Меню

Говорят растения. Сообщество зеленых человечков

Расчет крыши и кровли

Отлично показывающий, как можно общаться и становиться частью любого проявленного физического тела.

На своих лекциях Вогель уверенно заявил: «Факт остается фактом, человек может общаться и общается с растениями. Растения — живые, чувствующие существа. Они создают вокруг себя особое пространство. Пусть они кажутся нам глухими, слепыми и немыми, но для меня совершенно очевидно то, что растения являются прекрасным индикатором человеческих эмоций. Растения излучают полезные человеку энергии. И мы все способны их чувствовать! Они заряжают человека энергией, а человек, в свою очередь, заряжает их». Индейцы Северной Америки прекрасно знали об этих свойствах растений. При необходимости индейцы уходили в лес, находили подходящую сосну и, разведя руки в стороны, прислонялись к ней спиной, чтобы подзарядиться ее энергией.

В питомниках, среди множества растений, Вогель мог с легкостью распознавать особенно чувствительные. Для этого он водил над ними ладонью до тех пор, пока не ощущал, по его словам, легкий холодок, а затем серию электрических импульсов — все это указывало на наличие мощного поля. Вогель стал проделывать эксперименты постепенно увеличивая расстояние между собой и растением.

Затем Вогель устроил такой эксперимент: подключил два растения к одному и тому же прибору, а затем отщипнул лист у одного из них. Второе растение реагировало на боль своего соседа, но лишь в том случае, если Вогель обращал на него свое внимание. Если же ученый отрывал лист у одного растения не обращая на другое внимания, то последнее никак не реагировало. Вогель и первое растение — словно влюбленные, уединившиеся на лавочке в парке и совершенно не замечающие прохожих. Но вдруг молодой человек отвлекается на проходящую мимо девушку и на миг забывает о своей подруге.

Из собственного опыта Вогель знал, что учителя йоги и других методов глубокой медитации, вроде Дзен, находясь в медитативном состоянии, совершенно не реагируют на внешние раздражители. Энцефалограф показывает, что волны, исходящие от мозга человека в медитации, совершенно отличаются от мозговых волн того же человека в обычном состоянии. Постепенно Вогель стал понимать, что его особое сосредоточенное состояние является основой для взаимодействия с растением. Он переключался со своего обычного состояния сознания, концентрируясь на мысли о том, что растению хорошо и радостно, его любят и искренне желают, чтобы оно росло здоровым и сильным. Растение чувствовало этот настрой и выходило из состояния дремы.

Похоже, взаимодействие растения и человека происходило именно на этом уровне; человек, таким образом, мог бы считывать информацию о событиях или живых объектах через растение, фиксируя его реакцию с помощью приборов. Обычно на налаживание контакта с растением Вогелю хватало от нескольких минут до получаса.

Когда ученый почувствовал уверенность в себе, ему захотелось провести эксперименты с растениями на публике. В одной из передач местного телевидения в Сан-Франциско растение, подсоединенное к самописцу, наглядно отражало различные эмоции Вогеля: от раздражения от вопросов журналиста до состояния гармонии при общении с растением. По просьбе режиссера одной из передач телекомпании ABC ученый показывал реакцию растения на его мысли или мысли другого человека: приборы четко регистрировали бурную реакцию растения на всплеск человеческих эмоций и его возврат к нормальному состоянию.

Когда Вогель начал демонстрировать публике чувствительность растений на измененное состояние сознания человека, он заметил, что скептицизм и враждебность некоторых зрителей производят на него очень странное воздействие. Он стал обращать внимание на негативное отношение, исходящее от зрителей, и обнаружил, что методом глубокого дыхания (которому он научился на занятиях по йоге) может изолировать тех, кто источает эти эмоции. Затем он создавал положительный мыслеобраз и переключался на него, точно так же, как мы крутим ручку радио, настраиваясь на другую волну.

«Враждебность и негативные эмоции, исходящие от зрителей, — отметил Вогель, — являются основным препятствием для налаживания хорошего контакта с растением. Самой трудной задачей в публичных экспериментах с растениями является нейтрализация этих эмоций. Если мне не удается это сделать, растение и, конечно же, прибор, замирают до тех пор, пока я не разберусь с отрицательными эмоциями и не установлю новую позитивную связь с растением».

«Мне кажется, — говорил он, — что я — посредник, фильтрующий реакцию растения на окружающие воздействия. Я могу снять этот фильтр, чтобы связать напрямую растение и зрителей. При этом, заряжая растение своей энергией, я могу повысить его чувствительность. Здесь очень важно понять, что, по-моему, при контакте с растением вы не общаетесь с разумом в обличье растения. Скорее растение становится инструментом, продолжением чувствительности человека. В этом случае человек может взаимодействовать с биоэнергетическим полем растения или через него с мыслями и эмоциями других людей».

Однажды Вогель принимал у себя группу скептично настроенных психологов, врачей и программистов. Ученый предложил гостям осмотреть свое оборудование на предмет скрытых устройств и «жучков», которыми, по их мнению, были напичканы приборы Вогеля. Затем он попросил их сесть в крут, начать беседу и посмотреть, какие мысли и чувства присутствующих людей затронут растение? Целый час группа болтала о том, о сем, а растение же почти не обращало на людей внимания. Присутствовавшие уже заподозрили, что эксперименты Вогеля с растениями не что иное, как мошенничество. Но тут один из гостей сказал: «А давайте поговорим о сексе!» Каково же было всеобщее удивление, когда растение вдруг оживилось, а самописец стал отчаянно вычерчивать на ленте зигзаги. Это навело на мысль, что во время разговоров о сексе люди излучают в атмосферу особую сексуальную энергию, «оргон», обнаруженную и изученную д-ром Вильгельмом Рейхом (Wilhelm Reich), а древние ритуалы повышения плодородия (где люди совершали половой акт на только что засеянном поле) могли действительно стимулировать рост растений.

