Меню

Карл Роджерс — Теория личности и жизненного пути — Храм Истины. Я-концепция и её составляющие в теории К

Расчет крыши и кровли

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Основные положения теории личности Роджерс а

Введение

1. Основные положения теории личности Роджерса

1.1. Самость

1.2. Конгруентность и неконгруентность

1.3. Тенденция к самоактуализации

2. Теория личности в национальной действительности

Заключение

Список литературы

Введение

Фундаментальной предпосылкой теорий Роджерса является предположение, что люди используют свой опыт для очерчивания себя, определения себя.

В своей основной теоретической работе Роджерс определяет ряд понятий, из которых он развертывает теорию личности и модели терапии, изменения личности и межличностных отношений. Поле опыта уникально для каждого индивидуума; это поле опыта или "феноменальное поле" содержит "все, что происходит внутри оболочки организма в любой данный момент, что потенциально доступно сознанию". Оно включает события, восприятия, ощущения, воздействия, которых человек, может быть, не сознает, но мог бы сознавать, если бы сфокусировался на них. Это частный, личный мир, который может соответствовать, а может и не соответствовать наблюдаемой, объективной реальности.

Первично внимание направляется на то, что человек воспринимает как свой мир, а не на общую реальность. Поле опыта ограничено психологически и биологически. Мы обычно направляем наше внимание на непосредственную опасность или на безопасное и приятное в опыте, вместо того, чтобы воспринимать все стимулы окружающего.

1. Основные положения теории личности Роджерса

1.1 Самость

В поле опыта находится самость. Это не есть устойчивая, неизменная сущность. Вместе с тем, если рассматривать самость в каждый данный момент, она кажется устойчивой. Это происходит потому, что мы как бы "замораживаем" фрагмент опыта, чтобы рассмотреть его. Роджерс говорит, что "мы имеем дело не с медленно растущей сущностью, или постепенным, шаг за шагом, научением... результат очевидно является гештальтом, конфигурацией, в которой изменение незначительного аспекта может полностью изменить всю фигуру". Самость -- это организованный связный гештальт, постоянно находящийся в процессе формирования по мере изменения ситуации.

Как фотограф "останавливает" что-то, что изменяется, так и самость не есть ни один из "стоп-кадров", которые мы снимаем, а лежащий за ними текучий процесс. Другие теоретики используют термин "самость" для обозначения того аспекта тождества личности, который неизменен, устойчив, даже вечен. Роджерс же использует этот термин применительно к непрерывному процессу осознания. Это отличие, это подчеркивание изменения и текучести, лежит в основе его теории и его веры в то, что человек обладает способностью роста, изменения, личного развития. Самость или представление о себе есть взгляд человека на себя, основанный на прошлом опыте, данных настоящего и ожиданиях будущего.

1.2 Конгруентность и неконгруентность

Конгруентность определяется как степень соответствия между сообщаемым, испытываемым и наличным для опыта. Она описывает различия между опытом и сознаванием. Высокая степень конгруэнтности означает, что сообщение (то, что вы выражаете), опыт (то, что происходит в вашем поле) и сознавание (то, что вы замечаете) более или менее одинаковы. Ваши наблюдения и наблюдения внешнего наблюдателя будут соответствовать друг другу.

Маленькие дети демонстрируют высокую конгруентность. Они выражают свои чувства сразу же, и всем своим существом. Когда ребенок голоден, он весь голоден, прямо сейчас! Когда ребенок любит, или когда он сердит, он полно выражает свою эмоцию. Это может объяснить почему дети так быстро переходят от одного эмоционального состояния к другому. Полное выражение чувств позволяет им быстро завершить ситуацию, вместо того, чтобы нести невыраженный эмоциональный багаж предыдущего опыта в каждую новую встречу.

Конгруентность хорошо соответствует дзен-буддийской формуле: "Когда я голоден, я ем; когда я устал, я сижу; когда я хочу спать, я сплю".

Неконгруентность имеет место, когда есть различия между сознаванием, опытом, и сообщением об опыте. Человек, который по-видимому сердит (сжатые кулаки, повышенная интонация голоса, агрессивная стилистика), говорит, когда его спрашивают, что он совершенно не сердится; люди говорят, что прекрасно проводят время, между тем они скучают, чувствуют себя одинокими, или им нездоровится, -- это примеры неконгруэнтности. Она определяется как неспособность не только точно воспринимать, но и точно выражать свой опыт.

Неконгруентность между сознаванием и опытом называется репрессией. Человек просто не сознает, что он делает. Психотерапия работает по большей части с этим симптомом неконгруэнтности, помогая людям лучше сознавать свои действия, мысли и чувства, как они влияют на них самих и на других.

Неконгруентность между сознаванием и сообщением означает, что человек не выражает то, что он в действительности чувствует, думает или переживает. Такого рода неконгруентность часто воспринимается как лживость, неискренность, нечестность. Такое поведение часто становится объектом обсуждения при групповой терапии или в энкаунтер-группах. Когда такое поведение кажется намеренным, терапевт или руководитель указывают, что отсутствие социальной конгруентности -- кажущееся нежелание коммуницировать -- обычно является недостатком самоконтроля и отсутствия личного сознавания. Человек неспособен выражать свои реальные эмоции и восприятия или из страха, или в силу старых привычек к скрытности, которые трудно преодолеть. Другая возможность состоит в том, что человек с трудом воспринимает, о чем его спрашивают.

Инконгруентность может ощущаться как напряжение, тревожность, в более серьезном случае - как внутреннее замешательство. Пациент психбольницы, утверждающий, что он не знает, где он находится, что такое больница, какое сейчас время дня, и даже кто он такой, демонстрирует высокую степень неконгруентности. Расхождение между внешней реальностью и тем, что переживается субъективно, стало столь значительным, что человек уже не может функционировать.

Большинство симптомов, описываемых в психиатрической литературе, могут быть рассматриваемы как формы инконгруентности. Для Роджерса частная форма расстройства менее важна, чем признание того, что инконгруентность имеет место и требует исправления.

Инконгруентность проявляется в таких высказываниях, как "Я не могу принять решения", "Я не знаю, чего я хочу", "Я никогда не могу остановиться на чем-нибудь определенном". Путаница возникает, когда человек не может разобраться в различных стимулах, которые к нему приходят. Рассмотрите такой случай: "Мать говорит мне, что я должен о ней заботиться, но я меньше всего могу это делать. Моя девушка говорит мне держаться своего, не давать провести себя. Мне кажется, что я хорош по отношению к матери, лучше, чем она того заслуживает. Иногда я ее ненавижу, иногда люблю. Иногда с ней хорошо быть, иногда она унижает меня".

