Меню

Всемирная история обоев. Смотреть что такое "Обои" в других словарях

Обслуживание и ремонт

Обои, используемые для отделки помещений, также имеют свою удивительную историю. Есть сведения, что впервые обои были использованы во II веке до н. э. в Китае. Они были далеко не теми обоями, которые мы имеем сейчас в рулонах. Самые древние образцы были разрисованные вручную и представляли собой большие куски бумаги.

Первые печатные обои датируются 1509 г. Они были изготовлены в Англии, но также были еще «кусковыми», а не рулонными. 1675 год ознаменован началом изготовления деревянных печатных форм, которые благодаря повторяющимся узорам существенно ускоряли процесс нанесения рисунка.

Наряду с бумажными обоями во Франции в XVII-XVIII веках популярными были тканевые, имитирующие щелк отделочные материалы. Влагостойкие обои также давнее изобретение. Оно было запатентовано еще в 1858 году.

В Америке начало применения обоев припадает на 1739 год. А в 1778 году Людовиком XVI был издан указ, что длина рулона обоев должна составлять примерно 34 фута (10,4 м). И только в 1799 году была изобретена машина, позволяющая получать рулоны бумажных обоев. Выпуск был налажен далеко не сразу. Только примерно через полвека спустя появился во Франции рулон, причем рисунок был нанесен уже типографским способом. Пожалуй, только их можно считать первыми обоями.

В России обои начали применяться с первой половины XIX века. Первая фабрика была построена под Петербургом. В настоящее время наблюдаем изобилие разных видов обоев, но бумажные обои не потеряли своей актуальности.

А вот первая модная волна на фотообои пришла в нашу страну около двадцати лет назад. Такие «улучшенные» обои покорили сердца и дома многих жителей больших и малых городов. Цифрового изобилия еще не существовало, поэтому выбор изображений для фотообоев был очень невелик. Сегодня ситуация изменилась коренным образом – появилось множество толковых специалистов, способных создать определенное изображение на стену для конкретного человека. Фотообои удивительно вписываются под любой интерьер, женщины в большинстве своем выбирают фотообои с изображением цветов .

В середине 19 века французский художник и литограф Жюль Шере стал одним из основоположников плакатного дела, печатного мастерства, создателем далекого предка современных фотообоев… Шере имел свою литографическую мастерскую и за всю жизнь создал не меньше полутора тысяч плакатов и постеров для театральных помостов, цирковых площадок и кафе. Правильным будем выделить имя еще одного человека, французского аристократа и художника Анри Лотрека. Оба были графиками и декораторами и имели благотворное влияние на работу друг друга. Шере предложил прототип современного постера, первым став подписывать свои работы. Именно он определил основные принципы удачной рекламы на плакате. Такое положение дел продлилось до второй половины 19 века. Последующее развитие печати на крупноформатных бумажных полотнах достигло уровня настоящего искусства, особенно после того как граф Тулуз-Лотрек добавил в литографии насыщенные, броские цвета. Благодаря этим людям сегодня мы наслаждаемся контрастными крупноформатными изображениями. желтая роза на стене

Исторические факты. Многочисленные попытки

Задолго до Жюля Шере и графа Лотрека еще один французский художник-миниатюрист Жан Бурдишон расписал 50 рулонов бумаги. Он нарисовал ангелов на голубых «обоях». Эта работа была использована для декоративного оформления резиденции короля Людовика XI. Вскоре подобным образом стали украшаться элитные дома в аристократических кругах. Этот эпизод в истории породил то ли фреску, то ли фотообои…! В середине 18 века печатник из Филадельфии Флисон Планкетт провел небольшой эксперимент. С помощью деревянных заготовок он нанес на бумажные полотна узор, а после разукрасил его вручную. Так произошла еще одна попытка и, наверно, вполне удачная, изобрести бумажный декор на стену.