Растение также реагировало на страшные истории, рассказываемые в темной комнате, освещаемой лишь одной свечой с красным абажуром. В критические моменты, вроде: «и тут дверь в черной избушке в черном лесу стала медленно открываться…» или «вдруг из-за утла выскочил черный человек с ножом в руке…» или «Чарли нагнулся и поднял крышку гроба…», растение просыпалось и начинало «прислушиваться». По-видимому, мыслеобразы людей сливались в единое энергетическое поле и оказывали воздействие на растение.

Вогель сделал вывод, что Энергия Жизни, или Космическая Энергия, которая окружает всё живое, является основой жизни и растений, и животных, и человека. Таким образом, человек и растение — единое целое. «Это единство делает возможным не только общение человека и растения, но и запись этого общения через растение на ленту самописца».

Из своих наблюдений Вогелю стало ясно, что при общении человека и растения происходит обмен и даже смешение их энергий. Тогда он задался вопросом, может ли человек с экстрасенсорными способностями войти в растение. История упоминает о немецком мистике Якобе Беме (Jakob Boehme), жившем в шестнадцатом веке, который уже в молодом возрасте просветлел и мог видеть другие измерения.

По словам самого Бема, он смотрел на растение и усилием воли сливался с ним, становился его частью, ощущал, что «все его существо стремится к свету». Он мог разделить простые радости растения и «наслаждаться жизнью вместе с беззаботно растущим листом».

Однажды к Вогелю приехала Дебби Сапп (Debbie Sapp), тихая, застенчивая девушка, поразившая ученого тем, что, по показаниям приборов, она могла входить в мгновенный контакт с его филодендроном.

Когда растение безмятежно дремало, ученый вдруг спросил девушку: «Можешь войти в этот цветок?» Дебби кивнула, и ее лицо приняло спокойное и отрешенное выражение, словно она витала где-то в другой вселенной. И тут же самописец стал рисовать зигзагообразную кривую, означавшую, что цветок получает огромный прилив энергии.

Позже Дебби описала это событие так:

«Г-н Вогель попросил меня расслабиться и спроецировать себя на филодендрон. Я стала выполнять его просьбу, и со мной произошло следующее.

Сначала я не знала, как мне войти в растение. Я решила подключить свое воображение и вдруг поняла, что захожу в стебель через вход у его основания. Внутри цветка я увидела движущиеся клетки и поднимающуюся по стеблю воду, тогда я решила подняться вверх вместе с водой.

Когда я в своем воображении стала приближаться к разветвлениям листьев, то почувствовала, что меня перетягивает из воображаемого мной мира в реальность, где я теряла всякий контроль над своими действиями. Я не видела образов, а скорее ощутила, что наполняюсь и становлюсь частью чего-то огромного, всеобъемлющего. Я могла бы назвать это ни чем иным как чистым сознанием.

Я почувствовала принятие и мягкую защиту со стороны растения. Я не ощущала времени, но лишь единство со всем сущим. Я вдруг улыбнулась и позволила себе слиться с растением. Потом г-н Вогель попросил меня расслабиться. Когда он произнес эти слова, я поняла, что ужасно устала, но в душе у меня было мирно и спокойно. Я была растением».

Вогель, наблюдавший за кривой самописца, обратил внимание на внезапную остановку в тот самый момент, когда девушка «вышла» из цветка. В дальнейшем, когда Дебби снова «входила» в растение, она могла в мельчайших подробностях описать строение и форму его клеток. Она отметила, что один из листьев цветка сильно обожжен электродом. Тогда Вогель снял электрод и обнаружил, что этот лист действительно был почти что прожжен насквозь.

С тех пор Вогель пытался повторить тот же эксперимент с десятками других людей. Он просил их войти в отдельный лист и просмотреть форму и структуру его клеток. Все до единого давали схожее описание клеток вплоть до строения молекул ДНК.

Тогда Вогель сделал вывод: «Человек способен входить в клетки собственного организма и влиять на них в зависимости от состояния своего сознания. Однажды таким образом мы сможем выяснить причину всех наших болезней».

Дети всегда открыты ко всему новому. Зная это, Вогель стал обучать их общению с растениями. Сначала он просил их прочувствовать лист, описать в подробностях его температуру, текстуру, консистенцию. Затем он давал им согнуть лист и ощутить его упругость, затем ощупать, тихонько похлопывая лист с обеих сторон. Если ученики описывали свои ощущения с удовольствием и радостью, Вогель просил отпустить листья и почувствовать исходящую от них силу или энергию. Многие дети сразу сообщали об ощущениях покалывания и пульсации.

Вогель заметил, что наиболее сильные и яркие ощущения были у детей, которые отдавались своему занятию целиком. Как только кто-нибудь чувствовал покалывание, он говорил: «А теперь полностью расслабься и почувствуй, как вы с растением обмениваетесь своими энергиями. Как только придет ощущение пульсации, осторожно поводи рукой над листом вверх-вниз». Дети выполняли его просьбы и ясно видели, что когда рука опускается, листья отклоняются в сторону. Повторяя движение вверх-вниз снова и снова, дети добивались того, что листья начинали колебаться. С помощью обеих рук дети заставляли растения раскачиваться из стороны в сторону. При уверенном выполнении этого упражнения, дети начинали тренироваться на всё большем расстоянии от растения.

«Эти простые упражнения помогают осознать и почувствовать невидимые энергии. Развив чувствительность, человек обретает способность управления этими силами».

По словам Вогеля, взрослые добиваются в этом гораздо меньших успехов, чем дети. Он предположил, что далеко не все ученые смогут воспроизвести в своих лабораториях его личные опыты и эксперименты Бакстера. «Если подходить к таким экспериментам формально и механистично, — подчеркивал Вогель, — не пытаться наладить взаимный контакт с растением и не воспринимать его как лучшего друга, то результат будет нулевым». И действительно, один ученый из Калифорнийского общества психологов (California Psychical Society) сообщил Вогелю, что не смог повторить ни одного опыта, хотя работал над ними не один месяц. Та же участь постигла и одного известного психоаналитика из Денвера.

