Меню

Художественно-образная система крестьянского жилища. Внутренний мир русской избы

Безопасность крыши


Русское жилище - это не отдельный дом, а огражденный двор, в котором сооружалось несколько строений, как жилых, так и хозяйственных. Изба было общее название жилого строения. Слово "изба" произошло от древнего "истба", "истопка". Изначально так называлась основная отапливаемая жилая часть дома с печью.

Как правило, жилища богатых и бедных крестьян в деревнях практически отличались добротностью и количеством построек, качеством отделки, но состояли из одних и тех же элементов. Наличие таких хозяйственных построек, как амбар, рига, сарай, баня, погреб, хлев, выход, мшаник и др., зависело от уровня развития хозяйства. Все постройки в буквальном смысле слова рубились топором от начала до конца строительства, хотя были известны и применялись продольные и поперечные пилы. В понятие "крестьянский двор" включались не только строения, но и участок земли, на котором они располагались, включая огород, сад, гумно и т.п.

Основным строительным материалом было дерево. Количество лесов с прекрасным "деловым" лесом намного превосходило то, что сохранилось сейчас в окрестностях Саитовки. Лучшими породами дерева для построек считались сосна и ель, но сосне всегда отдавалось предпочтение. Дуб ценился за прочность древесины, но он был тяжел и труден в обработке. Его применяли только в нижних венцах срубов, для устройства погребов или в сооружениях, где нужна была особая прочность (мельницы, колодцы, соляные амбары). Другие породы деревьев, особенно лиственные (береза, ольха, осина), применялись в строительстве, как правило, хозяйственных построек

Для каждой надобности деревья выбирались по особым признакам. Так, для стен сруба стремились подобрать особые "теплые" деревья, поросшие мхом, прямые, но не обязательно прямослойные. В то же время для теса на кровлю обязательно выбирались не просто прямые, но именно прямослойные деревья. Чаще срубы собирали уже на дворе или поблизости от двора. Тщательно выбирали и место для будущего дома

Для возведения даже самых крупных построек срубного типа обычно не сооружали специального фундамента по периметру стен, но по углам изб закладывались опоры - крупные валуны или так называемые "стулья" из дубовых пней. В редких случаях, если протяженность стен была много больше обычной, опоры ставили и в середине таких стен. Сам характер срубной конструкции зданий позволял ограничиться опорой на четыре основные точки, так как сруб представлял собой цельносвязанную конструкцию.

Крестьянские избы

В основе подавляющего большинства построек лежала "клетка", "венец", - связка из четырех бревен, концы которых были рублены в связь. Способы такой рубки могли быть различными по технике исполнения.

Основными конструктивными типами рубленых крестьянских жилых строений были "крестовик", "пятистенок", дом с прирубом. Для утепления между венцами бревен прокладывался мох вперемежку с паклей.

но назначение связи было всегда одним - скрепить бревна межу собой в квадрат прочным узлами без каких-либо дополнительных элементов соединения (скоб, гвоздей, деревянных штырей или спиц и т.п.). Каждое бревно имело строго определенное место в конструкции. Срубив первый венец, на нем рубили второй, на втором третий и т.д., пока сруб не достигал заранее определенной высоты.

Крыши у изб были в основном покрыты соломой, которая, особенно в неурожайные годы, нередко служила кормом для скота. Иногда более зажиточные крестьяне возводили крыши тесовые или из драни. Тес изготавливался вручную. Для этого двумя работниками использовались высокие козлы и длинная продольная пила.

Повсеместно, как все русские, крестьяне Саитовки по распространенному обычаю при закладке дома клали деньги под нижний венец во все углы, причем красному углу полагалась более крупная монета. А там, где ставилась печь, не клали ничего, поскольку этот угол по народным представлениям, предназначался для домового.

В верхней части сруба поперек избы располагалась матка - четырехгранная деревянная балка, служащая опорой для потолочин. Матка врубалась в верхние венцы сруба и часто использовалась для подвешивания к потолку предметов. Так, к ней прибивалось кольцо, через которое проходил очеп (гибкая жердь) колыбели (зыбки). Посредине для освещения избы подвешивался фонарь со свечой, а позднее - керосиновая лампа с абажуром.

В обрядах, связанных с завершением строительства дома, существовало обязательное угощение, которое называлось "матичное". Кроме того, укладка самой матки, после которой оставалось еще достаточно большой объем строительных работ, рассматривалась как особый этап в возведении дома и обставлялась своими обрядами.

В свадебном обряде для благополучного сватовства сваты никогда не проходили в дом за матку без специального на то приглашения хозяев дома. В народном языке выражение "сидеть под маткой" означало "быть сватом". С маткой связывалось представление об отчем доме, удаче, счастье. Так, уходя из дома, нужно было подержаться за матку.

Для утепления по всему периметру нижние венцы избы засыпались землей, образуя завалинку, перед которой устанавливалась скамейка. Летом на завалинке и скамейке коротали вечернее время старики. Сверху на потолок обычно укладывалась опавшая листва с сухой землей. Пространство между потолком и кровлей - чердак в Саитовке называлось еще иставкой. На ней обычно хранили отслужившие свой век вещи, утварь, посуду, мебель, веники, пучки травы и пр. Детвора же устраивала на ней свои нехитрые тайники.

К жилой избе обязательно пристраивались крыльцо и сени - небольшое помещение, предохранявшее избу от холода. Роль сеней был разнообразной. Это и защитный тамбур перед входом, и дополнительное жилое помещение летом, и хозяйственное помещение, где держали часть запасов продовольствия.

Душой всего дома была печь. Нужно отметить, что так называемая "русская", а правильнее всего духовая печь - изобретение сугубо местное и достаточно древнее. Она ведет свою историю еще из трипольских жилищ. Но в конструкции самой духовой печи в течение второго тысячелетия нашей эры произошли весьма значительные изменения, позволившие гораздо полнее использовать топливо.

Сложить хорошую печь - дело непростое. Сначала прямо на земле устанавливали небольшой деревянный сруб (опечек), служивший фундаментом печи. На него настилали расколотые пополам небольшие бревна и выкладывали на них днище печи - под, ровный, без наклона, иначе выпекаемый хлеб получится кособоким. Над подом из камня и глины сооружали свод печи. Боковая часть печи имела несколько неглубоких отверстий, называемых печурками, в которых просушивали варежки, рукавицы, носки и т.д. В старину избы (курные) топились по-черному - печь не имела трубы. Дым уходил через маленькое волоковое окно. Хотя стены и потолок становились закопченными, с этим приходилось мириться: печь без трубы была дешевле в строительстве и требовала меньше дров. Впоследствии в соответствии с правилами сельского благоустройства, обязательными для государственных крестьян, над избами стали выводиться печные трубы.

Прежде всех вставала "большуха" - жена хозяина, если была еще не стара, или одна из невесток. Она затопляла печь, открывала настежь дверь и дымарь. Дым и холод поднимали всех. Малых ребят сажали греться на шесток. Едкий дым наполнял всю избу, полз кверху, висел под потолком выше человеческого роста. В древней русской пословице, известной с XIII века, говорится: "Дымные горести не терпев, тепла не видали". Прокопченные бревна домов меньше подвергались гниению, поэтому курные избы были более долговечны.

Печь занимала почти четверть площади жилища. Она протапливалась несколько часов, но, нагревшись, держала тепло и обогревала помещение в течение суток. Печь служила не только для обогрева и приготовления пищи, но и как лежанка. В печи пекли хлеб и пироги, варили кашу, щи, тушили мясо, овощи. Кроме того, в ней также сушили грибы, ягоды, зерно, солод. Нередко в печи, заменявшей баню, парились.

Во всех случаях жизни печь приходила крестьянину на помощь. И топить печь приходилось не только зимой, но в течение всего года. Даже летом нужно было хотя бы раз в неделю хорошо вытопить печь, чтобы испечь достаточный запас хлеба. Используя свойство духовой печи накапливать, аккумулировать тепло, крестьяне готовили пищу раз в день, утром, оставляли приготовленное внутри печей до обеда - и пища оставалась горячей. Лишь в летний поздний ужин приходилось пищу подогревать. Эта особенность духовой печи оказала решающее влияние на русскую кулинарию, в которой преобладают процессы томления, варения, тушения, причем не только крестьянскую, так как образ жизни многих мелкопоместных дворян не сильно отличался от крестьянской жизни.

Печь служила логовищем целому семейству. На печи, самом теплом месте избы спали старики, которые взбирались туда по приступкам - приспособлению в виде 2-3 ступеней. Одним из обязательных элементов интерьера были полати - деревянный настил от боковой стенки печи до противоположной стороны избы. На полатях спали, залезая с печи, сушили лен, пеньку, лучину. На день туда закидывали постельные принадлежности и ненужную одежду. Полати делали высокие, на уровне высоты печи. Свободный край полатей нередко ограждался невысокими перильцами-балясинами, чтобы с полатей ничего не падало. Полати были излюбленным местом детей: и как место для спанья, и как самый удобный наблюдательный пункт во время крестьянских праздников и свадеб.

