Меню

Митрополит сурожский антоний встреча с богом живым. Истории встреч с богом

Расчет крыши и кровли

Не ленись, о душа моя, искать Владыку! И очистись осиянием света, тогда Владыка Сам, придя, весь возобитает в тебе, и с тобой будет пребывать Тот, Кто мир сотворил, и ты будешь обладать истинным богатством, Которого мир не имеет.

Преподобный Симеон Новый Богослов

Для христианина встреча с Богом - это самое желанное. Христианин вне Бога не живет, и поэтому она для него жизненно необходима. Как и когда происходит эта Встреча? Как к ней подготовиться?

Помните, в Евангелии есть сюжет, который так и называется - «Встреча», «Сретение»?

Существовал обычай, согласно которому первенец мужского пола должен был быть посвящен Богу, родители его отдавали для служения при храме. Когда же для этого служения было выделено отдельное колено Левитов, этот закон несколько изменился. Родители приносили в храм выкуп за своего ребенка. Каким будет выкуп - деньги, тельцы или птенцы голубей - зависело от состоятельности семьи. Кроме того по закону Моисееву (Лев. 12) родившей женщине в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона. Итак, на сороковой день по Рождестве Христовом Мария и Иосиф принесли Иисуса в храм.

В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон. Ему было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. Праведный Симеон входил в число семидесяти двух ученых толковников-переводчиков, которым египетский царь Птолемей II (285–247 годы до Р. Х.) поручил перевести Священное Писание с еврейского на греческий язык. Когда святой Симеон переводил книгу пророка Исайи и дошел до того места, где написано: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына и наречет имя Ему Эммануил», то он засомневался. Как дева может зачать? Он подумал, что это явная описка и вместо «Дева» должно стоять «Жена», и посчитал своим долгом исправить текст. И только кисть его была занесена над бумагой, явился Ангел и укорил его за сомнения, сказав: «За то, что ты засомневался, ты не увидишь смерти, пока не сбудется пророчество».

Прошло два века. Старец изнемогал от жизни, избавительница-смерть все не приходила. И вот, наконец, Господь призывает старца в храм как раз в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса, чтобы исполнить законный обряд. Симеон встретил их, взял Богомладенца на руки (поэтому он и зовется теперь Богоприимец) и произнес пророчество о Спасителе мира: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2, 29 - 32). В храме была также 84-летняя вдовица Анна пророчица, дочь Фануилова, «которая не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем (Богомладенце) всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2, 37 - 38).

Чудесно Господь призывает порой человека к Себе. В 3 книге Царств описывается, как Господь призывает пророка Илию. Сначала был «большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь» (3 Царств. 19, 11-12). То есть человек слышит голос Бога как тихое дуновение ветра. И вот праведный Симеон услышал в своем сердце призыв.

Встреча с Богом, как она происходит? Когда мы говорим о такой встрече, то нужно помнить, что в ней участвуют две свободные личности. С одной стороны Господь хочет всех спасти, приведя к познанию Истины. Сам Он говорит: «Я есть путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14, 6). Встреча - это добровольное движение друг другу навстречу. Иногда человек сильно заблуждается, думая, что он может совершить какие-то правильные действия, методично их выполнить и в результате он точно с Богом встретится. Это неверно, ведь свободу Божию никто не может насиловать. И действительно, иногда мы недоумеваем, почему одного человека Бог приводит к Себе с самого раннего детства, а другой всю жизнь является гонителем Божиим и только в последние дни, часы, минуты перед смертью к Богу обращается. Один священник рассказывал, что ему довелось исповедовать очень старого человека, который всю жизнь приводил в исполнения смертные приговоры. Страшная это была исповедь, но ведь тот, кто мог так и умереть палачом, все же успевает прийти к Богу.

Также можно удивляться, почему одним народам Господь открывает себя, а большинство народов так и пребывают вне истинного ведения. Много язычников, много народов, в которых Откровение Божие было искажено. Русский народ - богоизбранный народ, ведь на Руси остаться вне Христа может только человек с каменным сердцем, а если точнее сказать, то человек, у которого нет такого «органа, которым верят» (И. Бунин).

Причиной тому могут быть внешние обстоятельства, а может быть и самоистязание, когда человек «выжигает» свою совесть, убивает свою душу. Все наивысшие достижения русской культуры говорят о Христе: и литература, и архитектура, и музыка, и поэзия, и живопись - все самое прекрасное создано во Имя Божие.

И только глухой и слепой человек, живя в России, может эту красоту не воспринять. Правда, есть одна проблема. В Евангелии сказано: «И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12, 48). С русского человека спросится гораздо больше, чем с африканца, американца, немца, австралийца, потому что у нас огромные возможности о Христе услышать, книги найти, у нас много храмов. Но если все это богатство не воспринимается, не приносит добрых плодов, то, как сказал Иоанн Предтеча: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Лк. 3, 9).

Когда Бог решает открыться человеку, то это говорит о Его доверии к человеку. Господь не дает человеку такого испытания, которого человек не смог бы понести. Можем ли мы сказать, что встреча с Богом - это своеобразное испытание человека доверием? Как человек испытывается встречей?

Вопрос доверия - интересный вопрос. Можно спросить: «А во что верит Бог?». И наверное ответ будет: «Бог верит в человека». Встреча с Ним, действительно, подразумевает определенную готовность человека. Христос в Нагорной проповеди говорит: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мт. 5, 8). Среди девяти заповедей блаженств, которые последовательно ведут человека к духовному совершенствованию, заповедь чистоты сердечной - шестая. Сердце в данном случае - душа, а не просто орган для перекачивания крови. На пути к чистоте сердечной человек должен приобрести и блаженный плач о своих грехах, и кротость, и жажду правды, и милосердие - то есть достигнуть духовной зрелости. Как этого достигнуть? Это вопрос образа жизни, духовного подвига человека, который решается откликнуться на призыв Божий: «Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк. 9, 23).

В этих словах описан весь духовный путь. Но начинается этот призыв со слов: «Кто хочет». Это принципиально важные слова, потому что многие люди вообще не хотят идти за Богом. А другие хотят только на словах. Такой человек утверждает, что верует в Бога, но когда просишь его: «Покажи мне свои дела. Как ты живешь? Как ты своими делами свою веру проявляешь? Ведь вера без дел мертва», - оказывается, что человек по делам не только не является христианином, но живет как враг Божий. Такой человек осознанно или неосознанно Правды не жаждет, а, следовательно, и не предпринимает никаких попыток душу свою разбудить, предуготовить для встречи с Богом.

Замечательное сравнение сердца человека с глазом лягушки есть у о. Андрея Кураева: лягушка видит только то, что движется, или то, относительно чего движется она сама. Так вот и сердце человека: только тогда начинает пробуждаться, изменяться, когда приходит в нравственное движение. Поэтому один из главных лейтмотивов христианской мысли таков: нельзя быть в общении с Богом, не исполняя Его заповедей, живя вне Евангелия, бездействуя и просто что-то о себе мечтая. Напротив, когда человек начинает (пусть вопреки своим привычкам или желаниям) понуждать себя исполнять Евангельские заповеди, сердце его начинает меняться.

Может ли человек встретить Бога уже при жизни, или жизнь человека - лишь предуготовление к встрече с Богом после смерти?

Бог трансцендентен, Он за пределами нашего мира, и может показаться, что шансов узнать Его при жизни у человека нет. Но в то же время сам человек может душу свою так настроить, так развернуть ее, что в поле духовного зрения попадет Сам Господь.

