Меню

Модерн — стиль в живописи и архитектуре и его отличительные черты. Определение стиля модерн

Швеллеры и двутавры

Вообще модерн - стиль, он имеет определённые признаки (почитайте Д.В.Сарабьянов "Стиль модерн")
«Модерн» (от французского moderne, новейший, современный) в литературе справочного характера определяется как «стилевое направление в европейском и американском искусстве конца 19 - начале 20 веков» .

____________________________________________________
Как отмечает В. Серебровский, - появление этого стиля объясняют разными причинами: и «волевым усилием» нескольких художников, и объективными причинами - усталостью уходящего 19 века, и общим декадансом европейской культуры («Закат Европы»), и связанной с этим утратой «большого стиля». Однако сами представители этого направления и примыкавшие к ним критики называли свой стиль арнуво во Франции, югенд штиль - в Германии, т.е. - молодым искусством.
Стилистические особенности стиля «модерн».
связан с уто¬пическими представлениями о судьбе человечества и о воз¬можности эстетическими средствами эту судьбу исправить, даже сформировать.
уникаль¬ное и массовое не совпадали, но массовое тяготело к уникаль¬но-индивидуальному, в результате чего индивидуальное сразу Же становилось достоянием всеобщего.
в своем обществен¬ном функционировании в целом он не выявляет каких-то оп¬ределенных классовых интересов.
волнистые линии и формы по образцу органических растений (водные растения, магнолия, лилия), а так же лебедь, аист, пламя, развевающиеся волосы и т.п., без теней как книжная графика: обои и ткани, пластические материалы
формы предыдущих стилей (готика) сводятся к первичным «нетронутым» линиям.
мебель (кресла, стулья, диван) подгоняются под формы человека
подчинение внешнего облика к внутреннему.
усиление гротеск¬ного начала.
избегает геометрически четких форм, прямых линий и углов, строго вертикализма поверхностей. Неуловимая кривизна помогает вдохнуть "жизнь" в объемы, поверхности и детали сооружений, лишая их сухости, определяя своеобразную рисованность силуэта.
здания модерна лишены статики и застылости, их композиция и форма подвижны.
предпочитает четкие, лаконичные формы, крупные пятна, ясные линии.
линия является живой, пульсирующей, развивающейся силой, оживляющей неживое и передающей энергию декорируемой поверхности. Линии арнуво (модерн) часто напоминают танцующие, волнистые арабески, проникнутые органической энергией и жизненной силой растений.
Основные принципы стиля «модерн».
1.Стилизация - принцип формообразования в модерне.
Стилевая целостность модерна достигается с помощью "внутреннего" структурного единства - органической целостности и неразъединимости полезного и прекрасного при их неслиянности, иными словами диалектичностью действия механизма, преобразующего полезное в прекрасное, превращающего форму, практически полезную, одновременно и в художественно выразительную.
Отсутствие в модерне визуального единообразия компенсируется единообразной трактовкой разнородных форм: разнородных по своему значению, разнородных в смысле их прототипа. Единообразие трактовки разнородных форм и есть прием, который можно определять как стилизацию (в отличие от стилизаторства эклектики).
Рисунок орнаментального узора или архитектурной формы всегда легко обозрим. Любовь к эллиптическим, трапециевидным формам, к круглящимся, мягко изгибающимся или напряженным, "натянутым" линиям обнаруживает новое понимание конструктивности и устойчивости как чего-то динамичного и гибкого, сопротивляющегося напору противостоящих сил.
2.Фактура материала в модерне.
Из органического единства полезного и прекрасного в модерне с неизбежностью следует художественная трактовка не только конструктивно-утилитарных форм, но и отделочных материалов. их фактура и цвет превращаются в одно из важнейших, самостоятельных средств архитектурной выразительности. Использование цвета декоративно, но декоративность выступает здесь как явление второго порядка: изначальное значение цвета сугубо практическое - выявить, акцентировать архитектурную форму - стилеобразующую основу композиции. Двойственность системы, подчеркнутая цветом, выступает очень определенно. Здание как будто расслаивается; одежда, надетая на остов здания (колоннада, портики, фронтоны, наличники окон, цоколи и карнизы), демонстрирует свое гармонизующее назначение. Модерн обнаруживает интерес к фактуре материала, открывая заново выразительные возможности традиционных материалов, широко и смело вводя в обиход новые. Он использует контрасты фактурных сопоставлений различно обработанных поверхностей одного и того же материала (разные виды фактурной штукатурки, различная обработка естественного камня) и сопоставление фактуры различных материалов (естественный камень, глазурованный кирпич и штукатурка, естественный камень и штукатурка, естественный камень и облицовочный или глазурованный кирпич). В гамму фактурных сопоставлений входят стекло, майолика, изразцы, витражи. Модерн, обращающийся с материалом свободно, даже вольно, всегда сохраняет естественную поверхность материала. Фактура его обыграна, выявлена выразительность.
3.Объем и пространственно-планировочная структура сооружений модерна.
Соотношение "внешнего" и "внутреннего" объемов в архитектуре нового и новейшего времени противоположно друг другу в модерне наружный объем является производной от внутренней структуры. Диалогичность как тип организации архитектурной системы ХХ века, ведущий свое происхождение от модерна обнаруживается в соответствии "внешнего", художественного, объема "внутреннему", утилитарному; органическая целостность характера системообразующих связей дает о себе знать в диалектическом единстве обоих элементов. Принципу построения зданий "изнутри-наружу" соответствует раскрытость композиций и многообразие формы объемов, наконец, огромное внимание уделяемое интерьеру, поскольку именно интерьер, структура "внутреннего" объема образует ядро, предопределяющее наружный облик здания. Пространственная концепция интерьера любой эпохи основывается на том же отношении "человек-объект", что и композиция фасада. В планировке зданий нового времени господствуют осевые построения, аналогичные осевым композициям фасадов и ансамблей. На ось как бы нанизываются отдельные помещения. Характер приемов варьируется в зависимости от стиля, не меняя, однако, сути дела: изначально определяет планировку заданная геометрическая схема. Так появляются центрически-осевые планы вилл и палаццо Ренессанса, анфилады дворцов барокко, взаимно перпендикулярные (короткая продольная и узкая поперечная) анфилады дворцов классицизма, оси коридора и анфилады парадных зал в ампире, ось коридора и параллельные ей анфилады жилых и деловых комнат в особняках и доходных домах эклектики. Этот принцип объемно-пространственного построения легче всего прослеживается на примере особняков, стоявших, как правило, свободно на территории участка, не включенных в сплошной фасад уличной застройки. Жилой дом, точнее особняк или загородный дом, дача - основная тема и самое полное воплощение идей раннего модерна. Возвышенность, устремленность в надзвездные выси, с одной стороны, высокий уровень бытового комфорта, функциональность, с другой, - качества слитые в модерне воедино. Больше того, утилитарность, функциональные достоинства поставлены на службу создания поэтического настроения. Одухотворенность, поэтичность входят непременной частью в понятие комфорта, комфорта духовного, отождествляемого как с чувством покоя и удовлетворенности и удобствами и уютом, так и с удовлетворенностью обстановкой, в которой сознаешь себя приобщенным к высшим духовным ценностям и красоте. В модерне происходит чудо преобразования - поэтизация обыденного. Планировка особняков максимально рационализуется, приобретает компактность, из нее изгоняется не только все ненужное, но и излишнее. Итак, композиционный, пространственный, часто даже геометрический центр особняка - холл с парадной лестницей. К нему тяготеют, в него выходят все основные помещения. Любимая модерном текучесть, подвижность пространств образуется за счет разнообразия пространственных связей между отдельными помещениями, открытыми в холл, постоянной изменчивости картин, видимы по мере движения по открытой теперь лестнице. Но в непрерывной смене картин есть неподвижная ось, доминанта, относительно которой фиксируется эта изменчивость,- все та же лестница, холл. Центричность построения, сложное единство статичной точки отсчета и динамичности, изменяемости окружающих ее пространств в особняках чувствуется буквально физически. Модерну принадлежит заслуга создания свободного плана. Осознание специфики каркасных конструкций сделало необязательным устройство разделительных стен.

