Меню

Богу нужно сердце человека. Зиновий (Мажуга) (в схиме Серафим), схимитрополит, преподобный

Обслуживание и ремонт

От редакции. 8 марта — 25-летие со дня преставления преподобного Зиновия (Мажуги), митрополита Тетрицкаройского, в схиме Серафима († 1985) 25 марта 2009 года Священный Синод Украинской Православной Церкви прославил схимитрополита Серафима в лике святых, причтя его к Собору преподобных отцов Глинских (память 9/22 сентября).

Еще в 20-е годы, после первого разгрома Глинской пустыни, по Промыслу Божию, в Грузию приехал один из глинских монахов — Зиновий (Мажуга). Он получил рукоположение в иеромонахи в Драндском монастыре, который тогда не был закрыт, затем жил в пустыне за Сухуми, около греческого села Георгиевка, и стяжал большую любовь и уважение местных жителей. Я несколько отступлю в сторону, чтобы рассказать об одном эпизоде.

В 70-х годах этот глинский монах, в то время уже митрополит, Зиновий приехал из Тбилиси на несколько дней в Сухуми. О его приезде стало известно жителям Георгиевки. Некоторые из стариков знали его лично, а другие слышали о нем по рассказам. Они пришли к владыке Зиновию и просили его посетить Георгиевку. Владыка Зиновий согласился. По случаю его приезда в селе устроили праздник. На улицу вынесли столы и скамьи для трапезы. Греки приводили к нему своих детей, чтобы он благословлял их. Владыка Зиновий побывал на том месте, где раньше была его пустынька. Он вспоминал, что некоторое время жил в лесу в шалаше, а один раз ему даже пришлось ночевать в дупле огромного дерева. Был такой случай. Однажды председатель сельсовета Георгиевки вызвал монаха Зиновия и сказал: «На мое имя из центра поступило распоряжение арестовать тебя». Тот ответил: «Я не прописан в селе, поэтому вы не отвечаете за мое местонахождение». Председатель сказал: «Я знаю об этом. И вызвал тебя, чтобы предупредить. Наверно, за тобой придут сегодня ночью. А теперь поступай как знаешь. Но помни, что я тебе ничего не говорил». Надо было скрываться. Зиновий рассказал, что его ищут, одной греческой семье, особенно близкой к нему. Отец этого семейства решился проводить его в уединенное место в глухом лесу, где он должен будет скрываться несколько недель, до тех пор пока не минует опасность. Обычно аресты производились кампаниями: набирали по плану определенное число людей, а затем наступала пауза до следующей кампании, вернее, охоты за людьми, как за зверями. Монах Зиновий быстро собрался. Этот человек помог ему нести несколько верст теплую одежду, войлок и другие нужные вещи. Он оставил Зиновия одного и вернулся в деревню, пообещав навестить его на следующий день. Ночевать в лесу в горах даже в летнее время холодно. Зиновий долго искал место, где можно было бы устроить ночлег. Наступали сумерки: он утомился, сел у большого дуба и решил отдохнуть, но от пережитого волнения и тягот долгого пути погрузился в глубокий сон, похожий на беспамятство. Вдруг он слышит, что его окликают по имени. Просыпается и видит: уже день, около него стоит сын грека, проводившего его в лес, бледный от страха. «Тебя Бог спас,— сказал юноша,— ты заснул около берлоги медведя, посмотри, вот свежие следы. Зверь несколько раз обошел дерево, у которого ты спал; как он не набросился на тебя, что его испугало — не знаю. Должно быть, святой Георгий помог тебе». (В этом селе был храм святого Георгия, и само село называлось Георгиевкой в честь святого великомученика.) «Через несколько часов,— рассказывал владыка Зиновий,— пришел мой хозяин-грек со своими родственниками. Они сделали мне шалаш из веток и нескольких досок, где я мог спать и прятаться от непогоды. Тайком, по очереди они приносили мне пищу. У меня не было ничего, кроме четок, и я целый день ходил по лесу и читал Иисусову молитву. Наконец мне сказали, что я могу вернуться. Эти люди рисковали не только своим положением, но и жизнью: им грозили тюрьма и ссылка, если бы власти узнали, что они прячут монаха, скрывающегося от ареста».

Вообще, владыка Зиновий был человек во всех отношениях замечательный. Семнадцатилетним юношей он поступил в Глинскую пустынь, где исполнял различные послушания, в том числе — в портняжной мастерской. Это ремесло ему впоследствии пригодилось. Он даром шил одежду для бедных жителей Георгиевки, и они запомнили это. У одного грека хранился плащ, который сшил для его отца монах Зиновий. Но люди любили его прежде всего за безукоризненную монашескую жизнь. Он был делателем непрестанной Иисусовой молитвы, и какой-то особенный внутренний свет озарял его лицо.

Владыка неоднократно подвергался арестам и ссылкам, но даже там, как бы в преддверии ада, он своим смирением и терпением завоевывал уважение как у преступников, так и у надзирателей тюрем, следователей и судей, которые большей частью были в то время попросту садистами, наслаждавшимися болью своих жертв и своей звериной властью. Владыка Зиновий говорил, что в ссылке получил разрешение уединяться в лес для молитвы, что было неслыханным доверием к заключенному, поскольку уход в лес считался бегством и человека, который решился бы на такое самовольно, охрана могла убить на месте. В воскресные и праздничные дни он пользовался этим разрешением: уходил на берег небольшого пустынного озера и молился. Владыка говорил, что однажды в праздник Божией Матери получил там некое знамение о своем освобождении, но не рассказывал, что это было за знамение.

Владыка имел особенное молитвенное усердие к Божией Матери. На вопрос одного иеромонаха о том, что надо делать, чтобы остаться верным Христу и перенести все испытания, если вновь начнутся кровавые гонения на Церковь, митрополит ответил: «Молись Божией Матери и как можно чаще читай “Богородице Дево, радуйся”. Кто читает эту молитву, того хранит Пресвятая Богородица. Я был в ссылке с одним епископом. От него требовали, чтобы он подписал бумагу о том, что он участвовал в заговоре против властей; там было указано еще несколько лиц. Его пытали во время допросов, но он выдержал пытки и не предал своих собратьев. Этот епископ рассказывал мне, что он непрестанно читал молитву “Богородице Дево, радуйся”, а по ночам — канон Одигитрии, который знал наизусть. Он говорил, что чувствовал боль, но как бы приглушенно, а затем терял сознание. Наконец, не добившись ничего, его оставили в покое».