Митрополит Антоний Сурожский писал: «В Боге есть непостижимость и откровение. Мы можем общаться с ним за пределом наших представлений, как общаешься с незнакомцем - души встретились и разговор пошел».

Замечательное определение откровения можно найти и в высказывании незаслуженно забытого «богослова XX века» Винни-Пуха, который, однажды на очередную просьбу Пяточка сочинить очередную вопилку ответил: «Поэзия - это не та вещь, которую ты идешь и находишь, но которая находит на тебя. Мы же только можем пойти и встать в то место, где нас могут найти». То есть откровение - это когда одна реальность (Бог) открывается другой реальности (человек). Ближе всего небо спустилось к земле в храме Божием, где все говорит о Господе.

Вся система церковной жизни, богослужения, организация храмового пространства, декор, иконопись, музыка и поэзия звучащих песнопений и молитв, запахи, цвет облачений и многое-многое другое позволяет человеку настроиться на встречу. Не случайно служба в Софийском соборе в Константинополе так повлияла на послов князя Владимира, что по возвращении домой они описали это состояние так: «Мы не знали, где были, на земле или на небе».

Но ведь до храма тоже нужно дойти, и это определенное усилие со стороны человека, которое встречает серьезное сопротивление со стороны темных сил. Мотивы могут быть разные, но чаще всего человек сам дает повод темным силам зацепить его.

Что же может помешать человеку прийти в храм?

Дело в том, что духовный мир человека выкрашен не одним цветом, есть темные тона, есть светлые. Дьявол - очень умный психолог, хитрый стратег - прекрасно понимает, как можно человека к Богу не пустить. Для этого нужно душу человеческую так зацепить, что в какие-то моменты жизни человек будет одержим, то есть он не будет владеть своей волей.

Чаще всего это происходит, когда человек сознательно обращается к темным силам (или это за ребенка делают родители). Выявилась у ребеночка грыжа, сносили его к бабке, та поколдовала и грыжа прошла. Тело поправилось, а в душу впились крючки. Такой ребенок, когда вырастет, всеми силами будет сопротивляться Богу. Он или не сможет переступить порог храма, или ум его будет настолько поврежден, что он не сможет воспринять учение Церкви, и будет верить как-то по-своему. Можно привести и другие примеры осознанного обращения к темным силам: когда человек «балуется» оккультизмом или магией; или когда сознание и воля человека обрабатываются в тоталитарной секте.

А может ли быть преградой на пути к Богу привычка ко греху, такое состояние, когда человек научился получать от греха удовольствие? То есть, когда не извне на человека оказывается разрушительное воздействие, но когда он сам погружается в страстное состояние.

Любое служение страсти доводит человека до состояния одержимости. В какойто момент он совершенно не может собой управлять. Так, например, гневливый человек моментально может перейти от мирного, покойного состояния к неудержимому гневу. Он ломает мебель, кричит страшные слова, распускает руки - а потом, придя в себя, не может понять, что с ним случилось. А произошло то, что какая-то сила сковала его волю.

Вот можно задать вопрос нашим читателям - почему Бог не устраняет бесов из нашей жизни? С одной стороны, бесы для христиан являются своего рода «тренажерами», потому что любое искушение, любое испытание требует от христианина выбора и устойчивости в добре. С другой стороны, бесы служат человеку в назидание, чтобы он не стал таким же, как и они. То есть Господь оставляет их как смирительное средство для людей. Если бы их не было, то человек, одержимый гордой мыслью «будете как Боги, знающие добро и зло», постепенно и сам пришел бы к бесовскому состоянию.

Апостол Павел в послании к Коринфянам пишет, что до него дошла весть о случаях страшного блудодеяния. Так вот, человека, «сделавшего такое дело... предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (Кор. 5, 1-5).

Только кажется, что человек, зараженный какой-либо страстью, живет в свое удовольствие. Ведь дьявол ничего не умеет кроме того, чтобы убивать и мучить. Поэтому человек одержимый либо время от времени приходит в состояние жуткого отчаяния, либо постоянно в нем пребывает. И часто случается, что человек начинает понимать, что нужно искать выход из создавшейся ситуации, нужно искать Врача, который прекратит мучения израненной грехами души. Господь нам так и говорит «не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Мк. 2, 17). В этом смысле Церковь всегда воспринималась, как больница; больны все, все согрешили, нет праведников. Но эти больные делятся на две неравные группы: большинство считают, что они здоровы и все у них в порядке, и меньшинство признают свою болезнь и ищут встречи со Врачом. Началом пути к встрече с Богом может стать видение своих болезней.

Митрополит Антоний Сурожский пишет, что встреча с Богом является судом для человека. Однако, к теме встречи можно, наверное, подойти и с другой стороны. Человек создан по образу Божию, который в результате грехопадения оказался искаженным. Следовательно, если человек ищет Бога, пытается очистить этот образ, то стремится найти себя настоящего. Самопознание - одна из вечных тем. Отчего же так мало людей ищут себя в Боге и чаще обращаются к психологам и психотерапевтам?

Причина тому - нежелание жить в реальности, боязнь покаяния, страх перед тем, что придется в жизни что-то кардинально менять.

Недавно мне довелось общаться с одним из инструкторов реабилитационного центра в г. Березовском. Он сам когда-то был наркозависимым, но потом с Божией помощью преодолел эту беду. Рассказал он, что встретил недавно своего товарища, и тот начал жаловаться на здоровье, на семейные проблемы, на ребенка. Пожаловался-посетовал на обстоятельства, а когда зашла речь о том, что нужно менять жизнь, что-то делать, то выяснилось, что такая жизнь его в принципе устраивает.

И таким образом живут очень многие люди, несмотря на то, что жизнь разваливается, что люди умирают от собственных грехов и страстей. Поэтому для успокоения своей совести проще себе сказать: «Да у вас попы толстые и на иномарках ездят. У вас в храмах душно. У вас злые старухи. У вас непонятный язык. Тяжело на службах стоять. У вас в храмах нельзя в брюках» и т. д.

Человек себя этим успокаивает и дальше спокойненько живет. Но если с ним поговорить по душам, то выяснится, что человек просто не хочет жить по Евангелию, не хочет он прилагать усилий. Признаться в этом порой не хватает у человека смелости.

Почему человек не хочет жить в реальности и почему не хочет жить по Евангелию?

Потому что любит грех, являющийся для него смыслом жизни. Причем это не обязательно какой-то плотской безобразный грех. Есть очень много грехов, которые вроде бы незаметны. И самым страшным из них является гордость. Проявляется она всегда в словах: «Я считаю», и дальше идет изложение какой-то своей «веры». Например: «Я считаю, что Бог (поскольку Он добрый и милостивый) спасет всех. Я в Бога не верю, но мне не нравится, когда христиане говорят, что не все спасутся, что к Нему нужно идти с доверием и любовью. И еще мне не нравится, когда говорят, что любящие Бога должны соблюдать Его заповеди», и так далее. Гордость - страшное состояние, потому что в нем душа человеческая закрывается и для ближнего, и для Бога. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Петр. 5).

Еще один важный момент, на который нужно обратить внимание: смиреннее Господа никогда никого не было и не будет. Христос смирил Себя даже до крестной смерти. Подобное познается подобным, поэтому самая важная цель, к которой должен идти христианин, есть смирение. «Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи», - сказал св. Серафим Саровский о смиренном сердце.

Возможно, есть еще один путь ко встрече с Богом - это путь служения ближнему, на который Господь неоднократно указывает в Евангелии.