Многие знают, что современные фотообои обладают влагоотталкивающими свойствами. Впервые «наделили» обои такой особенностью после Второй мировой войны. Технологии позволили производить более прочные образцы обоев, которые можно было аккуратно протирать влажной губкой. Это значительно продвинуло новый тип обоев на потребительский рынок декоративных покрытий. изображение Венеции на стене в столовой

Сегодня фотообои опять стали модными и популярными. Давно прошли времена, когда принты на фотообоях были скучными и однообразными. Технологии производства поменялись в лучшую сторону и сейчас многие любители живописных изображений имеют реальную возможность обновить свой дом качественными и реалистичными фотообоями.

Обои — это, безусловно, самый распространенный вид настенного покрытия в мире. Сегодня существует масса разновидностей: бумажные, текстильные, виниловые, изготовленные из разных природных материалов, инкрустированные стразами, кристаллами и пр., флизелиновые, высокотехнологичные и многие-многие другие обои, которые ежегодно производятся миллионами тонн и миллиардами километров.

Во всех странах и на всех континентах обои ценятся за ту незримую теплоту, которую они придают домашнему интерьеру, и, конечно же, за свою эстетическую привлекательность. Но как же все это случилось?

Появление бумаги

История обоев началась примерно за 4000 лет до н.э., когда на свет появилась самая ранняя форма бумаги — египетский папирус. Однако родиной бумажных настенных покрытий стал вовсе не Египет, а древний Китай. Именно китайцы изобрели рисовую бумагу, и именно они в 200 году до н.э. первыми начали применять её в качестве покрытия для стен.

В 105 году уже нынешней эры китайский придворный Цай Лунь изобрел технологию производства бумаги из текстильных отходов (тряпья). Это было рождением бумаги таковой, какой мы её знаем сегодня. Между прочим, именно благодаря этому изобретению Китай смог развивать свою цивилизацию гораздо быстрее других — появление бумаги способствовало широкому распространению грамотности и литературы. Неудивительно, что этот факт вызывал интерес и зависть у многих правителей древних государств, и за «рецептом» бумаги охотились не менее усердно и коварно, чем за секретом изготовления шелка.

В 751 году в битве при реке Талас арабские войска захватили в плен нескольких китайских производителей бумаги. Тайны и навыки её производства были раскрыты. Бумага стала распространяться по Ближнему Востоку и за его пределы.

В Европу бумага попала лишь в XII веке, где до тех пор стены декорировались различными тканями. К тому времени она уже стала тонкой и достигла довольно высокого уровня качества во многом благодаря тому, что арабы заменили волокна льна в её составе на шпон и бамбук.

История развития обоев

Первыми европейскими образцами блочной печати были религиозные памятки, называемые «helgen». Старейший из известных таких рисунков — Представление Девы (1418 г.) — хранится сегодня в Королевской Библиотеке Брюсселя. В Китае подобный метод печати применялся еще в V веке.

Жан Бурдишон, «Поцелуй Иуды»

В 1481 году французский художник Жан Бурдишон раскрасил для короля Людовика XI 50 рулонов бумаги прекрасными ангелами на синем фоне. Король Людовик приказал ему изготовить такие портативные обои, потому что часто переезжал из замка в замок. После этого многие богатые европейцы на протяжении десятков лет заставляли художников разрисовывать бумагу для украшения стен, но вряд ли можно сказать, что настоящие бумажные обои существовали до появления печатного пресса.

Самый ранний фрагмент европейских обоев, который удалось обнаружить и который сохранился до сегодняшних дней, был найден на балках Колледжа Христа в Кембридже, Англия и датирован 1509 годом. Дизайн этих обоев представляет собой оттиск с гравюры на дереве граната, выполненный на обороте провозглашения, выданного Генрихом VIII. Автором этой работы был признан типограф из Йорка Хьюго Гоес.

Позднее значительного успеха добились и английские методы производства обоев. Продукты, которые в XVIII веке появились в лучших магазинах Лондона, быстро стали писком моды. На первых порах лондонские модники предпочитали очень дорогую, расписанную вручную бумагу, которая имитировала различные архитектурные элементы и материалы, например, мрамор или лепнину. Но позже обои добились признания и благодаря своим собственным достоинствам. Особенной популярностью пользовались окантовки, напоминающие тесьму или отрезок ткани, а также флоковые обои, выглядевшие как срезанный бархат.