Расположение печи определяло планировку всей жилой комнаты. Обычно печь ставили в углу справа или слева от входной двери. Угол напротив устья печи был рабочим местом хозяйки. Все здесь было приспособлено для приготовления пищи. У печи стояла кочерга, ухват, помело, деревянная лопата. Рядом - ступа с пестом, ручные жернова и кадка-квашня для закваски теста. Кочергой выгребали золу из печи. Ухватом стряпуха цепляла пузатые глиняные или чугунные горшки (чугуны), и отправляла их в жар. В ступе она толкла зерно, очищая его от шелухи, А с помощью мельницы перемалывала в муку. Помело и лопата были необходимы для выпечки хлеба: помелом крестьянка подметала под печи, а лопатой сажала на него будущий каравай.

Рядом с печью обязательно висел утиральник, т.е. полотенце и рукомойник. Под ним стояла деревянная лохань для грязной воды. В печном углу также находилось судная лавка (судно) или прилавок с полками внутри, использовавшаяся в качестве кухонного стола. На стенах располагались наблюдники - шкафчики, полки для нехитрой столовой посуды: горшков, ковшей, чашек, мисок, ложек. Мастерил их из дерева сам хозяин дома. В кухне нередко можно было увидеть глиняную посуду в "одежде" из бересты - экономные хозяева не выбрасывали треснувшие горшки, корчаги, миски, а оплетали их для прочности полосами березовой коры. Выше размещался печной брус (шест), на который ставилась кухонная утварь и укладывались разнообразные хозяйственные принадлежности. Полновластной хозяйкой печного угла была старшая женщина в доме.

Печной угол

Печной угол считался грязным местом, в отличие от остального чистого пространства избы. Поэтому крестьяне всегда стремились отделить его от остального помещения занавеской из пестрого ситца или цветной домотканины, высоким шкафом или деревянной переборкой. Закрытый, таким образом, печной угол образовывал маленькую комнатку, имевшую название "чулан". Печной угол считался исключительно женским пространством в избе. Во время праздником, когда в доме собиралось много гостей, у печи ставился второй стол для женщин, где они пировали отдельно от мужчин, сидевших за столом в красном углу. Мужчины даже своей семьи не могли зайти без особой надобности на женскую половину. Появление же там постороннего мужчины считалось вообще недопустимым.

Во время сватовства будущая невеста должна была находиться все время в печном углу, имея возможность слышать весь разговор. Из печного угла она выходила нарядно одетая во время смотрин - обряда знакомства жениха и его родителей с невестой. Там же невеста ожидала жениха в день отъезда под венец. В старинных свадебных песнях печной угол осмыслялся как место, связанное с отцовским домом, семьей, счастьем. Выход невесты из печного угла в красный угол воспринимался как уход из дома, прощание с ним.

В то же время печной угол, откуда имеется выход в подполье, на мифологическом уровне воспринимался как место, где может произойти встреча людей с представителями "иного" мира. Через печную трубу, по поверью, может прилетать к тоскующей по умершему мужу вдове огненный змей-дьявол. Принято было считать, что в особо торжественные для семьи дни: во время крещения детей, дней рождения, свадеб - к печи приходят умершие родители - "предки", чтобы принять участие в важном событии жизни своих потомков.

Почетное место в избе - красный угол - находилось наискосок от печи между боковой и фасадной стеной. Он, как и печь, важный ориентир внутреннего пространства избы хорошо освещен, поскольку обе составляющие его стены имели окна. Основным украшением красного угла являлась божница с иконами, перед которыми горела лампада, подвешенная к потолку, поэтому его называли еще "святым".

Красный угол

Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. С появлением обоев красный угол нередко обклеивали или выделяли из остального пространства избы. На полки возле красного угла ставили самую красивую домашнюю утварь, хранили наиболее ценные бумаги и предметы.

Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь, как главный предмет мебели, стоял стол на массивных ножках, на которые установливались полозья. Полозья позволяли легко передвигать стол по избе. Его ставили к печи, когда пекли хлеб, перемещали во время мытья пола и стен.

За ним проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья. Каждый день в обеденный час за столом собиралась вся крестьянская семья. Стол был такого размера, чтобы каждому хватило места. В свадебном обряде сватание невесты, выкуп ее у подружек и брата совершались в красном углу; из красного угла отчего дома ее увозили на венчание в церковь, привозили в дом жениха и вели тоже в красный угол. Во время уборки урожая первый и последний сжатый сноп торжественно несли с поля и устанавливали в красном углу.

"Первый сжатый сноп называли именинником. С него начинали осеннюю молотьбу, соломой его кормили больную скотину, зерна первого снопа считались целебными для людей и птиц. Первый сноп обычно зажинала старшая в семье женщина. Он украшался цветами, его несли в дом с песнями и ставили в красный угол под иконы". Сохранение первых и последних колосьев урожая, наделенных, по народным представлениям, магической силой сулило благополучие семье, дому, всему хозяйству.

Всякий, входивший в избу первым делом снимал шапку, крестился и кланялся образам в красном углу, произнося: "Мир дому сему". Крестьянский этикет предписывал гостью, вошедшему в избу, оставаться в половине избы у дверей, не заходя за матку. Самовольное, без приглашения вторжение в "красную половину", где ставился стол, считалось крайне неприличным и могло быть воспринято как оскорбление. Пришедший в избу человек мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. В красный угол сажали самых дорогих гостей, а во время свадьбы - молодых. В обычные дни здесь за обеденным столом восседал глава семьи.

Последний из оставшихся углов избы, слева или справа от двери, был рабочим местом хозяина дома. Здесь стояла лавка, на которой он спал. Под ней в ящике хранился инструмент. В свободное время крестьянин в своем углу занимался разными поделками и мелким ремонтом: плел лапти, лукошки и веревки, резал ложки, выдалбливал чашки и т.п.

Хотя большинство крестьянских изб состояло всего из одной комнаты, не деленной перегородками, негласная традиция предписывала соблюдение определенных правил размещения для членов крестьянской избы. Если печной угол был женской половиной, то в одном из углов дома специально отводилось место для сна старшей супружеской пары. Это место считалось почетным.


Лавка


Большая часть "мебели" составляла часть конструкции избы и была неподвижной. Вдоль всех стен, не занятых печью, тянулись широкие лавки, тесанные из самых крупных деревьев. Предназначены они были не столько для сиденья, сколько для сна. Лавки намертво прикреплялись к стене. Другой важной мебелью считались скамьи и табуретки, которые можно было свободно переносить с места на место, когда приходили гости. Над лавками, вдоль всех стен устраивали полки - "полавочники", на которых хранили предметы домашнего обихода, мелкие инструменты и т.п. В стене вбивались и специальные деревянные колышки для одежды.

Неотъемлемым атрибутом почти каждой избы Саитовки был шест - брус, вделанный в противоположные стены избы под потолком, который посредине, напротив простенка, подпирался двумя сохами. Второй шест одним концом упирался в первый шест, а другим - в простенок. Означенная конструкция в зимнее время являлась опорой стана для тканья рогож и других подсобных операций, связанных с данным промыслом.


Прялка


Особой гордостью хозяек были точеные, резные и расписные прялки, которые обычно ставили на видное место: они служили не только орудием труда, но и украшением жилища. Обычно с нарядными прялками крестьянские девушки ходили на "посиделки" - веселые сельские сборища. "Белая" изба убиралась предметами домашнего ткачества. Полати и лежанку закрывали цветные занавеси из льняной клетчатины. На окнах - занавески из домотканой кисеи, подоконники украшала милая крестьянскому сердцу герань. Особенно тщательно убиралась изба к праздникам: женщины мыли с песком и скоблили добела большими ножами - "косарями"- потолок, стены, лавки, полки, полати.

Одежду крестьяне хранили в сундуках. Чем больше достаток в семье, тем и сундуков в избе больше. Мастерили их из дерева, обивали для прочности железными полосами. Нередко сундуки имели хитроумные врезные замки. Если в крестьянской семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке ей собирали приданое.

В этом пространстве жил бедный русский мужик. Часто в зимнюю стужу в избе содержались домашние животные: телята, ягнята, козлята, поросята, а иногда и домашняя птица.

В украшении избы сказывались художественный вкус и мастерство русского крестьянина. Силуэт избы венчали резной

конек (охлупень) и кровля крыльца; фронтон украшали резные причелины и полотенца, плоскости стен - наличники окон, зачастую отражавшие влияние архитектуры города (барокко, классицизм и т.д.). Потолок, дверь, стены, печь, реже наружный фронтон расписывали.

