Меню

Температура горячей воды по нормативу. Перерасчет после поверки счетчиков воды

Виды крыш

Как известно, Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила 354), предусматривают уменьшение стоимости коммунальных услуг в случае несоответствия качества услуг установленным нормам и в случае перерывов в предоставлении этих самых услуг, превышающих установленную продолжительность. Попробуем разобраться, как влияет наличие или отсутствие прибора учёта коммунальной услуги на размер перерасчёта.

На перерасчёты, связанные с несоответствием качества услуг установленным нормам, приборы учета объема потребленной услуги не влияют, в этом вопросе споров не возникает.

Гораздо интересней вопрос, каким образом должны производиться перерасчеты, вызванные перерывами в предоставлении коммунальных услуг, в зависимости от наличия/отсутствия приборов учёта этих коммунальных услуг.

Практически на всей территории РФ сложилась следующая практика: перерасчёты за недопоставленный объём коммунальной услуги предоставляется собственнику/нанимателю помещения исключительно при отсутствии ИПУ. А в случае наличия прибора считается, что прибор в период непредоставления услуги и так показывает нулевой расход, тем самым обеспечивается измерение фактического объёма потребления услуги, стоимость которого и предъявляется к оплате собственнику/нанимателю, помещение которого оборудовано индивидуальным прибором учёта. Такая схема предоставления перерасчётов почему-то считается справедливой и соответствующей действующему законодательству.

Логика у таких «перерасчётчиков» простая: человек должен заплатить за объём предоставленной коммунальной услуги. Если он установил ИПУ, то прибор измерит объём, за этот объём и надо выставлять счёт. Если прибора нет, и расчёт ведётся по нормативу, то объём фактически потреблённой услуги необходимо рассчитывать с учётом перерыва в предоставлении этой услуги, т.е. делать перерасчёт.

Приверженцы такой логики забывают один существенный момент. Перерасчёт стоимости КУ ставит своей целью не только определение платы за фактически потреблённый объём услуги, но и некие «штрафные санкции». Ведь особенность коммунальной услуги в том, что она должна быть доступна всегда! Любой собственник/наниматель квартиры вправе рассчитывать на то, что при повороте вентиля из крана потечёт вода. И если эта вода не течёт, т.е. услуга недоступна, то не просто должна быть отменена плата за эту услугу, но и должен компенсироваться некий «ущерб», нанесённый добросовестному потребителю.

Вот как раз такая логика подтверждается законодательством!

Пунктом 98 Правил 354 установлено: «При предоставлении в расчетном периоде потребителю … коммунальной услуги … с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги…».

Что значит «вплоть до полного освобождения от оплаты»? Ведь руководствуясь логикой отсутствия перерасчётов при наличии ИПУ, очевидно, что полное освобождение от оплаты может быть только при нулевом потреблении услуги (согласно ИПУ). Если же прибор покажет хоть литр воды, то эту воду надо оплатить.

А когда от оплаты освобождаются «нормативщики» (у кого нет ИПУ)? Логично предположить, что они освобождаются от оплаты тогда, когда в расчётный период услуга не предоставлялась вообще!

А что по этому поводу говорят Правила 354?

Вышеупомянутый п.98 Правил 354 гласит: «…условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам…».

Открываем Приложение 1. Видим, что при перерывах в предоставлении любого вида коммунальной услуги свыше установленного предела, осуществляется перерасчет в размере 0,15% за каждый час такого превышения.

А предел продолжительности перерывов установлен, надо сказать, невысокий. По ХВС, ГВС, водоотведению - 8 часов в месяц (суммарно), по газоснабжению - 4 часа в месяц (суммарно), по отоплению и электроснабжению - 24 часа в месяц (суммарно).

Рассмотрим пример. В доме отключили холодную воду. Пусть это произошло в месяце, в котором 30 дней. Воды не было 29 дней. На тридцатый день дали воду, и люди принялись мыться, намывать всё вокруг и т.п. В общем, расходовали воду в объёме, многократно превышающем их обычное потребление. Потом все жильцы обратились за перерасчётом.

И вот производится перерасчёт для «нормативщиков»:

Перерыв в предоставлении ХВС составил 29 дней Х 24 часа = 696 часов. Допустимый перерыв 8 часов. За каждый час свыше допустимого перерыва необходимо уменьшить плату на 0,15%. Всего плата уменьшится на (696 - 8) х 0,15 = 103,2%! Т.е. произойдет как раз случай «полного освобождения потребителя от оплаты».

А «счастливым» владельцам ИПУ скажут: «А у Вас счётчики за этот самый один день по два кубометра накрутили! Извольте заплатить!». Не будем удивляться «несправедливости», в большинстве УК и РСО на все наши возмущения резонно заметят: «Закон и справедливость - разные вещи!». И будут правы, но не в этом случае.

Не будем рассуждать о справедливости и сразу обратимся к закону.

Ещё раз внимательно прочитаем пункт 98 Правил 354 (процитируем ее полностью ):

« 98. При предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам.

Если в соответствии с настоящими Правилами размер платы за коммунальную услугу за расчетный период формируется неокончательно и в дальнейшем подлежит корректировке, то размер снижения платы за коммунальную услугу за такой расчетный период не может превышать окончательно начисленного размера платы за соответствующую коммунальную услугу за такой расчетный период».

Итак, как мы видим, никакого упоминания про зависимость перерасчёта от наличия, либо отсутствия счётчика, нет!

Т.е. за перерыв в предоставлении коммунальной услуги собственникам/нанимателям помещений, оборудованных ИПУ, необходимо делать перерасчёт ! Иного толкования пункта 98 Правил 354 быть не может!

Тут же возникает вопрос - а как же тогда применять пункт 99 тех же Правил 354? Ведь там прямо указано: «При перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу, рассчитываемый при отсутствии коллективного (общедомового), индивидуального или общего (квартирного) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, снижается на размер платы за объем непредоставленной коммунальной услуги ».

Что это значит? Пункт 99 противоречит пункту 98? Или уточняет его?

На самом деле нет ни противоречия, ни уточнения. Применению подлежат и п.98, и п.99. И речь в них идёт о двух разных перерасчётах.

Пунктом 99 как раз устанавливается обязанность производить тот вид перерасчета, который в основном и применяется сейчас. Этот перерасчёт связан с уменьшением платы на стоимость недопоставленной коммунальной услуги. В этом случае действительно речь идёт об определении фактически потребленного объема услуги. Следовательно, для помещений, оборудованных приборами учёта, данный объём определяется по ИПУ, и перерасчёт не требуется, а вот для помещений, не оборудованных ИПУ, фактически потреблённый объём необходимо рассчитывать, а именно уменьшать нормативное значение на величину, пропорциональную длительности перерыва в предоставлении услуги за расчётный период. Именно такой порядок установлен п.100 Правил 354.

