Меню

Хромирование дисков в домашних условиях. Химическое хромирование: технология и проведение в домашних условиях

Кровельные материалы

Различные предметы, покрытые хромовым напылением, выглядят красиво, их очень часто используют для украшения мотоциклов, автомобилей или спортивных велосипедов. Но мало кто задумывается, что хромирование деталей нужно не только для придания красоты изделию: при помощи различных видов этого процесса можно придать деталям из металла дополнительные качества, обеспечить защиту от коррозии.

Каким бывает нанесение хрома на поверхность

Все виды хромирования по предназначению условно можно разделить на:

  • декоративное;
  • твердое.

Эстетическое направление

Декоративное хромирование проводится с целью придать детали стильный красивый вид. Очень часто декоративное хромирование применяется для тюнингования различных частей автомобиля или для создания сувениров и красивых вещей домашнего обихода. Хорошо проведенная металлизация, помимо декоративных качеств, может обладать защитными свойствами. Технология декоративного хромирования может быть следующих видов:


Вариант твердого хромирования

Твердое хромирование часто применяется для таких целей:


По технологии напыления твердого хромового покрытия можно выделить разные методы.

Гальванический

При таком нанесении хрома изделие погружается в емкость с реактивом, содержащим все необходимые компоненты и нагретым до определенной температуры. К ней подключается трансформатор при помощи комплекта электродов и происходит физико-химический процесс, когда реагенты под воздействием тока создают на поверхности защитную пленку. Толщина такой пленки зависит от времени гальванизации и от величины силы тока.

Расчет параметров процесса проводится в зависимости от:

  • вида металла (медь, железо или алюминий);
  • степени изношенности (новый или поврежденный);
  • характера эксплуатации (валы, штоки или двигательные цилиндры должны обрабатываться по максимуму).

Кроме того, на расчет влияет температура реагента: чем она выше, тем активнее протекает реакция.

Каталитический

Каталитическое хромирование предусматривает восстановление при помощи солей серебра и аммиака. Этот способ хорошо восстанавливает и защищает от изнашивания те вещи, которые не подвергаются механической нагрузке, например, зеркала из алюминия и меди или другие предметы обихода. Такое хромирование часто проводится вручную или в частных мастерских при использовании портативной установки для хромирования.

Методом каталитической металлизации можно также окрасить кузов автомобиля, обратившись в мастерскую, где есть соответствующий аппарат. Там смогут сделать металлизированную покраску кузова, подобрав цвет в соответствии с тем, что указан в ПТС. Стоимость работ будет примерно такая же, как при обычном окрашивании, но это автомобильное покрытие сделает металл невосприимчивым к коррозии. Напыление может быть проведено не только хромом, но также медью, цинком или алюминием.

Вакуумный

Еще один вариант – вакуумное хромирование. Этот процесс хромирования возможен только в заводских условиях, в специальных вакуумных камерах.

Принцип состоит в том, что в специальную камеру помещается изделие, покрытое реагентом (чаще хромом, но это может быть медь или цинк). Из камеры выкачивается воздух, создается отрицательное давление, и реагент начинает взаимодействовать с основой. Расчет давления и времени проведения напыления проводится с учетом всех компонентов процесса:

  • предназначения детали;
  • степени ее изношенности;
  • используемого реагента (меди, хрома, алюминия или их сочетаний).

хромирования является одной из наиболее эффективных. Именно этим способом чаще всего защищают и восстанавливают такие детали автомобиля, как валы, штоки и цилиндры двигателя. Стволы охотничьих и подводных ружей рекомендуется обрабатывать по этой технологии.

Термохимический

Метод является одним из самых простых способов покрытия вещи необходимым компонентом, таким как хром, алюминий, серебро или медь. Применение такого способа для металлизации изделий в муфельной печи, возможно, только если они не подвергаются сильному механическому воздействию и имеют жаростойкую основу.

Смесь металлической крошки с горючим веществом наносится на основу. Под воздействием высоких температур вещества сгорают, и металл растекается по поверхности. Неудобство такого способа в том, что материал распределяется неравномерно, требуется дополнительная шлифовка, и защитные свойства покрытия слабые.