Клиент осаждаем различными побуждениями. Каждое из них имеет смысл и ведет к осмысленным действиям в какое-то время. Отделить те побуждения, которые являются его собственными, от навязанных, для клиента трудно. Различение их и способность опираться на различные чувства в различные моменты может представлять трудность. Амбивалентность не является ни необычной, ни нездоровой; но неспособность увидеть ее и справляться с ней -- может вести к тревожности.

1.3 Тенденция к самоактуализации

Существует фундаментальный аспект человеческой природы, который побуждает человека двигаться к большей конгруентности и к более реалистичному функционированию. Более того, это стремление свойственно не только людям; это составляющая часть процесса во всем живом. "Это стремление, которое видно по всякой органической и человеческой жизни -- стремление расшириться, распространиться, становиться автономным, развиваться, становиться зрелым, -- стремление выражать и задействовать все способности организма, в той мере, в какой это действие усиливает организм или самость". Роджерс полагает, что в каждом из нас есть стремление становиться компетентным и способным настолько, насколько только это возможно для нас биологически. Как растение стремится быть здоровым растением, как зерно содержит в себе стремление стать деревом, так человек побуждаем становиться целостным, полным, самоактуализирующимся человеком.

Стремление к здоровью не является настолько всевластной силой, чтобы отметать все препятствия. Оно легко притупляется, искажается и подавляется. Роджерс утверждает, что это доминирующий мотив в человеке, который "свободно функционирует, не искалеченный прошлыми событиями или нынешними верованиями, поддерживающими инконгруентность. Маслоу приходит к подобным выводам: он называет эту тенденцию слабым внутренним голосом, который нетрудно заглушить. Предпосылка, что рост возможен и является центральным для структуры организма, является основополагающей для мышления Роджерса.

2. Теория личности в национальной действительности

Ценность отношений -- центральная тема работы Роджерса. Ранние отношения могут быть конгруентными или могут служить фокусом условий ценности. Поздние отношения могут восстанавливать конгруентность или задерживать ее.

Роджерс полагает, что взаимодействие с другим дает индивидууму возможность непосредственно обнаружить, открыть, пережить или встретить свою действительную самость. Наша личность становится видимой для нас посредством отношений с другими. В терапии, в ситуации энкаунтер-групп, посредством обратной связи с другими человек получает возможность обрести опыт себя.

"Я полагаю, ...что основной барьер, мешающий общению между людьми, это наша естественная тенденция судить, оценивать, одобрять или не одобрять утверждения другого человека или другой группы". К.Роджерс.

Если мы попробуем представить себе людей, находящихся вне отношений с другими, мы видим два контрастирующих стереотипа. Первый -- отшельник поневоле, не умеющий обращаться с другими. Второй -- созерцатель, отошедший от мира ради следования другим целям.

Ни один из этих типов не удовлетворяет Роджерса. Он полагает, что отношения создают наилучшую возможность для того, чтобы "полно функционировать", чтобы быть в гармонии с собой, другими и средой. В отношениях могут быть удовлетворены фундаментальные организмические потребности индивидуума. Надежда на такое удовлетворение заставляет людей вкладывать невероятное количество энергии в отношения, даже те, которые не кажутся счастливыми или удовлетворяющими.

"Все наши беспокойства, говорит некто мудрый, проистекают от того, что мы не можем быть одни. И это очень хорошо. Мы должны уметь быть в одиночестве, иначе мы превращаемся в жертвы. Но когда мы становимся способными на одиночество, мы понимаем, что единственное, что следует делать, это положить начало отношениям с другим -- или даже тем же человеком, что всех людей следует держать отдельно, как полюсы телеграфного устройства -- это нонсенс". К.Роджерс.

Заключение

В этой работе была предпринята попытка представить теорию личности и поведения, основанную на нашем опыте и исследованиях в области клиентоцентрированной терапии. Эта теория в основе своей феноменологична и опирается главным образом на объяснительный конструкт "концепции себя". Согласно этой теории, суть личностного развития состоит в достижении принципиального соответствия между феноменальным полем опыта и концептуальной структурой представлений о себе, что обеспечивает освобождение от чувства тревоги, от реальной и потенциальной внутренней напряженности. В результате формируется индивидуализированная система ценностей, во многом совпадающая с ценностной системой каждого представителя человеческого рода, обладающего надлежащей психологической регуляцией.

По Роджерсу тенденция к самоактуализации - не просто один из мотивов наряду с другими. "Следует отметить, что тенденция к самоактуализации -- единственный мотив, постулированный в этой теоретической системе... Самость, например, - важное понятие в нашей теории, но самость ничего не "делает", это всего лишь выражение общей тенденции организма вести себя таким образом, чтобы поддерживать и усиливать себя".

Было бы неразумно надеяться, что все гипотезы этой теории окажутся верными. Однако если они станут стимулом для последующих углубленных исследований динамики человеческого поведения, то хорошо послужат своему предназначению.

Список литературы

1. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.1994. Дайджест.

2. Роджерс К. Эмпатия / Психология эмоций. Тексты. М. 1984.

3. Роджерс К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем / Семья и школа, 1987, №10.

4. Роджерс К. Личные размышления относительно преподавания и учения,1993, №5-6.

5. Роджерс К. К науке о личности / В кн. История зарубежной психологии. Тексты. М. 1986.

Подобные документы

    Гуманистическая теория личности А. Маслоу: оценка самоактуализации, характеристики самоактуализирующих людей. Гуманистическая теория К. Роджерса. Поле опыта. Самость. Идеальная самость. Конгруэнтность и неконгруэнтность. Тенденция к самоактуализации.

    контрольная работа , добавлен 04.12.2007

    Определение понятия самоактуализации как перехода из состояния возможности в состояние действительности в концепции К. Роджерса. Способы и тенденции при сравнении представлений о самоактуализации Роджерса и других представителей гуманистической школы.

    контрольная работа , добавлен 07.12.2010

    Возникновение и этапы развития гуманистической парадигмы в рамках гуманистической психологии, ее принципы. Содержание теории личностных черт Г. Олпорта, а также самоактуализации А. Маслоу. Понятие и значение конгруэнтности личности в теории К. Роджерса.

    контрольная работа , добавлен 03.10.2014

    Точка зрения Роджерса на природу человека. Краткая биография психолога. Руководящий мотив в жизни: тенденция актуализации. Феноменологическая позиция Роджерса. Я-концепция, ее особенности. Личностные характеристики полноценно функционирующих людей.

