Меню

В период перестройки. Просчеты

Монтаж крыши и кровли

Основными направлениями внешней политики Российской Федерации в современных условиях являются:

Недопущение изоляции РФ по основным стратегическим азимутам (США, Европа, Азия);

Создание благоприятной для России среды в ближнем зарубежье, содействие интеграционным процессам на постсоветском пространстве;

Интеграция в международные экономические и политические структуры;

Участие в урегулировании международных конфликтов, в борьбе с международным терроризмом и преступностью, решении экологической, энергетической, ресурсной, информационной и других глобальных проблем.

Важным аспектом деятельности дипломатов стало установление связей со странами “ближнего зарубежья”. 5 лет существования СНГ показали, что Содружество не состоялось в том качестве интеграционного объединения государств, в каком оно первоначально провозглашалось. Принятые в его рамках совместные решения (более 800), в том числе Договор об экономическом союзе (1993), Соглашение о Межгосударственном экономическом комитете (1993), Договор о коллективной безопасности (1992-1994), фактически остались на бумаге. Координирующие институты не оказывали заметного влияния на ход событий. Пробивавшиеся с трудом ростки интеграции, за редкими исключениями, были следствием не коллективных, а двусторонних договоренностей.

Объем торговых отношений РФ с партнерами по Содружеству со второй половине 90-х гг. сократился. Продолжали накапливаться противоречия в политической, правовой и информационной сферах. Неудовлетворенность ходом дел проявилась на встрече глав государств - членов Содружества в апреле 1997 г. Все более очевидно проявилась тенденция к образованию в СНГ особых “интеграционных узлов” (группа Центрально-Азиатских стран, Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии, Союз России и Белоруссии, Украинско-Кавказская “ось” и т.д.). Государствам, стремящимся развивать сотрудничество, приходится делать это вне институтов СНГ.

Серьезную роль в ослаблении интеграционных тенденций сыграла целенаправленная политика Запада и ряда мусульманских государств, поощряющих дистанцирование стран СНГ от России. При всей важности экономических связей с РФ началась их переориентация на Западную Европу и страны Среднего Востока. Обозначилось тяготение к различным внешним группировкам государств (“восьмерка” исламских государств, инициированная Турцией, организация ЭКО, создаваемая по предложению С. Ниязова; тяготение Украины к НАТО).

Специфика интересов отдельных стран, возникших на постсоветском пространстве, привела к возникновению в СНГ нескольких уровней интеграции. Менее всего она проявляется в отношениях России с Украиной, Азербайджаном, Туркменистаном. На более высокий уровень вышли отношения с Казахстаном и Киргизией. Растущее стремление к сближению с Россией проявляется в Армении. Наконец, несмотря на противодействие влиятельных внутренних и внешних сил, в апреле 1997 г. заключен договор о создании Союза России и Белоруссии и принят его Устав. 25 декабря 1998 г. президенты Б. Ельцин и А. Лукашенко подписали декларацию о создании в 1999 г. союзного государства. В документе говорилось, что государства сохраняют национальный суверенитет.


На Востоке постсоветского пространства наибольшее значение для России имеют отношения с Казахстаном - прежде всего, потому что немногим менее половины жителей этой страны - русские и русскоязычные. На Казахстан приходится самая протяженная часть южных российских границ. В свое время экономика значительной части Сибири и Южного Урала создавалась как единый комплекс с экономикой Казахстана. С одной стороны, налицо позитивные сдвиги в интеграции - Россия и Казахстан вместе с Белоруссией и Киргизией заключили Таможенный Союз. С другой стороны, в отношениях двух стран пока превалируют чисто утилитарные задачи (поставки в РФ “целинного зерна”, использование космодрома Байконур и др.), мало внимания уделяется политическому и военному сотрудничеству.

Оценивать внешнюю политику РФ за 1997-2000 гг. однозначно нельзя. Президент Б.Н. Ельцин дал высокую оценку усилиям дипломатов по установлению стратегического партнерства со странами Запада. В то же время, будучи министром иностранных дел, Е. Примаков заявил, что попытки Москвы установить особые отношения с Западом после распада СССР не увенчались успехом.

1997 г. ознаменовался включением РФ в “большую семерку” и Организацию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, а также подписанием соглашений по разоружению и сотрудничеству с НАТО.

2 сентября 1998 г. в Москве состоялась встреча на высшем уровне Президентов РФ и США Б. Н. Ельцина и Б. Клинтона. Основным обсуждаемым вопросом была экономическая помощь США России. Главный итог встречи - Америка обеспокоена положением дел в российской экономике, но пережить кризис России предстоит самостоятельно.

