - качество технического обслуживания - качество изделия. «Внутренний» контур: уровень требований к изделию - реклама на рынке - разработка - конструирование - подготовка производства - закупка - склад материалов - изготовление - испытательная станция - склад товаров - отгрузка - перевозка - монтаж у потребителя - техническое обслуживание - уровень требований к изделию.

    Служба по качеству на крупном предприятии складывается из трех подразделений, решающих крупные блоки проблем, связанных с техникой обеспечения качества, контролем качества, содействием обеспечению качества.

    К технике обеспечения качества относятся: планирование качества и контроля (планирование качества до реализации, включая надежность, проектирование контроля, проектирование поверочных средств); управление качеством (управление качеством изделий, поставляемых субпоставщиками, и управление качеством собственного производства); информация о качестве (расходы на качество, обработка и анализ данных о качестве, документация). Блок контроля качества включает лаборатории для контроля надежности, испытаний материалов, типовых испытаний и проверки опытных образцов и для серийных испытаний. Под содействием обеспечения качества понимаются обучение и повышение квалификации, мотивация качественного труда, специальные задачи службы по качеству.

    На современном этапе считается, что службы качества должны отвечать требованиям, изложенным в стандартах ИСО 9000--9004

    Отличительной особенностью японских программ повышения качества н системной) управления качеством является их направленность на предотвращение дефектов, a нe обнаружение их путем контроля. Результатом этого является то, что отказы у японских автомобилей возникают в 10 раз реже, чем у американских. Японские автомобили прочно завоевали американский рынок (доля их доходит до 70%), то же самое можно сказать о японских станках (доля США в их экспорте из Японии около 40%), спорттоварах, радиоприемниках, мотоциклах. Но такие успехи в достижении высокого качества товаров не были для Японии результатом внезапного скачка. Путь к ним длился десятилетия, а сегодня весь мир изучает и пытается использовать японский опыт комплексного управления качеством Uw4 * Программы повышения качества, разрабатываемые в 80-е годы фирмами США, обычно учитывают японский опыт.

    Для Японии характерен контроль качества технологических процессов, что явно превалирует над контролем качества продукции. Велика роль ответственности за качество непосредственного исполнителя. Каждый на своем рабочем месте трудится по принципу: исполнитель следующей операции -- твой потребитель. «Нормальному человеку стыдно работать плохо»--характерная философия, усвоенная сотрудниками всех фирм. Конечно, такую философию может исповедовать человек с творческим отношением к своему труду, которое реализуется у него, как правило, через «кружки качества». И, конечно же, громадное значение придается компетентности специалистов всех рангов в вопросах управления качеством продукции.

    Для японской экономики последних десятилетий присущ, принцип поиска в управлении качеством новых методов, которые учитывали бы изменения экономических и общественных усилий и позволяли бы быстро реагировать на них. В современной экономической ситуации ключевыми моментами в обеспечении качества считается соответствие товара требованиям потребителя и экономичность системы. А система обеспечения качества, согласно японскому стандарту--это совокупность средств, позволяющих экономично создавать товары и предоставлять услуги, удовлетворяющие потребности покупателя.

    Новые методы обычно последовательно вводятся в уже действующую систему управления качеством, и практика показывает, какие из них наиболее эффективны. Путем совершенствования методов и средств добиваются как можно более полного удовлетворения требований потребителей при соблюдении условия повышения экономичности производственного процесса.

    Для стратегического планирования качества на японской фирме характерным является то, что ответственность за разработку долгосрочного плана управления качеством продукции несет руководство высшего звена, оно же контролирует сроки выполнения принятого курса и принимает при необходимости корректирующие меры. Эта работа осуществляется по циклу Деминга («планирование -- исполнение -- контроль -- корректирующее действие») и носит название «хосин канри» («развертывание политики»).

    В начале каждого финансового года фирмы проводят анализ проблем и разрабатывают свои долгосрочные планы и задачи на 3--5 лет вперед. Эти планы учитывают при разработке краткосрочного плана (на 6--12 месяцев). При подготовке краткосрочных планов сочетаются принципы «сверху вниз» и «снизу вверх». Проект плана готовит руководство высшего звена, затем обсуждает его с руководителями подразделений фирмы. В результате обсуждения готовятся проекты планов для каждого подразделения. Руководители подразделений обсуждают их с линейными руководителями вплоть до руководителей кружков качества.

    Такая процедура позволяет детализировать проекты планов, подготовить окончательный вариант плана фирмы, который утверждается руководством высшего звена. Таким образом, планирование качества распространяется на все подразделения фирмы и уровни управления (такой метод в Японии называют «перебрасывание мяча»). Важной особенностью такого способа планирования считается возможность для каждого работника фирмы включить в план действий «свою» задачу, которая, как правило, обязательно учитывается руководителем фирмы, что стимулирует творческие возможности сотрудников.

