Меню

Пять первоэлементов: вода, огонь, дерево, земля и металл. Психофизическое развитие человека через систему «Пяти первоэлементов»

Швеллеры и двутавры

Наряду с учением об Инь и Ян одной из основных категорий китайской философии является учение У-Син. Согласно этому мировоззрению все явления во Вселенной соответствуют природе Пяти элементов (五行 у син) , которые находятся в состоянии постоянного движения и изменения. В «Книге правителя области Шан» (Шан-шу, гл.12) написано:
" То, что увлажняет и течет вниз, создает соленое, то, что горит и поднимается вверх, создает горькое, то, что сгибается и выпрямляется, создает кислое, то, что подчиняется (внешнему воздействию) и изменяется, создает острое, то, что принимает посев и дает урожай, создает сладкое» (Шан-шу, гл.12).

Пять первоэлементов

  • символизирует зарождение (стремление к активности), рост и развитие.
  • — расцвет (максимальная активность), характеризуется движением вверх.
  • соответствует периоду начала увядания, угасания (стремление к пассивности) .
  • характеризуется наименьшей активностью, текучестью.
  • К этим символам или элементам добавляют еще один — пятый элемент, который служит центром и осью для циклических изменений. Это элемент — , ибо все циклические изменения характерны для Земли и происходят на Земле. Земля символизирует период зрелости (равновесия), накопления.

Понятно, что классифицированные таким образом вещи, явления и функции не имели прямого отношения к дереву, огню, металлу, земле и воде. В данном случае задача заключалась в том, чтобы объединить особенности различных вещей и явлений в одну систему, используя их некую схожесть между собой. Соотнося некоторый объект с пятью элементами У-СИН, мы судим не о составных частях этого объекта, а об его свойствах, направлении и фазе развития.

Теория Инь и Ян и теория Пяти элементов отражают объективные законы природы.

В природе Вода питает Дерево, Дерево питает Огонь, Огонь порождает Землю (сгоревший пепел хорошо удобряет), Земля порождает Металл (именно в недрах земли зарождаются металлы), Металл порождает Воду (на металлическом клинке с утра выделяется роса).

Стрелки красного цвета символизируют созидающие связи. То есть каждый элемент данной системы непрерывно помогает развитию последующего, передавая ему что–либо и побуждая его к активной деятельности.

Цикл разрушения (внутренние связи, по звезде) показывает как элементы контролируют друг друга, создавая конфликтные подавляющие отношения. Разрушающая связь является сдерживающей и контролирующей.

  • Огонь угнетает (плавит) Металл;
  • Металл угнетает (рубит) Дерево;
  • Дерево угнетает (подрывает корнями) Землю;
  • Земля угнетает (впитывает) Воду;
  • Вода угнетает (тушит) Огонь.

Древние китайцы отличались здоровым прагматизмом и многие философские концепции использовали в клинической практике.

Концепция У-Син не стала исключением из правил. Основные положения этой теории были использованы для классификации внутренних органов и внешних структур человеческого организма применительно к пяти первоэлементам. На основании простых аналогий различные функции внутренних органов соотносятся с пятью элементами с учетом характера последних.

Печень и желчный пузырь соответствуют «Дереву».Сердце и тонкий кишечник – «Огню». Селезенка и желудок – «Земле». Легкие и толстый кишечник соответствуют «Металлу». Почки и мочевой пузырь отнесены к элементу « Вода».

  • печень относится к элементу Дерево, так как ее функции обеспечения свободной циркуляции Ци сходны со свободным ростом дерева;
  • сердце относится к элементу Огонь, так как Ян сердца, подобно огню, имеет функцию прогревания всего организма;
  • селезенка относится к элементу Земля, так как селезенка - «источник образования Ци и крови», что напоминает способность Земли давать урожай;
  • легкие относятся к элементу Металл, так как выполняют функции очищения, что напоминает чистоту Металла, а также управляют опусканием Ци, что подобно тяжести Металла;
  • почки относятся к элементу Вода, так как являются важным органом, обеспечивающим водный обмен.

Подводя итог, следует сказать, что китайская медицина использует учение У-Син для классификации внутренних органов и внешних структур человеческого тела, объяснения происходящих в нем различных физиологических и патологических взаимодействий в целях клинической диагностики и лечения. В пять первоэлементов и первооснов обязательно входит равное соотношение инь и ян, поэтому при лечении патологического состояния организма в традиционной восточной медицине сначала строят цепочку взаимосвязей по принципу у-син, находят в ней дисбаланс инь и ян, и только следующим этапом является непосредственное воздействие на больные органы или функциональные системы

Аюрведическая наука базируется на теории пяти первоэлементов: Эфир, Воздух, Огонь, Вода, Земля. Считается, что всё во вселенной, включая человеческие тела, состоит из этих первоэлементов. Вернее, всё наделено свойствами этих первоэлементов. Тут пытливый читатель может возразить, мол, вся материя состоит из атомов, а те в свою очередь состоят из более мелких частиц: электронов, фотонов, протонов и так далее. Все в порядке, одно другому не противоречит. Мельчайшие частицы также имеют свойства первоэлементов.