Подсобное помещение

Нежилые крестьянские постройки составляли хозяйственный двор. Часто их собирали вместе и ставили под одной крышей с избой. Строили хозяйственный двор в два яруса: в нижнем находились хлева для скотины, конюшня, а в верхнем - огромный сенник, забитый душистым сеном. Значительную часть хозяйственного двора занимал сарай для хранения рабочего инвентаря - сохи, бороны, а также телеги и саней. Чем зажиточней крестьянин, тем больше по размеру был его хозяйственный двор.

Отдельно от дома обычно ставили баню, колодец, да амбар. Вряд ли тогдашние бани сильно отличались от тех, что и сейчас ещё можно встретить - маленький сруб,

иногда без предбанника. В одном углу - печь-каменка, рядом с ней - полки или полати, на которых парились. В другом углу - бочка для воды, которую нагревали, бросая туда раскалённые камни. Позднее для подогрева воды в печи-каменки стали вделываться чугунные котлы. Для смягчения воды в бочку добавляли древесную золу, приготавливая, таким образом, щелок. Все убранство бани освещалось маленьким окошечком, свет из которого тонул в черноте закопчённых стен и потолков, так как с целью экономии дров бани топились "по-черному" и дым выходил через приоткрытую дверь. Сверху такое сооружение часто имело почти плоскую односкатную кровлю, крытую соломой, берестой и дерном.

Амбар, а нередко под ним и погреб, ставили на виду против окон и поодаль от жилья, чтобы в случае возгорания избы сохранить годовой запас зерна. На двери амбара вешали замок - пожалуй, единственный во всем хозяйстве. В амбаре в огромных ящиках (сусеках) хранилось главное богатство земледельца: рожь, пшеница, овес, ячмень. Недаром на селе говаривали: "Каково в амбаре, таково и в кармане".

Для обустройства погреба выбирали более возвышенное и сухое место, которое не затоплялось полой водой. Котлован для погреба рыли достаточно глубокий, чтобы в лютые морозы не промерзали хранящиеся в погребе овощи. В качестве стенок погреба - тына использовались половинки дубовых бревен. Перекрытие погреба также изготовлялось из таких же половинок, но более мощных. Сверху погреб засыпался землей. В погреб вел лаз, который назвался творилами и в зимнее время сверху как всегда утеплялся. В погребе, как и в амбаре, оборудовались также сусеки для хранения картофеля, свеклы, моркови и т.д. В летнее время погреб использовался как холодильник, в котором размещали молоко и скоропортящие продукты.

https://www..html



QR код страницы

Больше нравится читать с телефона или планшета? Тогда сканируйте этот QR-код прямо с монитора своего компа и читайте статью. Для этого на вашем мобильном устройстве должно быть установлено любое приложение "Сканер QR кода".

Постоянным в любой горнице было местоположение кровати. Она всегда стояла напротив лежанки. Количество кроватей в горнице колебалось от одной до трех . Очень часто две кровати ставились под углом друг к другу напротив лежанки , а третья кровать – гостевая – располагалась по диагонали от них в противоположном углу . Кровать, стоявшая напротив лежанки, обязательно отделялась от остального пространства горницы. В качестве разделительного элемента могли использоваться платяные шкафы , шкаф–буфет для праздничной посуды или комод с поставленным на него посудным шкафчиком . Боковая часть кровати, расположенная напротив лежанки, задергивалась занавеской, зафиксированной на тонкой деревянной слеге, концы которой вставлялись в металлические скобы, вбитые в потолок. Существовали и другие способы разделения горницы на два отдельных пространства. Так в деревне Юрьевцы близ Шуньги в доме родителей О.Я.Косачевой (1929 г.р.) кровать отделялась от лежанки двумя поставленными в одну линию платяными шкафами, а от остального пространства горницы – занавеской . В деревне Онежаны в родительском доме К.А.Ковалевой (1923 г.р.) кровать и лежанка были отделены от горницы высокой до потолка поперечной перегородкой. В отцовском доме шуньжанина А.А.Медведева (1910 г.р.) в деревне Шабалино продольной перегородкой отделялась та часть горницы, в которой находились русская печь и кровать .

Стол в горнице традиционно стоял у среднего окна, перед ним или рядом с ним стоял деревянный диван с резной или зарешеченной спинкой. Его обычно покрывали узорной домотканой скатертью с кружевной прошивкой посередине или связанной крючком. В центре стола стояла настольная керосиновая лампа. В более состоятельных семьях лампа была под абажуром, в менее состоятельных – с обычным прозрачным ламповым стеклом. Иногда лампа была подвесной . Горничный стол, рассчитанный на прием гостей, имел раздвижную конструкцию , вокруг стола (тоже в расчете на гостей) стояло 5–7 стульев, как правило, местной столярной работы. Информаторами из деревень Яндомозера, Косельги и Лехмозера (район Шуньги) упоминались венские стулья с плетеными сиденьями . Под венскими стульями подразумевались изделия австрийской фирмы Михаэля Тонета, продукция которой получила широкое распространение по всей Европе во второй половине XIX века .

Возвращаясь к обстановке горницы, следует отметить, что местоположение стола в начале XX века могло меняться. Иногда его ставили не у окна, а у боковой стены. В этом случае перед ним стоял деревянный диван. Такой вариант зафиксирован в деревне Юрьевцы в родительском доме жительницы д.Тимохово близ Шуньги О.Я.Косачевой (1929 г.р.) .

К традиционному набору мебели в горнице принадлежал буфет для праздничной посуды и комод для хранения одежды и белья. Если предпочтение отдавалось комоду, то в горнице обязательно имелся маленький шкафчик для праздничной посуды. Он мог ставиться на комод или быть угловым, как в доме М.И.Герасимовой из д.Типиницы или в родительском доме В.С.Царева из д.Задняя близ Типиниц . Комод и буфет очень часто ставились к торцу кровати в качестве разделительной перегородки. Если комод стоял у стены, на нем обычно помещалось зеркало . По свидетельству информаторов, зеркало могло находиться и на угловом посудном шкафчике . Еще одним из вариантов местоположения зеркала в горнице было размещение его над диваном или комодом . Помимо комода и платяных шкафов, вошедших в обиход крестьян в XIX веке, старинным хранилищем одежды в крестьянском быту являлись сундуки. В горнице могли находиться один или несколько сундуков. Во втором случае их ставили «горкой» – один на другой, причем в данном случае речь шла о «посажных» сундуках, предназначенных для хранения приданого . Информатор М.В.Качалова (1912 г.р.) из д.Хашезеро сообщила, что число сундуков обычно совпадало с числом девиц «на выданье» в семье . Еще одной разновидностью хранения одежды в крестьянском быту конца XIX века были платяные шкафы, пришедшие в Россию из Западной Европы в петровскую эпоху. В крестьянской горнице конца XIX века они зачастую играли роль перегородки. Жительница д.Жарниково Е.И.Жарникова (1920 г.р.) вспоминает, что у них в доме имелось два платяных шкафа, поставленных в одну линию в торце кровати . Информатор из д.Юрьевцы О.Я.Тимофеева (1929 г.р.) упомянула два стоявших рядом шкафа, отделявших кровать от лежанки . М.В.Герасимова (1914 г.р.) из д.Типиницы указала еще один вариант местоположения шкафа: в углу рядом с окном, в одну линию с комодом .

В некоторых горницах можно было встретить нетрадиционный набор мебели. В северной девичьей горнице второго этажа дома Сергиных из Мунозера помимо традиционных предметов меблировки стояла горка с фарфоровой посудой, ломберный и шахматный столики . В горнице дома Царевых в д.Задняя близ Типиниц стоял угловой посудный шкафчик с зеркалом трюмо, в одном из углов находился рундук для хранения обуви, отделанный панелями филенчатой конструкции . Информаторы из Косельги , Яндомозера и Юрьевиц упомянули круглые столики, на которых стояли самовары.

В декоративном облике горницы важную роль играло цветовое решение. Полы в горнице покрывали полосатыми половиками, кровать – ярким домотканым или в начале XX века белым вязаным покрывалом, из – под которого был виден кружевной или вышитый подзор. Наволочки изготовлялись из домашнего холста или ситца (набивного или белого с кружевными прошивками). На окнах в начале XX века появляются занавески. Чаще всего они шились из светлого однотонного или в мелкий цветочек ситца. По крою занавески подразделялись на два варианта: «задергушки» – состоящие из цельного полотнища ткани и «раздергушки» – состоящие из двух полотнищ . Комод, горничный стол и маленькие круглые столики покрывались кружевными вязаными скатертями, лежанка застилалась полосатым тканым половиком. На лежанке и на столике стояли праздничные самовары. На комоде могли находиться бутылочки с искусственными цветами и всевозможные коробочки . Жительница д.Паяницы В.А.Дружинина (1914 г.р.) упомянула находившийся в горнице деревянный подсвечник . Из комнатных растений предпочиталась герань. Облик горницы дополняли фотографические портреты родственников и членов царской фамилии . Обязательной принадлежностью горничной обстановки были часы. В состоятельных семьях это настенные часы с боем, в менее состоятельных – деревенские ходики . Могла находиться в горнице и швейная машинка фирмы Зингер .