    контрольная работа , добавлен 22.12.2014

    Теоретический анализ понятия и механизмов мотивации личности. Тенденция к возникновению гипермотивации деятельности. Теории особенностей развития мотивации З. Фрейда, К. Левина, А.Н. Леонтьева. Мотивация творческой деятельности К. Роджерса и А. Маслоу.

    контрольная работа , добавлен 26.11.2010

    Различные теории личности. Роль гуманистических теорий А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла в развитии психологии личности. Основные принципы гуманистической психологии. Критика отечественной методологии личности.

    доклад , добавлен 21.03.2007

    Личность и ее индивидуальные особенности, структура и направленность. Исследование свойств личности с помощью психодинамической теории Фрейда, аналитической Юнга, гуманистической Роджерса и Маслоу, когнитивной, поведенческой и деятельностной теории.

    реферат , добавлен 27.05.2009

    Развитие проблемы самоактуализации личности в психологии. Положения о формировании личности как непрерывном выходе за пределы самого себя. Концепция самоактуализации А. Маслоу. Основные методы исследования и обработки данных: беседа, наблюдение, тест.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2011

    реферат , добавлен 24.09.2008

    Психологические защиты в концепции Зигмунда Фрейда и Карла Роджерса. Сравнение подходов к пониманию психологических защит в концепции двух психологических школ: психоанализа Зигмунда Фрейда, и гуманистической психологии, в концепции Карла Роджерса.

29-Я концепция Роджерса складывается из 2 понятий: я-реальное и я-идеальное.

Феноменологическая направленность теории Роджерса подразумевает, что реальным для индивида является только то, что существует в пределах субъективного опыта человека. Поведение человека можно объяснить только с позиции его системы координат, которая в каждом конкретном случае сугубо индивидуальна. Понять человека возможно лишь в контексте его психологической реальности, «взглянув на ситуацию его глазами», постигнув его внутренний мир.

Важным пунктом в теории Роджерса является Я-концепция – субъективное представление человека о самом себе, о своем взаимодействии с миром, а также ценности, связанные с этими представлениями. Я-концепция доступна осознанию, хотя и не обязательно осознается. Другими словами, Я-концепция отражает те характеристики, которые человек воспринимает как часть себя, она часто отражает то, как мы видим себя в связи с различными ролями, которые мы играем в жизни.

Я-концепция включает в себя не только наши представления о том, какие мы есть, но и то, какими мы хотели бы быть. Этот компонент Роджерс назвал Я-идеальное. Это все те характеристики, которыми человек хотел бы обладать, но пока не обладает.

Это «Я», которое человек больше всего ценит и к которому стремится.

Я-концепция характеризуется достаточной целостностью, хотя и может меняться в результате нового опыта. Несмотря на изменения, у людей сохраняется ощущение, что они остаются сами собой.

Я-концепция формируется, начиная с раннего детства, на основе оценивания ребенка другими людьми. Сначала младенец не разделяет себя и окружающий мир – то есть не обладает самостью. По мере развития он учится отличать себя от остального мира, начинает ощущать себя как отдельный объект, что является основой для последующего формирования Я-концепции. На развитие Я-концепции решающее влияние оказывает ближайшее социальное окружение – родители, братья и сестры, другие родственники. Для адекватного формирования Я-концепции необходимо положительное внимание – универсальная устойчивая потребность человека.

Потребность в позитивном внимании играет важную роль в воспитании, когда дети получают представление, что определенное поведение одобряется взрослыми и приводит к позитивному вниманию, а другое – лишает. Это так называемое обусловленное позитивное внимание , или условие ценности. По мнению Роджерса, условие ценности причиняет вред ребенку в его становлении как полноценно функционирующего индивида – он зависим от мнения окружающих, ограничивает свой опыт только тем, что одобряется значимыми близкими.

По мнению Роджерса, безусловное позитивное внимание – обязательное условие актуализации ребенка.

Это означает, что ребенка любят без всяких условий и оговорок. Это не подразумевает атмосферы вседозволенности – просто ребенок не лишается любви ни при каких обстоятельствах, даже если он ведет себя несносно.

Роджерс выделил следующие характеристики полноценно функционирующих людей:

Открытость переживанию – способность осознавать свои самые глубокие чувства и мысли, в том числе и негативные.

Экзистенциальный образ жизни – тенденция жить полноценно, осознанно и насыщенно в каждый момент существования.

Организмическое доверие – способность принимать решения, ориентируясь на собственные внутренние ощущения, а не на внешние авторитеты и собственные шаблоны поведения из прошлого.

Эмпирическая свобода – возможность жить свободно, без ограничений и запретов, то есть человек способен сделать практически всё, что хочет – но и только он отвечает за собственные поступки.

Креативность – способность творчески, гибко разрешать жизненные проблемы и приспосабливаться к меняющимся условиям окружения.

Согласно взглядам Роджерса , психологические проблемы возникают в том случае, если какой-то новый опыт (на уровне поведения или эмоций) не согласуется с Я-концепцией индивида, в результате чего возникает тревога. Причем, это несоответствие может не осознаваться. При угрозе целостности Я-концепции могут сработать механизмы защиты, направленные на сохранение представлений человека о самом себе и собственных ценностях. Роджерс выделил два таких механизма:

1) искажение восприятия;

2) отрицание.

Если механизмы защиты не помогают и переживания человека не согласуются с его Я-концепцией (неконгруэнтность), тревога может возрасти до невротического уровня. При полной неэффективности защиты могут возникнуть психотические расстройства, когда «Я» не способно оградить себя от натиска угрожающих переживаний. Согласно теории Роджерса, все психические расстройства можно разделить на три группы по отношению к переживанию неконгруэнтности:

Расстройства без переживания неконгруэнтности: у этих пациентов расстройство уживается с их Я-концепцией, когда больше страдает окружение пациента, чем он сам. Расстройства с компенсированным переживанием неконгруэнтности: хотя здесь имеются симптомы вследствие неконгруэнтности, но они не переживаются как угрожающие, потому что есть достаточная толерантность к неконгруэнтности. Например, человек имеет компенсированное тревожное расстройство, скажем, простую фобию, которая вполне уживается с Я-концепцией.

Расстройства с декомпенсированным переживанием неконгруэнтности: человек, по крайней мере, иногда замечает, что он неконгруэнтен, и имеет мотивацию к изменению. Сюда относятся многие невротические расстройства: депрессивные, фобические, тревожные, навязчивые, диссоциативные и соматоформные расстройства, а также нарушения адаптации.