А вот п.98 устанавливает «штрафные санкции» за перерывы в предоставлении услуг. И «санкции» эти применяются независимо от наличия/отсутствия приборов учёта.

Таким образом, перерасчёты за перерывы в предоставлении КУ производятся следующим образом:

1. Для помещений, не оборудованных ИПУ:
1.1. На основании п.99 Правил 354 объём потреблённой КУ должен быть снижен. Порядок расчёта объёма, на который подлежит уменьшению установленный нормативом потребления объём, приведён в п.100 Правил 354.
1.2. На основании п.98 Правил 354 производится уменьшение платы за потреблённую КУ (в объёме, сниженном на основании п.99) в соответствии с Приложением 1 к Правилам 354.

То есть сначала определяется фактический объем потребленной услуги (путём уменьшения норматива потребления), затем стоимость этого фактически потреблённого объёма снижается на 0,15% за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва предоставления КУ.

2. Для помещений, оборудованных ИПУ:
2.1. На основании п.98 Правил 354 производится уменьшение платы за потреблённую КУ (в объёме, определённом по ИПУ) в соответствии с Приложением 1 к Правилам 354.

То есть фактический объем потребленной услуги определяется по ИПУ, затем стоимость этого фактически потреблённого объёма снижается на 0,15% за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва предоставления КУ.

Еще раз повторюсь: перерасчёт за перерыв в предоставлении коммунальной услуги, превышающий допустимую продолжительность, в соответствии с Правилами 354 предоставляется всем потребителям , независимо от наличия, либо отсутствия приборов учёта коммунальной услуги

продолжение темы перерасчётов

Несмотря на то, что расчет оплаты за коммунальные услуги сейчас совершается в основном компьютеризированными системами (а это исключает человеческий фактор), ошибки в квитанциях все же не исключены.

Поэтому важно следить за актуальными тарифами, за суммами в платежках. Если произошла ошибка в сторону уменьшения или увеличения коммуналки, производится перерасчет.

Также такое действие осуществляется и тогда, когда человек не проживает длительное время по месту прописки, когда были предоставлены неточные данные приборов учета и по многим другим причинам. Проще всего сделать перерасчет на воду, когда в квартире установлены счетчики, но можно это сделать и без них .

Осуществляется перерасчет за горячую воду по 354 Постановлению Правительства РФ, с учетом последних изменений в нем. Новые данные должны быть указаны в квитанции за следующий месяц в специальной графе «перерасчет» .

Если сумма в квитанции за водоснабжения была уменьшена, поставщик этого важного ресурса сам сделает новый расчет, не дожидаясь действий потребителя. Но в случае начисления неоправданно большой суммы в интересах потребителя самому урегулировать вопрос. Для этого нужно написать заявление в Управляющую компании.

ВНИМАНИЕ! Перерасчетом считается разница между суммой, которая была начислена и той, которая в реальности должна быть оплачена.

Перерасчет за воду

Постановление №354 разрешает делать перерасчет за холодную, горячую воду, другие ресурсы. Зависит сам порядок перерасчета от того, есть ли в квартире счетчик или отсутствует.

При наличии счетчика основанием для перерасчета может быть несколько причин.

  • Когда показатели учета были поданы неверно. Представители поставщика периодически могут проводить проверки показателей индивидуальных приборов учета. Возможно владелец подавал неверные данные, чтобы уменьшить сумму платежей за коммуналку, или просто неверно записал цифры. Перерасчет может увеличить сумму оплаты (при скрытии правильных показателей) или уменьшить ее.
  • Осуществляется перерасчет за воду и тогда, когда потребитель нарушил правила присоединения к сетям. Для подтверждения факта подключения с нарушениями создается специальная комиссия, составляется акт. Согласно этого акта потребителю начисляется сумма к оплате за неучтенный ресурс. А потом подключение следует устранить.
  • В случае незаконного подключения к водоснабжению иногда сложно установить, сколько уже времени потребитель расходует ресурс. В таком случае Постановление 354 предписывает делать начисление платежа за три месяца и по стандартным нормам потребления.
  • Основанием для перерасчета становится и вмешательство в работу счетчика, повреждение пломбы, пропуск сроков проверки прибора. Начисляется новая сумма за то время, когда была установлена пломба (но не больше, чем за три месяца).
  • Причиной перерасчета может быть и низкое качество предоставляемых услуг, перебои в поставках горячей воды в данном случае или подача ее с низкой температурой. Поставщик, который нарушил свои обязанности, должен по статье 157 Жилищного Кодекса РФ уплатить потребителю штраф.

Основание для перерасчета может быть разным, в ситуации бывают виноватыми и поставщики, и потребители.

Все новые подключения к инженерным коммуникациям и сетям дома следует проводить при помощи специалистов Управляющей компании (другой обслуживающей организации ЖКХ) и при разрешении.

Особенности процедуры

Перерасчет неверно начисленной суммы за горячую воду может осуществляться:

  • по заявлению потребителя;
  • на основании акта обследования, проверки или на основании протокола.

В первом случае собственник жилья обращается с заявлением в компанию, отвечающую за поставки вода. Важно, чтобы это заявление было зарегистрировано, к нему можно приложить еще и такие документы, как заключение о качестве услуги, акт осмотра.

Рассматривается заявление от потребителя не более, чем 5 дней, это установлено законом.

Положительным результатом рассмотрения можно считать перерасчет в пользу потребителя и возмещение излишне уплаченных денег. Они могут быть просто засчитаны в счет будущих платежей за поставки горячей воды.

Что делать, если в компании, поставляющей воду, отказали в выполнении перерасчета. Если потребитель уверен в своей правоте, он может спокойно обратиться в прокуратуру, в суд, в Роспотребнадзор.

Неправильно указанные данные счетчика

Неправильные данные по холодному или горячему водоснабжению, переданные поставщику ресурса, — одна из наиболее распространенных причин для перерасчета. Если потребитель заметил переплату, он может обратиться в Управляющую компанию и потребовать перерасчета . Существует определенный порядок действий.

  • Потребитель вызывает специалистов из тепло-водоснабжающей компании для того, чтобы они зафиксировали точные показатели приборов учета, оформили по этому поводу акт.
  • Такой документ прикладывается к заявлению. У поставщика услуг нужно зафиксировать документы и передать их в расчетный отдел.
  • Если все сделано правильно, в следующем месяце должны прийти квитанции с перерасчетом.

Основной документ для перерасчета по горячему водоснабжению – Постановление №354 и утвержденные ним Правила (п.61).

