Меню

Самобичевание. Самоистязание в христианстве

Расчет крыши и кровли

Невероятные факты

Многие системы религиозных верований поощряют самопожертвование, саморефлексию и самоограничения в стремлении к просветлению.

Но на что человек действительно готов пойти, чтобы достичь внутреннего мира или вечной жизни?

Для некоторых людей не существует ограничений по количеству боли, только бы достичь намеченного. Другие вообще рассматривают боль как обязательный атрибут такого посвящения.

Симеон Столпник

10. Столпники


Живший в пятом веке сирийский святой Симеон Столпник был первым из известных "столпников". В своё время обычные способы аскетизма включали в себя пост, нанесение себе увечий и одиночное заключение в крошечных пространствах.

Симеон чувствовал своё призвание в аскетизме, поэтому он отправился жить в изоляции на колонне высотой 18 метров.


Симеон Столпник

Его товарищи монахи забеспокоились и попросили его отказаться либо от этой идеи, либо отречься от монастыря. Он выбрал второй вариант, и вскоре толпы людей наблюдали, как человек пытается жить согласно выбранному пути.

В итоге Симеон "просидел" на плите шириной 46 см на вершине столба, по крайней мере, 37 лет. Он стал настолько популярным, что в одно время в Риме многие магазины вешали его маленькие портреты в дверные проёмы.


Ноги Симеона были связаны, поэтому он не мог менять позицию. Из-за этого кости и сухожилия со временем стали выпирать из-под кожи. С привязанными к платформе ногами он проводил большую часть дня.

В конечном итоге, это привело к трём отдельным смещениям в его позвоночнике. По словам его учеников, Симеон потерял зрение за 40 дней, и пытался скрыть от них этот факт, когда они его посещали. Также они отметили, что живот его "распахнулся" из-за столь длительного пребывания в такой позиции.

Практика ношения власяниц

9. Власяница



Власяница была жутко неудобным, а порой и откровенно болезненным видом одежды, которую надевали под обычную одежду и которая якобы способствовала "умерщвлению" плоти и укреплению духа ее "носителя".

Ранние христиане делали эти наряды из козьей шерсти и мешковины, а носили их как майки или как набедренные повязки. Эта древняя практика стала особенно популярной в средневековой Европе среди аскетов, святых и высокопоставленных лиц.


Карл Великий и Иван Грозный завещали похоронить себя в этой одежде. Власяницу часто надевали те, кто чувствовал себя виноватым предаваясь роскоши без необходимости.

Эта практика выжила и в современную эпоху в лице ирландского аскета Мэтта Талбота (Matt Talbot). Прожив тихую жизнь обыкновенного рабочего, борющегося с алкоголизмом, он внезапно умер, упав на улице в 1925 году. Готовя его тело к погребению, ревизоры обнаружили несколько колющихся цепочек (ещё один вид власяницы), "завязанных" на его истощённом теле.


Члены Опус Деи (профессиональная прелатура католической церкви, целью которой была помочь верующим обрести святость в повседневной жизни во время занятий обычными делами) также носили металлические колючие цепи, надевая их на бёдра.

Как правило, те, кто носил власяницы, никогда не говорил о них, держа в секрете факт ношения. Это было мерой предосторожности от высокомерия, которое приписывали людям, носящим напоказ такие "благочестия", а также защищало тех, кто не знаком с практикой, чтобы они не видели полученные от ношения травмы.

Необычные фестивали

8. Флагеллантские фестивали



Флагеллантство – это движение "бичующихся", которые хлещут своё тело плетьми. Порка использовалась во многих древних культурах, начиная от спартанцев и коренных американцев и заканчивая некоторыми сектами христианства и ислама.

Когда в 1259 году в Италию пришла Чёрная смерть, группа христиан, считавшая чуму божественным судом, выстроилась в линию и начала себя безостановочно хлестать, прося таким образом у Бога прощения.


На Филиппинах, фестивали, проводящиеся на фоне этого акта, проходят в дни религиозных праздников. Идущих парадом по улицам людей с огромными распятиями на спине, хлещут случайные прохожие.

Некоторые становятся на колени в молитве, при этом руки их привязаны к деревянным кольям, которые пронизывают подмышки. Под алтарём с изображением Христа на стене, люди бьют себя металлическим стержнями, привязанными к окровавленной верёвке. Это рассматривается как акт раскаяния.