Модерн, главным содержанием которого было стремление художников противопоставить своё творчество Историзму и эклектизму второй половины XIX столетия — отсюда название. Поэтому термин «мо¬дерн» следует отличать от общего слова «современный» ИЛИ «современное искусство», а также термина «модернизм». Хронологи-ческие рамки искусства Модерн очень узки, всего каких-нибудь тридцать лет: приблизительно 1886-1914 гг.
_____________________________________________________________________
А моредерн к модернизму совешенно не относится, модернизм - (фр. Modernisme, от moderne - современный, новейший) - термин суммарный, обозначающий множество не похожих друг на друга, разнородных и противоречивых художественных направлений в мировом искусстве XX века. Этимологически этот термин происходит от слова modern - новый. Он имеет тот же корень, что и слово «мода», и нередко употребляется в значении «новое искусство», «современное искусство».
Модернизм - это не вообще и не любое «новое искусство», а новое искусство, имеющее определенное конкретно-историческое содержание. Эго искусство, которое возникло в последней четверти XIX века, искусство, противопоставившее себя «традиционному» критическому реализму и выразившее кризис развития европейской художественной культуры. Искусство XX века это искусство кризисное в изначальном, словарном смысле этого слова, выражающем наивысшую напряженность перелома. В его жизнедеятельности проявляются закономерности и умирания старого и развития нового. Это старое и новое не располагаются в элементарной последовательности, а действуют во взаимном пересечении, охватывающем глобальное пространство и обширное историческое время. Искусство XX столетия формирует себя в диалоге или в противоборстве с массовой культурой, возникающей в середине XIX века.

_______________________
И ещё художников, которые вы перечисли как раз известны в модернизме, а ни в модерне. Художниками модерна -можно считать:
Герда Вегенер — Дания;
Станислав Выспяньский — Польша;
Морис Дени, Эдмон-Франсуа Аман-Жан — Франция;
Густав Климт — Австрия;
Жорж Леммен (Georges Lemmen), Фернан Кнопф — Бельгия;
Альфонс Муха — Чехия;
Наби, Люсьен Леви-Дюрмэ (Lucien Levy-Dhurmer) — Франция;
Джованни Сегантини — Италия;
Ян Тороп — Голландия;
Жорж де Фёр (Йозеф ван Слейтерс) — Нидерланды;
Фердинанд Ходлер — Швейцария;
М. А. Врубель;
А. Н. Бенуа;
В. М. Васнецов;
Р. К. Калмаков;
С. В. Малютин;
М. В. Нестеров;
В. Д. Поленов;
Л. С. Бакст, К. А. Сомов, Мир искусства — Россия.
Но никак ни Клода Моне, Сезана, Поль Гогена, Пикассо, Матисса или Поллока - она как раз и прославились в модернизме. Сезан - постимпрессионизм и Моне - основатель импрессионизма.

Пятница, 30 Ноября 2007 г. 12:57 + в цитатник

МОДЕРН (от фр. moderne, - новый, современный) - наименование стиля, который получил широкое распространение в искусстве конца XIX начала XX веков, главным содержанием которого было стремление художников противопоставить свое творчество историзму и эклектизму искусства второй половины XIX столетия - отсюда и название.

Поэтому термин "модерн" следует отличать от общего смысла слова "современный" или "современное искусство", а также термина "модернизм" обозначающего все наиболее авангардистские, экспериментальные и формалистические течения в искусстве XX в.

Хронологические рамки искусства Модерна очень узки, всего каких-нибудь тридцать лет приблизительно 1886-1914 гг. Однако Модерн - это не один какой-либо стиль, множество различных стилей и течений составляющих период, может быть, не менее важный, чем эпоха Возрождения XVI в. Рубеж XIX-XX вв. имел "значение этап завершающего грандиозный цикл развития европейской культуры, начавшийся еще в античности.

Модерн - это сказочность, миф, мир иллюзий, быть может, чем-то похожий на эпоху Готики. Ведь Неоготика была одним из важных стилевых течений искусства Модерна. Идеалы Модерна не смогли реализоваться в сложную переходную эпоху конца XIX - начала XX вв. Они только отразились по-разному в его многообразных течениях. Эти течения были не только разными, но, подчас, взаимоисключающими, противоречивыми и, тем не менее, переплетающимися между собой: орнаментальное и конструктивное, "флореальное" и геометрическое, новаторское и ретроспективное, неоклассическое и неоготическое, индустриальное и кустарное...

Среди основных течений искусства Модерна обычно выделяют:
- флореальное, или "Ар Нуво";
- неоромантическое (национально-романтическое);
- рациональное, или геометрическое;
- "неопластицизм", или "органическую архитектуру";
- неоклассицизм.

Все течения искусства модерна объединяло общее, так называемое, мировоззрение «fin de siecle» – «конец века», отличавшееся, с одной стороны и растерянностью, духовной усталостью, кризисом идеалов, скептицизмом и самоиронией, а с другой – настоящими поисками нового большого стиля во всех сферах творческой жизни, стиранием границ между элитарным и массовым искусством.

Это приводило к двояким последствиям. Распространению мещанских вкусов, неимоверной пошлости, проникающей даже в творчество выдающихся художников, и утонченного символизма, мистики, изысканности изобразительных средств, ставших доступными потребителям искусства. Все это удивительным образом соединилось в Модерне и в целом выражалось в стремлении ко всему необычному, странному, фантастическому, иногда болезненному и отталкивающему.

Новое течение в искусстве, очень быстро завоевавшее практически весь мир, началось в 80-е годы XIX века одновременно в Англии, Германии, России, Австрии, Италии, Франции, Бельгии, Испании, Финляндии, Чехии, США.

В разных странах движение получило разные названия:
в России - «стиль модерн»,
в Германии, Швеции, Финляндии - «югендстиль»,
в Австрии - «сецессион»,
во Франции, Бельгии, Голландии, Англии, США - «ар нуво»,
в Италии - «либерти».