Когда мы говорим первоэлемент воздуха – мы не имеем в виду кислород, которым мы дышим. Здесь подразумевается природа или функция, которой обладает первоэлемент воздуха, то есть легкость и подвижность. Это важный момент, уловите его. То же самое, говоря о первоэлементе Огня - не имеется в виду огонь, который горит в печке, хотя в нем, конечно, присутствует первоэлемент огня в виде тепла, но это не сам первоэлемент огня. Речь идет о природе первоэлемента – тепле. С остальными элементами то же самое. Например, в пламене, горящем в камине, присутствует первоэлемент огня, а в кастрюле этого первоэлемента нет.

В металле, из которого сделана кастрюля, присутствует первоэлемент земли, природа которого – твердость. Но, ставим кастрюлю на огонь, она нагревается и в неё входит первоэлемент огня. Раскаленная кастрюля не потеряла твердости (своего первоэлемента земли), но и ещё приобрела первоэлемент огня в виде тепла. Или, например, лёд. Он твердый, то есть его первоэлемент – земля. Несмотря на то, что он состоит из воды (H2O), первоэлемент воды в нем образуется, когда он расплавится и приобретёт жидкую форму под воздействием тепла, то есть первоэлемента огня. А при испарении будет присутствовать первоэлемент воздуха, так как пар лёгкий и подвижный. Пар растворится в пространстве, то есть в эфире.

Природа эфира – пространство. Везде, где есть пространство, присутствует первоэлемент эфира. Из эфира образуются все остальные первоэлементы.

Природа воздуха - легкость и подвижность. Все, что движется, содержит первоэлемент воздуха.

Природа огня – тепло. Любое тепло содержит первоэлемент огня.

Природа воды – текучесть. Она присутствует в любых жидкостях.

Природа земли – твердость. Всё твёрдое имеет природу первоэлемента земли.

Как появились первоэлементы?

Как мы знаем из Вед, до сотворения вселенной, мир существовал в непроявленной форме сознания. Затем из этого космического сознания появился звук «АУМ» или «ОМ», этот звук создал вибрацию, из которой появился первый элемент «эфир» (пространство). Затем элемент эфира пришел в движение, которое породило первоэлемент воздуха (здесь мы говорим о первоэлементе воздуха, а не о земной атмосфере). Природа воздуха подвижна. Движение создало трение, при трении получается тепло. Так появился третий первоэлемент – огонь, природа которого тепло. От тепла другие элементы разжижаются (лед, железо плавятся и т.д) и становятся текучими, так появился первоэлемент воды. Теряя тепло, первоэлементы застывают, становятся твердыми, так появился первоэлемент земли.

Таким образом, эфир преобразился в четырех первоэлементах, он присутствует в каждом из них: в воздухе, огне, воде и земле.

Из элемента земли было создано всё живое на планете: растения, животные и человек. Вспоминается Библейское сказание о сотворении человека, когда Бог создал Адама из праха земного.

Первоэлемент земли содержится в неорганических материях, в минералах. Во всем материальном мире присутствуют 5 первоэлементов. Они взаимодействуют друг с другом. Меняются формы материи, но первоэлементы никуда не деваются, они просто переходят из одной материи в другую, воздействуя на неё.

Какой источник первоэлементов? Откуда они возникли? Ответ прост. Источник – энергия, исходящая из Вселенского сознания – Бога. Таким образом, энергия и материя имеют единое начало.

Первоэлементы и тело человека.

Человек (человеческое тело), как часть вселенной и материального мира, тоже состоит из первоэлементов.

Эфир проявлен в человеческом теле во рту, в ноздрях, в носоглотке, в желудочно-кишечном тракте, в животе, в дыхательной системе, в грудной клетке, сосудах, капиллярах, лимфе, тканях и клетках.

Эфир в движении, как мы уже знаем, образует первоэлемент воздуха.

Воздух в нашем теле проявлен в многообразии движения: мышц, биении сердца, расширении и сжатии легких, движении стенок пищеварительной системы. Нервные импульсы тоже движение, под их воздействием движутся клетки. Все движения ЦНС управляются первоэлементом воздуха.

Огонь. В космосе источник огня это звезды, в нашей солнечной системе источником огня (тепла и света) является солнце. А в нашем теле (микрокосмосе), источник огня это метаболизм – обмен веществ. Огонь проявляет себя в системе пищеварения при переваривании пищи. В клетках головного мозга огонь проявлен как интеллект. В сетчатке глаза огонь отвечает за восприятие света. Все процессы метаболизма контролируются огнем. Зрение, мышление и пищеварение, также зона ответственности первоэлемента огня.