Помимо горницы, в особо зажиточных крестьянских домах имелось еще одно парадное помещение для приема гостей – «зала». В отличие от горницы в «зале» никогда не было кроватей. Обставлялась «зала» не кустарной, а покупной мебелью фабричного производства, в состав которой входили мягкие диваны, стулья, банкетки. Характерная черта «залы» – наличие изразцовых угловых печей, часто фигурного профиля, экзотических разновидностей комнатных цветов – финиковых пальм, рододендронов, фикусов, технических новинок вроде граммофонов. Стены в «зале», как и в горнице, оклеивали обоями или отделывали деревянными панелями, потолки красили белой краской. На стенах висели зеркала, часы с боем, картины и фотографии в рамках. На рубеже веков широкое распространение получили вязаные крючком скатерти и салфетки.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://сайт]

По свидетельству жительницы д.Мунозеро Е.Н.Мешковой (1921 г.р.) , «зала» в доме Сергиных в д.Мунозеро находилась на втором этаже. Слева от входной двери располагалась изразцовая печь с камином. Потолки были наборными: из деревянных планок, выложенных в виде квадратов в шахматном порядке, стены оклеены обоями серого цвета в мелкий белый цветочек. На окнах висели занавески из тонкой белой материи. Обстановка залы состояла из березового мебельного гарнитура, состоявшего из стола, мягкого дивана и двенадцати мягких стульев с коричневой кожаной обивкой. Кроме того, в зале находились еще один стол и буфет. В буфете хранилась фарфоровая посуда, в основном производства фабрик братьев Кузнецовых, серебряные стопки и т.д. Над столом висела белая фарфоровая лампа с медной фурнитурой. В красном углу на полочке стояло пять икон в серебряных окладах.



А вот еще одно описание «залы» в доме кижского священника М.А.Русанова, сделанное со слов его дочери в 1989 году: «Зала располагалась над лавкой на втором этаже. В зале у окна стоял комод, на нем керосиновая лампа с фарфоровым абажуром. У второго окна – ломберный столик, покрытый зеленым сукном. В углу – круглый мраморный стол на четырех ножках. Над ним в углу – большая икона Грузинской Божьей матери. Под нею на столике – распятие. Рядом с третьим окном – трюмо в деревянной раме. Под ним столик, на котором лежали туалетные принадлежности: расчески, гребни и т.д. В другом углу стоял письменный стол отца и конторка. Рядом – этажерка с книгами Лескова, Чехова, Писемского. У стены напротив окон – двенадцать венских стульев, на окнах – тканые занавески» .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://сайт]

Обобщенное описание парадных помещений в доме зажиточного крестьянина Олонецкой губернии дается в книге С.Приклонского «Народная жизнь на Севере»: «Окна уставлены цветами, стены оклеены шпалерами и обвешаны зеркалами… На одном простенке висят фотографические карточки родных и знакомых. На большой стене, рядом с плохими, литографированными видами Соловецкого монастыря можно встретить масляную картину хорошей работы, приобретенную по случаю где–нибудь в темных углах Петербурга… Мебель в комнате, хотя и подержанная, но отличается прочностью и чистотой. Она состоит, большей частью, из старинных, красного дерева, столов, стульев и диванов, иной раз покрытых несокрушимою материею, плетеною из конского волоса. Если в доме две парадные комнаты, то во второй, стоит более новая, мягкая пружинная мебель. Непременную принадлежность парадной комнаты составляет этажерка, или стеклянный шкаф, где выставлены напоказ фарфоровая, разрисованная посуда и серебряные вещи» .

Таким образом, все три описания рисуют нам весьма схожий облик «залы» крестьянского дома. В убранстве «залы» заонежского крестьянского дома нашли отражение модные вкусы, бытовавшие в русском городском интерьере 1980–1990–х годов XIX века. Это стилистическое направление получило название «позитивизм» т. е. демонстрация стоимости вещей. В городском интерьере 1880–1890–х годов преобладала мягкая мебель, простеганная или обитая кожей. Интерьеры были перегружены большим количеством вещей, создававших атмосферу уюта и комфорта – необходимых условий жизни состоятельного человека конца XIX столетия. Но если в городских интерьерах всегда имела место вариативность при сохранении общего стиля и отдельных модных элементов убранства, то в крестьянском быту обстановка «залы» подчинялась традиционному укладу жизни, сказавшемуся в однотипном наборе предметов мебели и повсеместном повторении декоративных элементов. Появление в крестьянском доме Заонежья «залы» явилось в конце XIX – начале XX века новшеством, наиболее полно и последовательно отразившим в своем устройстве процессы проникновения элементов городской культуры в крестьянский быт. Влиянием городской культуры был отмечен и облик крестьянской горницы. Разница состояла в том, что зала обставлялась образцами покупной, городской мебели и служила чисто парадным помещением. В горнице же вся мебель была местной кустарной работы, хотя при ближайшем рассмотрении она представляла собой модификацию городских образцов, переработанных в соответствии со стилистикой крестьянского искусства. Кроме того, существовала разница в функциональном назначении «залы» и горницы. «Зала» предназначалась только для приема гостей, горница же использовалась каждый день как место для спанья, в отдельные дни как место для работы (шитье на швейной машинке), а по воскресным дням как место для семейных чаепитий. Таким образом на примере обстановки горницы и «залы» мы можем сделать вывод о том, что еще на рубеже веков традиционность бытового уклада жизни заонежских крестьян активно противостояла разрушению привычного образа жизни и допускала только те минимальные изменения, которые были неотъемлемо связаны с общими экономическими и историко – культурными процессами российской действительности конца XIX – начала XX столетий.

  • Приклонский С.А. Народная жизнь на Севере. М., 1884. С.239.
  • Трифонова Л.В. Традиционный интерьер заонежского жилища и связанный с ним бытовой уклад // Заонежский сборник. Петрозаводск, 1992. С. 94.
  • Научный архив музея-заповедника "Кижи". №1133. (Экспедиционный дневник Воробьевой С.В. Свидетельство Царева В.С. (1924 г.р.) д.Задняя (Типиницы). С.6; свидетельство Калинина П.И. (1922 г.р.) д.Типиницы. С.8).
  • Такие варианты зафиксированы в доме Грешниковых в д.Обельщина (Сенная Губа), в доме Царевых в д.Задняя (Типиницы), в доме Савельевых в д.Петры (Сенная Губа).
  • Традиционность состава горничной мебели подтверждается многочисленными свидетельствами информаторов. Научный архив музея-заповедника "Кижи". №1131; №1133 (Экспедиционный дневник Трифоновой Л.В., Экспедиционный дневник Воробьевой С.В. Поездка в Шуньгу, деревни Великогубского и Сенногубского сельсоветов).
  • Научный архив музея-заповедника "Кижи". №1133. (Экспедиционный дневник Воробьевой С.В. 1987. Свидетельство Косачевой О.Я. (1929 г.р.) д.Юрьевцы. С.12); Научный архив музея-заповедника "Кижи". №1131. (Экспедиционный дневник Трифоновой Л.В. 1987. Свидетельство Савельева И.П. (1914 г.р.) д.Петры. С.36; Свидетельство Елисеевой А.В. (1920 г.р.) д.Тимохово. С.13).
  • Научный архив музея-заповедника "Кижи". №1133. (Экспедиционный дневник Воробьевой С.В. 1987. Свидетельство Грешникова Н.И. (1926 г.р.) д.Обельщина. С.1; свидетельство Косачевой О.Я. (1929 г.р.) д.Юрьевцы. С.12).
  • Научный архив музея-заповедника "Кижи". №1133. (Экспедиционный дневник Воробьевой С.В. 1987. Свидетельство Косачевой О.Я. (1929 г.р.) д.Юрьевцы. С.12; свидетельство Жарниковой Е.И. (1895 г.р.) д. Жарниково. С.14).
  • Научный архив музея-заповедника "Кижи". №1133. (Экспедиционный дневник Воробьевой С.В. 1987. Свидетельство Елизаровой К.К. (1925 г.р.) д.Середка); Научный архив музея-заповедника "Кижи". (Экспедиционный дневник 1982. Свидетельство Жарниковой Е.И. (1895 г.р.) д.Жарниково).

