Меню

Когда возникли первые обои? Всемирная история обоев.

Виды крыш

История обоев неразрывно связана с изобретением бумаги. Первые обои появились в Китае еще за 2 столетия до нашей эры. Это совпало с изобретением там же рисовой бумаги, которой начали оклеивать стены домов. Секрет изготовления бумаги хранился в Китае в течение пяти веков.

Первыми о способе изготовления бумаги узнали японцы в VI веке. В VIII веке этому научились и в арабских странах. Секрет изготовления стал известен арабам после поражения китайцев в битве при Самарканде. Именно тогда китайские пленные раскрыли тайну создания бумаги. Через некоторое время бумажные листы начали делать по всей Европе, а к XI столетию бумагу научились изготавливать и в России. Обои, сделанные из рисовой бумаги, пользовались большим спросом во все времена и не зависели от вкусов и веяний моды. До настоящего времени китайские расписные обои можно встретить в лучших музеях мира.

Однако в те времена стоимость изделий была достаточно высокой, и обои не имели огромной популяризации. В «массы» они поступили намного позже. До этого для отделки стен использовали различные ткани и кожу. Впрочем, необходимо сказать, что любые обои в те времена были роскошью, доступной немногим, и говорили о высоком статусе и достатке хозяев дома.

Однако все это были ненастоящие обои. То, что мы понимаем под этим словом, появилось только после изобретения печатного пресса. Так, в конце XVI века во Франции появилась гильдия «обойщиков», которые выпускали обои, разделенные на куски небольших размеров.

В 1675 году французский гравер Жан Папильон придумал метод изготовления матриц, для того чтобы печатать обои, имеющие непрерывно повторяющийся рисунок. Это дало толчок к развитию массового производства обоев. В XVIII веке очень ценились продукция, выпущенная в Лондонских цехах.

В этом же веке, да собственно и веком ранее, в Европе были очень популярны фальшивые шелка. Они создавались путем наклеивания с помощью грунтовок на бумагу обрезков шелковых нитей. При этом такие обои тяжело было отличить от полностью тканных. Они применялись даже при украшении Лувра и замка кардинала де Ришелье.

История возникновения обоев получает новый виток развития со второй половины XVIII столетия, когда в моду входят бумажные изделия. В России бумажные обои были наиболее популярны в Москве. Это было вызвано модой на недорогие материалы, которые использовались при отделке домов и усадеб.

В те времена, обои наклеивали на специальный холст, который натягивался на раму, прикрепленную к стене. В результате, за обоями образовывалась воздушная прослойка, что позволяло увеличить срок службы обоев - они медленнее выцветали, с трудом сырели и не деформировались. Кроме того, их всегда можно было снять, почистить или заменить.

Вначале на обои наносился рисунок повторяющий фактуру кирпичной стены, штукатурки или отдельных архитектурных деталей. Но со временем на них стали наносить рисунки, повторяющие тканевые, при этом, не забывая о моде. Часто это были пейзажи, жанровые и аллегорические сюжеты, цветочные узоры, а также рисунки, имитирующие структуру мрамора, лазурита или малахита. В Викторианскую эпоху происходит дальнейшее развитие цветной печати, что оказывает влияние на стоимость обоев, и они дешевеют. Растет их популярность. Обои становятся доступными не только богатым, но и средним слоям населения.

Многие женщины усовершенствовали свои обои. Они собственноручно расписывали их, делали аппликации, создавая, таким образом, практически произведения искусства. В эпоху «модернизма» мода на обои проходит до начала XX века, когда их развитие получает второе дыхание.

В настоящее время, обои можно встретить в каждом доме или квартире. Но постепенно появляются новые методики и способы отделки стен.

1. Европа и… меховые обои
Первые рулонные обои в Европе выпустил печатник из Йорка в 1509 году. Звали его Хьюго Гойс. Причем рисунок обоев был черно-белым - он имитировал парчовую ткань с вышивкой. Фрагменты первого рулона сейчас хранятся в Кембридже.

Факт: Когда появились обои в Европе, м ода на них быстро распространилась в богатых домах. В XVI веке были изобретены даже «меховые» обои: шерсть разбрасывалась по бумаге, покрытой лаком, создавая иллюзию ковра.