Вода в нашем телепроявляется в форме жидкостей:желудочный сок, слюна, слизистые оболочки, плазма и протоплазма. Первоэлемент воды жизненно необходим для нас. Следует избегать потери первоэлемента воды (рвота, понос).

Земля в нашем теле отвечает за все твердое: кости, хрящи, сухожилия, мускулы, кожу, ногти, волосы.

Продукты и лекарства также содержат первоэлементы. Для каждого продукта характерен свой первоэлемент. Зная природу того или иного продукта/растения, можно подбирать себе лечение или диету, которая позволит Вам сохранить здоровье и молодость на долгие годы.

Разберём ситуацию на примере. У человека проблемы с пищеварением. Пища плохо переваривается, витамины не усваиваются, от чего он есть больше и соответственно полнеет, при этом испытывает дефицит микроэлементов.

Итак, применяя знания о первоэлементах, мы понимаем, что за систему пищеварения в теле отвечает первоэлемент огня. Слабое пищеварение – недостаток огня! Чем это вызвано?

Во первых, это может быть вызвано типом тела (дошей – предрасположенностью). Кафа доша состоит из первоэлементов земли и воды, а земля и вода, как мы знаем, тушат огонь, то есть огонь у человека с преобладающей кафа дошей будет изначально слабым!

Во вторых, это, конечно, связанно с питанием. Если в его рационе присутствует пища с преобладающими первоэлементами земли и воды (холодная, тяжелая пища), это также гасит огонь пищеварения. А если этот человек ещё и заливает напитком после обеда свой и без того слабый огонь пищеварения, то, как следствие, огонь потухнет. Пища не переварится! Она не сгорит, а отложится в теле в виде жира и токсинов.

Ещё одной причиной несварения может быть прием пищи в неправильное время. Например, поздно вечером или рано утром. В разное время суток огонь пищеварения имеет разную силу. Так, в полдень самый сильный огонь, это связанно с солнечной активностью, огонь в теле (микрокосмосе) взаимосвязан с огнем во вселенной (солнцем).

Итак, как помочь этому человеку с помощью знаний о первоэлементах?

Во первых, нужно усилить его огонь пищеварения. Для этого ему следует принимать легкую пищу (с отсутствием первоэлементов воды и земли) утром и вечером, чтоб его огонь пищеварения был способен «сжечь» её, то есть переварить. В обед, когда его огонь разгорится сильнее можно дать ему немного тяжелой пищи (с элементом земли и воды), но не заливать огонь после приема пищи (напитки следует употреблять за 30 мин до приема пищи, а не после). Также следует употреблять в пищу продукты и специи с содержанием первоэлемента огня, чтобы помочь разгореться его собственному огню. Такими специями могут быть имбирь, черный перец, куркума. В масле Гхи также присутствует элемент огня. Добавляем масло в огонь, и он разгорается ещё сильнее! Пищеварение идет полным ходом, все микроэлементы усваиваются и, главное, никаких излишек на бедрах и животе! По такому же принципу можно лечить любой недуг, главное знать природу своего тела и природу продуктов.

Первоэлементы и органы восприятия человека (чувства).

Все пять первоэлементов проявляются в пяти органах чувств человека по такому же принципу, как они проявлены в физиологии. Эти элементы отвечают за восприятие окружающего мира человеком. Также они связанны с пятью соответствующими функциями сенсорных органов (слух, зрение, осязание, обоняние и вкус).

Эфир - это проводник передающий звук. Так эфир связан с функцией слуха. Орган слуха это ухо.

Воздух проявляется на коже, органе осязания. Руки постоянно подвижны и передают чувство осязания. Кожа рук очень чувствительна. Воздух связан с кожей, в основном, кожей рук.

Огонь отвечает за зрение, он воспринимает свет. Глаз связан с ногами, они дают направление при ходьбе.

Вода отвечает за вкус. Её орган язык. Сухой язык не чувствует вкуса, поэтому нужна вода (слюна). Язык связан с гениталиями. По аюрведе язык во рту - это верхний язык, пенис или клитор – это нижний язык. Человек, который не контролирует свой язык (речь) - не контролирует и свои гениталии (беспорядочные половые связи). И наоборот, тот, кто следит за своим языком (речью) сдержан на уровне гениталий и предан одному партнеру.

Земля . Этот первоэлемент связан с обонянием. Его орган - нос, по функции связан с органом выделения (анусом). Например, если у человека запоры или нечистая прямая кишка, непринятый запах изо рта, как правило, у такого человека притупленно обоняние.

Вот так давая знание о первоэлементах, аюрведа дает возможность любому человеку привести свое тело и сознание в гармонию.

Будьте здоровы и счастливы!

Эта классификация составлена терапевтами, которые практикуют традиционную китайскую медицину и апитерапию. Я узнала о ней от румынского врача Стефана Стангациу, который известен во всем мире и считается авторитетным экспертом в апитерапии.