Действительно, Христос Сам показывает пример смиренного служения ближнему, когда, например, перед Тайной вечерей он начинает омывать ноги своим ученикам, чем очень смущает их. Христос в их глазах действует, как самый последний раб, и поэтому Петр воспротивился: «Господи! Тебе ли умывать мои ноги?» (Ин. 13, 6). На что Христос отвечает: «Если не умою ног твоих, не имеешь части со Мною. Итак если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу: ибо Я дал вам пример, чтоб и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13, 14-15), «Кто хочет быть большим, да будет всем слугой» (Мф. 22, 26). В обществе все устроено просто: кто богат, успешен, знатен, тот и «первый», а у Бога наоборот, так как слава и богатство человеческое соответственно изменяют душу человека, который начинает превозноситься над другими. Христос предупреждает человека об этой опасности.

Евангелие - еще один путь ко Христу. История знает множество случаев, когда человек, услышавший Слово Божие, кардинально менял свою жизнь под впечатлением этой встречи. Внимательное чтение Евангелия позволяет человеку услышать слова, обращенные Богом именно к нему сегодняшнему.

Господь познается через прикосновение благодати к сердцу человека. Здесь можно говорить о четырех источниках благодати Божией: молитва (личный порыв человека к Богу), Священное Писание, таинства церковные и добрые дела во имя Христа.

Священное Писание - это одно из наиболее сильных средств, потрясающих душу. Если человек искренне, непредвзято начнет читать Евангелие, то он увидит красоту, благородство, правду. Правду о себе, как о человеке, правду о Боге и о его с Богом отношениях.

Евангелие - это слово Божие, обращенное лично к человеку. Не к абстрактному человечеству, а к конкретной личности. Евангелие смотрит в душу человека, судит ее, врачует ее.

Так, например, можно вспомнить Антония Великого, который зашел в храм и услышал Евангелие: «Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной» (Мф. 19, 21). Он был потрясен словами, обращенными к нему, и начал свой путь к Богу.

Отец Евгений, хотелось бы вернуться к началу нашего разговора. Встреча - это взаимное движение двух личностей друг другу навстречу. Господь идет навстречу человеку, и Рождество Христово является чудесным соединением божественной и человеческой природы. Как эта встреча должна повлиять на всех нас?

Вспоминаются слова И. Бродского: «В Рождество мы все немножко волхвы», то есть каждый из нас может принести Богу подарок. Но какой дар для Бога станет самым дорогим? В святоотеческой литературе есть такая мысль: Христос мог хоть тысячу раз рождаться в Вифлееме, но тебе в этом нет никакой пользы, если Он хоть раз не родится в твоем сердце.

Для того, чтобы Христос родился в нашем сердце, оно должно быть «сокрушенным и смиренным». Сердце должно быть воспитано всей нашей жизнью, подготовлено к рождению в нем Христа. Христос говорит: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21).

В нашем сердце при желании и определенном образе жизни может явиться Царствие Божие. Исходя из этого, хочется всем нам, дорогие братья и сестры, пожелать неутолимой жажды Правды Божией и Царства Его, по слову свт. Григория Богослова: «Бог жаждет, чтобы Его жаждали».

Спасибо, отец Евгений за интересную беседу.

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Найденная цель и исполнение

Юношеский Пастор - 35 лет - Австралия

С самого рождения родители брали меня в церковь. Когда я подрос, я знал многое о Боге и занимался всеми теми правельными делами, которыми занимамаются христиане. Когда мне исполнилось 16 я захотел узнать что еще этот мир может мне предложить. Я многое знал о церкви и думал, что ходить в церковь это все, что нужно делать, чтобы угодить Богу.

Казалось, что все друзья веселее меня проводили время. Я сходил на несколько вечеринок к друзьям и видел пьяных людей, наркоманов и тех, кто занимался сексом. Мне казалось, что меня обокрали, мне никогда не было так весело как этим ребятам. Самыми волнующими моими впечатлениями были игра на скрипке по выходным, стрижка газона и посещение церкви. Только заглянув в прошлое, я осознал чего лишился.

На одной вечеринке я решил попробывать все те радости, которых у меня в жизни не было. Это была транзакция от наивного христианина к "бунтарю без причины". Я начал пить - я ходил в кемпинг со своими одноклассниками, и мы выпивали все, что можно было купить и выпить. мы крили травку пару раз. Повзрослев, я стал посещать ночные клубы. Каждую неделю я ходжил в паб и ночной клуб.

Так как я был наблюдательным человеком, я часто наблюдал за поведением людей. Я обнаружил, что одни и теже люди ходили каждую неделю в одни и теже клубы. Каждую неделю они танцевали, выпивали, одевались в одну и туже одежду, танцевали под туже музыку. Все это повторялось и не менялось. Это раздражало меня, и я понял, что это все, что я смогу получить от ночной жизни. Я долгое время портил свое здоровье и не нашел никакого наслаждения в этом.

Когда я учился в средней школе я увлекся каратэ. Я был более защищен и уверен, что смогу постоять за себя. Я подумал, что может быть мне стоит вести здоровый образ жизни, и тогда в моей жизни настанут лучшие времна. Я очень усердно тренировался. Я принял участие в нескольких соревнованиях, и даже выйграл. Я все еще ходил на вечеринки. На занятиях каратэ я начал наблюдать за старшими ребятами. которые тренировались уже много лет. Они казались успешными людьми, но мне они показались высокомерными. Они ходили с высоко поднятой головой высокомерно смотря на людей. Хотя они могли защитить себя, я обнаружил, что внутри они не были защищены.

Я не хотел этого для себя. Я не смог найти того, что искал… Я начал глубже задумываться над тем, что я хотел найти. Я искал правды, цели, любви и удовлетворения.

Во то время, когда я ходил на каратэ, я повстречал подругу своей сестры. Она была хорошим человеком, и она мне нравилась. У меня не было причин начинать с ней отношения кроме того, что иметь подругу это весело. Иметь кого-то с кем можно разделить свою жизнь, любить и быть любимым - может быть я искал этого? Мы ходили в кино, на свидания, мы даже целовались! Мы были в близких отношениях около 9 месяцев, но со временем наши интересы престали совпадать. Я не мог дать ей того, чего она хотела.

Пока я встречался с этой девушкой, я кое-что понял. Я по всему миру искал ответы, а что если у мира не было ответов на мои вопросы. Может быть я искал не в тех местах… может быть ответы в этом мире не могут быть найдены.

Я припомнил стих из Писания, который я выучил в воскресной школе. Притчи 14:12: Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их - путь к смерти. Я осознал, что если я хочу узнать секрет радостной, удовлетворительной жизни мне нужно задать свой вопрос автору жизни.

Я вернулся в церковь, чтобы поговорить с Богом. К сожалению для меня, многие мои знакомые уже не ходили в эту церковь, и в течение целого года я ходил в церковь один. Но пока я ходил в церковь, что единственный человек, у которого были ответы на все мои вопросы был Иисус. В Библии говорится… "Я путь, правда и жизнь - ни один человек не подойдет к Отцу, кроме меня". Таким был я - я искал смысл жизни, правда, которая бы была универсальной, и я искал для себя великую судьбу.

Прошло некоторое время, чтобы я осознал, что мне не нужно искать чего-то лучшего в жизни, все что мне нужно это довериться Иисусу, и Он будет направлять меня по жизни и моя жизнь станет удивительной, экстремальной, страстной. Как только Иисус вошел в мою жизнь, все стало случаться для меня!