Что нужно, чтобы самостоятельно хромировать

Чтобы заняться самостоятельным нанесением хрома, меди, цинка или алюминия на поверхности различных изделий, необходимо:

  1. Приобрести или самостоятельно сделать оборудование для хромирования и знать особенности его применения.
  2. Хорошо представлять процесс хромирования, а также уметь делать расчет времени с учетом используемого реактива и характера обрабатываемого материала, степени его изношенности.
  3. Запастись необходимым комплектом реагентов для проведения защитно-восстановительных реакций, а также для декорирования.
  4. Пройти обучение хромированию. Наличие подобного сертификата важно, если планируется использование оборудования для малого бизнеса. Он является обязательным требованием, ведь там необходимы специальные знания: как сделать расчет сочетания всех физико-химических компонентов, применение каких реактивов лучше для получения оптимального результата.

Основа работы напыляющей установки

В комплект приобретаемого оборудования для хромирования, как правило, входят дополнительные комплектующие, обеспечивающие:

  • очистку от механических загрязнений;
  • шлифовку;
  • мойку и обезжиривание поверхностей.

Также фабричные машины для напыления часто в прилагаемой инструкции имеют таблицу расчетов для большинства используемых материалов. Такая таблица является удобным пособием для новичков, когда нужно сделать расчет времени и силы воздействия реактива на различные предметы, а в особенности на детали автомобиля, когда проводится твердое хромирование. Особенно важно рассчитать соотношение активных напыляющих компонентов, время выдержки и температурный режим для таких подверженных нагрузкам автомобильным деталям, как валы, штоки или цилиндры.

Для стволов ружей требования менее жесткие, но и их желательно тщательно обработать, ведь на охотничьи ружья воздействуют пороховые газы, а на подводные – повышенная влажность.

Принцип действия

Оборудование для хромирования работает просто. Установка выполняет ряд действий:

  • зачищает основу от неровностей и остатков красящих веществ;
  • шлифует до гладкости;
  • обезжиривает;
  • наносит слой грунтовки;
  • подвергает вещь термической обработке для более надежного сцепления грунтующей основы с поверхностью.

Хромовое напыление является одним из самых оптимальных защитных средств для предохранения автомобильных узлов от перегрузок, а стволов ружей – от неблагоприятного воздействия. Хромирование также дает возможность создавать красивые сувениры или вещи для украшения интерьера.

Любое изделие из металла, покрытое слоем хрома, смотрится намного эффектнее. В частности, этим «болеет» подавляющее большинство автолюбителей, байкеров, многие из которых расценивают равнодушие (вместо ожидаемого восхищения) окружающих к их чудо-технике как личное оскорбление. Но где взять такие «навороченные» комплектующие, если стоимость деталей с качественной хромировкой порой просто «зашкаливает», а по приемлемой цене можно приобрести или пластик с «оболочкой», или металлическую подделку, с которой хром облетит через пару недель?

Интерес к самостоятельному хромированию проявляют многие. Можно ли это сделать без проблем в домашних условиях? В принципе – да. В этой статье мы предметно поговорим о методике такой работы, и не только о ней. Честно расскажем, с чем придется столкнуться «домашнему» мастеру.

Подготовительные мероприятия

В первую очередь – выбор помещения. Тех, кто считает, что все работы по хромировке мелких деталей он сможет выполнить на кухне или в коридоре, придется огорчить. Этот процесс связан с вредными испарениями, поэтому и к помещению, и к мерам по обеспечению безопасности человека предъявляется особые требования. Как правило, местом работ выбирается подсобное помещение (гараж, пристройка и тому подобное). Как исключение – балкон.

Что предусмотреть

  • Во-первых , эффективная вентиляция. Причем она должна быть не естественной, а принудительной (вытяжной).
  • Во-вторых , респиратор, специальные очки, прорезиненные перчатки и фартук – обязательно.
  • В-третьих , как утилизировать «отходы производства»?

В чем производить хромирование

Понадобятся материалы и приспособления. Они на рисунке обозначены соответствующими позициями:

  • для небольших деталей вполне подойдет банка стеклянная на 3 л (7);
  • емкость (1), в которую она будет ставиться (бидон, например);
  • для качественного электролиза резервуар утепляется (теплоизолируется). Как пример – деревянный ящик (2), стеклоткань (3), материал дополнительного утепления (4). Для этого можно взять песок, минеральную или стекловату – разница небольшая. Главное – добиться эффекта «термоса»;
  • нагревательный элемент (5). Можно использовать имеющиеся в продаже ТЭН соответствующей мощности;
  • измеритель температуры (6). Желательно контактный, тогда процесс отчасти будет «автоматизирован»;
  • герметизирующая крышка (8), но не металлическая. Обычно используются плиты из древесины или слоеная влагоустойчивая фанера;
  • . Катод присоединяется к образцу (–), а анод погружается в банку (+). Он может быть стержневым или пластинчатым. Для удобства в качестве «минусового» электрода можно использовать зажим типа «крокодил», который и будет удерживать деталь.