Реферат по москвоведению

“Русская изба”

“Русская народная одежда” ученика 10 “А” класса

Гуткина Александра

Москва, 1998

РУССКАЯ ИЗБА

Русское жилище как и жилище любого народа имеет много разных типов.
Но есть общие черты, который характерны для жилья разных слоев общества и разных времен. Прежде всего русское жилище - это не отдельный дом, а огражденный двор, в котором сооружалось несколько строений, как жилых, так и хозяйственных. Жилые носили наименования: избы, горницы, повалуши, сенники. Изба было общее название жилого строения. Горница, как показывает само слово, было строение горнее, или верхнее, надстроенное над нижним, и обыкновенно чистое и светлое, служившее для приема гостей. Название повалуши характерно для восточных губерний, и значило кладовую, обыкновенно холодную. В старину, хотя повалуши и служили для хранения вещей, но были также и жилыми покоями. Сенником называлась комната холодная, часто надстроенная над конюшней или амбаром, служившая летним жилым помещением.

Еще в 17 веке в Москве двор даже знатного человека представлял собой территорию, обнесенную каменным забором, застроенную несколькими каменными зданиями, между которыми торчали деревянные здания, избы, горницы, светлицы и множество изб людских и служебных, многие из которых были соединены крытыми переходами.

У простолюдинов избы были черные, т.е. курные, без труб; дым выходил в маленькое волоковое окно; при собственно так называемых избах были пристройки, называемые комнатами. “В этом пространстве жил бедный русский мужик... часто вместе со своими курами, свиньями, гусями и телками, посреди невыносимой вони. Печь служила логовищем целому семейству, а от печи поверху под потолок приделывались полати. К избам приделывались разные пристенки и прирубки. У зажиточных крестьян, кроме изб, были горницы на подклети с комнатами, т.е. двухэтажные домики. Курные избы были не только в городах, но и в посадах и в 16 веке и в самой Москве. Случалось, что в одном и том же дворе находились и курные избы, называемые черными, или поземными, и белые с трубами, и горницы на нижних этажах”.

Крестьянское жилище обычно представляло собой комплекс построек, обслуживавший различные нужды крестьянской семьи, причем на первый план чаще выступают не бытовые, а хозяйственные ее потребности, хотя в реальной жизни отделить одни от других весьма затруднительно. Следовательно, историческое развитие крестьянских построек тесно переплетено с историей развития крестьянского хозяйства, с технологией процессов, развитием орудий труда.

Как правило, жилища богатых и бедных крестьян в деревнях практически отличались добротностью и количеством построек, качеством отделки, но состояли из одних и тех же элементов. Все постройки в буквальном смысле слова рубились топором от начала до конца строительства, хотя в уездных городах, с которыми крестьянские хозяйства поддерживали рыночные связи, были известны и применялись и продольные и поперечные пилы. Эта приверженность традициям видна и в том, что еще в 18 веке большая часть населения предпочитала отапливать жилища “по-черному”, т.е. печи в избах ставились без печных труб. Этот консерватизм прослеживается и в организации самого комплекса крестьянских жилых и хозяйственных построек.

Основными компонентами крестьянского двора были “избы да клеть”, “изба да сенник”, т.е. основная жилая постройка и основная хозяйственная постройка для хранения зерна и другого ценного имущества. Наличие таких хозяйственных построек, как амбар, житница, сарай, баня, погреб, хлев, мшанник и др. зависело от уровня развития хозяйства. В понятие
“крестьянский двор” включались не только строения, но и участок земли, на котором они располагались, включая огород, гуменник и т.п.

Основным строительным материалом было дерево. Количество лесов с прекрасным “деловым” лесом намного превосходило то, что сохранилось сейчас в Среднерусском регионе. Лучшими породами дерева для построек считались сосна и ель, но сосне всегда отдавалось предпочтение. Лиственница и дуб ценились за прочность древесины, но они были тяжелы и трудны в обработке.
Их применяли только в нижних венцах срубов, для устройства погребов или в сооружениях, где нужна была особая прочность (мельницы, соляные амбары).
Другие породы деревьев, особенно лиственные (береза, ольха, осина) применялись в строительстве, как правило, хозяйственных зданий. В лесу получали необходимый материал и для кровли. Чаще всего береста, реже кора ели или других деревьев служили необходимой гидрозащитной прокладкой в кровлях. Для каждой надобности деревья выбирались по особым признакам.
Так, для стен сруба стремились подобрать особые “теплые” деревья, поросшие мхом, прямые, но не обязательно прямослойные. В то же время для теса на кровлю обязательно выбирались не просто прямые, но именно прямослойные деревья. Соответственно назначению деревья метились еще в лесу и вывозились к месту строительства. Если пригодный для построек лес был далеко от поселения, то сруб могли срубить и прямо в лесу, дать ему выстояться, высохнуть, а потом перевезти к месту строительства. Но чаще срубы собирали уже на дворе или поблизости от двора.

Тщательно выбирали и место для будущего дома.

Для возведения даже самых крупных построек срубного типа обычно не сооружали специального фундамента по периметру стен, но по углам зданий
(изб, клетей) закладывались опоры - крупные валуны, большие пни. В редких случаях, если протяженность стен была много больше обычной, опоры ставили и в середине таких стен. Сам характер срубной конструкции зданий позволял ограничиться опорой на четыре основные точки, т.к. сруб - цельносвязанная конструкция.

Срубные конструкции основаны на четком использовании свойств бревен хвойных пород дерева как основного строительного элемента. Сосна и ель имеют прямой ствол со слабым перепадом толщины от комля к вершине. В нижней части спелого дерева (80-100 лет) такие перепады на пролетах в 6-10 м практически несущественны для строительства. Видимо, этим объясняется то, что в строительной практике Восточной Европы в течение второго тысячелетия нашей эры в наземных срубах длина стен основных построек лежит в пределах трех саженей (сажень= 2м 13 см). Этот своеобразный стандарт выработался практикой использования хвойной древесины как основного материала. В массе построек это самый распространенный размер от 10 до 20 века.

В основе подавляющего большинства построек лежала “клетка”, “венец”, - связка из четырех бревен, концы которых были рублены в связь. Способы такой рубки могли быть различными по технике исполнения, но назначение связи было всегда одним - скрепить бревна межу собой в квадрат прочным узлами без каких-либо дополнительных элементов соединения (скоб, гвоздей, деревянных штырей или спиц и т.п.). Бревна метились, каждое из них имело строго определенное место в конструкции. Срубив первый венец, на нем рубили второй, на втором третий и т.д., пока сруб не достигал заранее определенной высоты. Конструктивно такой сруб без специальных связующих элементов мог подняться на высоту нескольких этажей, так как вес бревен плотно вгонял их в гнезда крепления, обеспечивая необходимую вертикальную связь, наиболее прочную в углах сруба.

Основные конструктивные типы рубленых крестьянских жилых строений -
“крестовик”, “пятистенок”, дом с прирубом.

Крыша у русских домов была деревянная, тесовая, гонтовая или из драни, иногда, в безлесных местах, - соломенная. Стропильная техника сооружения кровли, как и другие виды конструкции крыш, хотя и были известны русским мастерам, но в крестьянских избах не употреблялись. Срубы просто
“сводились” как основания для кровли. Для этого после определенной высоты бревна стен начинали постепенно и пропорционально укорачивать. Сводя их под вершину кровли. Если укорачивали бревна всех четырех стен, получалась кровля “костром”, т.е. четырехскатная, если с двух сторон - двухскатная, с одной стороны - односкатная.

Одним из важнейших элементов жилища крестьян всегда была печь. И не только потому, что в суровом климате Восточной Европы без печного отопления в течение семи- восьми месяцев не обойтись. Нужно отметить, что так называемая “русская”, а правильнее всего духовая печь - изобретение сугубо местное и достаточно древнее. Она ведет свою историю еще из трипольских жилищ. Но в конструкции самой духовой печи в течение второго тысячелетия нашей эры произошли весьма значительные изменения, позволившие гораздо полнее использовать топливо. К концу 18 века уже выработался тип печи, который позволял использовать ее не только для обогрева и приготовления пищи, но и как лежанку. В ней же пекли хлебы, сушили на зиму грабы, ягоды, подсушивали зерно, солод - во всех случаях жизни печь приходила крестьянину на помощь. И топить печь приходилось не только зимой, но в течение всего года. Даже летом нужно было хотя бы раз в неделю хорошо вытопить печь, чтобы испечь достаточный запас хлеба. Используя свойство духовой печи накапливать, аккумулировать тепло, крестьяне готовили пищу раз в день, утром, оставляли приготовленное внутри печей до обеда - и пища оставалась горячей. Лишь в летний поздний ужин приходилось пищу подогревать. Эта особенность духовой печи оказала решающее влияние на русскую кулинарию, в которой преобладают процессы томления, варения, тушения, причем не только крестьянскую, т.к. образ жизни многих мелкопоместных дворян не сильно отличался от крестьянской жизни.

