Меню

Беседа с детьми на тему «Лекарственные растения». Подготовительная группа

Стропильная система

Конспект занятия ОО Познание для детей подготовительной группы «Чудесные, полезные, станут нам известные».

Программное содержание: уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях; закрепить понятия о взаимосвязи растительного мира и человека; познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений; развивать интерес к природе родного Воронежского края.
Словарь: душица, шалфей, зверобой, чабрец, земляника лесная; лекарство, лекарь, лечение, лекарственный чай; народные целители, траволечение, травник, знахарь.
Оборудование: высушенные лекарственные растения. Чашки для заваривания травяного чая, иллюстрации лекарственных растений, презентация № 1 «Лекарственные травы», презентация №2 «Народная медицина в древней Руси», презентация №3 «Сбор и хранение лекарственных трав», презентация №4 «Лекарственные растения (травы, кустарники, деревья)».
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. У меня появилась необычная азбука: «Азбука лечебных трав». В ней названия лечебных трав расставлены в алфавитном порядке.
Дети называют букву, а воспитатель показывает и рассказывает о растении.
Воспитатель: Ребята, лечебные травы – это какие, по вашему мнению?
Дети: Лекарственные.
Воспитатель: слова: лекарство, лекарь, лечение – это однокоренные и очень близкие по значению. Они относятся к древнеславянским и используются восточными и западными славянами, чехами, поляками. Лекарство – это вещество или смесь веществ синтетического или природного происхождения в виде лекарственной формы. Какой?
Дети: Таблетки, капсулы, растворы, мази, кремы, настойки.
Воспитатель: Их используют для профилактики, лечения заболевания. Лекарь – официальное название врача в Российской империи. Лечение –греческое слово «терапия» - оздоровление. Чтобы оздоровиться люди с давних времен используют лечебные травы. Ребята, если их заварить кипятком, как чай, что получится?
Дети: Лекарственный чай.
Воспитатель: Сейчас мы это сделаем. В коробочках насыпаны лекарственные травы: шалфей, зверобой, чабрец, душица, лесная земляника. Рассмотрите их внимательно, понюхайте. Я заливаю их кипятком, накрываю и оставлю на некоторое время. Пусть получится чай из трав. Таким травяным чаям наши прабабушки и прадедушки уделяли большое внимание, так как они помогали при различных болезнях или просто радовали удивительным вкусом и ароматом. Давайте посмотрим презентацию о лекарственных травах, которые сейчас завариваются: название, где растет, что лечит.
Презентация №1 «Лекарственные травы». Воспитатель: Хорошее здоровье – основа долгой и счастливой жизни. Медики всего мира уделяют внимание народной медицине. Значит, она какая? Дети: Та, которую давно придумал народ.
Воспитатель: Народные целители и знахари использовали природные средства, то есть что подарила природа. Народная медицина всегда была тесно связана с историей и духовными традициями народа. На Руси траволечение широко практиковалось (еще до принятия христианства). В деревнях в те времена реальную помощь и добрый совет люди могли получить только у целителей-ведунов и бабок-знахарок, которые бережно хранили накопленные поколениями народных мудрецов знания и опыт. Люди верили в сверхъестественные силы Природы и Бога. Трудно сказать, что помогало – целебная сила растений или вера в помощь Всевышнего. Ни одно дело в народе не обходилось без молитвы, в которой призывали облегчить страдания больного. До наших дней дошло много старинных травников с указанием лекарственных трав и способов их применения.
Презентация №2 «Народная медицина в древней Руси».
Воспитатель: При Петре Первом стали разводить аптекарские огороды, на которых выращивали лекарственные травы. Очень важно бережно относиться к окружающей нас природе. Нельзя рвать и сушить всевозможные целебные травы впрок, та как природные запасы быстро скудеют. (Если срезать только верхушку зверобоя, а не выдергивать с корнем, тогда на это место можно приходить за ним в течение многих лет). А многие виды растений уже исчезли. Куда о них записано?
Дети: В Красную книгу.
Воспитатель: Можно лекарственные растения разводить в саду или в огороде. Стихотворение «Целебные травы» нам может рассказать Лиза.
Наступили дни целебных трав –
Мяты, иван-чая, зверобоя,
Их в пучки душистые собрав.
Из лесов несу цветы с собою.
Все целебно: лес, луга, поля,
Подорожник, заросли тимьяна.
Щедрая, прекрасная земля,
Словно лекарь нам врачует раны.

Презентация №3 «Сбор и хранение лекарственных трав».
Воспитатель: Человек давно заметил, что звери тоже лечатся растениями, разыскивают для себя нужные. Если в лесу быть внимательным и наблюдательным, можно узнать много нового. Послушайте, какое стихотворение расскажет Денис.
Лес не только для нашей забавы,
Он – богатство нашей страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Луга июльские – чудо простое,
Синее, белое, золотое.
Травы лечебные – травы целебные!
Нет на земле бесполезной травы!
Все растения надо знать,
Их беречь и охранять.
Ведь из трав лесного царства
Люди делают лекарства.
Воспитатель: Вот и мы отправляемся в лесное царство.
Физкультминутка «Путешествие в лес» (дети выполняют движения в соответствии с текстом).
Здравствуй, лес, прекрасный лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою,
Ночью темной, грозовою?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи.
Ты же видишь – мы свои.
Только в лес мы вошли –
Появились комары.
Дальше по лесу шагаем,
И медведя мы встречаем.
Снова дальше мы идем –
Перед нами – водоем!
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее.
Раз, два, раз-два,
Позади теперь вода.
Раз, два, раз-два,
Позади теперь вода!
Руки выше поднимаем.
Дышим ровно, глубоко.
Воспитатель: Посмотрите, мы - на лесной поляне. Вот - куст шиповника с ароматными розовыми цветами, рядом заросли белой ромашки, которая смотрит на тебя своим желтым глазком, приветливо шелестят листья березы. Отдыхая в тени, давайте рассмотрим растущие здесь лекарственные травы и попробуем по внешнему виду определить их названия. Я загадаю вам загадки, а правильные ответы впишу в клеточки кроссворда. Ребята, давайте расшифруем кроссворд?
№1 Кроссворд «Здоровье».
1.Кто любит меня,
Тот и рад поклониться,
А имя дала мне
Родная землица. (Земляника)

2. Неприметна среди трав,
У нее спокойный нрав.
Кто полезностью гордится?
Ароматная … (Душица).