Шиитские мусульмане проводят подобные фестивали в дни поста и поминовения мучеников (месяц мухаррам). Для оплакивания принесённого в жертву внука Мухаммада, мужчины и мальчики в общественных местах истязают себя.

Крайности, в которые бросаются некоторые участники данного события, - это использование лезвий ножей, прикреплённых к цепи, которыми они режут себя по спине.

К счастью, некоторые мусульмане предпочитают почтить пророка более гуманным способом – стать донором крови.

Самоистязание

7. Изменённое состояние сознания



Некоторые системы верований допускают использование в своей практике изменение сознания с помощью химических веществ.

Рекреационное использование психоделиков в сочетании с определёнными ритуалами или музыкой иногда используется для улучшения самочувствия, и широко изучено в клинических условиях.


Современное понимание нейрохимии делает подобного рода эксперименты относительно безопасными, особенно по сравнению с попытками наших предков делать это.

Шаманы и оракулы древности часто подвергали себя опасности, используя энтеогены, так обобщённо называли все психоактивные лекарственные средства, используемые в духовных целях. Во многих культурах использовался цветок дурмана, содержащий атропин и скополамин.


Цветок дурмана

Коренные американцы использовали высокие дозы этого цветка в своих церемониях, чтобы вызвать видения и мочь видеть то, что происходит в других реальностях.

Побочные эффекты ужасающие: вызывающие панику галлюцинации, а также возможная слепота, сумасшествие или длительная, болезненная смерть.

Изменение тела

6. Модификация тела



Вместо того, чтобы заниматься модификацией ума, некоторые выбирают проделывать экстремальные изменения со своим телом. В доисторической японской культуре дзёмон было принято удалять резцы по достижению человеком возраста 13 лет.

Это в первую очередь считалось признаком социального статуса. В итоге, основные жизненные этапы, такие, как брак или потеря близкого человека отображались через улыбку, а не через обручальное кольцо или траурную повязку.


Шрамирование

Современные практики модификации тела были популяризированы во время ренессанса татуировки в 1990-х годах и завершились более радикальными методами, такими как шрамирование, кожные имплантаты и растяжение мочки уха.

Многие из этих практик являются своеобразными подражателями практикам прошлого. Эволюция этих практик породила истязание себя подвешенными крючками.


Несколько человек, соединённые крючками за кожу, начинают идти в противоположных направлениях.

Сегодня существует даже церковь модификации тел, в которой продолжают использование древних практик и изобретают новые способы телесных изменений.

Странные праздники

5. Праздник Тайпусам



Недалеко от Куала-Лумпур, более одного миллиона человек собирается на праздник Тайпусам. Все участники за два до празднования перестают есть. Это большой праздник, несмотря на то, что каждый участник испытывается на терпимость к боли.

На этом параде люди обуты в сандалии с железными гвоздями, торчащими из подошвы. Нарезанные лаймы насаживаются на ногти, из-за чего раны сильно пекут, но цитрусовый, при этом, действует как дезинфицирующее средство.


Все люди украшены десятками больших колокольчиков, прикреплённых к их телам и лицам. В честь индуистского бога Муругана, который победил большого демона копьём, поклоняющиеся ходят с длинными металлическими, богато украшенными шампурами, пронзающие их щёки.


Специально назначенные люди несут так называемые кавадисы, огромные стальные святыни – каркасы, украшенные цветами и фруктами. Эти святыни прикреплены к знаменосцу многочисленными крюками.

Несмотря на это, многие азиатские юго-восточные индусы, которые принимают участие в этих ритуалах, говорят, что при прокалывании кожи таким образом теряется очень мало крови.

Жестокие традиции

4. Перчатки с муравьями



Мальчики народа Маве в Амазонии проходят через мучительную церемонию становления мужчиной. Новость о почти невероятной терпимости к боли быстро распространилась через Интернет, после чего многие стали ошибочно полагать, что они могут справиться с этим вызовом.

Начиная с 12 лет мальчики этого племени должны собирать парапонер (муравьи-пули), которыми они впоследствии должны заполнить особые перчатки.


Затем мальчик должен надеть эти перчатки в общей сложности 20 раз, каждый из которых продолжительностью не меньше 10 минут.

Боль, которая приходит после ношения, по оценкам, в 30 раз сильнее укуса самых болезненных ос. Эту боль также сравнивают с агонией перед расстрелом. В шкале силы ужалений Шмидта укус одного такого муравья описывается как "хождение с ржавым гвоздём в пятке по горящему углю".