Внутренняя планировка крестьянских жилищ была подчинена достаточно строгим, хотя и неписаным законам. Большая часть “мебели” составляла часть конструкции избы и была неподвижной. Вдоль всех стен, не занятых печью, тянулись широкие лавки, тесаные из самых крупных деревьев. Такие лавки можно было видеть в старинных избах еще не так давно, и предназначены они были не столько для сиденья, сколько для сна. Около печи была судная, или посудная лавка, где полновластной хозяйкой была старшая женщина в доме. По диагонали, в противоположном от печи углу помещали иконы, и сам угол звался святым, красным, кутным.

Одним из обязательных элементов интерьера были полати, специальный помост, на котором спали. Зимой под полатями часто держали телят, ягнят. В северных губерниях, по-видимому, уже в 18 веке полати делали высокие, на уровне высоты печи. В центральных и южных губерниях полати приподнимались над уровнем пола невысоко. Место для сна старшей супружеской пары в избе
(но не стариков, место которых было на печке) специально отводилось в одном из углов дома. Это место считалось почетным.

Над лавками, вдоль всех стен устраивали полки-“полавочники”, на которых хранили предметы домашнего обихода, мелкие инструменты и т.п. В стене вбивались и специальные деревянные колышки для одежды.

Хотя большинство крестьянских изб состояло всего из одной комнаты, не деленной перегородками, негласная традиция предписывала соблюдение определенных правил размещения для членов крестьянской избы. Та часть избы, где находилась судная лавка, всегда считалась женской половиной, и заходить туда мужчинам без особой надобности считалось неприличным, а посторонним - тем более.

Крестьянский этикет предписывал гостью, вошедшему в избу, оставаться в половине избы у дверей. Самовольное, без приглашения вторжение в “красную половину”, где ставился стол, считалось крайне неприличным и могло быть воспринято как оскорбление.

К жилой избе в 18 веке обязательно пристраивались сени, хотя в крестьянском обиходе они были более известны под именем “мост”. По- видимому, первоначально это было действительно небольшое пространство перед входом, вымощенное деревянными лагами и прикрытое небольшим навесом
(“сенью”). Роль сеней был разнообразной. Это и защитный тамбур перед входом, и дополнительное жилое помещение летом, и хозяйственное помещение, где держали часть запасов продовольствия.

В украшении избы сказывались художественный вкус и мастерство русского крестьянина. Силуэт избы венчали резной конек (охлупень) и кровля крыльца; фронтон украшали резные причелины и полотенца, плоскости стен - наличники окон, зачастую отражавшие влияние архитектуры города (барокко, классицизм и т.д.). Потолок, дверь, стены, печь, реже наружный фронтон расписывали.

РУССКАЯ НАРОДНАЯ ОДЕЖДА

Самые ранние сведения о древнерусской одежде восходят к эпохе Киевской
Руси.

Со времени принятия христианства (конец 10 века) крестьянский мужской костюм состоял из холщовой рубашки, шерстяных штанов и лаптей с онучами.
Декоративный акцент в эту простую по покрою одежду вносил узкий пояс, украшенный фигурными металлическими бляшками. Верхней одеждой служили шуба и островерхая меховая шапка.

С 16 века простота и малая расчлененность форм одежды бояр, придававшая фигуре торжественность и величавость, стали сочетаться с особой эффектностью декоративного оформления.

Старинная русская одежда по покрою была одинакова как у царей, так и у крестьян, носила одни и те же названия и отличалась только степенью убранства.

Обувь простого народа была лапти из древесной коры - обувь древняя, употребляемая еще со времен язычества. Люди с достатком носили сапоги, чеботы, башмаки и ичетыги. Эта обувь делалась из телячьей, конской, коровьей (юфти, т.е. кожа быка или коровы, выделанная на чистом дегте) кожи. Для богатых людей эту же обувь делали из персидского или турецкого сафьяна. Сапоги имели длину до колен, чеботы - полусапожки с остроконечными загнутыми кверху носами. Башмаки носились с ичетыгами, т.е. сафьяновыми чулками или получулками. Обувь мужская и женская почти не различалась.
Посадские жены носили сапоги, н дворянки ходили только в башмаках и чеботах. Бедные крестьянки ходили в лаптях, как и их мужья.

Обувь была всегда цветная, чаще всего красная или желтая, иногда зеленая, голубая, лазоревая, белая, телесного цвета. Она расшивалась золотом, особенно голенища, унизывалась жемчугом.

Рубахи у простонародья были холщовые, у знатных и богатых - шелковые.
Русские любили красные рубахи и считали их нарядным бельем. Русские мужские рубахи делались широкие и короткие, опускались сверх исподнего платья и подпоясывались низко и слабо узким пояском, называемым опояскою. По подолу и по краям рукавов рубахи расшивались узорами, украшались тесьмой. Но особое внимание обращали на стоячий воротник рубахи - ожерелье. Его делали пристегивающимся и украшенным соответственно богатству носящего.

Русские штаны или порты шились без разрезов, с узлом, с помощью которого можно было делать их шире или уже. У бедных они делались их холста, белого или крашеного, из сермяги - грубой шерстяной ткани; у зажиточных из сукна, богатые имели шелковые штаны, особенно летом. Штаны были не длинны и достигали только колен, делались с карманами (зепью) и были цветными - желтые, лазоревые, чаще всего красные.

На рубаху и штаны надевались три одежды: одна на другую. Исподняя была домашняя, в которой сидели дома; если нужно было идти в гости или принимать гостей, надевали на нее другую; Третья была накидная для выхода.

Исподняя одежда называлась зипун как у царей, так и у крестьян. Это платье было узкое, длиной до колен или иногда до икр, но чаще всего не доходившее даже и до колен.

На зипун надевали вторую одежду, которая имела несколько названий.
Самый обыкновенный и повсеместный вид этого рода одежды был кафтан. Рукава его были чрезвычайно длинны, достигали до земли и собирались в складки или брыжи, так что ладонь можно было по желанию закрывать или оставлять открытою, и таким образом концы рукавов заменяли перчатки. В зимнее время эти рукава служили защитою от стужи, а рабочие люди могли с их помощью брать горячие предметы. Разрезанный спереди кафтан застегивался с помощью завязок или пуговиц, крепившихся к нашивкам из другой материи и другого цвета. Воротники на кафтанах были маленькие, из-под них высовывались обнизь зипуна или ожерелье рубахи. У кафтана была подкладка, зимние кафтаны шились и на легких мехах. В этим же разрядам одежды относятся чуга, ферезь, армяк, тегиляй, терлик.

Верхние, или накидные одежды были: опашень, охабень, однорядка, ферезея, епанча и шуба. Опашень - это летняя одежда. Охабень плащ с рукавами и с капюшоном. Ферезея - плащ, одеваемый в дорогу. Шубы были самым нарядным платьем для русского, потому что давали возможность щеголять разнообразными мехами. Множество мехов в доме составляло признак довольства и зажиточности. Случалось, что русские не только выходили в шубах на мороз, но сидели в них в комнатах, принимая гостей, чтобы показать свое богатство. У бедных были шубы овчинные, или тулупы, и заячьи; у людей среднего состояния - беличьи и куньи, у богатых - собольи и лисьи всех видов. Царские шубы - из горностаев. Шубы покрывались обыкновенно сукном, но иногда делались и из одного меха. Шубы делились на нарядные и санные. В первых ходили в церковь, в гости или принимали гостей дома, последние одевали в дорогу.

Тогдашний вкус требовал самых ярких цветов в одежде. Черные и вообще темные цвета употреблялись только на печальных (траурных), или так называемых смирных одеждах.

Золотое платье (из шелковой материи, затканной золотом и серебром) считалось атрибутом достоинства у бояр и думных людей, окружавших царскую особу, и когда принимали послов, то всем, не имеющим такого рода платьев, раздавали их на время из царской казны.

Все русские носили пояса, и считалось неприличным ходить без пояса.
Кроме опоясок на рубахе, носили пояса или кушаки по кафтану и щеголяли ими, как нашивками и пуговицами.

Русская шапка была четырех родов. Зажиточные люди носили маленькие шапочки, покрывавшими только макушку, расшитые золотом и жемчугом, даже в комнатах, а царь Иван Грозный ходил в ней даже в церковь, и за то поссорился с митрополитом Филиппом. Другой вид шапки - колпак, зимой подбитый мехом. Этой формы шапки носили и бедные мужики, из сукна или войлока, зимою подбитые овчиной. Третий вид - четырехугольная шапка, украшенная меховым околышком, их носили дворяне, бояре и дьяки. Четвертый род - горлатные шапки, их носили исключительно князья и бояре. Таким образом, по шапке можно было узнать происхождение и достоинство человека.
Высокие шапки означали знатность породы и сана.

Женские одежды были похожи на мужские, но имели свои особенности, так что уже издали можно было отличить женщину от мужчины. Не говоря уже о головных уборах, к самим одеждам, носившим те же названия, как и у мужчин, прибавлялось слово “женский”, например женская шуба, женский опашень и т.д.