3. Если стебель отломить,
Руки трудно уж отмыть!
Желтый сок в листочках,
В маленьких цветочках,
Тот сок для добрых чистых дел,
А что за травка? (Чистотел)

4. Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
А ее зеленый лист
Нам идет на чай.
Что за травка – ч…отгадай? (Чабрец)
5. Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас исцелит? (Подорожник)

6. Мелкий желтенький цветок,
Он не ярок, не высок.
Вылечит недуг любой.
Что же это? (Зверобой)

7. Сверху листик гладкий.
Но с байковой подкладкой. (Мать –и –мачеха)

8. Среди пахнущей травы
Может быть, встречали вы –
Помогает «духом фей»
Простудившимся…(Шалфей)
Воспитатель (после отгаданной мать-и-мачехи): Вы обратили внимание, какое необычное название травы? Кто знает, почему?
Ответы детей. Воспитатель: У этого растения есть еще одна довольно редкая особенность – его цветки появляются раньше листьев.
О ее происхождении сложено много грустных легенд. У одной женщины умерла родная дочка. Все дни проводила она на кладбище, гладила ладонями, ласкала землю, в которой покоилось любимое дитя. Из материнской любви появился цветок, который войлочной теплой стороной листа укрывал могилу девочки. Но была у этой женщины еще и падчерица, которую она не любила. И поэтому другая сторона листа была более жесткой и холодной.
Воспитатель (после загадки про шалфей): Ребята, все клеточки заполнены – мы разгадали кроссворд, в выделенных цветом клеточках спряталось важное слово. Кто его прочитает?
Дети читают.
Ч Ш
И Ч П М А
С А О А Л
Т Б Д З Т Ф
З Д О Р О В Ь Е
Е У Т Е Р Е - Й
М Ш Е Ц О Р И
Л И Л Ж О -
Я Ц Н Б М
Н А И О А
И К Й Ч
К Е
А Х
А
Воспитатель: Здоровье мы укрепляем и бережем, не хотим болеть. Помогут нам в этом полезные ароматные травы. Они приятно пахнут, например, мята. На языке цветов мята является символом доброты, гостеприимства. По народным поверьям мята изгоняет злых духов, поэтому ставят на окно горшочек с растущей мятой, а если положить в кошелек мятный листик, то это принесет удачу в денежных делах. Одна легенда так объясняет появление мяты. Полюбила девушка Мента красивого парня из бедного рода. Её родители запретили им встречаться. Но влюбленные нарушили запрет и тайно встретились. От замечательного запаха, что шел от девушки, юноша уснул. И в это время злые люди их разлучили. Красавицу Менту забрали в лесное царство, а парня бросили в глубокую быструю реку. Узнала об этом Мента, заплакала, и, чтобы быть вместе с любимым, бросилась в ту же реку. А там, куда падали ее слезы, выросли растения с бледно-фиолетовыми цветочками, прекрасным запахом. А назвали их мята.
Если вам понравилось отгадывать загадки, можем заполнить второй кроссворд с названиями заваренных сегодня трав.
Вкусен чай и ароматен,
С ней он легок и приятен:
Листочки сорваны, помяты.
Что ты вдыхаешь? – запах (мяты).

2. Он излечит, исцелит.
И от множества болезней
Непременно защитит.
А его зеленый лист идет
На благородный чай.
Что за травка, отгадай? (Чабрец)
3. Среди пахнущей травы
Может быть, встречали вы –
Помогает «духом фей»
Простудившимся…(Шалфей).
4.Если что-то заболит,
Даже зверь не устоит.
С какой же травкой пить настой?
С чудо-травкой…(Зверобой). 5. Травка та растет на склонах,
Эта травушка с цветами.
Она «горная отрада»,
Мы всегда ей очень рады.
Над ней пчелка, словно жрица…
Как зовут её? (Душица)
Воспитатель: В выделенных цветом клеточках появилось главное слово. Прочитаем вместе: трава.
Д
У
Ч Ш
М А И
Я Б Ш З Ц
Т Р А В А
А Е Л Е
Ц Ф Р
Е О
Й Б
О
Й

Воспитатель: Два главных слова из кроссвордов: «здоровье» и «трава» показывают, что для укрепления здоровья нам понадобятся лекарственные травы. А запах мяты поможет успокоиться, расслабиться и даже крепко уснуть. Воспитатель:
Коль в ночи опять не спится,
Не сомкнуть опять ресницы,
Простынь в ёрзаньи измята.
Выпей чай из листьев (мяты).
С давних времен мяту зашивали в подушки для здорового сна. Приглашаю вас сесть за столы и изготовить своими руками волшебные мешочки, внутри которых – высушенная трава мяты.
Дети после показа воспитателя с минимальной помощью взрослого изготавливают мешочки из мяты.
Воспитатель: Волшебный запах мяты наполнил весь наш зал. Эти мешочки вы отнесете домой, подарите мамам. А гостям мы предлагаем чай из лекарственных трав, который уже заварился. Давайте на него полюбуемся, понюхаем. Видите, какой цвет и аромат получился? Каждая травинка, листик, цветочек изменились – они разбухли, раскрылись - как будто демонстрируют нам себя. Какие они прекрасные и такой чай необходимо поскорей выпить. Мы прощаемся с гостями и желаем всем приятного чаепития.