В 1950 году Патриарх Калистрат назначил отца Зиновия настоятелем Александро-Невской церкви в Тбилиси и возвел его в сан архимандрита. Тогда для жилья ему было отведено помещение около храма, состоявшее из двух маленьких комнаток. Впоследствии, когда он стал епископом, эти две комнатки так и остались его архиерейскими апартаментами.

Владыка Зиновий был аскетом в миру. Молитвенное правило он большей частью совершал ночью, а день его с утра до вечера принадлежал храму и людям. Главным молитвенным деланием владыки была, как уже говорилось выше, внутренняя Иисусова молитва, не прерывавшаяся у него даже во время бесед. Редко можно встретить человека, жизнь которого была бы так неразрывно связана с храмом, как жизнь митрополита Зиновия. Он собрал вокруг церкви монашествующих, которые исполняли различные должности, в основном клиросное послушание. После вторичного закрытия Глинской пустыни многие ее монахи нашли себе приют у владыки Зиновия. Он как бы заменил собой игумена для глинской братии. Одни держались около владыки в Тбилиси, при Александро-Невской церкви, другие ушли в горные скиты, третьи подвизались на приходах,— и всем он помогал духовно и материально, заботился о них, как отец о детях. Где бы ни находились монахи Глинского монастыря, они знали, что у епископа Зиновия всегда найдут помощь и поддержку. Некоторые из них так и остались в Грузии на всю жизнь. Свой домик владыка предоставил схиархимандриту Андронику (Лукашу)9, а сам жил в двух уже упоминавшихся маленьких комнатках около храма, похожих на монашескую келию.

Нередко владыка оказывал людям милость тайно, о чем узнавали уже потом и случайно. Некоторые монахи рассказывали мне, что когда они стояли в храме, то владыка Зиновий, проходя мимо них и благословляя, незаметно давал им деньги. Он ежедневно присутствовал на всех службах, совершавшихся в храме, и на Литургии вынимал множество частиц за живых и усопших, за тех, кого он знал и о ком его просили молиться. В алтаре вместо епископского кресла у него стояла стасидия (специальное деревянное седалище для монахов, которое ставилось у стены). В своей личной жизни владыка отличался простотой и невзыскательностью, но церковные службы проводил с особым торжеством и благолепием.

Многие опытные священники и духовники специально приезжали в Тбилиси, чтобы увидеться с митрополитом Зиновием. Несколько раз посещал владыку и отец Савва, когда ездил в Сигнахи к мощам святой Нины и к другим святыням. Он указывал на него как на пример архиерея-аскета, который, пребывая с утра до вечера в храме и с людьми, среди многочисленных обязанностей, не оставляет Иисусовой молитвы. Он говорил, что митрополит Зиновий — пример того, что можно в миру хранить Иисусову молитву, что оправдания тому, кто не занимается Иисусовой молитвой, ссылаясь на занятость,— нет. Однажды я задал ему казуальный вопрос: «А если владыка Зиновий скажет о чем-либо иначе, чем Вы, что мне делать?». Тот быстро ответил: «Послушай владыку Зиновия».

После кончины митрополита Зиновия Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II (Шиолашвили) благословил похоронить его в храме. «Хорошо, что владыка не только духом, но и телом будет пребывать с нами»,— сказал при этом Патриарх.

На гробнице владыки Зиновия всегда лежат цветы как знак благодарной памяти паствы о своем наставнике и отце.

Из святых покойный митрополит особенно любил святителя Николая и советовал во всех скорбях и нуждах обращаться к нему, а если есть возможность, то как можно чаще читать акафист этому великому чудотворцу. Также любил он молиться мученику Иоанну Воину и преподобному Серафиму Саровскому. В последние годы своей жизни он принял тайный схимнический постриг с именем Серафим. О нем, как и о преподобном Серафиме, можно сказать словами тропаря: «От юности Христа возлюбил еси».

После смерти митрополита Зиновия я дважды видел его во сне. Первый сон. После погребения он лежит во гробе, как живой. Ночь. Храм закрыт. Кто-то стучится со стороны двора в двери храма и просит у митрополита благословить его. Тот встает, протягивает руку для благословения, и вдруг рука его удлиняется и достигает двери храма; он благословляет и снова ложится в гроб. Я думаю, смысл сна был таков: владыка быстро откликается на молитвы людей; даже те, кто по своим грехам находится за дверями храма (как в древности — несущие епитимью), не лишаются его помощи и благословения, и о них возносится к Престолу Божию его молитва.

Второй сон. Также ночь. Храм освещен, и владыка ходит по храму, внимательно осматривая каждый уголок. Значит, он не ушел от нас, он здесь, он как живой с нами, он незримо посещает храм, в котором был настоятелем тридцать пять лет.

Когда еще при жизни владыки Зиновия я спрашивал его об Иисусовой молитве, то он говорил, что не следует стремиться к каким-либо высоким степеням и к особой концентрации мысли, а нужно в простоте сердца говорить молитву живому Богу, Который близок нам, как наша душа. Он советовал пользоваться минутами одиночества и отгонять помыслы Иисусовой молитвой. Такое делание владыка считал выше чтения книг. Он повторял, что Иисусова молитва прививается к смиренному сердцу. Своим близким владыка Зиновий рассказывал, что Иисусову молитву он приобрел в молодости, когда жил в пустыни, а в миру старается сохранить ее. До архиерейской хиротонии владыка иногда вспоминал свои монашеские послушания: то сошьет рясу, то сделает из камней четки. По молитвам Божией Матери перед ним не раз открывались ворота тюрем и лагерей, из которых обычно выносили трупы. А теперь мы верим, что также по молитвам Божией Матери и преподобного Серафима он получит на Небесах истинную свободу и вечную радость.

8 марта (23 февраля ст. ст.) Церковь празднует день памяти одного из последних Глинских старцев, святителя Зиновия (Мажуги).

Новопрославленный святой — святитель Зиновий (Мажуга), в схиме Серафим

Митрополит Зиновий (в миру Захарий Иоакимович Мажуга) родился 14 сентября 1896 года в городе Глухове Черниговской губернии (ныне Сумская область) в семье рабочего. Будущий митрополит Тетрицкаройский Зиновий (в схиме Серафим; 1896–1985) сочетал в себе святительское служение и благодать старчества. Восприняв духовный опыт глинских старцев, он передал его своим многочисленным духовным чадам, среди которых Каталикос-Патриарх Грузии Илия II.