Женская рубаха была длинная, с длинными рукавами, белого или красного цвета. К рукавам рубашки пристегивались запястья, вышитые золотом или жемчугами. Сверх рубашки надевался летник, имеющий застежку снизу доверху, до самого горла, что диктовалось правилами приличия. Зимою летники подбивались мехом и назывались кортелями. Распространение получили и сарафаны.

Верхняя женская одежда - опашень. Другой вид женской верхней одежды - телогрея. Особое разнообразие имели женские шубы.

Голова замужней женщины убиралась волосником или подубрусником Это были шапочки из шелковой материи, являющиеся символом брачного состояния и составляли необходимую и главнейшую часть приданого. По понятиям русских, для замужней женщины считалось и стыдом, и грехом оставлять на показ свои волосы: опростоволоситься (открыть волосы) было для женщины большим бесчестьем. Скромная женщина боялась, чтобы даже члены семейства, исключая мужа, не увидели ее простоволосою. Поверх волосника накладывался платок
(убрус), обыкновенно белый, и подвязывался под подбородком. Когда женщины выходили в церковь или в гости, то надевали кику: шапку с возвышенностью на лбу. Иногда это был кокошник. Имелось также очень большое разнообразие женских шапок. Девицы носили на голове венцы - обручи без верха. Зимою девицы покрывали голову высокой меховой шапкой -столбунцом.

Одежда (и женская и мужская) дополнялась украшениями.

Бедные поселянки ходили в длинных рубахах. На рубахи надевали летники, иногда белого цвета, иногда крашеные, а голову покрывали платком, завязанным под подбородком. Сверху всего, вместо накидного платья, поселянки надевали одежду из грубого сукна или серемяги - серник.

В прежние времена у крестьян и посадских людей встречались очень богатые наряды. Их дорогие одежды переходили из рода в род. По большей части одежды кроились и шились дома: шить на стороне не считалось даже признаком хорошего хозяйства.

Как мужские, так и женские дорогие одежды почти всегда лежали в клетях, в сундуках под кусками кожи водяной мыши, которую считали средством от моли и затхлости. Только в большие праздники и в торжественные случаи, как, например, в свадьбы, их доставали и надевали. В обыкновенные воскресные дни русские ходили в менее богатом наряде, а в будни не только простой народ, но и люди обоего пола среднего сословия и дворяне не щеголяли одеждою. Зато когда надо было себя показать, русский человек
“скидал свои отрепья, вытаскивал из клетей отцовские и дедовские одежды и навешивал на себя, не жен и на детей все, что собрано было по частям им самим, отцами, дедами и бабками”.

Сложившийся образ русского народного мужского костюма: рубаха- косоворотка, иногда с вышитым или тканым узором по вороту и подолу, выпускаемая поверх нешироких штанов и перехваченная поясом. Северный тип русского народного женского костюма: рубаха и сарафан стройного, расширенного книзу силуэта.

Использованная литература:

1. Костомаров Н.И., Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М.,
“Экономика”, 1993
2. Очерки русской культуры 18 века., М., “Московский университет”, 1985
3. Древности славян и Руси. М., “Наука”, 1988
4. Этнография в истории моей жизни. М., Институт этнографии АН СССР, 1989


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Свой дом русские люди обычно называли избой, хотя в некоторых районах России крестьянское жилище называлось иначе: в Южной России - хатой, в казачьих станицах - куренем, в Сибири - хоромами или просто домом. Русские поселения с глубокой древности возникали по берегам рек, ручьев, озер, вдоль почтовых трактов, соединявших крупные торговые и ремесленные города.

Деревни были расположены, как правило, недалеко друг от друга, тяготея к одному центру - селу, в котором были церковь, школа, торговые лавки, устраивались базары и ярмарки. Дома располагались в два «порядка » вдоль дороги или в один ряд вдоль берега озера, реки. Русские люди обычно ставили дома из дерева. Использование при строительстве камня или глины было характерно лишь для степных и лесостепных районов России. Постройка дома осуществлялась как собственными силами семьи, так и артелями плотников.

Особенно славились своим мастерством ярославские, владимирские, костромские плотники: построенные ими избы были столь красивы и надежны, что казались нерукотворными. Народное сознание приписывало им владение «тайным знанием», полученным от нечистой силы. В конце XIX - начале XX в. в центральных и южных губерниях Европейской России стали появляться дома из побеленного и красного кирпича. Их распространение было связано со значительным подорожанием строительного леса.

Крестьянский дом состоял их жилых помещений и двора. Жилых помещений было, как правило, одно или два, реже три. Они были соединены сенями, которые служили своеобразным тамбуром между улицей и избой. Наиболее типичным был дом, состоящий из теплого, отапливаемого русской печью помещения и коридора-сеней. В домах зажиточных крестьян, кроме помещения с русской печью, имелось еще несколько комнат, предназначенных для приема гостей, для сна молодоженов, для хранения домашних вещей.

Планировка жилого пространства дома была сравнительно одинаковой на большей части территории Восточной Европы и Сибири, освоенной русскими людьми, и определялась положением печи и переднего (святого, красного) угла с иконами. Двор, где были расположены постройки для скота, хранения кормов, а также сельскохозяйственных орудий и транспорта, находился всегда рядом с жилыми помещениями. Он мог быть закрытым или открытым.

В закрытом дворе все хозяйственные постройки соединялись одной кровлей и сообщались как между собой, так и с жилым помещением; двор либо примыкал к боковой стене дома, либо строился позади него. Он был отделен от дома сенями и мостом1. Такой двор был удобен для жизни и работы в холодном климате, с длинными снежными зимами.

Открытый двор не имел крыши, а хлев, конюшня, овчарник, птичник и другие хозяйственные постройки располагались по его периметру на некотором, иногда сравнительно большом расстоянии от жилых помещений. Двор такого типа был особенно характерен для деревень Южной России, где климат относительно мягкий, зимы коротки и малоснежны. Дом, двор и расположенный рядом с ними огород, сад составляли усадьбу, которую окружала ограда с воротами. Сельскохозяйственные строения для сушки зерна в снопах, для обмолота и хранения зерна находились обычно за пределами усадьбы, ближе к пахотным землям.

Сушку зерна в снопах проводили в овинах, ригах, шишах, которые отличались друг от друга устройством. Необходимость в просушке зерна перед молотьбой была вызвана климатическими условиями: обилием осадков, коротким, нередко холодным летом. Обмолот снопов, привезенных с поля, проходил в гумнах, а также на току - ровной, утрамбованной площадке, которую устраивали обычно в клунях-рыгах. Зерно хранили в амбарах, имевшихся в каждом крестьянском хозяйстве. Для перемалывания зерна в муку использовали ветряные и водяные мельницы, а для очистки круп - толчеи. Их владельцами были зажиточные крестьяне и помещики, которым платили за помол деньгами или зерном.

Обеспеченность крестьян хозяйственными постройками зависела от имущественного положения семьи, от наличия строительного материала, от уровня развития земледелия в регионе. Богатая семья имела необходимое количество хозяйственных и подсобных построек достаточно высокого качества. Бедные же крестьяне обычно ставили один овин или одно гумно на несколько семей, а зерно для перемалывания возили на мельницы. В районах с высокоразвитым земледелием на одно хозяйство приходилось значительно больше построек, чем в районах со слаборазвитым земледелием. Типы домов, дворов, хозяйственных строений формировались на протяжении нескольких столетий.

Самыми древними жилищами, известными нам по археологическим раскопкам Старой Ладоги, Новгорода, Рязани, были полуземлянки и наземные отапливаемые срубные жилища IX-XI вв. с глинобитной печью без трубы. Наземные жилища представляли собой четырехугольные постройки, рубленные из сосны, под двускатной крышей, без потолка, с одним маленьким волоковым окном или вообще без окон, с дощатым полом1, переводы которого или лежали на земле, или были врублены во второй (третий) венец. Вокруг дома или с одной его стороны шла неширокая открытая галерея с крышей на столбах.

Избы имели сени, но встречались и такие, в которых дверь вела сразу на улицу. При таком доме не было закрытого двора с помещениями для животных - скот круглый год находился на открытом воздухе. Постепенно крестьянский дом видоизменился: появились высокий подклет, волоковые и косящатые окна, балконы, Мезонины. На смену избе, отапливавшейся «по-черному», в XIX в. пришла белая изба с печью, имевшей выходную трубу. Крестьянские избы с каждым веком становились все более и более комфортабельными. Такой же процесс происходил и с хозяйственными постройками: совершенствовались старые, возникали новые.

К XVI- XVII вв. относится и появление закрытых дворов с помещениями для животных и хранения кормов. В XVII в. стали строить ветряные мельницы. До этого обмолот проводили на ручных жерновах1, известных, по археологическим данным, с VIII в., или на водяных мельницах, первое упоминание которых встречается в письменных источниках XIII в. Овины, наиболее древнее и самобытное приспособление для сушки хлебов, на протяжении столетий становились все более и более удобными для работы. Житные ямы были заменены деревянными амбарами и т. д.

