Меню

Архитектура Ф. Общественные здания по проектам Ф.Л

Стропильная система

Природа – неисчерпаемый источник вдохновения не только для поэтов и художников, но и для зодчих. Многих она воодушевила на создание шедевров, а новатор Фрэнк Ллойд Райт, окрыленный красотами прерий, создал целую школу дизайна.

Райт и парадигма органичности

Человек, чьим именем назвали множество домов, родился в 1869 году в Висконсине. Школу будущий великий архитектор не посещал, получая образование дома, инженерный факультет так и не закончил. Несмотря на это (или напротив, благодаря подобным обстоятельствам), таланты юноши развились в полной мере.
Фрэнк Ллойд Райт обладал писательским даром, неплохо рисовал, коллекционировал предметы искусства, преуспел в дизайне мебели и тканей, а главное – отличался свежим, неизбитым взглядом на привычные предметы. Настолько неизбитым, что замыслы Райта вполне оценили лишь годы спустя. Он утверждал, что архитектура обязана предвидеть будущее, и его собственная профессиональная стезя доказала это утверждение.

В 1893 году Райт основал строительное бюро, чтобы воплощать нетривиальную идею – мечту об органической, естественной архитектуре. Зодчий-самоучка был уверен: современное строение должно буквально «вырастать» из земли, быть частью окружающей среды, её гармоничным развитием.

«Я мечтаю, чтобы здания вписывались в пейзаж и украшали его, чтобы архитектура обрела свободу», заявил он в одном из своих интервью. И, можно сказать, Райт посвятил свою жизнь решению этой задачи: он освобождал архитектуру из плена неестественности, излишка деталей и украшений, громоздкости форм, однообразия конструкций.

Постройки Райта сильно отличались от традиционных в ту пору . Его манеру нельзя было спутать с чьей-либо другой, невзирая на то, что дома, придуманные Райтом, никогда не повторялись.

Концептуальные особенности стиля прерий

Архитектуру прерий выделяют броские приметы:

Горизонтальность, приземистость

Здания Райта тянутся вдоль, а не ввысь. «Дом не должен возвышаться на холме. Он должен быть или холмом, или его частью».
Даже постройки выше двух этажей, если речь о стиле прерий, сливаются с рельефом, припадая к земле, будто кусты, валуны и травы.

Первые дома, спроектированные Райтом, были крестообразной формы или в виде буквы Т. Позже конструкция упростилась, не теряя надежности; сегодня, дома имеют в основе либо простейший прямоугольник, либо экономный Г-образный силуэт.
Дома в стиле прерий не воспринимаются высокими, независимо от количества этажей. Этому способствуют упор на форму прямоугольника, доминирование горизонтальных линий, широкие карнизы по периметру дома, заметные выступы кровли и скрытый цоколь.

«Взяв за масштаб рост человека, я уменьшил высоту здания, – рассказывал Райт о собственном стиле. – Не веря в иную меру, кроме человеческой, я ввел её в пространственность и распластал в длину массу постройки».

Угловатость, строгость линий

Принцип органичности Райт подсмотрел не только у природы. Его сильно впечатляли , облик восточных храмов и , который в те годы начинал восхождение на архитектурный пьедестал.
У минимализма Райт «одолжил» лаконизм, линейность и бескомпромиссность геометрии.

Резкую отчетливость прямоугольных фасадов он акцентировал при помощи ортогональных эркеров, пристроек в виде выступов, квадратных колон. Впрочем, несмотря на строгость, угловатость контуров, дома прерий не выбиваются из окружающей среды, не нарушают первую, самую важную заповедь – гармонии с пейзажем.

Сегменты и секции

Дома в стиле Райта целостны, но выглядят так, будто их сложили из отдельных, плоских «коробок». Горизонтально дом делят перепады накрытия, вертикально – колонны и выступы. Самостоятельность сегментов подчеркивают при помощи различия фактур: один выделяют, допустим, кирпичной кладкой, а другой бетоном.

Широкая, плоская кровля

Крыша – очень важный компонент органической архитектуры . Это выразительное средство, которым подчеркивают горизонтальность постройки. А также если дом предполагает два этажа и более, его делят на фрагменты.

Чаще всего кровли «райтовских» зданий 3 или 4-х скатные, с широкими свесами. В ритмике, заданной крышами, отчетливо видны японские мотивы.

Террасы и открытость планировки

Широкая терраса – непременный атрибут жилых построек Райта. Нередко террас даже две.
Внутри такие дома тоже привольны: минимум перегородок, все помещения перетекают друг в друга, создавая эффект бесконечности. Комнат меньше, но пространства больше – вот ключевой принцип внутренней планировки.