Цель: пополнение и обогащение знаний детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты».
Задачи:
расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созреваемых в осенний период;
Формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении, в инсценировках и играх;
Способствовать развитию памяти, восприятия;
Воспитывать эстетические чувства.

Вид проекта: информационно-творческий, коллективный
Возраст детей: 4-7 лет
Продолжительность проекта: средней продолжительности
Социальные партнёры: дети, родители, воспитатели, логопед группы, музыкальный руководитель.
Формы реализации проекта:
Занятия;
дидактические, с\р игры;
беседы;
рассматривание иллюстраций, открыток;
экскурсии в осенний лес и овощной магазин;
использование мультимедийных презентаций;
работа с родителями.
Предполагаемый результат:
Расширятся знания детей об осени, ее признаках и дарах;
Пополнится словарный запас;
Сформируется активнось и заитнересованность в образовательном процессе детей у родителей.

Цели: закрепить представления детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования. Развивать игровое творчество, смекалку. Воспитывать бережное отношение к растениям. Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы- описания, сказки, загадки.

Для детей: Собрать фотографии, картинки с изображением лекарственных растений, загадки, стихи, рассказы о лекарственных растениях.

Для педагогов: Отобрать нужную информацию, разучить стихи и песни с детьми. Организовать деятельность детей и родителей по группам.

Для родителей: отобрать полезные рецепты с использованием лекарственных растений, изготовление газеты «Бабушкины рецепты», помощь в подборе информации.

Проект рассчитан на детей 6-7 лет и их родителей.
Участники проекта: воспитатели, музыкальный руководитель, дети, родители.
Продолжительность проекта 1 месяц.

Проблема: Ограниченные возможности детей в общении с природой.
Расширить представление детей о лекарственных растениях (экскурсии, наблюдения).

Планируемый результат: Закрепить знания о взаимосвязи человека и природы, о пользе лекарственных растений.

Подготовительный этап:

Проведение в ДОУ семинара для педагогов, познакомить их с содержанием и методикой, целями и задачами проекта.
Обсудить, что могут сделать в рамках проекта воспитатели, музыкальный руководитель. Составление перспективного плана на месяц.

Воспитатели – главные действующие лица в организации работы.

Музыкальный руководитель - подбирает песни, музыкальные игры, связанные с тематикой проекта.

Сотрудничество с родителями - перед началом работы по проекту рассказываем родителям о целях и задачах, стараемся убедить их в необходимой помощи, серьезно относиться к исследованиям детей.

Подготовка материала и оборудования.

Для проведения исследования понадобиться:
Тетради и альбом для оформления результатов наблюдений.
Карандаши, фломастеры.
Фотографии, иллюстрации с изображением лекарственных растений.
Высушенные растения и их плоды.
Оборудование для приготовления салата и чая, посуда для дегустации.

Дети - перед началом работы по проекту проводим беседу о лекарственных растениях.

Цель - выяснить представление детей о лекарственных растениях их отношений к ним, заинтересовать проблемой.

Освоение проекта

Разделить группу из 30 детей на три рабочие подгруппы.

1 подгруппа

Сбор фотоматериала, иллюстраций с изображением лекарственных растений (с описанием).

2 подгруппа

Оформление выставки «Наши зеленые друзья»»
Рисунки детей.

3 подгруппа

Разучивание песен и стихотворений.

Мероприятия: чтение литературных произведений, беседы, занятие, экскурсия, наблюдения, рисование, дидактические игры, развлечение.

1.Чтение литературных произведений.
Чтение отрывков из рассказа “Огород на опушке” А.Стрижева.
Чтение А. Онегова “Тропинка полевая”,
Ю. Дмитриева “Кто в лесу живет и что в лесу растет”,
Н. Павловой “Загадки цветов”,
А. Плешакова “Зеленые страницы” и др.
Заучивание загадок и стихов о растениях.

2.Беседы.
2.1.Беседа «Зеленая аптека»
Рассказать детям о том, какую большую пользу приносят человеку лекарственные растения, расширить представления детей о мире растений, познакомить детей о взаимосвязи растительного мира и человека. Познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Материал: Иллюстрации с изображением лекарственных растений, засушенные лекарственные растения.

2.2. «Друг или враг».
Рассказать детям о многообразии растений, научить отличать съедобные растения от несъедобных., отличать одно лекарственное растение от другого (по внешнему виду, по строению, по запаху). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений, а также с изображением вредных для здоровья человека растений.

3.Занятие «Лекарственные растения – средства оздоровления человека»
Цели: Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах сбора и хранения. Воспитывать бережное отношение к природе.
Материал: Иллюстрации с изображением лекарственных растений, засушенные растения, гербарий лекарственных растений нашего района, чайник, стаканы, пакетики с лекарственными растениями, горячая вода.
Практическая деятельность на занятии: наблюдение, рассматривание, приготовление травяных лекарственных напитков.

4.Экскурсия к подножию холмов.
Цели: познакомить детей с природным окружением нашего района, рассказать о многообразии трав произрастающих в нашем районе, познакомить с тем какие лекарственные растения растут около холмов(крапива, одуванчик, подорожник, пижма и др.).Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

5. Наблюдение «Наш верный друг- подорожник»
Цели: познакомить детей с лекарственным растением- подорожником, с его внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; рассмотреть листья подорожника, стебли, познакомить детей с тем, какие внешние условия необходимы подорожнику, для того чтобы он рос. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Материал: наблюдение проводится на участке детского сада где растет подорожник.

6. Дидактические игры.
6.1. Дидактическая игра «Вершки – корешки» – в игре познакомить детей с тем, какие части дикорастущих съедобных трав используются в пищу.
Материал: засушенные лекарственные растения (ромашка, крапива, подорожник, душица).

6.2. Дидактическая игра «Узнай растение»– упражнять в умении распознавать растение по его частям, по строению, по запаху.
Материал: разные виды лекарственных растений (душица, пижма, подорожник, ромашка, чистотел)., отдельные части лекарственных растений (стебель, корень, листья).