Несомненно, то, что предпринятая на рубеже веков попытка обобщения эстетического опыта человечества, синтеза художественных традиций Запада и Востока, античности и средневековья, классицизма и романтизма сопровождалась и, в известной мере, была порождена явлениями упадка, кризиса сложившейся к этому времени системы научных, эстетических и этических ценностей». В этих словах отражен созидательный пафос того времени.

Многим, вероятно, тогда казалось, что на их глазах создается совершенно новое искусство. «Мы гребень вставшей волны», - писал В. Брюсов. В период модерна происходило стремительное переосмысление старых и открытие новых художественных форм и приемов, сближение и слияние различных видов и жанров искусства. Художники модерна дерзко ломали привычные нормы и границы. Немецкое «Jahrhundertwende» - «поворот столетий», как подмечено А. Русаковой, лучше определяет содержание этого периода, чем традиционное французское выражение «fin de siecle» - «конец века».

Главным содержанием периода модерна стало стремление к синтезу различных источников, методов, стилей, форм и приемов. Поэтому Г. Стернин сделал логичное заключение, что «модерн как научный термин уместнее ставить в ряд не с чисто стилевыми категориями, а с таким историко-культурным понятием, как бидермейер... можно сказать, что бидермейер и модерн - это начало и конец целой исторической фазы романтизма».

Действительно, так же, как и в начале XX столетия, на рубеже веков преобладал идеализм, вера в то, что искусство может изменить жизнь. Однако художники модерна стали использовать в своем творчестве разные формы: греческой архаики, крито-микенского искусства, античной классики, экзотического искусства Китая и Японии, Готики и Ренессанса, искусство этрусков и французского Рококо...

В сравнении с предыдущим периодом эклектики чаще применялся принцип формовычитания, а не формосложения, обеспечивающий целостность внешних и внутренних, декоративных и конструктивных элементов композиции.

Стремление к такой целостности и есть главное качество искусства модерна. В то же самое время многообразие художественных форм и различных композиционных приемов, сложность переходной эпохи, ее кратковременность не позволили принципу целостности реализоваться достаточно полно во всех произведениях. Поэтому в период модерна существовали разные стилистические течения. Во Франции: «флореальное», или Ар Нуво («Новое искусство»), в Австрии и Шотландии - геометрическое, в Германии близкое французскому Ар Нуво искусство именовали югендстилем, в Италии - либерти, в Польше - «сецессией». В России утвердился термин «модерн» (в западноевропейском искусствознании он не используется, обычно применяют название «Ар Нуво», а слово «модерн» означает просто современный, актуальный, передовой). Тем не менее, все эти термины - не синонимы, они имеют разный смысл.

Картина развития искусства в это время усложняется тем, что в период модерна существовали произведения не только в «стиле модерна». Продолжали создаваться композиции в духе Историзма и эклектики, стилизаций в русле национально-романтического движения. Так, с 1895 г. в Лондоне по проекту архитектора Джона Бентли (1839-1902) возводился грандиозный католический Вестминстерский собор. Он строился в «византийском стиле», по образцу церквей в Константинополе и Равенне, украшался цветными мраморами и мозаиками. Столь необычное сооружение относят к течению «византийского возрождения» конца XIX - начала XX вв. Однако особенности трактовки форм, нюансы силуэта и внутренний декор демонстрируют новые - «модерные» черты, отсутствовавшие в стилизациях середины XIX в. Культ изогнутой линии, натуралистичность мозаичных изображений, стремление к синтезу разнохарактерных элементов отличают также архитектуру «романского возрождения» конца XIX в. в Западной Европе и США. Об утопичности возрождения старых форм в период модерна напоминает незавершенность Вестминстерского собора. В интерьере мозаики покрывают только нижнюю часть стен, своды остались необлицованными и зияют неприятной чернотой. Постройка оказалась слишком дорогой, а создатель храма Дж. Бентли скончался от сердечного приступа, не увидев окончания работ.

В начале XX в. в архитектуре возрождалось неоклассическое течение, и зарождался конструктивизм. Эти течения взаимодействовали между собой. Поэтому, к примеру, Неорококо, Неоготика, Неоклассицизм, «мавританский стиль», неорусский стиль или конструктивизм периода модерна отличны от стилей под тождественными названиями других исторических периодов. В связи с этим возникает проблема отделения понятий периода модерна от «стиля модерна»: второе понятие уже первого. Под «стилем модерна» понимают одно из наиболее ярких художественных явлений рубежа веков - флореальное течение, зародившееся в Бельгии и Франции и потому более известное в Европе под французским названием. Характерный признак произведений, выполненных в этом стиле, - волнообразно изогнутая линия. Отсюда название: орнаментально-декоративное течение. Последнее, однако, менее удачно, поскольку при явной, демонстративной декоративности произведения в стиле Ар Нуво не представляют собой внешнее украшательство, что типично для произведений предыдущего периода эклектики.

Эстетика изогнутой линии, родившаяся в живописи французских постимпрессионистов, а затем усиленная восточными влияниями, приобрела в период модерна конструктивный характер. Истоки этой метаморфозы следует искать в английском искусстве. Развивая идеи, заложенные Дж. Раскиным и У. Моррисом в движении «Искусства и ремесла», английские художники А. Макмардо, С. Имейдж, У. Крэйн, архитекторы Ф. Уэбб и Н. Шоу в 1882 г. создали студию «Гильдия века». В работах художников студии прослеживается увлеченность искусством Востока и эстетикой изогнутых линий, но также стремление к рациональности и конструктивности.

В 1892 г. бельгийский живописец Анри Ван де Велде (1863-1957), увлекавшийся живописью Ж. Сера, отрекся от «фигуративного искусства» и обратился сначала к абстрактному творчеству, а затем к орнаментике волнообразно изогнутых линий. В 1893 г. бельгийский архитектор Виктор Орта (1861-1947) создал знаменитый интерьер особняка Тассель, в котором причудливо изогнутые линии декора зрительно сливаются с элементами строительной конструкции: конструкция плавно переходит в форму, а форма - в декор на плоскости или изогнутых поверхностях. «Новый стиль» развивался столь интенсивно, что уже в следующей постройке В. Орта - «Народном доме» в Брюсселе (1896-1898) - заметнее становятся элементы конструктивизма. Свое кредо архитектор определил следующим образом: «Я хочу уже в фасаде выразить план и конструкцию здания так, как это делалось в готике, и, подобно готике, выявить материал, а природу - отобразить в стилизованном декоре». Эти слова можно считать программой художественного синтеза - основной идеи искусства «стиля модерн». Эта идея пронизывала собой все виды искусства. Поэтому даже отвлеченная декоративная композиция с изображением петлеобразно изогнутого стебля цикламена на шпалере X. Обриста (1895) - линии, названной критиками «ударом бича», - кажется полной напряжения, скрытой конструктивной основы.