Огромные панорамные окна

К ним располагает и горизонтальная направленность постройки, и ровные четырехугольники стен. К тому же панорамное остекленение – лучший способ усилить связь дома с окружающей его природой. Огромные стекла, во-первых, обеспечивают достаточный уровень освещенности в дневное время, во-вторых, отражают пейзаж снаружи.

Нередко окна оснащают раздвижными механизмами, благодаря чему, если надо, они преобразуются в выход на террасу.
Условность границы между пространством наружным и внутренним – ещё один признак архитектуры прерий.
Перемычек в стенах из стекла лишь самое необходимое количество, а обрамляют панорамные окна либо бетонными полосами, либо деревянными досками. Дверные проёмы тоже размашистые, прямоугольные. Арок в домах прерий вы не увидите.

Натуральность и комбинированность отделки

Первые особняки Райта были построены исключительно из природных материалов. Бетон, кирпич и стекло сочетались с естественным камнем, керамическими блоками и деревянным брусом, поскольку эклектичность отделки тоже особенность этой стилистики.

Разнородность материалов используется для того, чтобы разграничить дом на сегменты, выделить каждый из них. Допустим, рваным камнем обозначают одну часть помещения, а гладким бетоном или декоративным кирпичом следующую.
Что касается кровельного материала, то предпочтение отдается натуральной черепице и профнастилу.

Сдержанность палитры

Приоритетные краски архитектуры прерий – оттенки коричневого, серого цвета, реже и в малых количествах встречается белый.
Сочетания красок подобраны так, чтобы отчеркивать линии дома, его углы и секции, не раздражая при этом глаз.

Крыша, как правило, темнее стен (этот приём ещё больше вытягивает постройку вдоль), а изнанка свесов либо бежевая, либо белая.

Дома, которые меняют жизнь

Вы скажете: попытки сплотить архитектуру и природу характерны не только для манеры, придуманной Райтом. То же, к примеру, проповедовал и . В чем же все-таки неординарность стиля прерий?

Скандинавский дизайн, который также стремится к единству с природой, ставит во главу угла комфорт, функциональность и практичность, модерн – художественность подачи. А строения Райта продолжают ландшафт, черпая из него всё необходимое.
Дома прерий вмещают в себе простор и уют, масштабность и лёгкость, скромность и элегантность.

Райт вспоминал, что когда его фирма начала строить жилища, к ним хлынули письма от признательных клиентов. Заказчики благодарили архитектора и утверждали: несуетливая и вольная эстетика домов, спроектированных Райтом, изменила их характер, кардинально повлияла на судьбу.

Фрэнк Ллойд Райт родился в Ричленде, штат Висконсин, 8 июня в 1867 году. В 1885 году Райт поступает на инженерный факультет Висконсинского университета. Не окончив его, он отправляется в Чикаго и устраивается на работу в фирму Адлера и Салливана. Руководитель фирмы, один из идиологов «чикагской школы» Луис Салливан оказывает глубокое влияние на все дальнейшее творчество Райта. В 1893 году Райт покидает фирму, и основывает свой офис в Чикаго.

(«Дом у водопада» Заказчик Эдгар Дж. Кауфман, Пенсильвания

Дом Дарвина Д. Мартина, Буффало, Нью-Йорк

Райт создал новое течение - «органическую архитектуру», основной девиз которой - здание должно развиваться из своей природы. С самого начала его архитектура отличается от превалирующих в то время построек неоклассического и викторианского стиля, столь любимых у архитекторов того времени. Райт был против «механического» введения стилей в архитектурный облик здания, он считал что архитектурная форма должна определятся в каждом конкретном случае по-разному, в зависимости от функции здания и окружающей среды. Отличительной особенностью архитектуры Райта было использование строительных материалов естественного цвета и фактуры.

Дом С. Роби в Чикаго,штат Иллинойс

Открытая планировка с «перетеканием» одной комнаты в другую дает ощущение простора в интерьерах. Эта особенность имела яркое выражение в ранних постройках архитектора, так называемых домах прерий. В их числе - дом Мартина (1904) в Буффало, штат Нью-Йорк; дом Кунли (1908) в Риверсайд, штат Иллинойс, и Дом Роби (1909) в Чикаго.