6.3. Дидактическое упражнение «Определи по запаху» (мята, душица и др.)- упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях.
Материал: засушенные лекарственные растения, зашитые в холщовые мешочки.
Действия: дети подносят к носу по одному разные мешочки и по запаху определяют, какое растение находится в мешочке.

7.Презентация детских рисунков «Наши зеленые помощники».

8. Детский праздник «Юные натуралисты»
конспект прилагается.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАЗДНИК
«ЮНЫЕ НАТУРАЛИСТЫ»
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях, о том, какую пользу приносят они человеку.
Участники: две команды детей, болельщики – родители, жюри, ведущая – воспитатель.
Оборудование: элементы туристического снаряжения; аптечка; высушенные растения и их плоды; иллюстрации с изображением съедобных и лекарственных дикорастущих растений; оборудование для приготовления салата, чая, посуда для дегустации; спортивный инвентарь.
В: Решили, в поход идем, но во время похода нужно выполнить несколько заданий бабушки-травницы.
Задание 1. Игра “Собери рюкзак”.
В: Представьте, что вы собираетесь в поход. Из предложенного материала вы должны отобрать вещи, которые вы возьмете с собой. Каждая команда собирает вещи для одного рюкзака.
Задание для капитанов. Капитаны команд вместе с жюри проверяют результат и оценивают работу.
Задание 2. Решение проблемной ситуации:
В: “В результате загадочных обстоятельств продукты питания и аптечка исчезли. Можно ли обойтись без продуктов питания? Если да, то каким образом? (Задание для одной команды.)
В: Можно ли обойтись без аптечки. Если да, то какой выход вы предлагаете?
(Задание второй команде.)
Задание 3. Игра “Цепочка слов”.
В: Назовите (по очереди) названия съедобных видов дикорастущих растений. Выигрывает та команда, которая заканчивает цепочку.
В: Задание 4. Из предложенного материала (живые растения) отберите съедобные виды растений и разложите в соответствии с карточками-символами: салатника – травы, из которых готовят салат, чайника – травы, из которых заваривают чай.
Задание 5. Дидактическая игра “Узнай по запаху”.
В: В коробочках с отверстиями в крышках приготовлены растения. Предложить по запаху узнать растение и назвать его.
Привал. Игры-эстафеты: “Перевозка “арбузов”.
Задание 6. Игра “Собери растение”.
В: Каждой команде предлагается собрать одно или два растения из отдельно нарисованных частей.
Задание 7. Проблемная ситуация “Как оказать помощь?”.
В: Во время похода бывают разные ситуации: кто-то нечаянно поранился, кого-то ужалила пчела, у кого-то ушиб. А аптечки у нас нет. Отберите травы, которые можно использовать при порезах (листья крапивы и чистотела).
В: Отберите травы, которые могут помочь при ушибах и укусах насекомых. (Измельченные листья подорожника).
Каждая команда выполняет свое задание.
Задание 8. Творческое задание “Нарисуй знак”.
В: Каждой команде придумать и нарисовать знак на одно из знакомых ядовитых растений.
Можно привлечь к помощи родителей.
Задание 9. Приготовление салата на основе листьев щавеля, одуванчика.
Жюри оценивают выполненную работу, победителям вручается грамота «Ю

Программное содержание: уточнять представления дошкольников о разнообразии растений луга, поля, формировать умение узнавать и собирать лекарственные растения в определенных местах и в определенные сроки, хранить и применять их; ; развивать познавательную активность дошкольников, их в процессе ; воспитывать , умение и желание активно .

Материал для занятия: иллюстрации с изображением лекарственных растений.

Ход занятия

В. Ребята, посмотрите, к нам пришло письмо! Кто нам его прислал? Вместо обратного адреса на конверте - загадка:

Больных зверей он исцелил

И Бармалея победил! (Доктор Айболит.)

В. Как вы думаете, чем лечил зверей доктор Айболит? (По сказке - микстурами, таблетками, плитками шоколада, гладил им животики.)

А чем на самом деле лечатся дикие животные? (Растениями.) Как они их находят? (По запаху.)

Люди тоже издавна знают пользу лекарственных препаратов, изготовленных из трав (фитотерапия). Вся медицина начиналась тысячи лет назад с лекарственных трав. Например, китайская медицина и сегодня славится богатым опытом фитотерапии. Важным преимуществом лекарственных растений является отсутствие побочных эффектов, которые могут вызвать искусственные химические препараты. Изучением народной медицины сегодня занимаются специальные отделения фитотерапии при медицинских институтах.

В этом письме доктор Айболит просит вас помочь ему в сборе лекарственных растений. Очень важно знать происхождение лекарственной травы. Поэтому мы вспомним сейчас растения, растущие в наших лесах, на лугах и полях которые нам хорошо известны.

Прежде чем отправиться на заготовку лекарственных трав, надо хорошо знать растения. Какие вы знаете лекарственные растения, травы?

Игра «Назови и расскажи!».

В. Я буду вам показывать растение, а вы его назовете и расскажете, где оно растет.

А теперь я буду рассказывать о лекарственных растениях, а вы их найдете на картинках:

Листья узорчатые, головка желтая с белыми лепесточками, используется в виде отвара для полоскания и промывания, например, когда болит горло. (Ромашка.)

Растет при дороге, на лугу, любит солнышко. Листья зеленые, упругие, с толстыми прожилками. Применяется для остановки кровотечения, прикладывается на рану. (Подорожник.)

Об этом растении говорят, что оно «кусается», потому что на листьях и стебле его есть волоски, которые похожи на маленькие шприцы с едкой жидкостью. Из его листочков варят щи. Его отваром моют волосы. Его любят и животные, и насекомые, особенно бабочки.

А это растение попробуйте узнать по запаху: оно растет на болотах. Люди собирают его корень и делают настойки, таблетки, чтобы успокоить нервную систему. (Валериана.)