    Сложность современного производства приводит к тому, что на каждом отдельном предприятии фирмы должна создаваться своя система обеспечения качества, учитывающая его специфику, но в то же время она должна быть частью (звеном) фирменной системы обеспечения качества продукции, как совокупности таких гибко взаимодействующих систем.

    Японский подход к управлению качеством наглядно виден на примере организации обеспечения качества цветных телевизоров, а также других видов электронной бытовой техники.

    Эти отрасли называют в Японии зрелыми, для них характерно полное обновление моделей через каждые 4--5 лет. Здесь явно прослеживаются две категории причин: во-первых, дальнейшее приспособление к спросу потребителей и, во-вторых, удовлетворение требований радио- и телевизионных корпораций. Например, к запросам потребителя можно отнести увеличение размера экрана, разделение экрана и «управляющей части» телевизора, совмещение телевизоров с домашними компьютерами снижение влияния повышенной этажности жилых домов на качество изображения и др. Удовлетворение новых потребностей приводит к созданию новых интегральных схем, что, в свою очередь, должно согласовываться с разработкой новых моделей телевизоров. Что касается телевещательных корпораций, то их влияние на обновление моделей телевизоров связано с такими факторами, как возникновение стереотелевидения, двуязычного вещания, использование спутниковой трансляции, передач с субтитрами. Все это вызывает необходимость совершенствования конструкции и создания телевизионных приемников супервысокого качества изображения. Одновременно возникает проблема обеспечения надежности телевизионной аппаратуры.

    Решение этой проблемы начинается с проектирования телевизора, когда учитываются его функциональные возможности, себестоимость, срок службы, безопасность, климатические условия, техническое обслуживание, уровень потребителей. С другой стороны, принимаются во внимание состояние технологии производства, конъюнктура рынка.

    Большое значение придается не только разработке проекта, но и оценке технического уровня н качества изделия на допроизводственной стадии. С этой целью опытный образец проходит испытания на надежность в условиях, близких к эксплуатационным, и в среде повышенной активности.

    Большое значение в обеспечении надежности придается взаимодействию производителя готовых изделий и поставщиков электронных компонентов. Прежде всего надо отметить, что в Японии существует порядок одобрения фирмой-изготовителем практически всех изменений в производственном процессе фирмы-поставщика, так как считается, что они могут стать причиной выпуска дефектных изделий. Но надо отметить, что такая система не должна ограничивать самостоятельность деятельности поставщика, поэтому одобрению подлежат, в основном, те нововведения, которые по оценке фирмы-потребителя в наибольшей степени могут повлиять на качество конечной продукции. Наряду с этим принято правило об обмене информацией между фирмами-изготовителями электронных компонентов о доле дефектных изделий в партиях. На основании анализа таких данных разрабатываются межфирменные стандарты, которые устанавливают предельную долю дефектных изделий в партии. Партия компонентов, отвечающая требованиям таких стандартов, принимается, а та партия, в которой уровень дефектов превышает стандартный предел, подлежит доработке, чем обеспечивается надежная преграда появлению дефекта в готовом изделии.

    Еще одно мероприятие в обеспечении надежности изделий--система инспектирования фирмой-изготовителем готовой продукции технологического процесса производства электронных компонентов фирмы-поставщика. Для этой цели создаются группы специалистов (по видам электронных компонентов), которые направляются на заводы, где осуществляют систематический, несколько раз в год, надзор за всеми стадиями технологического процесса, принимают меры по устранению различного рода нарушений и неисправностей, а по результатам работы составляют контрольные карты, подтверждающие способность технологического процесса обеспечить стабильный уровень качества компонентов. Система инспектирования с признанием высокого качества продукции фирмы-поставщика повышает ее престиж, что, в свою очередь, заставляет се постоянно заботиться об обеспечении надежности изделий.

    Различные элементы регулярного менеджмента начали внедряться в деятельность отечественных компаний вначале 90-х годов. Однако до сих пор большинство из них только подходит к созданию современного управленческого учета, регулярного маркетинга и организации продаж, управления персоналом и т.д. Налаживание же в российских компаниях системы менеджмента по принципам TQM предполагает активную опору на многие элементы менеджмента, которые были обычны для западных компаний 80-х годов.

    Переломным моментом в развитии российского бизнеса и менеджмента стал кризис августа 1998 г. Подорвав спекулятивный сектор отечественной экономики и конкурентоспособности импорта, он создал психологические и экономические предпосылки для развития отечественных производителей. Это способствовало росту интереса к стратегическим вопросам бизнеса и к проблеме качества, а также к подходам и методам их решения, что выражается в самых разных формах:

    сосредоточение усилий широкого круга компаний и предприятий на налаживании производства продукции, конкурентоспособной по своим характеристикам;

    изучение с целью возможного использования западных компаний, которые поставляют на мировой рынок продукцию, превосходящую по своим параметрам отечественную;

    активизация деятельности по разработке и внедрению системы качества (СК), отвечающих требованиям стандартов ИСО серии 9000. В экономически развитых странах эти системы являются не только источником получения конкурентных преимуществ, но и обязательной инфраструктурной основы для эффективного взаимодействия компаний в условиях стремительного углубляющегося разделения труда;

    постепенное осознание российскими менеджерами необходимости освоения новой философии качества и на ее основе формирование в компаниях принципиально новой для отечественной практики организационной культуры.