Во время укусов эти муравьи вырабатывают нейротоксины, достаточно мощные для того, чтобы вызвать парализующую, неостанавливающуюся боль на протяжении трёх-пяти часов.

Сильная потливость, приступы тошноты и судороги – это нормальное состояние человека после укусов. Множественные укусы могут закончится смертью человека.

Самосожжение

3. Принесение себя в жертву



Самосожжение буддийского монаха Тич Куанг Дыка (Thich Quang Duc) в 1963 году остаётся самым известным примером самого отвратительного, но ненасильственного протеста в современной истории.

Президент Республики Вьетнам Нго Динь Зьем выступал за католицизм и уже давно преследовал буддийское население страны. В знак протеста Тич Куанг Дык вышел на улицы Сайгона, облил себя бензином, поджёг и сгорел в тишине, сидя в позе лотоса.


Тич Куанг Дык

Захват Тибета Китаем в последнее время вызвал эпидемию общественных самопожертвований. Как минимум, 100 человек сожгли себя выступая против действий китайского правительства. В 2011 году произошло групповое самосожжение 12 человек.


В следующем году, группа из более 80 человек сделала тоже самое. В Пекине площадь Тяньаньмэнь оснастили огнетушителями, чтобы предотвратить подобные акты тибетских активистов.

2. Уродование гениталий



Для некоторых детей аборигенов, взросление в глазах племенного сообщества включает в себя болезненные ритуалы, во время которых деформируются половые органы. Как правило, дело ограничивается обрезанием или надрезанием клитора при наступлении половой зрелости.

Но иногда бывают и случаи, когда используется каменный инструмент, чтобы "разделить" нижнюю часть мужских гениталий.


В одном из худших примеров, "мальчик стал мужчиной после того, как неоднократно бил себя тяжёлым камнем по половому органу, оставив его всего в синяках и в крови". Согласно этому же источнику, резцы мальчика также были выбиты. На них старейшины племени обменяли древние религиозные тайны.

Ответ от Парамон [гуру]
Помогло - один раз я не ел 2 дня, типа поствовал, смотрю потом - оу! помогло от изжоги


Ответ от Ётанислав Королёв [гуру]
Для понтов. показать какой ты суперпупер ревновстый и преданный богу христианин. Не пробовал.


Ответ от скиталец [активный]
может для того чтобы показать превосходство духа над телом


Ответ от Знахарь (Вильчур) [гуру]
Чтоб гордыня не обуяла.
Не пробовал.
"На что мне орден, я согласен на медаль. "


Ответ от Виталий [гуру]
самобичевание это результат человеческих крайностей. Высшей природе неугодно развитие всяких негативных форм восприятие ибо это нарушает духовное равновесие. Любой негатив нарушает духовное равновесие.


Ответ от Edem [гуру]
у какого-то классика читала. . может подскажете у кого?)
мудрый батюшка заставил злобную бабку не блюсти пост, потому что она детей малолетних проклинала за то что они кушали сладости. От гордыни так её лечил.
так что может для возвеличивания себя?


Ответ от Ирэн Ницше [гуру]
Не нужны. К христианству не имеют отношения, т. к. Христос и апостолы ничему подобному не учили и сами такой дурью не маялись.


Ответ от КРО РОНС [гуру]
Для смирения плоти. Это не обязательно, Б-г не требует иных жертв кроме покаяния.


Ответ от Ђатьяна Кошка драна [гуру]
В Новом Завете говорится лишь об одном виде самоистязания - посте. Он нужен, чтобы распять плоть, подчинить ее духу.


Ответ от Ёанек САН [гуру]
Самоистязание в христианстве не нужно вообще. Это люди могут делать только по побуждению дьявола, пороча веру во Христа.