Это растение луговое, бывает и на лесных опушках. Каждый его лист состоит из множества (тысячи) маленьких листиков. Отсюда и произошло его название. Оно помогает при лечении желудка, улучшает аппетит. (Тысячелистник.)

Из этого растения тоже умеют делать салат, иногда варенье - желтенькое, солнечное! Но сок этого растения похож на молочко, очень горький. Собирают люди только его желтые цветки.

Знаете ли вы, как надо правильно заготавливать лекарственные травы? Все ли одинаково собираются, в одно ли время?

Запомним сейчас некоторые основные правила сбора лекарственных растений:

  • Растения собирают в сухую погоду, после того, как высохнет роса. Действующие вещества растений накапливаются в них неравномерно. Поэтому сбор сырья следует производить тогда, когда оно богато этими веществами.
  • Нельзя пробовать листья, плоды, корни, соцветия. Почему?
  • Растения срезают ножницами или ножом на уровне основания или нижних листьев, но нельзя вырывать с корнем. Почему?
  • Нельзя рвать на одном месте сразу много растений. Почему?
  • Запрещается сбор лекарственных трав, занесенных в Красную книгу. Почему? Какие вы знаете растения Красной книги? (Ландыш, прострел, василек, вероника, фиалка трехцветная, бессмертник, календула и другие.)
  • Как вы думаете, можно ли собирать травы в городе, вблизи дорог?
  • Качественность сырья зависит от его обработки и хранения. Почти все лекарственные растения должны быть высушены. Сушат сырье сразу после сбора (иначе оно темнеет и портится). Естественную сушку проводят в тени в хорошо проветриваемом помещении. Солнечная сушка допускается только для корней, которые предварительно разрезаются на куски.
  • Цветки, листья и почки собирают вручную, в перчатках. После сбора трав обязательно надо вымыть руки. Почему? (Некоторые лекарственные растения обладают ядовитым для человека соком. Надо очень аккуратно собирать их сырье!)

Что ядовитое в ландыше? (Ягоды.) Их нельзя рвать. Они сами опадают, из них вырастают новые растения.

Вороний глаз - его ягоды похожи на глаза птицы. Они тоже ядовиты для человека. В этом растении яд содержится и в самом соке. Поэтому нельзя рвать ни его листья, ни стебель.

Очень известное лекарственное растение - чистотел. Но его сок тоже может быть опасен для здоровья человека. Поэтому такие лекарственные растения можно применять только по назначению врача и под наблюдением взрослых.

Знаете ли вы, как хранятся лекарственные растения? Для домашнего хранения высушенное сырье засыпают в мешочки из ткани, коробки, бумажные пакеты. Их ставят в темном, проветриваемом месте. Сроки хранения их тоже разные: до 2 лет - цветки и листья; кора и корни - до 3 лет. Все пакетики и мешочки необходимо подписывать, т. к. пользоваться неизвестным сырьем опасно.

Попробуем узнать по аптечной упаковке о содержании сырья!

Поиграем в аптеку!

Воспитатель выставляет все коробочки от лекарственных растений на полочку; детям предлагает полечить свои игрушки.

В. У куклы болит горло. Что вы ей предложите? (Полоскать горло отваром ромашки, календулы.) У лисички сильный кашель. Чем мы ее полечим? (Отвар мать-и-мачехи, чабреца, сироп корня солодки.) Посмотрите, какая бледная кукла! У нее плохой аппетит. (Ей поможет отвар шиповника, зверобоя, тысячелистника.) Медвежонок простыл, купаясь в речке. Он слаб, мерзнет даже под теплым одеялом! (Ему дадим теплый липовый или малиновый чай.) А волчонок лапку поцарапал, хромает. Чем ему помочь? (Сорвать свежий листочек подорожника, промыть водой и приложить к ране.)

А сейчас мы вместе с нашей медсестрой поучимся правильно заваривать лекарственные чаи (по подгруппам): липовый, малиновый, шиповниковый.

Дети упражняются в распознавании чая по цвету, запаху, пробуют на вкус.

В. Для доктора Айболита мы изготовим специальные пакетики с изображением лекарственных растений, чтобы никто их не перепутал. Обязательно укажем на них название и время сбора.

Дети выполняют практическое задание на занятии по изобразительному искусству или совместно с родителями - дома.

Занятие с детьми о лекарственных растениях подготовили Л. Ладутько, С.Шкляр

Елена Тишина
Конспект НОД в подготовительной группе «Лекарственные растения»

Конспект НОД в подготовительной группе

«Лекарственные растения »

Интеграция образовательных областей :Познавательное развитие. Коммуникация. Чтение художественной литературы. Физическое развитие. Здоровье.

Цель : Закреплять знания детей о пользе и применении лекарственных растений

Задачи :

Расширение представлений о лекарственных растениях нашего края , их значение в жизни человека : оздоровительном, эстетическом;

Об их взаимосвязи с окружающей средой;

Знакомство со стихами, загадками о лекарственных растениях ;

уточнить и закрепить знания детей о правилах их сбора, хранения и применения лекарственных трав ;

Развивать память, логическое мышление, внимание, умение анализировать, связную речь.

Воспитывать бережное отношение к растениям , окружающей среде.

Предварительная работа : беседа о Красной книге; рассматривание картинок о растениях , находящихся на грани исчезновения, беседы о пользе лекарственных растений , о правильном их сборе и безопасном поведении с ядовитыми растениями , игры – определи по запаху, вершки и корешки, узнай растение ; экскурсия в лес, отгадывание загадок, заучивание стихотворений.

Оборудование : картинки и карточка с изображением лекарственных трав (лопух, одуванчик, крапива, подорожник, ромашка, тысячелистник.) Иллюстрации с изображением ядовитых растений , музыка «Вальс цветов» .

Ход НОД.

Изображение растений

Посмотрите, что вы видите?

Ребята, для чего нам нужны растения на нашей планете - Земля?