    Для большинства российских производителей создание СК сейчас ассоциируется по стандартам ИСО серии 9000. Непосредственные нормативы к сертификации СК при этом могут быть разные. Например:

    требования потребителей при заключении контрактов (договоров);

    стремление повысить конкурентоспособность продукции;

    необходимость соответствовать условиям участия в тендерах, конкурсах и прочих подобных мероприятиях, которые могут закончиться контрактом и служат рекламой предприятию;

    условие получения государственного заказа, льготного кредитования или страхования;

    осознанное желание высшего руководства предприятия привести условия своего производства в соответствие с международными требованиями;

    стремление обеспечить сертификацию продукции, обязательным условиям которой является сертификация СК и др.

    Обобщая накопленный в России опыт решения проблемы качества, можно выделить несколько групп предприятий, которые тратят значительные деньги и усилия на внедрение СК и получение сертификатов их соответствия требованиям стандартов ИСО серии 9000. Их классификация, не претендуя на полноту и непротиворечивость, охватывает только те предприятия, которые реально пытаются что-то сделать в этой области, а не имитировать соответствующую активность.

    К первой группе относятся крупные предприятия традиционных отраслей, для которых характерен самый высокий процент заинтересованных в получении сертификата на СК по стандартам ИСО серии 9000 (основная причина - активная работа на экспорт).

    Ко второй группе относятся компании, которые принимают решения о внедрении СК «впрок» или для выхода на зарубежные рынки, но не имеют реального опыта работ там и поэтому не очень четко понимают, что такое принцип TQM и зачем нужен сертификат на СК по стандартам ИСО серии 9000.

    Третья группа компаний, которая существует в России, но их еще мало, - это компании, которые не только хотят, но и могут внедрять СК и обеспечивать ее эффективное функционирование. Эта группа компаний конечно же является наиболее перспективной. Их идеологию и передовой опыт системного подхода к решению проблем эффективного производства продукции, конкурентоспособной по качеству и цене, необходимо распространять и на другие предприятия России.

    Обобщая основные проблемы применения стандартов ИСО серии 9000 и принципов TQM в российских компаниях, следует отметить, что главные сложности обусловлены доминированием организационной культуры, сложившейся в советское время, и неразвитостью системы регулярного менеджмента, ориентированного на условия конкурентного рынка. Поэтому переход к менеджменту по стандартам ИСО серии 9000 и принципам TQM требует параллельного формирования основных функциональных стратегий и общей стратегии фирмы.

    К сожалению, у большинства российских компаний пока отсутствует внутренняя потребность в радикальной перестройке общего подхода к своей деятельности. Лишь некоторые компании, отнесены нами к третьей группе осознают необходимость своей реальной конкурентоспособности на мировом рынке и готовы упорно работать не ради формального получения сертификата на СК, а чтобы действительно стать конкурентоспособным предприятием не только на отечественном но и зарубежных рынках

    УДК: 658 ББК: 65

    Родина Е.Е.

    СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

    TRENDS OF QUALITY MANAGEMENT

    Ключевые слова: качество, менеджмент качества, контроль, системный подход, процессный подход, интеграция, устойчивое развитие, глобализация.

    Keywords: quality, quality management, control, systems approach, process approach, integration, sustainable development, globalization.

    Аннотация: в статье рассматриваются основные этапы эволюции системы менеджмента качества, на основе которой сформировались современные тенденции ее развития.

    Abstract: this paper discusses the history and evolution of quality management system, which is formed on the basis of current trends of development.

    Для понимания роли и места управления качеством в деятельности предприятия и организации важен анализ этапов эволюции научной мысли и практических работ по развитию менеджмента качества.

    Категория качества древняя, как сам человек. Наряду с другими философскими вопросами, с античных времен решался и вопрос о качестве, как о важнейшей стороне действительности. Считается, что она впервые была подвергнута анализу Аристотелем еще в III в. до н. э. Существует, например, философское определение качества, данное Гегелем (XIX в.): «Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качест-во»1. Современные философы дают аналогичные определения. Качество как категория отражает важную сторону объективной действительности объекта - определенность.

    Понятие качества многообразно и изменяется в зависимости от потребностей общения.

    В современной литературе выделяют следующие аспекты2:

    1. Национальный аспект.

    1 Окрепилов, В.В. Управление качеством: учебное

    пособие. 2-е изд. - М.: Экономика, 1998. - 234 с.

    2 Аристов, О. В. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 240 с.

    2. Политический аспект.

    3. Технический аспект.

    4. Социальный аспект.

    5. Экономический аспект.