Таким образом, расстройство, по Роджерсу, связано с невозможностью интегрировать новый опыт, что может быть, в частности связано, с ригидной дисфункциональной Я-концепцией. Противоположность расстройству – полностью функционирующая личность, принципиально гибкая и открытая новым переживаниям, способная полноценно общаться и накапливать жизненный опыт.

С точки зрения психологии как науки, Я-концепция является определяющей в подходе американского психолога и психотерапевта Карла Роджерса (1902-1987). Фактически, конструкт "Я" является столь неотъемлемой частью роджерсовской теории личности и психотерапии, что некоторые психоаналитики определяют ее как "теорию Я".

Феноменологическая теория К. Роджерса акцентирует внимание на том, что поведение человека можно понимать через его субъективное (феноменальное) восприятие и познание действительности.

Объективная действительность есть реальность, сознательно воспринимаемая и интерпретируемая человеком в данный момент времени. Суть феноменологического направления в том, что люди способны сами определять свою судьбу. Это рассуждение приводит в конечном итоге к заключению, что люди ответственны за то, что они собой представляют.

Развитие Я-концепции по К. Роджерс

В отличие от таких теоретиков, как Фрейд, Адлер и Эриксон, Роджерс не создавал специальную схему критических стадий, через которые проходят люди (преодолевая психологический стресс) в процессе формирования Я-концепции. Он сосредоточивался на том, как оценка индивидуума другими людьми, особенно в период младенчества и детства, способствует развитию позитивного или негативного образа себя.

Изначально новорожденный воспринимает все переживания нерасчлененно, будь то ощущения тела или внешние стимулы, такие как движение игрушек, подвешенных над кроваткой. Младенец не сознает себя как отдельное сущее, поэтому он не делает различий между тем, что есть «мое» и что - «не мое». Следовательно, для новорожденного Я не существует.

Роджерс выдвинул теорию, что когда Я только формируется, оно регулируется исключительно организмическим оценочным процессом. Иначе говоря, младенец оценивает каждое новое переживание с позиции того, способствует оно или препятствует его врожденной тенденции к актуализации. Например, голод, жажда, холод, боль и неожиданный громкий шум оцениваются негативно, так как мешают поддержанию биологической целостности. Пища, вода, безопасность и любовь оцениваются позитивно, так как они способствуют росту и развитию организма. В некотором смысле организмический оценочный процесс является контролирующей системой, которая способствует правильному удовлетворению потребностей младенца. Младенец оценивает свои переживания в соответствии с тем, нравятся они ему или не нравятся. Такое оценивание проистекает из его спонтанной реакции на непосредственные переживания.

Структура Я впоследствии формируется через взаимодействие с окружением, в частности, со значимыми другими (например, родители, братья и сестры). Я-концепция возникает на основе взаимодействия с окружающей средой, в особенности с социальной (точка зрения Роджерса близка к взглядам Кули и Мида). Следовательно, в значительной степени содержание Я-концепции является продуктом процесса социализации.

Самоактуализация

Как отмечалось ранее, отличительной чертой феноменологического подхода к теории личности является тезис о том, что люди изначально добры и обладают стремлением к совершенству, а значит, естественно и неизбежно движутся в направлении большей дифференциации (отличия друг от друга), автономности и зрелости.

Изучая природу человека, К. Роджерс пришел к выводу, что сущность человеческой природы ориентирована на движение вперед, к определенным целям, конструктивна и реалистична. По мнению Роджерс, Фрейд нарисовал картину человека, в глубине души иррационального, несоциализированного, разрушительного по отношению к собственному Я и к другим. Роджерс вполне допускает, что индивид может иногда проявлять себя подобным образом, но в это время он действует как невротик, а не как здоровый человек. Когда человек ощущает психологическую свободу, он открыт опыту и может действовать в позитивной, доверительной и конструктивной манере.

Наряду с точкой зрения о позитивной природе человека, К. Роджерс выдвинул гипотезу о том, что все человеческое поведение вдохновляется и регулируется неким мотивом, который он назвал тенденцией актуализации (сохранить и развить себя), максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы.

Тенденция актуализации человека берет свое начало в физиологических процессах организма - это не психологическая тенденция, а биологический факт. С одной стороны, нацелена на снижение напряжения, на сохранение жизненных процессов и поиски комфорта и покоя, а с другой - на повышение напряженности, так как поведение индивидуума мотивировано его потребностью развиваться и улучшаться. Наиболее важным аспектом этой тенденции, с точки зрения личности, является стремление человека к самоактуализации (сделать себя таким, как ты хочешь). Роджерс так определял тенденцию самоактуализации: «Это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью».

Потребность в позитивном внимании

По Роджерсу, для любого человека важно, чтобы его любили и принимали другие. Эта потребность в позитивном внимании, которая универсальна, развивается как осознание возникновения "себя", она всепроникающа и устойчива.Поскольку Роджерс склоняется к тому, что эта потребность возникает в процессе социализации индивида, то ее можно рассматривать и с точки зрения самоактуализации личности.

Потребность в позитивном внимании к себе -приобретенная потребность, которая появляется при сравнении своих переживаний с удовлетворением или неудовлетворением потребности к позитивному вниманию. Как будто структура Я стала для самой себя "значимым социальным другим". Развитие позитивного внимания к себе гарантирует, что человек будет стремиться действовать так, чтобы и другие, и он сам одобрительно отзывались о его поступках. Следовательно, человек вряд ли поведет себя не в соответствии с Я-концепцией, так как это не будет удовлетворять потребность в позитивном внимании к себе.

Психологическая дезадаптация

Поскольку позитивное отношение к себе зависит от оценок других, может возникнуть разрыв между реальным опытом индивида и его потребностью в позитивном отношении к себе. Так возникает рассогласование между Я и реальным опытом, иными словами, развивается психологическая дезадаптация.

Дезадаптацию следует понимать как результат попыток оградить сложившуюся Я-концепцию от угрозы столкновения с таким опытом, который с ней не согласуется. Это приводит к селективности и искажениям в восприятии или к игнорированию опыта в форме неверной его интерпретации.

Рассматривая понятие идеального Я, Роджерс полагает, что благодаря психотерапевтическому воздействию восприятие идеального Я становится более реалистичным и Я начинает больше гармонировать с идеалом. Таким образом, можно считать, что личностная дисгармония характеризуется существованием нереалистического собственного идеала и/или несоответствием между Я-концепцией и идеальным Я.