(Растения помогают дышать , радуют нас красотой, лечат от болезней. Без них бы не было жизни на Земле.)

Очень давно, ребята, люди заметили, что звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет люди передавали друг другу свои знания о лечебных свойствах растений . Сейчас можно купить книгу или справочник о лечебных травах, где подробно написано как можно использовать лекарственное растение . Но важно знать : нужно посоветоваться с врачом, прежде чем применять лекарственное растение .

А сейчас время поиграть в дидактическую игру «Собери ромашку» .

Воспитатель предлагает детям пройти на полянку. Рядом стоит вспомогательное панно с табличками, картинками, схемой цветка.

Ромашка разделена на части : корень, стебель, лист, лепестки. Дети должны собрать цветок - ромашку. На помощь ребятам прилетает пчела. Пчела вместе с детьми еще раз повторяет части цветка. Затем она предлагает взять ребенку :

Что идет сначала? Корень. Верно.

Дети составляют ромашку.

Пчела : «Мы вместе сложили цветок. Это ромашка.

Что вы знаете про это растение ? (можно гадать на ромашке, есть песни про это удивительное растение )

Ромашка это очень полезное лекарственное растение .

Ее добавляют в шампунь, чтобы волосы легко расчесывались. Ромашку добавляют в чай от простуды.

Чтение стихотворения ребенком (выученное заранее) М. Киселевой «Если вдруг ты заболел…»

Если вдруг ты заболел,

Не спеши с таблетками, пригласи своих друзей

С зелеными ветками.

Они и красивей, и тоже лечебные,

Бывают и горькие, но очень полезные.

Помногу их пить тоже нельзя,

Бывают опасными эти друзья.

О каких друзьях говорится в стихотворении? лекарственных растениях )

Да, если лекарственными растениями умело пользоваться , то можно сохранить здоровье на долгие годы. Нас окружают растения : каждая поляна или уголок леса – целая зеленая аптека.

Говорят, что лечение травами известно с давних времен. Люди заметили, что растения , которыми они питаются, могут еще быть и целебными. У нас на территории детского сада много таких растений . Предлагаю убедиться в этом и приглашаю пройти к «Зеленой аптеке» на экологической тропе детского сада.

(занятие продолжается на территории детского сада)

Первое лекарственное растение , о котором я хочу рассказать, вам хорошо знакомо, послушайте загадку.

(Ребенок загадывает загадку. Когда дети отгадывают загадку, ребенок который загадывает показывает каточку с растением )

Ребенок : Тонкий стебель у дорожки,

на конце его – сережки,

на земле лежат листки-

маленькие лопушки.

Нам он как хороший друг,

Лечит раны ног и рук.

Каждый лист мой любит тропки

У обочины дорог.

Он однажды людям добрым

Раны вылечить помог. (подорожник- карточка)

Почему оно так называется?

Рассказывает ребенок : Подорожник растет вдоль дорог . Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надежно укрепляет в почве, стебелек с соцветием. Оно тоже жесткое и упругое. Вот и не боится подорожник вытаптывания, от которого страдают другие растения . Подорожник называют «зеленым бинтом» . Если разобьешь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ране.

Послушайте следующую загадку :

Ребенок :Не пустили в огород-

Оттого она и жжет. (крапива -карточка)

Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня. (крапива)

Почему же все-таки крапива обжигает?

Оказывается на листьях и стеблях растения имеются особые волоски. Внутри волосков – едкая жидкость.

Рассказывает ребенок : Дотронулся – получай уколы. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят великолепные щи. В ней содержатся вещества, убивающие микробы. Она хорошо останавливает кровь, а еще укрепляет волосы.

А сейчас ребята загадают загадки о таких лекарственных растениях , которые помогают нам, если мы заболели. Будьте внимательны и постарайтесь их отгадать.

Ребенок : Летом рад я свежей

Ягоде медвежьей,

А сушеная в запас

От простуды лечит нас. (малина - карточка)

Рассказывает ребенок : Малина - прекрасное ягодное растение , да и доктор незаменимый. Отвар сухих плодов и варенье используются для лечения простудных заболеваний. Противопростудным средством является и «малиновый чай» - так называют заваренные кипятком верхушки малиновых побегов с листьями, цветками, незрелыми плодами. Душистые, сладкие, нежные вызревшие плоды, как будто вобравшие в себя все тепло и солнечный свет июльских дней и яркими огоньками горящие в зелени листьев, так и манят к себе. Окраска плодов малины может быть либо красной, либо желтой. Считают, что красноплодная малина богаче биологически активными веществами и, значит, полезнее. Желтоплодная малина нежнее и слаще.

Ребенок : Весной растет ,

Летом цветет,

Осенью осыпается,

А цветок – на медок,

Лечит от гриппа,

Кашля и хрипа. (липа- карточка)

Стихотворение «Липа» читает ребенок

Посмотрите дети -

Это липы цвет,

Ароматы лета,

Нам принес в привет,

Чай его душистый,

Любит стар и мал,

Очень многим людям

Он здоровье дал :

Сбил температуру,

Горло подлечил,

Горькую микстуру

Детям заменил,

И от кашля средства

Просто лучше нет -

Вот какой кудесник

Этот липов цвет!

Вот из этого прекрасного стихотворения мы узнали о пользе цветов липы.

Ребенок : Нарядные платьица,

Желтые брошки,

Ни пятнышка нет

На красивой одежке. (ромашка-карточка)

Ребенок : Носит этот мальчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет – нарядится

В беленькое платьице,

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное. (Одуванчик - карточка)

Физкультминутка «Одуванчик»

Одуванчик, одуванчик,

Стебель тоненький, как пальчик (пружинка)

Если ветер быстро, быстро (руки вверх)

На поляну полетит

Все вокруг зашелестит (руки вверх и машут)

Одуванчика тычинки (бег на месте)

Разлетятся хороводом (потянуться вверх, вздохнуть и опустить руки)

И сольются с небосводом.