И последнее. Если она будет просто лежать на дне банки, то одна ее сторона останется без покрытия. Следовательно, ее нужно держать во время обработки в подвешенном положении. Тип кронштейна, его крепление «изобрести» несложно.

Источник питания

  • На выходе должно быть напряжение постоянного тока, причем с возможностью регулирования номинала. Если делать все вручную, то понадобится хотя бы обыкновенный реостат.
  • Сечение соединительных проводов подбирается по максимальной силе тока. Для хромирования мелких образцов – не менее 2,5 «квадратов».
  • Если вместо обычного термометра используется терморегулятор, то придется собрать соответствующую электронную схему.

Как готовить электролит

Состав

Методика приготовления


Подготовка детали

Нет смысла говорить, что от этой работы зависит и качество хромировки, и ее долговечность. Но прежде следует привести в «рабочее» состояние электролит. Он подогревается (достаточно до 50 – 60 ºС). Использовать его можно часа через 3. Этого времени вполне хватит, чтобы произвести подготовительную обработку образцов.

Очистка

С поверхности удаляется все – грязь, краска, ржавчина. Необходимые приспособления и методика определяются исходя из специфики детали и степени ее «загрязнения», так как иногда одной только «наждачки» бывает недостаточно. Главное – убрать все имеющиеся инородные слои, до самой «основы».

Обезжиривание

Ограничиться только лишь обработкой поверхности бензином, уайт-спиритом или чем-то подобным – значит, получить плохое качество хромировки. Для эффективного обезжиривания приготовляется специальный раствор. Рецептов более чем достаточно, поэтому для примера приведем один.

Все весовые показатели ингредиентов – в «граммах», из расчета на 1 л воды.

  • Едкий натр – 150.
  • Клей (силикатный) – 5.
  • Сода кальцинированная – 50.

Деталь выдерживается в нагретом растворе (80 – 90 ºС) не менее 20 минут. Это время может быть увеличено и до 1 часа, в зависимости от сложности «рельефа» поверхности, степени ее очистки и так далее.

Хромирование

Специалисты советуют в процессе работы поддерживать температуру электролита на уровне 53±2 ºС. Деталь помещается в раствор, и с некоторой задержкой подается напряжение. Это нужно для того, чтобы температуры образца и электролита выровнялись.

После этого деталь вынимается и подвергается термообработке (например, в сушильном шкафу) не менее 2,5 часов.

Прежде чем начать «массовую» хромировку деталей, нужно убедиться в том, что на всех этапах «производства» все сделано правильно. С этой целью сначала проводится обработка опытного, заранее подготовленного образца, а потом определяется качество покрытия. Признаков плохого хромирования более чем достаточно, поэтому остановимся на наиболее типичных.

Возможные дефекты и их причины

Неравномерный блеск поверхности

  • Большая величина силы тока.
  • Температура электролита ниже рекомендованной.

«Блеск» отсутствует

  • Недостаток или избыток в растворе CrO 3 .
  • Номинал тока завышен.
  • Доля кислоты меньше требуемой.

Коричневые пятна на хромировке

  • Избыток хрома.
  • Недостаток кислоты.

На покрытии мелкие раковины

  • Некачественная механическая обработка заготовки.
  • В процессе реакции с поверхности не удаляется водород. В этом случае следует изменить способ «подвешивания» образца и методику просушки.

Неравномерность слоя

  • Избыточный ток.

Покрытие «размягченное»

  • Повышенная температура электролита.
  • Пониженный ток.

Отслоение хромировки

  • Нестабильность питающего напряжения.
  • Плохое обезжиривание.
  • Во время слишком длительной обработки электролит остыл.

Если кому-то показалось, что хромирование, в общем-то, штука несложная, то придется несколько огорчить. Даже если речь идет о мелкой «вещице», то нюансов достаточно. Но особенно стоит предупредить о «подводных» камнях тех, кто думает поставить в домашних условиях это дело «на поток».