Важно, чтобы сами счетчики были исправными, отвечали всем требованиям. Только в таком случае их показатели будут приняты во внимание расчетным отделом компании-поставщика.

Низкое качество услуг

Горячая вода стоит дорого, оплата за нее составляет значительную часть суммы в квитанции. Поэтому важно, чтобы начисление на эту коммунальную услугу было произведено правильно.

Важен не только показатель расхода ресурса, но и само качество воды, ее температура (она должна отвечать нормам) .

Если эти требования не соблюдаются, появляется веское основание для перерасчета. По нормам СанПиН вода в трубах ГВС должна иметь температуру не ниже 65 градусов, отклонения в течение суток не должны выходить за рамки 3-5 градусов.

Возможно, температура только немного ниже норма, тогда оплата должна быть снижена на 0,1 % за каждые 3 градуса.

ВАЖНО! Если в трубах ГВС вода ниже 40 градусов тепла, она должна считаться при расчете платежей как холодная.

Потребитель может сам контролировать качество поставок горячей воды, в случае нарушения договора с поставщиком и норм СанПиНа подавать заявление в компанию ЖКХ, обслуживающую дом. Сотрудники этой компании обязаны течение 2 часов после подачи заявления прийти по адресу заявителя, проверить его информацию .

Обязательно составляется акт проверки, один экземпляр его должен быть на руках у потребителя.

Не все Управляющие компании захотят признаться в ненадлежащем качестве своей работы. Если поступил отказ на заявление о низкой температуре воды в трубах ГВС, никто не пришел для проверки информации, можно пригласить соседей и составить совместный акт.

В результате УК получит значительный штраф от вышестоящих организаций. Но добросовестная компания пришлет своего специалиста, он подтвердит факт холодной температуры, это станет основанием для заявления на перерасчет.

В заявлении на перерасчет нужно обязательно указать, в какой период услуга оказывалась низкого качества. Перерасчет позволит вернуть сумму, которая безосновательно была потрачена на оплату услуги. Но деньги не выдаются на руки потребителю, они зачисляются в счет будущих платежек за коммунальные услуги.

Необходимые документы

В основном всегда для решения такого вопроса нужны стандартные документы. Это акт проверки приборов, проведенный представителем поставщика, Управляющей компании, другой организации ЖКХ. А также акт замера температуры (если перерасчет нужен из-за плохого качества воды), акт об отсутствии водоснабжения, протокол проверки качества ресурса.

Могут быть приобщены и выписки из книг заявлений организации.

Ответственные лица

Как правило, за поставки воды непосредственно потребителю отвечает Управляющая компания, с ней потребители производят взаимные расчеты.

ВНИМАНИЕ! Теплоснабжающие компании несут ответственность за качество ГВС только до точки раздела между системой централизованной и домовой.

Такая информация может пригодиться тем потребителям, которые хотят подать заявление на перерасчет и не знают, кто является ответственным за услугу лицом.

Заявление нужно нести в регистрационный отдел Управляющей компании. Написать заявление можно в произвольной форме, точного образца нет. Но обязательно следует указать, кому подается жалоба, собственные данные, причину и обоснование перерасчета.

Предлагаем вашему вниманию материал нашего эксперта по законодательству в сфере ЖКХ и его практическому применению , посвященный методике получения перерасчет платы за некачественную воду, поступающую в наши квартиры - речь, прежде всего пойдет о недостаточно горячей воде в кранах и разных аспектах возврата части уплаченных за нее денежных средств .

Каждая коммунальная и жилищная услуга должна предоставляться качественно и в соответствии с нормативами, установленными законодательством РФ. Отступление от требований закона в этой части является нарушением качества жилищно-коммунальной услуги .
В этой статье мы подробно расскажем о требованиях к качеству горячего водоснабжения (ГВС), о том, как зафиксировать нарушения и как просить перерасчет за некачественную услугу.
Нередко услуга по горячему водоснабжению предоставляется некачественно, особенно часто нарушения качества ГВС происходит в связи с температурным режимом. Данная статья разъяснит, какие требования к горячему водоснабжению установлены законодательством, как выявить и зафиксировать нарушение качества ГВС и как получить перерасчет за некачественную услугу . Алгоритм, описанный в этой статье, применим также к фиксации нарушений качества других ЖКУ.

Чтобы успешно добиться удовлетворения требований о перерасчете за некачественную услугу по горячему водоснабжению необходимо:

  • Выявить нарушение качества жилищно-коммунальной услуги;
  • Зафиксировать определенным, установленным законом способом, нарушение качества жилищно-коммунальной услуги;
  • Обратиться к исполнителю (например, в управляющую компанию) за устранением нарушения качества ЖКУ;
  • Обратиться в Государственную жилищную инспекцию с заявлением о проведении проверки качества ЖКУ;
  • Обратиться к исполнителю с заявлением о перерасчете платежей за некачественно оказанные ЖКУ;
  • При неудовлетворении требований исполнителя, подготовить иск и обратиться в суд за перерасчетом коммунальных платежей.

То есть, Вы соблюдаете процедуру фиксации и актирования нарушений качества коммунальной услуги, уведомления организации, оказывающей ЖКУ, предъявляете свои требования и только в этом случае имеете шанс на успех по заявлению о перерасчете коммунальных платежей.

1. Как выявить нарушения качества жилищно-коммунальных услуг по горячему водоснабжению?
Основными правовыми актами, устанавливающими нормативы качества коммунальной услуги по горячему водоснабжению, на наш взгляд, являются

  • Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (Далее Постановление 354).
  • Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» № 416-ФЗ от 07.12.2011 г.
  • Федеральный закон «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения № 52-ФЗ от 30.03.1999 г.

Постановление Главного государственного врача РФ № 20 от 07.04.2009 «Об утверждении СанПин 2.1.4.2496-09 (вместе с СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СаеПин 2.1.4..1974-01.Санитарно-эпидемиологические правила и нормы).

Вот основные показатели качества горячей воды, которые предъявляются законодателем к этой коммунальной услуге.

Требование

Допустимая продолжительность перерыва и допустимые отклонения от качества КУ. Условия и порядок изменения размера платы за нарушение качества
Горячая вода должна поставляться бесперебойно и круглосуточно Перерыв подачи ГВ суммарно не более 8 часов в месяц,
- 4 часа единовременно,
- при аварии на тупиковой магистрали – 24 часа подряд;
-в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в инженерно-технических сетях обеспечения ГВ- в соответствии с СанПиН 2.1.4.2496-09 Превышение перерыва предоставления ГВ служит основанием для перерасчета на 0,15 % от оплаты за расчетный период за каждый последующий час непредоставления горячей воды.
Обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства (СанПиН 2.1.4.2496-09)

П.2.4. Температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C. отклонение от температуры ГВ в точке водоразбора, соответствующей требованиям о техническом регулировании, не допускается в соответствии с Решением ВС РФ от 31.05.2013 № АКПИ13-394.