Главная проблема в подходе Роджерса к пониманию Я-концепции связана с использованием индивидом механизмов психологической защиты, необходимых для того, чтобы преодолеть диссонанс между непосредственным его опытом и Я-концепцией. Реагируя на состояние такого диссонанса как на угрозу, возникающую вследствие переживаний, противоречащих Я-концепции, индивид использует один из двух защитных механизмов - искажение или отрицание. Первое используется для того, чтобы изменить личностную значимость переживания; второе как бы устраняет сам факт наличия переживания.

Клиентцентрированная терапия

К. Роджерс использует терапию, центрированную на клиенте, как метод, направленный на модификацию состояния Я-концепции с целью устранения диссонанса между нею и непосредственными переживаниями индивида. В результате невротический синдром у него устраняется и достигается состояние психологической адаптации.

Часто причины такого несоответствия между Я-концепцией и реальными чувствами следует искать в ранних периодах жизни. Нередко условием родительской любви и хорошего отношения является отказ ребенка от своих истинных чувств. Если он действительно злится на мать, то он - плохой мальчик, человек недостойный. В воспитании детей Роджерс считает важным не требовать от них, чтобы в качестве условия родительского расположения они отказывались от своих подлинных чувств или искажали их, хотя родители и вправе требовать от детей подавления открытого выражения этих чувств. Ребенку следует не отказываться от них, а быть сдержанным в их проявлении. Это в значительной степени помогает избежать дезадаптации впоследствии.

Карл Роджерс особо подчёркивал эффективность клиентцентрированной терапии в игровом взаимодействии с проблемными детьми. В работе по данной области, согласно позиции автора, вербальная коммуникация нередко сведена к минимуму, а иногда, полное её отсутствие. Самым важный момент - групповая терапия (кстати она даёт хороший эффект не только при работе с проблемными детьми, но и со взрослыми). Эффект её заключается в наблюдении за действиями партнёра как за наглядным близким примером.

    Феноменологическая теория личности Роджерса основана на философских идеях Эдмунда Гуссереля :
  1. мир существует только в связи с человеком его воспринимающим и мы просто отказывается от вынесения суждений относительно реальности вещественного мира (и отдаем это для споров философам)
  2. каждый человек сам выбирает как воспринимать мир (внутренняя система координат ), какой должна быть его жизнь. В противовес Маслоу : они не являются последствием мотивов, а лишь уникального восприятия действительности. Понимание поведения человека зависит от изучения его субъективного восприятия реальности.
  3. люди добрые - стремятся к реализации врождённых возможностей, креативности, социальной ответственности, целостности, самоуправляемости и самостоятельности; люди злы, когда ведут себя не в соответствии со своей истинной внутренней природой.

1. Структура личности

Человек действует в соответствии со своим восприятием событий, происходящих в данный момент («Я реагирую не на некую абсолютную реальность, а лишь на свое восприятие этой реальности») .
Поведение не определено прошлыми событиями: текущая интерпретация прошлых переживаний, а не их фактические обстоятельства, влияет на поведение. Кроме того, на поведение существенно влияет и то, как прогнозируют своё будущее (тревога что меня опять изнасилует, чем о том что меня изнасиловали).

По старой доброй гуманистической традиции Роджерс не делил человека на взаимодействующие части. Зато он выделил «ядро» личности.

Я-концепция («Я такой-то и такой-то») - часть восприятия мира: те характеристики, которые человек воспринимает как «относящиеся ко мне». Я постоянно меняется в результате нового опыта, но всегда сохраняет организованную, логически последовательную целостность : внутреннее чувство, что я в любой момент времени остаюсь все тем же «собой».

Я-концепция не регулирует поведение, а управляет вниманием/интересом. Всякий опыт и всякое переживание в жизни индивида либо [фигура:] воспринимаются и организуются определенным образом в отношении к Я, либо [фон:] игнорируются, если не воспринимаются как имеющие отношение к Я.

Я-концепция не может быть полностью изучена кем-либо извне (признание несостоятельности научных методов) и полностью доступна только самому человеку.

    Я-концепция включает:
  • наше восприятие того, какие мы есть - некий набор образов «себя» по ролям,
  • Я-идеальное : хочу быть, должен быть, но пока что не стал.

2. Динамика личности

Что движет личностью

Сущность живого - рост . Единственная движущая сила (мотив) - тенденция задействовать, сохранять и раскрывать себя , максимально выявлять лучшие свои качества. Остальные мотивы вытекают из этого - не только удовлетворять дефицитарные потребностей (воздух, пища, вода), а также развивать организм, обеспечивая эволюцию и дифференциацию органов тела, его рост и постоянное обновление. Важно всё, что укрепляет организм.

Рост часто сопровождается борьбой и страданиями, но побудительный мотив настолько непреодолим, что человек настойчиво продолжает свои попытки, несмотря на боль и неудачи.

Эмоция сопровождает и способствует целенаправленному поведению. Негативные чувства: переживания, которые люди воспринимают как противоречащие или препятствующие их развитию. Чувство удовлетворения : люди ищут и оценивают позитивно переживания, которые они воспринимают как содействующие их личности или развивающие ее.

Чувства человека не есть прямое отражение мира реальности а лишь её интерпретации относительно Я-концепции.

Этапы/стадии развития личности

Когда Я-концепция только формируется, она регулируется исключительно чувствами, переживаниями . Переживать для организма значит получать воздействие сенсорных или физиологических событий, происходящих в любой момент.

Впоследствии - через взаимодействие с окружением , людьми. Я-концепции становится продуктом процесса социализации ().

Я-концепция не развивается по фиксированным стадиям, а меняется из оценки нас другими людьми; особенно в период младенчества (у новорожденного Я отсутствует) и раннего детства - развитие условий ценности (знания обстоятельств при которых я достоин их любви/поощрения становятся убеждениями «я должен быть»).

Чтобы поддерживать условие ценности, человек отрицает какие-то стороны себя (которые не понравились важным для меня людям).

На верхней половине диаграммы изображенно как условие ценности раздирает человека на «Навязанное Убеждение - Опыт поддерживающий убеждение - Опыт опровергающий убеждение». То есть часть опыта оцениватся как «чужие/чуждые переживания».

Может только человек у которого условия ценности сведенны до минимума и его Я совпадает с Я-идеальным. То есть большинство переживаний совпадают с Я-концепцией. Тенденция к самоактуализации – это процесс (не является конечным состоянием совершенства) осуществления человеком на протяжении всей жизни своих возможностей с целью стать . Всегда (можно расширять Я-идеальное) остаются таланты для развития, навыки для совершенствования, более действенные и приятные способы для удовлетворения биологических потребностей.