«Крушение планов и разочарование будут преследовать ученых всего мира, пока они не поймут одну вещь: ключ к успеху — связь между человеком и растением и умение установить эту связь. Положительный результат зависит не от точного соблюдения условий эксперимента, а от подготовки, и что особенно важно, от духовного развития самого экспериментатора. Но это уже противоречит философии многих ученых. Им невдомек, что творческий эксперимент подразумевает, что исследователь и исследуемое явление должны слиться и стать единым целым».

А теперь задайте себе вопрос, дамы и господа: если человек способен своим сознанием сливаться с другими живыми существами (не только растениями, но любой материей, даже ), способен ли он также изменять их свойства, исцелять, направлять в развитии, как делает с собственным телом?

Если вся материя в своем субмолекулярном виде основана на жидких кристаллических структурах (и крист. решетках), то насколько реально при желании вырастить, например, сие:

Или сие



Или сие:


УПД из комм.:

1. Природа: камни, растения, животные - гармонизируют этот мир. Их излучения в основном позитивны, а познать что-то возможно только, если иметь в себе хоть малую часть от познаваемого. Вот и становится понятным - почему именно детям, скромной, тихой девушке и учёному, способному изменять своё сознание, доступны такие эксперименты и исследования. Это же живой мир, и он раскрывается только перед теми, кому доверяют. Ведь они тоже развиваются, и,сейчас, в новых условиях будут пробуждаться, становиться более осознанными и учиться общаться с человечеством. Думаю, дети природы могут многое привнести в наш мир и многому научить нас, если мы сможем слышать, а они - говорить. Только в содружестве с ними получится интересно менять материю этого мира, и только при взаимопонимании и взаимодействии.Мы же живём на этой земле, и пора уже научиться общаться с её основными обитателями или вспомнить - как это умели раньше наши предки, да и мы сами. Видимо мало в нас еще гармонии и позитива - что лишь единицы могут так свободно общаться с другими жителями этой земли.

2. Недавно в дневной полудреме увидела тюльпан. И вдруг пришло одномоментное понимание, что я всё про него знаю: как поднимается снизу сок и распространяется по листикам и лепесткам бутона, как устроены клетки и взаимосвязи между ними и т. д.
Больше развернуть и детализировать понимание не получилось, поскольку не хватает слов и понятий для описания происходящго внутри цветка. В реале воспроизвести такое не получается, осталось только внутренне ощущение, как это бывает - сразу понимать весь тюльпан:)

3. У меня постоянно происходит общение с моими садовыми растениями - любыми. Я их слышу, спрашиваю, прошу, и они отвечают.
Соседка однажды, со страшными глазами, сказала - А я знаю, что ты с растениями разговариваешь!
- А ты нет? - удивилась я))))
Я даже прошу некоторые растения поселиться у меня во дворе, и они вырастают по весне)))), причём, я не знаю, где именно, но, как правило, они селятся в самых идеальных местах)))

Однажды мне очень захотелось, чтобы вырос у меня какой-нибудь необычный цветок - и он вырос! Да такой, что с 2013 года никто не смог определить его! http://eljibor813.livejournal.com/5 719.html

Ну а оживлять застывшие саженцы меня даже соседи звали))) Это очень просто - я с ними разговариваю, окутываю любовью и прошу жить. Вот только что попросила две голые ветки плетистой розы ожить и расти - через пару дней почки проснулись, уже побеги пошли.
А если вдруг что, то и прощения у них прошу, и прощают.
Вот такие у меня отношения. С камнями тоже всё ок. Общаюсь, и даже взаимно, но это уже иначе происходит.
И не только с камнями - зачем делить Мир? Всё живое, и всё откликается на любовь, и старается ответить, радостно исполняет просьбы.

Реальность многомерна, мнения о ней многогранны. Здесь показана лишь одна или несколько граней. Не стоит принимать их за истину в последней инстанции, ибо

Знаете ли вы, что цветы любят, когда их ласкают, разговаривают с ними? Это не глупости, и не детские сказки... Растениям, как и всем живым существам, не чужд мир чувств. На это обращали внимание пионеры в исследовании растений Линней, Дарвин, Фехнер - но они были высмеяны.

Сегодняшний обычный человек мало обращает внимание на растения. Это уже как само собой разумеющееся, натуральный продукт. Человеческая жажда наживы делает все, чтобы разрушить живое зеленое одеяние нашей матушки-природы, разрушая тем самым наши средства к существованию.

Без растений мы не могли бы дышать. Каждый отдельный листик ежедневно занят процессом фотосинтеза, чтобы вырабатывать для нас кислород. Что же это за начала, действующие в растениях? Откуда берется математическая точность их конструкции и способности, чтобы все происходило в нужное время? Есть у растений восприятие, возможно даже память?

В 1966 году американскому экспериментатору Кливу Бакстеру (Cleve Backster) спонтанно пришла в голову идея подключить электроды полиграфа (детектора лжи) к листьям обыкновенного комнатного растения, известного под названием . Ему хотелось проверить будет ли какая-нибудь реакция у растения на полив. Когда драцена впитывала корнями воду, кривая детектора лжи отклонилась вниз, что стало полной неожиданностью, так как электропроводность тканей увлажненного растения повысилась, следовательно, и кривая детектора должна была подняться вверх. Это означало, что драцена подобно человеку испытывает эмоции! Бакстер был поражен. Он хотел быть абсолютно уверенным. Имея большой опыт работы с детектором лжи, Бакстер знал, что угроза - это верный способ вызвать сильную реакцию у исследуемого объекта. Это убеждение он решил проверить на растении, окунув его лист в горячий чай. Реакции не было. Тогда исследователь подумал: «Прижгу я листья, присоединенные к электроду». Как только эта мысль пришла ему в голову, раньше, чем он потянул руку за спичками, перо детектора лжи вычертило кривую, наподобие той, какую вычерчивает прибор при допросе сильно взволнованного человека.