За каждые 3⁰С отступления от допустимых отклонений температуры ГВ плата снижается на 0,1 процента платы, определенного за расчетный период за каждый час отступления от допустимых отклонений.

За каждый час подачи ГВ, температура которой в точке разбора ниже 40⁰С, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за ХВ

Давление в системе ГВС в точке водоразбора должно быть от 0,03 МПа(0,3 кгс/см²) до 0,45МПа(кгс/см²) Отклонение давление в системе ГВС не допускается. За каждый час, когда давление отклонялось от установленного до 25 процентов, размер платы снижается на 0,1% размера платы за расчетный период.

При давлении, отличающего от установленного более, чем на 25 процентов, размер платы снижается на стоимость услуги, начисленной суммарно за каждый день предоставления некачественной КУ(независимо от показаний приборов учета)

2. Как правильно зафиксировать нарушение качества коммунальных услуг?

Прежде чем определить температуру горячей воды в точке водоразбора, необходимо слить горячую воды в течение не более 3 минут.

Выявив, что исполнитель не соблюдает указанные нормативы качества услуги по горячему водоснабжению, Вы должны зафиксировать это, причем такая фиксация происходит по строго определенной процедуре, отступление от которой может обернуться отказом в перерасчете платы.

Если факт предоставления некачественной услуги обнаружил исполнитель, он обязан в течение суток проинформировать потребителя о причинах и предполагаемой продолжительности нарушения качества КУ.

Если факт предоставления некачественной услуги обнаружил потребитель, он уведомляет аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем.

Заявление потребитель может сделать устно (например, по телефону) или письменно, заявление подлежит обязательной регистрации диспетчерской. Потребитель сообщает свои фамилию, имя, отчество, адрес помещения, в котором обнаружено предоставление некачественной коммунальной услуги, а сотрудник диспетчерской обязан сообщить сведения о лице, принявшем такое сообщение (т.е. ФИО), номер регистрации сообщения и время его регистрации.

Если причины предоставления некачественной услуги известны исполнителю, он сообщает их потребителю незамедлительно, о чем в журнале регистрации сообщений делается соответствующая отметка. Если причина нарушения качества неизвестна сотруднику диспетчерской исполнителя, проводится проверка качества услуги. Проверка назначается не позднее 2 часов с момента сообщения потребителя о нарушении качества КУ, если с жильцом не согласовано иное время.

Самая важная часть процедуры - составление актов о нарушении качества.

Ситуация 1: Исполнитель согласен с потребителем, что есть факт нарушения ГВС. Организует проверку качества услуги, и стороны совместно составляют акт. По окончании проверки составляется АКТ проверки, в котором должны быть указаны:

  • Дата и время проведения проверки,
  • выявленные нарушения параметров качества услуги, например, нарушение температуры(указываем температуру).
  • использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений,
  • выводы о дате и времени начала нарушения качества КУ

Акт проверки составляется по числу лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами, по 1 экземпляру достается потребителю, исполнителю и другим заинтересованным лицам, участвующим в проверке.

Ситуация 2: Как это нередко бывает, представитель исполнителя уклоняется от подписания акта проверки, в этом случае акт подписывается другими участниками проверки и не менее, чем 2 незаинтересованными лицами.
Совет: сделать отметку на акте, что исполнитель уклонился от подписания акта.
Ситуация 3: В ходе проверки стороны спорят о том, имеет ли место нарушение качества коммунальной услуги.
В данном случае есть два пути: либо вызвать представителя Государственной жилищной инспекции для проведения повторной проверки либо провести экспертизу качества коммунальной услуги;
1) Повторная проверка качества КУ с участием приглашенных исполнителем представителей ГЖИ, представителей общественного объединения потребителей. Проверка в таком порядке проходит, если ни одно из заинтересованных в проверке лиц не инициировало проведение экспертизы качества коммунальной услуги. В акте проверки должны быть указаны дата и время повторной проверки. Таким образом, неисполнение Вашей жалобы и нарушение Ваших прав, как потребителя, является основанием для проведения инспекторами ГЖИ внеплановой проверки.
2) Заинтересованным лицом может быть инициировано проведение экспертизы качества коммунальной услуги.
Как происходит экспертиза качества? Любой заинтересованный участник проверки вправе инициировать поведение экспертизы качества коммунальной услуги. Отбор образца коммунального ресурса обязан провести или организовать исполнитель.
Что в этом случае обязательно должно быть отражено в акте? Кем инициировано проведение экспертизы, кем, в каких условиях и в какую емкость проведен отбор образца, каковы параметры качества отобранного образца (если из возможно определить), в какие сроки, куда и каким участником проверки отобранный образец должен быть передан для проведения экспертизы, порядок уведомления заинтересованных участников проверки о результатах проведения экспертизы.
Заключение, содержащее результаты экспертизы исполнитель обязан получить и приобщить к акту проверки и не позднее 3 дней со дня получения экспертного заключения передать его копии всем участникам проверки.

Если проведение экспертизы качества КУ возможно в месте ее предоставления, потребитель, исполнитель, иные заинтересованные участники проверки определяют дату и время проведения повторной проверки с участием приглашенного эксперта.
В этом случае в акте должны быть отражены: дата и время проведения повторной проверки, кто инициатор проведения экспертизы, каким участником проверки будет приглашен эксперт и из какой организации. Расходы по проведению экспертизы несет исполнитель, однако, если проведенной экспертизой установлено отсутствие факта нарушения качества КУ, потребитель возмещает расходы на ее проведение.

Ситуация 4: Исполнитель не реагирует на заявки, не проводит проверку или его невозможно уведомить о факте нарушения качества КУ в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы.
Потребитель вправе составить акт проверки качества КУ в отсутствие исполнителя. В этом случае акт подписывают председатель совета МКД (председателем ТСЖ, ЖСК) и не менее чем два потребителя.
Совет 1: письменно, т.е. заказным письмом с уведомлением о вручении либо телеграммой, уведомить исполнителя о проведении проверки качества КУ в определенный день, указав, что имеет место нарушение качества КУ.
Совет 2: В случае ненадлежащей работы диспетчерской, составьте соответствующий акт. Его должны подписать председатель Совета МКД (председателем ТСЖ, ЖСК) и не менее чем два потребителя. После составления этой бумаги все акты о проверках в отсутствие исполнителя будут считаться легитимными.

Таким образом, для того, чтобы получить перерасчет платы за некачественные ЖКУ, необходимо зафиксировать нарушения качества КУ в соответствии с четкой процедурой.