2. Индийская бумага
Почти весь ХVII век самыми популярными у европейцев оставались обои из Китая - они назывались фальшивым шелком или «индийской бумагой». Последнее название возникло из-за того, что поставлялись такие обои кораблями Ост-Индийской компании.

Китайские обои для стен были довольно дорогими: помимо экспортных пошлин на их цену влиял способ производства. Орнаменты и фигурки наносили на поверхность бумаги либо по трафарету, либо расписывали весь лист вручную.

3. Модный узор - китайский узор
Вплоть до XIX века рисунки на обоях представляли собой вариации ориентальных узоров: изображения птиц, пейзажей и цветов (тюльпанов, хризантем и пионов). Со стен комнат постепенно исчезали ковры и гобелены, прежде защищавшие интерьер от сырости. На их место владельцы клеили первые современные обои. Почти во всех обеспеченных домах Европы к концу XIX века было паровое отопление, и проблему утепления уже можно было не решать, заботясь исключительно о прекрасном. Обои часто наклеивали на холст, натянутый на раму. И уже потом всю конструкцию крепили к стене. В результате за обоями образовывалась воздушная прослойка, увеличивавшая срок службы бумаги - она медленнее выцветала и не деформировалась.

Факт: Если вы видите перед собой обои с желтым фоном и ориентальными узорами - можете смело использовать их для имитации интерьера XVIII века: тогда почти все китайские обои были именно такими. И наоборот, если эффект «китайщины» не нужен, избегайте орнаментальных обоев с желтым или бледно-зеленым фоном.

4. Материал для буржуа
Только в начале XIX века обои стали доступны среднему классу. Это связано с тем, что сами рулоны стали шире и длиннее (6 футов в ширину и 12 футов в длину), а стоимость их значительно снизилась.

Достаточно долго обои печатались с помощью деревянных форм, обеспечивающих непрерывность рисунка. Технические же средства для склеивания обоев и печати длинных листов появились только на рубеже XIX-XX веков. И, как водится, любая автоматизация процесса привела к снижению стоимости. А в 1920-е годы обои стали совершенно обыденным отделочным материалом. История обоев пишется и в наше время: появились флизелиновые обои, виниловые, стеклотканевые, светодиодные, жидкие, 3D-обои… - каких только нет! Можно выбрать на любой вкус.

5. Погрузиться в историю
Вообще обои штука красивая, но хрупкая - поэтому до нашего времени дошло не очень много аутентичных образцов, да и те не в идеальном состоянии. Моду на цвет и рисунки обоев можно отследить по картинам с интерьерными фонами и по книжным гравюрам.

Сейчас существует отдельная индустрия создания точных копий обоев из исторических интерьеров (дворцов и особняков) - например, их можно найти в коллекциях компаний de Gournay, Farrow & Ball, Cole & Son, Zuber и т.д. Обои-реплики выпускаются даже в масштабе для кукольных домов. Так что если хочется поиграть в дворцовые интерьеры, но нет бюджета - сделайте такой дом мечты для ребенка.

6. Лютики-цветочки
Флоральные мотивы - одни из самых популярных в обойном мире. Их популярность объясняется не только декоративными достоинствами цветов. Давным-давно, когда обои появились в интерьерах, они имитировали дорогие гобелены и ткани. Например, знаменитые фламандские гобелены XVI века вызвали моду на цветочные натюрморты, украшавшие стены. В эпоху барокко цветочные узоры собирались в гирлянды, вплетались в архитектурные детали. Историзм XIX века внес в изображения цветов детализацию ботанического атласа: на обоях можно было разглядеть каждую прожилку на лепестке.

Факт: Особую роль в любви к цветочной теме сыграл Уильям Моррис и основанная им мастерская Morris & Co. Он придумал десятки удивительных узоров. Сплетенные стебли гвоздик и роз, букетики маргариток и лютиков, разбросанные травы, хризантемы с колышущимися лепестками - эти знаменитые узоры до сих пор воспроизводят на современных обоях Morris&Co .

7. Свет сквозь стену
3D-обои подразумевают даже светодиодную подсветку между слоями. Обои эти пока экспериментальные, однако в некоторых лондонских студиях уже можно заказать несколько рулонов. Со светодиодами на стене много экспериментирует лучший световой дизайнер Инго Маурер (пример одной из его работ - на фото), а в России - Маша и Катя Ящук.

