Меню

Римская империя. Византия

Обслуживание и ремонт

Рим (столица) Рим (столица)

Рума (Roma), столица Италии. Расположена на р. Тибр, в исторической области Лацио. Один из древнейших и богатых историческими и культурными памятниками городов мира, получивший название "вечного города". В границах Рима находится Ватикан. По античному преданию, основан в 754/753 до н. э. Получил название по имени одного из мифологических основателей города - Ромула. Античный Рим - столица Рима Древнего, крупнейший город древности. С 756 столица Папской области. Переживал наибольший культурный расцвет в эпохи Возрождения и барокко. Почти трехтысячелетняя история Рима сформировала его неповторимый архитектурный облик. В своеобразии Рима важную роль играют его живописное расположение на холмах, обилие величественных античных руин, парадных дворцов, храмов и архитектурных ансамблей различных эпох, многообразие площадей с фонтанами, монументами и декоративной скульптурой. Границы центральной части современного города совпадают с древнеримской стеной Аврелиана (272, сохранилась частично), а многие улицы - с древнеримскими дорогами. Сложившись на холмах Капитолий и Палатин, древнеримский город распространился на соседние холмы (Эсквилин, Авентин, Виминал, Целий, Квиринап), низину до излучины Тибра (Марсово поле) и перекинулся на его правый берег (современный район Трастевере). Его общественными центрами являлись Капитолий и ансамбли Римского форума (с VI в. до н. э.; включает храмы Кастора и Поллукса, с 484 до н. э., Антонина и Фаустины, 141, базилику Максенция, или Константина, около 315, триумфальные арки Тита, 81, и Септимия Севера, 203) и императорских форумов: Юлия Цезаря, Августа, Нервы, Траяна (111-114, архитектор Аполлодор из Дамаска; с колонной Траяна). Важнейшие античные памятники вне форумов: храмы Весты и Фортуны Вирилис на Бычьем рынке (I в. до н. э.), Венеры и Ромы (135-307), Пантеон; мавзолеи Цецилия Метелла, Еврисака (оба - середина I в. до н. э.), Цестия ("пирамида Цестия"; 12 до н. э.), Адриана (135-140; в средние века превращён в замок Сант-Анджело); театр Марцелла (44 до н. э. - 13 н. э.), Колизей; термы Каракаллы (206-17) и Диоклетиана (ныне Национальный римский музей; 306); триумфальная колонна Марка Аврелия (176-193), триумфальная арка Константина (315); мост Адриана (Сант-Анджело; 136), акведук Клавдия (38-52 н. э.) и др.; дорога Виа Аппиа (312 до н. э.). На Палатине расположены руины дома Ливии (конец I в. до н. э.), дворца Флавиев (I в.) и др.

В VI-IX вв. территория города сокращалась, античные памятники разрушались. Разобщёнными центрами средневекового Рима были Капитолий, где находилось городское управление, и резиденции епископа (а затем и римского папы) Латеран и Ватикан. Жилые средневековые кварталы были сосредоточены на противоположном от Ватикана берегу Тибра, у христианских базилик и обжитых античных зданий, перемежаясь с пустырями, садами и болотами. Среди раннехристианских памятников Рима: катакомбы Сан-Себастьяно (крипта - I-II вв.), Домициллы (I-IV вв.), Калликста (II-III вв.); базилики (перестраивались вплоть до XVIII в.) Сан-Джованни ин Латерано (311-314), Сан-Лоренцо фуори ле Мура (330; мозаика - VI в.), Санта-Мария Маджоре (третья четверть IV в.; мозаика - V и XIII вв.), Санти-Джованни э Паоло (около 400; фрески - XII в.), Санта-Мария ин Козмедин (перестройки VIII и XII вв.), Санта-Мария ин Трастевере (1140; на месте церкви IV в.; мозаика - П. Каваллини), Санта-Мария ин Арачели (перестройка 1250); центрические церкви Санта-Костанца (IV в.; мозаика - IV-V вв.), Сан-Клементе (двухъярусная; нижняя церковь - IV в.), Сан-Стефано Ротондо, Санта-Мария Антикуа (фрески - VI-VIII вв.) - обе VI в. Из немногочисленных готических построек выделяется церковь Санта-Мария сопра Минерва (с 1280; фасад - 1453).

С начала XVI в. Рим украшался зданиями и ансамблями, призванными, по замыслу пап, возродить величие античного Римма. Ренессансное строительство началось у Ватикана и на противоположном берегу Тибра, развиваясь к площади Пьяцца Навона и Капитолию. В Ватикане был возведён грандиозный собор св. Петра (1506-1614, архитекторы Д. Браманте, Микеланджело, Дж. делла Порта, Дж. Виньола, К. Мадерна и др.), купол которого стал главным архитектурным акцентом в панораме Рима. Деловой центр ренессансного Рима находился в районе моста Сант-Анджело, где в 1540-х гг. была намечена первая трехлучевая композиция улиц, расходящихся от площади Сан-Чельсо. Среди построек эпохи Возрождения: палаццо Венеция (с 1452, очевидно, по планам Л. Б. Альберти или Б. Росселлино), Канчеллерия (1485-1511, архитектор А. Бреньо, с 1499 - Браманте), Фарнезе (1513-34, архитектор А. да Сангалло Младший, с 1546 - архитектор Микеланджело), Видони-Каффарелли (около 1515-20, архитектор Рафаэль); виллы Фарнезина (1509-11, архитектор Б. Перуцци; фрески Рафаэля, Джулио Романо и др.), Мадама (с 1517, архитекторы Рафаэль, А. да Сангалло Младший); церкви Сан-Пьетро ин Монторио (1480-е гг., архитектор Б. Понтелли; во дворе - Темпьетто, 1502, архитектор Браманте), Санта-Мария делла Паче (1480-е гг., архитектор Понтелли; двор - 1500-04, архитектор Браманте; фасад - 1656, архитектор Пьетро да Кортона), Санта-Мария дель Анима (начало XVI в., архитекторы Дж. да Сангалло и Браманте), Сант-Элиджо дельи Орефичи (1509, проект Рафаэля). Со второй четверти XVI в. в некоторых зданиях появились черты маньеризма (палаццо Массимо алле Колонне, 1536, архитектор Перуцци; вилла Джулия, ныне музей, 1550-55, архитекторы Виньола, Б. Амманати, Дж. Вазари). Приёмы, предвосхищающие градостроительство XVII-XVIII вв., характерны для созданного Микеланджело близ Римского форума ансамбля площади Капитолия, нового светского центра города, в котором проявилось стремление подчеркнуть связь папской столицы с античным Римом (с 1546; включает перестроенные Микеланджело Палаццо деи Сенатори, палаццо деи Консерватори, главное здание Капитолийских музеев, а также античную конную статую Марка Аврелия, бронза). При Сиксте V (1585-90) проложены прямые улицы, соединившие важнейшие раннехристианские базилики и связавшие районы город в единую систему. К важнейшим ансамблям барокко относятся Пьяцца дель Пополо (XVI-XVII вв.; завершена в 1816-20, архитектор Дж. Валадье) с древнеегипетским обелиском в точке схода трехлучевой системы магистралей и 3 церквами, пл. Св. Петра (Пьяцца Сан-Пьетро; 1657-63, архитектор Л. Бернини), Пьяцца Навона (XVII в.), Пьяцца ди Спанья (площадь Испании; лестница - 1725, архитекторы А. Спекки и Ф. де Санктис). Среди памятников барочного зодчества: палаццо Квиринале (с 1574, архитекторы Ф. Понцио, Мадерна, Бернини и др.), Латерано (1586-90, архитектор Д. Фонтана), Боргезе (1590-1615, архитекторы М. Лонги Старший, Ф. Понцио), Барберини (1625-63, архитекторы Мадерна, Ф. Борромини, Бернини), Фальконьери (1639-41, архитектор Борромини), Дориа-Памфили (ныне картинная галерея; XVII-XVIII вв., архитекторы А. дель Гранде и др.); виллы Боргезе (ныне музей; начало XVII в.) и др.; церкви Иль Джезу (1568-84, архитектор Виньола; фасад -1575, архитектор Дж. Делла Порта), Сан-Луиджи деи Франчези (1518-88; фасад - 1589, архитектор Дж. делла Порта), Сант-Андреа делла Балле (1591-1663, архитекторы Оливьери, Мадерна, К. Райнальди), Сан-Карло алле Куатро Фонтане (1634-67) и Сант-Иво алла Сапиенца (1642-60; обе - архитектор Борромини), Сант-Андреа аль Квиринале (1653-58, архитектор Бернини). Пышные дворцы, парки и церкви, неожиданно раскрывающиеся площади и видовые площадки, пространственные акценты в виде лестниц, обелисков, фонтанов (Четырёх рек, Треви и др.) и декоративных скульптур вносят в восприятие барочной архитектуры Рима (во многом определившей и облик центра современного города) зрелищную увлекательность.