Вода как элемент, из которого произошла жизнь на нашей планете, представляет и наше происхождение. Сюда относятся почки, мочевой пузырь и кости. Кости дают нам стабильность, они составляют скелет.

С точки зрения китайцев, основной источник нашей жизненной энергии ци находится в почках.

Эта взаимосвязь известна всем. Если мы страдаем от тяжелого недуга или очень сильно потрясены эмоционально, то часто для выражения ощущений выбираем такие образные выражения, как «уже в почках сидит» или «потрясло до мозга костей». За обоими выражениями скрывается реальная угроза жизни, которая также часто связана со смертельным страхом. Для прямой поддержки организма самым подходящим продуктом пчеловодства с высоким потенциалом восстановления является маточное молочко. Оно может хорошо поддержать нас как в физически, так и в психологически трудных ситуациях.

При накоплении воды в тканях в некоторых случаях может помочь и медовый массаж. Здесь включается принцип контролирующего цикла: первоэлемент земля (мед) контролирует первоэлемент воду. Благодаря медовому массажу вода снова возвращается в кровообращение, чтобы почки переработали ее и вывели из организма. По тому же принципу при воспалениях мочевого пузыря помогают теплые сидячие ванны с медом. Прием меда способствует более быстрому излечению воспаления. Хронические воспаления мочевого пузыря свидетельствуют о том, что этот орган ослаблен. В этом случае хорошие результаты может дать курс лечения с маточным молочком. При таких заболеваниях мы часто имеем дело с синдромом «холода». Поэтому пациенты хорошо реагируют на процедуры с теплом: в апитерапии это теплые восковые компрессы и аппликации.

Первоэлементу дереву в традиционной китайской медицине соответствует весна с ее обилием цветков и пыльцы. Непростое время для тех, кто, к сожалению, страдает аллергией на пыльцу. Поэтому такие продукты пчеловодства, как пыльца и перга, тесно связаны именно с этим первоэлементом.

Печень и желчный пузырь как органы тоже относятся к первоэлементу дереву. Ведь недаром пыльца замечательно поддерживает печень и желчный пузырь. Но будьте осторожны в приеме пыльцы, так как она несет с собой большую динамику, что может быть неблагоприятным фактором, например, при остром воспалении желчного пузыря. В этом случае лучше воспользоваться контролирующим правилом и применить прополис (металл контролирует дерево).

У аллергиков и людей, которые часто простужаются, согласно традиционной китайской медицине наблюдается болезнь ветра. Она тоже относится к первоэлементу дереву. Так что при острой пыльцевой аллергии мы не можем принимать пыльцу. В этом случае хороший результат даст «контрольное» лечение прополисом. Пыльца мало поможет и при лечении простуды в острой стадии.

В период, когда нет острой аллергии, мы, наоборот, благодаря приему пыльцы можем добиться эффекта десенсибилизации и дополнительно укрепить эффект с помощью маточного молочка в соответствии с принципом «мать - сын». В цикле взаимопорождения вода стоит перед деревом, то есть вода поддерживает дерево. Это значит, что, используя маточное молочко, мы можем поддержать основную энергию. Регулярный прием пыльцы помогает укрепить иммунитет людям, которые часто подхватывают инфекции.

Каждый человек, которого хоть раз кусала пчела, знает: ранка горит, как огонь, и потом место укуса еще долго гораздо теплее, чем окружающие ткани. Пчелиный яд улучшает кровоснабжение, расширяя капилляры, снижает вязкость крови и дает тепло тканям. По опыту известно, что пчелиный яд регулирует кровяное давление. Благодаря именно этим свойствам его относят к первоэлементу огню.

Но если у нас «заболевание жары», например острое воспаление суставов, то при приеме пчелиного яда нужно проявить осторожность, так как лечение такого недуга, как правило, требует охлаждения. А вот хронические заболевания суставов, наоборот, очень положительно реагируют на тепло.

Многие из нас знают выражение «сгорел на работе». За ним скрывается очень серьезное заболевание, которое все чаще встречается в современном обществе. Если мы рассмотрим этот феномен с точки зрения традиционной китайской медицины, то увидим, что у такого человека просто слишком много огня и он сжег свою энергию. В такой ситуации мы снова обращаемся к правилу контроля и помогаем таким людям с помощью маточного молочка (вода контролирует огонь).

К первоэлементу земле относятся желудок и селезенка, они олицетворяют питающий принцип. Мышцы тоже относятся к земле. Питающий продукт пчеловодства здесь мед - сладкий, соответственно тому вкусу, которым характеризуется этот первоэлемент. Мед поставляет мышцам быструю и устойчивую энергию. Пчелиный воск в форме компрессов и повязок помогает при мышечном напряжении.

Мед поддерживает переваривание пищи и возбуждает аппетит. Детям, которые плохо едят, но любят сладости, можно спокойно давать немножко меда - тогда у них усиливается аппетит...