    6. Моральный аспект.

    7. Экологический аспект.

    Все эти аспекты качества, так или иначе, нашли свое проявление в этапах его развития.

    Многие ученые выделяют следующие этапы эволюции управления качеством :

    Индивидуальная форма организа-ции работ по качеству;

    Цеховая форма организации работ по качеству;

    Индустриальный этап;

    Системная организация работ по качеству.

    Развитие управления качеством происходит на основе преемственности элементов предшествующего этапа, т.е. элементы предшествующего этапа трансформируются и сочетаются с элементами нового, на этой основе образуется новый подход к управлению качеством более современного уровня.

    1 этап - индивидуальный контроль качества. Особенностью данного этапа является индивидуальная ответственность каждого работника или их группы за изготавливаемую продукцию, они же осуществляют контроль и обеспечение качества своего труда.

    Необходимо отметить, что на этом можно выделить почти все элементы современного управления качеством: выявляются потребности, определяется какой должна быть продукция или услуга, как этого достичь, последовательность осуществляемых действий, периодичность осуществляемого контроля, а также внесение необходимых корректировок при выполнении работ для достижения необходимого результата.

    2 этап - цеховая форма организации работ по качеству.

    При смене ремесленного производства мануфактурной организацией труда стали появляться разделение функций и ответственности за качество. Владелец или руководитель определяли, что и как производить, определяли основные требования к производимой продукции. За мастером закрепляется функция надзора и контроля, он организует производство, устанавливает последовательность и содержание операций, работники выполняют его указания и отвечают только за качество выполненной ими операции.

    На принципы научного менеджмента, разработанные Ф.Тейлором, опирался цеховой контроль. Принципы Тейлора предусматривали жесткое административное и экономическое принуждение исполнителей и беспрекословное соблюдение норм качества. По мере роста масштабов производства контроль качества продукции перерастает в службу технического контроля, вводятся пооперационный контроль, а также контроль и испытания готовых изделий. В этот период формируется мнение, что контроль является одним из основных средств высокого качества продукции.

    3 этап - индустриальный. Рост масштабов производства, его специализация и концентрация повлияли на дальнейшее развитие работ по качеству. Начинает формироваться более тесное взаимодействие различных служб предприятия, его поставщиков. Но, к сожалению, наблюдается несогласованность между службами проектирования, производства и технического контроля, что снижало эффективность работ по качеству.

    Усиление конкуренции, начиная с середины 1960-х годов, привело к тому, что

    проблемы качества стали обсуждаться не только с рабочими, но и на уровне высшего менеджмента. К поиску способов улучшения качества начинают привлекаться ученые-аналитики.

    Таким образом, был осуществлён переход к очередному этапу, названному системным подходом к управлению качеством.

    На всех стадиях в той или иной мере сохранялась преемственность ранее используемых способов улучшения качества. Однако при этом не происходило и механического смешивания: сочетание элементов предшествующего этапа с элементами нового приводило к некоторой трансформации и тех, и других. В итоге формы организации работ по качеству поднимались на более высокий уровень, что на четвёртом этапе привело к формированию системы управления качеством.

    Усиление конкуренции на рынках сбыта заставило организации ориентироваться на потребителя и его требования к качеству продукции, т.е. внешние факторы управления качеством. В 1950-е гг. предприятия начинают применять концепцию непрерывного управления качеством.

    4 этап - системная организация работ по качеству. На этом этапе деятельность, направленная на улучшение качества была преобразована в одну из функций организации и управления производством, что позволило интегрировать эти работы со всеми другими направлениями производственнохозяйственной деятельности, координируя действие различных факторов, влияющих на качество. Произошло формирование систем качества как в России, так и за рубежом.

    Современную теорию и практику управления качеством сформировали такие ученые, как Азгальдов Г.Г., Бойцов В.В., Гастев А.К., Гличев А.В., Гнеденко Б.В., Горбашко Е.А., Э. Деминг, Дж. Джурана, К. Исикава, Львов Д.С., Ф. Кросби, Клименко К.И., Круглов М.И., Г. Тагути, А. Фейгенбаум, Дж. Ситтиг, Салимова Т.А., Седов В.И., Сиськов В.И., Субетто А.И., Панов В.П., Томашевич Д.Л., Шор Я.Б., У. Шухарт, Шухгальтер Л. Я, Дж. Ван Эт-тингер. и др.

    Рассмотрим вклад отечественных и зарубежных ученых в формирование кон-

    цепций менеджмента качества (таблица 1).

    Эволюция форм и методов организации работ по качеству взаимосвязана с изменением научных подходов к управлению им. Формирование ключевых научных подходов к управлению качеством обусловлено расширением степени охвата этапов жизненного цикла продукции (услуг). Введение этого понятия явилось одним из фундаментальных достижений в эволюции науки о качестве. Оно породило системный взгляд на все процессы от возникновения идеи о создании изделия и маркетинговых исследований до его выпуска, послепродажного обслуживания, эксплуатации и утилизации. Сущность этапов эволюционного развития научных подходов к управлению качеством представлена на рисунке1 .