В три года ребенок лишился отца, в одиннадцать - матери, и рос в бедной семье двоюродной сестры Параскевы. В 1912 году шестнадцатилетним юношей Захарий был зачислен в Глинскую пустынь послушником. В 1916 году он был призван на военную службу. После демобилизации юноша вернулся в родную обитель. Для монастыря наступили трудные времена, но традиции старчества в Глинской пустыни не прерывались даже в эти страшные годы гонений на веру и Церковь.

С самого детства он благоговел к Пресвятой Богородице, и Она Сама стала его покровительницей и путеводительницей по морю житейскому. В 1914 году Захария стал послушником Глинской пустыни. С самого детства он был очень милостивым и сострадательным.

По воспоминаниям рабы Божией Анны, которая была его ближайшей соседкой и долгие годы ежедневно общалась с ним, владыка Зиновий был человеком очень чутким, с чрезвычайно отзывчивым сердцем. Мог выслушивать и утешать всех, кто приходил к нему. Часто до полного изнеможения. Он не мог отказать в помощи.

Владыка Зиновий был очень прост в жизни и доступен для общения. Часто дарил соседским деткам мелочь. Скорбел обо всех сердцем. Был совершенно незлопамятным и кротким человеком. Даже когда староста храма, в котором владыка был настоятелем, писал на него жалобы, в ответ на возмущение прихожан недостойным поведением этого человека и желание снять его с этого места, владыка отвечал, что никого он снимать не будет. Еще в юности, когда Захария был послушником в монастыре, его старцем был отец Герасим, известный своим строгим отношением к послушникам. Но будущий владыка все переносил с терпением и полным послушанием.

Захарий был пострижен в рясофор в 1920 году, а монашеский постриг принял в марте 1921 года, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, с именем священномученика Зиновия, епископа Эгейского.

В 1922 году обитель закрыли. Многие монахи были расстреляны, а монастырь был полностью разорен и осквернен. По благословению старцев, взяв с собой священный антиминс, отец Зиновий отправился в Грузию, в Драндский Успенский монастырь близ Сухуми. В Драндском Успенском монастыре отец Зиновий был рукоположен во иеродиакона, а в 1925 году - во иеромонаха. Вскоре и этот монастырь закрыли.

С 1925 до 1930 года отец Зиновий служил в сухумском храме святителя Николая Чудотворца. Вместе с другими монахами и священнослужителями он пережил арест и заключение. Будущий старец отбывал заключение на строительстве Беломорско-Балтийского канала, на Урале, в Средней Азии.

В лагере отец Зиновий, помнивший наизусть часто употребляемые службы, отпевал усопших, тайно крестил, молился с желающими, исповедовал всех, кто просил. Епитрахилью служило полотенце с начертанными углем по углам крестами. Так и в тюрьме будущий святитель продолжал нести свое пастырское служение, облегчая многим людям тяжкий крест заключения.

В 1930 году он был арестован и отправлен на Урал. Когда его и других заключенных везли в лагерь, по его молитвам Господь послал дождь для изнемогавших от жажды, запертых в вагоне арестантов, и, имея при себе деревянную ложку, он всех напоил дождевой водой. И в тюрьме будущий святитель тайно продолжал нести свое пастырское служение, облегчая многим людям тяжкий крест заключения.

За его кротость и смирение Господь даровал ему преждевременное освобождение и дал возможность вновь вернуться в Сухуми.Хотя у отца Зиновия был дом в Сухуми, прописку он так не получил. Он ушел в горы и образовал там монашескую общину. Многие люди духовно окормлялись у него. Многие монахи из других разоренных монастырей России скрывались тогда в горах Кавказа. Им покровительствовал Католикос-Патриарх Грузии Каллистрат (Цинцадзе), а после Патриарх Мелхиседек.

Но богоборческая власть и там не дала находиться молитвенникам. Однажды, преследуемый властями, отец Зиновий заснул в медвежьей берлоге и был чудесным образом спасен. Это произошло в день праздника святого Николая Чудотворца и святого Шио Мгвимского. По благословению Святейшего Патриарха Каллистрата, отец Зиновий стал служить сверхштатным священником при главном кафедральном Соборе Сиони, в Тбилиси. В 1943 году Блаженнейший Каллистрат наградил его наперсным крестом.

Отец Зиновий был представителем Грузинской Православной Церкви на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1945 году и на интронизации Патриарха Алексия I (Симанского). Патриарх Алексий I наградил грузинское духовенство наградами, а отца Зиновия почтил саном игумена.

Отец Зиновий служил в разных уголках Грузии, а когда скончался настоятель русской Александро-Невской церкви в Тбилиси, то Патриарх Каллистрат срочно вызвал его и назначил настоятелем. Он сказал о нём такие слова: «Этот человек … имеет великое послушание, а послушание затмевает и грамотность, и гордость, и ставит его на первое место». Жил митрополит Зиновий при Александро-Невском храме, в маленьком домике, в котором были всего две небольшие комнаты: одна служила ему кельей, а другая - приемной. Пережив много трудностей, лишений, он был сердечным, радушным, гостеприимным. Нередко владыка оказывал людям милость тайно. Часто, проходя мимо нуждающихся и благословляя их, незаметно давал им деньги.

После вторичного закрытия Глинской обители в 1961 году иноки монастыря нашли приют у владыки Зиновия. Некоторые из них так и остались в Грузии на всю жизнь. Святейший Патриарх всея Грузии Илия II даже говорил старцу: «Владыка, у вас филиал Глинской пустыни».

Всю свою жизнь владыка Зиновий посвятил служению Господу и утешению страждущих. Во время блокады Ленинграда, он, как и многие, горячо молился о спасении осажденного города и удостоился видения, о котором вспоминал потом: «В это же время и мне под утро в тонком сне привиделось, как святая Нина предстоит перед Престолом Божиим на коленях и молит Господа пожалеть и помочь страждущим людям осажденного города одолеть врага и супостата. И при этом из Ее глаз катились крупные, величиной с виноградину, слезы. Я это растолковал так, что Божия Матерь дала послушание святой Нине быть споручницей этому осажденному городу».

Являлась владыке Зиновию и Сама Пресвятая Богородица. Однажды Она исцелила его, когда он был при смерти. После этого он пережил и всех тех врачей, которые тогда предрекли ему явную смерть.

В сан митрополита епископ Зиновий был возведён 1972 году. Владыка стал духовным отцом Патриарха Илии II, и сам постригал его в монашество. Он завещал своим духовным детям после его смерти слушаться Патриарха Илию II. При жизни он покровительствовал всем насельникам Глинской пустыни, изгнанным из стен родной обители.