3. В какие сроки исполнитель (например, управляющая организация) обязан отреагировать на Ваше заявление и устранить недостатки в качестве коммунальных услуг?

1. (Общее правило) Жалоба на качество предоставления коммунальных услуг
пп. «к» п.31 Постановления № 354 В течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы исполнитель обязан направить ответ об удовлетворении жалобы или об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа.
2. Заявление о выяснении причин нарушения качества коммунальной услуги, (например, путем звонка в диспетчерскую)
п.104 Постановления № 354 Исполнитель должен незамедлительно сообщить потребителю о причине нарушения качества КУ, если ему причина известна, о чем в журнале учета заявок делается отметка.
в течение 1 суток исполнитель уведомляет потребителя о причинах предоставления некачественной коммунальной услуги, если ранее причины были неизвестны).
3. Заявление на проведение проверки качества коммунальной услуги (п.108 Постановления № 354) в течение 2 часов исполнитель должен согласовать время проверки качества коммунальной услуги с потребителем с момента получения от потребителя сообщения о нарушении(устно или письменно).

4. За какой срок можно просить перерасчет некачественной жилищно-коммунальной услуги.
Итак, Вы зафиксировали нарушения и для того, чтобы обращаться к исполнителю за перерасчетом платы, необходимо четко определить период такого перерасчета, для этого необходимо определить момент начала нарушения качества услуги и момент возобновления предоставления качественной услуги.
С какого момента считается, что коммунальная услуга предоставляется с отступлением от нормативов?
1. Когда исполнитель обнаружил отступление от качества КУ, которую предоставляет, и самостоятельно отметил в журнале учета фактов нарушений качества коммунальных услуг;
2. Когда потребитель обнаружил и сообщил в аварийно-диспетчерскую службу о нарушении качества КУ, если в ходе проведенной проверки факт будет подтвержден, в том числе по результатам экспертизы.
3. С момента начала нарушения качества КУ, которые были зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства РФ о единстве измерений, если указанные приборы способны сохранять зафиксированные сведения.
4. С момента подтверждения в ходе проверки или в ходе экспертизы нарушение качества коммунальной услуги, если исполнитель не проводит проверку либо не может быть уведомлен в связи с ненадлежащей организацией работы диспетчерской. Совет: в этом случае процедуре составления акта необходимо уделить особое внимание (см.п.2 Ситуация 4) .
В какой момент кончается период некачественного предоставления коммунальной услуги?
1. Исполнитель записал в журнале регистрации дату и время возобновления предоставления коммунальной услуги потребителям, указанным исполнителем;
2. Когда потребитель позвонил в диспетчерскую службу и сообщил, что предоставление качественной коммунальной услуги возобновлено;
3. После составления акта о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальных услуг(в акте указываются дата и время).
4. С даты и времени возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества, которые зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным допустимым средством измерения, если указанные приборы способны сохранять зафиксированные сведения.
Таким образом, для того, чтобы получить перерасчет некачественной коммунальной услуги, которые предоставляются некачественно, необходимо совершить ряд действий, а именно:
выявить и зафиксировать должным образом то, что услуга предоставляется с отклонением от требований закона,
определить период, за который Вы будете просить перерасчет,
посчитать сумму такого перерасчета,
обратиться с требованием к исполнителю, т.е. лицу, которое предоставляет коммунальные услуги.

Какими дополнительными доказательствами можно подтвердить, что услуги оказывались некачественно.
Чтобы подтвердить период перерасчета платы за некачественные ЖКУ, можно и нужно представлять исполнителю дополнительные доказательства того, что услуги предоставляются с нарушением законодательства. В частности, такими доказательствами могут служить не только журнал заявок в диспетчерскую и акты проверок, но и ранее выданные предписания ГЖИ, ведомости учета параметров коммунальных ресурсов и тому подобное.
Собрав все доказательства, необходимо обратиться с требованием об устранении нарушений качества коммунальных услуг, с требованием о перерасчете коммунальных платежей, поскольку по делам этой категории необходимо провести процедуру досудебного урегулирования (претензионный порядок).
Закон о защите прав потребителей предоставляет ряд преимуществ истцу: выбор суда, в котором будет рассмотрен иск, например, можно подать иск по месту жительства (альтернативная подсудность), а не в общем порядке (по месту нахождения ответчика). Потребители освобождены от государственной пошлины по искам до 1 миллиона рублей, а если обращаться за защитой прав в общество по защите прав потребителей(ОЗПП), потребитель освобождается от государственной пошлины безотносительно от суммы иска, а кроме того, не несет расходы на доверенность. ОЗПП имеем право представлять потребителей в суде на основании заявления, составленного в простой письменной форме.

Редакция портала о недвижимости и всех аспектах комфортной жизни в них сайт напоминает, что все материалы, вышедшие из-под пера А. Колесниковой, одного из наших постоянных авторов, можно прочитать по .

Обратим внимание, что в п. 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг также указано допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры, соответствующей требованиям законодательства РФ о техническом регулировании:

– в ночное время (с 0.00 до 5.00) – не более чем на 5 °C;

– в дневное время (с 5.00 до 00.00) – не более чем на 3 °C.

Однако эти положения никоим образом не снижают температуру, представляющую собой показатель качества горячей воды. Отклонение от установленных требований (температура ниже 60 и выше 75 °C) означает предоставление услуги ненадлежащего качества (см. Решение ВС РФ от 31.05.2013 № АКПИ13-394).

Если у исполнителя коммунальных услуг есть обязанность обеспечить в точках водоразбора (в кранах квартир) температуру горячей воды не ниже 60 °C, логично предположить, что на вводе в дом температура воды должна быть несколько выше (ввиду объективных потерь тепловой энергии во внутридомовых сетях). Однако, еще раз подчеркнем, в нормативных актах отсутствуют конкретные требования к температуре горячей воды на вводе в дом. Поэтому в судебных разбирательствах идет речь о требованиях к РСО об обеспечении температуры горячей воды на вводе в дом не ниже 60 °C.

Когда управляющий МКД имеет право на перерасчет стоимости горячей воды?

В соответствии с п. 2 ст. 542 ГК РФ в случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. При этом энергоснабжающая организация может потребовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования данной энергии.

В силу пп. «д» п. 22 Правил заключения договоров ресурсоснабжения при установлении в договоре порядка определения стоимости поставленного коммунального ресурса учитывается, что в случае поставки РСО коммунального ресурса ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими предусмотренную продолжительность, размер платы за коммунальный ресурс изменяется в порядке, определенном Правилами предоставления коммунальных услуг.