Чтобы долго не рассказывать скажу лишь, что эта девушка стала моей женой и уже 13 лет мы вместе. Она общалась с теми же друзьями, с которыми общался и я, мы ходили в одну и ту же церковь, даже наши мамы вместе играли в теннис, но мы никогда не встречались. Бог сохранил ее для меня. Он подготавливал меня, изменял мое мышление, чтобы я был подходящим человеком для нее. Иисус помогал мне, направлял меня. Для меня Он припас самое лучшее, и Он никогда меня не подвел.

С тех пор Иисус и я сделали вместе очень много удивительных вещей. Я смог путешествовать по миру не только с целью посмотреть достопримечательности, но и чтобы рассказать об Иисусе молодым ребятам. Я видел разбитые, уничтоженные жизни, исцеленные и обновленные силой Иисуса! Я был блогословлен двумя замечательными детьми. Я не богат и не влиятелен. У меня нет огромного количества дорогих вещей, но за все, что у меня есть я благодарю Бога. Я знаю, чтобы мне не было нужно, Бог даст это мне. Я счастлив.

Я осознал, что не смогу сам найти покой в душе и радость, но если я посвящу свою жизнь Иисусу, Он сможет дать мне такую жизнь, о какой я и мечтать не смел. Я должен слепо доверять Ему. И тогда Он сделает меня и мою жизнь счастливой и полноценной!

Многие религии, исповедующие единого Бога, обещают человеку, что он сможет в той или иной мере прикоснуться к Богу, испытать чувство Его присутствия и близости. Но ни одна религия, кроме христианства, не позволяет человеку познать Бога как брата, как друга. Через воплощение Сына Божия, по слову преподобного Симеона Нового Богослова, мы становимся сынами Бога Отца и братьями Христа. Бог воплощается, чтобы иметь возможность общаться с нами на равных, чтобы, разделив нашу судьбу и прожив нашу жизнь, получить право сказать нам о Себе и о нас ту последнюю истину, которая никаким иным способом не могла быть нам открыта. Истину о том, что нет пропасти, разделяющей Бога и человека; нет непреодолимых препятствий для встречи между человеком и Богом - один на один, лицом к лицу.

рис. Виктор Специтцев

Встреча эта происходит в нашем сердце. Ради этой встречи пришел Господь на землю, стал человеком и прожил человеческую жизнь: родился в вертепе Вифлеемском, бежал в Египет, вернулся в Назарет, воспитывался в доме плотника, крестился, вышел на проповедь, ходил по Галилее, Самарии и Иудее, проповедуя Царствие Небесное и исцеляя болезни человеческие, претерпел страдание и крестную смерть, воскрес из мертвых и вознесся на небо. Все это - ради того, чтобы произошла таинственная встреча, чтобы разрушилась преграда между человеком и Богом, воздвигнутая человеческим грехом. «Средостение градежа разрушися, пламенное оружие плещи дает, и херувим отступает от древа жизни, и аз райския пищи причащаюся», - поется в церковной песни. Преграда разрушена, и меч херувимский, преграждающий вход в рай, отступает; врата рая открываются, и человек возвращается к древу жизни, от которого питается Небесным Хлебом.

История грехопадения Адама - это история всего человечества и каждого человека. Грех Адама повторяется в каждом из нас, когда мы отворачиваемся от Бога и грешим. Но и Христос воплощается для каждого из нас, а потому и спасение Христом Адама - это наше спасение. «Разрешися связанный Адам, свобода же всем верным даровася», - говорится в каноне, который читается на повечерии предпразднства Рождества Христова. Во Христе всем людям возвращается та богоподобная свобода, которую Адам и его потомки утратили через грех и отпадение от Бога.

Святитель Григорий Богослов называет Боговоплощение «вторым творением», когда Бог как бы заново творит человека, воспринимая на Себя человеческую плоть, «вторым общением» между человеком и Богом: «Существующий начинает существовать; Несозданный создается; Необъемлемый объемлется; Богатый становится нищим через восприятие плоти, чтобы я обогатился Его Божеством… Что за новое таинство? Я получил образ Божий и утратил его, а Он воспринимает мою плоть, чтобы и образ спасти, и меня обессмертить. Он вступает во второе общение с нами, которое гораздо лучше и выше первого».

В воплощении Слова происходит, по выражению святого Ефрема Сирина, «обмен» между Богом и человеком: Бог воспринимает от нас человеческую природу, а нам дарует Свое Божество. Через воплощение Слова происходит обожение человека. «Слово воплотилось, чтобы мы обожились», - говорил святитель Афанасий Великий. «Сын Божий стал Сыном Человеческим, чтобы сынов человеческих сделать сынами Божиими», - сказал святой Ириней Лионский. Обожение, к которому человек был предназначен по самому акту творения и которое утратил через грехопадение, возвращено человеку воплотившимся Словом.

И потому именно в Рождестве Христовом происходит всецелое обновление человеческого естества. Не только в том единственном Рождестве, которое произошло две тысячи лет назад в Вифлееме, но и в том рождении Христа, которое вновь и вновь происходит в наших душах. Ибо душа человека - это «скотские ясли», которые Бог делает вместилищем Своего Божества и храмом Своим. Человек в грехопадении «уподобился скотам несмысленным», но Бог приходит к падшему человеку и делает душу его местом, где происходит таинственная встреча между Ним и нами.

Величайшее чудо Боговоплощения - в том, что, совершившись однажды в истории, оно возобновляется в каждом человеке, приходящем ко Христу. В глубоком молчании ночи Слово Божие воплотилось на земле: так воплощается оно в молчаливых глубинах нашей души - там, где умолкает разум, где истощаются слова, где ум человека предстоит Богу. Неизвестным и неузнанным родился Христос на земле, и лишь волхвы и пастухи вместе с ангелами вышли навстречу Ему: так тихо и незаметно для других рождается Христос в человеческой душе, а она выходит Ему навстречу, потому что возгорается в ней звезда, ведущая к Свету.

Мы таинственно встречаем Христа в молитве, когда вдруг обнаруживаем, что молитва наша принята и услышана, что Бог «пришел и вселился в нас» и наполнил нас Своим живоносным присутствием. Мы встречаем Христа в Евхаристии, когда, причастившись Тела и Крови Христовых, вдруг чувствуем, что наше собственное тело пронизано Его Божественной энергией и в жилах наших течет Кровь Бога. Мы встречаем Христа в других таинствах Церкви, когда через соприкосновение с Ним обновляемся и оживотворяемся для жизни вечной. Мы встречаем Христа в наших ближних, когда человек вдруг раскрывается для нас и мы прозреваем в сокровенную глубину его, где сияет образ Божий. Мы встречаем Христа в нашей повседневной жизни, когда среди шума ее вдруг слышим Его призывный голос или когда видим Его явное и внезапное вмешательство в ход истории.

Именно так - внезапно и неожиданно - вмешался Бог в жизнь человечества двадцать веков назад, когда Своим Рождением повернул весь ход истории. Именно так рождается Он вновь и вновь в душах тысяч людей и изменяет, преобразует и преображает всю их жизнь, делая их верующими из неверующих, святыми из грешных, спасающимися из погибающих.

Пусть праздник Рождества Христова станет праздником рождения Христа в нашей душе и нашего возрождения во Христе. Умолкнем для мира, чтобы в душе нашей родилось Божие Слово и наполнило нас Божеством, Светом и святостью…

Митрополит Иларион (Алфеев)

Можно ли сказать, что для христианина не важен результат действия его любви? Например, если соседи по коммуналке делают тебе постоянно гадости, а ты воспылаешь к ним настоящей любовью, тогда тебе будет неважно, как они будут реагировать на твою любовь?