Жил владыка Зиновий чрезвычайно скромно, в маленьком домике при церкви и не соглашался на предложения переехать в более подобающую для митрополита резиденцию. Одевался так, что многие, не знающие его, принимали владыку за бедного монаха. Святитель обладал даром прозрения: многие слова, сказанные им своим чадам, были пророческими и сбывались со временем. Раба Божия Анна вспоминает, что те, кто не слушался совета владыки, потом очень сожалели об этом, потому что впоследствии сказанное им часто сбывалось. Часто владыка произносил свои пророчества, говоря как бы в третьем лице, а позже становилось совершенно ясно, что это было сказано именно про того человека, с которым беседовал владыка.

Архимандрит Рафаил (Карелин) в книге «Тайна спасения» о владыке Серафиме

«Нередко Владыка оказывал людям милость тайно, о чем узнавали уже потом и случайно. Некоторые монахи рассказывали мне, что когда они стояли в храме, то Владыка Зиновий, проходя мимо них и благословляя, незаметно давал им деньги.

Прп. Зиновий, в схиме Серафим (Мажуга), митрополит Тетрицкаройский

Он ежедневно присутствовал на всех службах, совершавшихся в храме, и на Литургии вынимал множество частиц за живых и усопших, за тех, кого он знал и о ком его просили молиться. В своей личной жизни Владыка отличался простотой и невзыскательностью, но церковные службы проводил с особым торжеством и благолепием.

Владыка Зиновий (Мажуга) всегда говорил: «Будьте щедрыми, не будьте жадными, и всегда Господь пошлет. Чем больше отдаешь, тем больше Господь посылает». Объяснял: «Послушание выше любви, так как любовь без послушания оказывается страстью, а послушание, очищая душу человека, ведет ее к любви духовной». Замечал: «В гордом и непослушном сердце нет и не может быть любви - это самообман».

После смерти митрополита Зиновия я дважды видел его во сне.

Первый сон: после погребения он лежит во гробе, как живой. Ночь. Храм закрыт. Кто-то стучится со стороны двора в двери храма и просит у митрополита благословения. Тот встает, протягивает руку для благословения, и вдруг рука его удлиняется и достигает двери храма; он благословляет и снова ложится в гроб.

Я думаю, смысл сна был таков: владыка быстро откликается на молитвы людей, даже те, кто по своим грехам находится за дверями храма (как в древности - несущие епитимью), не лишаются его помощи и благословения, и о них возносится к престолу Божию его молитва.

Второй сон. Также ночь. Храм освещен, и владыка ходит по храму, внимательно осматривая каждый уголок. Значит, он не ушел от нас, он здесь, он как живой с нами, он незримо посещает храм, в котором был настоятелем тридцать пять лет».

Рассказ протоиерея Владимира Гамариса о святителе Серафиме

Арестовали Угодника Божьего. Сидел он в тюрьме в ожидании суда «тройки», которая штамповала смертные приговоры. Усердно помолился накануне судилища, и потом задремал. Ему приснилось, что он в полном священническом облачении благословляет крестом на все четыре стороны и каждый раз произносит: «С крестом мне ничего не страшно, с Христом мне ничего не будет!» Утром предстал перед тройкой. Его «помиловали»: вместо расстрела «всего» 20 лет лагерей…

Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II в сослужении митрополита Зиновия

Святой много лет провёл в тюрьмах, лагерях, ссылках. Когда он сидел в лагере в Средней Азии, шел «верховой пожар», горела степь. Огонь распространялся очень быстро в сторону лагеря. Отец Зиновий (так его звали в монашестве) попросил у начальника лагеря разрешения выйти с крестом навстречу смертоносному пожару. Начальник разрешил.

Святой помолился Богу и стал крестом благословлять в сторону приближающего зарева. Он произносил «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». И в тот момент, когда он это сказал и завершил благословение крестом, пламя ещё ярче вспыхнуло, поднялось значительно выше, а потом с силой как бы ударилось об землю… И погасло. С тех пор начальник лагеря распорядился, чтобы этот заключенный свободно ходил по всей территории лагеря и мог свободно молиться там, где хочет…

Приехал святой Серафим в Москву. Его встречал и сопровождал в лавру семинарист Николай. Помогал нести его саквояж. На Комсомольской площади (площади трёх вокзалов), когда шли они к Ярославскому вокзалу на электричку, святой сказал: «Коля, а сколько здесь рабов Божиих!» Семинарист: «Владыка, ну что вы такое говорите. Здесь одни безбожники толкаются и ругаются». Святой ответил: «Нет, Николай, ты не видишь, а я вижу их, рабов Божиих. Их много вокруг нас. Так же было и во времена пророка Божия Илии, когда он сказал с горечью Господу: жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут. … Господь ответил ему: Нет, Илия, Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом… Так что, нет, Николай вокруг нас здесь на площади много рабов Божиих…»

Этот Николай мне это и рассказал. Сейчас он Митрополит Псковский Евсеви

Святителю отче Серафиме, моли Бога о нас!

Из святых угодников Божиих покойный митрополит особенно любил святителя Николая и советовал во всех скорбях и нуждах обращаться к нему, а если есть возможность, то как можно чаще читать акафист этому замечательному чудотворцу. Также любил он молиться Пресвятой Богородице, мученику Иоанну Воину и преподобному Серафиму Саровскому. В последние годы своей жизни он принял тайный схимнический постриг с именем Серафим. О нём, как и о преподобном Серафиме, можно сказать словами тропаря: “От юности Христа возлюбил еси ”.

Владыка чрезвычайно любил Грузию и не благословлял (как и его духовный сын схиархимандрит Виталий) никого без крайней нужды уезжать из нее. Он знал ее историю, чтил святых Грузинской Церкви.

На протяжении многих десятилетий владыка Зиновий являлся живым связующим звеном между Русской и Грузинской Церквами. Вот и сейчас он так же ждет всех нас там, в Грузии, в Тбилиси, с великой любовью.

О таких людях, как владыка Зиновий, сказано в Евангелии: «Блажени милостивии, яко тии помиловани будут», «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят», «Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся» (Мф. 5: 7-9).

Теперь владыка Зиновий зрит Господа и прославлен Им перед нами. Нам только надо прийти к нему и попросить о помощи, а если не можем, то хотя бы мысленно обратиться к нему с горячей верой в его предстательство за нас перед Господом. И как при жизни святитель никому не мог отказать в помощи, так и теперь он поможет всем, кто призовет его в своих молитвах.