С превращением в 1871 Рима в столицу Италии его рост стал особенно интенсивным; застраивались преимущественно доходными домами район Прати у Ватикана, восточный и юго-восточный районы. Большинство римских вилл оказалось включённым в черту города, а многие из их парков стали общественными. В соответствии с генеральным планом 1873 были проложены новые артерии (Корсо Витторио Эмануэле, Виа Национале), строились многочисленные здания и ансамбли помпезно-эклектического характера (памятник Виктору Эммануилу II, 1885-1911, архитектор Дж. Саккони, скульпторы А. Дзанелли и Э. Кьярадия). Общественный центр Рима переместился на Пьяцца Колонна.

В 30-х гг. была предпринята попытка вернуть Риму "имперское величие": сооружён комплекс несостоявшейся Всемирной выставки (район Всемирной выставки, ЭУР, с 1937, архитекторы М. Пьячентини и др.), проложены новые магистрали (Виа деи Фори Империали, Виа ди Кончилиационе), в связи с чем сносились ценные исторические кварталы (район Борго). Постройки 30-х гг. решены в стиле неоклассицизма (спорткомплекс Форо Италико, 1928-34, архитекторы М. Пьячентини, Дж. Пагано и др.). После второй мировой войны 1939-45 территория города быстро разрастается во всех направлениях. Построенная к Олимпийским играм 1960 магистраль Виа Олимпика, связавшая Форо Италико с районом ЭУР, а также восточный и южный отрезки скоростной кольцевой автострады, ряд тоннелей и пересечений в 2 уровнях частично облегчили решения транспортных проблем. районы старой застройки сохраняются по возможности в первоначальном состоянии; здесь возводятся лишь отдельные сооружения, нередко органически связанные с историческим окружением (вокзал Термини, 1938-50, архитекторы Ф. Маццони, Э. Монтуори и др.; посольство Великобритании, 1970, архитектор Б. Спенс). Выделяются постройки архитектора и инженера П. Л. Нерви: Дворец спорта (1958-60, совместно с архитектором М. Пьячентини), Олимпийский городок (окончен в 1960) с Палаццетто (Малый дворец спорта; 1957, совместно с архитектором А. Вителлоцци) и стадионом Фламинио (1959, совместно с инженером А. Нерви). Новое строительство развивается главным образом на периферии. район ЭУР превратился в 60-70-х гг. в крупный деловой центр Рима, растущий далее на юго-запад. Многие жилые районы Рима плохо связаны с центром и основными местами приложения труда. Решению этой проблемы призвано помочь создание (по генеральному плану 1964) "оси обслуживания", то есть системы касательных к городу магистралей, соединяющих с ЭУР 2 новых общественных центра, намеченных в районах Ченточелла и Пьетралата. Музеи: Ватиканские музеи (см. Ватикан), Капитолийские музеи, Латеранские музеи, Национальный римский музей (музей Терм), Музей Виллы Джулия, Музей и галерея Боргезе, Национальная галерея современного искусства, Национальный музей народных искусств и традиций, Национальный кабинет гравюр, Галерея Дориа-Памфили, Галерея Колонна, Галерея Паллавиччини и др.

Литература: Н. П. Врунов, Рим. Архитектура эпохи барокко, М., (1937); Insolera I., Roma moderna, Un secolo di storia urbanistica, Torino, 1962; (Villavecchia R.), Rome, Gen., 1963 (The Nagel travel guide series).

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)


Смотреть что такое "Рим (столица)" в других словарях:

    Рим (столица) - Базилика Святого Петра. Рим, Ватикан. РИМ, столица (с 1871) Италии. Расположен на реке Тибр, в 27 км от его впадения в Тирренское море. 2,8 млн. жителей. Международные аэропорты. Метрополитен. Машиностроение (электротехническое, радиоэлектронное… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Рим (Roma), столица Италии, главный политический, культурный, значительный экономический центр страны, один из древнейших и богатых историческими и культурными памятниками городов мира, получивший название «вечного города». Административный центр … Большая советская энциклопедия

    - … Википедия

    Столица Италии. Город находится на р. Тибр, древнейшее название которой Румо или Румон послужило основой для образования названия Рим (итал. Roma). Предполагается, что название реки связано с наименованием одного из племен этрусков древнего… … Географическая энциклопедия

    Столица Италии, административный центр области Лацио и Римской провинции, резиденция высшего понтифика Римско католической церкви. Известен также как вечный город, к которому ведут все дороги. Рим почти столь же древен, как и сама западная… … Энциклопедия Кольера

    I Древний (Roma), древнее государство. Согласно преданию, город Рим основан братьями Ромулом и Ремом около 754/753 до н. э. В преданиях упоминаются 7 правивших в VIII VI вв. царей. После изгнания последнего царя Тарквиния Гордого была установлена … Энциклопедический словарь

    Столица Италии. Расположен на реке Тибр, в 27 км от его впадения в Тирренское море. В пределах города находится государство Ватикан. По преданию, Рим основан около 754/753 г. до н.э. на семи холмах: Авентин, Палатин, Капитолий, Квиринал, Виминал … Исторический словарь


Римская империя

Римская империя оставила неизгладимый след в истории человечества. Это была огромная многонациональная держава с достаточно сложной, но в то же время хорошо продуманной централизованной системой управления. Принципы государственного устройства, которые были созданы римлянами, сохранились до сих пор во многих странах. Созданная ими мировая империя просуществовала несколько столетий, подарив потомкам саму имперскую идею, которую наследовали и осуществляли многие последующие цивилизации.

Изобретенная римлянами система права стала также основой правовых систем многих стран. Именно в Риме появились идея гражданственности и сама система гражданских ценностей: справедливости, мужества, почета и свободы. Именно в императорском Риме получило распространение христианство, оказавшее столь мощное влияние на все последующее развитие истории человечества. Латынь – язык Римской империи, на ней говорила в Средние века вся образованная Европа. «Общеримское чувство жизни и красоты, с одной стороны, немыслимо без Римской империи… Небывалая по величине Римская империя была четко организована при помощи идеально поставленного военного дела, при помощи максимально продуманной юриспруденции, в результате склонности к строжайшей организации и полному упорядочению завоеванных стран без перехода за пределы, необходимые для единства империи», – отмечал известный философ и филолог, профессор А.Ф. Лосев.