В постройках Ф. Журдэна (магазин «Самаритэн» в Париже, 1905) и особенно в произведениях Э. Ж. Гимара характерно «органогенное» начало, превращающее металлические конструкции в причудливые заросли фантастических цветов. Биоподобные, флореальные формы причудливых оград парижского метро, созданные по проекту Гимара, до такой степени отвечали вкусам нового стиля, что искусство Ар Нуво в Париже одно время называли «стилем метро», или «стилем Гимара». Вершин фантасмагории эта тенденция достигла в творчестве испанца А. Гауди. Интересно также сравнить «стиль Гимара» с флореальными мотивами неорусского стиля этого периода.

Художественный стиль Ар Нуво эволюционировал. На первой стадии развития, согласно лозунгу, выдвинутому А. Ван де Велде: «Назад к природе», художники стремились освободиться от излишеств декора, свойственных эклектизму «викторианского стиля», Второго Ампира, Необарокко и «неоренессанса» середины XIX в. На второй стадии архитекторы модерна переходили к целостному проектированию здания «изнутри наружу» (ранее господствовал противоположный метод отдельного оформления фасада по принципу «слоеного пирога»). При этом возрождалась старая традиция, когда архитектор рисовал все «до последнего гвоздя»: от общего эскиза сооружения до рисунков дверных ручек, оконных переплетов, светильников и каминов. Причем в качестве основного мотива мог быть выбран любой завиток или иной небольшой формальный элемент. Так, например, узор вентиляционной решетки мог стать доминантным мотивом, как эхо, повторяющимся в других формах и в композиции целого. Это придавало некоторую мистичность, загадочность и уберегало «стиль модерн» от излишней рациональности.

В 1890-1900-х гг. интернациональными стали мотивы морской волны, вьющихся растений, цветов ирисов, лилий, цикламенов, а также рифмующихся с растительными формами лебединых шей, томных и бледных женских лиц - дев с длинными волнистыми волосами, извивами рук и струящимися складками одежд. Поэты-символисты не заставили себя ждать, воспевая «бледный идеал» и сравнивая молодое искусство с крито-микенским, этрусским, «пламенеющей готикой» средневековья и французским Рококо. Как и в эпоху Рококо, в моду входили бледные тона: серо-голубой, оливково-зеленый, «соломенный», палевый, бледно-розовый...

В 1900-1910-х гг., прежде всего в школе венского модерна - последователей архитектора О. Вагнера, использовались иные формы: прямые линии и углы, мотив «шахматной сетки». За пристрастие к этим формам австрийского архитектора И. Хоффманна (1870-1956) прозвали «дощатым», или «квадратным Хоффманном». В 1900 г. в Вене, а затем в 1902-1903 гг. в Москве с большим успехом прошла выставка шотландского художника Ч. Макинтоша. Под воздействием прямых линий мебели Макинтоша «флоралист» В. Орта заявил: «Я отошел от цветов и листьев и занялся стеблями и палками».

Выдающимся архитектором русского, московского модерна был Федор Осипович Шехтель (1859-1926). Художник-эрудит, поэт и романтик, Шехтель использовал приемы стилизации. Его первый архитектурный шедевр - особняк 3. Морозовой в Москве (1893-1896). «Готический зал» особняка поражает ощущением подлинности средневековья. Панно в «готическом зале» созданы по рисункам М. А. Врубеля. Другие интерьеры оформлены в стилях Ампира и «четвертого рококо». Следующее произведение Ф. Шехтеля - особняк С. Рябушинского в Москве (1900-1902) -демонстрирует новую пластику, подобную французскому Ар Нуво. «Застывшая волна» лестницы особняка С. Рябушинского напоминает скульптуру, ее форма вызывает в воображении фантастическое чудовище, она изобразительна и абстрактна в одно и то же время. Невозможно сказать, где кончается конструкция и начинается декор, где плоскость стены переходит в рельеф, а рельеф - в скульптуру, витраж - в оконный переплет, а светильник - в перила лестницы. Орнаментально трактованная конструкция плавно перетекает в конструктивно трактованный орнамент; плоскость - в объем, а объем - в пространство. Это классика модерна. Последующие работы Ф. Шехтеля в Москве демонстрируют влияние венской школы О. Вагнера. Таков стиль Московского Художественного театра - разработанный Шехтелем проект здания, его интерьеров, рисунок занавеса, включая «чеховскую чайку», светильники, геометрический орнамент, напоминающий античный меандр. Свой особняк Ф. Шехтель построил в неоклассическом стиле.

Стилистический диапазон искусства модерна широк. Во многих петербургских зданиях «классического модерна» стиль не проявляется в «чистом виде». Например, в здании Витебского вокзала классическая колоннада дорического ордера сочетается с растительным орнаментом в стиле Ар Нуво и открытыми железными конструкциями. То же смешение элементов разных стилей можно видеть в зданиях Торгового дома братьев Елисеевых в Москве и Петербурге. Однако подобные соединения разнородных элементов не создают эклектического впечатления. Напротив, вызывают ощущение целостности, поскольку пронизаны динамичным единым формообразующим началом.

Характерна асимметрия фасадов зданий модерна. В отличие от внешней, формальной схемы Классицизма такая асимметрия проистекает от органичного движения объемов «изнутри наружу».

Происходившее в период модерна интенсивное расширение аудитории - заказчиков, потребителей искусства привело к двояким последствиям. С одной стороны - к проникновению утонченной эстетики, идей символизма и изысканной поэзии в дотоле оторванные от высокого искусства сферы материального производства: изделия декоративного и прикладного искусства, ювелирные украшения, жилой интерьер, моделирование одежды. С другой стороны, мещанские вкусы, коммерческий интерес, пошлость обыденной жизни и проза развивавшегося капитализма стали оказывать сильное давление на художников, которые откликнулись огромным количеством произведений, сделанных в угоду примитивному вкусу. В частности, для живописи модерна характерен эклектичный прием соединения фантастических и натуралистичных элементов.

«Прекрасная эпоха» (франц. Belle Epoque) оказывается при ближайшем рассмотрении не такой уж прекрасной. Боясь потонуть в пошлости обыденной, художники выдвинули утопическую идею панэстетизма, заключающуюся в том, что этику можно преодолеть эстетикой и с помощью высокого искусства оказаться «по ту сторону добра и зла». Мечта о тотальной эстетизации, растворении жизни в искусстве овладевала умами писателей и художников. Эти идеи, в частности, нашли отражение в статье В. Розанова «Эстетическое понимание истории» (1892).

Исследователи искусства Модерна отмечают параллели в символистской поэзии и причудливых образах изобразительного искусства. К примеру, фантастические цветы в стекле Э. Галле и ювелирных изделиях Р. Лалика кажутся иллюстрациями к «Озарениям» («Illuminations») А. Рембо: О, потаенные самоцветы - раскрывшиеся цветы! ... Цветы, что растут лишь,во снах, Распускаясь, звенят и сияют... Наготу осеняют, пронзают и скрывают радуги, травы, море. (1872-1874)

В 1891 г. знаменитая актриса Сара Бернар заказала ювелиру Рене Лалику (1860-1945) парюру (комплект украшений). Французский мастер использовал стилизованные природные формы, сочетания золота, «оконной эмали», янтаря, слоновой кости, бриллиантов, серебра, алюминия и простого стекла. В особо торжественных случаях С. Бернар любила показываться в украшениях работы Р. Лалика «стрекоза» и «клубок змей». В 1898 г. коллекционер и меценат К. Гульбенкян познакомился с ювелиром и предложил ему собрать музей собственных произведений. Такой музей был создан в Лиссабоне, он представляет собой одну из самых фантастических коллекций в мире.