Бакстер вышел из комнаты. Когда он вернулся со спичками, полиграф зарегистрировал более сильный пик. Все указывало на то, что растение узнавало его намерения и опасалось их. Когда исследователь начал притворяться, будто собирается поджечь листья, растение практически не реагировало. Это означало, что растение способно отличить подлинные намерения от имитации, то есть, растения могут думать!

В последующие годы Бакстер проводил эксперименты, используя другие растения и приборы. Результаты оставались прежними и указывали на то, что растения - это не просто целенаправленное скопление клеток, это живые существа, имеющие «душу» и эмоции.

Могут ли растения думать?

Группа советских исследователей доказала, что растения способны надолго запоминать свои впечатления. Так они провели эксперимент с . Один человек все время подвергал растение истязаниям: прокалывал иголкой листья, обливал кислотой или поджигал. Однако другой относился к герани с любовью: заботился, поливал, взрыхлял почву, лечил ее раны. По окончанию этой шоковой терапии растение подсоединили к датчикам. И что же произошло? Когда к растению приближался обидчик, прибор показал, что испытываемый объект находится в сильной панике. Как только обидчик уходил, кривая прибора указывала на то, что объект успокоился.

Опыты доктора Марселя Фогела

Установлено, что далеко не каждый способен вступить в переговоры с растениями. Существенную роль играет так называемая «психическая энергия», заложенная во всей природе. В отношении этого успешные эксперименты провел химик Марсель Фогель, который хотел установить точный момент времени, когда, к примеру, филодендрон завяжет тесные отношения с экспериментатором.

Он подсоединил растение к датчикам полиграфа. В нормальном состоянии самописец чертил прямую линию, но когда Фогель подносил руку к растению, думая при этом о растении, как о лучшем друге, самописец начинал чертить кривые линии. Ученый чувствовал при этом отчетливый поток энергии, струящийся от растения. Повторив эксперимент через пять минут, растение никак не отреагировало. Такая реакция филодендрона очень напоминала реакцию двух любящих людей, у которых сначала происходит накал страстей, потом заметный спад, пока не накопится новая энергия. Фогель объяснял это следующим образом:

«Люди могут общаться с растениями - и это факт. Растения - это живые существа, которые подобно людям могут быть слепыми, глухими и немыми. Но нет никаких сомнений в том, что они очень чувствительны и улавливают любые эмоции человека. Они излучают позитивную энергию, которую может чувствовать человек».

Доктору Фогелю удалось записать разговоры, которые велись вблизи от растений, а именно «диаграммы бессловесных мыслей». Если в один прекрасный день станет возможным расшифровать эти диаграммы, то можно будет прочитать в текстовом формате рассуждения растений. Довольно заманчиво для определенных лиц - получать мысли своих близких, находящихся под прямым контролем.

Шум заставляет растения "плакать"

Тот, кто любит свои комнатные растения, в соответствии с исследованиями группы ученых из университета Дрекселя в Филадельфии, ни в коем случае не должен кричать на своих зеленых питомцев или подвергать их какому-либо другому шуму, потому что они могут «сильно плакать». Эксперимент проводили над .

Одно растение находилось в помещении с высоким уровнем шума 100 фон (что соответствует шуму мимо проезжающего поезда). В течение полутора недели растение погибло. Во время другого эксперимента было установлено снижение скорости роста растения на 47%. При более детальном исследовании ученые выяснили, что растение страдает от потери воды: его листья «плакали»!

Музыка стимулирует рост растений

Тот факт, что растения лучше растут и плодоносят, если их периодически «орошают» музыкой, доказал индийский ученый Т.Ц.Н. Сингх. Он провел тщательные наблюдения за влиянием на растения звуковых волн. Через 8 недель после ежедневного получасового «прослушивания» комнатными растениями музыки, у них наблюдалось на 22% больше листьев и на 52% больше цветков по сравнению с растениями, которые росли в тишине.

Исследования установили, что максимальный эффект достигается при 30-минутном воспроизведении музыки, более длительное «прослушивание» комнатными растениями музыки никакого эффекта не дает. Большую роль играет вид музыки, которую предлагают растениям. Если классическая музыка благотворно влияет и ускоряет процессы роста и развития растений, то под звуки джаза и вестерн эти процессы замедляются, а от рок-н-ролла растения и вовсе могут погибнуть. Это позволяет сделать интересные заключения о влиянии различных видов музыки и на человеческий организм.

Способны ли растения учиться?

Одним из самых успешных исследователей, который любил разговаривать со своими растениями, как с добрыми друзьями, был американский селекционер Лютер Бербанк. Ему удалось «уговорить» кактуса убрать иголки. Он признался знаменитому йогу Парамаханса Йогананда, что он часто разговаривал со своими кактусами, чтобы создать вокруг них атмосферу любви. «Не бойтесь, вам не нужны иголки, я вас защищу». Через несколько лет Бербанк добился, чтобы кактус убрал иголки.

Негритянский юноша из США, который стал знаменитым ученым и исследователем Джордж Вашингтон Карвер (1864-1943) с детства обладал удивительной способностью выхаживать больные растения. Он утверждал, что в состоянии разговаривать с растениями и получать от них важную информацию.

Карверу стоило много времени и усилий, чтобы убедить фермеров, занимающихся выращиванием хлопка, в том, что практика выращивания одной культуры неизбежно приведет к их банкротству. Он разъяснял, что, к примеру, из 100 кг арахиса, который в то время использовался только в качестве корма для свиней, можно получить 35 кг масла, в то время, как из 100 л молока выходит всего 10 кг масла.