У истоков цивилизации

Древнеримская цивилизация возникла на территории Апеннинского полуострова, узкой полосой врезающегося в Средиземное море. Высокие горные хребты Альп отделяли его от европейского материка и защищали от холодных северных ветров. Поэтому климат там был мягкий, средиземноморский, только на севере иногда наступали сильные морозы; а почвы были плодородны. Почти вдоль всего полуострова протянулись не очень высокие Апеннинские горы. Реки, весной и зимой полноводные и бурные, летом почти пересыхали. В древние времена большая часть полуострова была покрыта густыми лесами. Берега полуострова и просторные долины, тянувшиеся вдоль гористого хребта, были удобны для земледелия и скотоводства. Население Древней Италии состояло из разноязычных народов, которые подчинялись власти Рима. Но в те времена, когда Рим был еще маленьким поселением, на севере Италии процветала богатая и воинственная Этрурия, представлявшая собой союз двенадцати городов. Как сообщает Геродот, этруски пришли сюда еще в начале I тысячелетия до н. э. из Малой Азии. Они были опытными земледельцами и искусными ремесленниками, отважными мореходами и грозными пиратами, державшими в страхе население прибрежной Греции. Этрусские корабли, нагруженные товарами, отправлялись в плавание по всему Средиземноморью. Купцы торговали с Финикией, Египтом, греческими городами и колониями. Этрусские мастера рано научились обрабатывать металлы. В обмен на изделия из меди и железа они получали прекрасные греческие вазы, восточные ткани и украшения из золота, серебра и слоновой кости. В VIII–VII вв. до н. э. возникли и стали расти этрусские города. Мощеные улицы в городах были прямыми и широкими. Украшением городов были прекрасные храмы на высоких фундаментах. Дома этрусков с внутренним двориком – атриумом – были снабжены системой канализации и водопроводом. У этрусков была собственная письменность, для которой они использовали греческий алфавит, поэтому прочитать их надписи можно, но смысл их непонятен – этрусские надписи до сих пор остаются загадкой. Знаменитая бронзовая скульптура волчицы, по преданию, вскормившей близнецов Ромула и Рема, установленная на Капитолийском холме, была также изготовлена этрусскими мастерами.

На южном побережье Апеннинского полуострова и на близлежащем острове Сицилия в то же время появляются и растут греческие города. Первоначально их населяли греки-колонисты. Эти богатые города с цветущими садами были центрами научной и культурной жизни – здесь процветали искусства, философия и литература. Древние авторы называли Южную Италию «Великой Элладой». Помимо этрусков и греков, на этих землях жили племена италиков, латинов, мессапов, осков, самнитов и умбров.

Если в начале VII в. до н. э. на берегах Тибра были только небольшие поселки, разделенные непроходимыми болотами, то уже в VI в. до н. э. на этом месте вырос и укрепился город Рим. Согласно преданиям здесь поселился спасшийся после гибели Трои царевич Эней. Его потомки, Ромул и Рем, стали основателями Рима. Историю города подразделяют на три основных периода: царский (середина VIII до н. э. – 510 г. до н. э.), республиканский (510-30 гг. до н. э.) и императорский (30 г. до н. э. – 476 г. н. э.). По преданиям, Рим был основан легендарным Ромулом в середине VIII в. до н. э. на реке Тибр и назван в его честь (лат. Roma – от Romulus). К концу V в. до н. э. Рим объединил под своей эгидой всю область Лацию. В III в. до н. э. под властью Рима была уже вся Италия. В течение II в. до н. э. – II в. н. э. Римская империя заняла территорию от Британии до Северной Африки, от берегов Испании до Ирана. Становление Римской цивилизации характеризовалось постоянными войнами. Из небольшого города-государства Римская республика превратилась в огромную рабовладельческую державу, в основе которой была императорская власть. По преданию, в VII–VI вв. до н. э. в Риме правили семь царей, по своему происхождению они были этрусками. Именно при них Рим стал городом. По их приказу были осушены болота, расположенные в низинах, и там же был построен форум, проведена канализация. Один из царей, Сервий Туллий, возвел вокруг города хорошо укрепленную стену. Следы этой стены сохранились до наших дней. Местоположение города было очень удобным – в плодородной долине. Это позволяло крестьянам собирать богатые урожаи пшеницы, выращивать оливковые деревья и виноград. Здесь проходили торговые пути, ведущие с севера на юг. А благодаря полноводному Тибру в Рим заходили даже морские суда, привозившие различные товары. Постепенно Рим стал богатеть. Последним из этрусских царей был Тарквиний Гордый. В 510 г. до н. э. жители изгнали его из города и объявили, что управление теперь будет «общенародным делом».

Время правления императора Диоклетиана часто называют «золотым веком». К концу своей жизни Диоклетиан решил отречься от императорской власти. Он жил в своем великолепном дворце, и любимым его занятием были работы в саду. Некоторое время спустя к нему обратились с просьбой вновь надеть императорскую корону, но он напомнил просителям мудрое изречение Солона: «Трон не стоит покоя жизни… Мне больше радости доставляет ухаживать за садом, чем управлять всем миром».

Рождение империи

Римская республика

Республиканский период наступил после изгнания в конце VI в. до н. э. этрусских царей и продолжался до середины I в. до н. э. Вместо царя стали править выборные должностные лица – магистраты, которые назначались из патрициев на народном собрании сроком на один год. Магистраты занимали различные должности: так, эдилы инспектировали сооружения, отвечали за снабжение города и проведение игр, квесторы – за финансы, преторы руководили судом.

Все важнейшие дела государства решались на Народном собрании. Оно же принимало законы, которые подготавливал сенат. Первоначально численность сенаторов составляла 100 человек, потом – 300, а позднее – даже 600. Сенаторов можно было легко отличить от других граждан, так как они носили белоснежную тогу, окаймленную широкой пурпурной полосой. Свободные жители Рима, владевшие землей, считались гражданами. Они принимали участие в Народном собрании и служили в армии. Жители покоренных римлянами земель не имели гражданских прав, рабы были абсолютно бесправны. Граждане Рима делились на большие группы – сословия. Старинная родовая аристократия составляла высшее сословие патрициев. Незнатные граждане назывались плебеями. Управляли государством два консула, которые избирались ежегодно. Консулы набирали войска и командовали ими, созывали Народное собрание и сенат, руководили выборами должностных лиц. Плебеи выбирали особых должностных лиц – народных трибунов, которые должны были защищать их интересы. Они имели право потребовать созыва Народного собрания и наложить вето на решения сената или консулов. Личность народного трибуна была неприкосновенной.

Римская армия

История Рима – это почти непрерывные войны с соседними племенами и народами. Сначала вся Италия оказалась под властью Рима, а затем его правители обратили свои взоры на соседние земли. Так, Карфаген являлся соперником Рима в Средиземноморье. Карфагенский полководец Ганнибал во главе огромного войска, в котором страшную силу составляли боевые слоны, чуть было не взял Рим, но его армия была разбита в Африке легионами Сципиона, получившего за эту победу прозвище Африканский. В результате Пунических войн, которые длились двадцать три года, римляне положили конец могуществу Карфагена. Вскоре римскими провинциями стали Греция и Македония. Трофеи, захваченные в покоренных городах, украшали улицы Рима и водружались в храмах. Постепенно становилось модным все греческое: греческий язык и греческое философское образование, детей обучали непременно учителя-греки. Богатые люди посылали своих сыновей в Афины и другие города Греции слушать лекции прославленных ораторов и учиться ораторскому искусству, ведь, чтобы побеждать в Народных собраниях, судах или диспутах, нужно было уметь убеждать. В Рим приезжали и работали прославленные греческие художники, скульпторы и архитекторы. В Древнем Риме появилось изречение «Плененная Греция пленила своих врагов». В течение многих лет продолжались войны с воинственными племенами галлов. Восемь лет понадобилось Гаю Юлию Цезарю, чтобы подчинить власти Рима эти земли и превратить Галлию в римскую провинцию.