Обои, которые есть почти в любой квартире - совершенно обыденная ныне вещь. Но всё имеет своё начало, есть оно и у производства обоев в России. Об этом и пойдёт речь в этом материале. Текст взят из книги Екатерины Юхнёвой "Петербургские доходные дома".

Сначала обои делались тканевые, обычно - шелковые, хотя известны полотняные и хлопчатобумажные. В первой половине XVIII века в Петербурге во дворцах знати были обычны шелковые китайские обои с росписью. Такие же обои покрывали стены Летнего, Екатерингофского, Меншиковского дворцов.
Для более простых помещений использовали холст, его или белили, или пропитывали воском. В «Описи загородному двору, что на Фонтанке, Артемия Волынского» сообщается, что большая часть комнат обиты полотном и выбелены. А зал «...по панели обит обоями вощанкою цветною».
Во второй половине XVIII века широко распространились штофные обои. У А.С. Пушкина в «Евгении Онегине» в доме у дяди «В гостиной штофные обои» (глава II).
Д. Благово в «Рассказах Бабушки. Из воспоминаний пяти поколений, записанных и собранных ее внуком» писал: «У бабушки и в доме все было по-старинному, как было в ее молодости, за пятьдесят лет тому назад (то есть в конце XVIII века. - Е. Ю.), где шпалеры штофные, а где и просто по холсту расписанные стены, печи из пестрых изразцов». К началу XIX века штофные обои и печи, украшенные пестрыми изразцами, уже вышли из моды.
Чрезвычайно редко встречались обои из кожи, так, в знаменитом доме С. Яковлева «в большой зале стены были обтянуты кожаными обоями, расписанными масляными красками».
Позже появились бумажные обои. Первое упоминание об их использовании относится к 1761 году: «И тот покой, где будет подъемный стул, обить бумажными обоями» (здесь речь идет о помещении с «лифтом» в Зимнем дворце).

Производство бумажных обоев на мануфактурах появилось во второй половине XVIII века. Обои склеивали из отдельных листов бумаги, а затем вручную наносилась краска. В России промышленное изготовление бумажных обоев впервые началось в 1817 году на Императорской обойной фабрике, возведенной по проекту архитектора Ю.М. Фельтена и С.П. Берникова на восточной окраине Ропшинского парка, на берегу Фабричного пруда. В 1822 году фабрика переехала в Царское Село, в здание Фабрики ассигнационных бумаг, построенное по проекту Ч. Камерона вдоль Купальных прудов. Фабрику закрыли в 1869 году. До нашего времени эти постройки дошли практически без изменений.
Наряду с Императорской обойной фабрикой с 1820-х годов существовали и частные фабрики, к середине века их было уже 7.
С изобретением непрерывной бумагоделательной машины появились рулонные обои. Сначала бумажные рулоны привозили из-за границы, а с начала 1820-х годов их стали производить на Петергофской фабрике.


Изобретенная в Англии Пальмером в 1823 году обойнопечатная машина появилась в России в начале 1850-х годах.
Самые простые и дешевые обои изготавливались одноцветными - бумажная основа просто грунтовалась, вот обои и готовы. На более дорогие обои наносился узор вручную при помощи деревянных печатных досок, их количество равнялось числу использованных цветов и оттенков, доходившему до нескольких сотен. 
С появлением обойнопечатной машины максимальное используемое количество красок уменьшилось до 30, обычно же применялось 4-6 красок вместо нескольких сотен при ручной окраске.
Обои, предназначенные для парадных помещений, еще золотили и серебрили настоящими драгоценными металлами вручную и покрывали масляным лаком. При помощи пресса делались тисненные или рельефные обои.
Самыми дорогими считались «насыпные» обои. На бумажную основу по трафарету наносили клеем узор и посыпали его мелкими разноцветными шерстяными ворсинками. Получался выпуклый бархатистый узор.