    Контроль качества1. Охватывает действия, проводимые после изготовления продукции. Включает методы, позволяющие проконтролировать качество изготовленной продукции.

    Управление качеством. Охватывает действия, осуществляемые в ходе и после изготовления продукции. Включает методы, позволяющие управлять качеством в процессе изготовления продукции.

    Обеспечение качества. Охватывает действия, проводимые перед изготовлением, в ходе и после изготовления продукции. Включает меры, позволяющие гарантировать качество.

    Всеобщее управление качеством. Охватывает все стадии жизненного цикла изделия. Включает мероприятия, позволяющие постоянно улучшать все направления деятельности организации с целью удовлетворения и предвосхищения ожиданий потребителей.

    Интеграция концепций менеджмента качества и устойчивого развития2. Охватывает все стадии жизненного цикла. Объединяет существующие подходы в области менеджмента качества на основе концепции устойчивого развития, отражает необходи-

    1 Салимова, Т.А. Управление качеством: учебник. -М.: Омега-Л, 2009. - 414 с.

    2 Салимова, Т., Ольховикова, Н. Менеджмент качества: устойчивое развитие. - М. : Стандарты и качество. - № 4. - 2012. - С.76-80.

    мость реализации комплексного подхода к обеспечению безопасного и благополучного будущего человечества, достижению высокого качества жизни.

    По мере эволюции управление качеством требовало усиления интеграции деятельности различных служб и подразделений организации, включая все новые и новые элементы, появилось осознание того, что управление качеством - не просто отдельная функция в деятельности организации, а подход к управлению всей организации в целом, направленный на качество, и что свой вклад в обеспечение качества продукции и услуг вносит каждый сотрудник организации. Поэтому на четвертом этапе появляется и развивается концепция TQM -всеобщего управления качеством. Основная идея этой концепции заключается в установлении четких целей для организационного развития, а затем проектировании деятельности организации и мотивации сотрудников для достижения поставленных целей. Таким образом, к настоящему времени управление качеством становится основой управления организацией.

    По мнению Т.А. Салимовой, «Менеджмент качества в настоящее время - это не ограниченная рамками производственного процесса узкая специфическая деятельность, а управление всеми аспектами жизнедеятельности организации: производственно- технологическими, экономическими, экологическими, социальными. Процессы глобализации, активное развитие международной торговли, рост влияния различных категорий заинтересованных сторон на деятельность организации, гармонизация реализуемых подходов в области менеджмента качества на основе международных стандартов, - с одной стороны, предпосылка распространение его методологии на различные уровни управления (региональный, национальный, глобальный) - с другой, позволяют выделить определенные тенденции развития менеджмента качества. К важнейшим из них могут быть отнесены:

    3 Салимова, ТА. Управление качеством: учебник. -М.: Омега - Л, 2009. - 414 с.

    Российская школа Разработка методологических основ системного подхода к управлению качеством Внедрение на отечественных предприятиях систем управления качеством Формирование квалиметрии как области научных знаний Развитие экономико-статистических методов исследования качества продукции Разработка основ экономической теории качества Разработка вопросов выявления и использования резервов управления качеством Анализ затрат на управление качеством труда и продукции Активное участие в деятельности Европейской организации по качеству и Международной организации по стандартизации Саратовская система бездефектного изготовления продукции (БИП) Львовская система бездефектного труда (СБТ) Горьковская система «Качество, надежность, ресурс с первых изделий» (КAHAР-СПИ) Ярославская система научной организации работ по повышению моторесурса (НОРМ) Львовская комплексная система управления качеством продукции (КС УКП)

    Американская школа Основные положения управления качеством, объединяющие взгляды американских ученых: - определение качества как соответствие требованиям; - четкая ориентация на потребителя; - системный и процессный подходы к управлению качеством; - использование статистических методов. Концепция производственного контроля (У. Шу-харт) Использование статистических методов для управления затратами на качество (У. Шухарт) Программа менеджмента качества (Э. Деминг) Переход от контроля качества к управлению качеством (Дж. Джуран) Концепция AQI, концепция ежегодного улучшения качества (Дж. Джуран) ZD («Нуль дефектов») (Ф. Кросби) Концепция комплексного управления качеством ^р-манд В. Фейгенбаум); Модель Эттингера-Ситтига (Дж. Ван Эттингер, Дж. Сит-тиг) Концепция всеобщего управления качеством (TQM)

    Японская школа - Ориентация на постоянное совершенствование процессов и результатов труда во всех подразделениях; - акцент на контроль качества процес- Диаграмма Исикавы Диаграмма «причина - следствие», а также инструменты контроля качества: элемен-

    Школы управления качеством Приоритетные направления / основные положения Концепции, инструменты