Что нужно учесть

Помещение

Если захочется произвести хромировку бампера, дисков колес, то балкона явно не хватит. Понадобится отдельное, просторное помещение.

Подготовительные мероприятия

Во-первых , чтобы качественно отполировать металл, нужно иметь определенные навыки.

Во-вторых , многие ли могут похвастать знанием химии, в частности, специфики процесса электролиза? Кто сможет правильно подобрать долевое соотношение всех ингредиентов? А ведь точность – залог качества.

В-третьих , где взять необходимые материалы? Кислоту еще купить можно, а как быть с ангидридом? Это вещество продается только юрлицам, а зайти купить его «просто так», как «зеленку» или батон хлеба – не получится. Следовательно, придется искать по знакомым. Хорошо, если такие найдутся. Кстати, и H 2 SO 4 должна быть ЧИСТОЙ, а не той, что продается для АКБ.

В-четвертых , сможет ли «самодеятельный» мастер выдержать необходимый «токовый» режим во время приготовления раствора?

Если хотя бы один из пунктов подготовки не будет выполнен с надлежащей точностью, все остальное – «мартышкин» труд.

Оборудование

  • В первую очередь – источник питания. Нетрудно подсчитать, что на емкость в 3 л понадобится ток 18 А. А сколько нужно будет для обработки, к примеру, колесного диска? Не менее 30. Ясно, что «зарядник» для АКБ не подходит – с ним получится хромировать только мелкие «детальки».
  • Емкость. Вряд ли на 3, даже 5 л будет достаточно. Причем их понадобится несколько.

Технология

Главная трудность при хромировании – непостоянство концентрации всех ингредиентов. Как осуществлять контроль? Здесь нужна профессиональная подготовка.

И это еще не все проблемы, с которыми придется столкнуться. Например, утилизация больших объемов «отработки», правильный подбор электродов (форма, размеры) и ряд других.

Уважаемые Читатели! Информация более чем исчерпывающая. А заняться или нет самостоятельной хромировкой, решайте сами.

Изделия, имеющие хромовое покрытие, имеют эстетичный и привлекательный внешний вид, именно поэтому они настолько популярны и стоят дороже нехромированных аналогов.

Но что делать, если на рынке нет вариантов с хромовым покрытием, или хочется придать соответствующий внешний вид уже имеющимся в наличии вещам без хромового слоя? В подобной ситуации может помочь хромирование пластика в домашних условиях.

Особенности хромирования пластика в домашних условиях

Главной особенностью домашнего хромирования является необходимость приобретения оборудования, некоторые элементы которого довольно-таки дорогостоящи. Поэтому, в случае если подобный способ планируется использовать только один раз, целесообразней воспользоваться платными услугами специалистов.

Второй важной особенностью технологии хромирования пластика в домашних условиях является применение едких и токсичных реагентов с высокой степенью летучести. Прежде чем приступать к процессу важно выбрать подходящее и хорошо вентилируемое помещение и позаботиться о средствах личной защиты.

Помещение для проведения процесса хромирования пластиковых изделий должно быть хорошо проветриваемым или оборудованным достаточно мощной вытяжной вентиляционной системой. Для этих целей лучше всего подойдёт гараж, домашняя мастерская или другое крытое нежилое помещение.

Что касается личной защиты, то крайне необходимо вооружиться респиратором, защитными очками, качественными резиновыми либо прорезиненными перчатками и защитным фартуком. Важно помнить, что попадание применяемых реагентов на кожу может вызвать химические ожоги, а вдыхание их паров привести к общему отравлению организма.

Подготовка к проведению хромирования

Для хромирования пластмассы своими руками дома необходимо подготовить следующие материалы и инструменты:

  • подходящая по размерам ёмкость, в которую будет налит диэлектрический раствор, это может быть стеклянная банка или пластиковое ведро;
  • электролитный раствор;
  • пластиковое ведро или пластиковый тазик, в который помещают ёмкость;
  • ящик из фанеры или дерева, который необходимо предварительно изолировать стеклотканью и утеплить минеральной ватой или песком — это нужно для хорошей термоизоляции;
  • специальная кисть для нанесения раствора;
  • нагревательный элемент — лучше всего для этого подойдёт обыкновенный ТЭН;
  • источник электропитания необходимого напряжения, мощности и силы тока (трансформатор или автомобильный аккумулятор);
  • термометр, с помощью которого можно измерять жидкость с температурой до 100 0 C;
  • кронштейн, необходимый для свободного подвешивания обрабатываемой детали в ёмкости;
  • щиток для плотного накрывания ёмкости — это может быть лист из фанеры;
  • зажим.