Райт использовал в своих проектах новые технологии, он один из первых стал применять сборные железобетонные блоки со стальными стержнями, с его подачи началось массовое внедрение системы кондиционирования воздуха в помещениях, рассеяное освещение и панельное отопление. При строительстве здания для фирмы «Ларкин» в Буффало в 1904 году был впервые использован кондиционер, на окнах поставлены стеклопакеты, стеклянные двери и металлическая фурнитура. Среди многих инженерных находок Райта - огромный отель в Токио, способный выдерживать землетресения. Для получения необходимой гибкости в «Империал» отеле он использовал консольные конструкции и плавающий фундамент. Здание было построено в 1922 году и не пострадало от разрушительного землятресения, случившегося годом позже.

Райт провел много времени за написанием книг, чтением лекций и обучением. Большинством принципов, которые он выдвинул сегодня, являются основные понятия современной архитектуры. Не смотря на то, что его ранние выступления против эклектики вызывали враждебность американских академиков, его работы глубоко повлияли на развитие современной архитектуры в США, а также в Европе. В Западном Талиесине (Скоттсдейл, штат Аризона), зимнем доме архитектора, им была создана студия-мастерская для учеников, которые помогали ему в проектировании. Райт скончался в Фениксе, штат Аризона, 9 апреля 1959 года. Одной из последних его работ стал

Каждый год 150 тысяч туристов со всего мира посещают местечко под названием "Медвежий ручей", что в 80 км от Питсбурга. Причина тому - загородный дом, который сразу по окончании строительства в 1939 году стал легендой, а менее чем через 30 лет получил статус Национального исторического памятника США. Конечно, это знаменитый Fallingwater , или "Дом над водопадом" - одно из программных произведений Фрэнка Ллойда Райта. На протяжении нескольких десятилетий он восхищает красотой и завершенностью архитектурной мысли, смелым, острым решением и актуальным, не устаревающим обликом. Основоположник органической архитектуры, Райт заложил основу современного представления о доме: простое, лаконичное здание, тесно связанное с окружающей природой и имеющее свободное, перетекающее пространство.

Творческий путь архитектора

Широта взглядов, мировоззрение и творческое наследие Фрэнка Ллойда Райта выдают в нем личность, принадлежащую XX веку. Однако треть жизни архитектора прошла в XIX столетии - это годы взросления, формирования творческих взглядов, первых шагов в профессии и первых успехов. К 1900 году - это молодой специалист, возглавляющий собственную архитектурную фирму и имеющий за плечами более 50 проектов домов.

В Америке, где доминировал классический тип дома-виллы, Фрэнк Ллойд Райт предложил совершенно новый подход к пониманию частного домовладения. Здание в своей архитектуре должно отталкиваться не от существующих догм, а от особенностей ландшафта местности, - считал мастер. Не случайно новый тип дома получил название "стиль Прерий" : протяженные, приземистые и распластанные здания словно в зеркале отражают американские степи с их необъятными просторами. Невысокие постройки, вписанные в ландшафт, представлялись архитектору сомасштабными человеку и более комфортными для проживания. Впоследствии Райт разработал целую концепцию «городов широких горизонтов» , которые должны были прийти на смену безликим и бездушным мегаполисам.

Сам же архитектор отдавал предпочтение загородной жизни, и проектирование частных односемейных домов стало главной темой его творчества.

В 1930-х годах началась новая глава творческой деятельности Райта – еще более яркая и успешная, ознаменованная строительством Дома над водопадом, а затем работой над Музеем Гуггенхейма в Нью-Йорке. Для этого проекта Фрэнк Ллойд Райт создал необычное воронкообразное здание с открытым внутренним пространством, обвитым огромным пандусом, по которому спускаются посетители музея. Сегодня эта постройка считается одним из шедевров архитектуры XX века. В последние годы жизни Фрэнк Ллойд Райт занимался разработкой недорогих типовых проектов для рядовых американцев - так называемых "юсонианских" домов.

Новый тип дома

Райта часто называют новатором, архитектором, значительно опередившим свое время. Чтобы понять, насколько смелыми казались его решения, достаточно представить традиционный американский дом XIX века: классическую виллу с симметричной композицией, сложной крышей и богатым декором - колоннами, лепными рельефами. Все это в новой концепции оказалось ненужным и излишним - так же, как чердак и подвал.

Согласно принципам органической архитектуры, дом не повторяет природные формы, но вырастает так же естественно и рационально, как и все в природе. Эффект усиливает использование натуральных материалов – кирпича и местного камня. Отгороженные от окружающего мира постройки архитектор заменил на сложные асимметричные композиции с террасами и вынесенными далеко за пределы дома скатами крыши, позволяющими объединить здание с природой и осуществить постепенный переход от экстерьера к интерьеру. Следуя той же логике, архитектор отказался от традиции помещать дом на вершину холма, предпочитая вписывать его в рельеф. Примером может служить собственная резиденция Райта "Талиесин" , название которой отсылает к имени валлийского барда и переводится как "сияющий лоб". Именно "лоб", а не макушка холма, стал местом расположения дома и его пристроек.