Законодательство отдает безусловный приоритет осуществлению учета поставляемых коммунальных ресурсов с помощью счетчиков, устанавливаемых, как правило, на границе балансовой принадлежности сетей РСО и абонента (исполнителя коммунальных услуг). Поэтому при наличии исправного ОПУ, введенного в эксплуатацию надлежащим образом, фиксирующего показатели температуры воды, отчеты о параметрах коммунального ресурса, по данным ОПУ, являются достаточным доказательством поставки горячей воды ненадлежащего качества. Если РСО не опровергнет сведения, указанные в этих документах, подобных отчетов вполне достаточно для установления факта поставки ресурса ненадлежащего качества и проведения перерасчета (постановления АС УО от 11.01.2017 № Ф09-10932/16 по делу № А60-59444/2015, АС СКО от 29.03.2016 № Ф08-484/2016 по делу № А32-23685/2014).

Этот вывод согласуется с пп. «в» п. 111 Правил предоставления коммунальных услуг, в силу которого датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушением качества, являются дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы ОПУ, ИПУ или иным средством измерения, предназначенным для этих целей и используемым в соответствии с требованиями законодательства РФ о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения. В этом случае не требуется соблюдение исполнителем коммунальных услуг порядка установления факта предоставления некачественных услуг в соответствии с разд. Х Правил предоставления коммунальных услуг (постановления АС ПО от 16.01.2017 № Ф06-15316/2016 по делу № А12-4577/2016, АС ЗСО от 19.09.2016 № Ф04-3939/2016 по делу № А03-12727/2015, АС ЦО от 29.02.2016 № Ф10-5264/2015 по делу № А09-1717/2015).

Если же ОПУ горячей воды, фиксирующий температуру теплоносителя, отсутствует (дом не оснащен ОПУ, введенным в эксплуатацию в установленном порядке, либо оснащен ОПУ, который не измеряет температуру воды, а фиксирует расход теплоносителя и количество тепловой энергии), факт поставки горячей воды ненадлежащего качества должен быть подтвержден совокупностью документов. В частности, требуется соблюдение порядка, изложенного в разд. X Правил предоставления коммунальных услуг:

– фиксируется факт обращения потребителя в аварийно-диспетчерскую службу (п. 105, 106, пп. «б» п. 111);

– с потребителем согласуются дата и время проведения проверки, РСО уведомляется о предстоящем проведении проверки качества коммунальной услуги, если причины оказания потребителю услуги ненадлежащего качества неизвестны исполнителю (п. 108);

– проводится проверка, результаты которой оформляются актом (п. 109). В рамках проверки устанавливаются факт оказания услуги ненадлежащего качества (акт замера температуры в точке разбора в жилом помещении), а также причина (акт замера температуры на вводе в дом).

Сводные таблицы и расчеты, составленные УК в одностороннем порядке, в отсутствие актов проверок качества коммунальной услуги не будут приняты судом в качестве доказательств (Постановление АС ЦО от 20.10.2016 № Ф10-2735/2016 по делу № А14-6593/2015).

Обратим внимание, что нормативные акты не связывают установление факта поставки некачественного ресурса с фактом перерасчета исполнителем коммунальных услуг собственникам помещений платы за некачественную услугу (Постановление АС ЗСО от 19.09.2016 № Ф04-3939/2016 по делу № А03-12727/2015), хотя такое условие может быть включено в договор ресурсоснабжения на основании соглашения сторон и тогда должно соблюдаться.

Методика перерасчета

Из положения пп. «д» п. 22 Правил заключения договоров ресурсоснабжения прямо следует, что снижение стоимости коммунального ресурса ненадлежащего качества рассчитывается в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг. К такому же выводу арбитры приходят на основании выводов, сделанных в Решении ВС РФ № АКПИ13-394: в отсутствие какого-либо иного акта, регулирующего отношения, связанные с изменением размера платы за предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению, управляющий МКД вправе требовать от РСО уменьшения оплаты в случае поставки в дома ресурса, не соответствующего требованиям СанПиН, в том же порядке, который установлен для перерасчета платы за услугу для конечных потребителей (постановления АС ПО от 16.01.2017 № Ф06-15316/2016 по делу № А12-4577/2016, АС ЦО от 29.02.2016 № Ф10-5264/2015 по делу № А09-1717/2015).

Алгоритм перерасчета

Согласно п. 101 Правил предоставления коммунальных услуг при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением 2, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением 1 к настоящим правилам.

Размер платы, исчисленный суммарно за каждый период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, определяется как произведение размера платы за коммунальную услугу, определенного за расчетный период в соответствии с приложением 2, и отношения продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в указанном расчетном периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде.

Введем обозначения.

Размер платы за коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, – Рi , а размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества (то есть фактически сумма снижения), – Δ . Продолжительность предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в расчетном периоде – t . Общая продолжительность предоставления коммунальной услуги в расчетном периоде с учетом правила о непрерывном и бесперебойном предоставлении услуги по горячему водоснабжению равна длительности расчетного периода.

Изложенный выше порядок расчета платы (абз. 2 п. 101 Правил предоставления коммунальных услуг) может быть представлен так (допустим, что в месяце 31 день):

Δ = Рi х t / 31 дн.

В соответствии с п. 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг за каждые 3 °C отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1% размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода с учетом положений разд. IX Правил предоставления коммунальных услуг. За каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40 °C, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.

В данном расчете используются такие показатели:

– размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло отступление от допустимых отклонений температуры горячей воды (Рi1);

– процент снижения размера платы (%), принимает значения «0,1» при отступлении в 3 °C, «0,2» при отступлении в 6 °C и т. д.;

– период отступления от допустимых отклонений температуры суммарно в течение расчетного периода с учетом положений разд. IX правил (t1), определяется в часах.

Таким образом, сумма снижения размера платы может быть рассчитана по следующей формуле:

Δ = Рi1 х % х t1

Как видим, эта формула отличается от приведенной в п. 101 Правил предоставления коммунальных услуг. Однако норма п. 5 приложения 1 имеет приоритет как специальная. Данный вывод подтверждается правоприменительной практикой.

Приведенные формулировки далеки от совершенства, о чем свидетельствуют разнообразные варианты толкований, а также многочисленные судебные разбирательства по данному вопросу. Неясности имеются по первым двум множителям.

Размер платы, к которому применяется процент снижения

Первый показатель формулы – величина, доля от которой и образует сумму снижения размера платы (Рi1). В пункте 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг сказано, что это плата за расчетный период, в котором была снижена температура горячей воды. Какой расчетный период здесь имеется в виду?