В Америке обои появились в 1739 году. Бумажные настенные покрытия с рисунком — от неоклассических моделей до беспорядочных узоров из роз — быстро стали олицетворением моды. Изначально колонисты копировали европейский стиль, но после войны в американском мастерстве начала проявляться самостоятельность. В 1778 году король Людовик XVI издал указ, в котором задал требуемую длину рулона обоев 34 фута (10.36 м). Эта величина остается общепринятой по сей день.

В 1785 году француз Кристоф Филипп Оберкампф изобрел первую машину для печати обоев. В то же самое время его соотечественник Никола Луи Робер нашел способ изготавливать бесконечный рулон.

Следующий важный вклад в историю развития обоев внесла Германия. В 1798 году в Зольнхофене Алоизом Зенефельдером была изобретена литография — новый способ печати, в ходе которого краска наносилась на бумагу под давлением при помощи плоской печатной формы.

В 1839 году Чарльз Гарольд Поттер из Дарвена изобрел машину для 4-хцветной поверхностной печати, на цилиндрах которой были вручную вырезаны формы для получения узоров. Это английское изобретение позволило печатать до 400 рулонов обоев в день. В 1850 году количество возможных оттенков увеличилось с четырех до восьми, а в 1874 году их уже стало 20.

В 1879 году австрийцем Карлом Кайчем была изобретена глубокая печать. При использовании этого метода краска может наноситься на поверхность бумаги намного более толстым слоем, придавая ей не только цвет, но и рельеф.

Шелкография, как говорят, возникла и развивалась в Японии и Китае между 960 и 1280 годами. Однако впервые она была запатентована в Англии Самюэлем Саймоном в 1907 году. Первая механическая машина для шелкографии была изобретена в 1920 г.

В викторианскую эпоху было модно украшать стены комнат как можно ярче. Появление машинного производства сделало обои с самыми сложными узорами доступными практически для каждого дома. Такие мастера, как Луис Комфорт Тиффани и Уильям Моррис с их лирической манерой интерпретировать природные мотивы, стали символами стиля модерн. Но, несмотря на все это, настоящее признание обои получили лишь в 20-х годах. То время прославилось как Золотой век обоев, за период которого было продано их более 400 миллионов рулонов.

После Второй мировой войны вся промышленность пережила революцию благодаря появлению пластиковых смол. С их помощью многим изготавливаемым продуктам удалось придать такие важные свойства, как сопротивляемость к грязи, стойкость к стирке, прочность и долговечность.

Архитектурный модернизм, длившийся по 70-е — 80-е, выступал против декоративных излишеств, из-за чего обои впали в немилость на большую часть времени этого века. Но в конце XX столетия многие люди вновь открыли для себя всю романтику и красоту узорчатых стен.

Что мы имеем сегодня?

Последние достижения в области цифровой, фотографической и других печатных технологий позволяют современному оборудованию воспроизводить любые исторические орнаменты и цифровые материалы на самых разных подложках. После того, как высокие технологии вмешались в дело, чего остается ждать от дальнейшего развития обоев?

Сегодня мировые производители предлагают чудесные обои для стен, которые можно мыть и которые могут отлично прослужить более 15-ти лет, но при этом их история была выдержана в лучших традициях мирского искусства. Дизайн современных обоев может воспроизвести любой стиль архитектуры любого периода. Но, в отличие от дорогостоящих фресок и гобеленов, этот вид настенного покрытия сегодня доступен каждому.

История обоев обновлено: Январь 16, 2014 автором: Маргарита Глушко

Самый верхний слой обоев называется покрытием , именно от этого слоя зависит внешний вид обоев. Существует пять основных покрытий: бумажное, виниловое, акриловое, текстильное и пробковое . Наиболее популярны первые два вида, а именно бумажные и виниловые обои . Какие обои лучше? Их преимущества и недостатки. И какому типу покрытия отдать предпочтение?

Появились бумажные обои для стен в странах Восточной Азии. В Европе они получили распространение в XVIII, и уже много лет являются наиболее востребованными при поклейки стен. Их называют родоначальникам всех типов обоев и даже классикой в отделке стен. Они позволяют придать необходимый колорит помещению и создать определенные стиль.