Первым делом, необходимо подготовить специальный электролитический раствор, без которого весь процесс невозможен. Сделать его можно в домашних условиях. Для этого понадобятся следующие ингредиенты:

  • дистиллированная вода (объем зависит от объёма тары и размера обрабатываемой детали);
  • хромовый ангидрит (250 г/литр воды);
  • серная кислота H 2 SO 4 (2.5 г/л).

Независимо от выбора метода проведения хромирования деталей в домашних условиях для его осуществления понадобится электролитический раствор.

Чтобы приготовить электролит, необходимо в дистиллированную воду, предварительно нагретую до 60 0 C, насыпать и тщательно размешать хромовый ангидрит, после этого добавить и размешивать серную кислоту. Через полученный раствор в течение 2 – 3 часов прогоняем электрический ток до приобретения им темно-бордового оттенка. Силу тока рассчитываем исходя из количества жидкости, она должна составлять 6.5 А./литр жидкости. Готовый раствор настаиваем в течение суток.

Процесс хромирования пластика

Прежде чем приступить к обработке детали, её нужно обезжирить. Для этого необходимо приготовить специальный раствор: в равных долях смешать кальцинированную соду, едкий натрий и силикатный клей, полученную смесь растворить в воде и довести до кипения, после чего погрузить в неё деталь.

Существует два основных метода хромирования пластика дома:

  • с помощью гальванической ванны;
  • с помощью специальной кисти.

Оба метода по-своему хороши, и каждый сам для себя выбирает подходящий ему способ. Рассмотрим оба эти метода подробнее.

Хромирование с помощью кисти

Главным элементом оборудования, необходимого для хромирования пластика в домашних условиях при помощи специальной кисточки, является сама кисть, с помощью которой наносится реагент на поверхность обрабатываемой детали.

Ее можно сделать самому. Для этого необходимо взять полую внутри трубку из органического стекла, на один конец которой приспосабливаем щетину из электропроводного материала. Для этой цели лучше всего подойдёт пучок из тонкой медной неизолированной проволоки. Щетину кисти нужно обмотать тонким свинцовым проводом.

Для нанесения хромового покрытия на пластик, саму деталь и кисть необходимо подключить к источнику электропитания, таким источником может быть трансформатор или автомобильный аккумулятор. В зависимости от выбора источника питания схема подключения будет разной.

В случае если используется трансформатор, к кисти подключают диод: анод подключаем к понижающей обмотке трансформатора, а катод с помощью зажима типа «крокодил» присоединяем к обрабатываемой детали. Если источником питания служит аккумулятор, диод не используется.

После подключения к источнику электропитания, на деталь с помощью кисти наносится электролит, который предварительно заливается в полую ручку кисти, важно при этом следить за уровнем самого электролита. Раствор наносится плавными движениями из стороны в сторону ровными слоями.

Для того чтобы покрытие сохранилось максимально долго, специалисты рекомендуют наносить раствор в несколько слоёв, количество проходов по каждому участку должно быть в диапазоне от 25 до 35 раз.

Хромирование в гальванической ванне

В данном случае температура электролита должна быть на уровне 50-60 0 C, после подогрева его настаивают 2,5-3 часа.

В подготовленную ёмкость (гальваническую ванну), погружают анод (+), а катод подключают к трансформатору (-), после чего в неё погружают пластмассовую деталь и фиксируют в подвешенном состоянии так, чтобы она не касалась стенок ванной. Это нужно для того чтобы покрытие было равномерным и без огрехов. Важно при этом поддерживать температуру раствора на уровне 50 – 53 0 C. Через некоторое время подаётся ток.

Если после хромирования пластика видны недостатки в хромовом слое, процесс нужно повторить (возможно, несколько раз).

После хромирования обрабатываемую деталь необходимо промыть под проточной водой и прокипятить как минимум в 3-х литрах дистиллированной воды не менее чем 30 мин.

Для доведения детали до идеального состояния, после хромирования её натирают и полируют при помощи мягкой ткани.