Ответ от Пётр Сидоренко [гуру]
В Библии говорится о поклонниках Ваала, которые «кололи себя, по своему обыкновению, ножами и копьями, так что кровь лилась по ним» , и все это - в безнадежных попытках привлечь внимание своего бога (3 Царств 18:28).
Например, Иисус был далеко не аскетом. Фарисеи жаловались на то, что его ученики не постятся, и даже обвиняли в том, что он «человек, который любит есть и пить вино» .
И нигде в Библии не найти основания для аскетизма: будто бы Бог отдавал предпочтение тем, кто отрицает свои жизненные потребности или даже удовольствия. Заметь, что говорил апостол Павел о таких причиняющих страдания действиях: «Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти» (Колоссянам 2:23).
В книге «История церкви простым языком» («Church History in Plain Language») об аскетизме говорится: «Опорой монашества было неправильное представление о человеке. Душа, говорил монах, привязана к телу, как узник. Это учение о жизни не библейское» .
Так как Иегова хочет, чтобы мы были счастливы, служение такому удивительному Богу не подразумевает аскетизма (Екклесиаст 7:16). Итак, нигде в Библии мы не найдем места, где бы говорилось, что причинять самому себе страдания - это путь к спасению. Наоборот, Божье Слово разъясняет, что кровь Христа, а также вера в искупление, очищают нас от всех грехов (Римлянам 5:1; 1 Иоанна 1:7).


Ответ от Кошка с салом [гуру]
В христианстве нет никаких самоистязаний.
Если вы имеете ввиду аскезу святых, то это совсем другое. В двух словах - кому много дано, с того много и спрашивается.

Нет, я вовсе не против технологического прогресса, развития медицины и уж точно не за войны и разруху. Но я против того, чтобы человек превращался в бесплодное тепличное растение. Именно бесплодное - совершенно неспособное ни на что созидательное.

Наткнулся недавно на статью, высмеивающую пост как глупое и никчемное самоистязание. Основной посыл и аргументация именно такие - гедонистические.

Причем гедонистический аспект сдобрен, как это сейчас модно, довольно примитивными богословскими пассажами в духе «а зачем оно нужно Богу, который нас сотворил для радости» (читай - удовольствия) - и прочими подобными штампами, явно похищенными из брошюрки «Как расставить мебель на кухне по фэншуй».

Не стану разводить миссионерскую риторику про «радость поста» (хотя тот, кто научился поститься, действительно знает, как это радостно и легко). Не буду говорить о том, что это и есть настоящий гедонизм - после почти двух месяцев воздержания поцеловать жену «как в первый раз», в добрую меру пригубить хорошего вина и закусить праздничным обедом.

Пост нужен не только для того, чтобы обуздать плоть.

Не хочу говорить и о религиозном аспекте поста, цитируя Евангелие про то, как, подавая нам пример, сорок дней и ночей постился Спаситель, поскольку понимаю, что для тех, кто озабочен расстановкой мебели «по фэншуй» - этот пример не особенно актуален.

Скажу честно - пост со всеми его пищевыми ограничениями, длинными монашескими службами с земными поклонами и отсеканием ненужной информации - это действительно в некотором роде самоистязание.

Самоистязание, которое позволяет нам остаться нормальными людьми в этом напропалую комфортном современном мире, уже практически лишенном очистительного катарсиса настоящих скорбей, вполне обычных еще для наших дедов. Настоящих скорбей детской и материнской смертности при родах. Боязни смерти из-за подхваченной пустяковой простуды или непонятного морового поветрия. Трепетного ожидания мужа или жениха с войны. Настоящего голода и бедности, когда каждая корка хлеба на счету, а надеть - нечего.

Проявился бы во всей красе гений Чехова без его изматывающего туберкулеза?

Написал ли бы Толстой свои монументальные вещи без безудержной рефлексии и вегетарианства, причинявшего ему в последние годы жизни значительные неудобства?

Стал ли бы Достоевкий Достоевским без мучительного опыта переживания близости смерти у эшафота и без эпилептических припадков? Вряд ли.

Люди тупеют и делаются дебелыми душой даже от относительного благополучия. Типичный пример - современные причины разводов, которые вообще-то трудно даже назвать причинами.

Знаю множество случаев разрушения брака от того, что в общем-то неплохие люди совместно не преодолели ни одного серьезного кризиса и им попросту стало скучно.

Пост для современного человека сугубо необходим не только для того, чтобы обуздать коня (плоть), но и чтобы испытать искусственно созданный спасительный кризис временного погружения простого обывателя в жизнь, похожую на монашескую.

Это закаляет нас, побуждает взглянуть на многие вещи, окружающие нас, по-новому или как минимум познать свое духовное несовершенство, сделавшись оттого более снисходительным к ближнему.

Некоторые противники поста говорят: «Я, когда голоден, становлюсь раздражительным и злым, не лучше ли мне быть сытым и благодушным»?

Ну вот видите, какое вы сделали открытие про себя: оказывается, несъеденная на обед сосиска заставляет вас злиться на ближнего.