3. Практическое применение

Нормы и патология - здоровая личность

Поведение обычно совпадает с Я-концепцией - человек стремится сохранить согласованность самовосприятия и переживания. Принятие себя, таким как есть, а не таким как хотел бы быть (совпадение Я-концепции с Я-идеальный, конгруэнтность ) - признак психологического здоровья. Отношение к себе прямо отражается на отношении к другим . Чем в большей степени человек принимает себя, тем выше вероятность, что он принимает других. Работает самоисполняющиеся пророчество, которое запускает ответную расположенность. Мы, по сути, получаем психологическую «цепную реакцию».

Переживания, находящиеся в противоречии с Я и его условиями ценности, образуют угрозу Я-концепции (психологическая дезадаптация): они не допускаются к осознанию и точному восприятию. Человек может чувствовать угрозу, не сознавая этого (подпороговое восприятие) - становится уязвим для тревоги, напряжения, замешательства, чувства вины и личностных расстройств. За угрозой следует защитная реакция - Роджерс предложил только два механизма защиты: искажение восприятия и отрицание.

Если между Я и текущими переживаниями существует значительное несоответствие, то защита Я может стать неэффективной. В таком «беззащитном» состоянии несоответствующие переживания точно символизируются в сознании, и Я-концепция человека разрушается - это ведёт к тяжелым психическим болезням.

В случае отрицания (встречается реже, чем искажение) человек отказывается признаться себе, что переживание в принципе имело место. Наблюдателям со стороны обычно очевидно, что происходит. Роджерс указывал, что отрицание может привести к паранойе, бреду и ко множеству других психических расстройств.
Искажение восприятия имеет место, когда несоответствующее переживание допускается в сознание, но только в изменённой форме. Это похоже на рационализацию : человек сам себе растолковывает почему он (не) поступил так или иначе [не повезло, мир жесток, она предвзята, не знал что делаю ].

С точки зрения защиты часть переживаний будет рассматриваться как потенциальная угроза (даже не являясь таковой!) : слова и дела других людей воспринимаются как угрожающие (даже не являясь таковыми!) - эти люди подвергаются нападкам с моей стороны так как они носители угрозы (даже не являясь таковыми!) - все люди начинают делиться на опасных и нет («он свой/чужой», оборонительная готовность ). Понимание любого другого человека как самостоятельного разностороннего индивида отсутствует. Работает самоисполняющиеся пророчество, которое запускает ответную подозрительность.

Человек - осознанное и рациональное неделимое существо. Никакие эксперименты над животными не могут его объяснить (притом нарушают этику отношения к живому!) Никакая часть организма не является отдельной - все взаимодействует друг с другом как гештальт. (Не мой живот болит, а я чувствую боль в своём животе.)

Человек по своей природе не что иное, как то, чем онделает себя сам. Основная его задача - наполнять смыслом этот абсурдный мир. Он живёт не в объективной, а в субъективной реальности «здесь-и-сейчас» переживая мир в личный опыт. (экзистенциальный взгляд)

Подробнее в википедии .

2. Динамика личности

Что движет личностью

Творчество является универсальной характеристикой всех людей от рождения и заложено глубоко в нашей природе. Творчество тут это не столько искусство, сколько определённый креативный подход к любой деятельности: можно быть и творческим продавцом, бухгалтером.

Человек никогда не бывает статичен ибо находится внепрерывном процессе становления . Каждый человек осознаёт, что он в ответе за свою судьбу. Каждый человек желает жить полной, подлинной и искренней жизнью. Каждый человек стремится делать только добро или, по крайней мере, не навредить.

Этапы/стадии развития личности

Человек - непрерывно желающее существо.

В нём есть иерархия/пирамида врождённых потребностей :

Дефицитные мотивы

Бытийные мотивы

1. физиологические,

2. порядка (предсказуемой безопасности)

3. любви (принадлежать группе, - любить от «берущей» до «дающей»),

4. уважения (признание, компетентность, самоуверенность),

5. самоактулизации.

Дефицитарная мотивациястабилизации направлена на то, чтобы менять неприятные/неподходящие условия жизни. Уменьшает напряжение. Биологические корни.

Бытийная мотивацияроста направленна на расширение кругозора. Все три могут быть заменены друг другом. Увеличивает напряжение. Появляется обычно после того как удовлетворенны дефицитарные мотивы.

Д-Жизнь : удовлетворять дефицит и требования окружающих. Живи сегодняшним днем, больше потребля (дству) й, занимайся чем-нибудь попроще под чужим руководством. Отсутствие стремлений. Рутина и однообразие. Счастье в безопасности.

Б-Жизнь : усилия, рывок через себя чтобы реализововать свои планы и самовыражаться. Радость существования меня таким какой я есть. Вершинные переживания (как flow-state).

3. Практическое применение

Нормы и патология - здоровая личность

Абсолютная свобода выбора пугает: можно становится «другими людьми», а не собой. У некоторых людей развивается преувеличенное стремление к безопасности. Кроме того, Маслоу выделял комплекс Ионы - нежелание знать о своем потенциале, боязнь его, страх успеха.

Здоровые люди движутся от Д-Мотивации к Б-Мотивации и Самоактулизации . Становление личности, а не наоборот деградация или зависания на пути.

Самоактулизация - желание стать тем, кем я могу стать. Полное использование своих талантов и способностей . Самоактулизированых менее 1% от всех людей и они уважаемые мастера в своих областях. Критерии в прошлом посте.

Стоит стремится быть как они.

Методы работы

Пропаганда. Больше Самоактулизированых и человечеству же лучше! Помочь людям понять важность Самоактулизации. Маслоу исследовал людей, которых считал полностью состоявшимися и выделил 15 ключевых характеристик. Кроме того исследовал Вершинные переживания (похоже на неоднократной упоминаемый мной flow по Чиксентмихаи ).

Потом были созданны опросники POI (150 вопросов) и POD (260 вопросов) чтобы отличать уже Самоактулизируемых от ещё не. И другие тоже.

Кстати, процесс становления в нашем окружении не легок . Творчество может потеряться в результате родительского/школьного «воспитания». Маслоу подчёркивал что институты религии и образования направлены на подавление здоровых людей и создание глупых скучных подчинёных. Я согласен

Его мечта: создать на изолированном острове идеальное окружение/культуру - Эупсихеия , где люди будут заниматься достижением самоактулизации.