Для защиты от влаги и грязи обои лакировали японским растительным лаком. Такие водонепроницаемые обои появились в 1840-х годах. Делались даже несгораемые
обои, их пропитывали фосфорно-аммиачной смесью и квасцами еще до нанесения краски.
Обои могли служить по 30-40 лет, не тускнели, не выгорали, не осыпались. Естественно, в «барских» квартирах их переклеивали чаще, в зависимости от меняющейся моды.
Обычная ширина обоев равнялась 47 см. Длина рулона была различной - в Петербурге чаще всего 11-12 аршин.
В 1830 году «Северная пчела» восторженно сообщала, что на обоях «подражание шелковым тканям, сукну, гобеленам столь натурально, что надобен опытный глаз, чтобы не обмануться с первого взгляда. Ничто так не наряжает комнаты, как эти обои, на которых изображены живые цветы с необыкновенным искусством и богатые узоры превосходных очерков. Золото и серебро кажутся шитьем... Эти обои можно наклеить и на каменные стены в городских домах, вместо живописи, и преимущество то, что краски не тускнеют... При всей своей красоте обои отменно дешевы».


К середине XIX века в Петербурге имелось 12 обойных магазинов, в них торговали «по весьма умеренным ценам - обои от 5 до 25 руб. за кусок; бордюры - от 10 до 30 руб. за кусок». В то время отделка одной комнаты высококачественными фабричными обоями, отечественными или импортными, стоила от 200 до 300 руб.
К концу XIX века уже в 33 магазинах можно было купить обои по следующим ценам за рулон: «бумажные» (негрунтованные) - по 9 коп., «фунтовые» - по 20 коп., «глянцевитые» - по 25 коп., «тисненые» - по 85 коп.
Предварительный итог начального распространения обоев подвела промышленная выставка в 1849 году: «Усовершенствованы технические порядки и удешевление изделий не только Царскосельской, но и ряда частных фабрик, привели к тому, что обои всех видов широко проникли в быт... В окрестностях Петербурга даже крестьянские избы оклеены ныне обоями, как прежде бывало в городских домах... Вот отрасль промышленности, вполне заслуживающая своей цели».

Наклеивать обои старались только на сухие стены, иначе они отставали. Но в Петербурге при высокой влажности это не всегда удавалось. Вот как А. Вербицкая описывала в 1899 году комнату, которую снимали за 20 рублей трое студентов в рассказе «Репетитор»: «Комната была в одно окно. Безобразные расплывшиеся пятна сырости покрывали сплошь всю стену. Обои отстали, кое-где были сорваны. Плесень затянула углы на подоконниках».
В XIX веке сложилась система оклейки, используемая до настоящего времени. Штукатурку намазывали горячим жидким раствором клея, наклеивали газеты и по ним при помощи холодного крахмального или мучного клейстеров с добавкой клея наклеивали обои.
Приведу суть рекомендаций по применению обоев из старинных книг по домоводству. Кое-какие из них не устарели и по сию пору.

Оклеивая квартиру из нескольких комнат, обои рекомендовалось подбирать по цвету так, чтобы избежать как однообразия, так и резких контрастов: не сочетать очень темные и очень светлые, очень блеклые и предельно яркие, а также противоположные цвета - такие, как желтый и синий, зеленый и красный.
При выборе обоев следовало принимать во внимание светостойкость их красок. Голубые и синие обои под действием света быстро выгорают. Надо также помнить, что синие обои в темных помещениях «седеют», приобретают сероватый оттенок.
Оклеивать стены можно от потолка до пола одинаковыми обоями или обоями двух видов. В последнем случае одними обоями оклеивалось примерно три четверти стены, другими - в виде широкого бордюра - ее верхняя часть. При таком способе оклейки, пригодном лишь для высоких помещений, для нижней части стены обычно брались сетчатые, полосатые или с мелким рисунком обои, а для бордюра - с крупным цветочным рисунком.
Если обои не примыкали к лепному карнизу, то по верхнему краю их наклеивали бордюр. Цвет его должен хорошо сочетаться с цветом обоев. Вместо бумажного бордюра можно применить деревянный багет - узкие полированные, лакированные, покрытые бронзой, гладкие или рельефные рейки.