Рубежом в отношениях России с Западом стал балканский кризис, разразившийся в марте 1999 г. Обвинив Югославию в притеснении албанского населения в провинции Косово, 19 стран НАТО во главе с США 24 марта начали бомбардировки традиционного союзника России. Вскоре в западных странах стало ясно, что удар нанесен по отношениям с Россией. Еще большую напряженность между Россией и Западом создала возобновившаяся чеченская война.

Тема урока: Внешняя политика СССР в период перестройки .

Общие цели: охарактеризовать направления внешнеполитического курса СССР в период перестройки.

Вспомогательные цели: назвать идеи «нового политического мышления».

Дополнительные цели: высказать точку зрения по проблеме: «Была ли у СССР и Запада возможность продолжения внешней политики в духе "холодной войны"?»; проанализировать внешнеполитический курс М. С. Горбачева, выяснить причины разрушения «мирового коммунистического движения».

Основные понятия и термины: «новое политическое мышление», демилитаризация, разоружение, региональные конфликты, биполярная система международных отношений, общечеловеческие ценности, гуманитаризация международных отношений.

Важнейшие даты и события:

1985 г. - встреча лидеров СССР и США в Женеве.

1986 г. - встреча лидеров СССР и США в Рейкьявике.

1987 г. - договор между СССР и США о ликвидации ракет среднего и ближнего радиуса действия.

1988 г.- встреча лидеров СССР и США на Мальте.

1989 г. - вывод советских войск из Афганистана.

1990 г. - распад социалистической системы.

1990 г.- Операция « Буря в пустыне».

Договор СНВ-1.

1991 г. - роспуск Совета экономической взаимопомощи и организации Варшавского договора.

Исторические персонажи : Рональд Рейган; Джордж Буш (старший); Маргарет Тетчер; Гельмут Коль; Саддам Хусейн.

Ход урока

I. Изучение нового материала.

План

1. Важность поиска новых решений.

2. Идеология нового политического мышления.

3. Инициативы в военной области.

4. СССР и перемены в Азии.

5. Распад социалистической системы.

6. Дискуссии об итогах политики, основанной на «новом политическом мышлении».

1. Необходимость поиска новых решений.

Вопросы:

Вспомните, какие события привели к кризису «политики разрядки»?

Какими чертами характеризовалась советская внешняя политика начала 1980-х гг.?

Учитель с целью определения поиска новых решений во внешнем курсе СССР высказывает свою точку зрения по теме «Была ли у СССР и Запада возможность продолжения внешней политики в духе "холодной войны"?».

2. Концепция «нового политического мышления». Обучающиеся знакомятся со схемой «Основные направления внешней политики СССР в 1985-1991 гг.»:

Отказ от давления и диктата в отношении со странами социализма.

Нормализация отношений Восток-Запад посредством разоружения.

Разблокирование региональных конфликтов.

Установление тесных контактов со всеми странами без оказания предпочтения странам социализма.

Отсутствие прогресса улучшения международного климата подтолкнуло советское руководство к значительным переменам в сфере внешней политики.

В чем новизна, значение политики «нового политического мышления», показать причины востребованности этой политики, показать, в чем она выражалась, какие принесла результаты?

Задание обучающимся: работая с текстом учебника, начать заполнение таблицы «Новое политическое мышление во внешней политике СССР».

В 1987-1988 гг. М. С. Горбачев выдвинул идею «нового политического мышления».

Идея «нового политического мышления» лежала в русле происходящих в СССР изменений. Задание обучающимся: раскрыть принципы идеи «нового политического мышления»:

Признание единства противоречивого мира;

Признание невозможности решения политических задач с применением ядерного оружия;

Признание невозможности обеспечения безопасности страны военными средствами;

Придание военным доктринам оборонительного характера;

Признание за каждым народом права на выбор пути развития;

Отказ от переноса идеологических разногласий в сферу межгосударственных отношений;

Превращение разоружения в фактор общественного развития.

Вопросы:

В чем состояла необходимость для СССР появления идеи «нового политического мышления»?

Политика «нового политического мышления» была прогрессивной. Стала ли она ответом на вызовы времени?

Изучение вопросов № 3, 4, 5 целесообразно организовать самостоятельно (в группах) с последующим составлением таблицы «Результаты внешней политики СССР в 1985- 1991гг.»

Задание группе № 1.

Охарактеризовать отношения СССР и США. Заключение договоров и соглашений. Достижения и просчеты внешней политики СССР.

Задание группе № 2.

Как происходило решение региональных конфликтов? Отметить позитивные и негативные изменения внешней политики СССР.

Задание группе № 3.

Охарактеризовать отношения со странами социалистического блока. Определить успехи и неудачи советской внешней политики.

6. Споры об итогах политики, основанной на «новом политическом мышлении».