Критерии самоактуализированной личности (Маслоу)

Наивышим достиженим личности Маслоу считалсамоактуализицию (это, кстати, не результат, а процесс). Он провёл исследования и вычислил чем такие люди отличаются от остальных:

    наличие миссии : полностью приверженны своему делу / призванию и текущей задаче

    вершинные переживания: получают наивысшее удовольствие от своей деятельности (FLOW-state )

    понимание отличия цели от средства: бо льшая ориентация на процесс сам по себе

    повышенная наблюдательность и беспристрастность

    свежесть восприятия: умение найти новое захватывающие в привычном

    исключительная ориентация на креативность , творчество как стиль поведения

    минимальная стереотипизация и категоризация мышления

    стремление иметь собственный взгляд на ситуацию, а не мнение большинства

    сопротивление всеобщему окультуриванию, сохранение дистанции и автономности - независимости своих личных базовых ценностей

    неприкосновенность внутренней жизни - наслаждение одиночеством, уединением, общением с собой

    когда это нужно без колебаний нарушают социальные нормы

    строго придерживаются своих внутренних чётких нравственных норм

    этика : уважение других людей, разных культур и традиций

    общественный интерес, сострадание, желаниеулучшить обстановку на планете

    самые демократичные люди, уважают других вне зависимости от классов, рас, религий

    принятие силы/слабостей своих и окружающих

    ощущение «я замечательный такой какой я есть»

    непосредственное живое поведение, простая понятная речь

    аутентичность, доброжелательный юмор

    сами для себя являются движущей силой

    активные, ответственные, самодисциплинированые

    высокая степень самоуправления и «свободы воли»

    менее эмоциональны, стремятся к объективной оценке

    очень редко жалуются на что угодно

    спокойствие /невозмутимость при личных несчастьях и провалах

    умение действовать независимо от наличия подходящего окружения / обстоятельств

    отличная психофизиологическая форма , здоровый сон и сексуальность

    глубокие личные взаимоотношения с небольшим кругом друзей

    внутреннее чувство отличия Самоактулизированых от остальных и желаниеобщаться с подобными себе

    отсутствие стремления поучать, информировать и контролировать людей

    отсутствие желания производить эффект на окружающих, ими манипулировать, получать почести, престиж, популярность

Кто встречал таких людей? Что вас удивляет в списке?

Психологическая зрелость по Роджерсу

Как я уже писал раньше, Скинер/бихевиоризмв 1970-х годах обошел по популярности Фрейда/психоанализ . Но есть ещё один психолог, который набрал столько же много последователей (правда он странно относился к науке) - это Карл Роджерс и его расширение идей Маслоу/гуманимза . О самой концепции личности в следующем посте. А пока что о характеристиках зрелого человека (писал похожие идеи Маслоу ).

«Полноценно функционирующий» – термин, используемый Роджерсом, для обозначения людей, которые используют свои способности и таланты, осуществляют свои возможности и движутся к полному познанию себя и сферы своих переживаний. Идеальная жизнь – это не (конечный пункт) фиксированное состояние счастья, совершенства, адаптированости, гомеостаза, а направление / движение. Такие люди гибки, адаптивны, терпимы и непосредственны.

5 характеристик полноценно функционирующих:

    Открытость переживанию : замечаю свои самые тонкие мысли и чувства без попыток подавить их. Действую согласно им или сознательно принимаю решение поступать по другому.

    Жить насыщенно : нахожу свежие, уникальные, отличные от прошлых переживания. Верю в то, что переживания не подстраиваются под существующий образ Я, а формируют/расширяют его.

    Доверие себе : принимаю решения опираясь не на внешние силы (социальные нормы, религию, суждения других), а на свои внутреннее ощущение типа «я поступаю правильно».

    Субъективная свобода : чувствую личную власть, способность делать выбор и руководить собой. Это не абсолютная свобода, но эмпирическая: «Единственный, кто отвечает за мои собственные действия и их последствия – это я сам».

    Креативность : являюсь членом общества, но не его пленником - создаю отличные новые (признаваемые другими, полезные) продукты [творчества]: идеи, проекты, действия.

Слушая скучную лекцию, можно почувствовать желание публично упрекнуть профессора в том, что он такой скучный - осознать, что не следует поддаваться этому, поскольку причинит вред ему и другим (аудитории в которой могут быть заинтересованные слушатели; профессору, который, сам того не зная, стал «мишенью» и от такой реплики вместо желания начать рассказывать интереснее только затаит злобу). Поэтому отказываемся от мысли (проиграв полностью в воображении без всяких запретов) и переключаем свое внимание на другое. Или при желании и чувстве «так будет правильно» принимаем на себя ответственность всех последствий, выбираем как это будет лучше сделать и таки «наежаем» на профессора.

Роджерс о воспитании здоровых детей (людей)

Прошлый раз я писал о психологической зрелости по Роджерсу и её характеристиках. Сейчас ещё хочу обратить внимание на предпосылки такой зрелости.

Вторичный (о первичном напишу в следущем посте) , приобретенный мотив людей - потребность в позитивном внимании : для любого человека важно, чтобы его любили и принимали другие.

Впервые проявляется как потребность младенца в любви и заботе, а впоследствии выражает себя вудовлетворении человека, когда его одобряют другие , и фрустрации , когда им недовольны. Если человек считает, что он удовлетворяет потребность позитивного внимания у других людей, то он непременно чувствует удовлетворение своей собственной потребности.

Обычные родители позитивно относятся только кжелаемому для них поведению ребенка. Условия ценности - обстоятельства, при которых дети будут переживать позитивное внимание - «Я буду любить, уважать и принимать тебя только в том случае, если ты будешь таким, каким я хочу тебя видеть» . Требования, предъявляемые другими - ребенок сделает почти все,даже если ему это не нравится , чтобы удовлетворить потребность позитивного внимания - запоминает, что если будет действовать неправильно или неприемлемо с точки зрения родителей, то его не будут ценить и любить.

Безусловное позитивное внимание - можно дать или получить позитивное внимание независимо от ценности конкретного поведения человека - человека принимают и уважают за то, какой он есть . Единственный способ не вмешиваться в тенденцию к актуализации ребенка – это дать ему безусловное позитивное внимание. Наилучшей родительской стратегией в отношении ребенка, который ведет себя нежелательным образом, будет сказать ему: «Мы очень тебя любим, но то, что ты делаешь, огорчает нас, и поэтому лучше бы ты этого не делал» . Ребенка всегда следует любить и уважать.