К земле относится и такая эмоция, как тревога. Люди, которые сильно беспокоятся, часто очень худые, так как «съедают» себя изнутри этим беспокойством и не могут кушать. Регулярный прием меда пойдет им только на пользу. Но другие, постоянно тревожащиеся люди наедают себе жир. Мед может помочь и им, если они заменят этим продуктом более питательные сладости.

Людям с избыточным весом нужен контроль над таким элементом, как дерево. С точки зрения апитерапии цветочная пыльца и перга, относящиеся к дереву, контролируют землю. Кроме того, первоэлемент дерево отвечает также за движение и динамику; здесь тоже снова включается правило контролирующего элемента: лишний вес можно побороть с помощью активного движения.

К этому первоэлементу относятся легкие, толстая кишка и кожа. Эта взаимосвязь часто не признается традиционной медициной. А вот в натуропатии эта связь всем известна. Обе системы органов находятся на границе нашего организма с окружающим миром и связаны с энергией вэй-ци.

Очень частая причина проблем с кожей - нарушение функций кишечника. Кожные заболевания, такие как нейродермит, которые в детском возрасте лечат кортизоном, часто приводят к бронхиальной астме в зрелом возрасте. Многие заболевания этих органов хорошо реагируют на лечение прополисом. Существуют разные препараты, которые делают возможным целенаправленное применение этого продукта пчеловодства.

Легкие и кожа - это органы, обеспечивающие постоянное взаимодействие организма человека с окружающим миром. В данном случае нам поможет защита прополиса: он поддерживает энергию вэй-ци, то есть энергию, защищающую нас от окружающего мира.

В качестве контролирующего механизма может сработать лечение пчелиным ядом. Чрезмерные реакции этих органов - приступы астмы, сильная кожная сыпь, воспаления толстой кишки - в традиционной медицине в основном лечат большими дозами кортизона. Особенно тогда, когда эти заболевания переходят в хроническую форму, лечение пчелиным ядом становится альтернативой лечению кортизоном. По моему мнению, длительный прием кортизона всегда заводит в тупик. При этом негативные последствия часто не сопоставимы с положительными результатами. Пчелиный яд способствует выработке аутогенного кортизола, который при значительно более низкой концентрации в крови оказывает больший эффект, чем фармакологический кортизон. Но, к сожалению, такая терапия применяется слишком редко. Опытный апитерапевт может лечить пчело-ужалением или пчелиным ядом из ампул.

Пять первоэлементов и Три жизненных начала.

Геше Ринчен Тензин

В переводе с тибетского «сова ригпа » – дословно «наука о восстановлении ». Или сокращённо «сориг ». Такое название употребляется в древнем тексте «Чжуд Ши». Или, иными словами, в «Четырех Тантрах» (четырех книгах), как сейчас принято называть главный сохранившийся до наших дней текст по тибетскому врачеванию. В индийской или китайской медицинской науке такого термина не встречается. Есть предположение, что это обозначение древнего системного знания, которое сквозь времена донесла до нас тибетская традиция.

Тибетская медицина работает не так, как западная. Эффект от западных лекарств, как известно, может быть моментальным. Тибетцы, конечно, умеют делать лекарства, которые помогают сразу же, но если лекарства очень сильные (к ним как раз и относятся быстродействующие лекарства), то они могут помочь одному органу, но навредить другому. По этой причине тибетские лекарства делают мягкими по воздействию, дабы избежать вреда для тела пациента, а принести только пользу. По этой же причине тибетские лекарства изготавливаются из множества компонентов – от трех до более восьмидесяти составляющих в одном препарате.

Такие лекарства обладают особенным качеством, что, несмотря на медленное воздействие, исцеляют только сам недуг, не принося дисбаланса или урона другим частям тела. А если с приёмом лекарств сочетать правильное питание и образ жизни, то борьба с болезнью будет эффективнее и результаты быстрее.

Некоторые говорят, что тибетская медицина может излечить от любой болезни, однако это не совсем так. Существуют определённые болезни, которые на поздних стадиях их развития становятся неизлечимыми. Тибетская медицина это признаёт, естественно. Есть также болезни, которые хорошо лечатся западными методами и наоборот есть болезни, справиться с которыми легче средствами традиционной тибетской науки.

Лучше всего в излечении болезней научиться совместно использовать способы западной и тибетской медицины, в зависимости от особенностей конкретного случая. Это даст наилучший результат в помощи больным людям.

Одним из главных различий между западным и тибетским методом является характер воздействия лекарств: тибетские действуют мягко, для получения результата необходим длительный прием. Лекарства все состоят из натуральных природных веществ и по сути, не являясь искусственно произведенным химическим веществом, полностью совпадают с природой человеческого организма. Также большинство составов многокомпонентны, дополнительные к основным, травы уравновешивают активность лекарств, снимая возможность побочных явлений. Тибетская медицина, в отличие от западной, уделяет больше внимания не столько устранению симптомов болезни, а ликвидации причины: ведь если удалить корень болезни, то симптомы исчезнут сами собой.