Из этого можно сделать два вывода и сказать себе мысленно: во-первых, желудок чересчур руководит мной. А во-вторых, раз я так слаб духовно, значит и к ближнему нужно быть снисходительнее.

Попробуйте по-настоящему попоститься хотя бы за неделю до Пасхи и, уверен, почувствуете духовную пользу от этого спасительного самоистязания.

Межсоборное присутствие разработало и опубликовало ряд проектов документов, в числе которых - «О подготовке ко Святому Причащению», вокруг которого . Предлагаем вашему вниманию мнение об этом документе протоиерея Всеволода Чаплина.

Я участвовал в некоторых стадиях обсуждения этого , и мне кажется, что документ имеет верную направленность. Но, конечно, есть масса возможностей его усовершенствовать. Может быть, эти правила должны действовать с некоторыми ограничениями для детей, для пожилых людей, для инвалидов, но все-таки должны существовать нормы, обязательные к соблюдению большинством верующих. Наверное, стоит более четко сказать об обязательности чтения Последования перед причащением. Сказать о том, что нужно прощать обиды перед причастием.

Я всегда выступал за то, чтобы были сняты жесткие ограничения, которые приводили к тому, что люди избегали причастия и причащались один-два раза в год. Мы не должны отпугивать людей от причастия и превращать его в какую-то сложную и обременительную практику. Но еще менее правильно было бы вести дело к тому (а такая тенденция сегодня прослеживается), чтобы причастие было включено в обывательский образ жизни как некий малозначимый его элемент.

Если мы регулярно читаем Евангелие, если мы читаем святоотеческие произведения, то видим, насколько далек настоящий христианский образ жизни от бытия современного обывателя, прилагающего массу сил для зарабатывания денег и поддержания собственного здоровья и не способного посвятить Богу даже одну пятую часть своего времени.

Настоящий христианин посвящает Богу основную часть времени. В связи с этим, может быть, не стоит обрывать следующую цитату из первого послания апостола Павла к Коринфянам: Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. (Первое послание к Коринфянам 11:28,29) Стоит вспомнить и следующие три стиха: От того многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром (Первое послание к Коринфянам 11:30–32).

Очень грозные слова. Не случайно причастие в нашей церковной традиции называется «страшной жертвой», связывается не только с молитвой, но и с испытанием собственной совести. Если она не чиста, как можно приступать к такой святыне? Не случайно говорится в Писании: Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5:24).

Это нужно воспринимать очень всерьез - и эту заповедь Господню, и необходимость очиститься от любого греха, даже мысленного. Надо жить, как настоящие христиане, соотнося себя не с атеистом-начальником, не с развратной телезвездой, а с христианами апостольского времени. Тогда с чистым сердцем и умом при должной молитвенной подготовке можно и нужно приступать к Святым Тайнам как можно чаще.

- А как к причастию должны готовиться дети? Должны ли для них быть какие-то послабления?

Безусловно, послабления быть должны. Да, приучать детей к молитве, в том числе перед причастием, можно уже с юных лет. Да, наверное, полное Последование ко Святому причащению, состоящее из канонов и молитв, ребенок в пять-шесть лет еще не поймет, но лет в десять уже многое сможет воспринять на слух, а в двенадцать поймет все, если грамотно объяснить. Я сам в тринадцать-четырнадцать лет это последование уже, наверное, вполне понимал и никаких трудностей при этом не испытывал. Так что десять - двенадцать лет, на мой взгляд, это тот возраст, когда самое время начинать всерьез молиться.

А какие-то послабления, как я уже сказал, конечно же, нужны и для детей, и для очень пожилых людей, и для людей с ограниченными умственными возможностями. Все должно быть разумно, молитва не должна превращаться в истязание или самоистязание. Но не нужно и оправдывать себя каким-то небольшим недугом или новомодной теорией о том, что «Господь и так все знает» и больше ничего нам говорить Ему не надо. Эти оправдания зачастую используются для того, чтобы молитву оставлять и забывать.

- Своевременен ли это документ, не запоздал ли он?

Может быть, он и запоздал. Сейчас Межсоборное присутствие разрабатывает многие серьезные темы. И эта тема очень важная, неплохо, что она сейчас активно обсуждается. Может быть, следовало заняться этим вопросом немножко раньше, но в любом случае, не нужно и дальше откладывать ее обсуждение. Кто-то, наверное, понимая, что тема эта непростая, предпочел бы еще лет двадцать молчания и стихийного формирования приходской практики, но это не совсем правильно.