Со временем и взрослением структура Я становится для самой себя «значимым социальным другим» - людям необходимо позитивно рассматривать, оценивать себя : удовлетворением при одобрении и неудовлетворением при неодобрении себя. Развитие позитивного внимания к себе гарантирует, что человек будет стремиться действовать так, чтобы и другие, и он сам одобрительно отзывались о его поступках.

Когда дети воспринимают себя так, что никакое самопереживание не является более или менее стоящим позитивного внимания, они переживаютбезусловное позитивное внимание к себе . Это, в свою очередь, позволяет им развивать свои собственные ценности и удовлетворение в соответствии с их реальными переживаниями,независимо от «одобрения» других. Хотя они сознают существование определенных ожиданий относительно того, что им «следует» делать, они будут доверять себе и своим суждениям, а не поддаваться требованиям, существующим вне их самих.

Условие ценности по отношению к ребенку причиняет ущерб его становлению как полностью функционирующего человека по той причине, что ребенок пытается соответствовать стандартам других, а не определить для себя, кем он хочет быть. Люди с условиями ценности должны ограничивать свое поведение и искажать реальность, потому что даже просто осознанные мысли о запрещенном поведении могут быть столь же угрожающими , как и его проявление.

Роджерс считает состояние несоответствия «Я» (хочу, нравится) и переживаемого опыта (делаю что нравится им) наиболее серьезным препятствием в развитии психологической зрелости!

Воспитание детей с безусловным позитивным вниманием обеспечивает основу для их становления как полноценно функционирующих взрослых.

Терапия без терапии (Роджерс)

Собственно заслуга Карла Роджерса в том, что он

    первый назвал людей, которым помогал,«клиентами» , а не «пациентами». То есть людьми живущими обычной жизнью, платящими за психологическую помощь как за простую услугу вроде стрижки у парикхмахера.

    задался вопросом зачем нам все эти «танцы с бубнами» (в те врмена уже было около 150 разновидностей терапии, сейчас их под 400) - действительно ли в терапии работает терапиятехниками (если да, то почему такое их разнообразие) и что будет если вместо манипуляции пациентом просто строить с нимвзаимоотношения ?

Психотерапия по Роджерсу работает, по большей части, с симптомом неконгруэнтности (подробнее в следующем посте) , помогая людям лучше сознавать свои действия, мысли и чувства , как они влияют на них самих и на других. За качество результатов несёт ответственность клиент (в наилучшем положении для понимания поведения индивида находится сам индивид).

Терапия Роджерса прошла три этапа развития:

    недерективная : все методики сводились котражению (нельзя давать советы, отвечать или задавать вопросы) - повторить клиенту более точно то, что он в действительности говорит и чувствует. «Выпрямляющие зеркало»

    терапия, центрированая на клиенте - замена терминологии; дополнительные методики, позволяющие терапевту лучше разобраться в том, что происходит с клиентом в каждый момент проводимого лечения.

    терапия, центрированая на человеке/личности - взаимоотношения между психотерапевтом и клиентом как единственный, наиважнейший фактор, способствующий изменению личности: передачи своей эмпатии и позитивного внимания к клиенту.

Терапия состоит в переживании себя в эмоционально осмысленных отношениях с терапевтом.

Сознательное признание импульсов и восприятий в значительной мере увеличивает возможности сознательного контроля . Часто в начале терапии клиенты проявляют неподдельную боязнь по поводу того, что другие (и они сами!) могут обнаружить ихподлинное Я . «Как только я начинаю думать о том, кто я на самом деле, я вступаю в страшное противоречие, от которого ужасно себя чувствую. Происходит такое самоуничижение, какого, я думаю, никто не испытывал... Я боюсь вести себя естественным образом, наверно, потому, что я не ощущаю, что нравлюсь самой себе».

Личностно-центрированная терапия стремится установить атмосферу , в которой разрушительные условия ценности отставлены в сторону. Как только такие клиенты начинают больше принимать себя , они в большей степени начинают принимать и других .

Терапевтические условия для изменения личностью самой себя:

    Предусловие: два человека находятся в психологическом контакте.

    Первый человек, клиент, находится в состоянии несоответствия, он потерял связь с источником своего осознанного опыта - уязвим и тревожен.

    Второй человек, психотерапевт, является гармоничным, настоящим и искренним.Терапевт - здоровая зрелая личность! (а не как обычно=)

    Психотерапевт передаёт безусловное позитивное внимание к клиенту: относится с теплом, хвалит его как человека в процессе становления и не дает оценок его чувствам или переживаниям. Атмосфера, создающая у клиента уверенность, что его полностью понимают и принимают.

    Психотерапевт чувствует эмпатическое понимание внутреннего субъективного мира клиента и стремится передать это клиенту.

Термин эмпатия относится к точному восприятию внутренней системы координат другого вместе с эмоциями и смыслами, которые ей свойственны, как если бы можно было стать другим, но всегда с сохранением условия «как если бы» .

Если в установках терапевта присутствуют определенные условия, а именно: конгруэнтность, позитивное отношение и эмпатическое понимание - то у человека, называемого «клиент» имеет место изменение в сторону роста.

После терапии клиент чувствует, что большеконтролирует себя и более умело решает жизненные проблемы. В сознание проникает больше релевантного опыта, поддающегося рациональному выбору. Клиент реже переживает свое поведение как «не свое».

Как по мне подход прекрасен: зрелая и здоровая личность просто берёт деньги за то, чтобы с ней провести время. Собственно, такая терапия антиподсверхтехнологичного подхода DST . И то и то работает первоклассно.

Что такое личность (по Роджерсу)

В отличии от Маслоу, который построил свою теорию опираясь на стремления здоровых людей, Карл Рэнсом Роджерс (американский психолог) работал как раз для создания объяснения своей терапии. Подход (достаточно запутанный) можно назвать «теория Я» , а терапию (достаточно понятную) - «центрированной на человеке/личносте ».

Феноменологическая теория личности Роджерса основана на философских идеяхЭдмунда Гуссереля :

    мир существует только в связи с человеком еговоспринимающим и мы просто отказывается от вынесения суждений относительно реальности вещественного мира (и отдаем это для споров философам)

    каждый человек сам выбирает как воспринимать мир (внутренняя система координат ), какой должна быть его жизнь. В противовес Маслоу : они не являются последствием мотивов, а лишь уникального восприятия действительности. Понимание поведения человека зависит от изучения егосубъективного восприятия реальности.

    люди добрые - стремятся к реализации врождённых возможностей, креативности, социальной ответственности, целостности, самоуправляемости и самостоятельности; люди злы, когда ведут себя не в соответствии со своей истинной внутренней природой.