Обучающиеся имеют представление о неоднозначной оценке внешней политики М. С. Горбачева, например:

  • «Новое мышление» привело к капитуляции перед Западом, к явному поражению в «холодной войне».
  • М. С. Горбачев начал процесс, позволивший всему миру избавиться от угрозы ядерной катастрофы, а России - занять достойное место в системе современных международных отношений.

Укажите причины неоднозначности оценок политики «нового политического мышления».

Выскажите свою точку зрения по дискуссионному вопросу «Итоги внешнеполитической деятельности СССР периода перестройки».

II. Закрепление изученного материала.

1. Советские войска были выведены из Афганистана:

а) в 1985 г.;

б) 1989 г.;

в) 1991 г.;

г) 1993 г.

2. Концепция «нового политического мышления» была выдвинута:

а) Б. Н. Ельциным;

б) Ю. В. Андроповым;

в) М. С. Горбачевым;

г) А. А. Громыко.

3. К итогам политики «нового политического мышления» относится:

а) усиление оборонной мощи СССР;

б) наращивание ядерного потенциала;

в) укрепление стабильности на международной арене;

г) усиление напряженности международных отношений.

4. Прекращение деятельности Совета экономической взаимопомощи и организации Варшавского договора стало следствием:

а) проведения референдумов в странах Восточной Европы;

б) распада социалистической системы в Восточной Европе;

в) государственного переворота в СССР;

г) принятия резолюции ООН.

5. По какому принципу образован ряд?

М. С. Горбачев, Г. Коль, август 1990 г. (Подписание договора об объединении ГДР и ФРГ)

Домашнее задание. § 50. Знать новые понятия, термины, даты и события.


«Михаил Горбачёв» - Михаил Сергеевич Горбачев. Карьера. Биография. Работу выполнил студент 6 группы 1 курса МЭО, Санько Д.С. Политика.

«Брежнев» - 1906-1982. Партийная карьера. Из семьи рабочего. Леонид ильич брежнев. С 1921 работал на Курском маслобойном заводе. Последние годы. План. Приход к власти. В 1935-36 служил в армии. Для стиля правления Брежнева был характерен консерватизм. Период застоя. Партийная карьера приход к власти период застоя последние годы.

«СССР в послевоенные годы» - План: Главные направления внутренней политики – мобилизация и централизация власти. Хотели бы вы жить в данную эпоху? Быстрый процесс восстановления предприятий промышленности. Тема: Белая – нейтральная, изложение фактов, описание статистики. Гайки были завинчены до предела. Почему? 5. Синяя – аналитическая, поисковая.

«СССР в 1953-1964» - Н.С. Хрущев Разгром противников и упрочнение позиций. Борьба Разногласия по экономическим и социально-политическим вопросам. Разоблачение культа личности. Итоги. Расстрелы мирных демонстраций в Тбилиси (март 1956 г.) и Новочеркасске (июнь 1962 г.). Реформы н. С. Хрущева в области сельского хозяйства.

«Реформы Хрущёва» - Задачи: Осуществить переход к рынку. Провозглашение концепции развитого социализма. Россия советская и постсоветская 1953 – 2008 гг. Экономические реформы 1965 г. Россия в 90-ые годы XX в. Ухудшение экономической ситуации. Реформировать экономику, возродить товарно-денежные отношения. Фактическая подмена партийным аппаратом советских органов.

Результаты политики «нового мышления». Доктрина Брежнева. Решение региональных конфликтов. Распад социалистической системы. Победа демократических сил. Шеварднадзе. Три основных направления внешней политики. Начало разоружения. Диалектика «нового мышления». Холодная война. Диалектика. Что такое «гласность». Мнения. Военные расходы СССР. Причины изменений курса. Расходы СССР в Афганистане. Концепция «нового политического мышления».

«Новое политическое мышление» - Результаты политики «нового мышления». Призывы к обединению. Внешняя политика. Вьетнамские войска. Утверждение главенствующей роли США. Позитивные и негативные последствия. Горбачев. Распад социалистической системы. Новое политическое мышление. Советско-американские отношения. Отношения со странами «третьего мира». Идеи. Сотрудничество с СССР.

«Экономические реформы перестройки» - Реализация программы правительства. Результат. Преобразования и внешняя политика. Рабочая группа. Экономическая ситуация в середине 1980-х годов. Последствия реформ. Экономическая программа «500 дней». Экономические реформы эпохи перестройки. Этапы радикальной экономической реформы в СССР. Проблемы перехода к рыночной экономике. Задачи реформирования. Концепция Л.И. Абалкина. Программа реформирования экономики России.