Как рекомендовалось в многочисленных книгах по домоводству, «коричневая мебель хорошо сочетается с голубыми, синими, зелеными, серыми, а также оранжевыми, бежевыми и светло-коричневыми обоями; светлая, желтая мебель (дуб, ясень, карельская береза) - с бежевыми, коричневыми, оранжевыми, розовыми, желтовато-зеленоватыми, фисташковыми; серая мебель - с зеленоватыми и голубыми; белая - с палевыми, розовыми, зеленоватыми, голубыми, серыми; мебель красного дерева - с синими, голубыми, зелеными, палевыми, золотистыми обоями». Чем больше в комнате находилось предметов убранства, тем «спокойнее» должны быть цвет и рисунок обоев.

Обои — это, безусловно, самый распространенный вид настенного покрытия в мире. Сегодня существует масса разновидностей: бумажные, текстильные, виниловые, изготовленные из разных природных материалов, инкрустированные стразами, кристаллами и пр., флизелиновые, высокотехнологичные и многие-многие другие обои, которые ежегодно производятся миллионами тонн и миллиардами километров.

Во всех странах и на всех континентах обои ценятся за ту незримую теплоту, которую они придают домашнему интерьеру, и, конечно же, за свою эстетическую привлекательность. Но как же все это случилось?

Появление бумаги

История обоев началась примерно за 4000 лет до н.э., когда на свет появилась самая ранняя форма бумаги — египетский папирус. Однако родиной бумажных настенных покрытий стал вовсе не Египет, а древний Китай. Именно китайцы изобрели рисовую бумагу, и именно они в 200 году до н.э. первыми начали применять её в качестве покрытия для стен.

В 105 году уже нынешней эры китайский придворный Цай Лунь изобрел технологию производства бумаги из текстильных отходов (тряпья). Это было рождением бумаги таковой, какой мы её знаем сегодня. Между прочим, именно благодаря этому изобретению Китай смог развивать свою цивилизацию гораздо быстрее других — появление бумаги способствовало широкому распространению грамотности и литературы. Неудивительно, что этот факт вызывал интерес и зависть у многих правителей древних государств, и за «рецептом» бумаги охотились не менее усердно и коварно, чем за секретом изготовления шелка.

В 751 году в битве при реке Талас арабские войска захватили в плен нескольких китайских производителей бумаги. Тайны и навыки её производства были раскрыты. Бумага стала распространяться по Ближнему Востоку и за его пределы.

В Европу бумага попала лишь в XII веке, где до тех пор стены декорировались различными тканями. К тому времени она уже стала тонкой и достигла довольно высокого уровня качества во многом благодаря тому, что арабы заменили волокна льна в её составе на шпон и бамбук.

История развития обоев

Первыми европейскими образцами блочной печати были религиозные памятки, называемые «helgen». Старейший из известных таких рисунков — Представление Девы (1418 г.) — хранится сегодня в Королевской Библиотеке Брюсселя. В Китае подобный метод печати применялся еще в V веке.

Жан Бурдишон, «Поцелуй Иуды»

В 1481 году французский художник Жан Бурдишон раскрасил для короля Людовика XI 50 рулонов бумаги прекрасными ангелами на синем фоне. Король Людовик приказал ему изготовить такие портативные обои, потому что часто переезжал из замка в замок. После этого многие богатые европейцы на протяжении десятков лет заставляли художников разрисовывать бумагу для украшения стен, но вряд ли можно сказать, что настоящие бумажные обои существовали до появления печатного пресса.

Самый ранний фрагмент европейских обоев, который удалось обнаружить и который сохранился до сегодняшних дней, был найден на балках Колледжа Христа в Кембридже, Англия и датирован 1509 годом. Дизайн этих обоев представляет собой оттиск с гравюры на дереве граната, выполненный на обороте провозглашения, выданного Генрихом VIII. Автором этой работы был признан типограф из Йорка Хьюго Гоес.

Позднее значительного успеха добились и английские методы производства обоев. Продукты, которые в XVIII веке появились в лучших магазинах Лондона, быстро стали писком моды. На первых порах лондонские модники предпочитали очень дорогую, расписанную вручную бумагу, которая имитировала различные архитектурные элементы и материалы, например, мрамор или лепнину. Но позже обои добились признания и благодаря своим собственным достоинствам. Особенной популярностью пользовались окантовки, напоминающие тесьму или отрезок ткани, а также флоковые обои, выглядевшие как срезанный бархат.