- Не слишком ли жесткие правила устанавливает этот документ?

Понимаете, в чем дело… Когда практики подготовки разнятся от чрезвычайно жесткой повседневной подготовки до полного отсутствия даже малой ее части, от подробной исповеди до полного ее опущения, какая-то норма все-таки должна быть введена.

- У Вас в храме какова практика ?

Читать Последование, по крайней мере. Поститься хотя бы два-три дня. И, конечно, исповедоваться, за исключением особых периодов церковного календаря: Страстной седмицы, Светлой седмицы, когда люди исповедуются обычно один раз в неделю, а не каждый раз перед причастием.

Беседовала Анна Фирстова

Самоистязание

Стремление причинить себе вред и страдание по существу своему несвойственно здоровому человеку при нормальных условиях и встречается только или в болезненном состоянии у нервно- и душевнобольных, или же под влиянием религиозного фанатизма. С. у душевнобольных проявляется в разнообразной форме - одни больные отказываются от пищи, другие причиняют себе раны, ожоги, увечья и т. п.; в некоторых случаях С. смежно с стремлениом к самоубийству. Мотивами к С. у душевнобольных служат чаще всего ложные идеи, бред самообвинения у меланхоликов; эти идеи, которые больной принимает нередко за "голоса", требуют самонаказания за грехи. Обыкновенно это бывает связано с потерей кожной и вообще телесной чувствительности; больные, причиняя себе глубокие раны, иногда при этом испытывают весьма слабую боль. И нелепые идеи слабоумного и помешанного также могут быть поводом к такому С. Особенно интересны случаи С. у истеричек, которые нередко морят себя голодом, проглатывают массу булавок, выпивают вредные жидкости и т. п. Кроме свойственной истеричкам малой чувствительности кожи и слизистых оболочек, здесь специальную роль играет стремление обратить на себя внимание, позировать, вызвать сочувствие и т. п. С. на почве религиозной - явление довольно распространенное; оно встречалось во все времена и особенно свойственно сектанству, т. е. преследуемым религиозным учениям, хотя наблюдалось и в господствующих или признанных религиях. Так, в средние века, в эпоху сильного религиозного движения, совпавшего с крестовыми походами, толпа приходила иногда под влиянием процессий, религиозных картин, проповедей в такое возбужденное состояние, что многие делали себе повреждение, некоторые бросались в воду для очищения от грехов. У мусульманских дервишей до сих пор можно наблюдать проявление С. в момент религиозного экстаза. С этой же точки зрения можно смотреть на обеты крайнего голодания, бичевания, на подвергание себя непогоде при полуобнаженном теле, на отказ от постели и т. д. как на проявления С. Среди лиц, упорно подвергающих себя активному С. и проповедующих это другим, иногда попадались настоящие душевнобольные, маньяки, которых жизнь и идеи в сущности ничего общего не имеют с религиозными учениями, а представляют собою известную форму бреда. В средние века особенно распространен был бред одержимости дьяволом; страдавшие этим бредом подвергали себя нередко самым жестоким истязаниям для изгнания нечистой силы. Гораздо интереснее по своей близости к нам явления С., игравшие большую роль в истории нашего раскола (см. выше Самоистребление). С. на почве фанатизма также встречается на Руси (вериги, самопоранение и т. п.). Членовредительство для уклонения от воинской повинности навряд ли можно отнести к С. Об С. в форме оскопления см. Скопчество. Ср. Максимов, "Сибирь и каторга"; Ch. Richet, "L"homme et l"intelligence" (1884); Legrand de Saull, "L"état mental des Hysteriques"

И. Оршанский.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Самоистязание" в других словарях:

    Самоистязание … Орфографический словарь-справочник

    САМОИСТЯЗАНИЕ, самоистязания, ср. (книжн.). Истязание самого себя, причинение самому себе физических или нравственных страданий. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Сущ., кол во синонимов: 2 истязание (9) самомордование (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Самоистязание - Действия, направленные на причинение себе психической или физической боли, мучений, целью которых является искупление вины. Может быть вариантом саморазрушающего поведения. Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva.… … Большая психологическая энциклопедия

    Ср. Причинение себе физических или нравственных страданий. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Самоистязание, самоистязания, самоистязания, самоистязаний, самоистязанию, самоистязаниям, самоистязание, самоистязания, самоистязанием, самоистязаниями, самоистязании, самоистязаниях (