Конечно, государство нуждалось в хорошей армии. «Тот факт, что римляне сумели завоевать весь мир, можно объяснить только их военной подготовкой, лагерной дисциплиной и военной практикой», – писал в своем трактате, посвященном военному делу, римский военный историк Публий Флавий Вегеций. Римская армия подразделялась на легионы и вспомогательные части: первоначально насчитывались 4 легиона, в начале I в. н. э. – уже 25. Легионы комплектовались исключительно римскими гражданами, во вспомогательных частях служили лица, не имевшие римского гражданства, и комплектовались они по национальному признаку. Во времена Цезаря вспомогательные части не входили в состав регулярных войск, но при Октавиане Августе они стали частью постоянной армии, их организовали на римский манер. С течением времени различия между легионами и вспомогательными частями стерлись.

В состав легиона входили тяжеловооруженные и легковооруженные воины, а также конница. Легион делился на тридцать манипул, которые, в свою очередь, подразделялись на две центурии по 60 и 30 человек. Шесть центурий составляли когорту. Кроме пехотинцев, в состав римской армии входила конница, обеспечивавшая связь и преследовавшая беглецов.

Каждый римский легион или центурия имели свои отличительные знаки. Во время похода их несли перед воинским подразделением. Знаком легиона было изображение орла, выполненное из серебра. Если в бою «орла» захватывали, то легион расформировывался. Наряду с этим каждый легион имел собственную эмблему. Для III легиона Галлика это был бык Цезаря, для XIIII легиона Гемина – козерог Августа. Эмблемой манипулы, когорты или корабля был сигнум, представлявший собой копье или посеребренное древко с перекладиной вверху, к которой крепилось изображение животного (волка, минотавра, коня, вепря), раскрытой руки или венка.

«Римская армия представляет самую совершенную систему пехотной тактики, изобретенную в течение эпохи, не знавшей употребления пороха. Она сохраняет преобладание тяжеловооруженной пехоты в компактных соединениях, но добавляет к ней: подвижность отдельных небольших единиц, возможность сражаться на неровной местности, расположение нескольких линий одна за другой, отчасти для поддержки и отчасти в качестве сильного резерва, и наконец систему обучения каждого отдельного воина, еще более целесообразную, чем спартанская. Благодаря этому римляне побеждали любую вооруженную силу, выступавшую против них, – как македонскую фалангу, так и нумидийскую конницу», – так описывает Фридрих Энгельс римскую армию (Ф. Энгельс. Статьи по военной истории. Собр. соч. 2-е изд. Т. 11). Каждый легион строился в определенном порядке: впереди стояли гастаты, вооруженные метательными копьями и мечами и наносившие первый удар по противнику, за ними – опытные тяжеловооруженные воины – принципы, снабженные тяжелыми копьями и мечами, в последних рядах находились триарии – испытанные в боях ветераны, их вооружение также составляли копья и мечи. Воины носили шлемы, медные нагрудники или кольчуги и металлические поножи, защитой им служили выгнутые дощатые щиты – скутумы, обтянутые толстой кожей, с прикрепленными по верхнему и нижнему краям металлическими полосами. В центре щитов крепились металлические бляхи полусферической или конической формы – умбоны, которые использовались в бою, так как их ударами можно было оглушать противника. Щиты легионеров украшали рельефные композиции, обозначавшие ранг солдатов. Вооружение легионеров составляли короткие обоюдоострые остроконечные мечи гладиусы, тяжелые и легкие метальные копья. Согласно трактату Публия Флавия Вегеция «О военном деле» мечи использовались для нанесения преимущественно колющих, а не рубящих ударов. Во времена Цезаря для изготовления метального копья использовалось мягкое железо, причем закаливали только конец острия. Металлический наконечник с небольшими зазубринами дротика мог пробить даже прочный щит, а иногда и несколько. Врезаясь в щит противника, мягкое железо гнулось под тяжестью древка, и враг не мог вновь использовать это копье, да и щит становился уже непригодным. Шлемы изготавливали из металла (первоначально из бронзы, впоследствии – из железа) и часто сверху украшали султаном, сделанным из перьев или волос конского хвоста; легковооруженные воины могли носить кожаную шапку. Металлический шлем защищал плечи и затылок воина, выдвинутые вперед налобная часть и нащечники защищали лицо от рубящих ударов противника. Чешуйчатый доспех, металлические пластинки которого крепились к кожаной подкладке или холсту наподобие рыбьей чешуи, надевали поверх рубахи с рукавами, сшитой из холста и, по всей видимости, дополнительно подбитой шерстью, чтобы смягчить наносимые удары. В период правления императора Тиберия появились пластинчатые доспехи, которые были проще в изготовлении и весили гораздо меньше кольчуги, но были менее надежными.

Пращники и лучники составляли отряды легковооруженных воинов. На вооружении они имели, соответственно, пращи (вдвое сложенные кожаные ремни, при помощи которых метались камни) и луки со стрелами. Защитным вооружением всадников служили панцири, кожаные набедренники и поножи, щиты; наступательным – длинные копья и мечи. В период поздней Римской империи появились тяжелые конницы – катафракты, облаченные в чешуйчатые панцири; причем такими же попонами были защищены и лошади.

Самые лучшие воины входили в состав преторианской когорты, базировавшейся в Риме. Она состояла из девяти частей по 500 человек в каждой. К началу III в. н. э. их численность выросла до 1500. Служба гвардейцев проходила в основном в Риме, лишь в случае необходимости императоры брали гвардию с собой в военные походы. Как правило, в бой они вступали в самые последние моменты.

Римляне чествовали доблестных солдат наградами в виде украшений. Они следили за тем, чтобы такие солдаты были заметны своим командирам на поле боя, надевая на них шкуры животных или гребни и перья. Среди наград за доблесть, которыми удостаивали легионеров всех званий, были торквесы (шейные обручи-гривны), фалеры (медали), носившиеся на доспехах, и армиллэ (наручи-браслеты) из драгоценных металлов.

Римские солдаты (легионеры) были суровыми и выносливыми. Нередко воин всю свою жизнь проводил в далеких походах. Ветеранами называли самых опытных, закаленных в боях и дисциплинированных солдат. Все легионеры обязательно приводились к военной присяге, давали торжественную клятву – сакраментум, связывавшую солдата с императором и государством. Эту клятву легионеры повторяли из года в год в день новогоднего праздника.

Надежной защитой отдыхавшему войску служил римский походный лагерь. Описание размеров римского лагеря и его планировки можно найти в военных наставлениях и трудах римских историков того времени. Походные порядки римских легионов и устройство лагеря подробно описывает историк и военачальник Иосиф Флавий (ок. 37 – ок. 100 гг. н. э.) в своей «Иудейской войне». Следует отметить, что планировка лагеря отличалась глубокой продуманностью и логичностью. Лагерь защищался выкопанным рвом, имевшим в глубину и ширину около метра, валом и частоколом. Внутри лагерь был похож на город: две главные улицы пересекали его под прямым углом, образуя в плане крест; где улицы заканчивались, ставили ворота. Римская армия оказывала большое влияние на жизнь провинции. Легионеры возводили не только оборонительные сооружения, но и строили дороги и водопроводы, общественные здания. Правда, и содержание 400-тысячной армии ложилось тяжким гнетом на население провинций.

Рим – столица империи

Римляне гордились своей столицей. Основным в Риме был храм, посвященный богам Юпитеру, Юноне и Минерве. Главная площадь города называлась Форумом, одновременно он служил и рыночной площадью и располагался у подножия Капитолия – одного из семи холмов, на которых был основан Рим. Вокруг форума были храмы, здание сената и другие общественные сооружения. Он был украшен статуями триумфаторов и памятниками в честь побед римского оружия. Здесь были установлены так называемые ростральные колонны, украшенные носовыми частями побежденных вражеских кораблей. На Форуме происходили все важные события в жизни города: заседал сенат, проходили Народные собрания, объявлялись важные решения.