Сам Господь тогда прославляет своих святых и открывает их имена для того, чтобы мы чтили их и прибегали к их помощи. В 2010 году были прославлены известные глинские старцы – схимитрополит Серафим (митрополит Зиновий Мажуга), схиархимандрит Серафим (Романцов), и схиархимандрит Андроник (Лукаш).

Тело новопрославленного святого митрополита Зиновия (Мажуги) почивает в Грузии, в Тбилиси, в русском храме святого благоверного князя Александра Невского. В нем владыка был настоятелем и служил все последние годы жизни.

Господь заранее открыл прозорливому старцу день его кончины, о чем он накануне сообщил близким ему людям. Владыку соборовали, причастили и во время чтения канона на исход души он тихо скончался на восемьдесят седьмом году жизни 8 марта 1985 года.

В последние годы перед своей блаженной кончиной он принял тайный схимнический постриг с именем Серафим. После его кончины у него под кроватью нашли чемодан, в котором было полное схимническое облачение и записка: «Имя мое Серафим».

Сам Господь тогда прославляет своих святых и открывает их имена для того, чтобы мы чтили их и прибегали к их помощи. В 2010 году были прославлены известные глинские старцы – схимитрополит Серафим (митрополит Зиновий Мажуга), схиархимандрит Серафим (Романцов), и схиархимандрит Андроник (Лукаш). Тело новопрославленного святого митрополита Зиновия (Мажуги) почивает в Грузии, в Тбилиси, в русском храме святого благоверного князя Александра Невского. В нем владыка был настоятелем и служил все последние годы жизни. Прославлен Святой Церковью как Святитель . Его мощи находятся в Тбилиси.

После кончины митрополита Зиновия Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II (Шиолошвили) благословил похоронить его в храме. «Хорошо, что владыка не только духом, но и телом будет пребывать с нами», – сказал при этом Патриарх.

А в день похорон Патриарх Илия II сказал о нем: «Жизнь митрополита Тетрицкаройского Зиновия была полностью посвящена служению святой Православной Церкви и ближнему. Бывают люди, имена которых надолго остаются в сердцах и в молитвах верующих людей. Таким облагодатствованным человеком, который стяжал благодать Святого Духа, был Высокопреосвященный митрополит Зиновий». Патриарх-Католикос всея Грузии Илия (в день похорон 8 марта 1985 г.)

Вконтакте

Старец Зиновий, митрополит Тетрицкаройский, выходец из знаменитой своим старческим деланием Глинской пустыни, занимает в истории православного монашества нового времени и Православной Церкви особое место. В его лице удивительным образом сочетались святость личной жизни, любовь к людям, любовь к просвещению, умение привлечь и духовно воспитать многочисленный сонм учеников, святительское окормление паствы. Старец Зиновий стал живым связующим звеном между дореволюционным старчеством и старчеством конца XX века.

Родился будущий владыка в г. Глухов 14 сентября 1898 г., назвали мальчика Захарией. Он рано лишился родителей. Отец умер, когда ему было 3 года, а мать - когда исполнилось 11 лет. Пришлось жить у родственников в семье сестры, жили бедно, и мальчика устроили на работу в пошивочную мастерскую при Глинской пустыни. Это было для мальчика большой радостью.

В 16 лет его зачислили послушником в Глинскую пустынь. Обычно вновь поступавших определяли в гостиницу, чтобы научился служить людям, потом в прачечную, чтобы не боялся в будущем никаких трудов, - на год или два. Потом, смотря по усердию и склонности к определенным трудам, посылали на кухню, в пекарню, в переплетную или швейную и другие мастерские, если была явная склонность к иноческой жизни. У Захарии было все хорошо с первыми послушаниями, а на специальных не ладилось. Старшие постоянно жаловались на него настоятелю, его переводили с места на место. Он очень переживал, боялся, что отправят домой. Жалел его и старался поддержать только один строгий схимонах Герасим, который и стал его духовным отцом, приучая молодого послушника к продолжительным молитвам, строгому ограничению в пище, воздержанию в словах. Постепенно наладилось дело и с послушаниями. Захарию поставили присматривать за лошадями, которых он очень боялся, но потом привык к ним, и дело пошло на лад. В 1916 г. Захария ушел на военную службу, молясь в душе Богу, чтобы его поставили на такое место, где он мог бы никого не убивать. Его зачислили в роту конвоиров, и в военных действиях он не участвовал. В Пинских болотах, в Белоруссии, он получил заболевание ног, которое мучило его потом всю жизнь.

В 1917 г. Захария вернулся в Глинскую пустынь, где в день Благовещения Пресвятой Богородицы был пострижен в монахи с именем Зиновий, в честь священномученика Зиновия, епископа Эгейского. Настоятель обители архимандрит Нектарий благословил монаха Зиновию ездить на монастырскую мельницу в г. Путивль в 40 км от монастыря, что в условиях гражданской войны было сопряжено с большим риском. По милости Божией ему удавалось благополучно выполнять это послушание.

Учась на деле отсечению своей воли и смирению, однажды ему пришлось изменить внешний облик и тайно отвезти, как потом выяснилось, архиерея из обители, который и предсказал ему архиерейство, которое он получил через 35 лет. В 1922 г. Глинскую пустынь закрыли, а вскоре и разорили. Монах Зиновий взял с собой один из антиминсов, на котором впоследствии совершали богослужения под открытым небом. Направился он в Грузию, где было спокойнее. В Драновском Успенском монастыре его рукоположили в иеродиакона, а в 1925 г. - во иеромонаха. В 1927 г. и этот монастырь закрыли. Отец Зиновий стал настоятелем церкви великомученика Георгия, а потом служил в Никольском храме г. Сухуми. Вскоре и это стало невозможно, он решил подняться в горы, устроив там скит, а потом жил в греческих селениях, переходя с места на место и зарабатывая на жизнь пошивом одежды местному населению. Затем о. Зиновий уехал в Ростов-на-Дону, где стал служить в Софийском соборе. В 1930 г. его арестовали. В следственном изоляторе тюрьмы он встретился с будущими Глинскими старцами о. Серафимом (Романцовым) и о. Андроником (Лукашем). Их отправили в Среднюю Азию, а отца Зиновия - на Урал. По дороге к месту заключения партию арестантов закрыли в вагоне и не давали им пить. Люди мучались от жажды, и отец Зиновий стал молиться о дожде. Господь послал длительный дождь. У иеромонаха Зиновия была деревянная ложка, которую можно было просунуть сквозь решетку окна. Попеременно из этой ложки напились все. В тюрьме о. Зиновий, помнивший наизусть часто проводимые службы, молился, крестил, отпевал, исповедовал, епитрахилью служило полотенце, на котором углем были начертаны кресты.