В Америке обои появились в 1739 году. Бумажные настенные покрытия с рисунком — от неоклассических моделей до беспорядочных узоров из роз — быстро стали олицетворением моды. Изначально колонисты копировали европейский стиль, но после войны в американском мастерстве начала проявляться самостоятельность. В 1778 году король Людовик XVI издал указ, в котором задал требуемую длину рулона обоев 34 фута (10.36 м). Эта величина остается общепринятой по сей день.

В 1785 году француз Кристоф Филипп Оберкампф изобрел первую машину для печати обоев. В то же самое время его соотечественник Никола Луи Робер нашел способ изготавливать бесконечный рулон.

Следующий важный вклад в историю развития обоев внесла Германия. В 1798 году в Зольнхофене Алоизом Зенефельдером была изобретена литография — новый способ печати, в ходе которого краска наносилась на бумагу под давлением при помощи плоской печатной формы.

В 1839 году Чарльз Гарольд Поттер из Дарвена изобрел машину для 4-хцветной поверхностной печати, на цилиндрах которой были вручную вырезаны формы для получения узоров. Это английское изобретение позволило печатать до 400 рулонов обоев в день. В 1850 году количество возможных оттенков увеличилось с четырех до восьми, а в 1874 году их уже стало 20.

В 1879 году австрийцем Карлом Кайчем была изобретена глубокая печать. При использовании этого метода краска может наноситься на поверхность бумаги намного более толстым слоем, придавая ей не только цвет, но и рельеф.

Шелкография, как говорят, возникла и развивалась в Японии и Китае между 960 и 1280 годами. Однако впервые она была запатентована в Англии Самюэлем Саймоном в 1907 году. Первая механическая машина для шелкографии была изобретена в 1920 г.

В викторианскую эпоху было модно украшать стены комнат как можно ярче. Появление машинного производства сделало обои с самыми сложными узорами доступными практически для каждого дома. Такие мастера, как Луис Комфорт Тиффани и Уильям Моррис с их лирической манерой интерпретировать природные мотивы, стали символами стиля модерн. Но, несмотря на все это, настоящее признание обои получили лишь в 20-х годах. То время прославилось как Золотой век обоев, за период которого было продано их более 400 миллионов рулонов.

После Второй мировой войны вся промышленность пережила революцию благодаря появлению пластиковых смол. С их помощью многим изготавливаемым продуктам удалось придать такие важные свойства, как сопротивляемость к грязи, стойкость к стирке, прочность и долговечность.

Архитектурный модернизм, длившийся по 70-е — 80-е, выступал против декоративных излишеств, из-за чего обои впали в немилость на большую часть времени этого века. Но в конце XX столетия многие люди вновь открыли для себя всю романтику и красоту узорчатых стен.

Что мы имеем сегодня?

Последние достижения в области цифровой, фотографической и других печатных технологий позволяют современному оборудованию воспроизводить любые исторические орнаменты и цифровые материалы на самых разных подложках. После того, как высокие технологии вмешались в дело, чего остается ждать от дальнейшего развития обоев?

Сегодня мировые производители предлагают чудесные обои для стен, которые можно мыть и которые могут отлично прослужить более 15-ти лет, но при этом их история была выдержана в лучших традициях мирского искусства. Дизайн современных обоев может воспроизвести любой стиль архитектуры любого периода. Но, в отличие от дорогостоящих фресок и гобеленов, этот вид настенного покрытия сегодня доступен каждому.

История обоев обновлено: Январь 16, 2014 автором: Маргарита Глушко

История обоев началась в Китае 200 лет до нашей эры. Именно в то время в Китае изобрели рисовую бумагу и начали оклеивать ею стены жилищ.

Из Китая бумажные обои были вывезены англичанами. Они первыми в Европе и освоили их производство. В Европе в течение многих веков копировали китайские обои, правда, нередко привнося в роспись "стенных бумаг" родные сюжеты. Известно, например, что в 1481 г. Людовик ХI приказал заплатить придворному художнику 24 ливра за роспись 50 бумажных свитков благочестивыми изображениями. В дальнейшем лавры первенства в массовом промышленном изготовлении обоев достались извечной сопернице Франции - Англии.