Для названий произведений искусства периода модерна характерны экзотические определения: «павлиний глаз», «цвет красной парчи», «сине-зеленый атлас павлиньих перьев», «перламутр нежной ночи»... Возрождались классические мотивы и материалы, а также редкие техники эмалирования, иризации и росписи стекла эмалями, краклэ - приемы венецианского стеклоделия эпохи Возрождения. Отсюда термин «венецианское возрождение» (англ. «Venetian revival»).

Ювелирная отделка деталей, использование необычных материалов проникают в живопись. Таково искусство Густава Климта (1862-1918) - австрийского живописца, театрального декоратора и художника-графика. Двойственность отличает искусство английского художника Обри Бёрдсли (1872-1898). Изысканный эстетизм странным образом соединяется в его произведениях с дилетантизмом и порочным вкусом на грани порнографии.

В русском искусстве самым ярким представителем романтики периода модерна был Михаил Александрович Врубель (1856-1910) гениально одаренный художник польского происхождения (польск. wrobel - воробей). Как подлинный романтик он ощущал прошлое живым, настоящим. По воспоминаниям соучеников, Врубель слыл «чужаком» в классах петербургской Академии художеств и по-настоящему учился у любимых им мастеров Византии, иконописцев итало-критской школы и мозаичистов собора Сан Марко в Венеции. Врубель любил заходить в ломбард и любоваться игрой драгоценных камней, пересыпая их из одной ладони в другую... «Его искусство - одно из лучших выражений той влюбленности в странное, которая охватила людей в конце XIX века». В творчестве Врубеля соединяются экспрессия, фантастика, магия формы, эстетизм, любовь к сказочным сюжетам. Свою жену, певицу Н. И. Забелу, художник изобразил в образе царевны Волховы из оперы Н. Римского-Корсакова «Садко» (словенск. volhva - нимфа р. Волхов).

Сказочная живопись жемчужных и радужных, опаловых красок, по словам художника, возникла под влиянием музыки, в которой он «слышал море» и «видел фантастические тона». Своеобразие врубелевской живописной манеры заключается в бесконечном дроблении формы на грани, как бы окрашенные изнутри светом и цветом, наподобие кристаллов или фантастических каменных цветов. Своего «Демона» Врубель изобразил среди таких фантастических растений-кристаллов. Закономерно обращение М. Врубеля, как и многих других мастеров модерна, к керамике. Композицию «Принцесса Грёза» художнику удалось реализовать в майоликовом панно на фасаде одного из лучших зданий московского модерна - гостиницы «Метрополь» (проект архитектора В. Валькота; 1898-1903).

Ярчайшим выражением стремления к синтезу разных видов искусства и преодоления границ отдельных методов, жанров, стилей являются творчество художников объединения «Мир искусства» и знаменитые «дягилевские сезоны» в Париже. Национально-романтическое движение вновь проявилось в России в деятельности мастеров абрамцевского кружка и усадьбы Талашкино. Причем в работах мастеров неорусского стиля национальные темы, сюжеты и формы соединялись с приемами стилизации, выработанными в искусстве западноевропейского модерна. Характерно новое обращение художников модерна к «египетскому стилю». Как и в искусстве французского Ампира начала XIX в. (сравн. шинуазри в искусстве Рококо), мотивы Древнего Египта просто и естественно входили в архитектуру модерна, подвергаясь легкой стилизации во вкусе времени.

Другое течение национально-романтического направления представляет «северный модерн». Рационалистические тенденции и Неоклассицизм породили оригинальную «модернизированную классику». В эти же годы создавали свои лучшие творения приверженцы «чистой классики», стилизаторы И. Фомин, А. Таманян, И. Жолтовский, В. Щуко.

Зарождалось конструктивистское течение. Последнее, по мнению многих исследователей, свидетельствует о том, что искусство модерна к началу XX в. завершило не только собственный цикл развития, но и вообще классическую эпоху европейского искусства. Модерн уже в то время называли «последней фазой искусства прошлого века... вздохом умирающего столетия». В истории искусства модерн так и остался «переходным периодом». Однако отказ от идей художественного преображения жизни привел в последующем к отказу от художественности вообще и появлению авангардистских течений конструктивизма, функционализма, абстрактивизма, футуризма.

Перед стилем модерн ставилась задача создания синтеза искусств, поэтому был необходим общий формальный язык. Ярким примером синтетичности стиля модерн может служить любой особняк, в котором начиная от решетки ограды до оконных переплетов, дверных ручек, перил, мебели, посуды, тканей, светильников, лестниц и других составных элементов целого, решено в одном ключе. Основной выразительной формой и мотивом стиля модерн стала линия, но не прямая, а гибкая, живая, прихотливая, изящная, одухотворенная. Язык искусства модерна - это абстрактные формы, но живые, органические, дышащие и растущие.

Считается, что стиль модерн начинается с конца 80-90-х годов XIX века. Начать разговор об этом удивительно ярком этапе мирового искусства стоит с построенного в 1859 г. по проекту Филипа Уэбба в Бексли-хис (недалеко от Лондона) Красного Дома - это простое, незамысловатое здание, добротное и лишенное претенциозности.

Сооружение лишено привычной для середины XIX века фасадности и симметрии. Живописная композиция простых и ясных объемов отражает внутреннее устройство Дома. Такое развитие зданий изнутри наружу станет одной из самых существенных черт архитектуры модерна. Внешняя отделка стен Красного Дома чрезвычайно скромна. С каким-то особым чувством достоинства архитектор оставляет суровые кирпичные стены неоштукатуренными, находя красоту в «правдивости» материала.

Занимаясь отделкой интерьеров, Уэбб с Моррисом и друзьями исходили из соображений красоты, удобства, разумности, правдивости. Они сами делали мебель для Дома. Это была попытка создать сооружение, объединяющее под сенью архитектуры все виды искусства - живопись, скульптуру, различные виды декоративно-прикладного искусства, создать фрагмент гармоничной среды, с помощью красоты которого облагородит и стиль жизни. Эта эстетическая утопия, начавшаяся в Красном Доме, надолго завладела умами архитекторов.

Одним из истоков стиля модерн стал эстетизм конца XIX века. В начале 1890 г. модерн предстал в своем концентрированном виде в постройках Виктора Орта в Брюсселе дом Эствельде (1895), дом Сольвей (1895-1900) и в экспериментальном собственном доме бельгийца Анри Ван де Вельде - особняке Блуменверф (1893-1895) в Эккле, недалеко от Брюсселя.

Что бы ни проектировали архитекторы стиля модерн, они начинали изнутри, от наиболее оптимального, удобного расположения внутренних помещений в соответствии с их функциональным назначением. Именно отсюда начинается современное искусство дизайна интерьеров.