Работал он наравне со всеми, но вскоре надорвался, и его перевели на работу в портняжную мастерскую. После освобождения из тюрьмы батюшка вернулся в Сухуми, но там его не прописали, несмотря на то, что там у него был свой дом. И отец Зиновий поселился в горах Абхазии. В этот период многие из Глинских старцев подвизались вблизи озера Амткел. В горах он основал небольшую монашескую общину. Среди монахов-пустынников он пользовался большим авторитетом. В этот период своей жизни он ощутил счастье особой близости к Богу. Когда большевики разогнали монашескую общину, отец Зиновий старался помогать подвижникам, которые остались в горах. В горах иеромонах Зиновий подвизался в период с 1936 по 1942 год.

А сам он поехал в Тбилиси, где его увидел грузинский патриарх Каллистрат, который предложил ему стать внештатным священником Сионского собора (1942 -1944 гг.). С 1944 по 1945 г. отец Зиновий служил в Мцхетском Ольгинском монастыре. Он был делегатом от Грузинской Церкви на Поместном соборе Русской Православной Церкви в 1945 г.. в этом же году возведен в сан игумена. С 1947 по 1950 г. служил настоятелем кладбищенской церкви в честь Святого Духа в Батуми. Когда в 1950 г. скончался настоятель Александро-Невской церкви в Тбилиси, патриарх Каллистрат, к удивлению всех, срочно вызвал отца Зиновия из Батуми и в тот же день вечером возвел его в сан архимандрита и назначил настоятелем Александро-Невской церкви. Когда патриарха спросили, почему на это место назначен отец Зиновий, он ответил: «Этот человек… имеет великое послушание, а послушание затмевает и грамотность, и гордость, и ставит его на первое место». В этом храме отец Зиновий прослужил до конца жизни. В ноябре 1955г. архимандрит Зиновий был назначен благочинным русских приходов, находящихся вне Тбилиси - в Карталинии, Кахетии и Армении. 30 декабря 1956 г. состоялась его епископская хиротония, а 6 марта 1957 г. епископа Зиновия назначили вторым викарием Его Святейшества с титулом «епископ Степанаванский».

Когда в 1944 г. Глинская пустынь была открыта, многие из старцев этой обители вернулись туда. В 50-е годы отец Зиновий неоднократно бывал там. В 1956 г. настоятель пустыни архимандрит Серафим (Амелин) вызвал отца Зиновия и просил его взять на себя настоятельство обители. Отец Зиновий, не желая огорчать старца, просил время на обдумывание. Но в беседах с некоторыми из братии пророчески предрек, что обитель перестанет существовать. В 1961 г. Глинская пустынь была закрыта. Некоторые из братии обители приехали Грузию, где были с радостью приняты владыкой Зиновием и почитаемы не только русскими, но и грузинами. 12 апреля 1972 г. владыка Зиновий был возведен в сан митрополита и принимал самое деятельное участие в подготовке и проведении 12 Поместного собора Грузинской Церкви и интронизации Блаженнейшего Каталикоса - Патриарха Илии ІІ. В марте 1978 г. он сопровождал новоизбранного Святейшего Каталикоса - Патриарха Илию во время братского визита в Россию. Святитель Зиновий очень любил Грузию и даже своим духовным чадам говорил: «Любите Грузию так, как люблю ее я».

Владыка Зиновий все делал основательно, не спеша. Не раз он посещал Москву, Троице-Сергиеву Лавру, посещал Пюхтицкий монастырь. И к нему приезжали многие архиереи - и с официальными визитами, и когда нужен был совет. Все 35 лет своего служения в Александро-Невском храме в Тбилиси владыка Зиновий прожил в скромном домике около храма. Все его «покои» составляла одна комната-келья, где поместились лишь стол, кровать и два шкафа с книгами. Патриарх Давид предложил ему построить резиденцию, но владыка Зиновий отказался. Ему привычнее и проще было в своей келье. Каждый день утром и вечером владыка Зиновий старался приходить на богослужение. В праздничные дни он служил или выходил на молебны. Люди, близко знавшие владыку, отзывались о нем с удивлением и уважением, так как в его лице сочеталось величие иерарха со смирением простого монаха. Пережив много трудностей, лишений, много болея, он оставался сердечным, радушным, гостеприимным. Всех ему хотелось утешить, духовно укрепить, воодушевить. Говорил он обычно мало, старался прежде выслушать. Когда Господь помогал явно по молитвам владыки, то владыка Зиновий объяснял это верой просивших: «По вере вашей будет вам». Более всего учил владыка усердной молитве, духовному рассуждению и долготерпению.

Владыка Зиновий, всегда окруженный людьми, которых стремился утешить, вразумить, наставить, вынужден был многих выслушивать и вести многочасовые беседы. Это его очень утомляло, но никогда не раздражало, не лишало внутреннего мира и собранности. Потребность в молитве он мог осуществить только в ночные часы. Себе он не делал послабления, но другим не давал строгих правил. Считая молитву барометром духовной жизни, владыка Зиновий стремился и приходящих к нему настроить на серьезное и внимательное отношение к молитве церковной и домашней.

Неумолимые годы приближали время кончины. Готовясь к нему, владыка принял схиму с именем Серафим - в честь преподобного Серафима Саровского. Теперь он реже выходил в храм, но ничего не менял в своей жизни до конца. Последнюю литургию владыка отслужил в день преподобного Серафима Саровского, 1 августа 1984 г., и почувствовал, что ноги отказывают. А 19 декабря, в день памяти святителя Николая, владыка последний раз вышел в храм, был на молебне. После этого он уже не мог ходить, молился в келье днем и ночью. В последнюю ночь перед кончиной он сказал келейнику: «Я от вас ухожу». Попросил остаться игуменов Филарета и Вениамина. Его соборовали, причастили, и во время чтения канона на исход души он тихо скончался на 87-м году жизни 8 марта 1985 г. Его отпевали монашеским чином. Возглавил собор иерархов и священнослужителей, собравшихся на отпевание, патриарх Илия ІІ. Владыку похоронили 14 марта, и многие, присутствовавшие на похоронах, вспоминают, что тело его, находившееся в церкви семь дней, не подверглось тлению и изменению за эти дни. Он лежал, как будто спал.