Расцвет моды на бумажные обои приходится на вторую половину XVIIIвека. В России предпочтение "бумажкам" отдавали в Москве, что было связано с особой московской модой на сравнительно недорогие имитационные материалы в отделке частных особняков и усадеб.

Люди того времени, успевшие привыкнуть к красоте исполнения тканых обоев, хотели, чтобы бумажные обои были такого же высокого качества. Но технология этого не позволяла - качество изображения сильно уступало тканым обоям, да и раскрашивание узоров на бумаге по трафарету занимало слишком много времени. Расписывать же бумагу вручную - слишком дорогое удовольствие.

Еще одним шагом на пути к современным обоям стало изобретение ручного способа печати с помощью выпуклой деревянной печатной формы. Выступающие части формы покрывались краской, на них клали лист бумаги и сверху прокатывали ручным валиком или прижимали прессом. Этот способ китайцы использовали еще в X веке, но только в XIV он появился в Европе. А самым важным открытием в промышленном производстве бумажных обоев стало изобретение в 1799 году французом Луи Робером бумагоделательной машины, которая наконец-то стала изготавливать рулонную бумагу заданной длины. В Англии, считавшейся лидером в производстве бумаги, производители платили налог с каждого листа, соответственно выпуск бумажных обоев рулонами был государству совсем не выгоден. И гениальному изобретению хода не дали...

И лишь спустя 40 лет англичанин У. Престон, работавший мастером-печатником, решил, что на машине для печати на коленкоре (переплетный материал) можно печатать и обои. Он же впервые применил цилиндрические валики для печатного рисунка - так получилась машина, ставшая прообразом современных обойных станков. В Россию изобретение Луи Робера пришло только в первой трети XIX века. Уже в 1632 году в домах знати были бумажные обои, но они покупались за границей или в богатых поместьях производились кустарным способом своими же крепостными. В последней трети XVIII столетия дворянскую Россию захлестнула строительная мания. Возводились сотни особняков и усадеб, потребовались новые прогрессивные отделочные материалы. Спрос на бумажные обои бешено возрос! Стало модно кроме традиционных в то время отделочных материалов - художественных тканей, искусственного и натурального мрамора, золоченой деревянной резьбы, бронзы и хрусталя - использовать бумажные обои в оформлении интерьеров. Бумагоделательное и обойное производство сильно активизировалось, в 1795 году стали широко продаваться московские фабричные обои.

Обои с орнаментом, то есть ритмически упорядоченным рисунком, получили преобладание со второй половины ХIХ века. Орнамент неожиданно усилил свойство обоев не только украшать, но и исправлять жилище: поднимать его потолок, раздвигать стены, изменять пропорции помещения.

Машины же сделали обои дешевыми и доступными. Обои нашли, наконец, массового потребителя. Теперь имело смысл тратиться на усовершенствование в технике и технологии. Обои стали печатать металлическими валами, были механизированы проклейка бумаги, ее грунтовка, сушка, отделка и т. д. Приводившиеся раньше в движение силой пара обойные машины в конце ХIХ века стали электрическими.

Знаменитая постройка того времени, где до наших дней лучше всего сохранились бумажные обои, -дворец графа Шереметева в усадьбе Останкино. Бумажные обои использовались здесь для отделки и жилых комнат, и парадных помещений дворца - Картинной галереи, театра, Итальянского павильона и примыкающих к нему кабинетов. Количество рисунков поражает своим богатством: цветочные композиции, арабески, персонажи античной мифологии, меандровые узоры, бордюры и фризы с растительными и геометрическими орнаментами. Есть здесь обои, имитирующие мрамор разных цветов и рисунков, гранит, порфир, малахит, лепнину потолков и фризов, золоченую деревянную резьбу. Их наклеивают на стены в виде шпалер, из отдельных фрагментов компонуют разнообразные панно, облицовывают поверхности деревянных колонн и постаментов под скульптуру, украшают створки дверей.

Современные технологии позволили использовать сотни текстур и расцветок, которые смогут удовлетворить вкус любого покупателя. Наверное, именно поэтому на сегодняшний день обои являются самым популярным материалом для декорирования стен. Компания «Элизиум» рада предложить Вам качественные , которые представлены у нас во всем своем многообразии дизайна и фактуры.