Бумажные обои бывают однослойные (симплекс) и двухслойные (дуплекс) . Дуплекс имеют дополнительное покрытие, которое несёт защитную функцию от внешних факторов. Однослойные бумажные обои в последнее время пользуются меньшим спросом, они недостаточно стойкие к перепадам температуры и влажности, воздействию солнца и имеют небольшой срок службы. Дуплекс — более востребованы и износостойкие.

Нынче производятся не только гладкие, но и структурные (тиснённые, рифлённые) обои для стен из бумаги.
Структурные бумажные обои получаются благодаря разной технологии нанесения на бумагу краски, благодаря которой и достигается разный визуальный эффект фактуры. Благодаря такой структуре дуплексных обоев достигается эффект теснения. Этот эффект широко используют фабрики в разных странах, при производстве дизайнерских бумажных обоев.

+ Преимущества бумажных обоев. Безусловно, главными преимуществами таких обоев является экологичность и воздухопроницаемость. Благодаря природному происхождению, бумажные обои рекомендуется использовать в спальне и детской. Бумага хорошо пропускает воздух, под такими обоями никогда не заведется плесень или грибок. К «плюсам» обоев с бумажным покрытием можно отнести и сравнительную дешевизну.

Недостатки бумажных обоев. Бумажные обои не подходят для комнат, в которых высокая влажность и часто меняется температура (кухни, ванные), а также для прихожих, где на стены могут попасть брызги и грязь с обуви. Бумага не влагостойкая и её нельзя почистить без нанесения обоям повреждения, поэтому для вышеуказанных помещений такая отделка стен неприемлема. Лишь некоторые обои, обработанные специальным составом, можно протирать влажной салфеткой. У обоев с бумажным покрытием меньший срок службы по сравнению с обоями с виниловым покрытием.

могут иметь бумажную или флизелиновую основу, от которой в большей степени зависят характеристики обоев в целом. Виниловое покрытие дает возможность воспроизводить любые рисунки и рельефы, имитировать разнообразные узоры. Существует четыре типа виниловых покрытий: твердый, гладкий, вспененный винил и шелкография. Первые два – это плоский рельеф и большая плотность, вспененный винил имеет выпуклую фактуру и относительно малую плотность, а шелкография похожа на текстиль и производится методом горячего тиснения.
Виниловые обои представляют собой двухслойное покрытие . На тканевый или бумажный слой наносят покрытие ПВХ, после чего накладывают рисунок или тиснение. ПВХ защищает обои от проникновения в слои влаги, излишнего света, и частично от механических повреждений. Кроме этого, такие покрытия пропитаны составами, препятствующими образованию плесени, налёта и грибков. Доступная цена и широкие возможности применения, позволяют считать виниловые обои одними из наиболее востребованных на рынке настенных обоев.

Использование специальных микропор позволило исключить один важный недостаток таких покрытий и сделать их полностью воздухопроницаемыми . Эти микропоры, с одной стороны, не допускают проникновения влаги под обои при их мытье, а с другой – не препятствуют испарению конденсата из–под покрытия. В результате этих процессов обеспечивается нормальный микроклимат в помещении, стены которого оклеены виниловыми обоями. Такой тип покрытия подходит хорошо проветриваемым помещениям — для гостиной, кухни или прихожей.


+ Преимущества виниловых обоев. Виниловые обои имеют большой срок службы – от 10 до 20 лет эксплуатации. Они просты в уходе: достаточно иногда протирать стены влажной губкой. Основные преимущества виниловых обоев: влагостойкость и легкость мытья; широкое многообразие дизайнов и фактур; красота и неприхотливость при эксплуатации; противодействие механическому воздействию; стойкость к выгоранию. Именно этот тип обоев идеально подойдет для кухни, ванной или прихожей.

— Недостатки виниловых обоев. Будучи синтетическим полимером, винил, как и другие аналогичные материалы, выделяет вредные вещества: формальдегиды, ДОФ, ДБФ. Даже если на упаковке указано, что виниловые обои соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям, лучше отказаться от использования их в детских комнатах и спальнях. В других жилых помещениях их следует применять при условии постоянных и частых проветриваний. Если виниловые обои не имеют специальных микропор, под такими обоями может развиться плесень и грибок из-за слабой воздухопроницаемости.