Свящ. Георгий Кочетков: Это, конечно, немного провокационный вопрос. Если соседи постоянно делают тебе гадости, это говорит о том, что любви-то у них нет, и не предвидится, и что нужно принимать какие-то меры, может быть, написать куда-нибудь жалобу - с любовью, конечно. Понятно, что всё это надо делать с любовью. С другой стороны, любовь всегда бескорыстна, она не может быть утилитарна, она не может существовать в поле житейской полезности. Правда, смотря какая любовь. Но если это любовь христианская, любовь благодатная, то она действительно не думает о своей пользе, «не ищет своего». Это уже раз и навсегда сказано было апостолом Павлом. Так что, конечно, как говорится, молись, а к берегу гребись. Люби соседа, который делает тебе постоянные гадости, но всё-таки не теряй меру и не теряй трезвенного чувства того, что иногда можно что-то и подправить, какие-то простые вещи этического свойства поставить на свои места, чтобы он не злоупотреблял твоей любовью. Другое дело, повторяю, что любовь есть любовь, она не будет здесь слишком усердствовать, не будет слишком уж думать о себе, и будет желать пользы ближнего больше, чем своей пользы. И поможет «прикрутить» свои эмоции - раздражение, или обиды, или тем более озлобление. Это правильно, так христианину надо поступать всегда. Но нужно и внешний порядок наводить, и внутреннюю любовь не терять. Вот соотношение того и другого - вещь сложная, баланс того и другого находится обычно не сразу, тут надо над собой поработать.

И вообще - полезна ли для человека настоящая любовь? Не избалует ли она его?

Только что я уже говорил, что любовь не может рассматриваться в категориях полезности. Иначе это не любовь, а что-то другое. Иногда бывают люди очень ласковые, очень приветливые внешне; они поступают по принципу «ласковый телёнок двух маток сосёт». Но это не разговор о любви, это разговор о хитрости человеческой. Ведь любовь - если не рассматривать её с утилитарных позиций, но и не считать, что это одни сантименты, - требовательна. И если помнить об этой требовательности, то любовь принесёт добрый и многий плод.

Можно ли говорить, что ситуации выбора, в которые попадают люди, сами по себе нейтральны, а то, что в результате происходит что-то доброе или злое, зависит от того, какой выбор сделал человек?

Свящ. Георгий Кочетков: Ну почему это вдруг? Ситуация - это обстоятельства. Обстоятельства могут быть плохими, а могут быть хорошими. Поэтому я не могу согласиться с такой постановкой вопроса, ведь ситуация совсем не нейтральна. Так что надо, конечно, как-то думать, в какую ситуацию ты попадаешь. И если тебе нужно выбирать между двух зол - это одна ситуация, если тебе нужно выбирать между добром и злом - это вторая ситуация, если между добром и добром - это третья ситуация, если между любовью и злом или любовью и добром - это ещё что-то новое. Надо учитывать, что обстоятельства имеют очень большое значение, они совсем не нейтральны.

Как совместить знание о первобытном примитивном человеке и рассказ об Адаме и Еве, которых называют венцом творения? Слишком уж первобытный человек не похож на этих светлых райских жителей.

Свящ. Георгий Кочетков: Я не знаю, что тут имеется в виду под первобытным человеком. Может быть, какое-нибудь человекообразное существо, которое жило сотни тысяч лет назад, и которое, в общем-то, с точки зрения христианской, назвать человеком ещё нельзя. Хотя внешне высокоорганизованное существо вполне могло существовать, но «в ноздрях его» не было дыхания Духа Божьего. Всё-таки мы ценим в человеке, прежде всего, проявление живого образа и подобия Божьего. Поэтому мы не думаем, что первобытный человек - это вообще какой-то некий древний человек, у которого есть все те же органы, что и у современного человека. Мы, конечно, понимаем, когда читаем рассказ об Адаме и Еве, что мы говорим об отношениях человека с Богом, о тех потенциях, которые вложены в человеческое существо, в человеческий дух. И вообще мы воспринимаем человека именно как духовное существо, обращённое к Богу, обретающее смысл своего существования только пред лицом Божьим, только в общении с Богом и ближними, только в этой возможности проявить свою богосообразность и своё уподобление Богу. Вот в чём суть. Поэтому в вопросе речь идёт, может быть, совершенно о разных явлениях.

Почему обычно священник на приходе не уделяет достаточно времени личному общению с людьми?

Свящ. Георгий Кочетков: Ну, во-первых, если речь о старых священниках, то потому, что в советское время их не учили общаться с людьми. Более того, запрещали всякое общение, это считалось почти что преступлением. Таких священников снимали с прихода и отправляли, как говорится, «в Воловьи Лужки». И священники разучились общаться. Кроме того, они исторически немного превратились в определённую касту, поэтому довольно часто не очень хорошо понимают других людей. Так что, к сожалению, иногда им трудно общаться. Общение - это тоже искусство, это определённое дерзновение, смелость, это умение брать на себя чужие трудные обстоятельства, а то и согрешения. Это всё непростые вещи. И нельзя со священника требовать готовности к общению в любую секунду. Никто с себя же не требует такого. Мы можем воспринимать это как идеал, как свою цель, к которой мы стремимся, но механически требовать этого нельзя. А приход, к сожалению, часто ещё и загружает священников очень многими второстепенными вещами. Есть очень много деталей, которые, может быть, уже отжили свой век. Но у священника не всегда хватает разума или смелости от этих деталей, от этой бесчисленной мелочёвки освободиться, чтобы у него просто были силы и время для общения. Так что здесь может быть много причин. Ну и наконец, многое зависит от того, кто жаждет этого общения. Иногда люди на себя не смотрят, а ведь бывает, они сами виноваты в том, что никак общения не получается.

Как понять, что тот духовный опыт, который тебе предлагается, истинный?

Что делать, если тебе кажется, что всё хорошо, всё устраивает и нет желания чего-либо искать?

Свящ. Георгий Кочетков: Это говорит о том, что человек равнодушен, что он, скорее всего, обыватель. Его всё устраивает, он житейски обеспечен, и, в общем-то, не столько живёт, сколько прозябает. Надо просто уметь себя оценить, отнестись к себе критически, надо понять, что тебе не хватает любви. Потому что только любовь делает человека неравнодушным к миру, к жизни, к себе, к другим, к Богу. Вот и всё. Надо быть просто трезвенным, и тогда поймёшь, что на самом деле в жизни слишком много зла, слишком много греха, слишком много тёмного, мрачного, слишком много страданий. И поэтому считать, что всё хорошо, может только одномерный, индивидуалистически настроенный и не очень добрый человек.

Что такое встреча с Богом?

Свящ. Георгий Кочетков: Встреча с Богом? Ну, это самый простой вопрос. Что такое встреча? Встреча - это общение. Допустим, люди между собой не общались, и вот они встретились. И возникла возможность общения в любви, в духе, в свободе, в истине, в творчестве... То же самое встреча с Богом. Человек мог не знать Бога, быть закрытым, не иметь доверия к Богу, к божественному действию, к божественной Любви, и вдруг открываются эти клапаны, открывается сердце, и человек обретает это доверие, обретает этот свет, обретает эту радость. Он чувствует благодарность и подъём сил, он чувствует, что жизнь наполняется смыслом и духом. Вот это и есть встреча. У неё могут быть долгосрочные плоды, а могут быть и краткосрочные - это другой вопрос, это уже зависит от того, кто какие выводы сделает из этой встречи. Так что это очень просто. Потому что человек так создан: как говорил Тертуллиан, «душа по природе христианка», т. е. сердце человека по самому своему устроению «наиболее адекватно» чувствует себя в общении с Богом. А без общения с Богом тоскует человек, ему становится плохо, его начинают разрывать страсти. Без общения с Богом он впадает в уныние, он находится всё время на грани какого-то недостойного существования. И что же, у человека нет элементарного ума, чтобы эти вещи понять? Конечно, есть, или должен быть.