Ярким примером модерна мог бы быть Главный почтамт в Москве, замечательные здания - Ярославского вокзала, построенного Ф. Шехтелем, и Казанского вокзала - архитектора А. Щусева. Эти постройки, образный строй которых настраивает человека на путешествие.

Для этого привлекаются всевозможные художественные средства, как архитектурные - силуэт, композиция объемов, форма крыши, декоративные детали, так и живописные - цвет внешних стен и деталей, мозаика на фасаде и в интерьере, и т.д.

Памятники стиля модерн достаточно легко узнаваемы. Это, прежде всего, живая, динамичная масса, свободное, подвижное пространство и удивительный причудливый орнамент, основной темой которого становится линия, напоминающая то плетущуюся лиану, то набегающую волну. Линия, как говорили мастера того времени, «становится духовно несущей», исполняя роль основного выразительного элемента, объединяющего общим мотивом и ритмом все составные элементы целого. Но архитекторы модерна никогда точно не цитируют природу, созданные ими формы совершенно абстрактны, придуманы, однако наделены такой мощной динамикой, что кажутся живыми. В этом смысле наиболее яркими примерами могут служить постройки Антонио Гауди в Барселоне, такие как Каза Мила, Каза Баттло или ворота, павильоны и другие сооружения в Парке Гюэль.

Зелень, вода, павильоны, башни, колонный зал - создают ощущение сказки, в которую попадает посетитель. Драконы, чудовища, блестящие на солнце изразцовыми поверхностями, обилие цветных мозаик - создают необычайно богатые живописные эффекты.

Самыми интересными образцами московского модерна, безусловно, считаются особняки Рябушинского и Дерожинской, построенные Ф. Шехтелем. Все в этих сооружениях, до последней лампы и дверной ручки, создано по проекту гениального архитектора. Огромную выразительную силу имеет чугунная решетка, которая готовит к восприятию беспокойных живых масс здания.

В своем романтическом порыве архитекторы модерна часто обращались за вдохновением и формами к своему национальному прошлому, создавая яркие архитектурные образы. Характерными примерами подобного подхода могут служить здание Третьяковской галереи, построенной по проекту художника В. Васнецова, и доходный дом Перцова, построенный по проекту С. Малютина.

Рубрики:
Метки:

Стиль модерн – это дизайн, в обстановке и декоре которого преобладают природные материалы, натуральные, “пепельные” цвета и мягкие, округлые линии. Дизайнерское решение в этом направлении характеризуется выраженными растительными мотивами. На сто процентов воссоздать идею направления при ограниченном бюджете довольно сложно. Решившись на модерн или арт-нуво, вы получите настоящее произведение искусства.


Современный модерн в интерьере дома и квартиры

Многие путают классический модерн в интерьере с современным стилем (контемпорари). На самом деле модерн, как течение в дизайне, довольно стар. Он зародился в конце 1800х. Взяв начало в немецкой и скандинавской архитектуре, модерн прост и не имеет аналогов. Его стилистика идеально подойдет для квартир нестандартной планировки, квартир-студио, а также станет идеальным выбором при оформлении загородного дома.

Интерьер в стиле модерн можно охарактеризовать так: форма следует за функцией. Иными словами, мебель и декор должны в первую очередь иметь функциональное предназначение. Какой вариант оформления лучше выбрать? Можно отдать предпочтение одному из решений:

  1. Следование оригиналу. Самый затратный вариант, выбрав который придется воссоздать полностью все детали стилистики.
  2. Декоративный. Имитация направления за счет нескольких основных архитектурных элементов стиля.
  3. Поверхностный. В дизайне присутствуют только цветовая гамма и несколько характерных акцентов.


Современный модерн вполне можно назвать искусством. Давайте ближе рассмотрим его основные черты:

  • Деревянные элементы с отчетливо заметной структурой. Из дерева изготавливаются облицовки для полов, потолков, оконные и дверные проемы, а также рекомендуется мебель из твердых пород дерева. Деревянное обрамление также могут иметь торшеры и другие осветительные приборы.
  • При выборе декора и мебели, следует помнить, что дизайн стремится к мягким и плавным линиям и отсутствию симметрии. Линии должны плавно балансировать и мягко перетекать одна в одну, как бы имитируя растительные мотивы.
  • Модерн в интерьере – это дизайн, на котором оставила отпечаток сама природа. Поэтому в нем колоссальное значение приобрели флоральная тематика и животные орнаменты. Декор в этом духе можно подобрать на собственный вкус или же заказать оригинальный.
  • Обязательно присутствие элементов из стекла. Можно оформить окна с помощью мозаики, а также применить технику витража для украшения потолка, дверей, перегородок и светильников. Ваш зал станет еще более уютным, если в нем будут присутствовать растительные узоры.
  • В отличие от стекла, металл является скорее дополнением, чем обязательным элементом и используется только в качестве декора. Для созвучности с дизайном желательно, чтобы металлические элементы максимально повторяли растительную тематику.
  • Дизайн интерьера в стиле модерн подразумевает использование ограниченного количества текстиля и только по его функциональному назначению (шторы, обивка мебели и диванные подушки).
  • Окна создают целостную композицию с остальным помещением. Они могут быть в форме арки и обязательно большие. Декорировать их можно с помощью мозаики с флоральным мотивом.
  • Обои в стиле модерн – не бумажные, максимум жидкие или же отсутствуют. Их можно использовать для облицовки стен и потолка.
  • Особой деталью интерьера станут декорированные витражами двери с небольшими окошками по бокам и вдоль арки. Отлично подойдет широкая дверь из двух половинок. Модернизм в интерьере характеризуется мягкими, спокойными оттенками. Цветовая палитра включает такие оттенки: сливочный, песочный, жемчужный, кремовый, персиковый. Эти мягкие, не кричащие цвета лучше всего передают плавность линий и визуально увеличивают помещение. Чем мягче оттенок Вы выберете, тем точнее будет воплощена идея. С помощью красного, желтого и цвета фуксии можно расставить небольшое количество активных цветовых элементов.
  • Шторы в стиле модерн крепятся на широкие карнизы. Подбирая ткань для них, обратите внимание на натуральные, массивные ткани, которые стали бы последним штрихом, гармонично вписываясь в интерьер, но не являясь его акцентом.
  • Модерн тяготеет к большому пространству, в котором можно будет легко разделить помещение на зоны с помощью перегородок и напольного покрытия с плавными линиями. В освещении и визуальном увеличении пространства помогут люстры в стиле модерн.
  • Мебель подбирается исключительно функциональная и стилизованная. Материал – дерево со стеклянными элементами декора. Дополнить интерьер также сможет уютная мягкая мебель. Особенностью мебели в этом направлении является нетрадиционная и причудливая форма. Например, стол с массивной столешницей на тонких фигурных ножках.
  • Особенности стиля модерн в интерьере включают как практичные так и декоративные осветительные приборы. К первым относятся лампы на полу и стенах, а также точечные светильники. Декоративную функцию выполняют ряд бра и торшеров, задача которых состоит в осветлении затемненных уголков помещения. Осветительные приборы могут быть нестандартной формы и выполненные из дерева, фарфора и тонкого стекла, а также иметь металлические элементы.
  • Модный классический стиль характеризуется стенами мягких цветов и отсутствием фактуры. Если для стен Вы выбрали серый или цвет асфальта, то их можно украсить растительным орнаментом, чтобы избежать мрачности. Допустимы также деревянные панели из натурального дерева светлого оттенка.