Во времена империи в Риме были сооружены еще несколько форумов, названных в честь императоров, построивших их, – Цезаря, Августа, Веспасиана, Нервы и Траяна.

Улицы Рима пересекали друг друга под прямыми углами. Одной из первых и самой значимой из общественных дорог Рима была прямая, как стрела, Виа Аппиа. Уже в древности ее называли «царицей дорог» (по лат. – regina viarum), упоминание об этом можно найти в сочинении «Леса» римского поэта Публия Папиния Стация (40-е гг. н. э. – примерно 96 г. н. э.). Для строительства римской дороги сначала прокладывали широкую траншею, в которую засыпали песок и укладывали плоские камни, чтобы было надежное основание. Затем укладывали слой смешанных с глиной или бетоном тщательно утрамбованных мелких камней и осколков кирпича. Бетон состоял из так называемого шахтного песка вулканического происхождения, смешанного с негашеной известью. Он содержал стекло, которое делало его практически вечным. Верхний слой дороги составлял крупный гладкий камень. С обеих сторон дороги выкапывали небольшие рвы, куда стекала дождевая вода. Следует отметить, что речная вода Тибра была, особенно летом, непригодна для питья, а древний город нуждался в чистой питьевой воде. Для подачи в город чистой воды горных родников римские строители сооружали акведуки, стройные арки которых тянулись иногда на десятки километров. Изобретение римлянами нового строительного материала – бетона – позволило им быстро строить прочные и красивые сооружения, а использованием арок – преодолевать большие пространства.

Римские города соединяли прекрасные дороги, вымощенные каменной брусчаткой. Многие из них сохранились и до нашего времени. Через реки и глубокие овраги возводили мосты. В городах были построены термы – общественные купальни с пышными садами, бассейнами с теплой и холодной водой, гимнастическими залами. Особенно роскошны были термы императорского Рима – они напоминали дворцы. Со временем термы стали служить не только местом для купания, гимнастических упражнений и плавания, но и местом встреч, непринужденного общения, отдыха и развлечений. В римских городах они становились настоящими центрами общественной жизни.

Особенно роскошны были дворцы римских императоров. Римский историк Луций Анней Сенека (около 4 г. до н. э. – 65 г. н. э.), описывая «Золотой дом» императора Нерона, сообщал, что он был настолько обширен, что в нем были три портика, его окружали искусственный пруд, напоминавший море, рощи и виноградники. Сады были наполнены многочисленными статуями, а в парках изобиловали беседки, термы и фонтаны. Потолок столовой был выложен пластинками слоновой кости, во время пиров он раздвигался и оттуда сыпались цветы. Стены были облицованы разноцветным мрамором и обильно украшены позолотой.

В Риме устраивали небывалые пышные празднества и игры. Чтобы поразить пресыщенную римскую публику, императоры не останавливались ни перед чем. Например, император Нерон (37–38 гг. н. э.) в честь коронации царя Армении приказал покрыть арену возле дворца колоссальным полотнищем с вышитыми на нем звездами. Также в каждом римском городе обязательно устраивали амфитеатры для любимых всем зрелищ – гладиаторских боев и травли зверей.

Римляне гордились своим происхождением. В связи с культом предков в Риме большой популярностью пользовался скульптурный портрет. Мастера с необычайной точностью передавали портретное сходство с лицами своих моделей, подмечая все характерные детали и индивидуальные особенности.

«Хлеба и зрелищ», – как писал римский поэт Децим Юний Ювенал (около 60 – около 127 гг. н. э.), – таков был лозунг праздных римских жителей, проводивших значительную часть своего свободного времени в толпах на Форуме, на улицах, в термах или базиликах, в амфитеатрах или цирке. Жадные до зрелищ римляне изобрели триумфы – торжественные шествия в честь победы над врагами. Как правило, победителей встречало исступленное ликование сотен тысяч граждан. Так, историк Плутарх сообщал о пышном триумфе полководца Павла Эмилия, который по завоевании Греции в течение трех дней вывозил свою добычу: «первый день на 250 огромных телегах провезли взятые у греков статуи и картины, на другой – появился целый арсенал оружия, несколько тысяч человек тащили на плечах сосуды с серебряной монетой, на третий – несли золото в деньгах, золотую посуду побежденного македонского царя Персея». (Р. Ю. Виппер. «История Древнего мира». М.: Республика, 1993).

Дома в Риме обычно строили из кирпича, крыши отделывали оранжевой черепицей. На шумную улицу выходила только глухая стена с одной дверью. Как правило, в центре построек находился небольшой внутренний дворик с колоннадой (перистиль), вокруг которого были расположены все помещения со стенами, украшенными фресками, и полами, отделанными мозаикой. Двор утопал в зелени и был окружен мраморной колоннадой, украшен фонтанами и великолепными статуями.

Гай Юлий Цезарь (100-44 гг. до н. э.)

В конце I в. до н. э. кровопролитные гражданские войны сотрясали Римскую республику. Представители знатных фамилий, видные политические деятели и полководцы всевозможными средствами старались привлечь на свою сторону союзников в политической борьбе. Многие римляне были напуганы мощным восстанием рабов под предводительством Спартака. Спустя годы римляне вспоминали о нем с таким же ужасом, как и о тяжелых войнах с Ганнибалом, и склонялись к тому, что только сильное правительство сможет обеспечить спокойствие и порядок в государстве. В это время популярным политическим деятелем становится Гай Юлий Цезарь – представитель обедневшей, но знатной семьи. В 59 г. до н. э. он был избран консулом. Цезарь был талантливым полководцем и превосходным оратором. Одержав победы во время войны в Галлии, Цезарь приобрел не только немалую военную славу, но и создал большую и преданную себе армию. Солдатам своих легионов он платил большое жалованье, а ветеранов наделял землей и рабами. Военные успехи еще больше увеличивали его славу. Вскоре Цезарь был объявлен пожизненным диктатором и получил почти неограниченную власть в Риме. Его изображения чеканились на монетах, его именем был назван месяц июль. Само слово «царь» про изошло впоследствии от имени Цезарь. Юлием Цезарем были проведены законы, изменившие весь политический строй Римского государства. Народное собрание потеряло свое значение, а в сенате в основном состояли сторонники Цезаря. Сенат даже удостоил Цезаря титула императора – почетного воинского титула, который получали полководцы за крупную победу. Цезарь был убит в результате заговора римской аристократии. Однажды в один мартовский день, ни о чем не подозревая, Цезарь как обычно пришел на заседание сената. Едва он вошел в зал, как его окружили заговорщики. Среди них был и его друг Марк Брут. Один из заговорщиков дотронулся до плаща Цезаря – это было условным знаком остальным. Сверкнули кинжалы, спрятанные под одеждой. «И ты, Брут!» – были последние слова Цезаря. Однако надежда заговорщиков, что со смертью Цезаря в Риме будет восстановлена аристократическая республика, оказалась тщетной.

Гай Юлий Цезарь Октавиан Август (63 г. до н. э. – 12 г. н. э.)

Гражданская война, начавшаяся после убийства Гая Юлия Цезаря, завершилась победой Октавиана Августа – внучатого племянника и приемного сына Цезаря. «Слава Юлия Цезаря – даже мертвого! – поддерживала его друзей, а тот, кто унаследовал его имя, мгновенно сделался из беспомощного мальчишки первым среди римлян, словно надев на шею талисман, защищавший его от могущества и вражды Антония», – писал впоследствии Плутарх.