Несмотря на стремительно возникающие инновации в отделке, бумажные обои для стен все ещё сохраняют весьма высокий и, главное, стойкий спрос на рынке. И это объяснимо. Основным достоинством такого типа обоев является их дешевизна. Но кроме этого, важную роль в «реинкарнации» бумажных обоев сыграла и мода на экологичность. И, как результат, бумажные обои , быстро привлекли на свою сторону приверженцев тотальной экологичности в своём жилье. Именно бумажные станут лучшим выбором для детской и спальни.

Что касается помещений, в который постоянный риск механический повреждений (в кладовых), повышенная влажность (ванная), необходимость в постоянной уборке (кухня и прихожая) — здесь намного более уместными станут обои с виниловым покрытием . Выбирайте обои с микропорами, которые обеспечивают воздухопроницаемость, не забывайте проветривать эти помещения — и виниловые обои смогут прослужить заявленные производителями 20 лет без выгорания, налетов или грибка.

Виниловые и бумажные обои в интерьере:

1

3

2

1

Известно, что основателями такого строительного материала как обои, являются китайцы. Именно они в 200 году до нашей эры оклеивали стены своих жилищ. Ими было налажено производство рисовой бумаги, предназначением которой являлось оклеивание стен помещений. Долгое время они хранили свой секрет, и только в 6 веке тайну узнали японцы, которые быстро сумели наладить производство подобной бумаги. После произошедшего сражения в 751 году при Самарканде китайскими пленниками был выдан секрет производства бумажных листов арабам.

Кстати, рисовые обои, которые были изготовлены в Китае, имели особую ценность. Это происходило даже независимо от направления моды. По сей день стенды лучших музеев мира украшают образцы старинных обоев. Где-то уже в начале 8 века технологические процессы производства нашли свое распространение. До России и до других стран эта технология дошла лишь в 10-11 веках, а применяться они стали несколько позже, с 11 по 15 век обои относились к предметам роскоши и свидетельствовали о высоком социальном статусе владельца дома.

Во Франции в 1599 году образовалась гильдия «обойщиков». Несколько лет ушло на то, чтобы наладить технологический процесс производства обоев с самым простым рисунком. Изначально полотна обоев выпускались небольших размеров. В 1675 году французским гравером Джоном Папиллоном была выявлена возможность изготовления матриц, с помощью которых осуществлялось печатание непрерывного рисунка на обоях. Это позволило ускорить развитие производства обоев.

В странах Западной Европы в 17-18 веках стали обретать популярность «фальшивые» шелка. Технология изготовления такого шелка заключалась в том, что на обрезки шелковых нитей насыпали на грунтованную поверхность бумажного полотна. Вместе с высыханием грунта шелк приклеивался и полученный эффект создавал иллюзию ткани.

Особая популярность обоев приходится на вторую половину 18 века. Интересным остается тот момент, что бумажные обои наклеивались не на стены или бумажный слой, как делается это в настоящее время, а на холст, который натянут на деревянный подрамник, который, в свою очередь, прикреплен к стене.

Об обойных рисунках можно сказать следующее. В 17 и начале 18 века каждый рисунок подражал фактуре кирпича или штукатурки, некоторые имитировали некоторые детали архитектуры. Уже в конце 18 века было налажено производство обоев с аллегорическими сюжетами, с изображением пастушек и пастушков, пейзажами. И уже чуть позже особую популярность приобрели обои, выполненные с цветочными рисунками, также это были рисунки, которые имитировала мрамор, лазурит, малахит.

Оклеить стены обоями — самый очевидный и широко распространенный способ отделки. Но этот отделочный материал имеет разные характеристики и цены. Какие бывают виды обоев, чем они отличаются, где какой лучше применять — обо всем этом поговорим дальше.

Классификация по характеристикам

Чтобы не ошибиться в при выборе обоев, надо иметь представление о том, какие они вообще бывают. Начнем с общей классификации по различным признакам и свойствам.

Первое, с чем стоит определиться — это с тем, насколько отделка должна «дружить» с водой и как часто ее надо будет мыть. По этому признаку они бывают:


Эта характеристика отображается на этикетке каждого рулона в виде графического значка — волнистой линии (смотрите на фото).