Примечательно, что Фрэнк Ллойд Райт никогда не повторял уже найденные решения. В каждом случае он экспериментировал с формой и содержанием здания, ломая привычные представления о доме и его составных частях. Глухие стены, будучи утопленными вглубь террас или растворенные в стекле, визуально исчезли или превратились в подобие ширм и перегородок.

В проекте одного из офисных зданий архитектор полностью отказался от окон, применив ступенчатую конструкцию с зенитными фонарями на крышах, обеспечивающими равномерное освещение внутренних пространств. В жилых домах и коттеджах Райт также избегал стандартных оконных проемов, заменяя их на ленточное остекление. С помощью такого приема архитектор нивелировал и ненавистные ему углы, соединяя окна под прямым углом. Впоследствии этот принцип прочно вошел в современную архитектуру.

Во всех постройках Райта, а сегодня известно более 300 зданий мастера, поражает разнообразие их планировок. Всегда живописные, сложные и не повторяющие друг друга планы строятся на основе кругов, дуг, треугольников и прямоугольников.

Одним из самых значительных произведений мастера стал «Дом с водопадом», проект которого сам автор считал ярким отражением принципов органической архитектуры. Здание построено на основе массивных железобетонных консолей, нанизанных на каменные опоры в центре здания. Расположенные в асимметричном порядке, консоли образуют террасы и одновременно служат крышей для предыдущего уровня. Использование местного камня в облицовке дома позволило гармонично вписать постройку в природный ландшафт. Те же материалы архитектор применил и в отделке интерьера, создав непрерывную связь внешнего и внутреннего. Скала, на которой покоится здание, стала полноправным элементом интерьера гостиной, образовав уступчатый пол, который сохранили в неизменном виде. И главное украшение резиденции – прекрасный водопад, который струится прямо из подножия дома.

Художественные принципы Райта в современной архитектуре

Творчество Райта оказало огромное влияние на всю современную архитектуру, став толчком для рождения новых проектов. Стиль архитектора – яркий и узнаваемый, и в то же время трудно поддается повторению, ведь согласно концепции органической архитектуры каждая местность требует индивидуального подхода и диктует свои решения. Например, в России, в иных климатических условиях, вытянутые приземистые постройки оказываются неоправданными с экономической точки зрения, так как требуют устройства дорогого фундамента. Однако ряд других фирменных элементов архитектора вполне применим и в нашем климате. С их помощью можно создать эффектную стилизацию или дать тонкий намек на творчество великого Райта:

При проектировании дома в органическом стиле нельзя забывать, что архитектура Райта – это, прежде всего, не набор отдельных элементов, а гармония с окружающим ландшафтом. Поскольку каждый участок уникален, то и для строительства дома в стиле Райта предпочтительны индивидуальные проекты . Если же используется типовое решение , то его необходимо откорректировать в соответствии с особенностями места.

Художественные принципы Райта нашли отражение в некоторых проектах «Азбуки Строительства». Самый яркий пример - дом в поселке «Александровская» , в архитектуре которого содержатся отсылки к ранним работам Райта, в частности – к резиденции Уиллитса.

Российский вариант – более компактный, что отвечает принципу целесообразности и нашим традициям. Но структура здания с пологой крышей, вертикальными членениями, контрастной отделкой фасада, ризалитами и выступающими объемами входных зон схожа с архитектурными решениями Райта. Дом построен из газобетона , для отделки используется кирпич контрастных цветов, а также деревянный планкен. Исходя из принципа рациональности, масштабы столбов и декоративных тяг увязаны с размером кирпича.

Несмотря на свою лаконичность и сдержанность, дома в духе Райта не выглядят слишком просто. Напротив, они всегда выделяются из общей массы построек своим стильным, целостным и концептуальным образом. Подобный особняк становится образцом «новой роскоши», где главной ценностью является не богатство отделки и декоративных деталей, а отточенное до совершенства архитектурное решение и тщательно подобранные детали. Дом образует единое целое с окружающим ландшафтом, а выступающие объемы и террасы обеспечивают непрерывную связь внутреннего и внешнего пространства. И одно из главных достоинств «райтовского» здания – индивидуальная, свободная планировка, которая подчиняется прежде всего удобству и комфорту обитателей, а не законам симметрии и другим правилам традиционной архитектуры.


1. По фундаменту.