В завершении хочется сказать, что сейчас на рынке практически все товары продаются в вариациях с хромовым покрытием, но иногда бывает так, что нужно хромировать какую-то деталь самому и многие думают, что это невозможно в домашних условия. Безусловно, это сложно, но возможно. Поэтому если возникает такая необходимость – смело беритесь за дело, главного при этом быть осторожным и внимательным, чтобы не повредить саму деталь или не навредить своему здоровью.

Сделать металл более стойким к коррозии, придать поверхностям зеркальный блеск и защиту от легких механических повреждений можно с помощью хромирования. Применение красителей позволяют получить блестящую поверхность деталей любого цвета и оттенка. Хромирование в домашних условиях, как излюбленный метод тюнинга, доступен не только опытным химиками, но и обычным автолюбителям. Покрыть хромовым покрытием можно салонный пластик, колесные диски, а также кузов автомобиля целиком.

Стоит ли игра свеч?

Химическая металлизация – это скрупулезный процесс, требующий точного соблюдения технологии, временных рамок и консистенции реагентов. Если вы хотите получить зеркальное покрытие всех деталей автомобиля (а такие случаи не редкость), то вам стоит задуматься о стилизованной под хром виниловой пленке. Когда вам надоест вид вашего автомобиля, или вы не сможете мириться с особенностями эксплуатации (яркие солнечные лучи, отраженны покрытием, могут слепить окружающих водителей, что повышает риск ДТП), вы сможете удалить пленку. Изначальному ЛКП не будет причинено никакого вреда.

Покупка химического состава и недостающего оборудования нецелесообразна, если поблизости вашего места проживания находится предприятие гальванических покрытий. Зачастую можно заказать хромирование пластика, металлов. Через некоторое время (зависит от загруженности мощностей) вы получите готовые детали.

Впрочем, придать элементам хромовый блеск можно и самостоятельно.

Методы

Для «гаражного» применения подойдут два основных вида обработки:

  1. метод гальванических ванн;
  2. метод напыления.

Для использования первого вам потребуются:

Для хромирования металлических деталей, пластика методом напыления вам потребуются:

  • базовый слой краски (поверхность должна быть однородной);
  • газовая горелка или химический раствор для создания адгезии;
  • хромирующий состав;
  • средства для распыления (краскопульт с компрессором, электрический краскопульт). Возможно применение мини-мойки;
  • большое количество дистиллированной воды, смачиватель;
  • обезжиривающий состав.

Технология гальванических ванн

  • подготовительный процесс. Предварительно металл нужно зачистить, удалив с поверхности остатки старой краски, ржавчины, грязи. Отдельное внимание стоит уделить обезжириванию (качественная металлизация невозможна после удаления отложений жира обычным разбавителем или ацетоном). Пропорция смешиваемых реагентов для электролита зависит от площади и состава покрываемой детали;
  • поместите катод (металл на который подается «–») в готовый электролит (t±52º). После того как температура детали и электролита выровняется, подайте напряжение;
  • обработка деталей занимает не менее 20-ти минут. Показатель варьируется в зависимости от качества очистки детали, рельефности и прочих факторов;
  • хромированные элементы требуют осушки (минимум 2,5 часа). На протяжении всего процесса к элементу нельзя прикасаться.

Тонкости процесса

Металлизация должна происходить в хорошо проветриваемом помещении (в идеале: принудительная вентиляция вытяжной системой). Испарения в процессе хромирования чрезвычайно вредны для человеческого здоровья. Приступать к приготовлению электролита и обработке деталей можно только в респираторе, защитных очках, прочных прорезиненых рукавицах и фартуке.

В случаи, если вы не имели раньше дела с управлением химическими процессами, первый опыт вряд ли увенчается успехом. Возможен неравномерный блеск детали, отсутствие блеска, коричневые пятна, образование раковин, отслоение и прочие дефекты. Испытания процесса на опытном образце поможет вам скорректировать возможные погрешности.

Хромировать таким методом можно не только металл, но и пластик. Металлизация диэлектриков требует внесения некоторых поправок в технологию.

Уделите большое внимание правильной утилизации «отработки».

Хромирование напылением

Нюансы

Металлизация должна производиться в вентилируемом помещении с применением всех средств индивидуальной защиты.