Далее стоит определиться со стойкостью к выгоранию. Не секрет, что некоторые материалы и краски на освещенных солнцем поверхностях меняют свой цвет. Для солнечных помещений лучше выбирать обои стойкие к выцветанию. В помещениях, окна которых выходят на запад или север, это не так критично. Для тех, которые без окон (коридоры, ванные, санузлы и т.д.) это вообще неважно. Эта характеристика также отображается на этикетке пиктограммой в виде солнца (на фото ниже).

Стойкость обоев к выгоранию — графическое обозначение

Еще важным может быть подгонка рисунка. Некоторые расцветки совсем не требуют подбора рисунка и смещения (однотонные). Другие — требуют смещения, причем на разную величину. Смещение увеличивает расход отделочного материала. Эта информация также указывается на этикетке при помощи пиктограмм.

Все виды обоев снабжены вкладышем-инструкцией, на которой отображены эти данные. Также там есть изображения, которые отображают способ нанесения клея. Отображен и способ удаления — снимаются они полностью или частично. Далее рассмотрим виды обоев — из чего они изготовлены, какие имеют достоинства, недостатки, область применения.

Бумажные

Бумажные обои — самые распространенные и самые дешевые. Их популярность обусловлена невысокой ценой, широким ассортиментом, хорошими эксплуатационными свойствами. Они экологически безопасны, проницаемы для воздуха, но боятся повышенной влажности, имеют невысокую механическую прочность, быстро выцветают. Средний срок службы — 3-5 лет. Немного, но это и все другие недостатки компенсируются очень привлекательной ценой.

Бывают бумажные обои нескольких видов:


При выборе обращайте внимание на такой показатель как плотность — он сильно оказывает влияние на прочность, но учтите, что плотные бумажные обои клеить на неровные стены тяжелее — они не такие эластичные, как средние. Очень тонкие — тоже плохо, так как они, наоборот, очень сильно тянутся, а в мокром виде могут практически расползаться в руках или «скатываться», идти волнами, при попытке разровнять на стене. В общем, оптимальный вариант — средние. Они и неровности закроют и работать с ними легко. Деление такое: до 110 г/м 2 — легкие, 110-140 г/м 2 — средние, более 140 г/м 2 — тяжелые.

Если вам нужен недорогой «дышащий» материал для отделки стен, бумажные обои, практически, вне конкуренции. При наклеивании используется самый простой клей, которым намазывается и стена и полотно (но не всегда, читайте инструкцию).

Флизелиновые

Флизелин — это нетканое волокно, которое состоит из целлюлозных волокон (иногда используют искусственные волокна). Этот материал обладает высокой паропроницаемостью, хорошо проводит воздух и влагу, бывает разной плотности. Тонкий флизелин довольно эластичный материал, который можно наклеить на неровные стены. Но он слишком тянется, что может стать проблемой. Полотна со средней и высокой плотностью наклеиваются проще, но практически не тянутся, так что поверхность должна быть ровной.

Обратите внимание, что есть обои из 100% флизелина, а есть только на его основе. Сейчас мы говорим о тех, которые полностью из флизелина, так как в противном случае их характеристики зависят от второго слоя. Кстати, при поиске в каталоге пишите «флизелиновые обои с флизелиновым покрытием», иначе большая часть выдачи — виниловые на флизелиновой основе, а они имеют совсем другие свойства.

Флизелиновые обои имеют две форму выпуска — обычные и «под покраску», приклеиваются специальным клеем на основе хорошо очищенного крахмала и/или ПВА. Могут быть гладкими, текстурными, с тисненым или объемным рисунком. Имеют хорошие эксплуатационные свойства:

  • Флизелин при намокании не разбухает от клея или воды, не меняет свою форму после высыхания.
  • Подготовка стен может быть неидеальной — за счет плотности материал скроет некоторые неровности, но большие впадины-выступы недопустимы.
  • Можно использовать в новых домах — он не рвется при образовании новых небольших трещин.
  • Немного снижает теплопроводность и звукопроницаемость стен (для существенного улучшения звукоизоляции его явно недостаточно, а как ее улучшить читайте ).