Дизайн квартиры в стиле модерн и его стилистика

Желаете, чтобы Ваша квартира сочетала в себе изящный стиль, комфорт и утонченность? Создать уютную обстановку с помощью мягких линий и нейтральных красок Вам поможет стиль модерн в интерьере квартиры, тем более что это дизайнерское решение является отличной почвой для экспериментов с декором. Главное правило – вдохновляться природой, ее витиеватыми формами и натуральными красками. Симметрия чужда этому направлению, поэтому в квартире важно стремиться к выраженным дугообразным формам. Это может выражаться в арочных дверных и оконных проемах, объемных орнаментах на стенах, и его обрамлении, а также применяться при декорировании лестницы и ее элементов.

Пол в стиле модерн не должен являться ярким акцентом в помещении. Для этого рекомендуется использовать паркет или ламинат в цвете древесного покрытия, который бы играл на ярком контрасте со стенами или же гармонировал с оттенками светлого дерева на стенах. Нежелательно также использовать керамическую плитку из-за ее строгих геометрических форм.


Мебель в стиле модерн

Мягкая зона гостиной может быть представлена диваном из темного дерева с тканевой обшивкой в тон интерьера. Диван обычно покупают в комплекте с парой кресел, так как важно, чтобы вся мебель имела каркас из одинаковой породы дерева. Также возможен такой практичный вариант, как угловой диван, но мягкую композицию желательно расположить по центру комнаты в форме “П” или “Г”. В основе подбора цветовой гаммы должен лежать цвет стен, который можно разбавить с помощью красочных аксессуаров. Мягкая мебель в стиле модерн характеризуется компактностью и функциональностью. В ней присутствуют такие материалы, как дерево, стекло и металлическая фурнитура.


Кухня в стиле модерн и варианты ее оформления

Придерживаться оригинального исполнения в этом направлении в первую очередь означает наличие просторной кухни. Если же у Вас небольшая кухня, но Вы выбрали дизайн кухни в стиле модерн, можно воссоздать стиль с помощью декоративных элементов.

Стены

Интерьер предполагает стены в качестве основного фона. Чтобы добиться этого эффекта, можно использовать не фактурный материал или окрасить стены в приглушенный однотонный цвет. Обои или облицовка панелями не рекомендуется, а изящности в оформлении можно достичь с помощью матовых стеклянных обоев или керамической плитки среднего размера. Плитка должна быть без узора, а использование затирки между швами обязательно.

Мебель

Кухонный гарнитур должен составлять неотъемлемую часть стены и иметь геометрическую форму однотонного цвета. Мебельная композиция располагается в центре кухни во главе с массивным столом на вытянутых вверх ножках. Стол может стать как ярким элементом, так и подбираться под цвет пола. Стулья мягкие, имеющие обивку с интересным орнаментом. Кухонная мебель должна передавать стилистические особенности, поэтому выбирайте модели с мягкими линиями: однотонную или с растительными узорами.

Декор

Особая цветовая гамма и витиеватые формы в декорировании кухни помогут полностью воссоздать идею этого дизайнерского направления на Вашей кухне. Достаточно украсить кухню мелкими деталями, такими как прямые длинные шторы, вазы, цветы в центре стола, стилизованная кухонная утварь и фарфоровая посуда.


Спальня в стиле модерн и ее оформление

Интерьер спальни в стиле модерн обычно представлен парой основных цветов, несколькими элементами декора и мягким рассеянным освещением.

Стены

Оштукатуривание и окрашивание стен – самые популярные решения. Также можно подобрать нейтральные обои без крупного рисунка или яркого узора. Не рекомендуется использовать пластик при оформлении стен.

Идеальным материалом для пола спальни станет линолеум или ламинат однотонного цвета, который можно разбавить ковровым покрытием. Не рекомендуется использовать ковры с густым ворсом, а также покрывать пол холодными материалами, такими как камень или керамика. В дизайн спальни прекрасно впишется пол темного цвета или с эффектом отбеливания.

Мебель

Основной акцент в спальне нужно сделать на кровать с роскошным деревянным изголовьем. Можно также приобрести тумбочку на низких ножках и маленький журнальный столик. Шкаф рекомендуется покупать массивный и выделить для него самый дальний угол или приобрести шкаф-купе с дверями в виде витража. Аксессуары для спальни должны быть созвучными с тоном стен и пола. Крайне важно, чтобы вся мебель для спальни была подобрана в духе минимализма.


Гостиная в стиле модерн и ее особенности

Стены

Цвет стен должен быть в гармонии со всеми оттенками интерьера. Равномерно окрасьте их в один из основных цветов направления или комбинируйте несколько нейтральных цветов, чтобы выделить все выступающие части стены. Альтернативой окрашиванию станут жидкие обои с прозрачным неброским рисунком. Следует помнить, что дизайн гостиной не терпит пластик, штукатурку, а также бумажные обои, так как их крайне сложно вписать в стилистику этого дизайна.

Для уютной и комфортной обстановки в гостиной лучшим выбором станут одноцветный паркет или ламинат, на которые можно положить один или несколько ковров прямоугольной формы в мягкой зоне. Ради воссоздания идеи дизайна лучше отказаться от керамической плитки, ковролина и линолеума.


Мебель в гостинную в стиле модерн

Помните, что чем меньше мебели, тем лучше воплощена идея стиля. Зона отдыха представлена мягкой частью с обивкой в одном свете. Отличным выбором станет диван с каркасом из дерева темных пород и светлой тканью на сиденьях, а также пара мягких кресел. В центре можно расположить стол с низкой посадкой. Желательно, чтобы деревянные элементы всей мебели были изготовлены из одинаковой породы дерева. Располагаться мебель может на однотонном ковре. Интерьер гостиной дополнят яркие акценты в виде аксессуаров.

Ванная комната в стиле модерн: подход к оформлению

Стены

В первую очередь нужно создать фон-основу с помощью окрашивания стен в один тон. Кроме этого можно применить керамическую плитку или штукатурку. На основу кладут декорацию в виде мозаики или наносят узор акриловой краской. Цвета фона и декора должны отличаться не более чем на 2-3 тона.

Интерьер ванной комнаты в стиле модерн представлен наливным полом со сложным рисунком. Предпочтение можно отдать и керамике, так как ламинат и линолеум в основном не обладают термостойкими особенностями. Цветовая гамма пола включает разные оттенки: от светло бежевого до глубокого серого.

Мебель

Для ванной следует подбирать мебель из одного комплекта, который может включать тумбу, столик для косметических принадлежностей и стул с ножками причудливой формы. Гарнитур должен быть выбран в тон полу. Сантехника в духе этого направления имеет стеклянные и металлические элементы фурнитуры.