Октавиан становится полновластным правителем Рима и пользуется полной поддержкой сената. Воины провозгласили его императором, а сенат присвоил ему звание принцепса (первого среди сенаторов) и почетное имя Август – «дающий благо», которое прежде могли использовать только тогда, когда обращались к богам. Народное собрание даровало ему право народного трибуна налагать запрет на распоряжения всех учреждений, сената и даже самого Народного собрания. Октавиан Август также стал наместником наиболее важных в военно-политическом отношении римских провинций, верховным жрецом и командующим всеми легионами Римского государства. Он имел право вести переговоры с народами и государствами за пределами империи, объявлять войны и заключать мир. Октавиан получил всю полноту власти в самом большом государстве Древнего мира, большую даже, чем имел Юлий Цезарь. И хотя время его правления называется принципатом, по сути это уже была империя.

Разгромив армию Фарнака, сына понтийского царя Митридата Великого, Гай Юлий Цезарь написал в Рим всего три слова о своей победе: «Пришел, увидел, победил!» Зато о другой своей войне, которая продолжалась восемь лет, он написал целую книгу – «Записки о Галльской войне». Цезарь оказался замечательным писателем.

Август правил Римом вплоть до своей смерти. После стольких беспокойных лет гражданской войны в стране вновь наступили мир и стабильность, стали развиваться сельское хозяйство и ремесла. Он пытался воскресить древнюю чистоту нравов и принял законы об ограничении роскоши. Хорошо помня судьбу Цезаря, Август всячески камуфлировал свое положение в государстве, стараясь ничем не выделяться среди других патрициев: он предпочитал носить простую домотканую одежду, избегал каких-либо отличительных знаков своего высокого положения. Вся его деятельность, направленная, как писал римский писатель, историк и ученый Гай Светоний Транквилл (около 70 – около 140 гг. н. э.), на то, чтобы «спешить не торопясь», быть, когда необходимо, жестоким или добрым и милостивым, свидетельствует о том, что он был поистине гениальным политиком.

Время правления Августа было периодом расцвета римской литературы и искусства. Недаром это время называют «золотым веком». Художники и литераторы прославляли «божественного Августа», а в его лице – величие Рима. В этот период творили знаменитые поэты Вергилий, Гораций и Овидий, историк Тит Ливий.

Именно в это время Вергилий создал поэму «Энеида». Поэт Гораций воспевал в стихах доблесть предков и простоту их нравов, учил наслаждаться «золотой серединой» скромного достатка. Овидий в своем знаменитом произведении «Метаморфозы» собрал все греческие мифы и римские предания, рассказывавшие о чудесных превращениях, и пересказал их в своей поэме.

При Октавиане Августе и его преемниках изменился и внешний облик Рима. Было построено много больших храмов, терм, водопроводов, театров и амфитеатров. Амфитеатр Флавиев, получивший название Колизей, построенный в I в. н. э., был самым большим амфитеатром Рима. Он вмещал почти 50 000 зрителей, а на арену можно было выпустить одновременно 30 000 гладиаторов. Здание было построено из туфа, а наружные стены – из твердого травертина, для сводов использовали кирпич и бетон. Колизей имел форму эллипса с осями 190 на 156 м. От мест, где располагались зрители, арена была отделена высокой стеной. Огромная толпа в праздничные дни стекалась в Рим, люди приезжали даже из отдаленных областей Италии. Целая система галерей и множество выходов помогали быстрому заполнению и освобождению здания. Граждане приходили в Колизей, чтобы поглядеть на диковинных зверей, привезенных из заморских стран, кровавые бои гладиаторов, целые морские сражения, которые устраивали на заполненной водой арене. Римские историки рассказывают, что в честь открытия Колизея были организованы зрелища, которые длились сто дней. А император Траян, празднуя покорение Дакии, устраивал представления в течение четырех месяцев и вывел на арену Колизея 10 000 гладиаторов.

Для того чтобы можно было защитить зрителей от палящего солнца или дождя, натягивали специальный тент (веларий), который крепили на высоких мачтах, зафиксированных на стене четвертого яруса. В глубоких подвалах Колизея располагались помещения для гладиаторов, клетки для диких зверей.

На пике могущества

Преемники Октавиана Августа продолжили завоевательскую политику. Своих максимальных границ империя достигла в царствование императора Траяна (98-117 гг. н. э.). Большую часть своего правления этот император провел в военных походах и завоевательных войнах, расширяя границы Римского государства. Владения империи простирались от Британии и Испании на западе до Армении и Северной Месопотамии на востоке, от Рейна и Дуная на севере до Сахары и берегов Красного моря на юге.

Император Траян был известен своей справедливостью и строго следил за исполнением законов; им был создан специальный фонд, деньги из которого шли на оказание помощи неимущим. Современники также отмечали любезность и скромность Траяна. Когда его упрекнули в том, что со всеми окружающими он держится просто, он ответил: «Я хочу быть таким императором, какого бы я сам себе желал, если бы был подданным». После его смерти нового императора приветствовали в Сенате словами: «Да будет он удачливее Августа и лучше Траяна». Благодаря многочисленным военным победам в Рим широким потоком хлынули богатства. Купцы, разбогатевшие на торговле, вкладывали свои деньги в предметы роскоши. Прежние республиканские добродетели, такие, как скромность и умеренность, отступили под натиском безудержного стремления к обогащению.

Роскошь императорского Рима поражала воображение. Великолепные мраморные храмы и дворцы, аккуратно подстриженные сады и обсаженные деревьями широкие вымощенные дороги. В честь побед римского оружия возводились различные триумфальные сооружения. Триумфальные колонны, арки и памятники строили не только в самом Риме, но и в других городах Римской империи. Так, император Траян в память о своих победах приказал возвести на Форуме колонну высотой вместе с пьедесталом около 39 м. Колонна была сложена из круглых мраморных блоков и стояла на прямоугольном цоколе. По спирали ее опоясывал рельеф, изображавший поход императорской армии в Дакию: походные лагеря, движение войск, переправа через реку. Сам Траян был запечатлен на рельефе 90 раз. Внутри колонна была полой, в ней проходила винтовая лестница.

Триумфальные арки представляли собой огромные каменные ворота, украшенные скульптурными изображениями пленных, трофеев и победоносных войск. Одной из самых лучших была арка императора Тита, увековечившая победоносный поход римлян в Иудею, где император захватил огромную добычу, разграбив дворец и храм Соломона.

Термы Каракаллы были самыми роскошными и грандиозными в Риме. Они располагались на площади в 12 га (337 ? 328 м). В термах были большой зал с бассейном (58 ?24 м), холодная, теплая и горячая бани, восемь залов для отдыха, две палестры для занятий спортом, малые бассейны, раздевалки. В парке располагались стадион, корпуса с библиотеками, залами для занятий музыкой. Одновременно термы вмещали 1600 человек. Помещения были отделаны камнями дорогих пород, мозаикой и украшены скульптурой.

Строга и торжественна триумфальная арка Тита, возведенная уже после смерти императора в 81 г. н. э. Мощная однопролетная арка украшена скульптурным рельефом, изображающим триумфальный въезд Тита в Рим и воинов, несущих трофеи. В верхней части арки можно прочитать надпись, свидетельствующую о том, что эта триумфальная арка была возведена «от сената и народа римского» в честь победы Тита. Арка была увенчана бронзовой скульптурой самого императора, правившего колесницей, запряженной четверкой лошадей; на голову императора возлагала венок богиня победы Виктория.

Около 125 г. н. э. архитектором Аполлодором Дамасским был построен великолепный «храм всех богов» – Пантеон. Снаружи сооружение выглядело очень просто – это громадная ротонда, перекрытая куполом. Большая часть ротонды – глухая стена. Вход в храм был выполнен в виде портика с 16 коринфскими колоннами, вытесанными из гранита. Поражал воображение огромный купол, опиравшийся только на стены. Его диаметр составлял около 44 м, он был «подобен небесному своду, парящему над землей». Единственным источником освещения служило круглое отверстие, расположенное в центре купола, которое называли «оком» Пантеона, его диаметр – 9 м.