Много лет назад, когда я только пришел в церковь, в моей жизни был такой случай. Мы с моим товарищем отправились в студенческое общежитие к нашей знакомой студентке, которая только приближалась к обретению веры. У нас завязался разговор о религии, и подруга спросила: «зачем вы ходите в храм?» В этом её вопросе не содержалось ни колкости, ни насмешки, но она и вправду хотела понять. Тогда товарищ ответил ей: «Не надо нас считать такими глупыми - если бы мы ничего в храме не чувствовали, мы бы туда и не ходили». Эти слова очень удивили меня, потому, что на тот момент я не чувствовал в храме ровным счётом ничего. И, только спустя время Бог вошел в мою жизнь как несомненная реальность, и вместе с этим пришло то, что на Афоне называют «чувством Бога». Но и здесь всегда существует своя постепенность восприятия.

Если человек никогда не испытывал чувства, что Бог есть, то разобраться логически - есть Он или нет, очень сложно. Причём, если этого чувства не было, то сердце больше становится сторонником того, что Бога нет. Нет потому, что я Его не чувствую. А то, что другие чувствуют - это их больная фантазия. Так человек приобщается атеизму. Однако у атеизма нет ответа на вопрос: «Что мне нужно делать, чтобы убедиться, что Бога нет?». Единственным ответом могло бы быть - нужно пройти путём религии и на опыте узнать - есть ли Бог. Христос предлагает людям путь личного опыта. «Блаженны чистые сердцем ибо они Бога узрят». Это путь опыта.

Детям не надо рассказывать, что Бог есть - они Его ощущают, потому что их сердца ещё не закрыты грехом от этого ощущения.

Один пятилетний мальчик был коммунистом. (Было это в 1986 году). Прабабушка рассказала ему, что есть Бог и показала иконы. Он же, поскольку был коммунистом, очень разозлился, пошел в свою комнату, стал на четверен ки и начал бегать по кругу и кричать: «Бога нет, Бога нет! Бога нет!!!» Но при этом было чувство, что надо бегать быстрее, потому, что как бы Бог в него молнией не запустил...

Одна советская девочка в детском саду игралась с другими детьми. Они обсуждали какие у Бога - глаза, уши, руки. Глупо шутили по этому поводу. Но при этом было чувство глубоко неправильного поступка, которое рождается, когда делаешь что-то очень нехорошее. Хотя все дети были невоцерковлёнными и дома никому из них о Боге не говорили.

И действительно - то, что Бог есть, можно понять даже вглядываясь в мир. Ясно, что такая красота не могла возникнуть сама по себе. Но есть вопрос - какое отношение имеет Бог к моей личной жизни? Как говорил Клайв Льюис: «Какое отношение то, что Он умер и воскрес имеет лично ко мне?».

И здесь можно сказать, что душа человека тоскует. Даже когда у него есть всё, и тогда тоскует, потому что душа человека очень велика и её невозможно насытить ни деньгами, ни вещами, ни удовольствиями.

Душа тоскует о том, что можно назвать настоящестью. О настоящей любви. Сама история показывает, что без Бога это желание удовлетворить невозможно. Хотя большинство людей Бога не чувствует, но те из них, кто Его ощутили, говорят удивлённо: «Неужели тот свет, который меня согревал всю жизнь, есть лишь отблеск великого света!»

Я видел в жизни священников, которые молясь - общались с Богом и передавали свой настрой святости другим. Видел и других людей - не священников. И, конечно, видел и тех священников, для которых богослужения было всего лишь обрядом, которого они не чувствовали. Конечный смысл службы в храме - живая встреча со Христом и последующая жизнь с Ним, расширения в сердце места для него. Для этого обретения Его, всё большего по мере лет церковной жизни, в церкви существует всё, что в ней есть. Поэтому вся церковь и служба строятся вокруг причастия, - которое и есть Его обретение.

Когда-то, когда я начинал ходить в храм, я тоже ничего не чувствовал в нём и в службе. Но я говорил себе, что самые лучшие люди земли испытывали в службе полноту блаженства и ходил. И читал о службе книги. И спустя года два пришло живое чувство Бога, которое с годами только возрастало. Но как именно оно пришло - это и для меня тайна. «Дух дышит где хочет, а как приходит - не знает человек». Так примерно Христос говорил Никодиму. Сейчас, спустя годы, я вижу, что мне помогли обрести чувство Бога частое причастие и добрые дела. Кроме того обретению чувства Бога много помогает внимательная к словам молитва.

Одна моя хорошая подруга по имени Ольга рассказывала, что придя в храм долгое время ничего не ощущала на богослужении и совсем не понимала происходящего. Понимание пришло к ней через чтение книг по литургическому богословию, а чувство Бога через частое (несколько раз в неделю) посещение храмовой службы.

У меня было четыре способа приобщения духовному миру:

1. Общение с людьми живой веры, которые ощущают реальность духовного мира, а в некоторых случаях и видят его.
2. Постоянное участие в литургии.
3. Личная молитва.
4. Добрые дела, которые помогают ощутить Бога.

Молитвы по молитвослову - это только часть молитвенной практики. Нам очень важно говорить Богу своими словами, чем больше, тем лучше и святые об этом часто говорят. А молитвослов только помогает настроить душу на правильный (праведный) лад. Это подобно тому, как обучаясь музыке, ребёнок играет классику, но и сам тоже импровизирует. Хотя классика приобщает его душу высоте и помогает его импровизациям и его последующему сочинению собственной музыки.

Блаженны те души, которые ищут пережить реальность Бога. Им нужен Бог как сокровище сердца. Они не теплохладны.

Страдание так же есть место встречи человека и Бога. Леон Блуа говорил, что страдание проходит, а его опыт навсегда остаётся. И это опыт встречи с Небом, так как испытанная боль делает душу чуткой к истине.

Вера, это не только доверие неким историческим фактам, касающимся религии, но присутствие Бога в человеке. Насколько Дух Святой наполняет сердце, настолько человек ощущает реальность существования духовного мира.

Однажды я спросил старца Илия Оптинского (Ноздрина) - как научиться верить? И он ответил, что вера даётся за чистоту жизни. То есть Бог приходит по мере нашего очищения от зла. К этому открытию приходили не только подвижники. Так, Паскаль советовал другу умножать веру уменьшением грехов, а не увеличением доказательств. Если бы я спросил самого себя, как не сойти с пути веры, то дал бы себе три совета.

Во-первых, находить время для частого посещения литургии и частого причастия. Когда я только пришел в храм почти 14 лет назад, то не имел никакого живого ощущения Божьего присутствия. Как, впрочем, и все мои друзья. Одна девушка по имени Ольга говорила мне, что приходила в храм как к соседке - без всякого живого чувства Господа в сердце. И я понял, что не смогу жить Богом без его помощи. Тогда я стал причащаться как можно чаще - по возможности каждое воскресение. Но и тогда чувство присутствия Бога пришло не сразу. И, всё же, оно пришло, и Бог стал явью, а не философской категорией, как это бывало раньше. Христос не скрывается от нас и в ответ на наше усилия выходит на встречу.