Когда разразилась Первая мировая война, возник дефицит красителей. Карвер обратился за помощью к своим растениям, спрашивая, кто из них может помочь решить проблему красителей. Из листьев, корней, стеблей и плодов 82 зеленых «добровольцев» он создал 536 видов красителей для окраски шерсти, хлопка, льна, шелка! Только лишь из лозы мускатного (Vitis rotundifolia) он смог получить 49 разных красителей.

Карвер запатентовал только несколько своих идей и отказался от финансового вознаграждения. Он мог бы стать миллиардером и влиятельным человеком, но не принимал предложения даже от Генриха Форда. Незадолго до смерти Карвер объяснил одному своему посетителю, коснувшись цветка на своем столе: «Когда я прикасаюсь к этому цветку, я прикасаюсь к вечности, потому что цветы появились задолго до того, как появились люди. Через них я получаю доступ к бесконечности».

Перевод: Леся В.
специально для интернет-портала
садового центра «Ваш сад»

«Без общения мы все были бы подобны удаленным друг от друга островам» («Язык животных»).

ПОВСЮДУ: в лесу, в саванне или даже в вашем саду — живые существа непрестанно «разговаривают» друг с другом. В книге «Язык животных» говорится: «Живые организмы задействуют все органы чувств, а также всевозможные позы и движения, посылая и получая сигналы — кто-то едва уловимые, а кто-то и весьма явные, как, например, скунс в момент испуга. Они издают запахи, пищат, гогочут, поют и чирикают; обмениваются электрическими и световыми сигналами, меняют окраску, „танцуют“ или даже топчут и трясут находящуюся под ними поверхность» («The Language of Animals»). Что же они хотят этим сказать?



Ученые исследуют язык животных, пристально наблюдая за ними. Так, они обнаружили следующее: бентамка (небольшая домашняя птица) при виде наземного хищника, например ласки, чтобы предостеречь своих сородичей, издает на высокой ноте «кук-кук-кук». Когда же бентамка замечает хищную птицу, она издает один долгий пронзительный звук. Каждый ее крик сразу вызывает у других бентамок соответствующую реакцию, из чего явствует, что подаваемые сигналы содержат определенную информацию. Было замечено, что и другие птицы обмениваются подобными звуковыми «сообщениями».

Согласно книге «Песни, крики и ритуалы», «один из основных методов исследования общения в животном мире таков: определенный сигнал записывается, а затем запись дают послушать животным, наблюдая, вызывает ли он у них соответствующую реакцию» («Songs, Roars, and Rituals»). Опыты с использованием записи подаваемых бентамками звуковых сигналов дали такие же результаты, какие наблюдались в природе. Тот же метод применим и в отношении пауков. Ученые пытались разобраться, что́ именно в период спаривания привлекает самок пауков-волков в самцах, которые стараются произвести на них впечатление, махая своими мохнатыми передними лапками. Была сделана видеозапись самца паука, затем с помощью компьютера с лапок паука убрали пучки ворсинок. Когда полученную таким образом запись показали самке, она внезапно потеряла всякий интерес к самцу. О чем это говорит? Очевидно, самку паука-волка самец привлекает только в том случае, если машет мохнатыми лапками.

Язык запахов

Многие животные подают друг другу сигналы посредством феромонов — сильнодействующих веществ, которые обычно вырабатываются в особых железах или содержатся в моче и фекалиях. Люди отмечают пределы своих владений с помощью ограждений, каких-либо знаков или надписей. Точно так же некоторые животные, в частности кошки и собаки, метят свою территорию с помощью феромонов. Хотя такая «ограда» невидима, она позволяет особям одного вида держаться друг от друга на оптимальном расстоянии.

Но роль феромонов не только в этом. Они служат своего рода «доской объявлений», которые другие животные «читают» с огромным интересом. Запахи, как отмечается в книге «Средства общения животных», «очевидно, сообщают дополнительную информацию о хозяине данной территории, например о его возрасте, поле, физической силе и других признаках, а также о том, в какой фазе полового цикла он находится» («How Animals Communicate»). В книге говорится, что «запах меток, которые оставляют животные, служит для них своего рода паспортом». Поэтому некоторые животные очень серьезно относятся к таким знакам, что хорошо известно работникам зоопарков. Они заметили, что после очистки клеток и вольеров многие животные тут же начинают снова метить свою территорию. Согласно вышеупомянутой книге, «отсутствие собственного запаха вызывает у животного тревогу и может привести к нарушению его поведения и даже бесплодию».

Феромоны также играют важную роль в мире насекомых. К примеру, феромоны тревоги побуждают насекомых собираться в рой и готовиться к нападению. Феромоны сбора «созывают» их к источнику пищи или к месту, подходящему для строительства гнезда. К этому виду феромонов относятся и половые аттрактанты, к которым некоторые живые организмы очень чувствительны. Самец тутового шелкопряда имеет два усика сложного устройства, похожих на крошечные листики папоротника. Эти усики настолько чувствительны, что могут среагировать на одну молекулу полового аттрактанта самки. А 200 молекул заставят самца отправиться на ее поиски. «Языком» химических веществ владеют не только представители животного мира.

«Говорящие» растения

Знаете ли вы, что растения могут «переговариваться» друг с другом и с некоторыми животными? Как сообщается в журнале «Дискавер», ученые в Нидерландах заметили, что растения лимской фасоли во время нашествия красных клещиков подают сигнал бедствия, выделяя особое химическое вещество. По этому сигналу к растению спешат те виды клещей, которые охотятся на красных клещиков. Точно так же ведут себя при нападении гусениц растения кукурузы, табака и хлопка: они выделяют переносимые по воздуху вещества, привлекающие ос — смертельных врагов гусениц. Один исследователь говорит: «Растения не просто посылают сигнал: „Мы в опасности“, но и сообщают, кто именно на них напал. Это удивительный процесс поражает своей замысловатостью».