За время многолетней пастырской деятельности схимитрополит Серафим был награжден многими орденами Грузинской, Русской и других Православных Церквей. 12 ноября 1985г., в день празднования священномученика Зиновия, в храме Александра Невского в Тбилиси патриарх Илия ІІ в своей речи перед панихидой сравнил владыку Зиновия с бриллиантом, который никогда не теряет своей силы, сколько бы времени он ни просуществовал, и ценность его не умаляется со временем. Он выразил твердую веру в то, что душа владыки Зиновия ныне предстоит у Престола Божия и он, стяжавший венец правды, имеет высокое дерзновение молиться о своих духовных чадах, и о всех, кто молитвенно чтит его память. Святейший патриарх Илия и по сей день свято чтит память своего духовного отца - владыки Зиновия, 8 марта 2010 г.

Честные мощи святителя Зиновия покоятся в Иверии, в г. Тбилиси, в храме Святого благоверного князя Александра Невского, напротив левого придела в честь святителя чудотворца Николая Мирликийского. В нише стены храма над надгробием за стеклянной дверцей находится его келейная икона - копия Глинской чудотворной иконы Рождества Божией Матери.

21 августа 2010 г. по решению Священного Синода Украинской Православной Церкви за Божественной литургией в монастыре Рождества Пресвятой Богородицы Глинская пустынь был совершен чин прославления трех подвижников 20-го века - схимитрополита Серафима (Мажуги), схиархимандрита Серафима (Романцова) и схиархимандрита Андроника (Лукаша). Память новопрославленных святых стала совершаться в день празднования Собора святых преподобных отцов Глинских - 9 сентября (22 сентября по н. ст.).

Использованные источники и литература:

1. Чесноков З. Старец и митрополит. О жизни святителя Зиновия (Мажуга), в схиме Серафима. - М.: Новоспасский монастырь, 2011. -216 с.
2. Жизнеописание Глинских старцев. Глинская пустынь. 2010 г. - 44 с.
3. Сайт Троицкого храма г. Батайска http://hram-bataysk.ru/serafimmaquga/
4. Сайт Православие.RU

22 сентября (н.ст.) - день празднования Собора преподобных отцов Глинских, 14/27 сентября 1896 года родился Захария Мажуга, будущий святой.

Предлагаем вашему вниманию статью Зиновия Александровича Чеснокова, лауреата Всероссийской православной литературной премии им. св. Александра Невского, автора книг о Глинских старцах «Старец и митрополит. О жизни преподобного Зиновия (Мажуги), в схиме Серафима» (2015), «Пример безграничного смирения. Схиархимандрит Андроник (Лукаш)» (2014), «Подвиг святой жизни. Святые старцы Глинской пустыни» (2013).

У Глинской пустыни середины XX столетия, огороженной плетнем и ютящейся вокруг единственного больничного храма, не было прежней славы. Но со всех концов страны шли и ехали нескончаемым потоком в это святое место паломники и, побывав здесь однажды, стремились еще и еще.

К чему стремились они? К чуду - увидеть «огарочки», зажженные Святой Русью и сохранившие живое тепло нездешнего мира. Этим чудом были преподобные Глинские старцы: наместник схиархимандрит Серафим (Амелин), духовник схиархимандрит Серафим (Романцов) и благочинный схиархимандрит Андроник (Лукаш).


По Промыслу Божию в конце XX столетия Глинская пустынь была вновь открыта, а ее преподобные старцы, а также митрополит Зиновий (Мажуга) , в схиме Серафим, который начинал свой иноческий путь в этой обители, были причислены к лику святых и теперь 22 сентября мы совершаем память Собора Преподобных отцов Глинских. Мой отец протоиерей Александр Чесноков с юных лет знал преподобного Зиновия и на протяжении тринадцати лет находился рядом со старцем практически каждый день. Отец Александр так любил преподобного, что даже назвал своего сына (автора данной статьи) именем Зиновий.

«Митрополичьи покои»

Владыка Зиновий был человеком, сочетавшим благодать старческого и архиерейского служения. Не каждый митрополит может быть старцем и не каждый старец может стать митрополитом. Многие удивлялись тому, что такой смиренный и простой человек смог стать архиереем. Все 35 лет своего служения в Тбилиси владыка Зиновий прожил в небольшом домике рядом с Алескандро- Невским храмом. «Митрополичьи покои» владыки состояли из двух крошечных комнат. Вот как описывает свое первое посещение владыки Г. А. Гзиришвили: «Пожилая благообразная монахиня встретила меня у порога и ввела в маленькую комнатку, в которой стояла железная кровать, маленький стол и два стула... Стены этой комнаты до потолка были обвешаны иконами и портретами священнослужителей». Владыка был верен монашескому обету до кон ца своих дней. Все побывавшие здесь удивлялись тому, что у митрополита было такое скромное жилище.

Среди множества икон была и дорогая его сердцу икона Рождества Пресвятой Богородицы «Пустынно-Глинской», точная копия чудотворной иконы.

Однажды патриарх Мелхиседек вызвал владыку к себе - он хотел отдать ему свою машину и предложил помощь в покупке хорошего дома. Но владыка Зиновий отказался, сославшись на то, что он должен ежедневно утром и вечером быть в храме. Позднее у владыки появился домик, но старец предоставил его схиархимандриту Андронику, а сам остался жить в двух своих маленьких комнатках около храма.

Аскетический образ жизни старца чувствовался во всем. Даже в алтаре вместо епископского кресла у него стояла стасидия. Когда приезжал патриарх, стасидию переносили с правой стороны алтаря на левую, для владыки, а специально для патриарха ставили кресло.

«Одна комната-келия, в которой помещались только письменный стол, кресло, кровать и два маленьких шкафчика для книг, служила ему и кабинетом и спальней. Когда Патриарх Давид V предложил устроить новую резиденцию, более соответствующую рангу и титулу, пообещав при этом, что его будут всегда возить в храм и куда угодно на машине, владыка, помолчав, отказался». В своей убогой келье он принимал всех, кто нуждался в духовном совете. Приходивших к нему в келию поражала простота и скромность «митрополичьих покоев».

У владыки в келии было маленькое окошко. На нем была решетка. А в решетке специально была сделана дырочка. И когда кто-то проходил мимо келии, владыка через эту дырочку просовывал денежку. Преподобный Зиновий очень любил детей. Если они проходили мимо его келии, он обязательно протягивал им по металлическому рублю на конфеты.

Духовные чада

Люди любили владыку прежде всего за его безукоризненную монашескую жизнь. Старец-митрополит был делателем непрестанной Иисусовой молитвы, и они видели, как какой-то внутренний свет озарял его лицо.