Итак, возвращаясь к главной нашей теме, а именно к пониманию того, какое питание нам подходит, а какое вредит, следует сначала узнать, как Сова Ригпа объясняет, из чего состоит человеческое тело.

Наше тело, как и тело любых живых существ и всё материальное, будь то растение, животное или любые другие живые организмы, состоит из пяти первоэлементов: ПРОСТРАНСТВО, ВЕТЕР, ОГОНЬ, ВОДА и ЗЕМЛЯ. Нас окружают различные физические феномены, они могут обладать разными свойствами: являться тёплыми, холодными, горячими, жидкими, твёрдыми и т.п. Это зависит от того, в каких пропорциях в них находится процентное соотношение первоэлементов, какого больше, тот и преобладает. Но всегда в наличии есть все пять. Если перечисленные пять первоэлементов не собрались вместе, ничего материального не может образоваться.

Какие образы помогут нам понять, каковы они эти пять первоэлементов? Попробуем разобраться.

ПРОСТРАНСТВО – это то, что все рождает, это потенциал к появлению всего, «пространство всегда беременно». Это сфера, внутри которой что-либо происходит, это нечто, ограниченное своими пределами. Наметились границы, определились пределы – и мы говорим о возникновении первоэлемента ПРОСТРАНСТВО. Появляется ПРОСТРАНСТВО – появляется поле для деятельности. Поле для возникновения чего-либо. Сфера. Место.

И первым внутри Пространства возникает ВЕТЕР. Он подобен первой мысли, возникшей во вселенной. Намечается точка цели, к которой устремляется все движение масс пространства, и эта активность, эту движущая сила, это подобие электрического тока- просто ВЕТЕР.

Итак, появилось Место – ПРОСТРАНСТВО и внутри зародилось Движение – ВЕТЕР. Пока ПРОСТРАНСТВО еще пусто, ВЕТЕР становится активнее, сильнее, сопротивления и препятствий на пути нет, и ветер разгоняется до урагана. Качество его вибрации переходит в качество вибрации Огня. (Вспомним, как добывается искра огня путем активного трения –движения).

Вместе, ПРОСТРАНСТВО и ВЕТЕР рождают третий первоэлемент – ОГОНЬ.

И здесь ОГОНЬ – это уже тепло, это уже энергия, это уже характеристика силы. Ветер как направляющая активность, как черная линия на плоскости белого листа бумаги. И Огонь как мощность, как Энергия, красно-оранжевый цвет, сжигающий листок, он наполняет пространство новым качеством – Тепло или жар.

ВЕТЕР тонкий и нейтральный, как мысль, всего лишь, направленное движение. Он может двигаться во все стороны. ОГОНЬ – горячий, плавящий все вокруг. Его качество – легкость, и он стремится наверх. И вот уже внутри пространства определилось направление вверх.

Огонь разгораясь, плавит все вокруг и появляется в пространстве качество Текучести, соединяющей все – это появляется первоэлемент ВОДА. ВОДА рождается как противоположная по направлению движения, ОГНЮ, она стекает, она тяжелее и плотнее, стремится вниз. ВОДА – это низ, ОГОНЬ – это верх, т.к ВОДА тяжелая. За счет ее внутренней тяжести, легкий Ветер вытесняется наружу и начинает ее подсушивать вместе с ОГНЕМ, движение замедляется, ВЕТРА становиться все меньше внутри нее, ВЕТЕР снаружи сбивает воду в комок, уплотняя массу.

И ВОДА в своей текучести обретает остановку – ее качество тяжести накапливается, она уплотняется, и получается уже более плотная составляющая – пятый первоэлемент ЗЕМЛЯ.

Теперь у нас есть образы рождения 5 первоэлементов – Пространства, Ветра, Огня, Воды и Земли, варианты сочетаний которых и представляют из себя всю живую и неживую материю на нашей планете.

Для чего нам это нужно понимать? Дело в том, что каждый из пяти первоэлементов обладает своим набором характеристик. Именно эти свойства и качества объясняют взаимосвязь природных явлений во всей их полноте. И нам, на самом деле, их даже не надо изучать, они хорошо знакомы нам по своему опыту с самого раннего детства. Достаточно просто заострить внимание на них – огонь – горячий, обжигает, вода прохладная, земля тяжелая, холодная, если ее не нагрело солнце. В вышесказанном ничего нет оригинального, но, именно, внимание к сути природы вещей дает нам возможность управления своей жизненной силой.

Запомним, для начала, качественные характеристики важных для нас первоэлементов.

Ветер – легкость, подвижность, грубость (шершавость), прохлада (свежесть), тонкость (утонченность), твердость (упругость), сухость

Огонь – теплота, острота, маслянистость, легкость, зловонность (дарящая запах), влажность (как противоположность сухости).