Обмен информацией между растениями не менее удивителен. Согласно «Дискавер», ученые «обнаружили, что ива, тополь, ольха и береза „прислушиваются“ к другим деревьям своего вида и что проростки ячменя тоже „переговариваются“ между собой; растения, терпящие бедствие, будь то нашествие гусениц или красных клещиков, грибковая инфекция или мучнистая роса... выделяют вещества, которые, по всей видимости, включают защитные механизмы у соседних, неповрежденных растений». На эти химические сигналы бедствия реагируют даже растения других видов.

Когда растение подвергается нападению или получает предупреждение об опасности, оно пускает в ход свои собственные средства защиты. Среди них — токсины, убивающие насекомых, или другие вещества, частично или даже полностью препятствующие перевариванию данного растения вредителями. Дальнейшие исследования в этой области, вероятно, приведут к не менее поразительным открытиям, некоторые из которых можно будет с успехом использовать в сельском хозяйстве.

Световая «азбука Морзе»

«Их крошечные огоньки, зажигающиеся прежде звезд, придавали ничем не примечательному пригородному пейзажу неповторимое очарование»,— пишет в своей статье о светляках эколог Сьюзан Туит. Эти насекомые, принадлежащие к отряду жесткокрылых, пользуются световой «азбукой», которая, по словам Туит, «состоит из самых разных сигналов: от простого предупреждающего свечения до сложных двусторонних световых „переговоров“ между потенциальными партнерами». Оттенок свечения изменяется от зеленого к желтому и оранжевому. Поскольку самки редко летают, свечение, которое мы замечаем, исходит в основном от самцов. (Смотрите рамку «Свечение, которое не греет».)

У каждого из 1 900 видов жуков-светляков свой набор световых сигналов. Это могут быть три вспышки с интервалом примерно в секунду или серия вспышек разной продолжительности и с разными интервалами. Летая в поисках самки, самцы сообщают об этом с помощью световых сигналов. «Самка реагирует на ритм вспышек,— пишет один журнал,— и посылает ответный сигнал „Я здесь“ со свойственным ее виду интервалом» («Audubon»). Самец, получив безмолвное приглашение самки, летит к ней навстречу.

Пернатые вокалисты

«По своей продолжительности, разнообразию и сложности никакие звуки, издаваемые животными, не сравнятся с птичьим пением»,— пишет Дейвид Аттенборо в своей книге «Жизнь птиц» («The Life of Birds»). Птицы издают звуки не горлом, а так называемой нижней гортанью — органом, расположенным глубоко в грудной клетке, около того места, где перед входом в легкие дыхательное горло разделяется.

Способность петь отчасти заложена в птиц генетически, а отчасти перенята от родителей. Поэтому у птиц может быть свой, местный «акцент». В вышеупомянутой книге сказано: «Черные дрозды — потомки тех особей, которые в XIX веке были привезены в Австралию, чтобы услаждать слух европейских поселенцев родными напевами,— приобрели явный австралийский „акцент“». Арии самца лирохвоста, которые считаются самыми сложными и мелодичными из всего репертуара пернатых вокалистов, почти полностью заимствованы у других птиц. Лирохвосты необыкновенно искусные подражатели: они способны воспроизвести практически все, что слышат: от звуков различных музыкальных инструментов до лая собаки, от рева сигнализации до ударов топора и даже шума мотора фотоаппарата. И все эти пародии имеют в основном одну цель: покорить будущую избранницу.

Дятлы, которые обычно используют свой клюв для добывания пищи, выступают также в роли ударников в птичьем оркестре: они дают знать о себе другим птицам, ударами клюва извлекая звуки из полого ствола или из сука. Некоторые дятлы, по словам Аттенборо, даже «осваивают новые, необычные „инструменты“... такие, как кровля из рифленого железа или железный дымоход». Птицы также обмениваются визуальными сигналами с «музыкальным» сопровождением или без него. К примеру, они могут что-то «говорить» друг другу, демонстрируя свое красивое оперение.

Самец австралийского черного какаду, заявляя свои права на определенную территорию, пускает в ход весь арсенал «языковых» средств: постукивание, голосовые сигналы, ритмичные движения и демонстрацию оперения. Какаду отламывает подходящую ветку и, держа ее лапой, стучит ей по стволу сухого дерева. При этом он разворачивает крылья, расправляет свой гребешок, покачивает головой из стороны в сторону и издает пронзительные крики — словом, устраивает настоящее представление.

Некоторые звуки, издаваемые птицами, «понятны» и другим животным. Взять, к примеру, медоуказчика — маленькую, похожую на дрозда птичку, которая обитает в основном в Африке. В соответствии со своим названием медоуказчик указывает медоеду — похожему на барсука зверьку из семейства куньих — путь к дереву с пчелиным ульем, издавая характерный крик. Когда птичка садится на такое дерево или поблизости от него, она издает особый крик, означающий «Здесь есть мед!». Медоед отыскивает дерево, когтями «вскрывает» его ствол и лакомится своим любимым «блюдом».

Подводные «переговоры»

С тех пор как изобретен гидрофон — прибор, улавливающий звуки под водой,— ученые поражаются «многоголосию» морских глубин. Разнообразных звуков — от тихого гудения до пронзительных криков и даже визга — там столько, что подводники пользуются ими, чтобы замаскировать шум, который создает их подводная лодка. У каждой рыбы свой «репертуар». Роберт Бургусс, специалист по биологии океана, в книге «Тайный язык моря» пишет: «В то время как одни рыбы издают нечто наподобие хрюканья, пыхтения и лая, затем повторяя свою „арию“ с самого начала, другие „щелкают и трещат“, а потом, на бис, „скрипят и скрежещут“» («Secret Languages of the Sea»).