В соответствии с п. 37 Правил предоставления коммунальных услуг расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу. В Письме Минрегиона РФ от 04.06.2007 № 10611-ЮТ/07 приведен пример расчета, из которого понятно, что имеется в виду плата именно за календарный месяц. Кстати, формулировки действующих Правил предоставления коммунальных услуг фактически ничем не отличаются от формулировок утративших силу правил в рассматриваемой части (п. 5 приложения 1). Известно, что в частных разъяснениях Минстрой также придерживается мнения о том, что к расчету следует принимать плату за месяц.

Между тем в п. 101 Правил предоставления коммунальных услуг сказано, что размер платы за расчетный период (месяц) должен быть уменьшен на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества. То есть необходимо исчислить размер платы за каждый день оказания некачественной услуги.

Кроме того, в Решении ВС РФ № АКПИ13-394 особо отмечено: п. 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг закрепляет условия и порядок изменения размера платы за предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества, который не допускает полного отказа от оплаты стоимости горячей воды, поставляемой с нарушением ее температурного режима. Если допустить, что в качестве показателя Рi1следует принять размер платы за месяц, даже при недолгих и несущественных отклонениях температуры горячей воды от стандарта размер снижения достигнет этого самого размера платы и потребитель будет освобожден от оплаты горячей воды ненадлежащего качества в данном месяце. Именно это обстоятельство ставят во главу угла многие арбитры, когда принимают расчет РСО исходя из размера платы за день и отвергают расчет управляющего МКД исходя из размера платы за месяц.

Например, в Постановлении АС ВВО от 14.10.2016 № Ф01-3504/2016 по делу № А39-6742/2014 отмечено: предложенная УК методика снижения размера платы за некачественный ресурс, согласно которой процент снижения размера платы за горячее водоснабжение определяется суммарно за месяц и умножается на размер платы за горячее водоснабжение за такой месяц, фактически направлена на освобождение УК от оплаты стоимости потребленного некачественного ресурса, что недопустимо. Так, при поставке горячей воды температурой с отклонением в 18 °C ниже нормативной в течение каждого часа на протяжении девяти дней месячная плата за горячую воду, если принимать методику УК, будет равняться нулю. Из буквального толкования п. 101 Правил предоставления коммунальных услуг следует, что расчетным периодом предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества является один день. Такое мнение разделяют многие арбитры (см. постановления АС ЗСО от 25.10.2016 № Ф04-4511/2016 по делу № А45-26014/2015, АС ДВО от 04.04.2017 № Ф03-6488/2016 по делу № А24-495/2016, АС УО от 31.03.2017 № Ф09-1379/17 по делу № А60-14516/2016, от 06.02.2017 № Ф09-11636/16 по делу № А71-4808/2015).

Впрочем, встречаются и случаи, когда арбитры прислушиваются к пояснениям Минстроя и признают верным расчет на основе размера платы за месяц (см., например, Постановление АС ЗСО от 15.06.2016 № Ф04-2184/2016 по делу № А03-21553/2014).

Таким образом, управляющим МКД можно порекомендовать обратиться в Минстрой за разъяснением порядка расчета снижения размера платы за горячую воду ненадлежащего качества и, заручившись документом, подкреплять им свою позицию в суде. При этом нужно быть готовыми к тому, что суд отвергнет данный подход со ссылкой на то, что разъяснения не являются нормативными актами.

Кстати, если выбран показатель размера платы за день, при наличии ОПУ его целесообразно считать по фактическому объему потребления воды за сутки, зафиксированному счетчиком. В отсутствие ОПУ расчет следует провести арифметически: общий объем ресурса, поставленного в дом и принимаемого к расчету, нужно разделить на число дней в месяце.

Процент снижения размера платы

В соответствии с п. 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг за каждые 3 °C отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы снижается на 0,1%. При этом тут уже указано допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора не более чем на 5 °C в ночное время и не более чем на 3 °C в дневное время. На основании буквального толкования приведенной нормы плата за горячую воду не снижается, если температура воды не была ниже 55 °C в ночное время и 57 °C в дневное время. Соответственно, при снижении температуры днем еще на 3 °C (то есть до 54 °C) размер платы снижается на 0,1% за каждый час, при снижении до 51 °C – на 0,2% и т. д. Данная позиция поддержана арбитрами (постановления АС УО от 31.03.2017 № Ф09-1379/17 по делу № А60-14516/2016, АС ДВО от 24.05.2016 № Ф03-976/2016 по делу № А24-1520/2015).

Однако в Решении ВС РФ № АКПИ13-394 указано, что установление в п. 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг допустимых отклонений от температурного режима, предписанного СанПиН 2.1.4.2496-09, фактически означает изменение санитарно-эпидемиологического норматива качества горячей воды, являющегося противоэпидемической мерой. Такое правовое регулирование противоречит указанным выше нормам законодательства и влечет признание оспариваемой нормы недействующей в приведенном истолковании. Отклонение от установленных требований означает предоставление услуги ненадлежащего качества. В части условий и порядка изменения размера платы рассматриваемая норма продолжает действовать.

Поэтому процент снижения размера платы должен быть применен за любое отклонение от норматива, то есть при понижении температуры горячей воды днем до 57 °C процент снижения составит 0,1%, при понижении до 54 °C – 0,2% и т. д. Данный вариант представляется более логичным и справедливым. Известно, что суды поддерживают и его.

Значит, опять же управляющему МКД в обоснование своих требований целесообразно привести более выгодный расчет, будучи готовым отстаивать перед судом позицию о недопустимости снижения температуры горячей воды по сравнению с нормативным показателем.

Второй момент, связанный с расчетом процента снижения, заключается в том, можно ли его определять как число, не кратное 0,1. Дело в том, что при снижении температуры горячей воды не на 3 °C, а меньше некоторые эксперты рекомендуют определять процент снижения с учетом десятых долей, пропорционально отношению величины отклонения температуры к «шагу» в 3 °C. Например, если температура горячей воды днем составила 55 °C, процент снижения может быть рассчитан как 0,167% (5/3 х 0,1%). Правильно ли это? Из формулировки п. 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг вряд ли можно сделать такой вывод. За каждые 3 °C отступления размер платы снижается на 0,1%. Из буквального толкования нормы можно сделать вывод о соотношении температуры воды и величины процента снижения.

Кстати, такой подход продемонстрирован в Письме Минрегиона РФ № 10611-ЮТ/07. А в Постановлении АС УО от 28.10.2016 № Ф09-9955/16 по делу № А71-5017/2015 отмечено, что расчет УК является некорректным, поскольку включает в себя десятые доли градуса.

О коммунальном ресурсе на содержание общего имущества

С 2017 года было введено понятие коммунального ресурса, потребляемого в целях содержания общего имущества. В рамках Правил заключения договоров ресурсоснабжения требования к качеству коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества, не отличаются от требований к качеству коммунального ресурса, приобретаемого в целях предоставления коммунальных услуг потребителям. Поэтому управляющий МКД вправе требовать перерасчета в отношении всего объема ресурса, поставленного в дом, составляющего предмет договора с РСО. Это утверждение верно, даже если между РСО и потребителями сложились прямые договорные отношения по поводу предоставления коммунальных услуг, а управляющий МКД лишь приобретает у РСО ресурс, потребляемый при содержании общего имущества.