Пылинки и мусор с поверхности можно сдуть потоком воздуха. Не прикасайтесь к элементу до момента его полного высыхания!

Химические растворы и средства нанесения находятся в свободном доступе.

Освоив методику хромирования своими руками в домашних условиях можно не только придать эффектный вид мотоциклу или автомобилю. Но и сделать стильные современные вещи – ручки для шкафов или дверей, подставки, крепежные элементы карнизов, бра, кашпо, которые своим благородным блеском украсят интерьер.

Технология гальванизации заключается в нанесении поверхностного металлического слоя на деталь с определенной целью – декоративной или защитной посредством использования электролита.

Следовательно, гальваника — хромирование в домашних условиях предполагает, что на обрабатываемую поверхность при воздействии электрического тока будет осаждаться слой хрома из электролита определенного состава. Проводиться этот процесс может разными способами.

  1. Проведение хромирования с использованием ванны, наполненной раствором. Технология является доступной для самостоятельного выполнения, но чаще используется при работе с небольшими деталями.
  2. Напыление покрытия посредством применения гальванической кисти. Эта методика не ограничивает габариты обрабатываемой детали, также она оптимально подходит для несъемных элементов. В процессе работы мастер имеет возможность контролировать толщину наносимого слоя и визуально оценивать качество напыления. Но этот процесс более трудоемкий, так как может потребоваться выполнение до 20 движений по одному месту.

Помещение, приспособления, инструменты, средства защиты

Проводить операции по хромированию необходимо в нежилом помещении с хорошей вытяжной вентиляцией. Это может быть гараж.

В летнее время удобнее работать на улице под навесом или на открытой веранде с крышей. В крайнем случае, используется балкон. Эти меры безопасности соблюдать нужно обязательно, чтобы не получить вреда здоровью из-за опасных испарений.

Потребуются средства индивидуальной защиты – прорезиненные перчатки из плотного материала и респиратор. Одежду целесообразно прикрыть прорезиненным фартуком.

Если планируется проводить хромирование деталей в домашних условиях методом погружения деталей в ванну, то готовится следующее оборудование:

  • стеклянная емкость нужного размера (чаще всего берут обычную трехлитровую банку);
  • неметаллическая ванна с водой, в которую будет помещаться банка;
  • ящик с термоизоляцией;
  • нагревательный элемент (ТЭН);
  • пластинчатый или стержневой анод, материалом которого чаще всего служит сплав свинца (≈ 93%) и сурьмы (≈ 7%), хотя в отдельных случаях используют менее устойчивый к кислой среде чистый свинец;
  • катод, имеющий форму зажима для удобной фиксации его на обрабатываемой детали;
  • термометр, устойчивый к кислоте;
  • кронштейн, позволяющий держать деталь в подвешенном состоянии;
  • крышка для емкости из дерева или влагоустойчивой фанеры;
  • источник питания постоянного тока с реостатом. Для трехлитровой банки сила тока должна составлять не меньше 18 А.

Схема электролитической ванны : 1 — внутренний корпус; 2 — внешний корпус; 3 — стеклоткань для теплоизоляции; 4 — слой теплоизоляции; 5 — ТЭН; 6 — градусник; 7 — банка трехлитровая; 8 — крышка.

Чтобы покрывать изделия при помощи гальванической кисти, можно изготовить ее самостоятельно по следующему алгоритму.

  1. Щетину обматывают плотно проводом с содержанием свинца.
  2. Закрепляют ее в прозрачный цилиндр из оргстекла, который сверху закрывается крышкой с вклеенным в нее металлическим контактом и заливным отверстием. К контакту припаивают конец свинцовой обмотки.
  3. В мембране из пенопласта, которая находится выше щетины, необходимо сделать сквозные мелкие отверстия.
  4. Роль выпрямителя тока выполняет трансформатор с напряжением 12 В. Минус идет на обрабатываемую деталь, а плюс к контакту на крышке.
  5. Электролит, налитый в цилиндр, просачивается через отверстия в мембране на щетину, движениями которой наносится на обрабатываемую поверхность.

При любой методике потребуется пылесос или компрессор для сдувания пыли с детали в процессе хромирования.

Как готовить электролит

Для обработки наружных поверхностей деталей рассчитывают количество компонентов, входящих в электролит, ориентируясь на следующие соотношения (в граммах на литр воды):

  • CrO3 (хромовый ангидрид) – 250;
  • H2SO4 (серная кислота с удельной плотностью 1,84 г/см3) – 2,5.