В продаже в большинстве флизелиновые полотна импортного производства, но есть и немногочисленные Российские (например, Milassa, Loymina). По цене они не отличаются, так что выбирать по этому критерию нет особого смысла. При выборе обращайте внимание на то, что ширина есть 53 см и 105 см, длина в рулоне — от 10 метров до 25 метров. Так что цена за рулон — далеко не показатель. Сравнивать проще, если считать цену за квадратный метр.

Виниловые

Виниловые обои бывают на основе бумаги или флизелина. На основу наносится слой поливинилхлорида (ПВХ, PVC или проще — винила). Эта пленка толщиной менее миллиметра, но она придает отделочному материалу прочность (можно мыть щеткой), водоотталкивающие свойства, высокую стойкость к выцветанию. Именно виниловые полотна можно мыть, причем многие стойкие к истиранию и допускают использование щетки.

Такой набор свойств позволяет использовать этот вид обоев в помещениях с повышенной влажностью, в частности в кухне или в ванной, но не в непосредственной близости от источников воды. Он также отлично проявляет себя там, где требуется высокая прочность отделки (коридор, прихожая) — поцарапать его надо постараться.

Еще один вид обоев с особыми свойствами — виниловые

Основой их недостаток — не пропускают воздух, потому в жилых помещениях стараются их не использовать или компенсировать наличием хорошей системы вентиляции.

Виды и разновидности

Какие виниловые обои лучше — на бумажной основе или на флизелиновой? На флизелиновой легче клеятся, но только на хорошо подготовленное основание. Дело в том, что в качестве основы используют тонкий флизелин, а так как виниловая пленка тоже тонкая, то и общая толщина покрытия небольшая, скрыть неровности они просто не в состоянии — все погрешности видны. Еще один нюанс — если виниловые обои выбраны светлые, то и основание должно быть однотонным светлым, иначе неоднородность окраски может просвечиваться.

Если сравнивать виниловые и другие виды обоев, то по прочности они самые лучшие, легко клеятся на относительно ровную (можно не идеальную) поверхность. Но, при значительных неровностях, могут возникнуть сложности — клеится сухое полотно и оно совсем неэластично.

Расцветки виниловых обоев самые разнообразные. Поверхность может быть гладкой, текстурной. Рисунок может быть просто нанесен или может иметь объем (рельефные обои). Есть еще и под покраску.

Один из видов виниловых обоев — горячего тиснения шелкография)

Отдельно стоит сказать о виниловых обоях, которые производятся методом горячего тиснения с использованием шелковых или искусственных нитей. Их называют шелкографией — за характерный блеск. Выглядят они очень «парадно», потому чаще используются в гостиных. Некоторые виды шелкографии можно увидеть на стенах в прихожей — они своим матовым блеском делают помещение больше.

Продаются виниловые обои в рулонах шириной 53 см, 70 см и 105 см, длина в рулоне — в основном 10 метров (точнее — 10,05 м), клеятся на специальный клей, так как имеют довольно большой вес.

Как правильно клеить обои читайте .

Акриловые обои

Если быть точным, то это бумажные обои с акриловым напылением. Наносится полимер точечно, не закрывая основание полностью, потому бывает только с фактурной поверхностью. На количество расцветок это практически не влияет, а вот на вес — довольно сильно. Акриловые полотна не настолько тяжелые, как виниловые, потому и используется не такой густой клей. Благодаря точечному нанесению полимера (сам по себе он воздухонепроницаемый) этот вид отделки можно отнести к категории дышащих, потому это вид обоев часто используют в жилых помещениях.

Акриловые обои — это бумажная основа (обычно цветная), на которую точечно нанесен акрил

Частичное покрытие бумаги акрилом немного повышает ее стойкость к мытью — они относятся к категории водостойких, стойкость к выцветанию — средняя, как и ценовая категория. Наклеиваются по тому же принципу что и бумажные — намазывается клеем и обойное полотно, и стена; сложность приклеивания — средняя. Могут возникнуть проблемы, если акриловое покрытие слишком мягкое — чуть сильнее прижмешь и оно сдирается. Тогда и в эксплуатации они ведут себя также — напыление можно снять, случайно задев чем-то жестким. Даже ногтем. Это относится не ко всем видам акриловых обоев, но есть и такие экземпляры. В общем, неплохой вариант, но не отличный.