Используют одуванчик в медицине. Причем используются и корни, и листья и сок растения . Препараты на основе одуванчика помогают от многих болезней свойствами.

Известны и косметические свойства одуванчика – маска из его -свежих листьев хорошо увлажняет кожу. А настой из цветков одуванчика помогает бороться с веснушками

Ребенок :Выпускает он листы

Широченной широты,

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

Если их не оберешь,

На себе их все найдешь (лопух-карточка)

Лопух (репейник)

У этого растения несколько названий - лопух, репей или репейник. Летом лопух цветет. Его лилово-красные хохлатые цветки довольно красивы. Когда отцветут, на их месте появляются круглые корзиночки с острыми колючками-крючками. С помощью этих колючек они цепляются ко всему, что окажется рядом. Есть даже такая поговорка : «Прицепился, как репей. Из листьев лопуха готовят настойку, которой потом опрыскивают садовые растения . Такие растения дадут хороший урожай, потому что им не страшны будут гусеницы и другие вредители. Лопух большой очень часто используют в медицине. Для приготовления лекарств чаще всего используют корни, реже листья и плоды. С помощью этого растения лечат болезни , заживляют раны, укрепляют волосы. (Можно показать детям пузырек с репейным маслом) .

Даже такое простое, сорное растение как лопух , он же репей, репейник, может одарить, научить, накормить, вылечить. Берегите это зеленое богатство, растущее у нас под ногами !

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Физкультминутка «Аленький цветочек»

(дети выполняют движения под аудиозапись)

Есть на свете цветок алый-алый,

Яркий, пламенный, будто заря,

Самый солнечный и небывалый,

Он мечтою зовётся не зря.

Может там за седьмым перевалом

Вспыхнет свежий, как ветра глоток,

Самый сказочный и небывалый,

Самый волшебный цветок.

Самый сказочный и небывалый,

Самый волшебный цветок.

Как вы думаете ребята, где и когда собирают лекарственные растения ? Как правильно их сушить?

ЗАПОМНИТЕ ПРАВИЛА СБОРА ЛЕКАРСТВЕННЫХ ТРАВ ,

Цветки собирают, когда растение цветет .

Корневища – поздней осенью, когда плоды уже осыпались.

Собирают в сухую погоду, лучше утром, когда высохнет роса, сушат под навесом.

Нельзя собирать вблизи дорог. Они опасны, так как содержат много вредных веществ – поглощают выхлопные газы машин.

Не рвать растения , которые занесены в красную книгу. Это редкие растения , их охраняют от исчезновения.

Растения , которые детям и взрослым незнакомы, собирать в лечебных целях нельзя – это может быть очень опасно!

Но рвать и топтать их тоже не следует, они могут быть полезны некоторым животным.

Запомните крепко накрепко – ядовитые и незнакомые растения рвать нельзя !

Рефлексия.

О чем мы сегодня говорили? (о лекарственных растениях ,

Лечиться можно не только с помощью таблеток, но и лечебными травами. Но для этого надо хорошо в них разбираться и правильно заготавливать.)

На прощание пчела Майя повторяет с детьми лекарственные растения и проводит с детьми хоровод «Краски лета» , с использованием карточек лекарственных растений .

Ребенок : Лес, как сказочное царство,

Там кругом, растут лекарства ,

В каждой травке, в каждой ветке -

И микстура, и таблетки.

Ну, а чем и как лечить

Родители и воспитатели нас могут научить.

Все целебные растения .

Знают они без исключения.

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться.

Находить в лесу растения ,

Что пригодны для лечения!

Ведь из трав лесного царства,

Люди делают лекарства .

Все ребята, молодцы, потрудились от души!

Мы закрепили наши знания о лекарственных растениях , своими умениями.

Ребенок : Растения мы знаем , бережем и охраняем,

В книгу Красную они,

Уж давно занесены.

Люди рвут их не на потеху,

Отнесут их все в аптеку.

В заключение нашей деятельности я хочу прочитать вам стихотворение о бережном отношении к природе.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все : и я и ты

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Природу друг мой охраняй!

Никого не обижай!

Не губи деревья ты!

Сохрани в лугу цветы!

Я подарю вам открытки с изображением лекарственных растений . Спасибо всем вам за подготовку и проведение сегодняшнего мероприятия. Все большие молодцы!

Ольга Сильвестрова
Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие в дивный мир лекарственных растений»

Конспект занятия в подготовительной группе

«Путешествие в дивный мир лекарственных растений »

Программное содержание :

Обобщить знания детей о лекарственных растениях .

Учить различать их по внешнему виду, форме листа и цветка

Воспитывать в детях любовь к природе, развивать познавательный интерес

Развивающая среда :

Картинки с растениями (мать-и-мачеха, одуванчик, подорожник,мята, ромашка, крапива)

Ход занятия.

Воспитатель :

Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня. Давайте поздороваемся.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро»

Доброе утро солнцу и птицам

Доброе утро улыбчивым лицам.

Воспитатель :

А сейчас улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки гостям.

Воспитатель : Ребята я не вижу Максима, где он?

Дети : Он простудился и кашляет.

Воспитатель : Очень жаль, а как же нам уберечься и защититься от болезней?

Дети : Мы едим лук, чеснок, проветриваем группу , ходим гулять, едим витамины, пьем чай из лекарственных трав .

Воспитатель :

Есть много разных травок

у тропинок, у канавок

и красивых, и пушистых

разноцветных и душистых!

Воспитатель : Я предлагаю вам отправиться в царство растений .

Лес как сказочное царство

там кругом растут лекарства

в каждой травке, в каждой ветке

и микстура, и таблетки

ну а чем и как лечить

я смогу вас научить.

Воспитатель : Давайте больше узнаем о лекарственных растениях . Как вы думаете, почему они называются лекарственными ? (их используют для лечения заболеваний) .

Издавна люди замечали, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений .

Послушайте загадку :

Растет зеленою стеной ,

Ее обходят стороной,

Колючая и злая дива.

А как зовут траву? (Крапива)

Правильно, ребята. Это сорняк. Он растет у заборов домов , по обочине дорог. Стебель и листья покрыты жгучими волосиками. Чуть дотронешься до них - они обламываются и ранят кожу. Появляются волдыри, которые чешутся. Листья крапивы богаты витаминами, поэтому весной, пока нет свежих овощей, листья крапивы собирают и готовят их них зеленые щи. В медицине листья крапивы используют как кровоостанавливающее средство.

Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит? (Подорожник)

Правильно! А почему он так называется? Он растет около дороги , он есть у нас на участке. У него крупные, блестящие листья. Они прижаты к земле. Сколько ни ходи по ним ногами, их не прижмешь и не притопчешь, потому что лист у подорожника крупный. Это растение – доктор . Если его листок приложить к ранке, то он остановит кровь, убьет микробы и ранка быстро заживет.

А теперь я предлагаю провести физминутку.

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле ! (Потягивания – руки в стороны)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперед)

Вправо-влево, взад-вперед –

Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

Стоят в поле сестрички -

желтый глазок, белые реснички.

(Ромашки)

Как вы догадались? Растет ромашка на лесных опушках, полянках, в лунах и на полях. Ее употребляют внутрь как противовоспалительное и успокаивающее средство. При ангине ее настоем полощут горло. При нарывах лечат раны, промывают глаза. Чай из ромашки помогает при болезнях желудка.

В жвачке, в пасте и в конфетах

Вы найдёте травку эту.

Холодит приятно рот,

Запах чаю придаёт.

(мята)

Растет мята на лугах . Из ее листьев готовят витаминный чай, а также отвары и настойки. Они укрепляют здоровье, повышают сопротивляемость болезням. Повышают аппетит. Оказывают болеутоляющее и успокаивающее действие. Маслом мяты лечат насморк, а при ангине с ним делают ингаляции. Бывает мятная зубная паста, она укрепляет зубы и освежает дыхание.

Вот послушайте рассказ :

Пошел как-то селянин свою пасеку проведать и вернулся домой хмурый, как туча.

– Что случилось? – перепугалась жена.

– Беда с нашей пасекой. Не то что меду, пчел почти не осталось. Напал на них клещ злющий, от которого спасения нет.

Опечалились селянин с женой – без денег, которые за мед выручали остались. Пошел селянин на базар, чтоб на последние деньги детям хлеба купить. Шел он, вдруг запнулся и выронил свою последнюю монету. Прикатилась эта монета прямо к старику, что торговал связанной в пучки какой-то пахучей травой. Поднял дедок монету селянина и говорит :

Хочешь, отдам тебе за твою монету пучок мяты? Есть в этом растении чудесное вещество – ментол. Мята и простуду прогонит, и колики в животе уберет, и сердце успокоит. – Я б хотел моим деткам не травы. А булок сдобных с базара принести, та нет у меня денег на них. Давай свою траву, может от нее хоть на сердце легче станет, – сказал селянин и взял пучок мяты.

– Залей дома мяту кипятком и пей вместо чая, – посоветовал дедок на прощанье.

Селянин так и сделал. Сели они всей семьей пить ароматный чай из мяты и видят, что над чашками пчелки вьются. Подлетела одна пчелка прямо к уху селянина и прожужжала :

– Для нас мята – спасение. От ее запаха клещи вредные замертво падают.

Обрадовался селянин и положил в каждый улей тряпочку, смоченную в мятном настое. Вскоре в ульях не одного клеща не осталось. Пчелы выздоровели и меду наносили.

Селянин за мед деньги выручал и больше беды не знал.

Ребята, а где же нам приобрести эти чудесные травы? Правильно. Их можно собрать или купить в аптеке. Необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые . Для того чтобы получить от растений больше пользы нужно соблюдать определенные правила, какие?

1. Хорошо знать лекарственные растение и отличать их от ядовитых.

2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.

3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги.

4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.

5. Сушить растения нужно в тени , а не на солнце.

6. Нельзя при сборе топтать соседние растения и рвать их с корнем .

Воспитатель : Давайте встанем и поиграем в игру «Я мяч бросаю, а ты лови и правильно говори!» Дети стоят по кругу, в центре – воспитатель. Воспитатель бросает мяч и задаёт вопросы детям.

Воспитатель : Что такое лекарственное растение ?

Дети : Растения , которые лечат разные болезни.

Воспитатель : Для чего используют лекарственные растения ?

Дети : Для лечения разных болезней, для купания, для приготовления кремов, шампуней, зубных паст.

Воспитатель : В какую погоду собирают лекарственные растения ?

Дети : В сухую, солнечную погоду.

Воспитатель : Почему подорожник так назвали?

Дети : Потому что он растет вдоль дорог .

Воспитатель : Можно ли собирать лекарственные растения вблизи дорог , около домов? Почему?

Дети : Нельзя, потому что у дорог и около домов грязно, пыльно.

Воспитатель : Где можно собирать лекарственные растения ?

Дети : Можно собирать в лесу, у рек, в огороде на грядках.

Воспитатель : Почему растение мать – и – мачеха так назвали?

Дети : Потому что листочек с одной стороны гладкий, холодный, как мачеха, а с другой - мягкий, теплый, как мать.

Воспитатель : Что делают из лекарственных трав ?

Дети : Из них делают отвары, настои, капли, добавляют в крем, шампуни, мыло.

Воспитатель : итак подведем итог :

О чем мы с вами сегодня говорили?

Чай, с какими лекарственными растениями вы пьете дома всей семьей? А я хочу угостить вас настоем шиповника. Он богат витамином С, укрепляет иммунитет, борется со всеми болезнями. Угощаю и желаю всем крепкого здоровья! И чтобы гости не скучали, угостим мы их чаем!