Как рыбы, не имея голосовых связок, издают звуки? Некоторые, объясняет Бургусс, с помощью мышц, «примыкающих к стенкам их шарообразного воздушного пузыря, вызывают их вибрацию, отчего пузырь начинает» резонировать, подобно барабану. Другие рыбы скрежещут зубами, стучат или хлопают жаберными крышками, раскрывая и закрывая их. Можно ли это назвать бесцельной «болтовней»? Очевидно, нет. Как и наземные животные, рыбы, по словам Бургусса, издают звуки с определенной целью: для «привлечения особей противоположного пола, ориентации, защиты от врагов, общения между собой и запугивания других».

У рыб также хорошо развит слух. У многих видов есть внутреннее ухо и клетки, восприимчивые к изменению давления, которые расположены сбоку, по средней линии. Этот ряд сенсорных клеток, называемый боковой линией, может воспринимать давление звуковых волн, которые распространяются в водной среде.

Разговор с растением

Не имеет значения, что ты говоришь растению. Ты можешь даже просто придумывать слова. Что важно, так это чувство симпатии к нему и обращение с ним, как с равным.

Карлос Кастанеда
«Путешествие в Икстлан»

Инайят Хан, индийский музыкант и философ, писал: «Есть еще большая и великая тайна слова. Не только значение слова, не только то, кто произнес его, но слово само по себе также обладает динамической силой». При помощи слов мы не только передаем информацию, но и создаем какую-то определенную энергию.

На настоящий момент накопились довольно обширные результаты исследований на предмет влияния музыки на развитие растений. Сейчас эта тема активно обсуждается на форумах в Интернете, цветоводы рассказывают о том, какие мелодии предпочитают их растения. Даже школьники на уроках биологии проводят соответствующие исследования.

Вероятно, первыми в мире, еще в начале 70-х годов ХХ века, установили тот факт, что под воздействием музыки протоплазма клеток растений ускоряет свое движение, ученые из Шведского музыкотерапевтического общества. Сейчас многие лишенные предрассудков растениеводы включают в своих теплицах и питомниках музыку, чтобы повысить скорость роста и урожайность культур.

Американский бизнесмен А. Карлсон создал фирму «Озвученный цветок», занимающуюся разработкой, производством и продажей тематических аудиозаписей музыки для целенаправленного воздействия на растения. И эта продукция пользуется успехом во многих странах мира!

Так что наличие «слуха» у растений можно считать установленным фактом. И тогда приходит время задуматься: а что слышат наши комнатные питомцы? Звуки, наполняющие наши дома — какие они? Это непрерывное бормотание телевизора и сердитые голоса ссорящихся домочадцев или переливы приятной музыки и радостный детский смех? Прислушайтесь и ощутите свою домашнюю «мелодию» — и вы поймете, почему у вас прекрасно растут капризные орхидеи (или — увы — чахнет даже неприхотливый хлорофитум). Привычка ласково разговаривать, ухаживая за растениями, присуща многим цветоводам. И хотя о достоверных исследованиях на эту тему мне ничего не известно, уверена, что у таких людей цветы чувствуют себя гораздо лучше.

Мы любим, чтобы всему находилось научное, материальное подтверждение, но есть области, в которых интуитивное понимание и собственный эмпирический опыт значат больше, чем любые исследования.

Честно признаюсь, сама я нечасто разговариваю со своими комнатными растениями, хотя бесспорно верю в «силу слова». Но когда я вижу, как они выбрасывают новые сильные побеги, как набирают бутоны, то всегда невольно улыбаюсь.

Улыбка — это прекрасное средство передачи позитивного заряда без слов. Она безотказно действует как в мире людей, так и в отношении растений. Может, кто-то сочтет меня наивной, но я действительно считаю, что мой фаленопсис, не избалованный особым уходом, цветет дважды в год лишь ради моей улыбки. Когда мы говорим с растениями, на них влияет не звук нашего голоса, а частицы той энергии, что мы вкладываем в каждое слово. И хотя они не говорят нам слов в ответ, это полноценный диалог, поскольку растения отвечают нам на том, другом, неслышимом уровне.

Существует мнение, что работа с растениями - это один из аспектов использования даров земли. Например, Черный Лось говорит, что зеленое - один из четырех главных элементов, составляющих основу всякого существования (хотя в своей системе он заменил воздух камнем).

Однако работа с растениями требует глубоких знаний свойств каждого конкретного растения, а также способов использования их для лечения или индукции видений. Этот предмет выходит за рамки изложения основ шаманизма в данной книге. Даже многие шаманы считают, что травники обладают особым знанием.

По этим вопросам имеется обширная литература; здесь же выскажем лишь несколько мыслей о том, как вы можете изучить растения и работать с ними. Шаманы обычно подразделяют растения в соответствии с целью их использования.

  • Лекарственные растения. Их листья, корни или кора обладают лечебными свойствами, использовать которые можно, если эти растения употреблять сырыми, делать из них настои, мази, сжигать и получать целительный дым и т. п. К таким растениям относится зверобой, женьшень, шалфей и ромашка лекарственная.
  • Галлюциногенные растения. Они вызывают зрительные галлюцинации. Это аяхуаска, пейот, дурман и галлюциногенные грибы. Поскольку в большинстве стран их использование запрещено законом и ограничено лишь традиционно прибегавшими к ним туземцами, здесь мы не рекомендуем пользоваться ими; однако окончательный выбор зависит от вас.
  • Магические растения. Считается, что каждое из них олицетворяет определенную болезнь и помогает вылечить больного.
  • Обычные растения. В эту категорию попадают все остальные растения, не обладающие ни лечебными, ни галлюциногенными, ни магическими свойствами. Их ценность состоит либо в общеоздоровительном эффекте, либо в благотворном влиянии на настроение.

Например, помещая растение в комнату, человек создает расслабляющую успокаивающую атмосферу, воздух насыщается кислородом; а посылая цветы в больницу, вы улучшаете настроение больного. Конечно, функция некоторых растений - просто привлечь внимание.