К владыке приезжали за тем, чтобы получить духовное наставление, утешение, облегчить свою совесть в таинстве покаяния, поведать о своих скорбях и просто за советом. Ехали не только миряне и монахи, но и опытные священники и духовники. Они приезжали для того, чтобы увидеться со старцем- митрополитом. Всех надо было встретить, накормить, утешить, отправить домой, и непременно с подарками - от владыки Зиновия никто не уезжал с пустыми руками.

У него было множество духовных чад. Духовными чадами старца Зиновия являлись не только миряне и клирики, но и церковные иерархи. Духовным сыном старца-митрополита Зиновия был Патриарх Илия II, совершая монашеский постриг над которым, владыка предсказал его будущее патриаршее служение в Грузии. В числе духовных чад владыки был и схиархимандрит Виталий (Сидренко), и протоиерей Александр Чесноков, протоиерей Георгий Пильгуев, архимандрит Иннокентий (Просвирнин) и многие другие служители Церкви Христовой.

Пастырское служение старца Зиновия бы- ло многогранным. Основными принципами его духовного окормления были усердная молитва, духовное рассуждение и долготерпение. Будучи мудрым от Бога, он вникал во все тайники человеческого сердца и умел вовремя и правильно дать тому или иному человеку совет, относящийся к его спасению.

Не стоит забывать и о том, что долгие годы митрополит Зиновий был живой связью между Русской и Грузинской Церковью, служил в Грузии при пяти Патриархах и у всех пользовался любовью и уважением. С большим уважением относились к нему и Патриархи Русской Церкви Алексий I и Пимен.

В истории Грузинской Церкви это был единственный случай в XX-XXI веках, когда архиереем, и даже митрополитом, стал не грузин по национальности.

Мы часто устремляем свой взор в прошлое, для того чтобы найти там, даже в глубокой христианской древности, светоч, который служил бы нам примером истинно христианской жизни. Господь сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Церковь Христова - это Сам Христос и люди, которые взяли на рамена свои тяжелый крест Христов. Они пронесли его непорочно до конца своей жизни, исполнив слова Евангелия, согласно которым горящая свеча поставляется на подсвечнике (Мк. 4, 21), чтобы свет учения Господа нашего Иисуса Христа освещал нам путь ко спасению. Об этом говорит Христос Спаситель сразу после Своей Нагорной проповеди. Старец-митрополит Зиновий подвизался в Глинской обители, в горах Кавказа и, будучи испытан Господом подобно тому, как золото испытывается в горниле, получил духовную закал- ку. Господь захотел прославить Своего верного служителя. На нем исполнились слова Господни: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16).

Преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Схимитрополита Серафима можно поистине отнести к числу тех духовных людей, которые и сами спасаются, и спасают многих. Даже просто находясь рядом с этим духоносным старцем, человек получал Божественную благодать через таинственное и невидимое общение душ чело-веческих. Он жил и учил словом и делом, всей своей жизнью являя пример для подражания в вере, смирении и послушании.

Основные события жизни преподобного Зиновия

Митрополит Тетрицкаройский Зиновий (Мажуга; 1896-1985) начинал свой монашеский путь в Глинской пустыни. Поступил в обитель в 1914 г. Проходил послушания при кучерской, затем при портняжной. В 1921 г. был пострижен в монашество с именем Зиновий.

После закрытия Глинской пустыни поступил в Драндский монастырь. Там в г. епископом Сухумским Никоном был рукоположен во иеродиакона, а в г. - во иеромонаха.

С 1925 по 1930 гг. отец Зиновий служил в Сухуми.

В 1930 году в Ростове-на-Дону был арестован. Находился в ссылке с 1930 по 1934 гг. на Урале в Березниках и на Беломоро-Балтийском канале.

По освобождении служил в Софийской Церкви г. Ростова-на-Дону.

С 1936 по 1942 гг. подвизался в горах Кавказа.

С 1942 по 1945 гг. отец Зиновий служил в Тбилиси, в Сионском Успенском соборе, был духовником скита святой Ольги во Мцхета. В 1945 г. был возведен в сан игумена.

С 1945 по 1947 гг. служил в с. Кирово, в Армении, затем, по 1950 г., в Батуми. В 1950 г. он был назначен настоятелем тбилисского храма во имя святого благоверного князя Александра Невского и возведен в сан архимандрита. А в 1952 г. был назначен членом Святейшего Синода Грузинской Православной Церкви.

За свою подвижническую и богоугодную жизнь отец Зиновий был столь уважаем грузинскими иерархами, что в 1956 г. он, русский, был рукоположен во епископа, а в 1972 г. возведен в сан митрополита Грузинской Церкви.

Неразрывно духовно связанный с братией Глинской пустыни, владыка Зиновий писал, что «всегда молится и призывает благословение на всех Глинских», и сам просил их молитв».

Достигнув глубокой старости, владыка Зиновий много болел. И уже на закате своей жизни он принял постриг в схиму с именем Серафим, в честь преподобного Серафима Саровского.

Скончался он 8 марта 1985 г. и был погребен в храме во имя святого благоверного князя Александра Невского, где духовно окормлял свою паству на протяжении тридцати пяти лет.

25 марта 2009 года на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви было принято решение о канонизации преподобного схимитрополита Серафима. Прославление состоялось 21 августа 2010 года в Глинской Рождества-Богородицкой пустыни.

Память совершается в день празднования Собора Святых Преподобных отцов Глинских - 9 сентября (22 сентября по н. ст.).


Список литературы

1. Чесноков Зиновий. Старец и митрополит. О жизни преподобного Зиновия (Мажуги), в схиме Серафима. М.: Новоспасский монастырь, 2014.

2. Чесноков Александр, протоиерей; Чесноков Зиновий. Подвиг святой жизни. Святые старцы Глинской пустыни. XX век. Москва: Сретенский монастырь, 2013.

3. Чесноков Александр, священник. Глинская пустынь и ее старцы. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.

4. Чесноков Зиновий. Святые старцы Глинской пустыни. Журнал Московской Патриархии. Издание Московской Патриархии, 2014. N 4 (Апрель).

5. Chesnokov Zinoviy. Elder Zenobius. A Life in Spiritual Continuity with Pre-revolutionary Russia. New York: Holy Trinity Publications, 2013.

6. Chesnokov Zinoviy, Chesnokov Alexandr. Der Kampf um ein heiliges Leben: Leben und Wirken der Starzen in der Sowjetzeit. Volkach, 2015.