Во-вторых, я бы посоветовал сам себе всегда помнить, что все люди вокруг нас остро нуждаются в любви и заботе. Буквально в том же храме, где мы стоим, есть десятки старушек, которые давно не верят, что могут быть нужны на земле. Подойдите к одной из них, разговоритесь, проводите до дома. Начните ей помогать хотя бы раз в неделю. А, если вам это трудно - давайте ей немного денег. Скоро вы узнаете, что в храме или нет, или почти нет ни одной старушки, которая бы не нуждалась и хорошо питалась. Они по скромности не захотят у вас ничего брать - всё равно давайте. Радуйте других и Бог сразу же обрадует вас той благодатной радостью, которую можно не узнать, даже проходив в храм двадцать лет, если ты не живёшь для других. Святой Николай Сербский говорил, что, если бы молодой человек спросил его, как спасти свою душу, он бы посоветовал только взять на себя заботу хотя бы об одном несчастном человеке.

Один мой знакомый в неком храме протянул одной грустной старушке 20 гривен. Она расцвела, преобразилась. На её лице появилась радость. Она плакала и обнимала этого человека, спрашивала, как зовут его и его семью. С тех пор она на каждой службе подходила к нему, обнимала и радовалась, что ему нужна. А больше этого нет ничего на свете...

И в-третьих, я бы посоветовал общаться с людьми глубокой веры. В таких людях живёт Бог, и мы ощутим Его, общаясь с ними. Так, рядом с подвижником даже воздух звенит от присутствия Святого Духа и небо сразу становится реальным и близким. Не всем посчастливится встретить святого в жизни, но мы можем читать о святых, особенно живших в наше время. Благо, таких жизнеописаний теперь много и они все доступны в интернете.

Я слышал об одной протестантке, которая приняла православие только потому, что прочла книгу старца Софрония о Силуане Афонском. Читая, она явно ощутила свет, сходящий со страниц на душу. Других доказательств ей было уже не надо. Бог познаётся опытно делами и молитвой. Путём деятельной помощи другому.

В Европе был случай, когда один человек хотел спрыгнуть с моста и его увидел православный священник. Он сказал самоубийце - «вам ведь теперь деньги не будут нужны - пойдите, раздайте ваши деньги нищим, а потом возвращайтесь и спрыгните с моста». Молодой человек согласился и раздал деньги. Когда он это сделал, то снова ощутил желание жить.

Открывается Бог и в молитве. Приведу по этому поводу историю, которую рассказала Елена Редкокаша, ведушая в пятом классе уроки христианской этики. На уроке одна девочка сказала ей: «я раньше не верила, а теперь сильно верю в Бога». Лена спросила её почему, и девочка рассказала, что однажды, родители ушли куда-то в гости, оставив её одну. Она боялась, а тут в доме неожиданно погас свет. Девочка очень испугалась и сказала так: «Господи, если Ты есть, пусть свет зажжётся». И свет тотчас зажёгся. У одних людей встреча с Богом проходит ярко, у других тихо и почти незаметно.

Один современный человек ходил в храм, но не имел чувства Бога. Тогда он сказал себе, что святые испытывали на службе полноту радости и обретали подлинный смысл бытия. И он доверившись опыту святых стал ходить на службу ничего при этом не ощущая. А спустя несколько лет он с удивлением заметил, что ощущает Бога внутри и рядом. Когда это чувство пришло - он и не заметил.

Самое удивительное в православии - живое богообщение с Живым Богом. Не выдуманные переживания, а живое общение, которое наполняет душу миром и радостью. И в добрых делах мы встречаемся с Богом, и в церковных таинствах и в молитве.

Молитва - это встреча с Богом Живым. Православие даёт человеку непосредственный доступ к Богу. Если, допустим, мусульманин, внимательный к себе, говорит, что у него нет чувства, что его кто-то слышит (как говорил это будущий православный индонезиец Бамбанг Дви Бъяторо), то православные живут в чувстве присутствия Бога, ощущают Его присутствие в молитве. Ничего подобного нет вне православия.

Однажды после проведенной встречи с молодёжью, мы шли по городу и к нам подошли две сектантки - свидетельницы Иеговы. «Здравствуйте, не хотите ли поговорить о Боге?» спросили они. Тогда я решил провести для православной молодёжи наглядный урок сравнительного религиоведения. «Здравствуйте». Обратился я к сектанткам. «Я - оператор механических навозоразбрасывателей, но мне очень интересно говорить о Боге. Расскажите мне о Нём и о том, что Он в мире делает». И сектантки, показывая свои примитивные журнальчик стали говорить: «При Аврааме Бог сделал то, при Моисее - то, при Давиде - то».

«Хорошо», остановил я их. «Я верю, что Бог помогал своим угодникам». Но дело в том, что мне нужен такой Бог, который не только в древности действовал, но и в нашей жизни может что-то сделать. Скажите мне, что Бог сделал в вашей жизни лично?»

Сектанток поразил вопрос. Они стали говорить, что я не прав, и Бог сейчас в мире не действует. Он действовал в библейские времена, а теперь просто наблюдает за миром и ждёт момента Страшного Суда, чтобы наказать грешных и наградить праведных. После этого православная молодёжь, слушавшая нас, сказала «Слава Богу, что мы православные».

С точки зрения православия Бог действует в жизни каждого конкретного человека, всегда, всецело и постоянно, а не с того момента, как ты об этом подумал и не только в древности. И узнать, что Бог является участником нашей жизни, мы можем через личную молитву.

Через молитву мы узнаём, что Бог участвует во всём, что происходит в нашей жизни. Ведь любящему - важно всё в любимом. Поэтому беседа с Богом должна быть не фоном нашей жизни, а её главным содержанием. Между человеком и Богом существует множество барьеров (со стороны человека) которые преодолеваются только с помощью молитвы. Все говорят - во время молитвы хорошо. Это потому, что Бог касается души.

Часто спрашивают - зачем нужно молиться, если Бог и так знает, что нам нужно? Но мы молимся не для того, чтобы у Бога что-то выпросить. В каких-то случаях мы просим у Него помощи в тех или иных житейских обстоятельствах. Но главным содержанием молитвы должно быть не это. Бог не должен быть вспомогательным средством в наших земных делах, как воспринимают Его протестанты. Главным содержанием молитвы должно быть само предстояние Богу, сама встреча с Ним. Молиться нужно для того, чтобы побыть с Богом, соприкоснуться с Богом, ощутить Его присутствие.

Но мы не всегда чувствуем Бога в молитве. Причин тут может быть несколько. Бог может этим показывать, что в нашей жизни что-то не в порядке, что мы грешим. Как если б мы поздоровались с мамой, а она б от нас отвернулась, - мы б всполошились - что случилось? Чем мы её обидели? Что в нашей жизни не так, что она с нами не здоровается? То есть Бог может попустить нечуствование, чтобы мы захотели исправить свою жизнь.

Человек может быть не готов почувствовать Бога в молитве. Мы жалуемся, что Он не делает явным Своё присутствие те несколько минут, когда молимся, но ведь весь день мы говорим Ему - мне не до Тебя. Потому святые отцы учат: «Послушай Бога в заповедях, чтобы Он услышал тебя в молитвах.

Бывает и так, что мы только ещё начинаем свой духовный путь, и наше сердце только чуть-чуть вмещает в себя Бога, совсем немного, и мы иногда только чувствуем, что во время молитвы хорошо или чувствуем, что небо нас слышит. Этого не надо бояться, а надо просто стараться жить духовной жизнью, и, в конце концов, живое чувство Бога, живая вера к нам придёт.

Бывает так, что человек не способен воспринять Бога. Сердце повреждено искаженной жизнью, и человек Бога не слышит. Бывает так, что услышать мешает множество грехов.