Обратим внимание, что Правила предоставления коммунальных услуг предусматривают перерасчет платы за некачественные коммунальные услуги, под которыми понимаются услуги, предоставленные в помещении (при управлении домом УК, ТСЖ). Одновременно действующее законодательство (в том числе Правила содержания общего имущества) не детализирует порядок расчета платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в составе платы за содержание жилого помещения и тем более не предусматривает порядок перерасчета данной платы в случае, если горячая вода, используемая в рамках деятельности по содержанию общего имущества, была недостаточной температуры. Поэтому представляется, что в настоящее время нет оснований для проведения перерасчета платы за горячую воду для потребителей в целях содержания общего имущества, если на вводе в дом ОПУ зафиксировал недопустимо низкую температуру воды и (или) установлен факт предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (в жилом помещении) ненадлежащего качества.

Об отпуске горячей воды по двухкомпонентному тарифу

В ситуации, когда для РСО установлен двухкомпонентный тариф на горячую воду, МКД оснащен ОПУ, учитывающим объем теплоносителя и количество тепловой энергии, соответствующим закону представляется расчет с РСО по показаниям ОПУ без учета норматива потребления тепловой энергии на подогрев воды. Подробнее об этом можно прочитать в материале С. Н. Козыревой «Объем сверхнормативного потребления на ОДН при двухкомпонентном тарифе на ГВС». При этом с потребителями коммунальных услуг управляющий МКД должен рассчитываться исходя из указанного норматива, поскольку это прямо предписано формулой 23 из приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг.

К сведению: известны случаи, когда управляющему МКД удалось отстоять использование норматива на подогрев воды в расчетах с РСО (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2017 № 10АП-805/2017 по делу № А41-18008/2016) и, напротив, использование фактического объема тепловой энергии по показаниям ОПУ в расчетах с потребителями (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2017 № 10АП-119/2017 по делу № А41-58445/2016, оставлено без изменения Постановлением АС МО от 11.05.2017 № Ф05-4667/2017).

Поскольку ОПУ фиксирует фактический объем потребления тепловой энергии на подогрев воды, именно он должен быть оплачен в адрес РСО. Применять какие-либо механизмы снижения стоимости ресурса в связи с отклонением температуры горячей воды нелогично. Вспомним, в соответствии с п. 2 ст. 542 ГК РФ в случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. При этом энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии. Здесь закреплен принцип оплаты фактически потребленной энергии.

Напротив, поскольку в соответствии с формулой 23 плата за горячую воду для потребителей рассчитывается исходя из норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды (который устанавливается с учетом обеспечения надлежащей температуры горячей воды), потребители могут претендовать на снижение размера платы за горячую воду, если ее температура отклонялась от стандартной, в соответствии с п. 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг. Аналогичным образом, если МКД не оснащен ОПУ, который фиксирует объем тепловой энергии на подогрев воды, и в расчетах с РСО используется норматив расхода тепловой энергии, управляющий МКД имеет право на снижение стоимости горячей воды.

Согласно толкованию норм действующего законодательства, данному ВС РФ, нет допустимых отклонений от нормативной температуры горячей воды в точке водоразбора. Любое отклонение указывает на ненадлежащее качество коммунальной услуги. То же самое справедливо в отношении показателей качества коммунального ресурса в точке поставки. Перерасчет для УК осуществляется точно так же, как и для потребителей, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг. Правоприменительная практика выявляет несколько спорных вопросов по применению данной методики. Ключевой момент: процент снижения следует применять к размеру платы за день, а не за месяц. Добавим, что при двухкомпонентном тарифе в случае наличия ОПУ, учитывающего объем тепловой энергии в горячей воде, нет оснований для перерасчета платы за некачественную горячую воду для управляющего домом.

Печать


Если кратко, то перерасчёт должен быть полным .
Что значит полным?
1. За весь период отсутствия горячей воды.
2. Как за саму горячую воду, так и за канализацию (водоотведение). Основание - п. 59. : «перерасчет размера платы за водоотведение осуществляется в случае перерасчета размера платы за холодное водоснабжение и (или) горячее водоснабжение », а также пп. 4 п. 1 Приложения №2 к Правилам.

Как уже , было замечено в том, что перерасчёт за канализацию не делает. Это грубое нарушение Правил должно быть прекращено. Деньги потребителям должны быть возвращены в полном объёме.

Также нелишне напомнить, что в период отсутствия горячей воды естественно сокращается потребление холодной воды. И нормативные (при отсутствии приборов учёта) 5,4 куб.м. холодной воды, без горячей, - не используются в полном объёме. Соответственно, также должен быть перерасчёт, по крайней мере тот, который положено делать раз в квартал.

Итак, вот конкретный пример. Горячей воды не было с 6 июля по 6 сентября. Вот платёжки МУ «ГЖУ» за июль, август, сентябрь 2009 года:

Какова должна быть сумма перерасчёта?

Согласно Приложению 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, за каждый час , превышающий (суммарно за расчетный период) допустимый период перерыва подачи воды, размер ежемесячной платы снижается на 0,15 процента размера платы, определенной исходя из показаний приборов учета или исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, - с учетом положений пункта 61 Правил .

(Справочно, пункт 61 Правил: При перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при проведении 1 раз в год профилактических работ в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил плата за коммунальные услуги при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета снижается на размер стоимости непредоставленных коммунальных услуг )

Допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение одного месяца; 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа; для проведения 1 раз в год профилактических работ в соответствии с пунктом 10 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.

В нашем случае, допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды - определяется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (п. 10 Правил). Но перерасчёт - должен быть и за этот период (п. 61 Правил).

Продолжительность отсутствия горячей воды составила: 62 дня × 24 часа = 1488 часов.

1. Сумма к возврату за горячую воду должна составить: 303,06 руб. (размер ежемесячной платы) × 0,15% × 1488 часов = 676,43 руб.

2. Сумма к возврату за канализацию должна составить: 69,66 руб. (размер ежемесячной платы) × 0,15% × 1488 часов = 155,48 руб.

Итого сумма к возврату должна составить: 831,91 руб.

Фактически сделан перерасчёт МУ «ГЖУ» на сумму: 92,74 руб. + 279,12 руб. = 371,86 руб. (44,7%)

Подлежит дополнительному возврату: 831,91 руб. – 371,86 руб. = 460,05 руб.