Землю и Воду можно обьеденить общим набором качеств, поскольку именно они и отвечают за созданные формы всего окружающего нас мира.

Земля-Вода – тяжесть, холод, жирность, тупость, мягкость, гладкость, устойчивость или стабильность и липкость или клейкость.

Постараемся вновь включить свою интуицию и через характеристики увидеть в себе и вокруг себя эти пять первоэлементов. Слова в переводе с тибетского не могут сразу полностью объяснить нам понятия, которые имеет в виду наш Учитель, но в процессе прочтения книги, все будет проясняться. В дальнейшем на протяжении всех лекций, Учитель постоянно оперирует этими терминами.

Когда мы рассматриваем человека как часть живой природы, упрощая, мы говорим уже о трех Жизненных Началах ВЕТРЕ, ОГНЕ и ЗЕМЛЕ-ВОДЕ , подразумевая, что все это внутри Пространства и Пространство внутри всего. А ВОДА-ЗЕМЛЯ. как материал, это всегда некая Взвесь, или Тесто, или Камень, в зависимости от количественных пропорций земли и воды, этот материал – масса, чтобы из нее что-либо лепилось.

Почему мы оперируем тремя Жизненными Началами или, как говорят тибетцы «первопричинами», а не просто 5 элементами? Потому что мы состоим из 3 уровней (качества очищенности первоэлементов):

— первый уровень, тонкий – уровень мысли, нашего сознания,

— второй уровень – энергии или «речи»,

— третий уровень, самый грубый – уровень физического тела или проявленной формы, с которой, в силу незнания, мы себя и отождествляем.

И именно эту проявленную форму – наше тело (Земля-Вода) мы приходим лечить к врачу. При этом, забывая, что именно все три уровня или три Жизненных Начала, объединившись, создают живое существо. У которого есть мысли, активность, движение (Ветер) и энергия, сила чувств, сила веры, желаний (Огонь). И для излечения Человека надо управлять всеми тремя Жизненными Началами. И в том числе, именно поэтому – вера пациента (соединение Ветра и Огня) в своего доктора, усиливает действие принимаемых лекарств.

И наука Сова Ригпа, рассматривая взаимосвязь и переплетения трех жизненных начал диагностирует, назначает лекарства и методы лечения, помогающие не только на уровне физического тела (уровне Земли-Воды), но и на уровне Огня и Ветра – энергии и психики.

На тибетском – ВЕТЕР, ОГОНЬ, ВОДА-ЗЕМЛЯ будут Лунг, Трипа, Бекен, что ранее переводилось на русский язык как Ветер, Желчь и Слизь соответственно, а Жизненное Начало переводилось как «Доша», хотя это слово на санскрите, правильный термин по-тибетски будет «Ньепа». Для практикующих Сова Ригпа, за этими словами сложились совершенно другие понятия, чем привычное слуху читателя значение этих слов. Поскольку книга ориентирована на широкий круг читателей, несведущих в особенностях тибетского подхода, мы взяли на себя смелость, с благословения учителя, ввести в обиход простые значения, соответствующие смысловому пониманию природы рассматриваемых явлений.

Наш учитель разъясняет далее…

Как же в теле может присутствовать Огонь, Ветер? Земля и Вода? Здесь имеется в виду, что в нас присутствуют наичистейшие, самые тонкие частицы пяти первоэлементов. Когда зарождается жизнь человека, она возникает из соединения белого элемента* отца и красного элемента** матери. В этих двух составляющих мамы и папы обязательно должны присутствовать пять первоэлементов: огонь, вода, земля, ветер и пространство.

Чтобы лучше понять логику этого процесса, приведу пример с выпечкой хлеба. Как фундамент воспроизводства выступает земля: в случае с хлебом, для этой цели нужна мука, – это то, благодаря чему может появиться вообще какая-либо форма или субстанция. Когда печём хлеб, дабы придать ему определенность на уровне формы, мы добавляем в муку воду. По аналогии и в человеческом теле к первоэлементу земли добавляется вода. Вода скрепляет муку, но просто смешанный с водой комок теста, будет недостаточно прочным. Его нужно перемешать, поработать руками, добавить движение. В теле человека эту работу выполняет первоэлемент Ветер. Сочетание Земли, Воды и Ветра придаёт прочность каждому формообразованию… Но для того, чтобы хлеб был готов, нужен огонь, как и телу нужно тепло.

Всё это наитончайшие стихии и материи, невидимые глазу, которые не следует понимать буквально, будто в теле присутствует огонь как в очаге. Но, если у нас отсутствует хотя бы одна из этих составляющих, то тело не может сформироваться, ребёнок не появится на свет.