Внутри храм был отделан великолепными панелями из разноцветного мрамора. Для строительства Пантеона использовали кирпич и бетон. Мощные стены толщиной свыше 6 м поддерживали великолепный купол, который представлял собой почти ровную полусферу и весил около 5000 т. Это был самый большой купол в эпоху античности, и повторить подобное удалось лишь в эпоху Возрождения итальянскому архитектору Филиппо Брунеллески, который в 1436 г. возвел купол собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции.

Отличительной чертой городов Римской империи были также каменные мостовые, акведуки (водопроводы), подземные сточные канавы для спуска грязных вод (клоаки). Например, в самом Риме работали 11 водопроводов. Кстати, в современном Риме продолжают подавать воду два древних водопровода. Протяженность вымощенных камнем дорог была около 80 000 км. По сторонам дорог были выкопаны специальные канавы для стока воды, через реки и глубокие овраги были возведены мосты (виадуки). Через каждую тысячу шагов на дорогах устанавливали каменные столбы с указанием расстояния до ближайшего города, в обязательном порядке также обозначалось и расстояние до Рима. В центре Рима на Форуме стоял столб с позолоченным верхом, считавшийся началом всех дорог Римской империи – отсюда и пошло знаменитое выражение «все дороги ведут в Рим».

Центральные площади городов были украшены портиками, храмами и базиликами, конными статуями и различными скульптурными произведениями. На Палатинском холме были возведены роскошные императорские дворцы. Их начали строить при Августе и значительно расширили при Флавиях и Северах.

Закат империи

Слава Рима – «великого вечного Рима» – продолжала расти. Казалось, ничто не может помешать процветанию империи, но уже преемники Траяна был вынуждены отказаться от завоевательских походов и ограничиться обороной своих собственных владений. Например, по приказу императора Адриана (117–138 гг. н. э.) вдоль границ государства были возведены укрепления, состоявшие из глубокого рва и высокого оборонительного вала со сторожевыми башнями. Остатки этих укреплений сохранились вплоть до нашего времени. Постепенно империя приходила в упадок. Сокращалась торговля, истощалось земледельческое хозяйство, непроизводительный рабский труд становился обузой для государства. В провинциях вспыхивали восстания рабов и бедноты. Многие провинции стремились отделиться от империи и не платить огромные налоги. Римским императорам и полководцам все чаще приходилось проводить жизнь в походах, отстаивая далекие границы империи. Одним из таких императоров был Марк Аврелий (12–80 гг. н. э.).

Историки называли Марка Аврелия «философом на престоле Римской империи». До нашего времени дошла его бронзовая скульптура. Император изображен в простой тунике сидящим на коне, свободно вьющиеся волосы и небольшая борода обрамляют его спокойное лицо; кажется, он размышляет не о военных победах, а о проблемах мира; рука императора поднята в приветственном жесте. «Я носил в своей душе образ свободного государства, в котором все управляется на основании одинаковых для всех законов и равного для всех права», – писал Марк Аврелий. Но и этому философу на троне пришлось вести долгие оборонительные войны, защищая границы империи.

После смерти императора Марка Аврелия Рим постепенно начал терять свое могущество. Страну раздирали гражданские войны. Императоры, не способные управлять огромной страной, часто сменяли друг друга. Немаловажной проблемой для правителей были угрозы новых возмущений в провинциях, а также восстания рабов.

С III в. н. э. участились набеги на границы империи варварских племен. Эти вторжения стоили империи невосполнимых утрат как людей, так и денежных средств, они буквально разваливали и без того ослабевшую экономику страны. Каждый новый мятеж подрывал престиж императорской власти. Восстания провоцировали продажная бюрократия, громадные налоги и нелегкая воинская повинность. Прежние римские идеалы долга и патриотизма превратились в пустые слова. Римляне перестали доверять своим правителям, утратили веру в военную силу империи. Реформы, проводившиеся императорами, спасали положение лишь на короткое время. Все это истощало силы империи.

«Жить каждый день так, как если бы он был последним, никогда не суетиться, никогда не быть равнодушным, никогда не принимать театральные позы – вот совершенство характера. Наша жизнь – это то, во что ее превращают наши мысли». Марк Аврелий Антонин «Размышления». (Серия «Литературные памятники» Л.: Наука, 1985).

Последним великим императором был Константин I (около 272–337 гг. н. э.). Он сумел вновь объединить империю под властью императоров и даже укрепить ее. В 330 г. н. э. Константин перенес столицу державы в Константинополь. Он стал также первым императором-христианином. В 313 г. В Медиолане он объявил эдикт, которым признал христианство равноправным наравне с другими вероучениями. В период его правления императорский церемониал приобрел небывалую пышность. Император был облачен в великолепные пурпурные и золотые одежды, а голову его венчала драгоценная диадема. Подобные одежды, а также и атрибуты власти стали отличительными знаками многих средневековых монархов Европы. Были забыты прежние демократические римские идеалы, теперь перед императором все должны были склоняться в глубоком поклоне и даже падать ниц.

В 395 г. Великая Римская империя распадается на восточную и западную части. В начале IV в. Италию наводнили племена варваров, а в 410 г. и сам Рим был захвачен вестготами под предводительством Алариха. Были разграблены и уничтожены прекрасные дворцы и храмы. В результате многие римские города пришли в окончательное запустение, значительно сократилась торговля. К тому же в 455 г. орда вандалов вновь разграбила Рим, а их вождь Гейзерих приказал уничтожить все то, что они не могли унести. Таким образом, название этого племени стало нарицательным – дикое уничтожение культурных ценностей теперь называют вандализмом. В 476 г. был свергнут последний римский император, а Вечный город превратился в огромное скопление руин. Великая Римская империя прекратила свое существование. Преемницей культурных традиций античности стала Византия.

Причины переноса столицы Римской Империи

Ещё Диоклетиан указывал на неудобство положения столицы Римской империи. Его преемники уже не избирали город Рим своей резиденцией. Константин же решился на перенос главного города всего государства на Восток. Тому было несколько причин:

  1. Западная половина Империи чаще подвергалась набегам варваров и была хуже защищена.
  2. Восточные провинции представляли собой более целостное культурное пространство.
  3. Восточные районы были более развиты экономически.
  4. У древнего города фракийцев Византия было выгодное географическое расположение: естественные природные преграды надёжно защищали город от варварских нашествий и с суши, и с моря.
  5. Византий расположен ближе к экономически развитым провинциям: Египту, Сирии, Малой Азии.
  6. Отсюда легко можно контролировать государственные границы на рейнско-дунайском направлении и на Востоке.
  7. И, наконец, расположение на пересечении морских и сухопутных путей, на точке соединения Европы и Азии, имело глубокий символический смысл.

Замечание 1

Именно в древнегреческий город Византий и решил перенести столицу Римского государства Константин, помышлявший о создании единой всемирной империи.

Перенесение столицы из Рима в Константинополь

8 ноября 324 года Константин приказал начать обустраивать место для новой столицы государства. По легенде он сам очертил копьём место будущего центра мира. С этого времени производится расширение границ древнего города Византий, строятся роскошные, символизирующие мощь римского императора, здания: термы, дворцы, стадион, библиотека, ипподром.

11 мая 330 года провели торжественное «открытие» города и провозглашение Второго Рима столицей Римской империи. Новый Рим освятили по языческим и христианским обычаям. Константин назвал новую столицу своим именем – Константинополь. На торжестве императора почитали как бога Гелиоса, а Константинополь поставили под защиту богини Тюхе (богине удачи и судьбы).

Для украшения новой столицы из Рима и Греции привезли многочисленные произведения искусства. Их использовали для украшения улиц, площадей и зданий.

Император Константин сформировал управление городом по образцу управления Римом. Возглавлял городскую власть городской перфект (градоначальник). Из сенатором, переселившихся из Рима, создали сенат с особыми полномочиями. Плебс Константинополя получил такие же права, как и римские плебеи.