    сов, а не качества продукции; - создание необходимых условий для предотвращения возможности появления дефектов; - тщательное исследование и анализ возникающих проблем по принципу восходящего потока, то есть от последующей операции к предыдущей; - полное закрепление ответственности за качество результатов труда за непосредственным исполнителем; - развитие творческого потенциала рабочих и служащих, культивирование морали: «Нормальному человеку стыдно плохо работать»; - ориентация прежде всего на качество, а не кратковременные прибыли. тарные, промежуточные и передовые статистические методы (К. Исикава) Кружки качества (К. Исика-ва) Концепция функции потери качества (Г. Тагути) Методы Тагути Концепция «Пока-Екэ», или «Защищенность от ошибок» (С. Синго)

    Немецкий опыт 1. Высокая квалификация рабочих и служащих, что во многом обеспечивается традиционными системой индивидуального ученичества, лицензированием уровня мастерства и высоким социальным престижем мастера. 2. Четкая регламентация требований к качеству продукции и системам качества как на государственном уровне (система стандартов ДИН КО 9000 и др.), так и на уровне фирмы; развитая система сертификации продукции и систем качества; стабильность действующих стандартов и регламентов (срок действия не менее 5 лет). 3. Широкое применение принципа делегирования ответственности, обеспечение его реализации продуманной системой мер, что позволяет привлечь к работам по обеспечению качества практически весь коллектив фирмы. 4. Постепенное и продуманное развитие систем менеджмента качества как последовательное внедрение различных программ в области качества. 5. Большое внимание к автоматизации производства и менеджмента качества, что минимизирует роль субъективных факторов в обеспечении качества.

    Французский опыт Несмотря на успехи отдельных фирм (это относится в основном к автомобильной промышленности, производству и эксплуатации средств связи и телекоммуникаций, а также к фирмам с иностранным капиталом), современные подходы к менеджменту качества не нашли широкого применения, хотя их необходимость осознана многими. Большую роль в распространении современных методов менеджмента качества играют во Франции государственные органы и общественные объединения (Французская ассоциация по стандартизации, Французская ассоциация кружков качества и др.). Большое внимание уделяется учету расходов на качество, что позволяет повысить эффективность работы фирм в области качества. Среди современных методов менеджмента качества во Франции распространены кружки качества, статистический контроль производственных процессов, сертификация продукции, стремление к бездефектной работе, учет показателей работы подразделений и фирмы в целом для управления их работой.

    Распространение на системы менеджмента не только отраслевой стандартизации, но и стандартизации требований к управленческим системам по важнейшим аспектам деятельности: качеству, экологии, охране труда и безопасности, социальной ответственности, управлению рисками и

    Дальнейшее развитие концепции TQM, моделей организационного совершенства, ориентация на достижение утой-чивого успеха организаии, в том числе на основе применения положений ИСО 9004:2009;

    Переход к интеграции концепций менеджмента качества и устойчивого развития.

    Глобализация современного мира вызвала необходимость разработки общепризнанных моделей управления качеством, которые нашли свое отражение в международных стандартах ИСО серии 9000. На рисунке 2 представлены основные этапы эволюции стандартов ИСО серии 9000.

    В России стандарты 9000, 9001 и 9004 были приняты в качестве национальных в 2001 г. и впоследствии дополнялись. В основу современной версии стандартов положен процессный подход. В стандартах содержатся требования, которые помогают раскрыть цели в области качества по уровням, функциям, процессам организации и требованиям к измеряемости целей и результатов процессов.

    Международное признание требований к управлению качеством позволяет сделать вывод, что одной из важнейших тенденций менеджмента качества, отражающей большинство современных взглядов и подходов, является применение основных положений концепции TQM.

    Резюмируя все вышеизложенные взгляды необходимо отметить, что1:

    Управление качеством - это не ограниченная организационными или предметными рамками узкая специфическая деятельность, а управление всем предприятием, всеми аспектами его жизнедеятельности в глобальном, существенном для его жизнеспособности смысле с четкой ориентацией на запросы потребителей;

    Первоосновой качества является персонал, работающий в организации; главная задача руководителя - активизировать его потенциальные способности с помощью эффективного стимулирования, поощряющего хорошую работу, и через систему обучения;

    Большего успеха добивается предприятие, построенное на принципах, предполагающих гармоничное взаимодополняющее сочетание индивидуальных способностей работников; уважение к каждой личности; компенсацию слабых сторон одних работников за счет сильных сторон других;

    Необходимым является наличие эффективной системы обмена информацией;

    В основе управления качеством лежит устранение не самих дефектов, а их глубинных причин; хотя это и более трудоемко, но дает кардинальные результаты;

    Необходимой является свобода в выборе средств и методов, создающая основу для командной работы.

    Для внедрения этих положений в практическую деятельность организации необходимо создание особой культурной среды и обязательной поддержки руководства.

    1 Салимова Т.А. Интеграция концепций контроллинга и всеобщего управления качеством в целях повышения эффективности управления предприятием / Салимова Т.А., Родина Е.Е. - М: Контроллинг.-№2 (26).- 2008.- С.30-37.