Плита на свайном основании - есть такой тип фундамента, но используется обычно при больших нагрузках (типа 24-этажный дом) и слабых грунтах. Возможно, в Вашем случае имеется в виду ж/б лента на сваях под несущие стены с ж/б перекрытием? Впрочем, если есть геология и квалифицированный инженер-конструктор, то это ему и решать (вместе с Вами).

2. По крыше. Плоская крыша ничему не противоречит - современные технологии и материалы позволяют. Важно, чтобы был рабочий проект, архитектурный и конструктивный разделы.

3. По большим окнам. Доводилось размещать заказ на окна высотой 7 метров. Общались в двух крупных известных новосибирских фирмах, в одной из них плотно работали с главным конструктором (и архитектором того объекта), и без дополнительных горизонтальных несущих элементов обойтись не смогли (в алюминии). Этот вопрос надо прямо сейчас, до окончания работы над проектом, решать с оконщиками, потому что горизонтальные элементы полностью изменят этот смотрящий в лес фасад.

4. По планировкам. Это обычно результат совместной работы архитектора и Заказчика, и не участвуя в этом процессе, критиковать сложно. Но очевидно, что один совмещенный с/у на 4 спальни - это неудачное решение, по современным представлениям о комфорте. Хотя бы отдельный с/у в хозяйской спальне желательно добавить.

5. Про чертежи планов этажей. Будут ли они дальше дорабатываться до такой степени, чтобы по ним можно было строить? Должны быть обозначения осей, размеры, привязки и т. д. Что делает архитектор - эскизный проект или рабочие чертежи (удивили буквы АР в графе "стадия" в штампе)?

6. Про будущее строительство. По опыту, если есть хоть что-то нестандартное (а в Вашем доме много непривычного для местных строителей), то крайне желательно иметь рабочие проекты с хорошо проработанными узлами, иначе потом на площадке начнутся бесконечные головоломки и дискуссии, и вообще есть риск того, что что-то из нарисованного на картинках не удастся в точности реализовать.

Спасибо Вам за ответ!
1. Геология следующая: 1-я категория сложности СП 11-105-97 Суглинок и ниже супесь. Возможно строительство двухэтажного дома с применением любого, в том числе и ленточного фундамента...
Но там был старый фундамент, простоявший 20 лет. Его вытащили. Образовался котлован, который необходимо засыпать и утрамбовать. Еще необходимо поднять весь участок до уровня асфальта подходящего к въезду. Т. е. плита ляжет на утрамбованный грунт. Причем где-то глубина этого грунта будет около 3 метров, а по краям утрамбованный ляжет на старый грунт. Получаются разные грунты под плитой. Общался с разными конструкторами. Меня пугают и советуют делать сваи. Или ростверк со сваями. Но есть мнение, что буро-набивные сваи достаточно затратное мероприятие...) И есть смысл увеличить бюджет и просто сделать цоколь. Снова на распутье...
2. Возможно. Но как-то к ней душа не лежит.
3. Интересно... А не подскажете, что за компании, с которыми общались по витражам?
Горизонтальные элементы, действительно, все в корне способны изменить.
4. Спасибо за совет. Обязательно обдумаю.
5. С архитектором была договоренность, что он сделает полностью все, включая дизайн помещений.
Пока на сегодняшний день (прошло уже почти три месяца у меня только эскиз). Также он предлагал ряд решений, которые меня насторожили: 1. просто засыпать старый фундамент (цоколь) и на нем расположить плиту. 2. В монолитной конструкции он зачем-то хотел делать металлические столбы...
6. Абсолютно с Вами согласен. Спасибо за замечания. Рад был бы пообщаться он-лайн.

Строительство крыши начинается с выбора приемлемого архитектурного решения, которое будет отвечать вкусам и требованиям будущих владельцев. Кровля является неотъемлемой частью идеи архитектора и реализованного проекта. При этом довольно сложно говорить о выборе универсального варианта, который подходил бы для всех без исключения типов жилых строений и отличался интересным внешним видом. Тем не менее, именно о таких проектах хотелось бы рассказать и показать, как строится универсальная крыша своими руками пошагово с применением современных материалов.

Выбор конструкции крыши: красивый дизайн и оптимальная технология

Выбор проекта дома и конструкции крыши сложен тем, что практика только классического строительства насчитывает несколько десятков вариантов. Каждый из них обладает своими особенностями и преимуществами, анализ которых для частных строителей становится непосильным. В результате выбор склоняется в сторону низкобюджетной и технологически простой двухскатной крыши. Но если речь пойдет о функциональности, дизайне и оптимальной технологии возведения, то классический вариант, очевидно, будет модифицирован.