Константин использовал новое расположение столицы для укрепления собственной власти. Новый город не был нагружен древними традициями старого Рима, что способствовало усилению домината.

Остаток жизни Константин провёл в своём городе или в его окрестностях. Незадолго до кончины император принял обряд крещения и стал христианином. Крестил его епископ Евсевий, поддерживающий взгляды арианства. Умер Константин в 337 году, после чего был обожествлён.

Значение перенесения столицы на Восток

Старый Рим ещё долгое время сохранял за собой особенные привилегии, особый статус. Но столицей признавали только Константинополь. Это обстоятельство говорило о преемственности государственной власти. Но в тоже время указывало на конкурентоспособность новой столицы, являющейся символом торжества христианства над язычеством и веянием новых исторических реалий. Соперничество Рима и Константинополя демонстрировало борьбу Запада и Востока, закончившуюся разделением Римского государства.

Замечание 2

Основание Нового Рима является моментом зарождения новой Византийской державы. Часть историков склонны видеть в этом начало новой эпохи в развитии человечества – Средневековья.

Древний Рим являлся могущественной империей, в состав которой входило множество территорий нынешней Европы и Ближнего Востока. Вследствие успешных завоеваний императоры Рима расширяли границы государства и имели большие материальные ресурсы и множество рабов. Невольников использовали для строительства грандиозных зданий и городов, что еще больше подчеркивало мощь Римской Империи.

Древние города Рима

Строительство городов в стало символом расцвета человеческой цивилизации на многие века вперед. Первые крупные поселения римлян возникали как центры сельского хозяйства, торговли и транспортного сообщения. В древних городах Рима было как минимум две дороги, которые пересекали поселение с севера на юг и с востока на запад. На пересечении главных дорог находился центр города, в котором бурлила общественная жизнь. Там же находился рынок и различные общественные здания, многие из них возводились за счет влиятельных жителей-аристократов. Они делали это, чтобы заручиться поддержкой обычных горожан.

Города Древнего Рима: названия

Рим - столица Римской империи, город-метрополия, основанная в 753 году до н.э. Обстоятельства возникновения города окутаны легендами. По самой распространенной из них Рим основали братья Ромул и Рем, рожденные от весталки и бога войны Марса. Новорожденных мать бросила в реку Тибр, но они остались живы, их вскормила молоком волчица. По утверждениям ученых, Рим образовался за счет соединения разных племен(этрусков, латинян, сабинян), что жили в поселениях вокруг семи холмов города.

Древний Карфаген
размещался на крайнем севере . Был одним из крупнейших городов в Римской Империи. За Карфаген велись длительные кровопролитные сражения, но в 146 г. до н.э. римляне захватили его и разрушили. Жители Карфагена сожгли себя в храме, и город был разграблен, в нем бушевал пожар. Но через сто лет Юлий Цезарь на старых руинах отстроил новый город с храмами, дорогами, амфитеатрами, акведуками и виллами.
Загадочный город Трир был возведен в 17 г. н.э. Императором Августом. Он стал западной столицей и третьим по величине городом Римской Империи. Здесь проходило сражение кельтов с римлянами, в котором последние одержали победу. Трир являлся важным стратегическим и торговым центром, легендарный император Константин переносил сюда свою резиденцию, в дальнейшем планируя сделать из Трира столицу.

Путь Константина к титулу августа и единоличной императорской короне был долгим, кровавым и тяжелым. Первой столицей императора-цезаря, а затем императора-августа Константина стал Трир.
В 313 г. Константин и Лициний - императоры-августы издали знаменитый Миланский эдикт о полной веротерпимости, т. е. о свободе христианского вероисповедания. Придя к единоличной власти после поражения и смерти императора-августа Лициния, Константин сделал «северный Рим» - Трир столицей объединенной Римской империи. Именно здесь в Трире в 324 г. единодержавный император Константин объявил о двух важных решениях: о принятии христианства в качестве официальной религии государства и о создании новой христианской столицы римской империи.

слева - прекрасно сохранившееся здание базилики Константина Великого

справа - Тронный зал в базилике, который хранит память о Константине и Елене


знаменитые Черные ворота античного Трира, Германия


Рим не стал для Константина своим городом, он побывал в Риме только три раза и жил, как правило, на Латеранском холме - подальше от официальных имперских территорий. Главную площадь Латеранского холма - Сан-Джованни, в центре которой установлен египетский обелиск, образуют слева направо новый Латеранский дворец, Латеранский собор (старый фасад), баптистерий. Баптистерий или крещальня - самое древнее здание на площади, построенное в 440 году, сохранилось почти без изменений.


Латеранский собор или базилика Сан Джованни (Иоанна Крестителя) на Латеранском холме, первый в Риме христианский собор, был заложен Константином Великим в 324 г. и подарен им римскому епископу. Это главный католический храм мира, с кафедрой римского епископа и папским троном. Собор неоднократно перестраивался, поэтому представляет смешение различных архитектурно-художественных стилей. В портике помещена статуя императора Константина, найденная в императорских термах Квиринале. Новый фасад Латеранского собора, созданный архитектором А. Галилеи, украшают гигантские скульптуры Иисуса Христа, Иоанна Крестителя, отцов церкви и святых.


Сохранилась часть старого Латеранского дворца, в котором жила мать императора Елена - теперь в этом здании размещается папская капелла Святая Святых. Главной реликвией капеллы является Святая лестница, по которой Иисус Христос поднимался на суд Пилата. Лестница была привезена св. Еленой из Иерусалима.

Полный скульптурный портрет св. Елены установлен в Галерее собора св. Петра.


.Никомедия, которая была столицей империи во времена Диоклетиана, также не устраивала Константина, поэтому временно, пока строилась новая столица, он перенес свою резиденцию в Никею, там же в Малой Азии.

Используя сложившуюся к тому времени традицию создавать императорскую резиденцию поближе к границам (оборона государства - проливы Босфор и Дарданеллы - требовала дополнительного внимания), Константин решил создать новую столицу - символ новой христианской эпохи Римской империи на берегу Босфорского пролива.


Место было выбрано почти идеально - небольшое поселение Византий на европейском берегу пролива Босфор (на стыке Европы и Азии), примерно посередине расстояния между родиной императора Нишем и Иерусалимом, недалеко от родины матери. Местность под названием Византиум была известна эллинам с 335 г. до н.э., а ромеям - с 279 г. до н.э. Византиум был самым восточным форпостом Македонии на европейском берегу Босфора. В 300 г. до н.э. «по наследству» достался Фракии. В 279 г. до н.э. был завоеван Римом, продолжая выполнять те же функции - военно-морского форпоста Рима долгие столетия. Наглядное представление о значимости этого поселения дает слайд/фото площади в крепости Румели. Центральную, большую часть занимает эллинский амфитеатр, сохранившийся в хорошем состоянии. Представляется совершенно невероятным, чтобы прагматичные ромеи сохраняли и поддерживали амфитеатр в хорошем состоянии «как исторический памятник». Если бы численность населения военного поселения была незначительной, то в услугах этого учреждения культуры не было бы необходимости.


На европейском берегу Византиум граничил с Фракией, на малоазиатском берегу - с Халцедонией. Ближайшим крупным городом была Никомедия. Значительную часть населения города, как и Халцедонии, составляли греки.
После постройки столицы в 330 году н.э. император Константин официально перенес столицу в Византий, который еще при его жизни стали называть Константинополем.
Положительные стороны Константинополя: положение на перекрестке морских трансконтинентальных дорог, в центре торговых путей из Европы в Азию, Африку в течение ряда столетий способствовали экономическому развитию и сохранению высокого статуса Восточно-римской империи как мировой державы.

Время - гениальный драматург, который меняет декорации и выводит на сцену новые действующие лица.