    Контроль

    качества

    Управление качеством

    Обеспечение

    качества

    Всеобщее

    управление

    качеством

    Интеграция концепций менеджмента качества и устойчивого развития

    Рисунок 1 - Этапы эволюционного развития научных подходов к управлению качеством

    МС ИСО 9000-1:1994

    МС ИСО 9001 МС ИСО 9002 МС ИСО 9003 МС ИСО 9004

    ГОСТ Р ИСО 9001-96 ГОСТ Р ИСО 9002-96 ГОСТ Р ИСО 9003-96

    Рисунок 2 -Эволюция стандартов ИСО серии 90001

    1 Вдовин, С.М. Система менеджмента качества организации / С.М. Вдовин, Т.А. Салимова, Л.И. Бирюкова.-М.: ИНФРА-М, 2012. - 299 с.

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

    1. Аристов, О.В. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов. - М: ИНФРА-М, 2006. - 240 с.

    2. Вдовин, С.М. Система менеджмента качества организации / С.М. Вдовин, Т.А. Салимова, Л.И. Бирюкова.-М.: ИНФРА-М, 2012. - 299 с.

    3. Горбашко, Е.А. Управление качеством: учебное пособие.- СПб.: Питер, 2008. - 384 с.

    4. Ершов, А.К. Управление качеством: учебное пособие.- М.: Университетская книга, Логос. - 2008. - 288 с.

    5. Кане, М.М. Системы, методы и инструменты менеджмента качества: Учебное пособие / Кане М.М., Иванов Б.В., Корешков В.Н., Схиртладзе А.Г. - СПб.: Питер.- 2008. - 560 с.

    6. Окрепилов, В.В. Управление качеством: учебное пособие. 2-е изд. - М.: Экономика, 1998. - 234 с.

    7. Розова, Н.К. Менеджмент качества: Учебное пособие. - М., 2005.

    8. Салимова, Т.А. Управление качеством: учебник. - М.: Омега-Л, 2009. - 414 с.

    9. Салимова, Т.А. История управления качеством: учебное пособие / Салимова Т.А., Ватолкина Н.Ш.- М.: КНОРУС, 2005. - 256 с.

    10. Салимова, Т. Менеджмент качества: устойчивое развитие / Салимова Т., Ольхови-кова Н. - М.: Стандарты и качество. - № 4. - 2012. - С.76-80.

    11. Салимова, Т.А. Интеграция концепций контроллинга и всеобщего управления качеством в целях повышения эффективности управления предприятием / Салимова Т.А., Родина Е.Е. - М: Контроллинг.- №2 (26).- 2008.- С.30-37.

    12. Эванс, Д. Управление качеством: учебное пособие / Джеймс Эванс. пер. с англ. под ред. Э.М. Короткова - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 671 с.

    Проблема качества актуальна для всех стран независимо от стадии развития их рыночной экономики. В настоящее время это обусловлено возрастающим влиянием на производство конкурентной борьбы. Сегодня изготовитель и его торговый посредник, стремящиеся поднять свою репутацию, победить в конкурентной борьбе, выйти на мировой рынок, заинтересованы в выполнении как обязательных, так и рекомендуемых требований стандарта.

    Качество - это первоочередная задача один в условиях рыночной экономики. Именно с помощью современных методов менеджмента качества передовые зарубежные фирмы добились лидирующих позиций на различных рынках. Между качеством и эффективностью производства существует прямая связь. Повышение качества способствует повышению эффективности производства, приводя к снижению затрат и повышению доли рынка. Отсюда вытекает и объективная связь менеджмента качества с практически всеми техническими и социально-экономическими показателями производства, а также его непрерывное развитие и повышение конкурентоспособности .

    Для понимания роли и места управления качеством в деятельности предприятия и организации важен анализ этапов эволюции научной мысли и практических работ по развитию менеджмента качества . Современная трактовка понятия качества дана в международном стандарте ИСО 9000:2015: «… качество это степень, с которой совокупность собственных характеристик выполняет требования». Данное определение имеет примечания, в том числе о возможности применения термина «качество» с такими прилагательными, как плохое, хорошее или отличное и о значении термина «собственный», как о существовании в чем-то, особенно если это касается постоянной характеристики .

    Характеристика качества это «собственная характеристика» продукции, вытекающая из требования. Характеристика может быть «собственной» или «присвоенной», последняя не является характеристикой качества этой продукции, а также может быть качественной или количественной.

    Удовлетворение потребностей в высококачественных продуктах питания – одна из основных социально-экономических проблем сегодняшнего дня.

    Анализ потребностей и их классификации показал возможность и необходимость удовлетворения всего разнообразия потребностей требуемым уровнем качества продукции .

    Многообразие продукции, предопределяющее различия и особенности в природе свойств, в практической деятельности по формированию качества, требует определения конкретного уровня качества конкретной продукции.