Стеклянную емкость до половины (можно немного больше) наполняют дистиллированной или предварительно прокипяченной и отстоявшейся водой с температурой 60°С.

Засыпают CrO3 в нужном по расчетам количестве. Размешивают жидкость до полного растворения хромового ангидрида. Если необходимо, то еще доливают воду, а затем осторожно добавляют серную кислоту.

Теперь нужно около 3,5 часов выдержать электролит под током, сила которого примерно равна 6,5 А на каждый литр раствора. Если источник электропитания уже имеется в наличии, то исходя из его возможностей ведется расчет объема приготавливаемого электролита. При правильно проведенных расчетах цвет электролита становится темно-коричневым. Отключив ток, оставляют раствор на сутки в прохладном месте.

Если обрабатываемые детали не будут подвергаться внешним воздействиям, то электролит может иметь другой состав (г/л воды):

  • CrO3 – 400;
  • H2SO4 – 4.

Подготовка детали

Подлежащие хромированию поверхности должны быть тщательно подготовлены. С них удаляют лак, краску, пятна ржавчины, загрязнения.

Некачественное проведение подготовки плоскостей деталей приводит к тому, что хромовое покрытие образуется с мелкими раковинами.

После зачистки детали подлежат обезжириванию.

Специалисты отмечают, что уайт-спирит или бензин для этой цели использовать не стоит, так как они не обеспечат нужного качества последующего хромирования. Целесообразно сделать специальный раствор, примером которого может служить следующий состав (компоненты отражены в г/л воды):

  • едкий натр – 150;
  • кальцинированная сода – 50;
  • силикатный клей – 5.

Раствор подогревают примерно до 90°С и опускают на 20 минут деталь, подлежащую обезжириванию. Если присутствует сложный рельеф, то время выдержки допускается увеличить до 45 – 60 минут.

Этап хромирования

Начинается химическая металлизация своими руками в домашних условиях с подогрева электролита в банке до 52±2° с последующим помещением в него детали, к которой предварительно прикрепляется катод. Ток сразу не подают, так как нужно, чтобы декорируемый предмет прогрелся до температуры электролита.

После того, как напряжение подается в систему, деталь находится в электролите минимум 20 минут. Оптимальная плотность тока – 50 – 55 А/дм2. С приобретением опыта домашний мастер легко определяет, нужно ли увеличивать время в зависимости от особенностей детали, так как в отдельных случаях хромирование может продолжаться два — три часа.

После окончания процесса предмет достают, промывают и помещают на 3 часа в сушильный шкаф.

Проводя операции по хромированию необходимо учитывать, что подобное покрытие возможно нанести, если детали медные, никелевые или латунные. Если возникла необходимость выполнить подобное действие со стальными предметами, то потребуется предварительно защитить их слоями соответствующих металлов.

Доступны хромированию пластиковые изделия при условии обработки их на этапе подготовки графитным порошком или графитосодержащим лаком. Затем по методике выполнения гальваники при плотности тока ≈ 0,7 А/дм2 наносят тонкий медный слой, используя электролит из следующих компонентов (г/л воды):

  • сульфат меди – 35;
  • серная кислота концентрированная – 150;
  • спирт этиловый – 10.

После промывания и просушивания деталь может подвергаться хромированию.

Причины появления дефектов

Достаточно сложный для самостоятельного исполнения процесс хромирования не всегда дает безупречный результат. Чтобы в дальнейшем избежать ошибок, необходимо знать причины, приведшие к появлению дефектов.

  1. Из-за недостаточной температуры электролита или превышающей норму силы тока на плоскостях образуется неравномерный блеск, снижающий эстетическое восприятие всего предмета. Причиной полного отсутствия блеска может являться неправильно рассчитанная концентрация CrO3 (меньше или больше нормы) или недостаток H2SO4.
  2. Если слой получился неравномерным, значит в процессе работы подавался ток со значениями, превышающими рекомендуемую норму. Чрезмерно мягкое покрытие означает, что было допущено превышение температуры нагрева электролита
  3. За появление на готовой хромировке коричневых пятен отвечает избыточное количество хрома или дефицит кислоты. Отслоение готового покрытия происходит из-за перебоев в подаче напряжения, использования остывшего электролита или некачественного обезжиривания.