Вальмовая кровля

К функциям возводимых современных крыш относят утепление дома, его звукоизоляцию, дополнительное тёплое помещение на мансардном этаже, аэродинамические характеристики с низкой ветронагрузкой и скатную форму для отвода осадков. Обычно для этих целей возводится вальмовая крыша, собираемая из закрепленных к стеновой или каркасной конструкции стропил. Ее преимущество состоит в возможности проектирования таким способом практически любых кровельных конструкций, в том числе, со сложными и нестандартными формами.

Вальмовая кровля – это классическая четырехскатная крыша. Известны многочисленные модификации, в том числе, полувальмовые двухскатные решения. Двухскатную крышу с определенными допущениями можно отнести к полувальмовой. Наиболее часто в строительстве применяются следующие вальмовые конструкции:

  • классическая четырехскатная с угловыми ребрами от конька и прямыми стропилами с правильной геометрией конструкции;
  • полувальмовая датская с вертикальным фронтом;
  • шатровая с треугольной формой всех вальм.

Модифицированная двухскатная кровля мансарды для компактных домов

Несмотря на привычный внешний вид, двухскатная крыша отвечает самым строгим требованиям функционального дизайна, что можно проиллюстировать с помощью фото проектов. В этих проектах есть общие элементы, которые делают дом более привлекательным, речь идет о выносном балконе и наличии полноценного второго этажа. При этом у этих домов есть и недостатки – это малая площадь и небольшая высота потолков подкровельного жилого пространства. Комнаты можно использовать как спальни и детские, что нельзя назвать рациональным решением для домов небольшой площади.

Архитекторы отличаются тем, что в своих проектах нередко неожиданно объединяют конструкции и получают интересные решения. Представьте теперь, как можно соединить двухскатную крышу и полноценный второй этаж. Именно так и сделал всемирно известный архитектор-постмодернист Фрэнк Райт. Многим известно его крылатое выражение: «Крыша – это символ дома».

Многих читателей при выборе проекта для строительства крыши привлечет дом Фрэнка Райта в стиле шале с очень интересной мансардной крышей, который он спроектировал для одного из своих клиентов. Это компактное строение имеет полноценные жилые помещения на первом и втором этаже, а также террасу с уличным камином. Проект и конструкция крыши вполне подойдет для загородного дома или дачи. Вертикальное расположение окон мансарды и козырьки защищают их от солнца и осадков.

Подобные выносные конструкции крыши могут быть одно- и двухсторонними. Особенностью дома-шале является, прежде всего, технологичность постройки. Фактически речь идет о возведении двухэтажного дома, к которому удачно пристроена кровля. Первый этаж представляет собой фундамент, собранный из дикого камня, второй этаж и мансарда сделаны из вручную профилированного бруса.
Если всмотреться, крыша окажется комбинированной: двухскатная крыша является больше оформительским элементом, а над выносными окнами встроена в общую конструкцию односкатная кровля. Монтаж крыши похожего дома без слуховых окон приведен в видео и отличается технологической простотой.

Подобные конструкции крыши имеют место и в классическом домостроении. Речь идет о двухскатных мансардных крышах со слуховыми окнами. При этом комнаты на втором этаже такого дома будут ожидаемо менее светлыми и просторными.

Четырехскатная кровля для больших одноэтажных домов

Приведенный выше пример отлично подходит для участков и домов малой площади, где нужно максимально практично использовать жилое и приусадебное пространство. Для больших одно- и двухэтажных домов без мансардного этажа лучше всего подойдет четырехскатная вальмовая кровля. Их иногда называют домами в стиле Френка Райта.

Четырехскатная кровля универсальна и часто применяется в подсобных и технических помещений. Преимущества такой крыши – безопасный и относительно лёгкий монтаж для одного рабочего, небольшой расход материалов без отходов, низкие ветронагрузки и эстетичность. С помощью четырехскатной кровли можно возводить и мансардный этаж с хорошей освещенностью и довольно комфортными помещениями.

Иногда такие здания называют «домами прерий». Действительно Фрэнк Райт долго работал в Азии, он заимствовал многие архитектурные элементы из традиционных строений восточных стран. Одновременно на него повлияли традиции домостроения Восточной Европы, откуда он родом. Жизнь в Америке сформировала привязанность к колониальному стилю.

Расчет конструкции и проектирование крыши

Итак, в своем выборе для самостоятельного строительства крыши лучше остановиться на универсальных вариантах. Они отличаются более технологичным монтажом, который можно сделать без привлечения помощников. Для этих целей обосновано лучше выбрать комбинированную двухскатную кровлю со вторым этажом для компактных коттеджей, а также четырехскатный вариант для больших домов и приусадебных построек. Проектирование крыши потребует знания некоторых терминов и названия конструкционных элементов, которые приведены на фото.