Вы можете не только изучать особые целебные и галлюциногенные свойства растений, но и общаться с их духами. Обычно для этого нужно проводить с ними больше времени, чем требуется для установления и поддержания связи с магическими животными или учителем. Это объясняется спецификой растений - они стационарны и медленно растут.

Чтобы настроиться на них, нужно больше времени, как отмечается в книге Хосе и Лены С. Стивене «Секреты шаманизма». Вот почему шаманы, работающие с растениями, часами сидят около одного из них, говорят с ним, слушают или просто находятся рядом.

В конце концов возможно услышать, что растения говорят, сообщая шаману, как следует применять их свойства. Точно так же и вы можете вступить в контакт с растениями вокруг вас - у себя дома или на природе.

Зеленая сила!

Вы хотите общаться с растением и учиться у него? Тогда можете проделать такое упражнение.

Выйдите во двор, в парк или другое место, где хорошо себя чувствуете. Можете также использовать растение, растущее у вас дома или в теплице; но лучше найти дикое растение.

Усядьтесь поудобнее перед растением и внимательно смотрите на него.

Потом закройте глаза и мысленно представьте его себе и постарайтесь в него воплотиться.

Вообразите, что бы вы чувствовали, будучи этим растением.

Наконец, спросите у растения: «Что ты можешь сказать мне? Что ты мне посоветуешь?»

И ждите ответа.


Вы можете задать вопрос растению так же, как магическому животному, советнику или учителю.

В конце поблагодарите растение за помощь и откройте глаза.

Через некоторое время вы можете повторить это упражнение с тем же растением, чтобы лучше познакомиться с ним, или проделать то же с другими растениями.

Возможно, вы обнаружите, что у каждого растения своя мудрость, и тогда у вас появится возможность испытывать разные чувства при общении с различными растениями. В общем, магические объекты и природные стихии существенным образом дополняют вашу способность работать с магическими животными, учителями и советниками и увеличивают ваши силы.

Они значительно усиливают навыки - вы сможете видеть, знать и делать больше. Они подобны увеличительному стеклу, фокусирующему солнечные лучи, ветру, раздувающему тлеющие угли.

Вы можете по-разному пользоваться любым количеством магических объектов - так, как это делают шаманы, принадлежащие к разным традициям.

Точно так же, пользуетесь ли вы классификацией природных стихий, принятой в западном мире или у североамериканских индейцев, или придерживаетесь другой системы, вы можете, работая со свойствами природных стихий, увеличить также и свою собственную силу.

Целительные растения и наркотики

Шаманы различных культур применяют в своей практике разнообразные растения и наркотики. Действительно, в некоторых традициях использование растений, многих лечебных средств, наркотиков, изготовленных из них, настолько сильны, что существуют специалисты по ним, называемые травниками. Они прописывают и создают эти лекарства почти так же, как фармацевты и провизоры в современной медицине.

Фактически многие из этих лекарств обладают специфическим физиологическим воздействием, что было установлено современными врачами, изучавшими тропические растения с целью обнаружения активных лечебных свойств.

В других случаях растения и наркотики, в частности галлюциногенные, могут изменить восприятие и открыть двери, ведущие в духовный мир. Используемые шаманами средства обладают физиологичеcким и психотропным воздействием, причем лечебный эффект, возможно, усиливается за счет безвредных лекарств и психологического фактора.

Если вы безоговорочно верите, что лекарство подействует - оно и действует. Во всяком случае, воздействие тех или иных растений и наркотиков на организм и причины такого воздействия могли бы послужить предметом другой книги; действительно, существуют десятки подобных книг, как для профессионалов, так и для любителей. Поэтому здесь следует упомянуть лишь несколько способов использования наиболее известных растений и наркотиков.

Вот некоторые из наиболее часто используемых растений и наркотиков, находящихся на вооружении у шаманов:
  • листья в букетах или связках. Обычно это большие и плоские листья, связанные вместе в кисти или связки, которые применяют для обряда очищения пациента, или изгнания злых или недоброжелательных духов. Такие связки листьев обычно используют шаманы в Южной и Центральной Америке, а также и других регионах
  • галлюциногены. Используются шаманами, чтобы изменить свое сознание; иногда их принимают пациенты. Это изменение сознания дает возможность открывать двери для восприятия и общения с духами в духовном мире или мире иной реальности
В разных шаманских традициях используют различные галлюциногены. Здесь перечислены наиболее распространенные из них.
  • Пейот. Используется многими племенами североамериканских индейцев на юго-западе США, в Мексике и Центральной Америке. Пейот делают из одноименного кактуса и принимают в виде лепешечек или водки, приготовленной из сока кактуса
  • Псилоцибин. Получают в Мексике из грибов семейства Рзу1осуЬе
  • Айяхуаска. Делают из лианы айяхуаска; часто туда добавляют по крайней мере еще одно растение. В основном используется в Южной Америке
  • Табак. Курят и окуривают пациента во время обряда очищения
  • Спиртные напитки. Используются почти так же, как и табак, за исключением того, что их пьют, а затем обрызгивают пациента во время обряда очищения
  • растения, используемые в символических целях. Эти растения или их части шаман кладет на алтарь или отдает пациенту на хранение. Это могут быть сушеные растения или листья, цветы, кора, ветви и так далее
  • Используются те растения, которые считаются священными представителями определенных существ или божеств, выделяющими исцеляющую энергию, или имеющими иное символическое значение для шамана или пациента
  • благовония. Изготавливаются из различных видов растений, которые сжигают ради их лечебных свойств. Иногда пациента просят вдохнуть дым, или шаман вдыхает его, выдыхая затем на пациента
  • целебные растения. Многие виды растений можно превращать в целебные мази, жидкости, порошки и другие лекарства, в том числе для приема пациентом внутрь

В зависимости от культуры, личного стиля шамана, заболевания пациента и других факторов шаман или знахарь, специализирующийся в какой-то области, например травник, будут использовать различные комбинации растений или лекарств, для того чтобы помочь пациенту.