Святой Николай Сербский: «Письмо человек, который верит в Бога но не молится Ему»: Трудись и укрепляй в себе веру. Со временем почувствуешь потребность в молитве. Пока слаба твоя вера и не заставляет тебя молиться.

Смотрели мы, как слабая струя воды падала на колесо водяной мельницы и оставалось колесо неподвижным; когда же прибыла вода, колесо двинулось.

Вера есть сила духовная. Малая вера не подвигнет ум к размышлениям о Боге и сердце на молитву Ему. Крепкая вера движет и ум, и сердце, и всю душу человека. Пока живет в душе крепкая вера, она силой своей устремляет душу к Богу.

Христос дарует людям возможность личного духовного опыта. «Блаженны чистые сердцем ибо они Бога узрят». Это православный способ общения с Богом. Но если душа повреждена она, пока повреждена, не ощущает небо. Тут помогает исповедь. Ведь церковные таинства вводят Господа в жизнь человека.

Маленькому ребёнку не нужно доказывать существование Бога, он Его просто ощущает. Но становясь взрослее, ребёнок совершает больше грехов, и грех заслоняет человеческую душу от Бога. Поэтому святой Амвросий Оптинский говорил, что, когда человек долго не исповедовался, то он не знает, что тому человеку сказать. А ведь старец Амвросий был прозорлив и знал содержание и состояние душ приходящих к нему. Но он понимал и то, что пока человек не хочет перемены, ему не помогут советы, ведь он воспримет их в соответствии со своим лукавством. Поэтому у аввы Дорофея есть мысль, что если не желающий покаяться придёт даже к пророку, и Господь положит на сердце пророка, что сказать, чтобы помочь лукавому человеку, всё равно то не получит никакой помощи и виной будет его лукавое сердце.

Вообще, конечно, церковные таинства очень помогают человеку не только встретить Бога, но и жить Богом. Святой Николай Кавасила говорит, что именно таинства и составляют нашу жизнь во Христе.

Приведу современный пример, рассказанный мне Татьяной Садыковой.

Случай произошёл с канадцем Кристианом из Квебека, мужем Таниной подруги. Он был ревностным католиком и ради интереса причастился в православном храме. После этого он сказал: «вот настоящее причастие. После причастия в православии невозможно оставаться неправославным».

Святой Игнатий Бренчанинов говорит, что одним из способов ощутить присутствие Бога, наряду со внимательной к словам молитвой, служит взирание на икону.

Однажды мне пришлось говорить с протестантом об иконах. Серьёзные аргументы в защиту иконопочитания он не принял. Мне было его жалко, и пришла одна мысль в голову: предложить ему посмотреть на икону Спасителя, которая у меня была с собой. Он смотрел долго и я спросил его, что он чувствует? И он сказал: «чувствую, что я грешник».

Это всё говорит о том, что не только мы пытаемся прийти к живому чувству живого Бога, но и Сам Бог тоже пытается прийти к нам. В Евангелии есть такие слова Христа: «стою у двери (человеческого сердца) и стучу». И Он ждёт, кто ему откроет, чтобы войти к тому, кто открыл.

Святой Иоанн Златоуст: «Христос первый искал дружбы апостолов».

И Он первым ищет нас и уже сейчас пришел к нам и действует в нашей жизни, хотя мы этого не всегда видим.

Старец Иоанн Крестьянкин говорил: «Христос действует в твоей жизни не с того момента, как ты об этом подумал».

Он постоянно присутствует в нашей жизни, хотя большинство людей этого не замечает. Мы не видим всю разумную красоту того, как складывается наша жизнь в единый сюжет, ведущий всех добрых людей к счастливому концу. Но мы можем довериться Господу и поверить, что это так.

Приведу об этом одну историю. Катя Б. - библиотекарь православного факультета. Однажды она сидела в библиотеке (а читальный зал находится на этаже университетского общежития, где живут арабы, китайцы и негры) и думала: «Господи, как же есть хочется». А потом иностранный студент - палестинец Анас открыл двер, увидел Катю, вышел и через несколько минут принёс ей три тарелки еды.

Мама, узнав об этом, сказала словами аввы Дорофея: «если Господь захочет, Он и сердце сарацина расположит, чтобы нам помочь».

Человек может изображать себя перед Богом постником, молитвенником, а может и великим страдальцем. А Христос, во всём настоящий, ждёт и человеческой настоящести.Важно знать, что Бог всегда рядом с нами, но мы бываем далеки от Него.

Бывает и так, что человек ощущает Бога во время молитвы, а вне молитвы не ощущает. Это не удивительно - чувство Бога и впра ду приходит в молитве. У кого-то из святых отцов есть замечание, что все высокие состояния духа переживали только молящиеся люди. Причём молящиеся правильно.

Эту историю рассказала Евгения К. У неё есть в Донецке родственница по имени Виктория. В 2010 году она была невоцерковлённой, хотя и признавала существование Бога. Виктории 50 лет и она сильно страдала от приступов удушья в лёгких. Однажды ночью у неё начался сильный приступ, а она тогда в квартире была одна. Она упала на ковёр рядом с кроватью и стала молиться Богу и говорить: «Господи, мне страшно умирать, я ещё не готова». И тогда в комнате во многом свете явилась Владычица. Виктория испытала удивительный мир в душе и необыкновенную радость. Владычица ничего не сказала, но положила руку на плечо Виктории и та тотчас уснула. А когда она проснулась, болезни у неё уже не было. Тогда Виктория стала ходить в храм.

Был в Донецке ещё и такой случай. Одна неверующая учительница очень страдала. В таком состоянии она легла спать и увидела во сне икону. От иконы был голос: «ты помолись, тебе легче будет». Так она и поступила и страдание облегчилось. Так она пришла в Церковь.

Правильным было бы молиться постоянно. Но мало кто это может. Поэтому важно иметь чувство Бога в себе. Как? Частой короткой молитвой в течении дня. Обращать то, что с нами происходит, в повод для молитвы.

Есть несколько способов почувствовать Бога:

1. Молиться со вниманием к словам молитвы.
2. Смотреть на икону, которая вам нравится.
3. Добрые дела.
4. Участие в таинствах.
5. Перенесение страданий.

Чем чище сердце, тем естественнее человеку общаться с Богом, ощущать Его присутствие. Мера самоотвержения, жизни для других - и есть мера нашего богообщения.

Эту историю рассказала одна из женщин, несущих послушание в Лавре. Некоторое время назад туда привозили мощи святого Пантелеймона Целителя. Конечно же собирались большие очереди, стоять в которых приходилось по многу часов. Эта женщина ходила к мощам семь раз, но каждый раз просила, чтобы монахи её провели без очереди. Добрые монахи всякий раз соглашались. Когда мощи увезли из Лавры, этой женщине приснился удивительный сон. Она увидела во сне лаврский храм, полный людей, стоявших в очереди. По храму шел сам святой Пантелеймон и на голову каждого возлагал венец. Проходя мимо этой женщины, он не дал ей венца. Она возмутилась и говорит: «как же так! Ведь я семь раз к тебе ходила. А остальные только по разу! Что же ты мне венец не даёшь». И святой Пантелеймон тихо ответил: «они потрудились...»

Может ли тот, кто не чувствует Бога или имеет очень слабое чувство твёрдо надеется, что, если он ищет, то придёт к живой вере? Может. И уверенность эта основана на том, что мы Богу нужны задолго до того, как начали Его искать и Он Сам хочет войти в нашу жизнь, чтобы стать её светом и содержанием.

И мы тоже можем рассчитывать, что, если только мы постараемся, то Бог встретит и нас, потому что Он хочет нас встретить и Он сказал «идущего ко Мне не изгоню вон».