Если какого-то из элементов в избытке или недостатке, ребёнок соответственно родится с преимуществом характеристик ВЕТРА, ОГНЯ или ЗЕМЛИ-ВОДЫ. А если перевес одного из Жизненных Начал будет очень значительным, то ребенок родиться больным. И болезнь по характеристикам будет соответствовать ВЕТРУ, ОГНЮ или ЗЕМЛЕ-ВОДЕ, тому, чего оказалось в избытке. Если чего-то слишком много, то чего-то слишком мало становиться – а должно быть гармоничное равновесие. Небольшая дисгармония легко восстанавливается.

А когда мы выходим за пределы своего равновесия – происходит ДИСБАЛАНС, он и проявляется в нашем организме как БОЛЕЗНЬ.

Аналогично, как и с хлебом, если слишком много муки, хлеб будет сухим, много огня – подгорит, неправильный ветер – движение перемешивания, хлеб получится комковатым и рыхлым.

Если в белом элементе отца и красном элементе матери три жизненных начала находятся в балансе, равновесии, то ребёнок родится полностью здоровым. Когда ребёнок уже вырос, обрел постоянную форму взрослого человека, уже можно говорить о балансе трех Жизненных Начал в его теле. Можно определить его индивидуальную норму – это превалирование одного из трех жизненных начал или двух вместе, или гармоничное сочетание всех трех.

Итак, человек может быть с преимуществом:

природы Ветер

природы Огонь

природы Вода-Земля

природы Ветер – Огонь

природы Вода-Земля – Огонь

природы Ветер – Вода-Земля

природы Ветер – Вода-Земля – Огонь

Еще, важно сказать, что во всех тканях нашего тела первоэлементы находятся в различных пропорциях, какого элемента больше, к той стихии и относится… В частности, кости, мышцы, кожа и другие жёсткие составляющие тела относятся к стихии земля. Кровь, лимфа и жидкости тела относятся к стихии вода. Дыхание, возможность сгибания и разгибания конечностей, способность разговаривать и двигаться в целом, относится к стихии ветер. Сама кровь относится к Земле — Воде, а ее движение осуществляется за счет Ветра. Огонь поддерживает жизненное тепло тела и обеспечивает переваривание пищи. Первоэлемент Пространство присутствует в наших полых органах, но он же, в то же время, и то пространство, в котором тело находится, куда оно может расширяться и расти. Если нет пространства, например, в камень попало семя, но растение не вырастет, потому что некуда расти. Первоэлемент ПРОСТРАНСТВО не так легко обнаружить, однако без него никуда, все в нем и оно во всем.

Из книги: Геше Ринчен Тензина «Наука о здоровье»

Инь и Ян – векторные силы. Они формируют направление 5-ти стихий. В свою очередь, каждая из стихий содержит и Инь, и Ян, но в разной степени. Элементы, где Ян больше – огонь, дерево/воздух. Элементы с преобладанием Инь – вода и металл. Баланс – земля.

Любая система, существующая во Вселенной, будь то человек, компания, страна или планета, представляет собой стадию динамичного взаимодействия, и, в идеале, равновесия между пятью первоэлементами. Иногда "У-син" переводят именно как "Пять превращений", указывая на динамику изменений пяти первоэлементов, которая, в свою очередь, является основой эволюции Вселенной

Если следовать китайскому классическому канону – Книге перемен – то, элементы (стихии) расположены в форме круга, потому что у китайцев круг – наиболее совершенная фигура. В центре круга расположена Ци (энергия или Сущность). От Ци рождается Инь и Ян и эти три в свою очередь, порождают "тысячу вещей" – т.е. все разнообразие мира. Но первоначально они дают рождение пяти элементам: дереву (или воздуху – в разных источниках по разному), земле, воде, огню и металлу. Элементы "пересиливают" друг друга, создавая вращение времени. каждому из них соответствует свой цвет: дерево/воздух – синий, огонь – красный, земля – желтый, металл – белый, вода – черный.

Для создания гармонии, во всем необходимо поддерживать динамичный баланс между пятью первоэлементами. Человек, его тело, в организация, страна – абсолютно все – здоровы и находятся в гармонии и самими собой, и со Вселенной, если пять первоэлементов в них сбалансированы,

В частности, в восточной медицине любая болезнь объясняется тем, что в организме произошла разбалансировка энергий Инь и Ян и пяти базовых элементов. Лечить надо не внешние проявленияболезни или дисфункции каких-то органов. Надо устранять первопричину болезни, то есть восстановить баланс между Инь-Ян и пятью первоэлементами... >>>

Бизнес-кейс Indiaco

Индийская модель пяти базовых элементов довольно неоднородна и запутана. К примеру, в Упанишадах упомянуты всего 3 элемента, школа вайшешика называет 5, самкхья - 25.

В Индии никогда не было единой школы и традиции. 5-ти единого символа также нет: каждый из них изображается определенной фигурой: воздух – голубой круг, земля – желтый квадрат, огонь – красный треугольник, вода - белый полумесяц, эфир – черный овал... В текстахвстречается разнообразная символика, в том числе раковина, которую Вишну держит в руках, как символ единения 5-ти стихий.

Продолжение следует...