Декор в стиле модерн

Декорирование комнат подразумевает наличие текстиля и может быть представлено коврами геометрической формы, роскошными шторами, диванными подушками, а также включать картины в стиле модерн. Особого шарма придают украшения из кованого железа, стеклянные и деревянные аксессуары затейливой формы.

Люстра или светильник представляют собой отдельный элемент декора. Очень красиво будет смотреться хрустальная люстра с металлическим напылением, которая будет создавать множество бликов. В качестве декора и отдельного источника света можно выбрать бра с круглыми плафонами.


Загородный дом в стиле модерн

Дизайн дома в стиле модерн предлагает прямые линии, простые пропорции и богатый естественный свет. Дома направления модерн, которые мы видим сегодня, являются наследием мирового стиля архитектуры, который родился в 1920-х годах. Для этого стиля характерны утонченная пластика и гармония всех деталей в пространстве дома. Плоские и неглубокие крыши, большие конструкции из стекла, гармоничное соединение с остальным открытым пространством и зачастую неокрашенные стены – интерьер дома в стиле модерн легко узнать по его уникальной эстетике.

Теперь давайте совершим вирутальное путешествие по реальной квартире, выполненной в стиле модерн:

Стиль модерн (ар-нуво, югендстиль) возник в конце XIX века в Европе как направление в творчестве, отрицающее прямые линии и правильные формы в пользу более естественных, плавных и обтекаемых. Кроме того, этому стилю присущи использование растительных орнаментов, натуральных материалов (в частности, дерева) и неброской цветовой гаммы.

Неверная трактовка стиля модерн

В виду некорректного перевода исторической литературы на русский язык, определение стиля модерн в нашей стране приобрело “расплывчатый оттенок” и имеет несколько неверных вариантов. Появились современные и “мид-сенчури” направления. Более того, нередко в непроверенных источниках встречается отождествление модерна со стилем “ар-деко” и прочие неточности. Ниже мы привели несколько стилей, которые русскоязычной публикой воспринимаются как модерн.

Модерн-контемпорари ”. Данный стиль очень часто путают с направлением “контемпорари”, который, по сути, является современной интерпретацией модерна. Интерьер, выполненный в стиле модерн, менее функционален, ему присуще наличие сугубо декоративных элементов и более традиционные формы мебели.

Модерн-модернизм ”. “Модерн” и “модернизм” - другая пара понятий, которые нередко путают. Последний подразумевает тотальный минимализм и использование наиболее современных материалов и технологий для создания интерьера.

Модерн-ар-деко ”. Стиль “ар-деко” является сочетанием модернизма и неоклассицизма. Визуально этот стиль можно отличить от модерна допустимостью правильных геометрических форм и большей “напыщенностью” (если модерну присущи в основном деревянные элементы, то ар-деко подразумевает использование исключительно редких пород дерева, натуральной кожи, металлов и пр.).

Модерн-псевдорусский стиль ”. Да-да, модерн часто путают и с псевдорусским стилем (эклектикой). Основным отличием этих двух стилей является архитектурный ордер - так называемая упорядоченная композиция (в модерне этот атрибут отсутствует).

Направления модерна

Установив правильное понятие стиля модерн, рассмотрим определение его двух основных течений: конструктивного и декоративного.

Конструктивное направление . Конструктивный модерн можно встретить, прежде всего, в австрийской архитектуре. Основными тенденциями, присущими этому направлению, являются нарочитая функциональность, присутствие s-образных линий, а также преобладание растительных элементов декора. Ярким примером воплощения данного стиля в архитектуре является Майолика-хауз в Вене.

Декоративное направление . Декоративный модерн можно встретить в архитектурных сооружениях Франции, Германии, Латвии и Бельгии. Именно в столицах этих стран Вы увидите тот самый модерн, которым мы привыкли себе его представлять: с массивной лепкой, плавными линиями, резными элементами и ковкой. Для вдохновения этим направлением изучите постройки в одном из районов Мюнхена Швайбинг - место обитания богемы прошлого века.

Стиль модерн (франц. moderne новейший, современный), стиль в европейском и американском искусстве конца XIX начала XX вв. В различных странах приняты иные названия стиля модерн: ар нуво (Art Nouveau) во Франции, Бельгии, югендстиль… … Художественная энциклопедия

стиль в искусстве - ▲ стиль (быть) в, искусство ампир. барокко. рококо. готика, готический стиль. мавританский стиль. модерн. стиль мебели: буль. жакоб. ордера: дорический. ионический. коринфский. тосканский. композитный … Идеографический словарь русского языка

Модерн (от лат. modernus недавний, современный, новый) многозначное слово. Модерн (эпоха модерна) исторический период (эпоха), соответствующий Новому и/или Новейшему времени, характерные черты этого периода. Модерн стиль в западноевропейском … Википедия

- (фр. moderne). Вт, новом, современном вкусе. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МОДЕРН [фр. moderne] 1) новейший, современный. 2) стиль в европейском искусстве и архитектуре начала XX в.… … Словарь иностранных слов русского языка

- (фр. modeme современный) Стилевая эпоха в евро американском искусстве рубежа XIX XX вв. Термин М. наиболее активно употреблялся в России; во Франции это явление обозначалось как «ар нуво» (Art nouveau), в Австрии «сецессион» (Secession), в… … Энциклопедия культурологии

Вкус, дух, образ, манера, пошиб, род, школа, жанр; изложение, речь, слог, перо, кисть. В духе древних сочинений. У него бойкое перо, смелая кисть. Ср. . См. язык... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М … Словарь синонимов

Модерн - – архитектурный стиль конца XIX – начала XX вв. Стиль модерн появился благодаря применению новых технико конструктивных средств. Модерн характерен свободной планировкой, что создает подчеркнуто индивидуальный облик зданий … Словарь строителя

стиль модерн - * style moderne. 1. Новейший стиль. БИШ. Отказаться от старого письма реалистов, объявить смерть быту, изображать неопределенные настроения в стиле moderne? Но это же не решение вопроса. В. Харциев Основы поэтики А. А. Потебни. 2. иск. Стиль… …

модерн - moderne adj. 1. Современный, нынешний. Сей человек своим плавным, с натурой сходным рисунком всех превосходит живописцев модернов. 1776. М.И. Козловский. // Мастера иск. 6 99. Несмотря на художественные недостатки, сам замысел богат по содержанию … Исторический словарь галлицизмов русского языка

«модерн» - (франц. moderne новейший, современный), стиль в искусстве конца XIX начала XX вв., сложившийся в условиях бурно развивающегося индустриального общества. Утверждая единство стилеобразующих принципов всего окружения человека от архитектуры до… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

Книги

  • Стиль модерн , Леньо, Жан-Мишель. Модерн вобрал в себя множество терминов и реалий. Ар нуво - во Франции, новое искусство -в Нидерландах и Бельгии, югендстиль и Сецессион - в Центральной Европе, модернизмо -в Испании и его…
  • Стиль модерн , Леньо Жан-Мишель. Модерн вобрал в себя множество терминов и реалий. Ар нуво - во Франции, новое искусство - в Нидерландах и Бельгии, югендстиль и Сецессион - в Центральной Европе, модернизм - в Испании и его…