    В современной литературе выделяют следующие аспекты качества: 1. Национальный аспект. 2. Политический аспект. 3. Технический аспект. 4. Социальный аспект. 5. Экономический аспект. 6. Моральный аспект. 7. Экологический аспект.

    Все эти аспекты качества, так или иначе, нашли свое проявление в этапах его развития. Многие ученые выделяют следующие этапы эволюции управления качеством:

    • индивидуальная форма организации работ по качеству;
    • цеховая форма организации работ по качеству;
    • индустриальный этап;
    • системная организация работ по качеству.

    Развитие управления качеством происходит на основе преемственности элементов предшествующего этапа, т.е. элементы предшествующего этапа трансформируются и сочетаются с элементами нового, на этой основе образуется новый подход к управлению качеством более современного уровня .

    1 этап – индивидуальный контроль качества. Особенностью данного этапа является индивидуальная ответственность каждого работника или их группы за изготавливаемую продукцию, они же осуществляют контроль и обеспечение качества своего труда.

    2 этап - цеховая форма организации работ по качеству. При смене ремесленного производства мануфактурной организацией труда стали появляться разделение функций и ответственности за качество. Владелец или руководитель определяли, что и как производить, определяли основные требования к производимой продукции. За мастером закрепляется функция надзора и контроля, он организует производство, устанавливает последовательность и содержание операций, работники выполняют его указания и отвечают только за качество выполненной ими операции. На принципы научного менеджмента, разработанные Ф.Тейлором, опирался цеховой контроль. Принципы Тейлора предусматривали жесткое административное и экономическое принуждение исполнителей и беспрекословное соблюдение норм качества.

    3 этап – индустриальный. Рост масштабов производства, его специализация и концентрация повлияли на дальнейшее развитие работ по качеству. Начинает формироваться более тесное взаимодействие различных служб предприятия, его поставщиков. Но, к сожалению, наблюдается несогласованность между службами проектирования, производства и технического контроля, что снижало эффективность работ по качеству. Усиление конкуренции, начиная с середины 1960-х годов, привело к тому, что проблемы качества стали обсуждаться не только с рабочими, но и на уровне высшего менеджмента. К поиску способов улучшения качества начинают привлекаться ученые-аналитики. Таким образом, был осуществлён переход к очередному этапу, названному системным подходом к управлению качеством. На всех стадиях в той или иной мере сохранялась преемственность ранее используемых способов улучшения качества.

    4 этап - системная организация работ по качеству. На этом этапе деятельность, направленная на улучшение качества была преобразована в одну из функций организации и управления производством, что позволило интегрировать эти работы со всеми другими направлениями производственно- хозяйственной деятельности, координируя действие различных факторов, влияющих на качество. Произошло формирование систем качества как в России, так и за рубежом .

    По мере эволюции управление качеством требовало усиления интеграции деятельности различных служб и подразделений организации, включая все новые и новые элементы, появилось осознание того, что управление качеством – не просто отдельная функция в деятельности организации, а подход к управлению всей организации в целом, направленный на качество, и что свой вклад в обеспечение качества продукции и услуг вносит каждый сотрудник организации. Поэтому на четвертом этапе появляется и развивается концепция TQM – всеобщего управления качеством. Основная идея этой концепции заключается в установлении четких целей для организационного развития, а затем проектировании деятельности организации и мотивации сотрудников для достижения поставленных целей. Все современные системы менеджмента качества базируются на принципах TQM. Процессы глобализации, активное развитие международной торговли, рост влияния различных категорий заинтересованных сторон на деятельность организации, гармонизация реализуемых подходов в области менеджмента качества на основе международных стандартов, - с одной стороны, предпосылка распространение его методологии на различные уровни управления (региональный, национальный, глобальный) - с другой, позволяют выделить определенные тенденции развития менеджмента качества.

    Литература:

    1. Сайт Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета // [Интернет ресурс]. URL: http://dalrybvtuz.ru/ (дата обращения: 24.02.15)..

    2. Холоша О.А. Регламентация требований к качеству и безопасности рыбных продуктов // Материалы 3-й Междунар. науч. конф. «Рыбохозяйственные исследования Мирового океана». – Владивосток: Дальрыбвтуз. – 2005.

    3. МС ИСО 9000:2011 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. – М.: ВНИИС, 2000.

    4. Достижение качества через преобразование. Подход к улучшению управленческой деятельности. – Информационный бюллетень Ассоциации Деминга / Под ред. Ю.Т. Рубаника. – М.: МГИЭТ(ТУ), 1995.

    5. Дворук Т.Ю. Удовлетворенность потребителей в стандартах ИСО серии 9000 версии 2008 года // Сертификация. – 2009. - № 4. – С. 11-13.

    6. Генити Тагути. Способы управления качеством. По материалам издания «The Quality Gurus», подготовлено Тони Бенделлом, пер. М. Розно, 2009. - № 2.