Помещения в избе. Постепенно комнат и служебных помещений в жилом строении становилось больше, и они имели разные названия. Имели свои названия и части помещений. В основном, состав и наименования помещений не менялся с 11 - 12 веков: изба, клеть, сени, горница, подклет, чулан, чердак (в крестьянских избах встречался редко). Главным помещением была уже многократно упоминавшаяся изба с русской печью (изба может означать и весь дом). Часто бывали две избы: летняя и зимняя. Иногда дом состоял из трех частей: перед (лицевой торец для летнего жилья), середка (крытый двор) и зад или озадок (с зимним жильем). После принятия христианства в богатых и зажиточных домах добавляли комнату - Крестовая (моленная) - комната в богатом доме, использовалась как домашняя церковь Крестовая комната во дворцах русских царей и знати служила для совершения утренних и вечерних молитв, иногда церковных служб. Одна из стен представляла собой иконостас в несколько ярусов. На других стенах над окнами и дверями ставились иконы в малых иконостасах или киотах. Сцены расписывались на библейские сюжеты. Кроме того, там хранились священные предметы. Комната царицы обычно служила местом, где она рожала, убранство отличалось большим великолепием. Крестовые комнаты в домах светской и духовной знати использовалась и для торжественных приемов и праздничных трапез. Прируб - небольшая деревянная пристройка, конструктивно связанная с более крупной частью здания. Горница могла быть не отдельным строением, а парадной комнатой в доме, стоящей на подклете. Она служила для приема гостей, освещалась красными окнами и отапливалась изразцовой печью. Горище - верхняя часть хором или крестьянского дома. Верхница - надстроенные над основным объемом деревянного дома теремок, горница или чердачок. Взрубок - надстройка над избой или хоромами: вышка, светелка, горенка. Светлица, светёлка - светлое просторное помещение хором, предназначенное для рукоделия и других чистых домашних занятий. Устраивалась в женской половине, преимущественно в верхней части. Голубица - подполье крестьянской избы, ход в него. Горенка - помещение чердака или светелки, возвышающейся над хоромами или богатым крестьянским домом или отдельный сруб с окном над воротами в нижний ярус крестьянского двора. Гульбица - подклет, подызбица. Чертог - в древнерусском языке - палата, большое, богатое помещение, брачная комната, спальня. Гридница, гриня, грыдня - обширный зал в княжеских хоромах, служивший помещением для гридей (княжеской дружины) и пиров с дружиной. Потолок поддерживался столбами или колоннами. Иногда в ней помещался и княжеский трон. Вышка - летнее жилое помещение на чердаке. Одрина - спальня в древнерусском доме. Выход: 1. сухой погреб перед домом - небольшой сруб, на треть или половину углубленный в грунт, покрытый на два ската и утепленный снаружи землей; 2. балкон или галерея, связанные с чердачным помещением избы или хором. Глухой подклет - полуподвал под клетью (летним неотапливаемым помещением крестьянской избы), в котором содержался скот и размещалась кладовая. Белая казна - хранилище белья в богатом древнерусском доме. Закут - чулан, отгороженная кладовая. Чулан - небольшое подсобное помещение, обычно хозяйственного назначения, отгороженное от сеней или комнаты перегородкой. Задняя изба - задние помещения в крестьянской избе, предназначенные под жилье батраков и хранилище домашней утвари. Задец - небольшой прируб к сеням, имеющий подсобно-хозяйственное значение. Заклеть - задний отсек разделенной надвое клети, либо вторая клеть позади первой. Зазадорога (ударение на втором "а") - узкое пространство между печью и стеной. Изобка: 1. небольшая изба; 2. светёлка, горенка над основным объемом деревянного дома. Исподние сени (подсение) - ярус в основании деревянных сеней. Исподница - подызбица, нижний ярус клети. Истебка - подклет, подызбица. Истобка - изба (помещение в доме). Истопка: 1. истобка; 2. чердак; З. постройка для мытья, баня, лазня. Голбец (ударение на "о"): 1. в деревянных избах деревянная пристройка к печи с дверкой над лестницей - спуском в подвал или в подклет. Представлял собой нечто вроде шкафа с дверью, ведущей на лестницу вниз, или длинный ящик вдоль боковой стенки печи, покрытый съемной крышкой, под которой находилась лестница; 2. загородка или чулан между печью и полатями; 3. припечье со ступеньками для всхода на печь и на полати. В избе отделялся стенкой, не доходящей до потолка и укрепленной на брусе, идущем от печи до стены. Если он был расположен перед печью, то использовался как кухня, а если позади - для спанья. Подвал - помещение под летней избой, имел обычно вход через голбец, использовался как хозяйственная кладовая. Подполье - подсобное помещение под зимней избой с входом только через голбец, использовался для хранения продуктов. Людская - помещение для прислуги в помещичьем доме. Лазня: 1. постройка для мытья; 2. спуск в подполье из-под голбца. Бабий кут - угол, где хозяйка дома занимается своими делами, находится у печи. Красный кут (красный угол, большой угол, верхний угол) - парадная часть со столом, иконами и лампадой над встроенными лавками, находится по диагонали от печи. Стряпной кут (бабий кут, заполье) - отгороженная занавеской часть избы, предназначенная для готовки пищи. Стряпущая изба - поварня, кухня в крестьянской усадьбе. Белая половина - чистая половина избы, горница. Приспешня - перегородка в избе, примыкающая к печи и отделяющая пространство для стряпни. Подбор - стенка из вертикальных обрубков бревен, ограждающая подполье под срубом. Погребица - надстройка над погребом. Напогребница - хозяйственное помещение над погребом, ледником. Полица - широкая полка для вещей, примыкающая ребром к стене. Полати: 1. нары для спанья, устроенные под потолком, между русской печью и стеной избы; 2. настил для хранения вещей, устроенный под потолком. Западня - подъемная крышка над лазом в подпол. Гульбище - открытая узкая галерея с перилами, опоясывающая всю жилую часть дома, на уровне перекрытий подклета. Гульбище - типичная особенность северных домов. Когда-то их устраивали для того, чтобы по ним можно было пройти и закрыть наружные оконные ставни на ночь (зимой - чтобы защитить избу от холодного ветра, а летом - от света белых ночей). Рундук - ларь с подъемной крышкой, используемый как скамья. Наряд - матерчатые элементы для праздничного убранства древнерусского интерьера: занавеси, полавочники, наокошечники, ковры, покровы, наволоки, одеяла, пологи, скатерти. Вот описание интерьера избы уральского крестьянина середины 18-го века: В избе пространство от порога почти до самой середины занимает русская печь; над дверями, около печи, находятся полати, под печью голбец, а подле печи шкафчик для посуды. От него до окошек делается длинная полка, на которую ставят посуду и другие вещи, а кругом избы, около стен, устраивают лавки. Печи в избах делаются из глины, к ним прилаживают чугунный шесток (площадка перед устьем печи) и железный дымоволок (труба), а с потолка на крышу выводят кирпичную трубу; в некоторых местах на крыше ставят железную трубу, покрывая ее большим горшком без дна. Окна, как в избах, так и в горницах, делаются стеклянные, створчатые и обычно с форточками. Но зимой во избежание сырости стеклянные рамы вынимали и заменяли высушенной брюшиной; т.к она не прозрачна, в ней делали дырочки, через которые смотрели на улицу. Над устьем черной печи находился напыльник - брус, на который клались дрова для сушки. К черной печи пристраивали голбец из досок, немного ниже печи, чтобы на крышке можно было сидеть детям и старикам во время топки печи. На полатях женщины зимой, когда на полу было холодно, занимались домашней работой, пряли, шили. Залавок (полка) на стене с печью используется для хранения мелкой деревянной посуды, а у кого есть, то и медной. Часто бревна были стесаны только до уровня полок А выше оставались круглыми. Вдоль стены шла черная полица - доска для сушки горшков, перекинутая с полатей на русскую печь. На столе стояли светец (железный прут с зажимом, в который вставлялась горящая лучина) и светильня (деревянное корыто рядом со светцом, в которое падал нагар с лучины). Огромная печь, расположенная в задней половине избы, делит помещение на жилые зоны направо и налево от входа, образуя "углы": "подпорожье" - место у дверей под полатями, расположенными между печью и продольной стеной избы; "кутный угол" или "середа" для стряпни, куда выходит устье печи, обращенное к одному переднему углу; возле печи - "залавок" - шкафчик для посуды; "красный угол", в котором стоит стол и висит божница. Красный угол отделяется от середы занавеской или дощатой "заборкой". Вдоль стен врублены сплошные лавки - "мужская", "бабья", "красная" - с полками над ними.