Ширина рулонов акриловых обоев чаще всего 53 см, но есть 70 см, можно найти и метровые. Длина стандартная — 10 метров. По цене тут больший разброс чем тем, которым отличаются другие виды обоев: есть совсем недорогие российского и украинского производства (стоимость от 3-5$ за рулон), есть импортного производства — в 8-15 раз дороже. Стоит отметить, что качество, да и внешний вид, отличается значительно.

Текстильные (тканевые)

Текстильные обои делают на основе бумаги и флизелина. На эту основу наклеивается тканый или плетеный материал из льна, хлопка, вискозы, джута, полиэстера, шелка и т.п. Текстура может быть гладкой, шелковистой, бархатистой. Зависит это от используемого материала и техники плетения. Кроме того, на ткани могут быть вытканы рельефные рисунки.

Текстильные обои — отлично выглядят, но стоят дорого

Тканевые обои — это еще один вид «дышащей» отделки для стен, потому может использоваться в жилых комнатах. Это очень красивый отделочный материал, но дорогой. Даже если сравнивать такие не совсем дешевые виды обоев как шелкография или натуральные. При этом он требователен к условиям эксплуатации — боится повышенной влажности, выцветает, чистить его можно только сухим способом, изредка применяя влажную губку.

Есть две формы выпуска: стандартная — рулоны длиной 10 метров (ширина 70-80 см). Некоторые текстильные обои (более дорогие) продают на погонные метры. Их ширина обычно — 105-120, но есть и более широкие полотна.

Правила комбинирования обоев описаны .

Стеклообои

Обои из стеклоткани — это специальный вид отделочных материалов под покраску. Они хороши тем, что не боятся влаги, могут клеится во влажных помещениях. Надо только правильно подобрать краску. Второй положительный момент — они выдерживают многократное перекрашивание (самые качественные — до 20 раз) и срок их службы — 20-30 лет. Другие виды обоев по этому параметру им сильно уступают.

За счет переплетения волоконстеклообои паро -, воздухо- и водо- проницаемые. Однако стоит помнить, что свойства оклеиваемой поверхности зависят от свойств краски, которой они будут покрываться.

Нужны долговечные обои под покраску — выбирайте из стекловолокна

Недостатком считается не слишком большой ассортимент, несколько «офисный» вид, а также то, что до покраски в воздух попадают мельчайшие частицы стекла. Также при работе стоит использовать защитную одежду. Клеят обои из стекловолокна на специальный клей, который наносится на стену

Очень интересное покрытие, представляющее собой скорее один из подвидов штукатурных смесей. Продается в виде порошка или готового к применению состава. Состоит из вяжущих компонентов (клей), текстильных волокон, целлюлозы, минеральных и декоративных добавок. Как шпаклевка наносится на стены шпателем или чем-то напоминающим этот инструмент.

Важное свойство жидких обоев — нетребовательность к основанию. Все остальные виды обоев требуют ровной поверхности. Какие-то более ровную, какие-то менее. Жидкие обои сами могут выравнивать стену, на которую наносятся. Но, в целях экономии состава, значительные выемки стоит предварительно заделать подходящей шпаклевкой.

Подходят жидкие обои для отапливаемых и неотапливаемых помещений, но требуют нормальной влажности. Еще один плюс этого типа покрытий — высокая ремонтопригодность. Поврежденный участок счищается, образовавшаяся выемка заполняется тем же составом. После высыхания отремонтированное место найти практически невозможно. Потому некоторую часть состава хранят «до востребования».

Другие виды обоев

Выше описаны те отделочные материалы, которые представлены в любом строительном магазине. Но есть виды обоев, которые используются редко, но имеют неплохие эксплуатационные свойства, да и выглядят очень необычно. Возможно поэтому они не так широко распространены.


Теперь вы знаете все виды обоев — и широко распространенные и не очень. Зная их основные характеристики можно подобрать отделочный материал под требования конкретного помещения и ваши желания.