«М.С.Горбачёв» - Официальное признание ответственности руководителей СССР за трагедию в Катыни. Краткий список инициатив. Вывод войск из Афганистана. Кампания усиления борьбы с нетрудовыми доходами. Перевод предприятий на хозрасчёт. Михаил Сергеевич Горбачёв. Генеральный секретарь ЦК КПСС. Внешняя политика. Реабилитация жертв сталинских репрессий. Двусторонние встречи. Ослабление международной напряжённости. Этапные списки НКВД.

«СССР в годы перестройки» - Уроки перестройки. Конвергенция социализма и капитализма. Раскол. Социальная база. Концепция ускорения социально- экономического развития. Итоги перестройки. Перестройка. Советские и партийные руководители. Причины провала. Этапы Перестройки. Характерные черты. Альтернативные варианты развития СССР. Идеологи и руководители. Генеральный Секретарь ЦК КПСС. Замедление темпов развития СССР. Мероприятия.

«Перестройка 1985-1991» - Путч: 19 августа. Закон «О кооперации» (1987). Н.И. Рыжков. Идеолог – Е.Лигачев. Б.Н.Ельцин. Штурм был отменён. 22 августа - Михаил Горбачёв возвращается из Фороса в Москву. Цены в кооперативных кафе и магазинах были значительно выше, чем в государственных. Появление партий, оппозиционных КПСС. Март 1990 г. - Отмена ст. 6 Конституции 1977 г. о руководящей роли КПСС в обществе. Просуществовала госприемка лишь год-два.

Основные приоритеты внешней политики России

В конце XX – начале XXI вв. международное положение России претерпело серьезные изменения. Распад социалистического лагеря и СССР привел к уничтожению «пояса безопасности» на рубежах страны, Россия утратила многие коммуникации, важные порты, на сотни тысяч километров ее граница оказалась не защищена и даже не демаркирована. Прекращение «холодной войны» принесло, безусловно, положительные результаты – разрядку международной напряженности, отказ от обескровливавшей экономику «гонки вооружений», значительное расширение контактов России с миром. Но нельзя не отметить и то, что Россия лишилась статуса «сверхдержавы», потеряла право решающего слова в многих вопросах международной политики, утратила свой престиж в глазах некоторых стран. Кроме того, экономический кризис второй половины 1980–1990-х гг. привел к тому, что наша страна оказалась в финансовой зависимости от ряда государств и международных организаций.

Для современной России во внешней политике приоритетными являются такие направления, как:

1) расширение международного сотрудничества. Не скованная идеологическими рамками, наша страна может налаживать контакты на взаимовыгодной основе с любыми странами. Россия возобновляет интенсивные отношения и со своими старыми партнерами – Китаем, Кубой, странами Юго-Восточной Азии и Восточной Европы, арабскими государствами, и укрепляет отношения со странами Запада, Японией, южной Кореей, Израилем и др.;

2) укрепление позиций России в мире. Современная Россия старается вернуть себе статус одного из мировых лидеров не с помощью ядерного превосходства, а путем взвешенной дипломатии. Наша страна участвует в процессе урегулирования на Ближнем Востоке, оказывает помощь государствам, пострадавшим во время стихийных бедствий, активно участвует в международных форумах и конференциях. Несомненным свидетельством значительного статуса России являются встречи «Большой восьмерки», в которой с 1997 г. наша страна занимает место наравне с сильнейшими мировыми державами. В русле укреплений мировых позиций России развиваются и переговоры о вступление нашей страны в ВТО (Всемирную торговую организацию) и Совет Европы. Способствовала укреплению авторитета России и твердая позиция, занятая президентом В.В. Путиным по отношению к Иракской войне (2003 г.);

3) борьба с международным терроризмом. Россия, имеющая огромный опыт борьбы с терроризмом в Чечне, является одной из стран, ранее других заметивших, что наибольшую угрозу миру на рубеже XX–XXI вв. представляет международный терроризм. Российское руководство прилагает все усилия к тому, чтобы объединить мировое сообщество в противостоянии этому злу;

4) консолидация СНГ. Бывшие советские республики (для России – страны ближнего зарубежья) являются естественными экономическими партнерами России. Прибалтийские страны (Эстония, Латвия, Литва), не входящие в СНГ, долгое время дистанцировались от России, опасаясь возрождения экспансионистских намерений и великодержавных тенденций. Однако в последнее время контакты с ними оживились, и наметилось определенное потепление отношений, хотя и осложненное их вступлением в НАТО. Продолжает развиваться партнерство со странами СНГ. С 1997 г. между Россией и Белоруссией ведутся переговоры о создании союзного государства. Страны СНГ являются главными экономическими партнерами России, укрепляется и сотрудничество по многим политическим вопросам.