Конструктивная схема

Проектирование крыши проводится с помощью программных приложений Sketchup и Аркон. Профессионалы могут воспользоваться Autocad и Scad. В этом подразделе приводится видео по проектированию мансардной кровли с полноценными жилыми помещениями. Рассказывается подробно, как делается крыша своими руками поэтапно с использованием доступных инструментов.

Комбинированный вариант шале Фрэнка Райта может быть рассчитан подобным образом (не приводим по причине возможных авторских претензий). При этом учитывайте, что такой дом может быть подвержен большим ветронагрузкам, чем коттедж со стандартной мансардной крышей. Практически речь идет о комбинировании полноценного второго этажа с двухскатной кровлей и односкатными элементами. Угол наклона кровли в шале Фрэнка Райта составляет 45 градусов, наклон скатов – 25 градусов. Высота потолков в мансардных этажах обычно не превышает 2,6-2,7 м, но может быть увеличена за счет дополнительных нижних балок профилированного бруса.

Расчет нагрузок на кровлю

  • от собственного веса кровли после проектирования конструкции;
  • кратковременную нагрузку от веса людей, нормативное давление составляет 1,5 kPa на балку перекрытия, с коэффициентом надежности 1,3;
  • снеговая нагрузка: на крышах со скатом больше 60 градусов не рассчитывается, если скат меньше 30 градусов, то коэффициент принимается за 1, при более крутом скате рассчитывается методом соизмеримо росту угла. Как высчитывается снежная загрузка с учетом снегового района РФ, о чем рассказывается в видео;
  • ветровые нагрузки с ветреной и подветренной стороны, подробную инструкцию см. в видео.

В заключение нужно проверить результаты расчетов нагрузки на конструкцию мансарды отдельно и в совокупности, что также подробно освещается в видео-уроке. Нормативные требования отражены в СНиП 2.01.85 «Нагрузки и воздействия» и «Изменения к СНиП 2.01.85».

Видеоинструкция по расчету нагрузок на кровлю:

Расчетная схема и конструктивный расчет

При расчете мансардной крыши с помощью программного приложения Scad можно визуализировать значения нагрузок, какие именно балки будут испытывать наиболее сильное механическое давление. В видео-инструкции приводятся формулы точного расчета конструкции кровли.

Если вы хотите упростить себе задачу, что вполне допустимо в выбранном проекте, использовать стандартные кровельные балки для перекрытий и стропил. Для мауэрлата могут быть применны балки от 10*10 см до 20*20 см. Минимальный шаг между стропилами составляет 120 см, он может быть увеличен до 180 см.

При увеличении количества стропил «на глаз» учитывайте увеличивающуюся нагрузку на фундамент и конструкцию стены. В случае каменного фундамента этим можно пренебречь. Размер сечения бруса может варьироваться от 8*10 до 10*20. В рассматриваемом примере стены на втором этаже придают достаточную жесткость конструкции, поэтому можно вполне остановиться на кровельной балке 8*20, что немного удешевит материалы. Ширина балки 20 см используется для утепляемых помещений и соответствует толщине утеплителя.

С целью экономии средств можно делать больший шаг стропил во всех проектах с большими углами наклона крыши, так как вся нагрузка в этом случае распределяется на несущие стены. Это характерно и для нашего проекта.

Видеоинструкция по способам получения расчетной схемы и конструктивного расчета мансардной кровли

Проектирование и расчет четырехскатной вальмовой кровли

Четырехскатная кровля, с одной стороны, требует довольно длительной подготовки кровельного леса, с другой - имеет невысокую конструкцию, в результате чего может быть сделана без привлечения помощников. Пример приведен в видео строительства вальмовой крыши для небольшого хозяйственного помещения или бани размером 4,66*5,20 м, которая имеет близкую к квадрату форму.

Функциональные преимущества вальмовой крыши

К функциональным преимуществам вальмовой крыши можно отнести отсутствие фронтона, в результате отсутствует необходимость зашивать крупные вертикальные плоскости. Кроме того, такая конструкция лучше защищает строение от осадков, так как фронтоны с двухскатной кровлей обычно заливаются во время сильных дождей.

Возвращаясь к особенностям конструкции, можно отметить, что дома с классической вальмовой кровлей совершенно оправдано называют «домами прерий», так как конструкция в сезон осадков надежно защищена от воды и минимизирует ветровые нагрузки. При этом такая крыша имеет повышенную снеговую нагрузку, о расчете которой рассказывалось выше, поэтому выбор нужно делать с учетом региона строительства.

Основное правило при проведении конструктивного расчета состоит в сохранении правильной геометрии классической четырехскатной конструкции и равных углов наклона всех 4-х вальм. В этом случае монтаж и плотницкие работу будут значительно проще, а также не возникнет проблем с подшивкой свесов.

Видеоинструкция по расчету и строительству вальмовой крыши для бани

Подготовка конструктивного расчета

Проектирование стропильной системы начинают от конька или вершины каждой вальмы. Стропила размещаются с равным шагом. В случае с каркасной баней в качестве базового расстояния между стропилами используется длина конька, стропила размещены на равных расстояниях от центра. Если требуется проектирование сложной вальмовой кровли для жилого дома, предлагаем ознакомиться с видеоинструкцией монтажа. Для расчета простых конструкций может быть использовано мобильное приложение Zhitov Calc для Android, специально разработанное с целью использования ее в «полевых» условиях.

Видеоинструкция применения калькулятора расчета вальмовой кровли

Пример расчета датской и других вальмовых крыш

Вальмовая кровля может иметь различные формы. На фото приведен один из примеров датской кровли.

Видеоинструкция по расчету и строительству датской крыши

Монтаж стропильной системы

Особенности монтажа двухскатной кровли

В источниках и методических пособиях по монтажу двухскатной крыши можно найти различные варианты крепления. В случае с двухскатной мансардной кровлей крепление проводится с помощью металлической кровельной фурнитуры, которая в значительной мере облегчает многие плотницкие работы и обеспечивает высокую надежность крыши. Подобное может быть реализовано с помощью деревянных накладок - способ более трудоемкий, но также гарантирует необходимую надежность конструкции. В общем случае работы проводятся способами, показанными на фото.

Крыша своими руками пошагово фото

Схема крепления стропильной системы

Примеры крепления стропил к мауэрлату (шарнирная система)

Крепление стропил у конька

Крепление и сращивание мауэрлата

Обратите внимание, что надежность конструкции зависит от качества крепления крыши к несущим стенам. Для этих целей должен быть сделан армирующий бетонный пояс по всему периметру зданий, так как надежное крепление мауэрлата к стене шпильками возможно только к бетону. Аналогичное крепление к силикатному кирпичу, которое практикуют многие частные бригады строителей, не может обеспечить требуемые параметры крепления! Особое внимание нужно уделить сращиванию мауэрлата. Для этих целей практикуют прямой или косой замок, который стягивается болтами с широкими шайбами.

В общем случае между стеной и мауэрлатом делается рубероидная прокладка, для изоляции некоторые мастера применяют жидкую битумную мастику и другие составы. Вариантов гидроизоляции верхнего края несущей стены достаточно, чтобы сделать выбор в соответствии с бюджетом.

Способ крепления стропил к мауэрлату выбирают в зависимости от доступных материалов. Опытными строителями рекомендуется к использованию шарнирная система, обеспечивающая адаптационные качества кровельной конструкции. Благодаря отсутствию жестких креплений, крыша с шарнирными соединениями при сильных нагрузках не повреждается.

Видеоинструкция по монтажу мауэрлата:

Видеоинструкция по монтажу мансардной кровли своими руками по проекту дома (в стиле шале Френка Райта)

Монтаж четырехскатной кровли на фото

Предлагаем ознакомиться с особенностями монтажа четырехскатной кровли по фото промежуточных работ. Основной принцип крепления стропил сохраняется для всех типов крыш, при этом в зависимости от выбранного типа кровли есть свои особенности.

Вальмовая крыша своими руками пошагово видео:

Укладка кровельного материала

  • не требуются трудоемкие высотные работы по подъему строительных материалов;
  • оптимальное соотношение цены и качества, несмотря на более высокую цену;
  • любые цветосочетания и возможность выбора дизайна крыши;
  • легкий самостоятельный монтаж;
  • отличная звукоизоляция;
  • улучшенная гидроизоляция за счет использования осб-плиты и гидроизоляционного слоя;
  • простой ремонт повреждений.

Видеоинструкция по монтажу мягкой кровли (битумной черепицы):

Заключение

Решение сделать крышу своими руками полностью оправдано, так как в отдаленных районах частные строительные бригады выполняют работы со всевозможными нарушениями строительных норм и технологии. Поэтому самостоятельный монтаж – это, прежде всего, уверенность в надежности конструкции своей кровли. Из всех вариантов самым универсальным можно считать четырехскатную вальмовую кровлю. Для маленьких домов можно рекомендовать комбинированную мансардную крышу. На основании всего объема представленной информации можно без труда проектировать и возводить все типы универсальных крыш.